Организация как объект управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие
менеджмента
как
науки.
Парадигмы
управления.
Организация как объект управления.
Понятие менеджмента как науки. Сущность менеджмента составляет
управление организацией в условиях рынка с учетом использования методов
и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.
Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является
постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней
среде.
«Организация» и «Управление организацией» - это основные понятие,
которыми оперирует наука менеджмента. Рассмотрим суть этих понятий.
В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури
организация определяется как группа людей, деятельность которых
сознательно координируется для достижения общей цели или целей
организации.
В учебнике «Менеджмент» О.С. Виханского и А.И. Наумова под
организацией понимается систематизированное, сознательное объединение
действий людей, преследующее достижение определенных целей. Люди
объединяются в организацию для достижения таких целей, которые они не
могли бы достичь, действуя в одиночку. Главной причиной создания самых
различных организаций является потребность в общем действии на основе
признания и подчинения или солидарности между людьми. Исторический
опыт показывает, что организованное меньшинство достигает больших
результатов, чем неорганизованное большинство.
Макс
Вебер,
представитель
классической
школы
и
автор
бюрократической концепции управления, определял организацию как
совокупность социальных отношений - закрытых либо с ограниченным
доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой
1
людей:
руководителем
и,
возможно,
административным
аппаратом,
обладающими представительной властью.
С позиций теории системного анализа организация рассматривается
как система. Сторонники системного подхода исходят из существования
универсальных
закономерностей
управления
в
природе,
обществе,
механизмах и автоматах.
Организация – это система, которая должна отвечать следующим
требованиям:
-в ней должно быть не менее 2-х человек
-должна быть общая цель, ради достижения которой они объединились
-должно быть желание достичь поставленную цели путем совместного
труда.
Организация – это сложная система, которая состоит из подсистем. И
каждая из них отвечает за свой круг вопросов, и все они вместе работают
ради достижения общей цели.
Чтобы выделить эти подсистемы, организацию надо структурировать, и
в результате будет разработана организационная структура организации.
Есть
понятие
производственная
структура
и
административная
структура организации.
Производственная структура- это базис, это та часть организации, где
непосредственно создается целевая продукция. Производственная структура
состоит из цехов, отделов, лабораторий, мастерских, участков и рабочих
мест. Это ее структурные элементы. В этих подразделениях работают
исполнители.
Производство – это управляемая система.
Кроме производственной системы должна быть и административная
структура управления предприятием. Она представляет собой подразделения,
создаваемые
для
подразделениями
управления
являются:
производственной
отдел
кадров,
структурой.
бухгалтерия,
Такими
планово-
экономический отдел и другие. В этих подразделениях работают управленцы
2
или
АУП.
Все
управленцы
делятся
на
линейных
руководителей,
функциональных руководителей, специалистов и менеджеров.
Административная структура – это управляющая система.
Совокупность административной и производственной структуры и есть
организационная структура организации.
«Управление организацией»
Организацией надо управлять. Теорией этого вопроса и занимается
наука менеджмент. Менеджмент может быть определен как научнопрактическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной
жизнедеятельности организации.
Современный
менеджмент
включает
в
себя
управление
интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми т техническими ресурсами.
Таким образом менеджмент– это система управления, которая
обеспечивает эффективное функционирование и развитие организации в
условиях конкурентной борьбы.
Содержание деятельности по управления организации
Управление ресурсами
Управление
Управление процессами,
структурными
протекающими в
подразделениями
организации
организации
•
материальные,
•
производство,
•
технологический,
•
технические,
•
цех,
•
технический,
•
трудовые,
•
участок,
•
социальный,
•
финансовые,
•
рабочее место
•
экономический,
•
информационные
•
коммуникационный
Заниматься
вопросами
управления
должны
специально
подготовленные профессионалы - менеджеры – люди, которые имеют
особую квалификационную подготовку и которые знают, как управлять
производственной системой.
3
Менеджер – человек, у которого есть особая специальная подготовка и
квалификация и который знает, как управлять производственной системой.
В сегодняшней экономике оперируют следующими определениями
человека, который занимается бизнесом: бизнесмен, предприниматель,
менеджер.
Бизнесмен – человек, финансирующий предпринимательскую идею,
при этом он сам может больше ничем не заниматься.
Предприниматель
–
человек,
решивший
заниматься
предпринимательской деятельностью на свой страх и риск и на собственные
деньги.
Менеджер – наемный работник, он не инвестирует проект, не
участвует в дележе дивидендов, не несет риск, но он получает от владельца
право и доверенность на управление деятельностью предприятия за это,
получая свою заработную плату.
Управленческий труд - это специфическая деятельность и ее
особенностями являются:
1) умственный труд, который сочетает в себе 3 основных вида
деятельности:
аналитическую,
конструктивную
и
информационно-
технологическую (делопроизводство, документооборот).
2) управленец участвует в создании материальных благ опосредованно,
то есть он создает условия для нормального протекания производственной
деятельности;
3) предметом труда менеджера являются люди и информация
4) средство труда - интеллект, организационная и вычислительная
техника и средства связи;
5)продуктом труда менеджера является информация в виде принятого
им управленческого решения;
6) результатом управленческого труда являются:
-обобщающий результат – это эффективное функционирование формы.
Теория менеджмента оперирует определенным набором категорий.
4
Для того, чтобы наладить процесс управления всех менеджеров
организации, нужно распределить по вертикалям и горизонталям управления.
Вертикаль
отражает
иерархию
управления.
Традиционной
является
трехуровневая структура управления. Чем выше находится менеджер, тем
большим количеством человек он управляет. На верхнем уровне находятся
менеджеры – стратеги. Их задача принятие решений, связанных с
разработкой стратегии развития фирмы на перспективу.
Тактики со среднего уровня получают от стратегов задания (Входную
информацию)
и
разрабатывают
тактику
развития
предприятия
на
ближайшую перспективу (например бизнес-год).
На нижнем уровне находятся менеджеры, занимающиеся вопросами
оперативного управления. Они принимают информацию от менеджеров
5
среднего уровня и обеспечивают оперативное исполнение поставленных
задач.
Структурирование по горизонтали - это специализация менеджеров по
функциональным зонам. Такое распределение менеджеров присутствует на
всех уровнях управления.
Основными функциональными зонами являются:
- производство
-маркетинг
-финансы
-управление персоналом
Эти 4-е зоны есть на каждом уровне соответственно делению по
горизонтали и вертикали можно представить себе пирамиду управления.
Парадигмы управления. Парадигма – идея, положенная в основу
концепции управления. Существует несколько концепций управления:
1. Информационная парадигма. В основу положена идея, что суть
управления
–
это
управление
информационными
потоками.(Информационный менеджмент)
2. Кибернетическая парадигма. В основе лежит идея, что организация –
это система, внутри которой можно выделить подсистемы. Каждая
подсистема связана информационными потоками с другими подсистемами.
Внутри системы «организация» необходимо выделить 2 главные системы:
6
управляющую и управляемую. Результат работы системы- это удачное
сочетание деятельности всех ее подсистем.
3. Организационная парадигма. В основе лежит идея, о том что, для
того чтобы эффективно управлять, надо создать эффективную структуру
самой организации. Эта идея актуальна и лежит в основе производственного
менеджмента.
4. Человеческая парадигма. В основе лежит идея, что главным
ресурсом организации является человек, и от того, насколько эффективно
работает
система
организации
в
управления
целом.
персоналом,
(Административный
зависит
эффективность
менеджмент;
Управление
персоналом).
5. Социально-экономическая парадигма управления. В основе лежит
идея,
что
действующая
в
стране
система
управления
зависит
от
превалирующих форм собственности. До 1991г. в России превалирующей
считалась общественная собственность на средства производства. В
результате парадигма управления в стране базировалась на марксисткой
трактовке экономического развития. Ее черты:
· Монополизация на государственных предприятиях,
· Централизация управления,
· Моноцентрическая система хозяйствования,
· Прямое управление предприятиями со стороны государства,
· Ограничение хозяйственной самостоятельности предприятий,
· Жесткая система распределения и связей между предприятиями,
· План выступал как регулятор производства.
Т.е. управление экономикой СССР строилось по типу одной большой
фабрики с подразделениями и филиалами.
После проведения рыночных реформ с 1991г. а России формируется
новая
социально-экономическая
государственной
формы
управленческая
появилась
собственная
парадигма.
Кроме
частная
форма
собственности.
7
Основные положения новой парадигмы:
1. Децентрализация системы управления. Сейчас в нашей стране
реализуется сочетание рыночного и государственного регулирования
социально-экономическими
процессами.
За
государством
остались
следующие права: установление общих правил функционирования рынка.
Эти права устанавливаются через законодательство, через государственные
заказы, через регулирование политики ЦБ, через лицензирование экспорта и
импорта, через таможенное законодательство. Все остальные вопросы
решаются в рамках конъюнктуры рынка.
2. Переход к полицентрической системе хозяйствования.
3. Сочетание рыночных и административных методов управления.
4. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих
субъектов как открытых, социально-ориентированных систем.
Организация как объект управления. Объектом управления является
организация. Точнее те процессы и ресурсы, которые в ней реализуются. В
том числе:
· Человеческие ресурсы организации;
· Поставщики ресурсов для организации;
· Конкуренты организации;
· Финансы организации и т.д.
Управление организацией строится на том, что это открытая система.
Открытость означает зависимость от внешней среды, а значит, каждая
организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней
средой.
Окружающая среда – это: государство и его законы, поставщики,
потребители,
конкуренты,
международные
отношения,
уровень
благосостояния и экономического развития, достижения НТП и т д.
Основной характеристикой открытой организации является наличие
«ВХОДОВ» и «ВЫХОДОВ».
8
Под «ВХОДАМИ» понимаются все ресурсы, необходимые для
деятельности организации, которые поступают из окружающей среды. К
ресурсам относится:
-материальные ресурсы;
-трудовые ресурсы;
-технология;
-финансовые ресурсы;
-информация.
«ВЫХОД» - это результат переработки внутри организации всех этих
ресурсов. Если деятельность организации была эффективной, то на ВЫХОДЕ
получается готовый продукт (услуга), реализация которого приносит доход и
прибыль.
Целью деятельности любой организации, если она коммерческая,
является получение прибыли. Кроме этой основной цели у организации
имеются следующие организационные цели:
-обеспечение нормальных условий труда для работников;
-материальное стимулирование работников;
-обеспечение достойного уровня жизни для своих работников;
-удовлетворение спроса потребителей;
-обеспечение качества и экологической безопасности своей продукции;
-создание микроклимата в коллективе, обеспечивающего творческий
дух и сотрудничество работников.
Каждая организация имеет свою миссию и свои цели.
Социальная ориентация организации рассматривается в двух аспектах:
· Ориентация на потребителя, на удовлетворение потребностей
общества, на обеспечение экологической безопасности среды обитания
организации;
· Решение социальных проблем самого трудового коллектива данного
предприятия и обеспечение безопасности жизнедеятельности и трудовой
деятельности сотрудников данного предприятия.
9
Организация – социальная общность, состоящая из группы людей,
деятельность которых сознательно координируется для достижения общей
цели и системы целей.
10