Организация и управление инфраструктурой промышленного производства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Филимонова Ю.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ИНФРАСТРУКТУРОЙ
ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Курс лекций для обучающихся направления подготовки бакалавриата
«Менеджмент» заочной формы обучения
Ангарск 2018
ТЕМА 1 «СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.
РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ»
Производственная инфраструктура предприятия – комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.
Основная цель производственной инфраструктуры – обеспечение бесперебойной и ритмичной работы основных производственных подразделений.
Задача производственной инфраструктуры – максимизировать производственный потенциал путем его энергонасыщения, сокращения технологических перерывов, быстрого удаления отходов, создания условий для эксплуатации оборудования в экстремальных условиях, обеспечения самых высокопроизводительных режимов.
Факторы, определяющие инфраструктуру промышленного производства
В соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы, влияющие на формирование производственной инфраструктуры предприятия, можно разделить на несколько групп:
Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними; степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п.
Отраслевые факторы, к числу которых относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.
Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.
Значительное число факторов, влияющих на производственную инфраструктуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:
- особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;
- характер продукции и методы ее изготовления;
- объем выпуска продукции и ее трудоемкость;
- степень развития специализации и кооперации;
- мощность и особенности организации транспорта;
- оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;
- специфика принимаемой рабочей силы;
- степень развития информационных систем и т. д.
При переходе предприятий к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек.
Функции производственной инфраструктуры
Производственная инфраструктура выполняет функции:
- обеспечение основного производственного процесса сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и оснасткой, как собственного изготовления, так и приобретенного со стороны;
- поддержание технологического и энергетического оборудования в работоспособном состоянии;
- транспортирование грузов внутри предприятия и в логистических каналах снабжения - сбыта.
Состав производственной инфраструктуры
Состав производственной инфраструктуры формируется в зависимости от специфики и объема основного производства и особенностей внешней инфраструктуры.
В состав производственной инфраструктуры включают: вспомогательные цехи, службы или хозяйства: ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское и др.
Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.
Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное ее использование, поддерживают электрооборудование и энергоустановки в постоянной готовности путем их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации энергоустановок в основных производственных цехах, обеспечивают телефонную и радиосвязь.
Инструментальные цехи и службы предприятия обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и рабочих мест; контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента; поддержание минимально необходимых запасов инструмента.
Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность работы предприятия и экономичное использование материальных ресурсов.
Система контроля качества продукции на предприятии – совокупность методов и средств контроля, регулирования компонентов внешней среды, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
Составляющие производственную инфраструктуру подсистемы характеризуются наличием ряда общих специфических свойств и признаков, вытекающих из цели и задач, стоящих перед ними:
- высокая фондоемкость и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и длительные сроки функционирования;
- опережающий по сравнению с основным производством эффект развития производственной инфраструктуры;
- неделимость процессов производства и потребления продукции инфраструктуры, невещественный ее характер, невозможность ее накопления, хранения, складирования, что требует значительных резервных мощностей;
- возможна функциональная взаимозаменяемость элементов производственной инфраструктуры: видов транспорта, транспорта и складов, транспорта и связи.
Роль инфраструктуры в развитии промышленного предприятия
Производственная инфраструктура оказывает влияние на функционирование предприятия в силу участия производственных услуг в создании потребительской стоимости и стоимости основного производства.
Эффективность функционирования производственной инфраструктуры выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь продукции.
Развитие производственной инфраструктуры оказывает значительное влияние на рост эффективности производства путем:
- сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры (потери при транспортировке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, хранении) вследствие рационализации технологии проведения работ;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с несвоевременностью и некомплектностью поставок средств производства;
- повышения мобильности производственных ресурсов и сокращения целесообразной величины запасов средств производства вследствие повышения уровня обеспеченности услугами инфраструктуры и ускорения доставки средств производства потребителю;
- создания условий для дальнейшего углубления разделения труда в промышленном масштабе.
ТЕМА 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА»
Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов.
В состав материально-технических ресурсов входят: материалы, сырье, комплектующие изделия, новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д.
Цели материально-технического обеспечения производства:
а) своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
б) улучшение использования ресурсов:
• повышение производительности труда, фондоотдачи;
• сокращение длительности производственного цикла;
• обеспечение ритмичности процессов;
• сокращение оборачиваемости оборотных средств;
• полное использование вторичных ресурсов;
• повышение эффективности инвестиций;
в) анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов, поставщиков и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо выполнить следующие работы:
1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов по следующим факторам:
- наличие лицензии;
• наличие достаточного опыта работы в данной области;
• высокий организационно-технический уровень производства;
• надежность и прибыльность работы;
• обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров;
• простота и стабильность поставок;
• приемлемость цены.
2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства ресурсами;
5) разработка материальных балансов;
6) планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;
9) учет и контроль использования ресурсов;
10) анализ эффективности использования ресурсов;
11) стимулирование улучшения использования ресурсов.
Всеми этими работами занимается отдел материально-технического снабжения, который находится в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству.
Структура отдела материально-технического обеспечения производства
Может иметь следующие составляющие:
- бюро маркетинга поставщиков ресурсов;
- бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами;
- бюро управления запасами;
- бюро обеспечения рабочих мест ресурсами;
- бюро управления эффективностью использования ресурсов.
В зависимости от размера предприятия каждое бюро может состоять из групп, отвечающих за конкретную проблему или объект.
Бюро маркетинга поставщиков ресурсов выполняет функции по определению возможных поставщиков необходимых ресурсов, анализу предлагаемых ими цен и условий поставки и выбору перечня наиболее оптимальных предложений.
Формирующие данное бюро группы могут быть разделены либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием.
Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами. Его функции: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами.
Бюро управления запасами. Функции: расчет нормативов различных видов запасов по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов.
Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами. Функции: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, тарой, инвентарем и т.д.; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, полуфабрикатами и т.д.; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.
Бюро управления эффективностью использования ресурсов. Функции: выявление факторов улучшения использования ресурсов (по видам), организация учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработка мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организация их внедрения и стимулирования.
Планирование материально-технического обеспечения производства включает комплекс работ по:
• анализу расходов материальных ресурсов за отчетный период;
• использованию технологического оборудования и оснастки;
• прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период.
Факторами улучшения использования ресурсов являются:
- совершенствование конструкции и структуры продукции;
- совершенствование технологии изготовления продукции;
- применение материалов с заранее заданными свойствами;
- стимулирование улучшения использования ресурсов.
Снабжение предприятия материально-техническими ресурсами может быть реализовано по двум основным формам: транзитной и складской.
При транзитной форме снабжения ресурсы поступают непосредственно с предприятия-изготовителя в размере, не меньшем транзитной нормы или нормы заказа. В пределах транзитной нормы потребитель может заказать несколько типоразмеров одного вида материалов, однако по каждому типоразмеру количество заказываемых ресурсов не должно быть меньше нормы заказа. При использовании данной формы снабжения ускоряется поставка ресурсов потребителю, более рационально используются транспортные средства и снижаются расходы на доставку. Помимо этого, при транзитной форме снабжения устанавливается непосредственная связь между поставщиком ресурсов и их потребителем, что повышает ответственность поставщика за объемы, качество, комплектность и сроки поставки, а также ускоряет и упрощает документооборот и расчеты.
При складской форме снабжения предприятия получают материальные ресурсы не непосредственно у их производителей, а с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций. Эта форма позволяет избежать возникновения сверхнормативных запасов, требует меньше складских площадей и расходов на хранение ресурсов. Вместе с тем, при использовании данной формы снабжения увеличивается удельная стоимость закупаемых ресурсов за счет уплаты наценок посреднических организаций.
В большинстве случаев промышленные предприятия одновременно используют обе формы снабжения.
В настоящее время обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется через: товарно-сырьевые биржи, аукционы, тендеры, оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, снабжение производства по запросам и так далее, а также собственное производство.
Товарно-сырьевые биржи – постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
Аукцио́н – публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями.
Те́ндер – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
ТЕМА 3 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ
ХОЗЯЙСТВОМ»
Основными задачами энергетического хозяйства предприятия являются:
1. Бесперебойное снабжение производственных подразделений всеми видами энергии в необходимых количествах.
2. Организация экономичных режимов работы энергетического оборудования (рациональная эксплуатация энергетического оборудования).
3. Выбор энергоносителя, обеспечивающего наибольший коэффициент полезного действия (КПД) его использования и наиболее экономичное производство продукции.
4. Планирование и организация проведения осмотров, ремонтов и испытаний энергетического оборудования и сетей.
5. Соблюдение правил эксплуатации энергопроизводящих и энергопотребляющих установок.
6. Развитие энергетического хозяйства, внедрение новой энергетической техники.
7. Контроль за производством энергии, её использованием. Экономия всех видов энергии на стадиях производства, передачи, расходования.
8. Разработка мероприятий по снижению расхода топлива и энергии.
9. Разработка технически обоснованных норм энергопотребления.
10. Охрана окружающей среды.
Основные виды энергии: электрическая, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия.
Энергоресурсы: электрический ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под напором.
Выбор наиболее экономичных энергоресурсов осуществляется на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики путем сравнительного анализа удельных расходов (норм расхода) технологического топлива и энергии, единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм.
Формы обеспечения энергоресурсами:
• приобретение со стороны;
• собственное производство. На предприятии могут производиться электроэнергия – на заводской электрической станции; пар и горячая вода – в котельных; генераторный газ – на газогенераторной станции.
Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года, поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования.
В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная: предприятие получает электрическую энергию от центральной (единой) электрической системы, пар – по тепловой сети районной энергетической системы, газ – из сети дальнего газоснабжения природным газом и т.д.
Основой рациональной организации энергетического хозяйства на предприятии является правильное планирование производства и потребления энергоресурсов с применением балансовых методов.
Потребность предприятия в энергии в течение суток и года неравномерна. Для обеспечения бесперебойного снабжения энергией потребителей производственную мощность энергетического хозяйства рассчитывают на обеспечение максимального спроса в момент наибольшего потребления энергии. Это требует создания резерва мощностей энергетического оборудования.
Выработка энергии сверх потребности ведёт к потерям, недостаток – к пикам.
Потребность предприятия в энергии и топливе определяется на основании разработки балансов по каждому виду энергетических ресурсов.
В расходной части баланса устанавливают потребность в энергии и топливе по отдельным звеньям предприятия, исходя из:
1. Производственных программ отдельных цехов.
2. Удельных прогрессивных норм расхода энергии и топлива на единицу продукции.
Под прогрессивной удельной нормой расхода энергии и топлива понимают максимально допустимый их расход для изготовления единицы продукции в наиболее рациональных условиях организации производства и эксплуатации оборудования.
Нормы расхода энергии и топлива рассчитываются по отдельным агрегатам, рабочим местам, участкам, цехам, а также по предприятию.
При составлении расходной части баланса учитывают потери энергии в производственных сетях и преобразовательных установках.
В приходной части баланса показывают наиболее экономичные источники покрытия потребностей в энергоресурсах собственными силами и со стороны. При этом учитывается использование вторичных энергоресурсов.
Энергетические балансы входят в группу материальных балансов и подразделяются:
1. По назначению – на:
а) плановые – являются основной формой планирования энергопотребления и энергоиспользования на предстоящий период;
б) отчетные – отражают фактические показатели производства и потребления энергии и топлива в истекшем периоде и фактический качественный уровень их использования.
2. По степени охвата – на:
а) сводные – по предприятию, цеху;
б) частные – по агрегатам, видам энергоресурсов, виду обработки.
3. По принципам составления – на:
а) аналитические – отражают глубину и характер использования подводимых энергоносителей;
б) синтетические – показывают распределение подведенных и произведенных энергоносителей внутри предприятия;
в) нормализованные – составляются на основе аналитических балансов с учетом технических мероприятий по рационализации и совершенствованию энергетического хозяйства;
г) оптимальные – которые обеспечивают производство планируемого объема выпуска продукции с минимальными затратами энергии.
Для улучшения нормирования энергию по характеру использования подразделяют на:
- технологическую;
- силовую (двигательную);
- на вспомогательные нужды (освещение, отопление, тепловые завесы, вентиляцию).
Потребность на технологические цели определяется умножением нормы затрат энергии на объём производства:
Wт = Нэ х Qпл,
где Нэ – норма затрат энергии;
Qпл – плановый объем производства.
Расход энергии на силовые нужды находится по группам оборудования, исходя из нормы расхода энергии на час работы единицы оборудования, количества часов его работы в плановом периоде и числа единиц оборудования:
Wс = Нэ х Тпл х n,
где Тпл – количество часов работы оборудования в плановом периоде;
n – число единиц оборудования.
В частности, расход электроэнергии на силовые нужды определяют по мощности установленных электродвигателей, времени их работы, коэффициента использования оборудования во времени в течение планируемого периода (или за сутки) и коэффициента использования установленной мощности:
Wс эл. = N × Тпл × Ки.об. × cos φ
где N – мощность установленных двигателей;
Ки.об. – коэффициент использования оборудования во времени;
cos φ (косинус фи)– коэффициент использования установленной мощности.
При расчёте потребности в электроэнергии для освещения исходят из величины освещаемой площади, норм освещения (следовательно, из количества и мощности светильников) и часов работы искусственного освещения.
Потребность в электроэнергии для вентиляции определяют на основании мощности вентиляционных установок и продолжительности их работы за год.
Энергия, требуемая для отопления зданий, исчисляется исходя из объёма здания, длительности отопительного сезона, средней температуры наружного воздуха и внутри здания, тепловой характеристики зданий и др.
Структура энергетического хозяйства зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, от кооперированных связей с другими предприятиями.
Например, структура энергетического хозяйства крупного машиностроительного предприятия:
- энергетические цехи (электросиловой, газовый, электромеханический и т.д.);
- преобразовательные и генерирующие установки (компрессорная, котельная и др.)
- цеховые и общезаводские энергопередающие сети;
- потребители энергии (оборудование, станки, печи и др.)
Типичная структура энергетического хозяйства крупного металлургического предприятия включает:
1. Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) – производит электроэнергию; используется также тепло пара, отбираемого от турбин, и тепло дымовых газов.
2. Преобразовательные подстанции – преобразовывают переменный ток в постоянный.
3. Электросиловое хозяйство – снабжает цехи предприятия электроэнергией требуемого напряжения.
4. Теплосиловое хозяйство – обеспечивает цеха завода и дочерних предприятий водой питьевого качества, технической водой, оборотной водой, подачей тепловой энергии и сжатого воздуха, принимает стоки химзагрязненной, ливневой, хозбытовой канализации.
5. Газовое хозяйство – снабжает предприятие газом из сети газоснабжения или производит генераторный газ.
6. Электроремонтное хозяйство – выполняет все виды ремонтов энергетического оборудования согласно системе ППР, а также ремонт электрической части технологического оборудования.
7. Энергетические хозяйства основных цехов (например, котлы-утилизаторы в мартеновском цехе).
8. Слаботочный цех включает участок связи и сигнализации, обслуживающий телефонную сеть, радиосвязь, электрочасовые установки, диспетчерскую связь и т. п.; участок по обслуживанию контрольно-измерительных приборов и средств автоматики и телемеханики.
Энергетическое хозяйство тесно связано с производственными цехами. Это требует жёсткой увязки графиков работы основного оборудования с работой энергетических цехов. Характерной особенностью энергетических цехов является невозможность накопления их продукции. Процесс производства энергии должен совпадать во времени с её потреблением.
Во главе энергетического хозяйства металлургического предприятия стоит главный энергетик. Ему подчинён отдел главного энергетика (ОГЭ).
Основными направлениями совершенствования энергетического хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:
Группа мероприятий
Содержание
Технологические
Совершенствование конструкций изделий
Внедрение скоростных методов обработки металлов и нагрева заготовок
Применение прогрессивных методов получения заготовок
Сокращение брака, повышение выхода годного литья
Энергетические
Повышение экономичности выработки энергоносителей
Полное использование вторичных энергоресурсов
Замена дорогих энергоносителей более дешевыми
Снижение потерь энергоносителей
Улучшение режима работы энергооборудования (повышение cos φ)
Повышение загрузки оборудования
Сокращение холостых ходов
Сокращение простоев нагревательного оборудования
Замена оборудования периодического действия оборудованием непрерывного действия
Организационные
Рационализация контрольно-измерительного хозяйства
Технологическое нормирование энергопотребления
Организация первичного учета расхода энергоресурсов
Общезаводские
Использование выделяющегося при производстве тепла для отопления цехов и служебных помещений
Внедрение экономичных систем производственной вентиляции и промышленного водоснабжения
Использование энергосберегающих источников света вместо ламп накаливания
ТЕМА 4 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ»
Инструментальное хозяйство предприятия – совокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретением, ремонтом и восстановлением технологической оснастки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.
Технологическая оснастка – это средство технологического оснащения, дополняющее технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса.
Цель функционирования инструментального хозяйства: обеспечение бесперебойного питания цехов и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее проектирование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонты, восстановление и утилизацию.
Функции инструментального хозяйства:
1) разработка нормативов потребления инструмента и оснастки;
2) планирование инструментов и оснастки;
3) изготовление инструментов и оснастки;
4) приобретение инструментов и оснастки;
5) организация хранения инструментов и оснастки и обслуживание цехов;
6) ремонт и восстановление инструментов и оснастки;
7) заточка инструментов;
8) утилизация инструментов и оснастки;
9) надзор за надлежащим использованием инструментов и оснастки.
Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает:
1) технологический контроль конструкторской документации на предмет технологической конструкции, составных частей и конструктивных элементов изделий (линейные размеры, радиусы, диаметры, материалы, покрытие)
2) развитие предметной и технологической специализации и кооперирования производства;
3) унификация технологической оснастки и конструктивных элементов;
4) расчет запасов инструмента;
5) проектирование помещений, технических средств и организационных проектов для хранения и доставки инструментов до рабочих мест;
6) проведение маркетинговых исследований и заключение договоров на приобретение технологической оснастки со стороны, организация ее доставки на предприятие;
7) анализ эффективности использования оснастки;
8) разработка и экономическое обоснование организационно-технических мероприятий по улучшению использования оснастки.
Классификация технологической оснастки, применяемой на предприятии
1. По характеру использования:
а) стандартный инструмент – инструмент общего пользования;
б) стандартизированный инструмент – для выполнения определенных групп операций;
в) специальный инструмент – для выполнения определенной операции при обработке определенной детали.
2. По месту применения в производственном процессе:
а) основной инструмент – используется в основном производстве, непосредственно участвует в работе с предметом труда;
б) вспомогательный инструмент – применяется во вспомогательных процессах для изготовления и ремонта основного инструмента.
2. По повторяемости, применяемости и освоенности в производстве:
а) инструмент с малым сроком службы – инструмент широкой применяемости, большой повторяемости и постоянно расходуемый в большом количестве независимо от вида выпускаемой продукции. Это прежде всего режущий и измерительный универсальный или стандартизованный инструмент, выпуск которого должен регулярно повторяться в более или менее крупных масштабах;
б) инструмент со сравнительно длительным сроком службы – инструмент, который используется отдельными экземплярами или в небольшом количестве. Возобновление его происходит через сравнительно длительные периоды времени. Сюда относятся штампы, модели, пресс-формы, специальные приспособления, а также некоторые виды вспомогательного инструмента и стандартизованные элементы технологической оснастки и приспособлений. Такой инструмент изготавливается, как правило, по индивидуальным заказам;
в) инструмент, впервые изготавливаемый в связи с подготовкой производства и освоением производства новой продукции, – изготовление такого инструмента характеризуется длительным циклом производства. Обычно его изготавливают на опытных участках инструментального цеха. Эффективность опытных участков обеспечивается тем, что на них тщательно отрабатывают конструкцию и технологию изготовления инструмента и создают предпосылки для повышения эффективности его применения.
Весь инструмент делится на несколько групп:
режущий инструмент – это инструмент, принцип действия которого основан на резании, например, резец, пила, сверло, фреза и им подобные;
абразивный инструмент – это инструмент, который изготовлен с применением абразивных материалов, например, шлифовальные круги, ленты, бруски;
измерительный инструмент – это инструмент, предназначенный для различного рода измерений, например, линейка, метр, динамометр, манометр, амперметр и другие;
вспомогательный (крепежно-зажимной) инструмент – это инструмент, предназначенный для разного рода временных креплений, зажимов и подобных действий, например, зажимной патрон станков, резцовая державка, тиски, клещи и прочее;
слесарно-монтажный инструмент – это инструмент, который необходим при выполнении монтажных или демонтажных работ, например, молотки, зубила, отвёртки, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, напильники, ключи;
кузнечный инструмент – это набор различных инструментов и приспособлений для захвата, удерживания, переноса заготовок и механического (ударного) воздействия на них при ручной и машинной ковке: кувалды, молотки, клещи, зубила, точило, болгарки, дрель, тиски;
штампы – это инструмент, предназначенный для придания детали заданной конфигурации посредством пластической деформации заготовки или разделением её на части (штамповкой), например, штампы для холодной штамповки; штампы для горячей объемной штамповки;
приспособления – это вспомогательные устройства к технологическому оборудованию, используемые при выполнении операций обработки, сборки и контроля (круглые поворотные столы, а также различного рода домкраты, прихваты);
пресс-формы – это устройства для литья под давлением объёмных деталей из полимеров, резин и других материалов.
Организация инструментального хозяйства
На предприятиях используются следующие методы организации инструментального хозяйства:
1) централизованный – создается инструментальный отдел предприятия, в состав которого входят инструментальные цехи, участки, отделения и склады, которые своими силами и средствами обеспечивают все подразделения предприятия необходимым инструментом;
2) децентрализованный – когда каждый цех предприятия самостоятельно обеспечивает свое производство необходимым инструментом;
3) смешанный – происходит перераспределение работ между подразделениями инструментального хозяйства: изготовление инструмента осуществляет инструментальный цех, его содержание и распределение – центральный инструментальный склад, а ремонт и восстановление – цехи основного и вспомогательного производств.
Структура органов управления инструментальным хозяйством зависит от размера предприятия, типа производства и общего количества работающих.
В связи с многообразием решаемых задач организационная структура инструментального хозяйства довольно сложная:
- главный технолог предприятия;
• заместитель начальника отдела по производству оснастки;
• заместитель начальника отдела по эксплуатации оснастки;
• технический сектор;
• планово-экономический сектор;
• инструментальные цехи;
• бухгалтерия отдела и т.д.
Основными направлениями совершенствования инструментального хозяйства являются:
1. В области проектирования выпускаемой продукции и технологии ее производства – упрощение конструкции продукции, ее унификация и стандартизация, применение при проектировании продукции научных подходов и методов оптимизации;
2. В области проектирования и производства технологической оснастки – унификация и стандартизация оснастки, ее составных частей и конструктивных элементов, сокращение продолжительности разработки и изготовления оснастки;
3. В области менеджмента – применение научных подходов и методов, развитие маркетинговых исследований, выявление конкурентных преимуществ предприятия, совершенствование учета, контроля, анализа и мотивации работ;
4. В области эксплуатации, ремонта и восстановления оснастки – обеспечение нормальных условий работы центрального инструментального склада, инструментально-раздаточных кладовых, организация обеспечения рабочих мест инструментом, организация централизованной заточки инструмента, усиление технадзора, упорядочение нормативного хозяйства, улучшение оперативного учета и расходных лимитов, повышение эффективности ремонта и восстановления оснастки.
ТЕМА 5 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ»
Ремонтное хозяйство предприятия – совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния оборудования, надзором за его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению использования.
Основными задачами ремонтного производства предприятия являются:
- поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;
- совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;
- снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.
Характерными работами для ремонтного хозяйства предприятия являются:
- паспортизация и аттестация оборудования;
- разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
- планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
- модернизация оборудования.
Одним из условий эффективной организации работы любого предприятия является наличие отлаженного механизма выполнения ремонтных работ. Чем ниже удельный вес расходов на ремонт, обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, тем выше эффективность производства и самого ремонтного хозяйства. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт используется система планово-предупредительного ремонта.
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) – совокупность различного вида работ по техническому уходу и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану в целях обеспечения наиболее эффективной эксплуатации оборудования.
В основе ППР заложены работы по техническому обслуживанию оборудования и по выполнению плановых ремонтов.
Техническое обслуживание включает работы по осмотру оборудования, проверке на точность, промывке, смазке и т.д. Эти виды работ выполняются по заранее составленному графику и носят периодический характер с четко выраженной повторяемостью.
Плановые ремонты по содержанию выполняемых работ, трудоемкости и периодичности подразделяются на текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий ремонт – минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.
Средний ремонт – это частичная разборка оборудования, замена и восстановление изношенных деталей. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.
Капитальный ремонт – наибольший по объему и сложности ремонт, требующий полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановления части деталей и проверки их на точность.
Система ППР основана на нормативной базе, включающей в себя: ремонтный цикл, структуру ремонтного цикла, межремонтный и межосмотровой периоды, категорию сложности ремонта, трудоемкость ремонтных работ.
Ремонтный цикл – это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта, или период работы между двумя капитальными ремонтами.
Структура ремонтного цикла – это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Она может иметь следующий вид:
К1 – О1 – М1 – О2 – М2 – О3 – С – О4 – М3 – О5 – К2,
где К1 и К2 – капитальные ремонты оборудования;
О1-5 – осмотры (техническое обслуживание);
М1-3 – малые (текущие) ремонты;
С – средний ремонт.
Межремонтный цикл – это наработка машины в часах от начала ее эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами.
Тм.ц. = А х βп х βм х βу х βт,
где А – коэффициент, учитывающий возраст оборудования (до 10 лет – 24000, свыше 10 лет до 20 лет – 23000, свыше 20 лет – 20000);
βп – коэффициент, учитывающий тип производства (для массового и крупносерийного производства – βп = 1, для серийного производства – 1,3, для мелкосерийного и единичного производства – 1,5);
βм – коэффициент, учитывающий свойства обрабатываемого материала (при обработке конструкционных сталей βМ = 1, чугуна и бронзы – 0,8, высокопрочных сталей – 0,7);
у – коэффициент, учитывающий условие эксплуатации оборудования (при нормальных условиях работы в механических цехах βу = 1, в запыленных цехах и с повышенной влажностью – 0,7);
т – коэффициент, отражающий группу станков (для легких и средних станков βт = 1, для крупных и тяжёлых βт = 1,35, для особо тяжёлых и уникальных βт = 1,7).
Межремонтный период – это время между двумя последовательно проводимыми (очередными) плановыми капитальными и средними ремонтами оборудования, а также между вводом оборудования в эксплуатацию и его первым плановым капитальным ремонтом.
Продолжительность межремонтного периода находится по формуле:
tмр = ,
где Тмц – длительность межремонтного цикла;
nт и nс – количество текущих и средних ремонтов в течение ремонтного цикла.
Межосмотровой период – это период работы оборудования между двумя последовательными профилактическими осмотрами или между осмотром и плановым ремонтом.
Длительность межосмотрового периода для станков определяется по формуле:
tмо =
где nс – число средних ремонтов;
nт – число текущих ремонтов;
nо – число осмотров в течение межремонтного цикла.
Категория сложности ремонта – характеризует степень сложности ремонта оборудования и его особенности. Чем сложнее оборудование, чем больше его размер и выше точность обработки на нем, тем сложнее ремонт, а, следовательно, и выше категория сложности.
Трудоемкость ремонтных работ – это затраты времени в челoвекo-чaсaх или стaнкo-чaсaх, необходимые для выполнения определенного объема работ.
Суммарная трудоемкость отдельного вида ремонтных работ определяется как средняя величина путем деления общей трудоемкости всех ремонтных работ в течение ремонтного цикла на длительность этого цикла в годах:
Tобщ = х i Qi
где , , (тау) – трудоемкости (затраты времени) одной ремонтной единицы соответственно капитального, среднего и малого ремонта;
Pi – количество единиц ремонтной сложности i -ой единицы оборудования, р.е.;
Qi – число единиц оборудования i-го наименования, шт.
Годовой объем работ по межремонтному обслуживанию определяется по формуле:
,
где Т – годовой эффективный фонд времени работы одного рабочего, час;
Ксм – коэффициент сменности;
Нобсл – норма обслуживания ремонтных единиц при выполнении станочных, слесарных, смазочных и шорных работ на одного рабочего в смену.
Ремонтное хозяйство на производственных предприятиях представлено:
- системой ремонтных средств, находящихся в распоряжении рабочих основного производства и дежурного ремонтного персонала (мелкие детали и ремонтные комплекты, смазка и т. п.);
- ремонтными участками в составе производственных цехов, располагающих небольшим количеством универсальных, а иногда и специальных станков;
- ремонтными цехами (РЦ) или мастерскими (ремонтно-механическим цехом – РМЦ, электроцехом — ЭЦ);
- складскими помещениями (складами и кладовыми) для хранения запасных деталей, инструмента, мелкого оборудования, смазочных и обтирочных материалов.
Кроме того, в состав ремонтного хозяйства входят:
- конструкторско-технологическое бюро (КТБ), выполняющее работы, связанные с ремонтом, модернизацией и конструированием нестандартного оборудования;
- планово-производственное бюро (ППБ), планирующее работу ремонтных цехов и мастерских;
- бюро планово-предупредительных ремонтов (БППР), планирующее ремонтные работы.
Управление ремонтным хозяйством, организация и планирование ремонта и эксплуатации основных фондов на промышленных предприятиях ведутся:
- по технологическому оборудованию – службами (отделами) главного механика (ОГМ);
- по энергетическому оборудованию и энергоснабжению – службами (отделами) главного энергетика (ОГЭ);
- по промышленности и другим зданиям и сооружениям – службами по их ремонту и эксплуатации – отделами капитального строительства предприятий.
Организация выполнения ремонтных работ
Выполнению ремонтных работ предшествует техническая, материальная и организационная подготовка.
Техническая подготовка характеризуется выполнением проектных работ по разборке и последующей сборке оборудования, составлением ведомости дефектов, поломок и неисправностей. Их устранение требует соответствующей проработки восстановительных работ и операций.
Материальная подготовка осуществления ремонтных работ сводится к составлению ведомости материалов, комплектующих деталей, инструментов и приспособлений. Материальная подготовка предполагает наличие достаточного и необходимого запаса сменных деталей, узлов, а также транспортно-подъемных средств.
Организационная подготовка проведения ремонтных работ может быть выполнена одним из следующих методов:
- централизованным методом – характеризуется тем, что все виды ремонтных работ выполняются силами заводского ремонтно-механического цеха. Применяют при большом количестве однотипного оборудования и оборудования небольшой массы, удобного для демонтажа и перевозки;
- децентрализованным методом – характеризуется тем, что все виды ремонтных работ выполняются силами цехового персонала. Применяют при большой разнотипности оборудования. В этом случае ремонтно-механический цех изготовляет только запасные части и выполняет отдельные виды работ, которые не могут быть выполнены рабочими производственного цеха;
- смешанным методом – характеризуется тем, что все виды технического обслуживания и ремонтов, за исключением капитального, выполняет цеховая служба ремонтного хозяйства, а капитальный ремонт – ремонтно-механический цех.
Ремонтные работы ведутся в строгой последовательности. Объем и порядок их очередности зависят от длительности службы отдельных деталей и узлов.
Затраты на все виды ремонта финансируются за счет ремонтного фонда, который образуется на предприятии по нормативу за счет себестоимости продукции.
Снижение расходов на выполнение ремонтных работ – одна из целей эффективного ведения хозяйства.
Направления снижения затрат на ремонты
Снижение себестоимости обязательных
ремонтных работ
Снижение объема ремонтных работ
Совершенствование технологии ремонтных работ
Организация нормирования труда, определение научно обоснованных норм, в том числе и по оплате труда
Совершенствование структуры ремонтной службы
Сокращение потерь времени при проведении ремонта
Совмещение профессий ремонтных слесарей
Улучшение подготовки производства ремонтов
Повышение квалификационного уровня ремонтного персонала
Применение более стойких материалов и деталей ремонта
Механизация и автоматизация ремонтных работ
Техническое совершенствование средств труда
Совершенствование планирования ремонтных работ
Своевременные поставки запчастей
Улучшение эксплуатации оборудования
Совершенствование конструкций оборудования
Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства могут быть:
в области организации производства – развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;
в области планирования воспроизводства ОПФ – применение научных подходов и методов менеджмента;
в области проектирования и изготовления запасных частей – унификация и стандартизация элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;
в области организации работ – соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и ПК;
в области технического надзора, обслуживания и ремонта ОПФ – развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механического цеха, усиление мотивации повышения качества труда и др.
ТЕМА 6 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ И
СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
Транспортное хозяйство
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.
Основные задачи транспортного хозяйства:
- наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;
- эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;
- механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;
- снижение себестоимости транспортных операций;
- обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;
- постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.
На предприятии используют различные виды транспортных средств:
1. По сфере обслуживания:
а) межцеховой транспорт – выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами;
б) внутрицеховой транспорт – перемешает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.
2. В зависимости от режима работы:
а) транспортные средства непрерывного действия – характеризуются непрерывным перемещением насыпных или штучных грузов по заданной трассе без остановок для загрузки или разгрузки. Это конвейеры всех типов, монорельсовые и подвесные канатные дороги, пневматический, гидравлический и трубопроводный транспорт;
б) транспортные средства периодического действия – характеризуются периодической подачей грузов, при этом загрузка и разгрузка производится при остановке машины. Это автомашины, самоходные тележки.
3. По направлениям движения:
а) транспортные средства для горизонтального перемещения грузов – перемещают грузы от места их получения до объектов и на самих объектах;
б) транспортные средства для вертикального перемещения грузов (лифты, элеваторы) – поднимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгрузочных работах и в рабочей зоне объекта;
в) транспортные средства для смешанного перемещения грузов (краны) – предназначены для подъема, опускания и горизонтального перемещения груза.
4. По уровню автоматизации:
а) автоматические транспортные средства – это автопогрузчики, штабелеукладчики, электрокары;
б) механизированные транспортные средства – автокары, автопогрузчики;
в) ручные транспортные средства – ручные тележки.
5. По виду перемещения грузов
а) транспортные средства для перемещения сыпучих грузов;
б) транспортные средства для перемещения наливных грузов;
в) транспортные средства для перемещения штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства включает выполнение следующих работ:
1. Стратегическое планирование обновления транспортных средств.
2. Анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности.
3. Выбор и обоснование транспортных средств.
4. Составление балансов грузооборота.
5. Проектирование схем грузопотоков.
6. Оперативно-календарное планирование транспортных операций.
7. Диспетчирование работы транспорта предприятия.
Транспортное обслуживание может осуществляться:
- децентрализовано – планирование и диспетчирование осуществляется службами цехов-потребителей;
- централизовано – планирование и диспетчирование выделены из ведения цехов;
- смешанно – планирование и диспетчирование проводятся службами цехов-потребителей, а обслуживание и ремонт – специализированными цехами.
Централизованная форма транспортного обслуживания является наиболее перспективной.
Структура транспортного хозяйства
Структура управления транспортным хозяйством зависит от многих факторов: размеров предприятия, масштаба и типа организации производства и грузооборота применяемых транспортных средств, вида транспортируемых грузов.
Транспортное хозяйство возглавляет заместитель директора по снабжению и сбыту (коммерческий директор). В его подчинении находится транспортный отдел, который разрабатывает планы транспортного обслуживания. Оперативное регулирование и координацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ осуществляют служба главного диспетчера предприятия и транспортный отдел.
На крупных предприятиях с большим объемом потребляемых материальных ресурсов и реализации готовой продукции создается железнодорожный цех, в составе которого организацией приемки, подачи и отправления подвижного состава занимается служба движения. Всеми видами расчетов, оформлением документов и организацией погрузочно-разгрузочных работ занимается коммерческая служба. Работоспособное состояние железнодорожного транспорта обеспечивает служба тяги (содержание и ремонт, снабжение топливом и горючим), в состав которой входят паровозное депо и ремонтные мастерские.
Внешние железнодорожные перевозки (завоз материально-технических ресурсов и вывоз готовой продукции) и внутризаводские перевозки на крупных предприятиях (на заводах тяжелого машиностроения, металлургии и др.) осуществляются в жесткой связи с организацией и технологией производства и реализацией готовой продукции.
Межцеховые перевозки грузов осуществляются всеми видами транспорта, выбор которых зависит от масштаба и типа производства. На крупных заводах создается автотранспортное хозяйство, а небольшие предприятия обслуживаются специальными сторонними транспортными организациями на принципах рыночной экономики.
Следовательно, структура транспортного хозяйства будет различаться в зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности и типа производства, что не исключает разработку для однотипных предприятий типовой структуры транспортного хозяйства.
Планирование потребности в транспортных средствах
Для эффективного планирования потребности транспортных средств определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток – количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам, которые бывают следующих типов:
- маятниковая система;
- кольцевая система.
Маятниковая система маршрутов – это связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта:
- вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного средства без груза;
- вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом.
Применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех) связан двусторонними перевозками с несколькими пунктами.
Рисунок 1 – Маятниковая система маршрутов
Кольцевая система – система обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.
Рисунок 2 – Кольцевая система маршрутов
Выбор и расчет транспортных средств
Число транспортных единиц прерывного пользования (автомобилей, электрокаров), необходимых для межцеховых перевозок, может быть определено по одной из следующих формул:
Для маятниковых перевозок:
а) односторонний маршрут:
Nтр = ,
где Gсм – масса груза, перевозимого за смену, т;
Lпер – расстояние между двумя пунктами, м;
Vср – средняя скорость движения транспортного средства, м/мин;
tпогр и tразг – соответственно, время на одну погрузочную и разгрузочную операцию за каждый рейс, т;
qтр – грузоподъемность единицы транспортных средств;
hтр – коэффициент использования грузоподъемности и транспортных средств;
Tсм – продолжительность смены, мин;
Pрем – процент потерь времени при использовании транспортного средства (на заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт);
б) двусторонний маршрут:
Nтр = ,
где G/см – количество груза, перевозимого за смену в оба конца, т;
в) односторонний лучевой маршрут:
Nтр = ,
где n – количество лучей.
Для кольцевых перевозок:
а) с нарастающим грузопотоком:
Nтр = ;
б) с затухающим грузопотоком:
Nтр = ;
где Lкц – длина всего вида кольцевого маршрута, м;
Kпогр – количество погрузочных пунктов.
Основными направлениями качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
• повышение уровня автоматизации производства и управления;
• сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
• совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
• комбинирование применения различных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных средств;
• максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров.
Складское хозяйство
Склад – это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.
Основная задача складского хозяйства состоит в осуществлении рационального хранения материальных ценностей, их сохранности, обеспечении бесперебойного, своевременного и комплектного питания подразделений предприятия необходимыми материальными ресурсами, а также своевременной отгрузки готовой продукции потребителям при наименьших затратах на складское обслуживание.
Для выполнения своей основной задачи складское хозяйство должно выполнять следующие функции:
1) прием материальных ценностей с их количественной и качественной проверкой, в т.ч. проверкой тары и упаковки, учет и оформление документов, создание необходимых условий для хранения груза, его разгрузка, перетаривание, перемещение и размещение на составах;
2) подготовка и выпуск материальных средств в производство и отправка за границы предприятия;
3) подготовка складских помещений и площадей;
4) внутреннее складское перемещение грузов;
5) прием от производственных подразделений готовой продукции по количеству, ассортиментам и сортам с оформлением документов; размещение ее на сладах и обеспечение сохранности; подготовка партий готовой продукции к отгрузке потребителям (затаривание, этикетирование, сортировка, расфасовка, комплектование, упаковка и др.);
6) отпуск готовой продукции потребителям по номенклатуре, ассортименту, количеству и качеству с оформлением соответствующей документации;
7) разработка и реализация мероприятий по усовершенствованию складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных работ, по механизации и автоматизации складов.
Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.
Складское хозяйство можно классифицировать по ряду признаков:
1. По характеру хранимых материальных ресурсов склады делятся на:
а) материальные – принимают, хранят и выдают в производство различные материалы;
б) производственные – обеспечивают производственный процесс предметами и средствами труда;
в) инструментальные – принимают, хранят и выдают цехам все виды инструментов;
г) склады запасных частей – хранят и отпускают различные детали, узлы для ремонта;
д) сбытовые – принимают, хранят и отпускают готовую продукцию предприятия.
2. По масштабам деятельности –:
а) центральные (общезаводские) – обслуживают все предприятие и занимают отдельную площадь на территории завода;
б) межцеховые – обслуживают группу цехов, использующих одинаковые материальные ресурсы;
в) цеховые – обслуживают определенный цех и занимают его производственную площадь.
3. По своей конструкции – на:
а) открытые – площадки под открытым небом, оборудованные ограждениями, эстакадами, освещением, охраной, сигнализацией и т.п.; на этих складах хранятся материалы, не подверженные воздействию окружающей среды;
б) полуоткрытые – площадки под навесами; используются для хранения материалов, которые необходимо защитить от осадков;
в) закрытые – отапливаемые и не отапливаемые, с естественным и искусственным освещением.
4. В зависимости от характера выполняемых функций – на:
а) подсортировочно-распределительные – предназначены для накопления текущих запасов товаров;
б) транзитно-перевалочные – размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой;
в) склады досрочного завоза – на них товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года.
5. По ассортиментному признаку – на:
а) универсальные – предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных или продовольственных товаров.
б) специализированные – служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
1. Своевременное выполнение планов снабжения и сбыта.
2. Четкая работа по приемке, хранению, отпуску и учету материальных ресурсов.
3. Продвижение с наименьшими затратами материалов от поставщика к потребителю.
4. Оснащение стеллажами, подъемно-транспортным оборудованием.
5. Содержание и ремонт.
Последовательность складских операций заключается в следующем:
1. Подготовка склада к приемке продукции.
2. Разгрузка транспорта.
3. Приемка продукции по количеству и качеству.
4. Размещение на хранение.
5. Отборка товаров из мест хранения.
6. Комплектация заказа.
7. Отпуск товара и погрузка в транспорт.
Определение потребной площади складов
Площадь любого склада можно разделить на три основные части:
- полезную (или грузовую), занимаемую непосредственно материальными ценностями и устройствами для их хранения;
- оперативную (или вспомогательную), предназначенную для приемки и отпуска грузов, сортировки, комплектования материальных ценностей, а также для проходов и проездов между штабелями и стеллажами, для размещения весовой и измерительной техники, служебных помещений;
- конструктивную, занимаемую лестницами, колоннами, перегородками, тамбурами, подъемниками и т.п.
Важным показателем эффективности использования складских помещений является соответствующий коэффициент полезного использования площади склада:
Кпи = ,
где Sпол и Sобщ – соответственно полезная и общая площади склада.
Необходимая полезная площадь склада может быть рассчитана следующими способами:
1. Для материалов, хранящихся на стеллажах:
Sпол = Sст х nст,
где Sст – площадь, занимаемая одним стеллажом;
nст – количество необходимых стеллажей.
В свою очередь, количество необходимых стеллажей определяется по формуле:
nст = ,
где Зст – максимальный запас материалов, хранящихся на стеллажах;
V – объем стеллажа, м3 (см3);
Кз – коэффициент заполнения объема стеллажа;
qм – плотность материала, т/м3; кг/см3; г/см3.
2. Для материалов, хранящихся в штабелях и емкостях:
Sпол = ,
где Zmax – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т;
qдоп – допустимая нагрузка на 1 м² полезной площади склада, т.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы складского хозяйства являются:
- специализация складских работ в рамках предприятия, объединения, отрасли;
- углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
- повышение уровня автоматизации производства и управления;
- совершенствование нормирования, учёта и контроля использования материальных средств, мотивация повышения их эффективности;
- выбор экономического стимулирования работы бригад и отдельных работников складского хозяйства;
- сокращение среднего возраста складских помещений и увеличение удельного веса новых складов;
- укрепление трудовой дисциплины.
ТЕМА 7 «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ»
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.
Показатели качества продукции включают:
- долговечность – способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния;
- надежность – свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях;
- технологичность – приспособленность продукции к изготовлению применительно к освоенным технологическим процессам и оборудованию;
- ремонтопригодность – свойство изделия быть пригодным к поддержанию и обновлению состояния, в котором оно способно выполнить требуемые функции с помощью услуг по техническому обслуживанию и ремонту;
- экологичность – степень вредного воздействия объекта на окружающую среду;
- экономичность – способность продукции выполнять свои функции с высокой производительностью и минимальными затратами ресурсов;
- эргономичность – степень соответствия изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам и особенностям человека, который будет эксплуатировать данное изделие (Антропометрические свойства — это показатели качества продукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела);
- эстетичность – показатели, отражающие уровень воздействия продукции на чувственное восприятие человека (форма, цвет, стиль, гармоничность);
- безопасность – способность продукции выполнять свои функции безопасно для контактирующих с ней людей;
- стандартизированность – наличие в товаре унифицированных узлов, деталей и т.п., облегчающих сборку, разборку, техобслуживание и ремонт.
Организация службы контроля качества на предприятии
Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Это составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются:
- поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
- производимые заготовки, детали, сборочные единицы;
- готовые изделия;
- оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции;
- техническая и сопроводительная документация.
Основные задачи технического контроля состоят в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ; выявлении и предупреждении брака; проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.
Организация технического контроля состоит:
- в проектировании и осуществлении процесса контроля качества;
- в определении организационных форм контроля;
- в выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля;
- в обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;
- в разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Брак – это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Классификация технического контроля
1. По местонахождению контроля:
а) стационарный – осуществляется на постоянном специальном рабочем месте для проверки объектов;
б) летучий, или скользящий – осуществляется непосредственно на рабочем месте обработки или сборки путем периодических проверок.
2. По различным стадиям технологического процесса:
а) предварительный – применяется с целью предупреждения брака. Предварительному контролю подвергаются материалы, заготовки, полуфабрикаты, детали до начала обработки или сборки;
б) промежуточный (операционный) – осуществляется на различных стадиях изготовления заготовок, деталей и сборки изделий. Основная цель – проверка качества выполнения каждой производственной операции по технологическому процессу и исключение брака на последующих операциях;
в) окончательный (заключительный) – контролю подвергаются все детали, узлы и изделия после заключительных операций технологического процесса обработки или сборки. Наиболее ответственная форма предупреждения выпуска недоброкачественной продукции.
3. По охвату объектов контроля:
а) сплошной – проверке подвергаются все без исключения представленные заготовки, детали, узлы и изделия;
б) выборочный – проверке подвергается некоторая часть из партии деталей или изделий в зависимости от условий производства;
в) статистический – применяется для анализа и регулирования качества продукции, хода технологического процесса и состояния производственного оборудования. В основу положен выборочный метод, основанный на теории вероятностей и математической статистике;
г) инспекционный – осуществляется для повторного выборочного контроля объектов, ранее сданных производством и принятых ОТК, а также для выборочных наблюдений за работой изделий в эксплуатации в течение установленного гарантийного срока.
4. По охвату операций контроля:
а) пооперационный – производится после каждой операции, когда качество последующей операции зависит от предыдущей;
б) групповой – осуществляется после группы неответственных операций или, когда характер технологического процесса исключает возможность проверки объектов после каждой операции.
5. По степени автоматизации:
а) непрерывный – применяется непосредственно в процессе обработки деталей. Осуществляется автоматизированный контроль размеров и поднастройка оборудования в процессе обработки;
б) полуавтоматический – контроль размеров обработки постоянно отслеживается с применением ЦОУ (цифровое отсчетное устройство). Подналадка оборудования осуществляется вручную;
в) автоматизированный приемосдаточный – применяется для окончательного контроля изделий с использованием автоматизированных измерительных комплексов.
6. По характеру контроля:
а) визуальный – осуществляется только внешним осмотром;
б) геометрический – производится проверка размеров и геометрических элементов объекта;
в) метрологический – осуществляется проверка элементов, от которых зависит качество (структура, твердость и т.п.).
7. По назначению контроля:
а) предупредительный – осуществляется на всех этапах производства с целью предупреждения брака;
б) производственный – применяется для выявления брака при проверке объектов, предъявленных на контроль после завершения определенного производственного этапа или операции.
Процесс контроля должен пройти следующие стадии:
1) Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки).
2) Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса контроля).
3) Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4) Определение значений действительных и предписанных.
5) Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6) Выработка решения, определение его веса.
7) Документирование решения.
8) Метапроверка (проверка проверки).
9) Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10) Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).
Единым органом технического контроля на предприятии является «отдел технического контроля» (ОТК).
Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия.
Начальник ОТК имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретить использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции.
Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции. Структура и штатное расписание ОТК предприятия разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом производственных особенностей. Как правило, в составе отдела создаются:
- бюро технического контроля, территориально размещаемые в основных и вспомогательных цехах;
- бюро внешней приемки, обеспечивающее входной контроль материалов и комплектующих изделий;
- бюро заключительного контроля и испытаний готовой продукции;
- бюро анализа и учета брака и рекламации;
- центрально-измерительная лаборатория и ее контрольно-поверочные пункты, контролирующие состояние инструмента и оснастки, в том числе используемых при контроле качества;
- инспекторская группа, осуществляющая проверочный контроль качества продукции и целевые проверки соблюдения технологической дисциплины;
- подразделения контроля экспортной продукции;
- подразделение контроля качества лома и отходов цветных и благородных металлов.
Статистические методы в управлении качеством продукции
Для непродовольственных товаров существует градации по сортам, группам сложности, группам качества, маркам, номерам и т.д.
Ряд товаров в промышленности делят на сорта в соответствии с уровнем производственного исполнения.
Если изделия отнесены к разным сортам, то сводная оценка уровня их качества может быть дана при помощи различных показателей. Среди них:
1. Удельный вес продукции изделий первого (высшего) сорта в общем объеме выпуска:
а) для однородной продукции:
б) для разнородной продукции:
где р – фиксированная цена;
qi – количество продукции i-го сорта.
2. Средняя сортность выпущенных изделий:
где Nci – порядковый номер сорта.
3. Средняя цена единицы продукции:
где рic – цена единицы продукции каждого сорта;
qic – количество продукции i-го сорта.
4. Индекс сортности (используется для оценки выполнения плана и динамики сортности):
5. Потери (накопления) от изменения сортности:
.
Для сводной характеристики уровня и динамики качества используют индекс качества, предложенный проф. А.Я. Боярским.
где q1 – фактически выпущенное количество продукции каждого вида (сорта);
р – фиксированные цены;
ik – индивидуальные индексы качества по видам продукции, определяемые как отношение фактического уровня качества к базисному уровню (ik = k1 : k0).
ТЕМА 8 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ»
Рабочее место – это зона нахождения работника и приложения его труда. Она определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми для исполнения работником поставленной перед ним конкретной задачи.
В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы рабочее место бывает:
Классификатор
Основные типы
По виду производства
- единичное – на этом типе рабочего места выполняется большое количество разнообразных операций. Оно оснащено универсальным оборудованием, разнообразным технологическим инвентарем;
- серийное – рабочее место, на котором выполняется ограниченное количество технологических операций. Оно оснащено специализированным оборудованием и инструментом;
- массовое – на этом рабочем месте выполняется, как правило, одна-две технологические операции, поэтому оно оснащено специальным оборудованием и инструментом.
По числу исполнителей
- индивидуальное – минимальное пространство, зарезервированное за одним работником предприятия (например, водитель трамвая);
- коллективное (бригадное) – рабочее место, на котором занято несколько работников без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны (например, команда корабля).
По уровню механизации труда
- ручное – трудовые процессы выполняются вручную (например, слесарь-ремонтник);
- механизированное – все технологические процессы осуществляются машинами и механизмами, но при непосредственном участии работников, роль которых сводится к управлению средствами труда (например, водитель автомобиля);
- автоматизированное – оснащены автоматическими механизмами, станками или их системами, способными выполнить все технологические операции без непосредственного участия работника, роль которого сводится к пуску, остановке станков-автоматов и контролю за их работой (например, оператор на пульте).
По месту нахождения
- в помещении (например, конторский служащий);
- на открытом воздухе (например, строитель);
- на высоте (космонавт);
- под землей или под водой (работник метрополитена, шахтер, водолаз).
Классификатор
Основные типы
По числу смен
- односменное (у большинства служащих);
- многосменное (на предприятиях с непрерывным производством, или там, где нужно как можно быстрее использовать дорогостоящее оборудование).
По количеству обслуживаемого оборудования
- одностаночное – рабочее место, где один работник обслуживает один агрегат;
- многостаночное – когда один работник обслуживает одновременно несколько агрегатов (например, пять токарных автоматов обслуживаются одним токарем-оператором).
По степени специализации
- универсальное – на нем осуществляются разнородные работы, такие рабочие места оснащены, как правило, универсальным оборудованием или целым рядом станков и механизмов, позволяющих в условиях мелкосерийного и единичного производства быстро переходить от одного вида работ к другому;
- специальное – оснащено оборудованием специального назначения, могут выполняться одни и те же или близкие по содержанию операции и виды работ
По степени подвижности
- передвижное – постоянно перемещающееся в пространстве;
- стационарное – расположено и оборудовано на одном месте.
По основной рабочей позе
- сидя;
- стоя;
- переменная поза.
Составные элементы рабочего места:
- площадь для размещения;
- оборудование;
- место для хранения инвентаря, заготовок, продукции;
- механизмы и мебель, обеспечивающие безопасность и удобство.
Рабочие места, а точнее их состояние во многом определяют уровень организации труда на предприятии в целом. Их правильное оборудование с учетом специфики конкретного производства и рациональная организация проходящих на отдельном месте процессов во многом определяют общую производительность труда, настроение сотрудника, его самочувствие.
Большое значение имеет планировка рабочих мест, представляющая собой элемент планировки цеха.
Существуют следующие виды планировок рабочих мест:
- общая – предполагает размещение рабочих мест на площади участка (цеха);
- частная – все элементы трудового процесса размещаются на площади рабочего места;
- внутренняя – связана с размещением инструмента, приспособлений, материалов, источников света и других элементов с учетом особенностей рабочего места.
Планировка рабочего места должна обеспечивать:
- свободный подъезд транспорта непосредственно к рабочему месту для доставки заготовок и полуфабрикатов;
- максимальные удобства управления станком, замены инструмента;
- благоприятные условия для уборки рабочего места;
- хорошую обозреваемость рабочего места рабочим, возможность одновременного наблюдения за всеми приборами и подвижными частями оборудования с любой точки маршрута;
- свободный доступ к зонам, требующим профилактических осмотров, ремонта, технического обслуживания;
- хорошую обозреваемость рабочего места рабочего обслуживающим и управляющим персоналом.
Планировка рабочих мест осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение либо уточнение местонахождения рабочего места на участке в соответствии с его специализацией, учитывая проходящие технологические и транспортные потоки.
2. Привязка постоянно используемого вспомогательного оборудования (подъемно-транспортных устройств и т.п.) к основному технологическому оборудованию.
3. Установление рационального местонахождения работника по отношению к основному технологическому оборудованию.
4. Определение наиболее удобных (на минимальном расстоянии от работника) мест расположения организационной и технологической оснастки, тары с материалами и готовой продукцией.
5. Оценка степени рациональности новой планировки рабочих мест.
Организация рабочего места – это оснащение рабочего места средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.
Основные элементы оснащения рабочего места:
Основное технологическое оборудование – станки, машины, агрегаты, аппараты, конвейеры, автоматические линии, пульты и т.п.
Вспомогательное оборудование – различные стенды (сборочные, электро- и газосварочные, испытательные).
Организационная оснастка – вспомогательные элементы оснащения рабочих мест, набор которых зависит от отрасли и особенностей технологии производства работ (производственная мебель, производственная тара для заготовок, готовой продукции и отходов производства, приспособления для хранения документации и использования технической документации, светильники для общего и местного освещения с необходимыми отражателями и экранами, средства связи и сигнализации, защитные приспособления, предусмотренные правилами охраны труда и производственной санитарии).
Технологическая оснастка – наборы инструмента в соответствии с технологией производства работ (приспособления для установки и закрепления заготовок, режущий инструмент, средства измерения и контроля, средства малой механизации и комплекты технической, справочной и учетной документации (чертежи, паспортные данные оборудования, схемы, инструкции по уходу, эксплуатации и ремонту оборудования, наряды и графики обслуживания, карты организации труда и др.).
К рабочим местам предъявляются следующие требования:
Технические требования – уровень оснащения мест работы современным оборудованием.
Организационные требования – рациональное расположение оборудования и инвентаря, ритмичность обеспечения сырьем и материалами, создание безопасных для жизни и здоровья условий работы.
Эргономические требования – учитывают влияние окружения работника на его физическое состояние и уровень работоспособности. Заключается в рациональной планировке всех элементов рабочего места.
Под системой обслуживания понимают регламентацию объема, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым.
Основными задачами организации обслуживания рабочих мест являются выявление непроизводительных затрат и потерь рабочего времени. Важно сократить затраты труда основных рабочих на выполнение вспомогательных работ по всем функциям обслуживания. Эта задача может быть решена путем проведения специальных исследований, например, моментных наблюдений, позволяющих выявить причины непроизводительных затрат и потерь времени рабочего.
Обслуживание рабочих мест может осуществляться в следующих формах:
1. По заранее разработанному плану. Эта система рекомендуется для установившегося производственного процесса в условиях крупносерийного производства.
2. Планово-предупредительное обслуживание в соответствии с календарными планами-графиками – применяется при регулярной повторяемости выпускаемых изделий в течение месяца, в основном, в условиях серийного производства).
3. Дежурное обслуживание по вызовам с рабочих мест – при малой и нерегулярной повторяемости выпускаемых изделий в условиях единичного и мелкосерийного производств с сохранением планово-предупредительного обслуживания.
Правила организации обслуживания рабочих мест
Для обеспечения обслуживания рабочих мест рекомендуется сделать следующее:
1. Выбрать рациональную форму разделения и кооперации труда между основным и вспомогательным рабочим; максимально освободить основного рабочего от вспомогательных работ, чтобы он мог выполнять только основные функции.
2. Запланировать процесс обслуживания (согласование графиков обслуживания с деятельностью основных рабочих).
3. Предусмотреть планово-предупредительный ремонт оборудования и заблаговременную подготовку производства, включая доставку к рабочему месту предварительно скомплектованных материалов, заготовок и т.п.
4. Организовать комплексное обслуживание рабочих мест путем параллельного выполнения разными службами всех функций обслуживания (подготовительной, инструментальной, транспортной и др.).
5. Повысить качество и надежность ремонта оборудования.
6. Обеспечить регулярную и надежную связь рабочих мест основного производства с обслуживающим персоналом.
7. Обеспечить экономичность выполняемых работ по функциям обслуживания.
8. Усилить ответственность за своевременное и качественное исполнение функций обслуживания вспомогательным персоналом.
Оценка эффективности организации и обслуживания рабочих мест
Эффективность организации и обслуживания рабочих мест можно определить, как отношение суммарного экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению обслуживания оборудования к суммарным затратам на внедрение системы обслуживания.
При оценке эффективности организации обслуживания рабочих мест и оборудования суммарный экономический эффект образуется за счет сокращения потерь времени от ожидания обслуживания и потерь от сокращения простоев обслуживания. Экономический эффект может быть представлен как дополнительный выпуск продукции, снижение себестоимости продукции и др.
Затраты по внедрению мероприятий, направленных на улучшение организации обслуживания, складываются из затрат на научно-исследовательскую работу, проведение испытаний и собственно внедрения.
Эффективность организации обслуживания рабочих мест может быть определена по формуле:
,
где – суммарный экономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению обслуживания оборудования;
– суммарные затраты на внедрение системы обслуживания.