Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение технологии. Понятие коммуникации. Коммуникативные технологии в современном мире

  • 👀 3431 просмотр
  • 📌 3352 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Определение технологии. Понятие коммуникации. Коммуникативные технологии в современном мире
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение технологии. Понятие коммуникации. Коммуникативные технологии в современном мире» docx
Современные коммуникативные технологии и межкультурное взаимодействие Лекция 1. Введение. Коммуникативные технологии: определение научной дисциплины План лекции: 1. Определение технологии. Понятие коммуникации 2. Коммуникативные технологии в современном мире 3. Основные термины коммуникативистики 1. Определение технологии Технология - в традиционном понимании – это способ преобразования вещества в процессе изготовления продукта посредством приёмов, способов, операций, процедур, инструментария. Это о производственных технологиях, например, о плавке металла, выпекании пирожков. В современном мире понятие «технологий» распространяется на очень многие виды деятельности человека. В более широком смысле под «технологией» понимается совокупность (система) методов, способов и операций, направленных на получение конечного «продукта». Технологии используются во многих видах деятельности человека, соответственно, и продукты, и способы, и инструментарий используются разные, при этом цели схожие – получить «качественный продукт». Педагогические технологии Образовательные технологии Политические технологии Информационные технологии Рекламные технологии Коммуникативные технологии Понятие коммуникации Слово коммуникация происходит от лат. communico = ʻделаю общим, связываю, общаюсьʼ. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. [Кашкин В.Б.] Под «коммуникативными технологиями» понимают технологические процессы, в основе которых лежит взаимодействие между людьми, выражающееся в форме их общения. Однако выявляется проблема наполнения термина, связанная с многозначностью слова коммуникация. Под коммуникациями понимают также – пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. Относительно такого вида коммуникаций существует термин «коммуникационные технологии». Однако этот термин («коммуникационные технологии») употребляется также в отношении ещё одного вида коммуникаций – информационных. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информацией. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону – с помощью электрических сигналов. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др. Большое внимание уделяется развитию технологий, связанных с Интернетом. Основными составляющими коммуникационных технологий в этом случае являются: 1. Локальные компьютерные сети 2. Глобальная компьютерная сеть Интернет 3. Протокол передачи данных TCP/IP 4. Электронная почта 5. Телеконференции (TCP — TransferControlProtocol. Протокол управления передачей. Он служит для обеспечения и установления надежного соединения между двумя устройствами и надежную передачу данных. При этом протокол TCP контролирует оптимальный размер передаваемого пакета данных, осуществляя новую посылку при сбое передачи. IP — InternetProtocol. Интернет протокол или адресный протокол – основа всей архитектуры передачи данных. Протокол IP служит для доставки сетевого пакета данных по нужному адресу. При этом информация разбивается на пакеты, которые независимо передвигаются по сети до нужного адресата. Объектом нашего внимания являются коммуникативные технологии. Коммуникативная технология – это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой-либо проблемы, имеющей организационную или социальную значимость. Использование в коммуникации технологий позволяет управлять организационными или социальными процессами. 2. Коммуникативные технологии в современном мире При изучении технологий следует обязательно учитывать следующий неоспоримый факт. В жизни современного общества технологии занимают важнейшее место. Важность технологического компонента современной цивилизации состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Практически все процессы в обществе, не только производственные, но и социальные, политические, так или иначе происходят в сопровождении технологии. Влияние технологии на социальные процессы приводит к существенным трансформациям последних, а стремительное развитие коммуникационных технологий обусловливает ускоряющийся процесс информационной глобализации. Коммуникативные технологии начали стремительно развиваться с середины ХХ века и развиваются по настоящее время. Эта эпоха характеризуется возникновением целого ряда профессий, специализирующихся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание. По крайней мере, три фактора способствовали этому. Во-первых, ХХ и ХХI век отличается большой технологичностью, поэтому воздействующая сфера также не могла остаться без выработки наиболее эффективных технологий, обеспечивающих нужный результат за счет меньших интеллектуальных и материальных ресурсов. Во-вторых, человечество в принципе смещается в сторону информационной цивилизации, что коренным образом отражается на пересмотре основных его силовых линий. В-третьих, именно в последние десятилетия наблюдается феномен новой роли общественного мнения, которое сегодня никто не может сбрасывать со счетов. Успех той или иной политики, эффективность того или иного бизнеса напрямую сегодня связаны с поддержкой их обществом. Основным методом коммуникативных технологий является коммуникативное воздействие. В свою очередь, мощным орудием коммуникативного воздействия является язык. Языковые ресурсы позволяют не просто описывать какую-либо ситуацию внешнего мира, но и интерпретировать ее, задавая нужное говорящему видение мира, управлять восприятием ситуации и навязывать ее положительную или отрицательную оценку. Человек в течение жизни использует приемы воздействия повсеместно: во время деловых переговоров и бытовых споров, в публичной речи и общении тет-а-тет, при контактах с коллегами и подчиненными, в воспитании и обучении детей, в правовых спорах и т.д. Под коммуникативным воздействием понимается воздействие на знания, отношения и намерения адресата в нужном для адресанта направлении. Способы воздействия различаются: можно влиять на сознание путем выстраивания рациональной аргументации (убеждение), через эмоциональную сферу (вызов чувственной реакции) или воздействуя на подсознание (суггестия). Коммуникативное воздействие реализуется в речи посредством коммуникативных стратегий и тактик. Коммуникативная стратегия – это комплекс определенных речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели [2, 60]. Коммуникативная тактика – одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии [1, 13]. Традиционно стратегия и тактика соотносятся как общее и частное, планы и их воплощение, цели и средства. Коммуникативное воздействие осуществлялось с древних времён (язычество, шаманство). В Древней Греции хорошо понимали важность воздействия словом, а потому одним из важнейших учебных предметов была риторика. Умение говорить было обязательным для каждого образованного человека. Это имело большое практическое значение, давало возможность, к примеру, защитить себя в суде. Все выдающиеся полководцы, политические деятели Эллады были публичными ораторами, основным «орудием» воздействия на граждан Греции и Рима была искусная речь, выполненная с использованием эффективных технологий. Сегодня риторика является важной дисциплиной при обучении в европейских и американских учебных заведениях. Будущие политические лидеры, бизнесмены, представители политических элит обучаются ораторскому искусству. Например, Владимир Познер приводил в пример факт того, что во многих американских университетах существуют команды дебатов, и университеты соревнуются друг с другом, как в нашем КВНе. Разработаны эффективные технологии речевого воздействия на массы. К примеру, для написания хорошей речи американские специалисты по PR Мэри Аронсон и Дон Спитнер предлагают осуществить следующие десять шагов (это элементы технологии!): – начните работу с расспросов самого докладчика; – узнайте о месте произнесения речи, составе аудитории; – сфокусируйте внимание на отдельной теме; – получите одобрение темы и общего плана перед тем, как начать писать речь; – пишите для человеческого голоса; – думайте о том, как порадовать аудиторию, а не выступающего; – держите в голове любую критическую полемику вокруг личности выступающего; – помните о важности повторений; – послушайте чтение речи; – подумайте о том, как распространить речь, чтобы с ней познакомилось как можнобольшее число людей. Кстати, еще одним вариантом инструментария является то, что, к примеру, тексты президента США Билла Клинтона писались на основании обработки почты, поступавшей в Белый дом с использованием практически той же лексики. То есть гражданин в результате в речи Клинтона слышал речь, которую и хотел услышать. Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считались единственным и непременным орудием управления. Один из президентов США, Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно. Коммуникативное воздействие широко используется в политической сфере. Существуют профессии, связанные с языковым воздействием на массы. На написании публичных речей специализируются спичрайтеры, имиджмейкеры. Существует специфическая профессия – спиндоктор. СПИНДОКТОР (от англ. spin – ʻокружениеʼ и doctor – ʻдокторʼ) – человек, который "лечит" событие, управляет им, исправляет освещения события в масс-медиа после того, как оно приняло неблагоприятный оборот. То есть это подача событий в более благоприятном виде. В обязанности спиндоктора входит: • корректировка восприятия конкретного события публикой; • правильное формирование образа деятеля, что позволяет манипулировать общественным мнением. Спиндоктор предлагает журналисту интерпретацию состоявшегося события, чтобы скрыть информацию, которая может отрицательно повлиять на деятельность заинтересованных лиц. То есть данный специалист комментирует и искажает происшедшие события, чтобы не навредить имиджу своего руководителя. Также он занимается устранением побочных эффектов, которые возникают после ознакомления публики с потоком негативной информации, распространенной через определенные источники, в том числе веб-сайты. Спиндоктор формирует благоприятное восприятие указанных событий обществом. Широко популярно явление спиндокторинга, под которым понимается необъективное изложение информации, то есть искажение фактов, повествований о событиях, различных объектах и личностях с целью повлиять на мнение определенного круга людей и извлечь из того выгоду. Это один из самых распространенных методов пиара, который активно используется в СМИ, в частности в Интернет-пространстве, для улучшения или ухудшения имиджа компании, конкретного деятеля, интернет-ресурса. Основные приемы спиндокторинга (технологические способы): • сокрытие порочащих сведений; • публикации статей заказного характера, направленных на целевую аудиторию; • подача ложной и непроверенной информации; • представление публике различных событий с точным сценарием и специально подобранным видеорядом, чтобы обратить внимание на нужные моменты; • разглашение определенных аспектов. То есть, спиндокторинг предполагает поиск, отбор и раскраску событий, которые вызовут нужную реакцию публики. Информационное сообщение тестируется на социальной аудитории, и если получает ожидаемую реакцию, то распространяется в массы. 3. Основные термины коммуникативистики 1) Коммуниканты – люди как участники речевого общения (пассивные и активные); отправитель сообщения (адресант) и получатель сообщения (адресат). 2) Коммуникативный процесс – непрерывное речевое взаимодействие участников. 3) Коммуникативный акт – единица коммуникативного процесса, один речевой контакт коммуникантов. 