Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация как объект управления

  • 👀 664 просмотра
  • 📌 621 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация как объект управления» pdf
Лекция 3 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Понятие менеджмента как науки. Парадигмы управления. Организация как объект управления. Понятие менеджмента как науки. Сущность менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде. «Организация» и «Управление организацией» - это основные понятие, которыми оперирует наука менеджмента. Рассмотрим суть этих понятий. В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури организация определяется как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей организации. В учебнике «Менеджмент» О.С. Виханского и А.И. Наумова под организацией понимается систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Люди объединяются в организацию для достижения таких целей, которые они не могли бы достичь, действуя в одиночку. Главной причиной создания самых различных организаций является потребность в общем действии на основе признания и подчинения или солидарности между людьми. Исторический опыт показывает, что организованное меньшинство достигает больших результатов, чем неорганизованное большинство. Макс Вебер, представитель классической школы и автор бюрократической концепции управления, определял организацию как совокупность социальных отношений - закрытых либо с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой 1 людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими представительной властью. С позиций теории системного анализа организация рассматривается как система. Сторонники системного подхода исходят из существования универсальных закономерностей управления в природе, обществе, механизмах и автоматах. Организация – это система, которая должна отвечать следующим требованиям: -в ней должно быть не менее 2-х человек -должна быть общая цель, ради достижения которой они объединились -должно быть желание достичь поставленную цели путем совместного труда. Организация – это сложная система, которая состоит из подсистем. И каждая из них отвечает за свой круг вопросов, и все они вместе работают ради достижения общей цели. Чтобы выделить эти подсистемы, организацию надо структурировать, и в результате будет разработана организационная структура организации. Есть понятие производственная структура и административная структура организации. Производственная структура- это базис, это та часть организации, где непосредственно создается целевая продукция. Производственная структура состоит из цехов, отделов, лабораторий, мастерских, участков и рабочих мест. Это ее структурные элементы. В этих подразделениях работают исполнители. Производство – это управляемая система. Кроме производственной системы должна быть и административная структура управления предприятием. Она представляет собой подразделения, создаваемые для подразделениями управления являются: производственной отдел кадров, структурой. бухгалтерия, Такими планово- экономический отдел и другие. В этих подразделениях работают управленцы 2 или АУП. Все управленцы делятся на линейных руководителей, функциональных руководителей, специалистов и менеджеров. Административная структура – это управляющая система. Совокупность административной и производственной структуры и есть организационная структура организации. «Управление организацией» Организацией надо управлять. Теорией этого вопроса и занимается наука менеджмент. Менеджмент может быть определен как научнопрактическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации. Современный менеджмент включает в себя управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми т техническими ресурсами. Таким образом менеджмент– это система управления, которая обеспечивает эффективное функционирование и развитие организации в условиях конкурентной борьбы. Содержание деятельности по управления организации Управление ресурсами Управление Управление процессами, структурными протекающими в подразделениями организации организации • материальные, • производство, • технологический, • технические, • цех, • технический, • трудовые, • участок, • социальный, • финансовые, • рабочее место • экономический, • информационные • коммуникационный Заниматься вопросами управления должны специально подготовленные профессионалы - менеджеры – люди, которые имеют особую квалификационную подготовку и которые знают, как управлять производственной системой. 3 Менеджер – человек, у которого есть особая специальная подготовка и квалификация и который знает, как управлять производственной системой. В сегодняшней экономике оперируют следующими определениями человека, который занимается бизнесом: бизнесмен, предприниматель, менеджер. Бизнесмен – человек, финансирующий предпринимательскую идею, при этом он сам может больше ничем не заниматься. Предприниматель – человек, решивший заниматься предпринимательской деятельностью на свой страх и риск и на собственные деньги. Менеджер – наемный работник, он не инвестирует проект, не участвует в дележе дивидендов, не несет риск, но он получает от владельца право и доверенность на управление деятельностью предприятия за это, получая свою заработную плату. Управленческий труд - это специфическая деятельность и ее особенностями являются: 1) умственный труд, который сочетает в себе 3 основных вида деятельности: аналитическую, конструктивную и информационно- технологическую (делопроизводство, документооборот). 2) управленец участвует в создании материальных благ опосредованно, то есть он создает условия для нормального протекания производственной деятельности; 3) предметом труда менеджера являются люди и информация 4) средство труда - интеллект, организационная и вычислительная техника и средства связи; 5)продуктом труда менеджера является информация в виде принятого им управленческого решения; 6) результатом управленческого труда являются: -обобщающий результат – это эффективное функционирование формы. Теория менеджмента оперирует определенным набором категорий. 