Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте

  • 👀 568 просмотров
  • 📌 493 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте» doc
24.03.2021 Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте           План: 1. Задачи основного периода и каждой его ступени.       2. Содержание работы на первой ступени основного периода.       3. Содержание работы на второй ступени основного периода.       4. Содержание работы на третьей ступени основного периода.       5. Содержание работы на четвертой ступени основного периода.       6. Виды работ в основной период обучения грамоте.       7. Этапы формирования навыка чтения.       8. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте.   Задачи основного периода обучения грамоте   Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. Граница между подготовительным и основным периодами – переход к согласным звукам и буквам. Основные задачи основного периода: - изучить все буквы; - научить детей правильно соотносить звуки и буквы; - усвоить сочетания букв; - практически усвоить правила графики; - выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения; - развивать интерес к чтению, литературе; - развивать речь и мышление; - формировать и развивать личность ребенка.   Содержание работы на первой ступени основного периода   Основной период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени. На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Азбучный материал включает много сюжетных картинок, по которым учащиеся учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам первоклассники анализируют слого-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов. Обозначение выделенного звука буквой происходит после того, как установлено место данного звука в словах, отобранных для звукового анализа. Основной принцип отбора таких слов заключается в том, что произношение звуков в них должно соответствовать написанию этих слов. Обозначив звук буквой, учащийся тут же составляет слова из букв, записывает слова с данным звуком, выделяют в словах слоги, включающие изученные звуки и буквы. При обучении чтению по передвижной азбуки и при составление слов из разрезной азбуки применяются приемы синтеза, причем преобладает приемом слогоизменения: НА, НО, НУ, НИ, НЫ. Этот прием помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. В этих же целях применяется сопоставление слогов и слов с твердыми и мягкими согласными. Чтение по азбуке на первой ступени охватывают небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того, чтобы предупредить «чтение» по памяти, рекомендуется читать не только по азбуке, с передвижной азбуки, наборного полотна, доски, но и варианты текстов, помещенных в «Дидактическом материале к урокам обучения грамоте». Это приучает детей читать сознательно, вырабатывает умение читать самостоятельно. Немалые трудности вызывает чтение детьми столбиков слов в азбуке. Для того, чтобы приучить учащихся следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами. Важно проверить понимание прочитанного. С этой целью ставятся вопросы, которые не подсказывают прочитанное слово.   Содержание работы во второй ступени основного периода   Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть - слияние и определить способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния: СТОЛ, СКАКА-ЛА, СТАСИК и т. п. Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать его для класса. На второй ступени азбучного периода учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. один из учащихся уходят вперед, другие отстают. Основные трудности, связанные с обучением чтению на второй ступени, состоят в том, что дети еще отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания СТО, СЛО, СНИ и т. п. Добиться чтения таких слогов связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, поможет дополнительная помета в виде дужки: ДРУ, ПРО, ТРИ и т. д.   Содержание работы на третьей ступени основного периода   На этой ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но также и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем, в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления. На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность читать дополнительно художественные тексты, помимо азбучных. Содержание работы на четвертой ступени основного периода   На четвертой ступени дети много и разнообразно читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. На четвертой ступени изучаются звук и буква Й, буква Ю в двух значениях, слитные согласные звуки Ц и Щ, разделительные Ъ и Ь знаки. Все эти звуки и буквы не только обладают малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которых необходимо остановить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания учащихся о написании сочетаний ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА, ЖИ, ШИ, ЦЫ, ЦИ, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы Ю). Заключительная часть основного периода обучения грамоте уже не содержит новых букв. Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Для этого необходимо выровнять умения школьников, тренировать в самостоятельном чтении и письме. Следует вводить такие приемы работы, которые широко применяются на уроках чтения: выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.   Виды работ в основной период обучения грамоте   Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза, постоянное соотнесение звука и буквы, что полезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма. Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С.П. Редозубовым; он указал и описал приемы, способы и варианты применения.   Анализ:   1)  Выделение слов из речевого потока: речь -> предложение -> слово. 2)  Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением). 3)  Выделение нового звука, то есть предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов. 4)  Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава – Сла-ва – С-л-а-в-а – 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла,ва. 5)  Артикулирование звука, анализ его образования. 6)  Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих). 7)  Составление таблиц гласных и согласных звуков букв.   Синтез:   1)  Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки: чтение слога или слова. 2)  Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбуки. 3)  Чтение слов по подобию: сыр - сор, сом – сам и т. п. 4)  Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал – мала, мел – смел и т. п. 5)  Добавление звука в середине слова: плот – пилот. 6)  Перестановка звуков: пила – липа. 7)  Перестановка слогов: сосна – насос. 8)  Отбрасывание звука или слога: сухари – сухарь, машина – маши. 9)  Добавление слога: наша – Наташа.   В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей, которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивными способами чтения.           Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза, речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, - - это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава, - это анализ.           Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится анализу и синтезу самих звуков (артикуляционный анализ), наблюдению над положением и движениям органов речевого аппарата в момент произношения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи с целью произнесение звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).           Например, анализ звука [о] – губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос; [в] – верхняя губа немного приподнята, нижняя касается верхних зубов, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос.           Но не все звуки поддаются артикулированию в I классе: щ, ц, ч, и, г, к, х.           Артикуляционный анализ и синтез может проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагается присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.           В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.           Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.           Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения: - печатанье буквы и называние её; - обвод буквы по контуру и называние её: - штриховка буквы большого размера и называние её; - лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки; - раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы. Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут упражнения: - найти букву среди множества других (из разрезной азбуки); - закрасить требуемую букву в тексте; - называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т. д.: Н М Л К С Т – н – нм – нмл – нмлк и т. д. - узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом; - узнавание букв, напечатанных частично; - узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т. д.     Этапы формирования навыка чтения             В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов: - слог, образованный одним гласным (Г) – о-кунь; - слог-слияние (С) – о-са; - слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СГС, ССГС, СГСС) – кот, стул, куст; - закрытые слоги (ГС) – он и т.д.           На начальных ступенях овладения механизмов слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в азбуке вспомогательные пометы являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова.           Внутренний механизм чтения представляет собой сложное явление с развернутой системой ориентировок зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных. Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориентиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.           Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть в том, что «при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы, предшествующая или последующая. В более общей форме слоговой принцип русской графики можно охарактеризовать, поэтому как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе и к пробелу».           Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты. Окуни. Маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву.           Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: - если после согласной буквы идет пробел, то произносится соответствующий твердый согласный звук; - если после согласной буквы следует буква Ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук; - если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (И, Е, Е, Ю, Я – показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу. - если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозначенных ими, в одном произносительном комплексе.           Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах: а) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров; б) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой; в) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г; г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитывается целым слогом; д) букву Ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук Й.           При всем многообразие графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим и объясняется, что после ознакомления с новой буквой проводится обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв. На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.           Учащихся, поступивших в школу с неверными приемами чтения, например по буквам, необходимо обучить слоговому чтению.           Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.           Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чтения» ребенка.           На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного проверяется с помощью вопросов. Этой же цели служат беседы – как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, передать интонацию законченности, вопроса и т. п. Поэтому на этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение, которое приучает к правильным интонациям, к выразительности, способствует сознательности чтения.   Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся             К концу основного периода школьники должны владеть следующими важнейшими умениями: 1)     свободно и правильно произносить все звуки, как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях; 2)     определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог; 3)     составлять слова из букв разрезной азбуки, а также, записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава; 4)     различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных; 5)     знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в разных позициях); 6)     читать слогами, то есть владеть слоговым чтением всех основных типов слогов в двухсложных, трехсложных, четырёхсложных словах, доступных для понимания; 7)     соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации; 8)     понимать прочитанное - как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному, пересказывать прочитанное, выполнять логические операции сравнения, группировки, обобщения и некоторые другие; 9)     читать наизусть небольшие стихотворения.
«Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) И. О. Карелина
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot