Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация как система и объект управления.Сущность и классификация функций управления

  • 👀 593 просмотра
  • 📌 575 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация как система и объект управления.Сущность и классификация функций управления» docx
Тема 3. Организация как система и объект управления Тема 4. Сущность и классификация функций управления 1. Организация как объект управления 1. Понятие и классификация организации. 2. Организация как система. 1. Понятие и классификация организации. Организация - сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которые функционируют на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой. Общие признаки организации: 1) количественная определённость (минимальное количество должно быть не меньше двух); 2) наличие общих целей; 3) обособленность, т.е. граница, которая отделяет одну организацию от другой и создаёт целостность; 4) наличие управляющего, руководящего и, координирующего центра. Законы организации. Жизнедеятельность организации, как и общества, подчиняется действию определённых законов: 1) закон синергии: возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов её отдельных частей; 2) закон композиции требует, чтобы деятельность всех участников организации подчинялась общей цели, а индивидуальные цели каждого представляли конкретизацию общей; 3) закон самосохранения проявляется в стремлении организации сохранить себя как единое целое в течении всех периодов её жизни, начиная от создания и роста, процветания, достижения максимальной возможности своего потенциала до упадка и разрушения; 4) закон поддержания пропорциональности между всеми элементами и процессами организации; 5) закон дополнения; 6) закон информированности говорит о наличии необходимой информации о внутренних процессах, протекающих в организации, которые позволяют принимать осмысленные решения; 7) закон необходимого разнообразия элементов и процессов, протекающих внутри неё, что позволяет ей обеспечивать гибкость, устойчивость по отношению к внутренним и внешним возмущениям и способность в нужный момент противодействовать им. Общие черты организации, в которых для достижения общей цели применяется совместный труд: 1) цели; 2) персонал (работники), обладающие квалификацией знаниями, умениями, необходимыми для достижения общей цели; 3) общее разделение труда, которое осуществляется в соответствии с квалифицированными характеристиками каждого работника; 4) коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимые в процессе выполнения совместной работы; 5) формальные правила поведения, которые устанавливаются для того, чтобы организация функционировала как целостное образование; 6) уровни полномочий и ответственности, устанавливаются масштабы власти для разных должностей в организации. Классификация организаций. Организации могут быть хозяйствующими и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и внебюджетными. По формам собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными, организациями со смешанной формой собственности. По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с Гражданским кодексом страны (ч. 1 ст. 66, 123 ГК РФ): 1) некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, фонды, учреждения; 2) коммерческие организации – хозяйствующие товарищества (полное товарищество, товарищество на вере); 3) хозяйствующие общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, общество открытого типа (ОАО), общество закрытого типа (ЗАО), дочерние и зависимые общества; 4) производственные кооперативы; 5) государственные, муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП). В странах ЕС применяется единая классификация фирм с целью их унификации (компании публичного типа по правовому положению соответствуют акционерному обществу (АО), компании частного типа соответствуют ООО). По характеру собственности различают частные, государственные, кооперативные организации. Среди частных фирм в мировой практике выделяются: 1) картели – объединения фирм одной отрасли; 2) синдикаты – разновидность картельного соглашения, наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: химическая, горнодобывающая, металлургическая, которая предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган в форме АО или ООО; 3) пулы – объединения контрольного типа, предусматривающие особый порядок распределения прибыли, т.е. прибыль сначала поступает в «общий котёл», затем распределяется между участниками по заранее определённой пропорции; 4) тресты - объединения, в которые входят различные предприятия по сравнительно однородной производственной деятельности; 5) концерны – самостоятельных производственных предприятий, связанных посредством системы участия патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества; 6) промышленные холдинги – не занимающиеся хозяйственной деятельностью организации, но, вкладывая большим количеством акций предприятий, распоряжаются производственной. Коммерческой, финансовой деятельностью; 7) финансово-промышленные группы - объединения юридических и хозяйственно-самостоятельных предприятий различных отраслей хозяйства, возглавляемых одним или несколькими банками, распоряжающиеся денежным капиталом и координирующими все сферы деятельности предприятий. Государственные фирмы – организации, в которых государство. Кооперативные фирмы – паевые объединения потребителей, фермеров и мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности. Основная задача кооперативных союзов – устранение посреднических звеньев на внутренних и внешних рынках. 2. Сущность и классификация функций управления Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Три основные группы функций: 1)Общие –это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности .Основные функции управления были сформулированы Анри Файолем. К ним относится: планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль. Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда. Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных ,так и позитивных стимулов Регулирование - формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние Также, это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Руководство— это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач. Координация– обеспечение равномерного функционирования производства, согласованность работы различных подразделений. Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений. 2)Конкретные –часть общей функции. Представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).К конкретным функциям предприятия относятся следующие: планирование, маркетинг ,предпринимательство ,финансы ,организация ,производство, инновация, информация ,социальное развитие. 3) Специальные функции управления - есть подфункции конкретной функцих, ориентированные на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей конкретной стратегии(направлению деятельности). Прогнозирование и планирование в управленческой деятельности. Прогнозирование - процесс вероятного предвидения будущих состояний объектов управления, и элементов во внешней среде. Процессы во внешней среде, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность предприятия, называется прогнозный фон. Планирование служит основой для принятия управленческих решений. Планирование – обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников организации. Также это управленческая деятельность, предусматривающая выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Планирование — это процесс прогнозирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения — основа целенаправленной последующей деятельности. Прогнозирование связано с планированием, на основе прогнозов составляется программа (указываются мероприятия, ответственные, сроки выполнения), и на ее основе формируются планы предприятия (рис.1). План – это официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации и отдельных сторон её деятельности, промежуточные и конкретные задачи, механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов. Основные принципы планирования: 1) Единство (научно-технических и социально-экономических задач в развитии организации) 2) Научная обоснованность 3) Доминирование стратегических основ предприятия 4) Ресурсная сбалансированность планов. 5) Гибкость планирования. 6) Непрерывность. 7) Комплексность 8) Принцип «Слабого звена» Классификация планирования: 1) Стратегическое- определение главных целей деятельности на период более 5лет. 2) Тактическое (среднесрочное) – выбор средств для выполнения целей на период 1 до 5лет 3) Оперативное (текущее)-это программа использования ресурсов до года с детализацией по месяцам. Задания по темам 3-4 1. Составить глоссарий по темам лекции
«Организация как система и объект управления.Сущность и классификация функций управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot