Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 15 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА1(часть2)
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Организация ремонтного хозяйства. Организация транспортно-складского хозяйства.
Организация материально-технического обслуживания
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНОГО ХОЗЯЙСТВА
Научно-технический прогресс сопровождается постоянным насыщением
производства
высокопроизводительным
оборудованием,
автоматическими
и
полуавтоматическими линиями, станками и машинами с программным управлением,
роботами и манипуляторами и другой современной техникой. Эксплуатация сложной и
многообразной техники повысила требования к организации ее обслуживания,
своевременному и качественному ремонту. Ежегодные расходы на ремонт составляют 12–
18% от общих цеховых расходов.
Задача ремонтной службы предприятия - обеспечение постоянной работоспособности
оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для
ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение
качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.
Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия
(ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 1
Функции ремонтной службы предприятия:
- разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
- планирование ППР (планово-предупредительных ремонтов);
- планирование потребности в запасных частях;
- организация ППР и ППО (планово-предупредительного обслуживания), изготовления
или закупки и хранения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;
- организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей
(СОЖ);
- разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и
модернизации оборудования;
- контроль качества ремонтов;
- надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.
1
1
Рис. 1. Структура ремонтной службы предприятия
Для повышения качества и снижения себестоимости ремонта проводятся
специализация изготовления защитных частей и централизация капитального ремонта
оборудования. Широкое распространение получили специализация и кооперирование
ремонтных баз, изготавливающих запасные части, ремонтирующих различные марки и
оборудование. Районные (межотраслевые) и отраслевые заводы по ремонту оборудования
с образованием оборотного фонда станков сокращают время пребывания оборудования в
ремонте.
Значительная часть ремонтных работ выполняется непосредственно на
предприятиях отделами главного механика (ОГМ) или главного энергетика (ОГЭ) и их
производственными подразделениями. В эти отделы входят специалисты по
проектированию деталей и узлов оборудования, разработке технологических процессов их
изготовления и проведению ремонта.
На большинстве предприятий основную ремонтную базу составляют ремонтномеханические цехи (РМЦ) и цехи по обслуживанию электропаросилового хозяйства. В
кузнечно-прессовом, заготовительном, автоматном, механообрабатывающем цехах
организуются цеховые ремонтные базы, которые подчиняются начальникам
производственных цехов, а по технологии работ – службам главного механика и главного
энергетика.
Ремонтно-строительные цеха (участки) осуществляют ремонт зданий и
сооружений. Особое место отводится подготовке производственных помещений и
работам в зимних условиях, которые ведутся по специально разработанным графикам.
Силами цехов выполняется перепланировок помещений и непромышленных объектов,
находящихся на балансе предприятий (детских садов, баз отдыха и т.д.). Как правило,
ремонтно-строительные цеха подчиняются отделам капитального строительства.
Цеха по изготовлению нестандартного оборудования (цеха малой механизации и
автоматизации) совместно с другими отделами разрабатывают и изготавливают
уникальные специализированные станки и механизмы, поточные линии, конвейеры
обработки и сборки, контрольно-измерительные устройства и другие нестандартные
средства производства. На небольших предприятиях нестандартное оборудование,
главным образом, шкафы, верстаки, тумбы для оснащения рабочих мест изготавливает
ОГМ. На средних и крупных предприятиях создается самостоятельная служба
механизации и автоматизации производственных процессов.
Ремонтное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и
производственных подразделений, занятых анализом технического состояния
2
технологического оборудования, надзором за его состоянием, техническим
обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по улучшению использования и
замене изношенного оборудования на более прогрессивное.
Функция ремонтно-эсплуатационной службы состоит в том, чтобы предупредить
неожиданные выходы оборудования из строя и вызываемые этим срывы в работе и
убытки.
За последнее время увеличились все виды издержек производства, но особенно
сильно – эксплуатационные расходы. Такое положение в значительной степени
объясняется повышением уровня механизации и автоматизации и вызванным этим
увеличением стоимости производственного оборудования, но рост расходов на ремонтноэксплуатационные нужды объясняется также тем, что увеличение этих затрат дает
хорошие результаты. Увеличение затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды приводит
к значительному снижению затрат на аварийные работы и приобретение нового
оборудования, а также потерь рабочего времени из-за простоев оборудования, т.е.
способствует повышению прибылей компании. Тем не менее не следует забывать, что
существует какой- то предел, превышение которого может сказаться на прибыли.
Ремонтно-эксплуатационная служба должна выполнять свои задачи так же эффективно,
как и другие производственные отделения
Планирование ремонтных работ
Планирование ремонта оборудования и электросиловых машин осуществляется на
основе системы планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации
технологического оборудования машиностроительных предприятий (ППР), которая
определяет виды и время проведения профилактического и ремонтного обслуживания с
учетом сроков эксплуатации различных станков и машин, групп ремонтной сложности.
Система ППР - это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по
уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят
предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования
определенного количества времени производятся его профилактические осмотры и
плановые ремонты: малые, средние, капитальные.
Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его
конструктивными и ремонтными особенностями, а также условиями эксплуатации. ППР
оборудования предусматривает выполнение следующих работ:
- межремонтное обслуживание;
- периодические осмотры;
- периодические плановые ремонты: малые, средние, капитальные.
Межремонтное обслуживание - это повседневный уход и надзор за оборудованием,
проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения
процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в
нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.
Периодические осмотры - осмотры, промывки, испытания на точность и прочие
профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество
отработанных оборудованием часов.
Периодические плановые ремонты делят на малый, средний и капитальный ремонты.
3
Малый ремонт - детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление
деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и
составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание
оборудования.
Средний ремонт - детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся
деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.
Капитальный ремонт - полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр,
промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую
точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.
На каждый ремонтный цикл приходится один капитальный ремонт
ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:
- продолжительности ремонтного цикла;
- продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности ремонтов;
- категорий ремонтной сложности (КРС);
- трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.
Ремонтный цикл - это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию
до первого капитального ремонта, или период работы между двумя капитальными
ремонтами. На каждый ремонтный цикл приходится один капитальный ремонт .Структура
ремонтного цикла - это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа
оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий
эксплуатации.
Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В
качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарновинторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.
Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по
видам работ:
- слесарные;
- станочные;
- прочие (окрасочные, сварочные и др.).
Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования
рассчитываются отдельно.
На каждый вид оборудования разрабатывается структура ремонтного цикла, в
котором последовательно чередуются капитальный, средний, малый ремонты и осмотры.
Например, структура межремонтного цикла средних металлорежущих станков
сроком эксплуатации до 10 лет выглядит следующим образом:
К – О – М – О – М – О – С – О – М – О – М – О – К,
где К – ввод в эксплуатацию оборудования или последний капитальный ремонт; С
– средний ремонт; М – малый ремонт;
Межремонтные циклы определяются в календарном времени. На основании
установленных ППР, чередования видов обслуживания и продолжительности периодов
между ними в межремонтном цикле разрабатываются календарные планы-графики
проведения ремонтных работ. Например, межремонтный период для среднего
металлорежущего станка составляет 9 лет, периоды между двумя средними ремонтами - 2
4
года, малыми ремонтами – 1 и осмотрами -полгода. Тогда график обслуживания станка во
времени будет соответствовать следующим срокам (см. табл. 1):
Межремонтное обслуживание включает устранение мелких повреждений и
регулирование исполнительных механизмов. Все перечисленные работы выполняются
строго по графику как мера предупреждения преждевременного выхода оборудования из
строя.
Таблица 1-График обслуживания станка
Плановые ремонты делятся по сложности и объему на малый, средний и
капитальный.
Они
выполняются
специалистами
ремонтно-механического
и
электропаросилового цехов, малый и средний ремонты проводятся в нерабочее время (в
резервную смену, выходные и праздничные дни). На время капитального ремонтов станки
отключаются, а их рабочее время исключается из плановой нагрузки. Сроки проведения
ремонтов согласовываются с начальниками тех производственных подразделений, где
эксплуатируются эти станки.
Системой планово-предупредительного ремонта определен комплекс техникоэкономических норм и нормативов, в том числе нормы трудовых и материальных затрат
на единицу ремонтной сложности и классификация различных видов оборудования по
группам ремонтной сложности. Например, токарно-винторезный станок марки 16К20
включен в 11-ю группу ремонтной сложности. Это значит, что при проведении
капитального, среднего и малого ремонтов нормы трудоемкости работ ни единицу
ремонтной сложности увеличиваются в 11 раз.
Например, трудоемкость работ на единицу ремонтной сложности составляет по
нормам на капитальный ремонт 23 ч, на средний – 16, на малый –4 ч. Тогда для
капитального ремонта станка марки 16К20 требуется 253 ч (23 х 11), для среднего – 176 и
для малого – 44 ч.
Все расчеты затрат по видам обслуживания в соответствии с календарным
графиком объединяются в сводный план ремонтных работ (табл.2).
Таблица 2- Сводный план ремонта оборудования по заводу
5
Плановая численность ремонтных рабочих рассчитывается исходя из планового
объема работ и расчетного времени одного рабочего. Например,объем слесарных работ
равен 37 400 ч, численность слесарей (приноминальном фонде времени одного рабочего
2000 ч) – 19 чел. (37 400:2000),станочников – 8 чел. По численности станочников
определяется парк механообрабатывающего оборудования.
Затем составляется смета затрат на единицу ремонтной сложности по видам ремонта
(табл. 3).
На основе расценок и объема работ по видам исчисляется себестоимость услуг ремонтномеханического и электропаросилового цехов.
Затраты по всем видам ремонтного обслуживания относятся к издержкам производства.
Планирование производства нестандартного оборудования осуществляется в соответствии
с планом организационно-технических мероприятий. В плане определяются
наименование, количество средств механизации и автоматизации и условно-годовая
экономическая эффективность от внедрения. На каждую единицу нестандартного
оборудования составляется калькуляция с определением цены.
Цеху механизации устанавливают объем производства в стоимостном выражении, лимиты
материальных, трудовых затрат, уровень накладных расходов, себестоимость продукции и
прибыли, лимит численности работающих и фонд заработной платы.
Таблица 3 -Смета затрат на единицу ремонтной сложности
Выбор показателей для транспортных цехов связан с конкретизацией их
функций. Если в составе транспортного цеха предприятия имеются маневровые
железнодорожные средства (тепловозы, платформы и т.д.), парк грузовых автомобилей, то
в состав показателей включаются объемы перевозок в тоннах или тонно-километрах,
себестоимость перевозок, другие показатели, характерные для транспортных организаций.
Ремонтно-строительному цеху (участку) устанавливается объем работы в ценностном
выражении. Для этого рассчитывается сметная стоимость объектов, предусмотренная
планом. По установленным заданиям и составу работ планово-экономическим отделом
определяются лимит численности рабочих и фонд заработной платы, задание по
производительности труда в нормо-часах на одного рабочего. Предварительно сметы
согласовываются с планово-экономическим отделом и утверждаются руководителем
предприятия. На каждый вид ремонтных работ открывается заказ, на который относятся
все затраты, связанные с выполнением работ.
Стоимость всех видов технического обслуживания относится к издержкам производства
путем включения этих расходов в статьи комплексных затрат: на содержание и
эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы. Затраты на изготовление
нестандартного оборудования возмещаются из прибыли производства.
6
Организация ремонтного хозяйства действующего крупного предприятия включает
выполнение комплекса работ.
1. Анализ производственной и организационной структуры предприятия на предмет
пропорциональности,
прямоточности,
непрерывности
и
автоматичности
производственных процессов.
2. Анализ уровня специализации, комбинирования с целью оптимизации этих параметров.
3. Анализ технологического оборудования по следующим показателям
(факторам):
– необходимость данного оборудования;
– удельный вес неустановленного оборудования;
– удельный вес оборудования, находящегося в ремонте;
– средний возраст технологического оборудования (по группам);
– удельный вес физически изношенного оборудования;
– коэффициент сменности работы технологического оборудования;
– коэффициент использования оборудования по производительности (по
группам);
– коэффициент использования оборудования по времени (по группам);
– анализ фондоотдачи;
– анализ структуры активной части основных производственных фондов.
4. Разработка предложений по совершенствованию форм организации производства,
производственной и организационной структур предприятия.
5. Разработка предложений по улучшению использования оборудования.
6. Разработка норм потребности в оборудовании для замены изношенного, технического
перевооружения и капитального строительства.
7. Разработка норм потребности в запасных частях для технологического оборудования.
8. Разработка норм потребности в различных видах материалов и энергии для
технологического оборудования и других объектов производственных фондов.
9. Расчет потребности в производственных площадях для ремонтного хозяйства.
10. Расчет потребности в трудовых ресурсах для ремонтного хозяйства и фонда
заработной платы для них.
11. Расчет показателей планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования (по
видам):
– анализ соблюдения ППР на предприятии;
– структура межремонтного цикла по видам оборудования;
– трудоемкость ремонтов оборудования (по видам ремонта и видам
оборудования);
– потребность по видам ресурсов для различных видов ремонта;
– параметры организации ППР оборудования предприятия во времени и
пространстве.
12. Организация ремонтных работ.
13. Организация межремонтного обслуживания.
14. Организация материально-технического снабжения ремонтного хозяйства
предприятия.
15. Разработка, контроль и стимулирование стратегического плана повышения
эффективности работы ремонтного хозяйства.
В условиях развития рыночных отношений наблюдается углубление расширение
специализации и интеграции. Поэтому большинство перечисленных работ могут
7
выполнять специализированные фирмы (предприятия, организации), которые могут
обеспечить высокое качество работ и приемлемые цены на их выполнение.
Ремонтное хозяйство предприятия возглавляет главный механик, подчиняющийся
главному инженеру (техническому директору).
Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения
эффективности его функционирования могут быть:
1) в области организации производства – развитие специализации и кооперирования в
выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;
2) в области планирования воспроизводства – применение научных подходов и методов
менеджмента;
3) в области проектирования и изготовления запасных частей – унификации и
стандартизации элементов запасных частей применения систем автоматического
проектирования
на
основе
классификации
и
кодирования,
сокращение
продолжительности проектных работ и повышения их качества;
4) в области организации работ – соблюдение принципов рациональной организации
производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов
и ЭВМ;
5) в области технического надзора, обслуживания и ремонтов ОПФ – развитие
предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня
ремонтно-механического цеха, усиление мотивации труда и др.
