Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.Организация расчетов с внебюджетными фондами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
С БЮДЖЕТОМ И
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ
ФОНДАМИ
(Вторая лекция)
__________________________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ
ФОНДАМИ..................................................................................................4
Глава 2.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных
фондов......................................................................................................5
Глава 2.2. Пенсионный фонд Российской Федерации,
его функции, формирование и использование...................................13
Глава 2.3. Фонд социального страхования, его функции,
формирование и использование...........................................................28
Глава 2.4. Фонды обязательного медицинского страхования,
их функции, формирование и использование....................................35
Глава 2.5. Учёт страховых взносов во внебюджетные фонды..........44
Глава 2.7. Проблемы и перспективы функционирования
государственных внебюджетных фондов...........................................50
3
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
Внебюджетные фонды — важное звено системы государственных финансов. Они выражают форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей путем оказания
социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды имеют свою четко выраженную социальную направленность и предназначены для финансового обеспечения
приоритетных государственных социальных программ в условиях рыночной экономики. Государство мобилизует в эти фонды часть доходов хозяйствующих субъектов и населения для реализации конституционных прав граждан на:
• социальное обеспечение по возрасту;
• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях
потери кормильца, рождению и воспитанию детей и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном
обеспечении;
• оказание материальной помощи престарелым и инвалидам;
• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи
и др.
Правовой статус, порядок создания, деятельность и ликвидацию
государственных внебюджетных фондов определяют федеральным законодательством. Средства данных фондов находятся в федеральной
собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
4
Глава 2.1. Сущность и назначение государственных
внебюджетных фондов
В современном мире образование различных, притом весьма
значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах
средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные
фонды появились в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. Однако, правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших
объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали
создаваться особенно активно, первоначально в развитых, странах
Западной Европы.
Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих
острых социально-экономических проблем, решение которых по
разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных
для удовлетворения огромного круга общественных потребностей,
внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования
средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой,
тем не менее, она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, нe
позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существу-
5
ющие фонды можно условно разделить па два основных типа: экономические, и. социальные.
О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельствует само их название. Независимо от цели и способа формирования государственный внебюджетный фонд — это фонд, созданный
государством, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и
институциональной. Существенное значение имеют обозначенные в
названии особенности фонда: государственный внебюджетный
фонд — это, с одной стороны, фонд денежных средству созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом.
Государственные внебюджетные фонды представляют собой
элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет
единый источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального доходами. осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов
между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными
слоями и группами населения.
Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как
в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части
формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие
имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном назначении (аккумулируемые, средства, направляются на финансирование общественных потребностей).
Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с
бюджетом в российской практике проявляется особенно, отчетливо.
Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного
6
самоуправления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование
средств, фондов осуществляется по строго целевому назначению — на
государственное социальное страхование и социальное обеспечение,
финансирование отраслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производственной инфраструктуры отдельных, территорий и т. д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территориальных финансов. Существуют следующие основные источники финансовых ресурсов государственных,
внебюджетных фондов:
• специальные (целевые) налоги и сборы;
• отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;
• прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного
фонда;
• заемные средства.
Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законодательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий
или установленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Возникающее в том или ином периоде положительное сальдо
(профицит) внебюджетных фондов может, быть использован для приобретения ценных бумаг и получении доходов в форме дивидендов
или процентов, однако условия использования средств, как правило,
строго регламентируются.
Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской
Федерации в процессе рыночной трансформации. В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее, активно
происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР»
органы государственной власти и местного самоуправления имели
право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствующих органов власти.
7
Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государственные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные
дорожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
РФ; Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные
межотраслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.
Первыми социальными фондами стали:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Российской Федерации;
• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
В процессе функционирования государственных внебюджетных
фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные
двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как
властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в
том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала условия для злоупотреблений, которые и проявились на
практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных фондов и их консолидацию (объединение) в
бюджетной системе.
Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:
Конституция РФ — выступает главным источником права по
всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным внебюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов
социального государства, закрепленных в этом документе;
8
Налоговый кодекс РФ — в части, посвященной выплатам в
ПФР, ФОМС, ФСС, законодательно закрепляет источники поступления средств в государственные внебюджетные фонды;
Бюджетный кодекс — определяет основы функционирования
государственных внебюджетных фондов, как элементов бюджетной
системы РФ;
Нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности
отдельных фондов, — необходимы для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают
специфику деятельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики. Нормативные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализацию единой государственной политики в области
социального обеспечения.
В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды
определены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за
исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные положения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный
внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
и предназначенный для реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану, здоровья и медицинскую
помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда
9
формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в
ином порядке, предусмотренном указанным кодексом.
