Организация работы транспортных средств
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Профессиональные требования к работникам транспорта.
Стажировка водителей.
Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
Требования предъявляются:
водитель транспортного средства категорий "B", "BE" (включая водителя легкового такси);
водитель транспортного средства категорий "C", "C1", "CE", "C1E" (далее водитель грузового автомобиля);
водитель транспортного средства категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (далее водитель автобуса);
водитель транспортного средства категории "Tb" (далее водитель троллейбуса);
водитель транспортного средства категории "Tm" (далее водитель трамвая);
водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
контролер технического состояния автотранспортных средств;
контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
1. К водителю транспортного средства категорий "B", "BE" предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
1.1. Водитель транспортного средства категорий "B", "BE" должен знать: Правила дорожного движения, основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа; основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; основы безопасного управления транспортными средствами; цели и задачи управления системами "водитель автомобиль дорога" и "водитель автомобиль"; особенности наблюдения за дорожной обстановкой; способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала; порядок вызова аварийных и спасательных служб; основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов; основы обеспечения детской пассажирской безопасности; последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств; методики по оказанию первой помощи; состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов; назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории; признаки неисправностей, возникающих в пути; меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения; влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения; правила и инструкции по охране труда при техническом осмотре транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами, правила эксплуатации транспортного средства.
1.2. Водитель транспортного средства категорий "B", "BE" должен уметь: безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории в различных условиях дорожного движения; соблюдать Правила дорожного движения; контролировать свое эмоциональное состояние; проверять техническое состояние транспортного средства; устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории, не требующие разборки узлов и агрегатов; обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства соответствующей категории, их перевозку либо прием, размещение и перевозку багажа; выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения; использовать зеркала заднего вида при маневрировании; прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению; своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях; оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; использовать средства тушения пожара; совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.
1.3. Водитель транспортного средства категорий "B", "BE" должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
1.4. Водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей категорий "B", "BE" не предъявляются.
2. К водителю грузового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
2.1. Водитель грузового автомобиля дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE", должен знать: назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски) ;правила и инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски), и обращении с эксплуатационными материалами, правила эксплуатации грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски).
2.2. Водитель грузового автомобиля дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE", должен уметь: контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов; использовать в работе различные типы тахографов.
2.3. Водитель грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
2.4. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.
3. К водителю автобуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE", предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
3.1. Водитель автобуса должен знать: особенности законодательства в области организации регулярных и
нерегулярных перевозок пассажиров автобусами; основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
3.2. Водитель автобуса должен уметь: проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки; обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов; использовать в работе различные типы тахографов.
3.3. Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
3.4. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.
6. К водителю автомобиля, осуществляющего перевозку опасного груза, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
6.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства, дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза, должен знать: общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов; основные виды опасности; информацию о защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов; превентивные меры и меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности; меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения, письменные инструкции и т.д.); маркировку, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета; действия водителя при перевозке опасных грузов; назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах; запрещение совместной погрузки в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер различных классов опасных грузов, а также грузов, не относящихся к категории опасных; меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов; информацию о ультимодальных перевозках; правила обработки и укладки упаковок; ограничения движения в тоннелях и инструкции по поведению в тоннелях (предотвращение происшествий, безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций и т.д.); поведение транспортных средств во время движения, включая перемещение груза; специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам; обязанности и ответственность водителя при перевозке опасных грузов, а также гражданскую ответственность водителя; меры безопасности, применяемые при перевозке опасных грузов.
6.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к умениям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза, должен уметь: оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом; контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз;принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
6.3. Наличие свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 202 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2012 г., регистрационный N 25404) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 144 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2014 г., регистрационный N 33137).
6.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
7. К водителю автомобиля, осуществляющему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающему данную перевозку, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
7.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку, должен знать: нормативные правовые акты, регулирующие перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов; основы государственного регулирования и контроля за перевозками крупногабаритных и тяжеловесных грузов; нормативные акты, регламентирующие требования к транспортным средствам, перевозящим тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы, и автомобилям, их сопровождающим.
7.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку, должен уметь: соблюдать ограничения и выполнять установленные предписания по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов; осуществлять сопровождение перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
7.3. В дополнение к требованиям, изложенным в пунктах 4.3 и 5.3 настоящих Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляются следующие требования к стажу (опыту) работы: к водителю автомобиля, осуществляющему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории; к водителю автомобиля, сопровождающему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.
9. К водителю автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
9.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен знать: основы правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении; основы регулирования и контроля транспортной деятельности, порядок лицензирования и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок; международные нормативные акты, регламентирующие технические и экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки, режимы труда и отдыха водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки; особенности обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок особых видов грузов, процедуры заполнения таможенной документации; порядок оформления документации при прохождении таможенного и других видов контроля; места, виды и методы проведения транспортного контроля.
9.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен уметь: применять правовые нормы, регламентирующие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении; проходить таможенные процедуры при организации перевозки различных видов грузов.
9.3. Наличие свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств участников СНГ, и решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 г. "О Единых требованиях к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств участников СНГ".
9.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров в международном сообщении, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к стажу (опыту) работы водителя, осуществляющего перевозки грузов в международном сообщении (за исключением опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов), не предъявляются.
10. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
10.1. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать: основы транспортного и трудового законодательства; нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта; порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей; схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер; требования завода изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей; графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер; тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер; основы экономики, организации труда и производства; расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер; расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер; маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки; правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
10.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь: организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам; принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов); инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях; обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации; принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств; заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления; рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели; выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки; составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену; координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта; принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог; проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий; обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении; осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины; организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
10.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"; наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
10.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
13. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
13.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать: нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты; назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок; правила технической эксплуатации транспортных средств; методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок; организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта; порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
13.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь: разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение; анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению; осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России; разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе; информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий; устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения; контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями; контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров; организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях; контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей; организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников; организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
13.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Стажировка водителей транспортных средств
Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.
В соответствии со Статьей 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:
• Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Так же в соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
То же самое сказано и в пункте 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Так же о стажировке сказано Пункте 13 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:
• Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Дополнительно, для компаний перевозчиков, в Приказе Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», есть пункте 1.3. Приложения № 2 с перечнем мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. В том числе в перечень этих мероприятий входит:
• проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
Не следует забывать что под водителями подразумеваются все лица допущенные к управлению ТС.
На основании всего вышеперечисленного однозначно определяем что с водителями нужно проводить стажировку. Далее еще раз перечислим в каких случаях должна проводиться стажировка водителей:
• Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств.
• Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года.
• Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.
• Водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
Кто должен проводить стажировку водителей
Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:
• Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Более подробно об этом сказано в Пункте 16 Приказа Минтранса № 59:
• Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Так же в этом пункте описаны требования к водителю-наставнику где сказано что он назначается из водителей:
• не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
• имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
• имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Так же следует обратить внимание на то что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования то водителя-наставника можно привлекать со стороны.
Когда в какие сроки проводится стажировка
Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:
• Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано:
• Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
Что, где и как доводят до водителя на стажировке
В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Пункт 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29 дословно это повторяет:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Безопасные методы и приемы выполнения работ. Понятно что под этой формулировкой понимается обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС. В этом документе должно быть четко и последовательно описано какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на несколько рабочих смен. Количество часов стажировки устанавливается работодателем. В документе должна быть указана информация разбитая на следующие темы:
• Рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;
• Подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;
• Погрузка и выгрузка автомобиля;
• Маршруты движения;
• Анализ возможных ДТП;
• Пожарная безопасность.
Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводится на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. Об этом сказано в пункте 15 Приказа Минтранса № 59:
• Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
В процессе стажировки должен вестись стажировочный лист. Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:
• номер стажировочного листа;
• фамилия, имя и отчество водителя;
• сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
• фамилия, имя, отчество водителя-наставника;
• дата и время прохождения, количество часов стажировки;
• замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
• заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Окончание стажировки
По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен. Об этом сказано в Статье 225 Трудового кодекса РФ:
• Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Детального описания процесса экзамена нет, соответсвенно он может быть как устным так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29:
• Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
После приема экзамена в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте делается запись о прохождении стажировки. Согласно ГОСТ 12.0.004-2015, утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст, форма А.5 журнала инструктажа на рабочем месте имеет следующие графы:
• Дата;
• Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
• Год рождения;
• Профессия, должность инструктируемого;
• Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
• Причина проведения внепланового инструктажа;
• Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
• Подпись инструктирующего;
• Подпись инструктируемого;
• Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).
Именно в последних столбцах, в графах 10 — 12, делается отметка о результатах прохождения стажировки.
Итог
При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
• Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;
• Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
• Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19;
• Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2;
• ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).
Стажировка проводится перед допуском водителя к самостоятельной работе, в течение месяца после приема водителя на работу и после проведения с ним первичного инструктажа на рабочем месте. Продолжительность стажировки определяет работодатель. Стажировка проводится со следующими работниками:
• Водителями транспортных средств;
• Лицами, впервые принимаемые на работу в качестве водителей;
• Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, более одного года;
• Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;
• Водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
Стажировку проводит водитель-наставник на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. В процессе стажировки ведется стажировочный лист. По окончании стажировки проводится экзамен.
Документальное обеспечение стажировки:
• Программа стажировки;
• Приказ о назначении водителя-наставника;
• Приказ о проведении стажировки;
• Стажировочный лист;
• Журнал инструктажа на рабочем месте.
Организация проведения медицинских осмотров водителей автотранспортных средств
Предрейсовый медицинский осмотр
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед выездом на линию. Для их проведения администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с приведенным в Приложении № 2 перечнем. Медицинский осмотр проводится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Приглашая на осмотр индивидуально каждого водителя, медицинский работник должен обратить внимание на: как обследуемый заходит в кабинет, на его походку, внешний вид и поведение. Осмотр начинается с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.
Медицинские осмотры должны проводиться при достаточном освещении. Медицинский работник обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледность или покраснение кожи. Определяется состояние слизистых глаз и склер (гиперемия, желтушность). Особую значимость при осмотре приобретает состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет (живая, вялая или отсутствует). Температура тела измеряется по показаниям. При осмотре в обязательном порядке измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений.
Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:
• наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 0С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
• повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя.
• нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.
Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал установленного образца.
При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должна быть указана дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
Отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются в дневное время к дежурному врачу поликлиники. В случае, если отстранение водителя от работы связано с временной утратой трудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в поликлинике нет приема, медицинский работник, оказав первую помощь, предлагает работнику явиться на следующий день в поликлинику, а в случае надобности - вызвать врача на дом. При этом он выдает водителю справку за своей подписью. В справке указывается час освобождения от работы, приводятся краткие данные о характере заболевания или травмы, о температуре тела и т.д. Справка составляется в произвольной форме.
Врач поликлиники, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист в установленном порядке. Если же врач признает его трудоспособным, то выдает справку об отсутствии противопоказаний для допуска к работе. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществляется строго индивидуально по рекомендациям врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья водителя. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.
Медицинский работник один раз в год, а также при первичном выявлении больных составляет списки лиц, состоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе. Медицинский работник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, и результаты доводит до сведения руководителя организации.
Руководители организаций ежемесячно проверяют результаты предрейсовых медицинских осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих алкоголь и наркотики.
Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.
Послерейсовый медицинский осмотр водителей.
Согласно статье 23 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Послерейсовый медицинский осмотр водителей правомочен проводить медицинский работник, прошедший подготовку по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. При этом данный медработник должен являться сотрудником организации, имеющей лицензию с указанием на медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) как вид разрешённой медицинской деятельности.
То есть закон обязывает работодателя, осуществляющего деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовать не только предрейсовый осмотр, но и послерейсовый медицинский осмотр.
С учётом того, что подзаконные акты Минздравсоцразвития не регламентирует порядок проведения послерейсового осмотра, то послерейсовый осмотр принято проводить также, как и предрейсовый осмотр.
При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха медицинский работник ставит штамп в путевом листе.
В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
Результаты проведенного послерейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал.
В случае, если послерейсовый медицинский осмотр проводился с контролем трезвости водителя и в результате алкотестер показал отклонение от нормы, либо в исследованной иммуно-хроматографическими экспресс-тестами моче выявлен наркотик, о данном факте должен быть извещён непосредсвенный начальник данного водителя и/или администрация.
В этом случае администрация должна направить водителя на медицинское освидетельствование для установки факта употребления алкоголя и состояния опьянения.
Предварительный медицинский осмотр водителя
До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.
Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), определен п. 48 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).
Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении исследований, определен Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приложение № 2 к Приказу № 302н).
Предварительный медицинский осмотр проводится в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Для того чтобы организовать проведение предварительных медицинских осмотров, работодатель должен заключить договор с одной из указанных медицинских организаций (п. 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Методические рекомендации, утвержденные Минздравсоцразвития России 14.12.2005).
Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под роспись направление (п. 7 Порядка проведения медицинских осмотров). В направлении работодатель указывает:– наименование организации;
– форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
– наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
– вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
– фамилию, имя, отчество соискателя;
– дату рождения соискателя;
– наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель;
– наименование должности (профессии) или вида работы;
– вредные и (или) опасные производственные факторы.
Направление подписывается работодателем (уполномоченным представителем). Работодатель должен вести учет выданных направлений (п. 8 Порядка проведения медицинских осмотров).
Помимо направления будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка проведения медицинских осмотров):
– паспорт (документ, его заменяющий);
– паспорт здоровья работника (при наличии) (учетная форма № 125/у-ПЗ утверждена Приказом Минздрава России от 18.06.2013 № 382н);
– решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Водители автомобилей обязаны проходить его не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; далее – Перечень психиатрических противопоказаний).
После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам (п. 12 Порядка проведения медицинских осмотров). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника), второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 14 Порядка проведения медицинских осмотров). Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор.
Работодатель не вправе допускать работника к данной работе, если им не пройден предварительный обязательный медицинский осмотр (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Если соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к такому виду работ, заключение трудового договора не допускается.
Соискатель, которому отказано в заключении трудового договора, вправе потребовать сообщить причину отказа. Работодатель обязан сообщить ее в письменном виде (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).
За нарушение порядка проведения предварительных медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):
– для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб.;
– должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.
Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предварительного медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Периодический медицинский осмотр водителя
Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).
Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров).
Периодические медицинские осмотры проводятся в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров).
При направлении работников на периодический осмотр работодатель должен выполнить следующие действия:
а) составить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, и в течение 10 дней направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 20, 21 Порядка проведения медицинских осмотров). В списке указываются:
– наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
– наименование вредного производственного фактора согласно перечню факторов (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н), а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда. Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
б) составить поименный список лиц, которые должны пройти осмотр (п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров), в котором должны быть указаны:
– имя, фамилия, отчество, профессия (должность) работника;
– структурное подразделение, в котором работает работник;
– вредный производственный фактор или вид работы;
в) направить в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра поименный список, составленный и утвержденный работодателем. Дата начала проведения периодического осмотра заранее согласовывается с медицинской организацией (п. 23 Порядка проведения медицинских осмотров);
г) согласовать календарный план проведения периодического осмотра, составленный медицинской организацией (п. 25 Порядка проведения медицинских осмотров);
д) ознакомить работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения медицинских осмотров);
е) выдать направление на периодический медицинский осмотр (п. 24 Порядка проведения медицинских осмотров).
После проведения периодического осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых сразу выдается работнику для представления работодателю, у которого он должен храниться (например, в личном деле работника), а второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 31, 32 Порядка проведения медицинских осмотров).
Если работник признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел осмотр, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) в соответствии с установленными правилами (абз. 4 ст. 76 ТК РФ).
Медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического осмотра оформляет заключительный акт. В составлении акта также принимают участие представители работодателя и территориального органа Роспотребнадзора (п. 42 Порядка проведения медицинских осмотров). В акте указываются:
– численность работников, прошедших периодический осмотр. Данные сведения отражаются в табл. 10 формы-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н);
– рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия;
– результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
– другие сведения, предусмотренные п. 43 Порядка проведения медицинских осмотров.
Акт составляется в четырех экземплярах и заверяется печатью медицинской организации. Один экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его утверждения медицинская организация направляется работодателю (п. п. 44, 45 Порядка проведения медицинских осмотров).
Помимо указанного осмотра один раз в пять лет водители автомобилей обязаны проходить (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, п. 37 Порядка проведения медицинских осмотров, Перечень психиатрических противопоказаний):
– обязательное психиатрическое освидетельствование;
– осмотр в центре профпатологии или другой медицинской организации, имеющей право на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, например, в случае наличия у водителя заключения о предварительном диагнозе профессионального заболевания.
За нарушение установленного порядка проведения периодических медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):
– для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб.;
– должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.
Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения периодического медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).