Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Введение в предмет «Риск-менеджмент»
План:
1. Определение и понятия риска.
2. История риск-менеджмента.
3. История отечественного риск-менеджмента.
4. Современные подходы риск-менеджмента.
Определение и понятия риска
Для многих этот термин имеет сугубо специфическое, например, банковское толкование. Однако управление рисками, т.е. риск-менеджмент применим в абсолютно любой сфере. Более того, наличие системы риск-менеджмента в организации свидетельствует о высокой деловой организованности компании.
Вообще риск в нашем понимании – это некое неблагоприятное вероятностное событие, влияющее на бизнес-процессы предприятия. Любые потери от таких событий компания вынуждена компенсировать из своей прибыли.
Отсюда риск-менеджмент - система управления рисками с целью обеспечения оптимального баланса между получаемой прибылью и минимизацией убытков.
Рисковые случаи, т.е. реализация вероятностных событий, сопровождают деятельность предприятия в любой сфере. Исходя из этого, риск-менеджмент должен быть гармонично встроен в общую политику компании, ее планы и деятельность каждого подразделения.
Управление рисками — это задача определения некоего вероятностного события, и в тоже время, процесс подготовки к такому событию, а не простое фиксирование факта убытка. Профессионально построенная система управления рисками позволяет управлять предприятием по принципу опережения рисковых случаев.
Каждая организация в своей работе приходят к необходимости управления различными видами рисков. Поскольку от системы управления рисками на предприятии зависит существенно финансовый результат, то руководство организации заинтересовано и должно добиться понимания и внедрения культура риск-менеджмента не только на уровне руководителей, но и всеми сотрудниками предприятия.
Принцип работы риск-менеджмента состоит в определении вероятных отклонения от плановых результатов, а также поиска путей уменьшения этих отклонений с целью сокращения финансовых потерь и повышения качества принимаемых решений.
Риск — вероятность возникновения незапланированной (нерасчетной) ситуации и последствия с ней связанные. При реализации рискового события происходит отклонение результатов бизнес-процесса от предполагаемых. Как правило, реальные результаты хуже расчетных показателей.
Уровень риска вычисляют в виде функции, аргументами которой являются потенциальный ущерб и вероятность рискового события.
Как правило, реализация рискового сценария носит негативный характер, приводящего к отрицательным результатам для бизнес-процесса. Такому развитию событий можно противопоставить рисковый подход, который нацелен снижение отрицательного отклонения.
Подведем резюме к определению риска:
1. Риск всегда анализируется применительно к конкретному результату, т.е. тому, на что направлен весь бизнес-процесс.
2. Система риск-менеджмента представляет не одно, а несколько возможных решений, каждое из которых имеет свою стоимость реализации и свой уровень риска.
3. Вероятное недостижение первоначально поставленной задачи – следствие непостоянства процессов, связанных с производством.
4. Риск определяет как отклонение от поставленной цели в бизнес-процессе, так и другие возможные последствия, с этим связанные.
История риск-менеджмента
Теория риск-менеджмента основывается на трех базовых понятиях: полезности, регрессии и диверсификации.
В 1738 году швейцарский математик Даниил Бернулли дополнил теорию вероятностей методом полезности или привлекательности того или иного исхода событий. Идея Бернулли состояла в том, что в процессе принятия решения люди уделяют больше внимания размеру последствий разных исходов, нежели их вероятности.
В конце XIX века английский исследователь Ф. Гальтон предложил считать регрессию или возврат к среднему значению универсальной статистической закономерностью. Суть регрессии трактовалась им как возврат явлений к норме с течением времени. Впоследствии было доказано, что правило регрессии действует в самых разнообразных ситуациях, начиная с азартных игр и расчета вероятности возникновения несчастных случаев, и заканчивая прогнозированием колебаний экономических циклов.
В 1952 году аспирант Чикагского университета Гарри Марковиц в статье «Диверсификация вложений» математически обосновал стратегию диверсификации инвестиционного портфеля, в частности, он показал, как путем продуманного распределения вложений минимизировать отклонения доходности от ожидаемого показателя. В 1990 году Г. Марковицу присуждена Нобелевская премия за разработку теории и практики оптимизации портфеля фондовых активов.
Становление риск-менеджмента как новой части стратегического управления в современном бизнесе относится к середине 90-х годов. Передовые технологии, глобализация мировой экономки, реструктуризация, Интернет, развитие рынка производных инструментов, информационно-технологическое развитие и другие немаловажные факторы, влияющие на современный бизнес, радикально изменили подходы к управлению рисками. До 90-х годов управление рисками осуществлялось только на уровне отдельных лиц.
История отечественного риск-менеджмента
В России в 20-х гг. XX в. были приняты законодательные акты, содержащие понятие производственно-хозяйственного риска. Однако уже к середине 1930-х гг. риск был отнесен к явлениям капиталистического хозяйства, так как не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. Игнорирование проблем риска достигло такой степени, что понятие «риск» даже не включалось в энциклопедические издания. Понятие «риск» объясняется только в толковых словарях русского языка. Однако мировой опыт показывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса.
Вновь возникновение интереса в России к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с ее переходом к рыночной системе хозяйствования. Проведя демонополизацию и приватизацию, государство позволило свободно развиваться предпринимательству, одновременно отказавшись от роли единоличного носителя риска и переложив всю ответственность за принимаемые хозяйственные решения на хозяйствующие субъекты. Однако их выживание без учета факторов риска невозможно.
Первыми компаниями в России, внедрившими системы управления рисками были банки, т.к. такой подход требовал Центральный банк РФ. В дальнейшем риск-менеджмент получил распространение в страховых компаниях и инвестиционных проектах. Для производственных предприятий наибольший интерес представляет операционный риск-менеджмент, позволяющий снизить до приемлемого уровня операционные потери компании.
Современные подходы риск-менеджмента
Управление рисками предприятия является прозрачным и понятным для руководства процессом. Как правило, во избежание конфликта интересов, подразделение риск-менеджмента подчиняется непосредственно руководителю организации.
Мы уже упомянули выше, что в области риск-менеджмента, любой результат деятельности приводится к финансовой форме. Т.е. даже такие виды рисков, как репутационные и юридические в конечном итоге для компании имеют конкретное финансовое выражение. Именно этот подход и должен использоваться при оценке рисков, т.к. результат конкретного бизнес-процесса является финансовым.
Под данным термином «бизнес-процесса» мы понимаем не только основной процесс деятельности компании по созданию продукции, но и все процессы предприятия, включая обеспечение кадровыми ресурсами, или, другими словами, управление кадрами.
Рассмотрим наиболее общую форму бизнес-процесса.
Начальные условия бизнес-процесса – это исходные компоненты (материалы, инструмент, техника, финансы, кадровый ресурс, информация).
Конечный результат бизнес-процесса – цели, поставленные его владельцем. Причем, владелец бизнес-процесса, как правило, ставит определенные условия (границы) о допустимых размерах затрат исходных компонентов.
Сам по себе бизнес-процесс протекать не может, точнее, не может протекать с требуемыми результатами. Бизнес- процессом необходимо управлять. Управление складывается из ряда воздействий на бизнес-процесс: сама процедура управления, как таковая, нормы контролирующих органов, временные рамки и т.д. От качества управляющих воздействий, их согласованности между собой и их соответствия нормам и правилам зависит качество бизнес-процесса. Иными словами, его эффективность.
Руководство предприятия постоянно сталкивается с ситуациями, носящими вероятностный характер, и считается рисковыми угрозами. Для непосвященных в сферу риск-менеджмента, бизнес-процессы предприятия постоянно находятся под влиянием неблагоприятных факторов. Управление рисками позволяет выявить причины как внешних (стихия, политика, изменения законодательства, действия конкурентов и партнеров, изменение требований потребителей), так и внутренних факторов (внутренняя политика предприятия, организационная структура, корпоративная культура, и др.). Каждое предприятие в лице руководителя создает и внедряет на практике с свою политику независимо. Такой подход может привести к росту нерациональных или даже неправильных решений. При условии вовлечение риск-менеджмента в выработку политики и стратегии предприятия вероятность нерациональности будет существенно ниже, т.к. риск-менеджмент может независимо провести анализ и предоставить оптимальное решение с точки зрения возможных финансовых потерь.
Под эффективностью понимаем результативность бизнес-процесса, выражающуюся в отношении конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Под затраченными ресурсами понимаем не только исходные компоненты, но и возможные потери в течении реализации бизнес-процесса. Минимизация любых потерь в бизнес-процессе – основная задача риск-менеджмента.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. Что такое риск?
2. Что является объектом риск-менеджмента?
3. Как формировался риск-менеджмент в России?
4. Цели процесса управления рисками?
5. Основная задача риск-менеджмента?