Установлено также, что вне федерального бюджета образуются
государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для
реализации конституционных прав граждан на:
• социальное обеспечение по возрасту;
• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
о социальном обеспечении;
• социальное обеспечение в случае безработицы;
• охрану здоровья и в получении бесплатной медицинской помощи.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации
государственных внебюджетных фондов определяются федеральным
законом в соответствии с Бюджетным кодексом.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в
федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются
(ст. 144 Бюджетного кодекса):
1.
Пенсионный фонд Российской Федерации;
2.
Фонд социального страхования Российской Федерации;
3.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и направляются
органам исполнительной власти на рассмотрение законодательных
(представительных) органов в составе документов и материалов, пред10
ставляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов
на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый
год.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации па рассмотрение законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о
бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете
на очередной финансовый год.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются
за счет:
• обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов
осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии о бюджетам и указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется
11
Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и
представляется органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется, органами, обеспечивающими
контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федераций, в порядке, установленном
Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.
Порядок и сроки представления отчетности государственных
внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.
Двадцатипятилетний период функционирования государственных социальных внебюджетных фондов показал, что в последние
годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных
внебюджетных фондов.
Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов.
С 2010 года был отменен ЕСН. После вступление в силу закона
№ 212-ФЗ был осуществлен переход к системе страховых взносов, которые включают пенсионное, социальное, а также медицинское страхование.
12
Глава 2.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его
функции, формирование и использование
Пенсионный фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемым в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная
система обеспечивает конституционное право граждан па социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для
воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством. Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного
Совета РСФСР №442-1 от 22.12.90 г.
В 1991 г. Верховным Советом РФ было утверждено Положение
о Пенсионном фонде РФ. Это положение является основной правовой
базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели
создания, источники доходов, направления расходования средств, организацию руководства деятельностью.
В целях развития пенсионной системы, было принято постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. «О мерах по реализации
концепции реформы пенсионного обеспечения». Было признано неудовлетворительным состояние действующей на тот момент системы
пенсионного обеспечения, сформулированы основные цели реформы
и принципы, на которых она должна проходить. В числе этих принципов заложена идея государственного пенсионного страхования. Значительное внимание в концепции было уделено индивидуальному персонифицированному учету. В целях реализации концепции в 1996 г. был
принят Закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования».
В рамках проведения пенсионной реформы были приняты следующие Законы:
• «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
• «О трудовых пенсиях в РФ»;
• «О государственном пенсионном обеспечении».
13
Эти законы внесли существенные коррективы в реализацию
прав. граждан на пенсионное обеспечение. В целях упорядочения поступления доходов в бюджет Пенсионного фонда были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся уплаты взносов в
этот фонд.
Пенсионный фонд является юридическим лицом, финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
На Пенсионный фонд возложены следующие задачи:
1.
Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также
финансирование расходов, относящихся к предметам ведения фонда;
2.
Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других
граждан, сумм для выплат государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по
случаю потери кормильца;
3.
Капитализация средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц;
4.
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным
законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация
и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
5.
Межгосударственное и международное сотрудничество
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции
фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке
14
межгосударственных и международных договоров и соглашений по
вопросам пенсий и пособий;
6.
Изучение и обобщение практики применения нормативных актов но вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение
предложений по ее совершенствованию;
7.
Проведение научно-исследовательской, работы в области
государственного пенсионного страхования;
8.
Проведение разъяснительной, работы среди населения и
юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании
программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением
фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав правления входят председатель, первый заместитель,
заместители председателя правления и исполнительный директор
фонда, а также управляющие отделениями фонда.
В состав правления фонда могут входить также представители
общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление фонда выполняет следующие задачи:
• несет ответственность за выполнение функций, относящихся к
компетенции фонда;
• определяет перспективные и текущие задачи фонда;
• утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его
структуру и штаты;
• назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии
фонда и руководителей его отделений;
15
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда. Правление Пенсионного фонда возглавляет председатель.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции фонда и его региональных органов образуется ревизионная
комиссия.
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным фонда в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и. сведения, относящиеся
к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
Пенсионный фонд осуществляет расходование денежных
средств по следующим направлениям:
• выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание органами социальной защиты населения материальной
помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности фонда и сто органов;
• другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
•
•
•
•
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
16
ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их. семьям социальных пенсий, пособий па детей в возрасте старше
полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а
также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и
компенсаций гражданам; пострадавшими чернобыльской катастрофы, на расходы но доставке и пересылке пенсий и пособий;
• средств, возмещаемых Пенсионному фонду Министерством социального развития и здравоохранения населения РФ в связи с
назначением досрочных пенсий безработным;
• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате
предъявления регрессных требований;
• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации
средств фонда и других поступлений.
Принятие Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение
для упорядочения процесса пенсионного обеспечения в РФ в целях
определения:
• видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граждан;
• составных частей пенсий;
• источников финансирования различных видов пенсий;
• условий возникновения права на пенсию.
Пенсии можно классифицировать в соответствии с законами, на
основании которых они назначаются:
• пенсии, назначаемые в соответствии с Законом №173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
• пенсии, назначаемые в соответствии с Законом №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
•
17
В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная
выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного
дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением
им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи
застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а
также нетрудоспособные члены семей умерших кормильцев при
соблюдении определенных условий.
Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий:
• трудовая пенсия по старости;
• трудовая пенсия по инвалидности;
• трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Также устанавливаются составные части каждого вида пенсии.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
• базовой части;
• страховой части;
• накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
• базовой части;
• страховой части.
Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется
Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», разграничивающим источники, за счет которых финансируется та или иная часть трудовой пенсии.
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой
18
и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета
Пенсионного фонда РФ.
При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений,
учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета
застрахованного лица.
В Законе «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик. Под обязательным,
пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в
пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной
власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию
наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться
негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые
предусмотрены федеральным законом. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию
являются:
• лица, производящие выплаты фактическим лицам, в том числе
организации, индивидуальные предприниматели, физические
лица;
• индивидуальные предприниматели, адвокаты.
19
В целях указанного федерального закона частные детективы и
занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Застрахованные лица — лица, на которых распространяется
обязательное пенсионное страхование в соответствии с законом. К
ним относятся следующие группы лиц:
• работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному Договору;
• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
• работающие за пределами территории Российской Федерации в
случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
• являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования;
• иные категории граждан.
Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом
заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица)
или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями для целей настоящего закона, о Пенсионном фонде признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
• страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
• страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
20
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
• социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших па день смерти.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших
на день смерти.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование —
индивидуально возмездные обязательна с платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых, является обеспечение права
гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному
страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов,
учтенной на его индивидуальной лицевом счете.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующим законом.
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
• пенсия за выслугу лет;
• пенсия по старости;
• пенсия по инвалидности;
• социальная пенсия.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
• федеральные государственные служащие;
• военнослужащие;
• участники Великой Отечественной войны;
• граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
• нетрудоспособные граждане.
•
21
Финансирование пенсий по государственному пенсионному
обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования
бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств па цели обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
отдельно учитываются суммы страховых взносов па накопительную
часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование,
выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы
бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части
трудовой пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования
хранятся на счетах фонда, открываемых учреждениям Центрального
банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых, на конкурентной основе определяется Правительством РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
• страховых взносов:
• средств федерального бюджета;
• сумм пеней, и иных финансовых санкций;
• доходов от размещения (инвестирования), временно Свободных
средств обязательного пенсионного страхования;
• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных
лиц;
22
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включаются в состав доходной и расходной частей
бюджета Пенсионного фонда.
Средства бюджета фонда имеют целевое назначение и направляются на:
• выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федераций
трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в
сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной
в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной
части трудовой пенсии;
• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
• иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, непредусмотренные бюджетом Пенсионного фонда на
соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом
порядке.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда создается резерв.
•
23
Контроль за использованием средств бюджета фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом
страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.
Регистрация страхователей в органах Пенсионного фонда является обязательной и осуществляется в территориальных органах ПФР.
Ставки страховых взносов устанавливаются:
• для выступающих в качестве работодателей страхователей;
• для выступающих в качестве работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых,
семейных, общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Работодатели – ключевые участники российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
которые они начисляют и уплачивают в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, – это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.
Пенсионный фонд России является администратором страховых
взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Плательщиками страховых взносов являются:
• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
• самозанятое население: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся
частной практикой, не производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам.
24
Если плательщик относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Порядок уплаты страховых взносов
15 число каждого месяца – последний день уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за
предыдущий месяц на бумажном носителе, не позднее 20 числа — на
электронном носителе. Уплачивать необходимо ежемесячно. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий
за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.
Все что, касается ставок страховых взносов, то в 2015 году они
составят:
• в ПФР — 22% – основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
• в ФСС России — 2,9%;
• в ФФОМС — 5,1% – тариф страховых взносов на обязательное
медицинское страхование;
• выплаты, превышающие предельную величину, облагаются
только взносами на ОПС – 10% (п. 4 ст. 8 и п. 1 ст. 58.2 Закона
№ 212-ФЗ).
Некоторые категории плательщиков применяют пониженные тарифы страховых взносов. Они также освобождены от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу 10%.
ВАЖНО! В соответствии с внесенными изменениями с
2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское
страхование в бюджет ФОМС будет производиться по установленным
тарифам со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год,
за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
25
База для начисления страховых взносов определяется отдельно в
отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и
опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.
Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования
необходимо отдельными расчетными документами, которые направляются в банк с указанием соответствующих счетов Федерального
казначейства и кодов бюджетной классификации. Страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать единым расчетным документом без деления на страховую и накопительную части, как это было ранее. При отсутствии банка плательщики
страховых взносов – физические лица могут уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.
ВАЖНО! Сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, работодатели должны определять точно – в рублях и копейках. До
2015 года сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие фонды, определяли в полных рублях.
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также подготовка отчетности по уплаченным и начисленным
платежам происходит по той же схеме, что и на обязательное пенсионное страхование. При перечислении страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования страхователь обязан указывать в платежных поручениях свой регистрационный номер.
ВАЖНО! С 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных
специалистов), временно пребывающим на территории РФ, начисля26
ются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.
Гарантирование пенсий
Система гарантирования прав застрахованных лиц в системе
обязательного пенсионного страхования (система гарантирования
пенсионных накоплений) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от
28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных
лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской
Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных
накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств
пенсионных накоплений» (Закон № 422-ФЗ).
Основная задача системы — гарантировать сохранность пенсионных накоплений физических лиц, формирующих накопительную
пенсию (застрахованные лица) в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР), либо в одном из негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному
страхованию (НПФ).
Накопительная пенсия формируется за счет:
• страховых взносов работодателей для лиц 1967 года рождения и
моложе;
• взносов по программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
• средств (части средств) материнского (семейного) капитала,
направленных на формирование накопительной пенсии;
• дохода, полученного от инвестирования вышеуказанных взносов и средств.
Гарантирование пенсионных накоплений осуществляется Агентством посредством выплаты гарантийного возмещения, которое
производится при наступлении одного из следующих событий (гарантийные случаи):
27
аннулировании лицензии НПФ на осуществление деятельности
по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и
(или) признании его банкротом и открытии в отношении такого
НПФ конкурсного производства;
• недостатке суммы взносов на день установления застрахованному лицу пенсионных выплат за счет средств пенсионных накоплений;
• снижении размера резерва ПФР по обязательному пенсионному
страхованию ниже минимального уровня, установленного Правительством Российской Федерации.
Агентство гарантирует возмещение всех взносов и средств, отраженных на счете накопительной пенсии застрахованного лица, за
исключением накопленного инвестиционного дохода. При этом размер назначенных за счет средств пенсионных накоплений выплат гарантируется полностью и не может быть уменьшен.
Выплата гарантийного возмещения осуществляется Агентством
за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений, являющегося финансовой основой системы гарантирования. Основным
источником формирования указанного фонда являются гарантийные
взносы НПФ, поставленных на учет в системе гарантирования пенсионных накоплений (фонды-участники), и Пенсионного фонда Российской Федерации.
•
Глава 2.3. Фонд социального страхования, его функции,
формирование и использование
Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после
Пенсионного фонда крупным источником финансовых ресурсов,
предназначенных на социальные цели.
Фонд создан в целях обеспечения государственных гарантий в
системе социального страхования и повышения-контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования
и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
28
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
Фонд образован в целях реализации конституционного права
граждан на социальное обеспечение в случаях, установленных законодательством РФ, и выплату гражданам в этой связи следующих видов
пособий:
• по временной нетрудоспособности; беременности и родам;
• женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
• при рождении ребенка;
• по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
• на погребение или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
• санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
В соответствии с Законом от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование определено как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан
от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. В этом же
документе определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
1.
Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
2.
Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц;
3.
Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному социальному страхованию независимо
от финансового положения страховщика;
29
4.
Государственное регулирование системы обязательного
социального страхования;
5.
Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системой
обязательного социального страхования;
6.
Обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
7.
Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8.
Обеспечение надзора и общественного контроля;
9.
Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Правовые основы деятельности, фонда установлены Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные
средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении
фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения
правлением фонда утверждаются председателем фонда.
Задачи фонда:
1.
Обеспечение гарантированных государством пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам,
30
вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижений им возраста полутора лет, а
также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
2.
Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социальной страхования;
3.
Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
4.
Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
5.
Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для, системы государственного социального
страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
6.
Сотрудничество с аналогичными фондами (службами)
других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства фонда формируются за счет:
1.
Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующий субъектов
независимо от форм собственности);
2.
Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3.
Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по
государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;
31
4.
Доходов от инвестирования части временно – свободных
средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и
банковские вклады. Помещение этих средств фонда в банковские
вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период;
5.
Добровольных взносов граждан и юридических лиц;
6.
Поступления иных финансовых средству не запрещенных
законодательством;
7.
Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций)
лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других, атомных объектах гражданского или
военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
8.
Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья
или профессионального) заболевания; недоимок по обязательным платежам; сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к
страхователям, и др.).
Средства фонда направляются на:
1.
Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также
социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного, перечня ритуальных услуг;
32
2.
Оплату дополнительных выходных, дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
3.
Оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные па территории Российской
Федерации, и в санаторно-курортные учреждения, в государствах —
участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации,
а также на лечебное (диетическое) питание;
4.
Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
5.
Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
6.
Частичное содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского
состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
7.
Оплату проезда к месту лечения и обратно;
8.
Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездна)
определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования,
утвержденной фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка России;
9.
Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата
управления фонда;
33
10. Финансирование деятельности подразделений органов,
исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту,
трудовых, прав работников, охрану труда (включая подразделения
надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
11. Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования охраны труда;
12. Осуществление иных мероприятий в соответствии, с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда, активно участвующих реализации мероприятий по социальному страхованию;
13. Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам, социального страхования.
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается
зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Для обеспечения, контроля за правильным начислением и
своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от
форм собственности трудовыми коллективами образовываются
комиссии до социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные, по социальному страхованию
решают вопросы о расходовании средств социального, страхования,
предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для
санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств фонда, рассматривают спорные
вопросы обеспечения пособиями по социальному страхованию.
34
Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.
Страховые взносы, начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, да которые по действующим нормативным актам страховые, взносы не начисляются.
Работодатели и банки обязаны представлять работникам фонда
необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности
фонда, в соответствии с законодательством.
Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и
банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в фонд к
ним применяются финансовые санкции.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты
страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется
фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской
Федерации; а за правильным и рациональным расходованием этих
средств на предприятиях — фондом с участием профессиональных союзов. Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате
контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов,
пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы фонда с
учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствий
с законодательством.
Глава 2.4. Фонды обязательного медицинского
страхования, их функции, формирование и
использование
Медицинское страхование является формой социальной защиты
интересов населения в охране здоровья. Таким образом, фонды обязательного медицинского страхования — это государственные внебюд35
жетные фонды, созданные в целях управления обязательным медицинским страхованием и соответственно обеспечения условий для реализации гражданами РФ конституционного права на медицинскую
помощь.
К правовым документам, непосредственно регулирующим деятельность фонда, относятся:
1.
Федеральный закон от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
2.
Устав Федерального фонда обязательного Медицинского
страхования, утвержденный постановлением Правительства РФ и
определяющий задачи, функции, источники формирования; органы
управления, контроль за деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской федерации.
Основными задачами федерального фонда являются;
• обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
• обеспечение предусмотренных законодательством Российской
Федерации, прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
• участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания
36
объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на, всей территории Российской Федерации.
В соответствии с установленными задачами выделяются следующие функции федерального фонда:
• осуществление выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по
обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
• проведение финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
• организация разработки нормативно-методических документов,
обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
• разработка совместно, с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
• осуществление сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
• организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;
• внесение предложений по совершенствованию законодательных
и нормативных актов по вопросам медицинского страхования;
• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
• осуществление международного сотрудничества по вопросам
обязательного медицинского страхования;
• обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
37
осуществление других мероприятий по вопросам, относящимся
к обязательному медицинскому страхованию.
Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Источники формирования финансовых средств фонда:
• часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
• ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
• добровольные взносы юридических и физических лиц;
• доходы от использования временно свободных финансовых
средств Федерального фонда.
Имущество Федерального фонда обязательного медицинского
страхования является федеральной собственностью и закрепляется за
ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность. Доходы от такой деятельности, а
также доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации возложенных на фонд
задач.
В частности, временно свободные финансовые средства фонда в
целях их защиты от инфляции используются для размещения
банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно-свободных финансовых
средств фонда могут быть использованы на финансирование только
тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами
фонда.
Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением
и его постоянно действующим исполнительным органом – исполни•
38
тельной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Исполнительный директор фонда назначается на должность Правительством РФ. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление фонда но мере необходимости, по не реже одного
раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется на рассмотрение Правительства РФ. Федеральный фонд ведет
учет и отчетность в установленном порядке.
Ликвидация и реорганизация фонда осуществляются в случае
принятия соответствующего федерального закона и проводятся в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, как и федеральный, созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, являются
юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Территориальные фонды подотчетны
соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Основными задачами территориального фонда (согласно соответствующему положению) являются:
• обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
• обеспечение предусмотренных законодательством Российской
Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского
страхования;
• обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
39
обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования.
В соответствии с вышеперечисленными задачами выделяются
следующие функции территориального фонда:
1.
Осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками),
заключившими договоры обязательного медицинского страхования по
дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым
правлением территориального фонда;
2.
Выравнивание финансовых ресурсов городов и районов,
направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
3.
Предоставление кредитов, том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых
средств;
4.
Накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
5.
Разработка правил обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;
6.
Контроль за рациональным использованием финансовых
средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
7.
Осуществление взаимодействия с Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
8.
Предоставление Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информации о финансовых ресурсах системы
обязательного медицинского страхования и другой информации, в
пределах своей компетенции;
9.
Проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;
•
40
10. Осуществление других мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан.
Финансовые средства территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Источники образования финансовых средств территориального
фонда обязательного медицинского страхования:
1.
Часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, а также средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
2.
Доходы, получаемые от использования временно свободных финансовых средств и нормированного, страхового запаса финансовых средств территориального фонда;
3.
Финансовые средства, взыскиваемые со страхователей,
медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в
результате предъявления им регрессных требований;
4.
Добровольные взносы физических и юридических лиц;
5.
Иные поступления, не запрещенные законодательством
РФ.
Временно свободные финансовые средства территориального
фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения
банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых
средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда могут быть использованы на следующие цели:
• пополнение фондов территориального фонда;
41
выравнивание условий деятельности медицинских учреждений,
осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
• экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
• организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний
среди граждан.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным
органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою
деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором территориального фонда.
Функции правления территориального фонда обязательного медицинского страхования:
1.
Определение перспективных задач фонда;
2.
Утверждение положения о ресурсах территориального
фонда;
3.
Участие в согласовании с соответствующим органом исполнительной власти кандидатуры на должность исполнительного директора;
4.
Согласование с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;
5.
Установление порядка отчислений финансовых средств в
территориальный фонд его филиалами;
6.
Утверждение годовых отчетов о результатах деятельности
территориального фонда, определение направления использования
прибыли территориального фонда, нормированного страхового запаса
его финансовых средств и порядка покрытия убытков;
•
42
7.
Представление па утверждение в органы государственной
власти нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
8.
Формирование ревизионной комиссии.
Кандидатура исполнительного директора территориального
фонда, а также положение об исполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждан соответствующей, территории и порядок определения дифференцированных подушевых
нормативов на обязательное медицинское страхование отдельных
групп населения утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Исполнительный директор формирует исполнительную дирекцию территориального фонда, структура и состав которой утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление территориального, фонда по мере необходимости, но
не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности территориального фонда, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам представительной и
исполнительной власти.
Отчет о доходах и использовании средств территориального
фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной
власти и публикуется в средствах массовой информации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по
объемам аккумулируемых в нем средств значительно уступает Пенсионному фонду и Фонду социального страхования.
43
Глава 2.5. Учёт страховых взносов во внебюджетные
фонды
При выплатах персоналу работодатель должен уплачивать страховые взносы. В общем случае это взносы на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование, а также страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Взносы в ПФР, ФОМС и ФСС необходимо перечислить практически со всех видов выплат работникам. Во всяком случае, если с
ними заключены трудовые договоры. Исключением являются выплаты, упоминание о которых содержится в статье 9 Закона от 24 июля
2009 г. № 212-ФЗ. Например, страховые взносы не уплачиваются с
сумм, выплачиваемых в связи с увольнением сотрудников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), с компенсационных выплат за неиспользованный отпуск (напротив, не связанных с
увольнением), с выплачиваемой сотрудникам материальной помощи,
все виды государственных пособий и т. д.
Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда выплаты производятся работникам, которые трудятся на основании гражданско-правового договора. Они также облагаются взносами, кроме той части, которая подлежит перечислению в Соцстрах (подп. 2 п. 3 ст. 9 Закона от
24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Как бы то ни было, в отличие от того же НДФЛ, который удерживается из заработка сотрудника, взносы уплачиваются за счет самого работодателя, из его кармана. Иными словами, расчеты с внебюджетными фондами – расходы. О том, как их отражать в бухгалтерском
учете, и пойдет речь.
Организация учета
При организации учета страховых взносов необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразви-
44
тия России от 18 ноября 2009 г. № 908н (да лее – Порядок). Согласно
этому документу, работодатели обязаны вести учет:
• начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;
• уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
• произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;
• расчетов по средствам обязательного социального страхования
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с Соцстрахом.
Причем в последнем случае речь идет не только об отражении
тех сумм, которые были потрачены на уплату взносов, но и сумм, полученных из ФСС.
Необходимость организации учета данных сумм введена в обязанность неспроста. Расчеты с фондами производятся в особом порядке. Ведь по факту работодатели перечисляют не все суммы начисленных взносов: прежде рассчитанные взносы в Соцстрах можно уменьшить на величину пособий, которые финансируются за счет данного
фонда. Например, на суммы оплаты пособий по временной нетрудоспособности. Правда, только в пределах тех сумм, которые финансируются ФСС согласно нормам законодательства.
Те суммы, на которые можно уменьшить величину перечисляемых в ФСС средств, четко прописаны в Порядке. Речь идет о следующих видах выплат:
• пособия по временной нетрудоспособности;
• пособия по беременности и родам;
• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
• единовременное пособие при рождении ребенка;
• ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
• социальное пособие на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела;
45
пособия по нетрудоспособности, беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж периодов службы, и
чернобыльцев;
• оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц для
ухода за детьми-инвалидами.
Порядок вменяет в обязанность вести учет начисленных и уплаченных взносов, выплаченных пособий и расчетов с Соцстрахом абсолютно всем работодателям вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Таким образом, нет никакой разницы, уплачивает ли организация налог на прибыль или применяет спецрежим.
Учитываются взносы по каждому сотруднику: за конкретный
месяц и нарастающим итогам с начала периода. Дело в том, что по
факту достижения суммы выплат конкретному работнику определенной величины начисление взносов можно прекратить.
При проведении проверок инспекторы в первую очередь будут
сверять показатели карточек по учету сумм начисленных страховых
взносов с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению», рассчитывая и сравнивая
суммы, отраженные в Главной книге. Также регистры бухгалтерского
учета по счету 69 будут сравниваться с суммами, отраженными в
РСВ-1 ПФР. Такое руководство к действию приведено в распоряжении правления ПФ РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р «Об утверждении
Методических рекомендаций по организации проведения выездных
проверок плательщиков страховых взносов».
Предел для взносов в ПФР составляет 711 000 рублей (сверх
платится также 10 процентов), в ФСС – 670 000 рублей, в ФФОМС –
нет лимита.
В данном случае нужно напомнить об изменениях в расчете пособий в Пенсионный фонд, которые произошли в текущем году. Правило «предельной величины» взносов перестало в полной мере распространяться на обязательное пенсионное страхование. По факту достижения указанного размера выплат расчет взносов в ПФР не прекра•
46
щается, просто уменьшается размер страхового тарифа. В общем случае исчисление взносов на ОПС с месяца, в котором произошло превышение предельного размера выплат, нужно производить по ставке
10 процентов. Эта сумма идет на финансирование страховой части
трудовой пенсии – солидарная часть тарифа.
В остальном же составители Порядка призывают опираться на
законодательство о бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет
Страховые взносы признаются расходами по обычным видам
деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом
Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Отражать соответствующие
суммы на счетах необходимо в последний день месяца, за который
они начисляются.
Фиксируются суммы взносов на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для этого к счету 69 вам необходимо открыть субсчета:
• 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;
• 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
• 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Субсчет 69-1 имеет смысл разбить на два субсчета второго порядка:
• 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по страховым взносам»;
• 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний».
Для учета взносов к субсчету 69-2 «Расчеты по пенсионному
обеспечению» также нужно открыть субсчета второго порядка:
69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».
Аналитический учет взносов в Пенсионный фонд нуждается в
расшифровке и еще по одному показателю. Дело в том, что начиная с
47
этого года страховая часть трудовой пенсии включает в себя солидарную и индивидуальную часть.
Сумма начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний нужно отражать по дебету тех же счетов, на которых отражается начисление заработной платы и других доходов работникам.
После начисления заработной платы нужно сразу же отразить
начисление страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний следующими проводками:
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) — КРЕДИТ 69-1-1
– начислены страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Фонд
социального страхования;
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) — КРЕДИТ 69-1-2
– начислены взносы на страхование от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний с заработной платы работников;
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) — КРЕДИТ 69-3
– начислены страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Начисление взносов на обязательное пенсионное страхование в
учете отражают следующими проводками:
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) — КРЕДИТ 69-2-1
– начислены взносы на страховую часть пенсии;
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96) — КРЕДИТ 69-2-2
– начислены взносы на накопительную часть пенсии.
Непосредственное перечисление средств во внебюджетные фонды отражается по дебету счета 69:
ДЕБЕТ 69-1, 69-2, 69-3 — КРЕДИТ 51
– перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды.
48
Пример:
В январе 2012 года работнику основного производства И.И. Сидорову (1964 года рождения) была начислена заработная плата в сумме 18 000 руб.
Организация уплачивает взносы на страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 1%, а страховые взносы во внебюджетные фонды – по ставке 30%.
Страховые взносы, начисленные на страховую часть пенсии, составят 3960 руб. (18 000 руб. X 22%).
Для упрощения примера предположим, что при исчислении налога на доходы физических лиц Сидоров не имеет права на стандартные налоговые вычеты. Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 20 — КРЕДИТ 70
– 18 000 руб. – начислена зарплата работнику основного производства;
ДЕБЕТ 20 — КРЕДИТ 69-1-2
– 180 руб. (18 000 руб. X 1%) – начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 20 — КРЕДИТ 69-1-1
– 522 руб. (18 000 руб. X 2,9%) – начислены страховые взносы
во внебюджетные фонды в части, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования;
ДЕБЕТ 20 — КРЕДИТ 69-2-1
– 3960 руб. (18 000 руб. X 22%) – начислены страховые взносы
на страховую часть пенсии;
ДЕБЕТ 20 — КРЕДИТ 69-3
– 918 руб. (18 000 руб. X 5,1%) – начислены страховые взносы в
части, которая подлежит уплате в Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Отдельно хотелось бы остановиться на взносах, начисляемых с
отпускных. Дело в том, что с начала 2011 года практически все рабо49
тодатели обязаны отражать предстоящие отпускные в качестве оценочных обязательств, фиксируя их на счете 96 «Резервы предстоящих
расходов». Вполне логично, что и начисленные взносы с отпускных
следует отражать именно на этом счете. Для этого потребуется
открыть отдельный субсчет к счету 96.
При начислении взносов с отпускных соответствующие суммы
отражают по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами, на которых фиксируются сами отпускные.
Глава 2.7. Проблемы и перспективы функционирования
государственных внебюджетных фондов
Несмотря на огромные масштабы финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством социальных внебюджетных фондов, они
явно недостаточны для организации социальной защиты и социального обеспечения российского народа на приемлемом — по современным меркам развитых стран — уровне. В качестве общих для всех
внебюджетных фондов можно выделить следующие задачи:
• обеспечение строго целевого использования аккумулируемых в
этих фондах финансовых ресурсов;
• организация эффективного контроля за использованием средств
фондов, в том числе контроля за процессами их территориального распределения;
• проведение регулярного комплексного анализа финансовой деятельности фондов;
• повышение открытости бюджетного процесса;
• расширение предоставления информации о деятельности фондов.
Обеспечение целевого использования средств является главным
условием эффективного использования финансовых ресурсов и их
направления на цели, ради которых эти фонды созданы. С этой задачей связана и необходимость обеспечения контроля за рациональным
расходованием средств фондов. В обеспечении контроля за расходова50
нием средств, важную роль призвано сыграть казначейское исполнение бюджетов внебюджетных фондов.
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы,
которые должны реализовываться и в организации деятельности государственных внебюджетных фондов, является гласность и открытость
информации о фондах. Это тем более важно, что бюджеты фондов составляют в совокупности значительные объемы. Необходимость
открытости информации о деятельности фондов обусловливается также социальной значимостью выполняемых ими задач. Между тем
самого момента учреждения системы государственных социальных
внебюджетных фондов освещение их деятельности в массовых источникам информации носило ограниченный, к тому же далеко неполный
характер. Информация о финансовом состоянии фондов не публикуется в широкой печати. Более того, до недавнего времени она не всегда
публиковалась даже в регулярно выпускаемых сборниках Госкомстата РФ. И в настоящее время данные о формировании и использовании
финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов публикуются со значительной задержкой.
Масштабность проходящих через внебюджетные фонды, финансовых потоков вызывает необходимость их всестороннего анализа.
Анализ финансовой деятельности фондов необходимо проводить по
следующим основным направлениям:
• анализ выполнения плановых показателей деятельности фондов,
утвержденных соответствующими законами о их бюджетах;
• анализ целевого использования средств;
• анализ административных издержек фондов;
• развернутый анализ доходов и расходов, их динамики; анализ
капитала фондов;
• анализ бюджетов и финансовых потоков фондов;
• анализ динамики остатков денежных средств на счетах фондов.
Анализ выполнения плана доходов должен проводиться в увязке
с выполнением расходной части фондов, что важно не только при не51
выполнении плана поступлений доходов, но и при его перевыполнении. Необходима оценка фактического финансирования расходов как
с точки зрения непосредственных обязанностей фондов, так и административных и прочих расходов. При анализе доходов следует обращать внимание на их динамику и обусловившие ее причины. Собственно, увеличение суммы доходов не является показателем эффективной работы фондов, такое повышение может быть обусловлено
причинами, не зависящими от деятельности самих фондов, общим
экономическим подъемом, опережающим ростом заработной платы
работников бюджетной сферы по сравнению с коммерческими организациями и т. д.
В любом случае при анализе поступлений доходов в фонды обязательного медицинского страхования следует: сравнивать темпы роста доходов фондов и темпы роста ВВП, темпы роста поминальной заработной платы в регионах, а также равномерность поступлений в
прочие внебюджетные фонды за анализируемый период. При анализе
расходов необходимо рассматривать динамику общей суммы расходов, изменения в структуре расходов, а также соответствие изменения
расходов изменению доходов.
Квалифицированно, проведённый анализ деятельности государственных социальных (внебюджетных фондов, объективно сделанные
выводы по его результатам позволят принять необходимые решения
по устранению недостатков в деятельности фондов и на этой основе
повысить эффективность их функционирования.
Конец второй лекции
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru
52