Организация транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех
грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств
в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и
погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения
себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и
типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл4
Таблица 4- Классификация транспортных средств предприятий
Признак
1. Зона применения
Характеристика
1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними
транспортными системами:
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портами и др. предприятиями
1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами,
участками, рабочими местами):
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между
участками и рабочими местами);
8
2. Вид транспортного
средства
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между
рабочими местами)
2.1. Колесный транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики;
- электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы
Рисунок 2- Кран-балка
9
Рисунок 3– Шнековый транспортёр
Рисунок4 – Гравитационный ролльганг
Рисунок5 -Подъемник
10
Структура
транспортной
службы
предприятия
зависит
от
особенностей
производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура развитой транспортной службы
(приборостроительного) предприятия приведена на рис.6
машиностроительного
Рис.6 - . Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков
и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами
транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в
государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и
утилизации транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия
и грузопотоки.
Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный
промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
11
Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении
между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным
маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия
является составление шахматной ведомости (рис 7).
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехиотправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и
склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее
поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма
итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних
грузопотоков.
Цехи -отправители
Цехи -получатели
1
2
3
4
5
Сумма отправленных
грузов из цеха
(итог строк)
1
2
3
4
5
///////
///////
///////
///////
///////
Сумма поступлений
грузов в цех
П (итог граф)
Пц1
Пц2
Пц3
Пц4
Пц5
Грузооборот предприятия
Рис 7 Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и
по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях
являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их
организацией;
12
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом
Организация складского хозяйства предприятия
Задачи складского хозяйства
Основными задачами складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного процесса;
- отгрузка готовой продукции.
Структура складского хозяйства (рис.5) зависит от специфики производственного
процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Функции подразделений складского хозяйства:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
- организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений
порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
- постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
- своевременное обеспечение производственного процесса материалами,
комплектующими изделиями и т.д.; создание условий, предотвращающих хищение
материальных ценностей;
- строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ,
ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических изделий, химикатов и т.п.);
- комплектование готовой продукции, ее консервация, упаковка подготовка отгрузочной
документации и отгрузка.
13
Рисунок 8 –«Мезанин»- складской комплекс
Рисунок 9 - Гравитационные стеллажи
14
Рисунок 10–Складское оборудование
Рисунок 11– Вид крытого освещаемого склада
15
Рис. 12. Структура складского хозяйства
Механизация и автоматизация складских работ - основное направление
совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и
передачей их в производство. Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из
вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров);
автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары,
перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления
складом и т.д.
16
Рисунок 13 - Автоматизированный склад
Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с
программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но
имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.
В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования
все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.
Рисунок 14 – Схема работы системы штрих-кодирования на предприятии
Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)
Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). Задача
ОМТС - бесперебойное материальное обеспечение производства в соответствии с планом
выпуска продукции. Структура ОМТС показана на рис. 15
17
Рис. 15. Структура службы МТС предприятия
Основные функции ОМТС:
- разработка нормативов запасов материальных ресурсов;
- планирование потребности в материальных ресурсах и в увязка ее с планом
производства и нормативами запасов;
- поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям
качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен, условий платежей и
поставок, транспортно- заготовительных расходов и т.д.;
- заключение договоров на поставки;
- организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и оперативное
регулирование выполнения договоров поставок;
- организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;
- оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными
ресурсами;
- учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;
- надзор за рациональным использованием материалов в производстве.
Планирование МТС. План материально-технического снабжения - это совокупность
расчетных документов, в которых обоснована потребность предприятия в материальных
ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС.
План МТС разрабатывается с учетом:
- производственной программы;
- нормативов запасов материальных ресурсов;
18
- норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
- планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства новых
изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых
объектов и т.д.;
- остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
- установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
- цен на все виды материально-технических ресурсов.
Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется по формуле
где Qi - объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
ni - норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур.
ед.);
m - количество наименований изделий.
Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле
где Zн.з - норма запаса материала;
Zм.ф - фактическое наличие материалов на предприятии;
Gм.н.п - необходимое количество материалов для изменения незавершенного производства;
Gм.экс - потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.
Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
- основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных
частей;
- изготовление технологической оснастки и инструмента;
- изготовление нестандартного оборудования и модернизация оборудования;
- проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления опытных образцов и экспериментальных
работ);
- реконструкцию цехов, участков;
- ремонтно-эксплуатационные нужды;
- капитальное строительство;
- работы социально-культурной и бытовой сфер;
- создание запасов.
19