4 Для того, чтобы наладить процесс управления всех менеджеров организации, нужно распределить по вертикалям и горизонталям управления. Вертикаль отражает иерархию управления. Традиционной является трехуровневая структура управления. Чем выше находится менеджер, тем большим количеством человек он управляет. На верхнем уровне находятся менеджеры – стратеги. Их задача принятие решений, связанных с разработкой стратегии развития фирмы на перспективу. Тактики со среднего уровня получают от стратегов задания (Входную информацию) и разрабатывают тактику развития предприятия на ближайшую перспективу (например бизнес-год). На нижнем уровне находятся менеджеры, занимающиеся вопросами оперативного управления. Они принимают информацию от менеджеров 5 среднего уровня и обеспечивают оперативное исполнение поставленных задач. Структурирование по горизонтали - это специализация менеджеров по функциональным зонам. Такое распределение менеджеров присутствует на всех уровнях управления. Основными функциональными зонами являются: - производство -маркетинг -финансы -управление персоналом Эти 4-е зоны есть на каждом уровне соответственно делению по горизонтали и вертикали можно представить себе пирамиду управления. Парадигмы управления. Парадигма – идея, положенная в основу концепции управления. Существует несколько концепций управления: 1. Информационная парадигма. В основу положена идея, что суть управления – это управление информационными потоками.(Информационный менеджмент) 2. Кибернетическая парадигма. В основе лежит идея, что организация – это система, внутри которой можно выделить подсистемы. Каждая подсистема связана информационными потоками с другими подсистемами. Внутри системы «организация» необходимо выделить 2 главные системы: 6 управляющую и управляемую. Результат работы системы- это удачное сочетание деятельности всех ее подсистем. 3. Организационная парадигма. В основе лежит идея, о том что, для того чтобы эффективно управлять, надо создать эффективную структуру самой организации. Эта идея актуальна и лежит в основе производственного менеджмента. 4. Человеческая парадигма. В основе лежит идея, что главным ресурсом организации является человек, и от того, насколько эффективно работает система организации в управления целом. персоналом, (Административный зависит эффективность менеджмент; Управление персоналом). 5. Социально-экономическая парадигма управления. В основе лежит идея, что действующая в стране система управления зависит от превалирующих форм собственности. До 1991г. в России превалирующей считалась общественная собственность на средства производства. В результате парадигма управления в стране базировалась на марксисткой трактовке экономического развития. Ее черты: · Монополизация на государственных предприятиях, · Централизация управления, · Моноцентрическая система хозяйствования, · Прямое управление предприятиями со стороны государства, · Ограничение хозяйственной самостоятельности предприятий, · Жесткая система распределения и связей между предприятиями, · План выступал как регулятор производства. Т.е. управление экономикой СССР строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами. После проведения рыночных реформ с 1991г. а России формируется новая социально-экономическая государственной формы управленческая появилась собственная парадигма. Кроме частная форма собственности. 7 Основные положения новой парадигмы: 1. Децентрализация системы управления. Сейчас в нашей стране реализуется сочетание рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами. За государством остались следующие права: установление общих правил функционирования рынка. Эти права устанавливаются через законодательство, через государственные заказы, через регулирование политики ЦБ, через лицензирование экспорта и импорта, через таможенное законодательство. Все остальные вопросы решаются в рамках конъюнктуры рынка. 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования. 3. Сочетание рыночных и административных методов управления. 4. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем. Организация как объект управления. Объектом управления является организация. Точнее те процессы и ресурсы, которые в ней реализуются. В том числе: · Человеческие ресурсы организации; · Поставщики ресурсов для организации; · Конкуренты организации; · Финансы организации и т.д. Управление организацией строится на том, что это открытая система. Открытость означает зависимость от внешней среды, а значит, каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Окружающая среда – это: государство и его законы, поставщики, потребители, конкуренты, международные отношения, уровень благосостояния и экономического развития, достижения НТП и т д. Основной характеристикой открытой организации является наличие «ВХОДОВ» и «ВЫХОДОВ». 8 Под «ВХОДАМИ» понимаются все ресурсы, необходимые для деятельности организации, которые поступают из окружающей среды. К ресурсам относится: -материальные ресурсы; -трудовые ресурсы; -технология; -финансовые ресурсы; -информация. «ВЫХОД» - это результат переработки внутри организации всех этих ресурсов. Если деятельность организации была эффективной, то на ВЫХОДЕ получается готовый продукт (услуга), реализация которого приносит доход и прибыль. Целью деятельности любой организации, если она коммерческая, является получение прибыли. Кроме этой основной цели у организации имеются следующие организационные цели: -обеспечение нормальных условий труда для работников; -материальное стимулирование работников; -обеспечение достойного уровня жизни для своих работников; -удовлетворение спроса потребителей; -обеспечение качества и экологической безопасности своей продукции; -создание микроклимата в коллективе, обеспечивающего творческий дух и сотрудничество работников. Каждая организация имеет свою миссию и свои цели. Социальная ориентация организации рассматривается в двух аспектах: · Ориентация на потребителя, на удовлетворение потребностей общества, на обеспечение экологической безопасности среды обитания организации; · Решение социальных проблем самого трудового коллектива данного предприятия и обеспечение безопасности жизнедеятельности и трудовой деятельности сотрудников данного предприятия. 9 Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели и системы целей. 10
«Организация как объект управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot