Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация как система

  • 👀 390 просмотров
  • 📌 339 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация как система» docx
Организация как система Определение системы В п. 2.1 отмечалось, что функциональным назначением организации как процесса служит создание новых и совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа. Как видно из приведенной схемы тот объект, который определяется как система является результатом процессов организации, самоорганизации или смешанных процессов. Система, в данном случае, – это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно (рис. 3.1).   Рис. 3.1. Система как результат процессов организации и самоорганизации   При этом возникает вопрос: можно ли объект характеризуемый как «система» определить и как «организация»? По мнению В. Алиева вполне достаточно общих признаков, которые делают тождественными понятия «система» и «организация». Каждая система может быть определена и как организация т.е. «упорядоченно действующая целостность», или «соединение объектов, объединенных регулярным взаимодействием или взаимозаменяемостью», или «комплекс взаимодействующих компонентов». Однако не каждая организация может быть признана системой. Это относится, например, к организациям с явно выраженными признаками физической аддитивности. Свойство физической аддитивности проявляется у системы, как бы распавшейся на независимые элементы. Так, организация-банкрот вряд ли может ассоциироваться с системой. У нее отсутствует главный признак системы любого типа – целостность. Переменные такой организации – персонал, технологии, ресурсы и др., представляют собой просто совокупность элементов, которые принято называть компонентами, т.е. частями целого не обладающими свойствами системы. В. Афанасьев считает, что систему следует определить как совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям. Этот принцип появления у целого свойств, не выводимых из наблюдаемых свойств частей и связей между ними, особенно заметно проявляющихся в сложных больших системах, назван У. Р. Эшби принципом эмерджентности. Эмерджентность (целостность), таким образом, является ключевым признаком системы. Поэтому понятие «система» чаще всего определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность. Элементы являются составными частями каждой системы. Они могут в свою очередь представлять собой системы, т.е. быть подсистемами. В организационных системах постоянно идет процесс преобразования, в ходе которого элементы изменяют свое состояние. В процессе преобразования входные элементы трансформируются в выходные. На рис. 3.2 Представлена схема системы и ее окружения   Рис. 3.2. Системные объекты   Входом называется то, что воздействует на систему со стороны внешней среды. Функцией входа является возбуждение силы, которая обеспечивает систему ресурсами, поступающими в процесс. Вход может принимать одну или более из следующих форм: результат предшествующего процесса, последовательно связанный с данным; результат предшествующего процесса, беспорядочно связанный с данным; результат процесса данной системы, который вновь вводится в нее. Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Выход может быть определен как назначение, для достижения которого системные объекты, свойства и связи соединены вместе. Определение выхода, таким образом, совпадает с определение цели. Процесс переводит вход в выход. Способность переводить данный вход в данный выход называется свойством данного процесса. Связь определяет следование процессов, т.е. что вход одного процесса является выходом другого. Выделить систему в реальном мире значит указать все процессы, дающие данный выход. Функция ограничения систем складывается из двух частей – цели и принуждающие связи. «Мир без ограничений был бы всеобщим хаосом». Хаос и «обилие разнообразия» уменьшаются организацией, или наложением ограничений. Для наложения ограничений на систему используется информация, которая противостоит тенденциям системы к увеличению энтропии, или дезорганизации. Живые системы являются динамическими системами, т.е. они изменяются с течением времени. В этих системах могут присутствовать два типа обратной связи – отрицательная и положительная. При отрицательной обратной связичасть выходного сигнала подается на вход системы так, что отношение полученного выходного сигнала к входному сигналу составляет величину, меньшую единицы. Таким образом, отрицательная обратная связь уменьшает величину выходного сигнала при увеличении сигнала на входе, т.е. является механизмом автокоррекции системы. При положительной обратной связи отношение выходного сигнала к входному есть величина, большая единицы. Увеличение выходного сигнала приводит к увеличению сигнала на входе. Общими элементами управления с помощью обратной связи являются: перестройка объектов, свойств и связей существующей системы; преобразование выхода системы во вход для цели регулирования выхода системы и критериев действия системы; воздействие на идущий процесс с целью сокращения или улучшения действий системы; обучение и познание, которые априорно позволяют различить существующее и желаемое состояние. Постулируется, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Соотношение Yt=f (Xt , St) позволяет судить, при каких состояниях входов и внутренних состояниях системы достигаются наиболее предпочтительные состояния ее выходов, т.е. реализуется целевая функция системы. Классификация систем Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные признаки классификации. Отнесение системы к определенному классу позволяет использовать соответствующие ему методы исследования. Системы бывают: 1) абстрактными (гипотезы, теории, лингвистические, логические и др.) иматериальными (делятся на неживые (физические, геологические, химические и др.) и живые (биологические, в т.ч. человек, и социальные) системы); 2) детерминированными (однозначно реагирующие на определенные воздействия и допускающие полное описание). Эти системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом; вероятностными, или стохастическими (реагирующие на воздействия неоднозначно и допускающие описание только с привлечением теории вероятности) - они характерны тем, что результаты их деятельности не всегда совпадают с запланированными; 3) по количеству входящих элементов: простыми, сложными и сверхсложными(не поддающиеся полному описанию – живые организмы, человек, общество; 4) естественными и искусственными (созданными людьми); 5) открытыми (обменивающиеся веществом, энергией, информацией с внешней средой) и закрытыми (не совершающими такого обмена); 6) целенаправленными и целеустремленными. В этом классе можно выделить системы, в которых цели задаются извне, и системы, в которых цели формируются внутри системы; 7) статическими и динамическими (состояние которых изменяется во времени). Классификация систем по степени организованности предусматривает выделение классов хорошо организованных и плохо организованных, или диффузных, систем (В. Налимов). Позднее к этим двум классам был добавлен еще класс самосохраняющихся систем. Классификация систем по типу операторов включает: черный ящик (оператор неизвестен), непараметризованные (оператор известен частично), параметризованные (оператор известен до уровня параметров) и белый ящик (оператор известен полностью). По способу управления: с внешним управлением, самоуправляемые, с комбинированным управлением [42, с. 32]. Отдельно выделяют класс кибернетических систем, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. К ним относятся: технические, биологические (в т.ч. человек) и социальные системы. Все кибернетические системы являются целенаправленными и стремятся к некоторому целесообразному поведению и достижению наиболее предпочтительных состояний. Поэтому у них одинаково протекают процессы управления. Существует классификация, разработанная К. Боулдингом и применимая в полной мере к существующему многообразию организаций в природе и обществе [20, с. 114-124]. Она включает: 1. Простые системы 1.1. Статические структуры, или основы, отражающие взаимосвязи между элементами (скелет человека, структуризация знаний и т.п.); 1.2. Простые динамические структуры с заданным движением (машины, механизмы и т.п.); 1.3. Саморегулируемые системы с обратной связью (простые кибернетические системы: термостат, гомеостаз, автоматизированные системы управления производством и т.п.); 2. Сложные системы 2.1. Открытые системы с самосохраняемой структурой (живая природа клеточного уровня); 2.2. Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (растительный мир); 2.3. Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием (животный мир); 3. Сверхсложные системы 3.1. Системы, характеризующиеся сознанием, мышлением, поведением (человек); 3.2. Социальные (социотехнические) системы; 3.3. Трансцендентальные системы (неопознанные и непознаваемые системы: антимиры, черные дыры, соседние галактики и т.п.). Классификации всегда относительны. Так, в детерминированной системе можно найти элементы стохастичности, и, напротив, детерминированную систему можно считать частным случаем стохастической. Система и внешняя среда Открытая система – это система, у которой есть внешняя среда. В определении Р. Акоффа внешняя среда системы – это множество элементов и их релевантных свойств, которые не являются частью системы, но изменение в любом из них может привести к изменению состояния системы [1, с. 68]. Сложное взаимодействие с ее окружением отражено в определении В. Садовского и Э. Юдина: система 1) представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система является элементом системы высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка [37, с. 98]. Таким образом, внешняя среда рассматривается как системообразующий фактор, устанавливающий границы организации, сильно влияющий на характер ее внутренних структур и процессов. Еще А. Богданов указывал, что только активное использование внешней среды обеспечивает должный уровень организованности системы. В русле представлений об открытых системах внешняя среда видится как одно из главных условий существования и развития организаций, а также как источник неопределенности, обеспечивающий необходимое разнообразие состояний организации. При изучении системы и внешней среды необходимо правильно отделить (ограничить) систему от среды. Выделяет систему из среды наблюдатель, который отделяет элементы, включаемые в систему, от остальных, т.е. от среды, в соответствии с целями исследования. Это может быть осуществлено разными способами, причем все они достаточно произвольны и основываются на личной точке зрения исследователя. Одним из таких способов является определение порога чувствительности (возбудимости) системы (М. Мароши) [25, с. 93]. При достижении силы воздействия на систему равной значению xпорог. в системе происходят изменения, которые нельзя игнорировать. Факторы обеспечивающие воздействие со значениями в районе xпорог. следует относить к факторам внешней среды (рис. 3.3).   Рис. 3.3. Значение функции с пороговым значением    Было бы ошибкой считать, что кто-то в организации может легко опознать и идентифицировать ее внешнюю среду. Важно не только установить факторы, но и дать ответ на вопрос: что значит для организации все эти факторы внешней среды? Системный подход к организации Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойств целого к свойствам составляющих его элементов. Системный подход возник в противоположность редукционистскому. В философии системный подход означает формирование системного взгляда на мир, в основе которого лежат идеи целостности, сложной организованности исследуемых объектов и их динамизма. В определении Р. Акоффа это способ интеллектуальной жизни, мироощущение, понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать. Основой системного подхода является признание целостности сложных объектов, его границ и наличия у него внутренних и внешних связей. Общая теория систем распространяет эти основные признаки на все системные объекты реального мира. В практическом использовании понятия «система» есть некоторая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения некоторого реально существующего явления (технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и т.д.). С другой стороны, оно используется как метод изучения и представления этого явления. В этом смысле системный подход – это принцип исследования, при котором рассматривается система в целом, а не ее отдельные подсистемы. Его задачей является оптимизация системы в целом, а не улучшение эффективности входящих к нее подсистем. В свое время У. Эшби обратил внимание на Р. Фишера как на первого ученого исследовавшего реакцию сложной системы не посредством традиционного подхода «анализ-синтез», а, не расчленяя ее на простые части, как единое сложное целое. Он принял эту сложность за существенное свойство, которое нельзя игнорировать, и показал, как можно получить при этом ценную информацию. Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит Л. фон Берталанфи, который исходил из того, что всякая организация – это, прежде всего, отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование. Поэтому изучение отдельных частей системы не может дать правильное представление о ней в целом. Отсюда делался вывод, что система качественно отличается от составляющих ее компонентов, подсистем, и не может рассматриваться как простая сумма входящих в нее элементов. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявлении многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Методология – это совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в какой-либо науке или сфере деятельности. Однако системный подход является междисциплинарным и общенаучным, т.к. ориентируется на интеграцию достижений всех наук (общественных, естественных и технических), а также опыта практической деятельности, прежде всего в области организации и управления. Поэтому этот подход не сводится к обычной методике и технике работы, а представляет собой совокупность (систему) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и практической деятельности. Синтез, или познание объекта в целом, является ключом к системному мышлению. Р. Акофф определяет методологию системного подхода как следующий порядок трех ступеней познания: 1) идентификация целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объяснение поведения целого или свойств целого; 3) объяснение поведения или свойств интересующего нас объекта с точки зрения его роли или функций в целом, частью которого он является. В данной последовательности синтез предшествует анализу. Методология же традиционного подхода пыталась, в сущности, выводить свойства сложного целого из суммы свойств его простых элементов: 1) декомпозиция того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдельности; 3) агрегирование этих объяснений в объяснение целого. В традиционном подходе анализ предшествует синтезу. С помощью системного подхода мы получаем информацию о системе не «влезая» в ее строение, а используя метод «черного ящика». Система считается «черным ящиком», если ее структура, взаимодействие элементов и внутреннее состояние закрыты для исследователя. Известны лишь состояние входов и выходов системы.
«Организация как система» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot