Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Организация как система и объект управления
Тема 4. Сущность и классификация функций управления
1. Организация как объект управления
1. Понятие и классификация организации.
2. Организация как система.
1. Понятие и классификация организации.
Организация - сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которые функционируют на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.
Общие признаки организации:
1) количественная определённость (минимальное количество должно быть не меньше двух);
2) наличие общих целей;
3) обособленность, т.е. граница, которая отделяет одну организацию от другой и создаёт целостность;
4) наличие управляющего, руководящего и, координирующего центра.
Законы организации.
Жизнедеятельность организации, как и общества, подчиняется действию определённых законов:
1) закон синергии: возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов её отдельных частей;
2) закон композиции требует, чтобы деятельность всех участников организации подчинялась общей цели, а индивидуальные цели каждого представляли конкретизацию общей;
3) закон самосохранения проявляется в стремлении организации сохранить себя как единое целое в течении всех периодов её жизни, начиная от создания и роста, процветания, достижения максимальной возможности своего потенциала до упадка и разрушения;
4) закон поддержания пропорциональности между всеми элементами и процессами организации;
5) закон дополнения;
6) закон информированности говорит о наличии необходимой информации о внутренних процессах, протекающих в организации, которые позволяют принимать осмысленные решения;
7) закон необходимого разнообразия элементов и процессов, протекающих внутри неё, что позволяет ей обеспечивать гибкость, устойчивость по отношению к внутренним и внешним возмущениям и способность в нужный момент противодействовать им.
Общие черты организации, в которых для достижения общей цели применяется совместный труд:
1) цели;
2) персонал (работники), обладающие квалификацией знаниями, умениями, необходимыми для достижения общей цели;
3) общее разделение труда, которое осуществляется в соответствии с квалифицированными характеристиками каждого работника;
4) коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимые в процессе выполнения совместной работы;
5) формальные правила поведения, которые устанавливаются для того, чтобы организация функционировала как целостное образование;
6) уровни полномочий и ответственности, устанавливаются масштабы власти для разных должностей в организации. Классификация организаций.
Организации могут быть хозяйствующими и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и внебюджетными. По формам собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными, организациями со смешанной формой собственности. По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с Гражданским кодексом страны (ч. 1 ст. 66, 123 ГК РФ):
1) некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, фонды, учреждения;
2) коммерческие организации – хозяйствующие товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);
3) хозяйствующие общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, общество открытого типа (ОАО), общество закрытого типа (ЗАО), дочерние и зависимые общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные, муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП). В странах ЕС применяется единая классификация фирм с целью их унификации (компании публичного типа по правовому положению соответствуют акционерному обществу (АО), компании частного типа соответствуют ООО).
По характеру собственности различают частные, государственные, кооперативные организации. Среди частных фирм в мировой практике выделяются:
1) картели – объединения фирм одной отрасли;
2) синдикаты – разновидность картельного соглашения, наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: химическая, горнодобывающая, металлургическая, которая предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган в форме АО или ООО;
3) пулы – объединения контрольного типа, предусматривающие особый порядок распределения прибыли, т.е. прибыль сначала поступает в «общий котёл», затем распределяется между участниками по заранее определённой пропорции;
4) тресты - объединения, в которые входят различные предприятия по сравнительно однородной производственной деятельности;
5) концерны – самостоятельных производственных предприятий, связанных посредством системы участия патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества;
6) промышленные холдинги – не занимающиеся хозяйственной деятельностью организации, но, вкладывая большим количеством акций предприятий, распоряжаются производственной. Коммерческой, финансовой деятельностью;
7) финансово-промышленные группы - объединения юридических и хозяйственно-самостоятельных предприятий различных отраслей хозяйства, возглавляемых одним или несколькими банками, распоряжающиеся денежным капиталом и координирующими все сферы деятельности предприятий.
Государственные фирмы – организации, в которых государство. Кооперативные фирмы – паевые объединения потребителей, фермеров и мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности. Основная задача кооперативных союзов – устранение посреднических звеньев на внутренних и внешних рынках.
2. Сущность и классификация функций управления
Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Три основные группы функций:
1)Общие –это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности .Основные функции управления были сформулированы Анри Файолем. К ним относится: планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль.
Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления.
Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда.
Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных ,так и позитивных стимулов
Регулирование - формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние Также, это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
Руководство— это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Координация– обеспечение равномерного функционирования производства, согласованность работы различных подразделений.
Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений.
2)Конкретные –часть общей функции. Представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).К конкретным функциям предприятия относятся следующие: планирование, маркетинг ,предпринимательство ,финансы ,организация ,производство, инновация, информация ,социальное развитие.
3) Специальные функции управления - есть подфункции конкретной функцих, ориентированные на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей конкретной стратегии(направлению деятельности).
Прогнозирование и планирование в управленческой деятельности.
Прогнозирование - процесс вероятного предвидения будущих состояний объектов управления, и элементов во внешней среде. Процессы во внешней среде, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность предприятия, называется прогнозный фон.
Планирование служит основой для принятия управленческих решений. Планирование – обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников организации.
Также это управленческая деятельность, предусматривающая выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Планирование — это процесс прогнозирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения — основа целенаправленной последующей деятельности.
Прогнозирование связано с планированием, на основе прогнозов составляется программа (указываются мероприятия, ответственные, сроки выполнения), и на ее основе формируются планы предприятия (рис.1).
План – это официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации и отдельных сторон её деятельности, промежуточные и конкретные задачи, механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов.
Основные принципы планирования:
1) Единство (научно-технических и социально-экономических задач в развитии организации)
2) Научная обоснованность
3) Доминирование стратегических основ предприятия
4) Ресурсная сбалансированность планов.
5) Гибкость планирования.
6) Непрерывность.
7) Комплексность
8) Принцип «Слабого звена»
Классификация планирования:
1) Стратегическое- определение главных целей деятельности на период более 5лет.
2) Тактическое (среднесрочное) – выбор средств для выполнения целей на период 1 до 5лет
3) Оперативное (текущее)-это программа использования ресурсов до года с детализацией по месяцам.
Задания по темам 3-4
1. Составить глоссарий по темам лекции