4) Коммуникативное пространство – сфера общения людей. Коммуникативное пространство – это очень широкое понятие, в которое входят разные составляющие, важные для коммуникации людей: 1) Сфера общения: наука, право, политика, социальная сфера, искусство, бытовая, личностная и др. 2) Место, в котором происходит коммуникация (социальный статус места: официальное учреждение, институт – или неофициальная обстановка). 2) Вид практической деятельности, частью которой является данная коммуникация (преподавание, руководство, лечение и другая профессиональная деятельность или общение с друзьями, родственниками). 3) Характеристика коммуникаторов и их взаимоотношений (сюда входят социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествующего взаимодействия, степень активности, еѐ характер, эмоциональный настрой). 4) Хронологический период, к которому относится данная коммуникация (сейчас, 2глаза в глаза» – или потом, ранее, то есть при временнóм несовпадении общения). 5) Тип стратегической и практической цели каждого коммуниканта (зачем, с какой целью задумано и происходит общение). Важно, чтобы эта цель была общей для партнёров. 6) Тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (информирование, разъяснение, проверка знаний, спор и т.д.). 7) Предмет коммуникации, её тема (свадьба, выборы президента, повышение цен на бензин и др.). 8) Характер передаваемой информации (речь / невербальные средства (поза, мимика, жесты); непосредственная («глаза в глаза») / опосредованная временем; on-line / off-line; печатная / электронная и др.) . Коммуникативный процесс характеризуется такими понятиями, как цель (интенция), стратегия и тактика. Цель – определяется потребностями человека. Так как потребности есть всегда и зависят от широкого круга деятельности и состояния человека, то – обобщённо – можно выделить следующие цели общения: – потребность в безопасности (инстинкт самосохранения); – потребность в удовлетворении общения с другими людьми (это биологическая потребность человека как существа «стадного», нуждающегося в социуме) – потребность во влиянии (инстинкт самосохранения, инстинкт удовольствия). Однако, кроме целей, в основе которых лежат инстинкты, существует ещё много целей, или интенций, которые заставляют человека общаться. Эти цели могут быть глобальными: заставить кого-то что-либо делать, передать информацию, повлиять на решение, оценить, научить, развлечь, привлечь и др. Каждая глобальная цель в каждом конкретном акте может быть представлена более конкретной целью. Например, в образовательной аудитории преподаватель для коммуникации с обучающимися ставит цель: передать научную информацию на заданную тему. Например, политический деятель, принимая участие в дебатах, ставит цель убедить коммуникантов в правильности его (политика) точки зрения. Например, маленький ребёнок громко или с плачем обращается к родителям с целью заставить их выполнить его требование. Коммуникативная стратегия – это общая схема коммуникативного поведения, в которой совокупность вербальных и невербальных средств используется для достижения коммуникативной цели. Коммуникативная тактика – это конкретные коммуникативные действия, направленные на реализацию цели. Тактические приёмы в рамках выдвинутой стратегии помогают достичь цели. Например, коммуникативная цель педагогического общения преподавателя вуза – сформировать у магистрантов умения успешного профессионального общения. Стратегия: обеспечить магистрантов научной информацией о речевой коммуникации, создать условия для применения этой научной информации в какой-либо профессии, специальности. Тактики: 1. Передать информацию посредством лекции (в устной либо письменной форме) или назвать научные источники этой информации, с тем чтобы магистранты самостоятельно нашли эту информацию и могли ею пользоваться в дальнейшем. 2. Ответить на вопросы магистрантов, возникшие в ходе освоения информации (сфера работы тьютора). 3. Показать на примерах, каким образом теоретические сведения могут быть использованы в конкретной сфере деятельности человека. 4. Дать задание для самостоятельной работы по аналогии с примерами. В задании необходимо проанализировать собственный профессиональный опыт и предложить – применительно к профессии, специальности каждого магистранта – определить цель, стратегии и тактики успешного общения. 5. Проверить задание магистрантов на предмет правильности выполнения. Правильность выполнения задания будет свидетельствовать об усвоении магистрантами теоретического курса. 6. Организовать практику. Дать задание магистрантам осуществить на практике стратегии и тактики, разработанные в учебном процессе. 7. Проверить (разными способами) сформированность у магистрантов умений успешного профессионального общения. Коммуникативная технология – это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой-либо проблемы, то есть совокупность стратегий и определённых для реализации этих стратегий коммуникативных тактик. Коммуникативные технологии – это, образно говоря, инструмент для получения определённого целью результата. Однако существуют общие принципы общения, которые являются универсальными для речевой коммуникации, и единое правило: 1. ОБЩЕНИЕ ДОЛЖНО СОСТОЯТЬСЯ. 2. ОБЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УСПЕШНЫМ Об общих принципах успешного общения – см. Лекцию 2 (или презентацию) О нарушениях речевой коммуникации, о речевой агрессии – см. Лекцию № (или презентацию) Современные коммуникативные технологии существуют в разных сферах общения людей, причём в каждой профессиональной сфере (педагогике, журналистике, политической риторике, рекламе и т.д.) разработаны свои технологии. Изучение этих технологий является отдельными самостоятельными дисциплинами.
«Определение технологии. Понятие коммуникации. Коммуникативные технологии в современном мире» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot