Онтология: учение о бытии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 9. Онтология: учение о бытии.
Основные вопросы:
1. Понятие бытия и его основные формы.
2. Категория бытия в истории философской мысли.
3. Атрибуты материального бытия.
4. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы выбора.
1. Понятие бытия и его основные формы
В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает
ведущее место среди всех ее разделов. В центре ее внимания вопросы, на
которые человек пытался ответить издревле:
• Что представляет собой окружающая действительность?
• Что обеспечивает ее многообразное существование?
• Как и откуда все произошло?
• Что или кто движет миром?
• Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно
изменяется и развивается?
• Что или кто является причиной существования мира вообще?
• Какие существуют законы развития мира?
Как мы видим, все эти вопросы объединяет проблема существования. Что
же понимается под этим термином? Существовать – значит обладать какойто реальностью, набором определенных свойств, иметься в наличии, так или
иначе проявляться, то есть «быть». «Всякое существование всегда выражено
сущностью».1 «Сущность - это признак отдельности существования в
предмете или явлении, являющийся в нем главным среди прочих его
признаков и объединяющий его с некоторыми другими – т.е. делающий его
подобным некоторым другим предметам или явлениям».2 Например, возьмем
стол, он существует, он реален и его сущностным признаком является –
поверхность на точке опоры, предназначенная для приема пищи и
письменной работы. Все остальные признаки (количество ножек, материал из
которого сделан стол и т.п.) это второстепенные признаки, которые отличают
один предмет от другого, но не изменяют его сущность.
Но есть ли некая единая сущность у всего мира? И здесь мы подошли к
еще одной важной онтологической категории – субстанция. Само название
«субстанция» происходит от латинского substantia – сущность, то, что
лежит в основе. Субстанция как раз выражает сущностную сторону бытия,
это первооснова, которая в своем существовании не зависит ни от чего
другого, а от ее существовании зависит существование всех других вещей.
Иначе говоря, субстанция представляет собой предельное основание, к
которому сводятся все конечные формы ее проявления. Таким образом,
1
Городецкий М.В. Философия. Онтология: основные понятия: лекция / НОУ ВПО Центросоюза РФ
СибУПК. – Новосибирск, 2012. С. 10.
2
Там же. С. 13.
1
онтологию еще можно характеризовать как учение о субстанции. В
зависимости от качественной и количественной интерпретации субстанции
выделяются
различные
направления
философии
и
способы
философствования. Если под субстанцией понимается материя или дух,
соответственно дело имеем с философскими концепциями материализма
либо идеализма. Так же в философии различаются метафизическое
понимание субстанции как неизменного внутренне непротиворечивого
начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся
посредством внутренних противоречий сущности. С точки зрения количества
субстанций, лежащих в основе бытия, в философии выделяются следующие
направления: монизм (одна материальная или духовная субстанция),
характерный для большинства философских учений, дуализм (две
субстанции - Декарт) и плюрализм, полагающий наличие множества начал
(Демокрит, Лейбниц).
Так что же такое бытие? «Слово «бытие», несмотря на укорененность в
русском языке, в обыденном словоупотреблении не используется. В своем
использовании это слово имеет заведомо специфическое значение,
обусловленное философским или богословским контекстом (как и слово
«сущее»).
В философии слово «бытие» используется как один из возможных
переводов греческого слова οντα (точнее: το ον и производных от него οντα и
ειναι), корнеобразующего в слове «онтология» и рассмотренного выше. Т.е.
бытие есть то же самое, что «подлинно сущее», «истинно сущее» и «основа
сущего». Кроме того, словом «бытие», в частности, переводится греческое
слово ουσια, которое во многих других случаях переводится как
«субстанция».3 Таким образом, когда в философии используется термин
«бытие» то подразумевается:
• в узком смысле, основа сущего, или субстанция;
• в широком смысле, существование мира как беспредельного и
непреходящего целого.
В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в
системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести
к четырем основным.
– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной
(«второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы
характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека,
подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа
представляет комплексную природно-социальную реальность или мир
культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью
удовлетворения своих потребностей.
– Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесноорганизованное существо включен в цепь объективных закономерностей
3
Городецкий М.В. Философия. Онтология: основные понятия: лекция / НОУ ВПО Центросоюза РФ
СибУПК. – Новосибирск, 2012. С. 21.
2
неорганической и органической природы, в общий процесс космической
эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовнокультурное существо человек способен реализовать себя всесторонним
образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим
сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и
собственное бытие.
– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство
всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств,
мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок,
стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и
организованных в социальные группы, общество в целом.
– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия
общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности
социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека
в структуре общественных отношений.
2. Категория бытия в истории философской мысли
Если говорить об осмыслении категории бытия в истории философии,
то кратко резюмируя материал, изложенный в лекциях Раздела I, необходимо
напомнить, что первые философские концепции бытия выдвинуты
досократиками, в попытках решить вопрос о первооснове мира или найти
одну первопричину всего сущего – архе. Так у Фалеса архе – это вода,
воздух - у Анаксимена, «апейрон» – у Анаксимандра, огонь − у Гераклита,
атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д., при этом они подчеркивали
изменчивую природу вещей. Еще раз повторимся, та же вода Фалеса или
огонь Гераклита – это не просто природные вещества, которыми можно
утолить жажду или обогреться, они вместе с тем невидимые глазу сущности,
определяющие бытие мира (Космоса).
Впервые же категория бытия была введена в язык философии античным
философом Парменидом. Все конкретные предметы, окружающие человека
не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие». Поэтому
только бытие реально, а небытие иллюзорно. Следуя логике непротиворечия,
элеаты утверждали, что бытие едино и, в противовес ранее упомянутым
теориям, неделимо, неподвижно, вечно и не способно из себя ничего
порождать. Органам чувств (поскольку они постигают лишь отдельные вещи,
множественность) единое и неподвижное, а, следовательно, ни на что не
воздействующее бытие вообще не доступно. Его можно усмотреть только
умом с помощью интеллектуальной интуиции. Таким образом, в
онтологическом учении Парменида провозглашается специфичность
философского мышления и знания: в своих основаниях оно должно быть
независимым от эмпирического чувственного мира. Показания же органов
чувств признается источником иллюзий, заблуждений, равных мнимому
бытию (небытию).
3
Дальнейшее развитие древнегреческой онтологии по пути синтеза
осуществляется Платоном. Бытие – это мир идей (эйдосов) как
самостоятельных духовных сущностей. Идеи вечны, неделимы, неизменны и
в тоже время – это причины и цели стремления мира чувственных вещей, где
все временно, преходяще, возникает, изменяется и исчезает.
Ученик Платона Аристотель критикует своего учителя, считая, что с
помощью неподвижных идей принципиально невозможно объяснить
природный, постоянно изменчивый мир. В результате критики Аристотель
приходит к признанию единичного бытия вещи как субстанции (сущности).
Аристотель выделяет особую науку – метафизику4, которая в отличие от
частных наук, изучает «сущее и его атрибуты сами по себе», а также начала
или «причины» бытия. Согласно его началом бытия, всякое единичное
существование содержит в себе четыре причины: материальную,
формальную, действующую и целевую.
В основе средневековой онтологии лежит учение креационизма,
согласно которому все сущее в мире свободно творится Богом из ничего.
В эпоху Возрождения на основании диалектических идей А.
Кузанского, открытий в естествознании Коперника, Бруно, Галилея
формируется концепция о множественности и бесконечности систем в
природе и о наличии Бога не вне мира как его творца, а в самом природном
мире, что придавало смысл и единство бытию. Тенденция натурализации
бытия завершается конструированием механической картины мира в Новое
время, в основе которой были положены идеи Ньютона и Лапласа. Эскиз ее
прост: мир состоит из материальных систем, перемещающихся в
пространстве и взаимодействующих между собой по законам механики. В
этом мире Бога нет, у него только одна роль – придать материи движение в
виде первотолчка, исходного импульса энергии. И больше Бог не нужен, с
этого момента мир уже существует и изменяется в силу жестокой
естественной причинности.
Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с природной,
физической реальностью и исключающей там самым сознание из бытия, в
Новое время формируются другие варианты толкования категории бытия,
исходя из решения центральной проблемы философских исследований –
разработки универсальных методов истинного познания. И рационализм, и
эмпиризм, несмотря на существенные разногласия в вопросах познания,
приходят к идее необходимости построения такой концепции бытия, которая
обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь
осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и
субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность
(истинность) получаемого знания. Так именно, Декарт, основоположник
рационализма, вводит понятия субстанции, разделяя мыслящую субстанцию
4
Следует отметить, что именно термин метафизика был характерен для предшествующей философии.
Термин же онтология в большей степени свойственен современному словоупотреблению. Поэтому когда
речь идет о философии прошлых веков, употребление слова метафизика является также корректным.
4
и материальную. Бог, которым сотворены и поддерживаются в единстве
духовная и материальная субстанции, выступает гарантом объективности
научного знания. В отличие от Декарта для Спинозы Бог как субстанция –
это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях,
т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает
существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является
причиной самого себя. Поэтому бытие везде присутствует в универсуме,
небытия вообще нет. Пантеистическому монизму Спинозы противостоит
плюрализм субстанций Лейбница. Под субстанцией он понимает
простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и
способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду. Говоря иначе,
монада – это духовный атом бытия. Количество монад бесконечно. В
зависимости от силы восприятия, или перцепции, образуется восходящая в
развитии иерархия монад, «единая лестница живых существ» от бесконечно
малых перцепций (неорганический мир) до отчетливых перцепций,
способных к саморазличению и познанию (человек). Все монады стремятся к
взаимосогласовнности в соответствие с предустановленной гармонией,
источником которой является воля Бога (монады монад), т.е. бытие
осуществляется как наилучший мир из возможных.
В отличие от классического рационализма новая философия эмпиризма,
ориентируясь на опытное знание, практически отказывается от понятия
субстанции. Оно просто теряет всякий смысл для науки, потому что в этом
абстрактном, предельно обобщенном понятии нельзя, согласно Бэкону,
«ухватить» бытие. Под бытием эмпирики понимают единичное фактическое
существование. Последовательно развивая указанный принцип, Беркли и
Юм приходят к выводу – бытие есть очевидные данности нашего сознания.
«Быть – значит быть воспринимаемым», по Беркли, иного существования,
кроме субъект–объектного, невозможно, т.е. существующие вещи есть
комбинации наших ощущений, «коллекции идей». Понятия же, не
обладающие наглядностью (в первую очередь «субстанция»), объявляются
фикциями ума. Для Юма бытие – это фактичность данного момента нашего
опыта, понимаемого как поток «впечатлений», причины которых неизвестны
и непостижимы. Существует ли объективный мир за пределами опыта –
проблема неразрешимая. Таким образом, делая проблематичным
субстанциальное бытие, а по сути, изгоняя его из философии, эмпиризм тем
самым пытается преодолеть традиционную метафизику. Бытие и субстанция
разъединяется друг с другом, а это смертельный приговор метафизической
философии как учению об умопостигаемом бытии.
Наиболее радикальному просмотру метафизика с ее принципом
тождества мышления и бытия подвергается в критической философии Канта.
Суть научного познания заключается вовсе не в интеллектуальном
созерцании умопостигаемой сущности (субстанции) предмета, а в
деятельности по его конструированию в границах познавательных
способностей субъекта.Разрушенный кантовской гносеологией, один из
5
основополагающих устоев классического рационализма принцип тождества
бытия и мышления пытается реанимировать философия Гегеля. Однако в его
учении мышление (мировой дух, абсолютная идея), являясь субстанцией
мира, источником всего существующего, не абсолютно совпадает с бытием, а
полагает внутреннее различие, противоречие.
Марксистская философия сводит понятие субстанции к понятию
материи и на основе достижений науки на
рубеже ХIX–XX веков
укрепляется понимание материи как объективной реальности, т.е. всего
того, что существует вне и независимо от человеческого сознания и
отображаемого им в виде образов. А рассмотрение онтологической
проблематики сводится к рассмотрению так называемых атрибутов или
свойств бытия, включая движение и развитие, пространство и время.
Другие же направления постклассической философской мысли
отказываются от поиска субстанциальной основы бытия, тем самым
отказываясь от идеи тождества бытия и мышления, изначально
«гарантирующей» постижение истины, а идея «прозрачности» и
объективности познания и отношения человека к миру, предается забвению.
В работах
многих представителей современной философии
складывается новая онтология, которая ориентируется на бытие человека в
мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни,
где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны
бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме, способное
к вопрошанию Бытия.
Таким образом, рассмотрение категории материи в постклассических
направлениях философии (например, экзистенциализм, персонализм и др.)
относится в разряд не столько философских, сколько научных проблем, а в
рамках онтологической проблематики анализируются проблемы бытия
человека, включая проблемы свободы и предопределенности действий.
В последующих вопросах, Вам предлагается кратко ознакомиться с
отдельными вопросами онтологии в рамках двух отмеченных подходов.
3. Атрибуты материального бытия (движение и развитие,
пространство и время)
Утвердившееся в материалистическом направлении философии
диалектическое понимание мира, способствовало, тому, что одним из
главных атрибутов (неотъемлемые, сущностные свойства) материального
мира (материи) относят: движение и развитие, пространство и время.
Атрибуты движения и развития в современной философской мысли
часто рассматривают с точки зрения теории синергетики (учение,
рассматривающее мир природы и общества как процесс самоорганизации и
дезорганизации открытых саморазвивающихся нелинейных систем).
Движение это не только перемещение тел в пространстве относительно
других тел, как представляется обыденному сознанию, но и всякое изменение
объекта, которое обнаруживает себя благодаря взаимодействию с
6
окружающим миром. Изменяться – значит действовать на что-нибудь другое.
Существование всех материальных систем реализуется за счет единства их
внутренних и внешних взаимодействий. Как наиболее устойчивые по
характеру
воздействия
внутренние
взаимодействия
обеспечивают
организацию элементов, частей в целостность, образуют структуру объекта.
В свою очередь, взаимодействуя с внешней средой, другими системами, сам
объект уже становится составным элементом системы более масштабного
порядка. Скажем, планета Земля, будучи сложной системой, сама по себе, в
то же время является составным элементом более общей Солнечной системы.
В результате обоих видов взаимодействий наступают изменения систем.
Даже гипотетически представить материальный мир, лишенный
взаимодействия и изменения, т.е. как некое абсолютно неопределенное,
нерасчлененное, однородное, сплошное месиво, крайне трудно.
Независимо от конкретного вида движение характеризуется единством
устойчивости и изменчивости. Момент устойчивости указывает на
постоянство, сохранение, равновесие, качественную определенность в
существовании вещи. Например, равновесное состояние внутренних
процессов живого организма обеспечивает его жизнедеятельность. Благодаря
устойчивости
материальная
система
обретает
способность
противодействовать всем тем силам, которые стремятся ее изменить. В то же
время сама способность к устойчивости основана на внутреннем движении,
энергии. К примеру, постоянство взаимопревращения протонов в нейтроны
внутри ядер и движения электронов вокруг них обеспечивает устойчивый
характер
существования атома, т.е. сама устойчивость является
определенным внутренним процессом. Вне движения невозможна
устойчивость, или покой, но и вне покоя невозможно движение, ибо нечему
было бы изменяться. Движение, которое вызывает качественные изменения,
и есть развитие. Например, развитие растения из семени до колоса, процесс
образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд,
приобретение студентом специальности, формирование новых теорий
(динамический вид развития). Другой разновидностью развития является
процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на
другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может
быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия
элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к
белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др. В
конечном счете, качественные преобразования системы совершаются в
сторону прогресса или регресса. Под прогрессом понимается форма
изменения системы, связанная с повышением уровня организации и
расширением ее возможностей (или иными словами процесс
поступательного развития от простого к сложному, от менее совершенному к
более совершенному). Тогда как регрессивное развитие характеризуется
понижением уровня организации и сокращением множества возможностей
7
и тенденций изменения системы, что выражается процессами упрощения и
деградации структуры, возрастанием состояния неупорядочности и хаоса.
По мере общего усложнения организации и функционирования система
расширяет и реализует свои возможности к более устойчивому
существованию в мире, объект находится на стадии прогрессивного развития
как преобладающей тенденции целого. По мере исчерпания своих
возможностей система становится неустойчивой, внутренние структурные
связи постепенно дезорганизуются, и под влиянием внешних и внутренних
факторов она прекращает существование, переходя в качественно иной вид
бытия – небытие. Например, прекращение физического существования,
распад государства и т.п.
Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем
развертывается в формах пространства и времени. Пространство как форма
бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность,
трехмерность (имеет длину, ширину, высоту), структурность, отдаленность
и расположение относительно друг друга. Например, протяжённость г.
Новосибирска как самостоятельной структуры составляет с северо-запада на
юго-восток – 43 км и с юго-запада на северо-восток – 25 км, а его
взаиморасположенность относительно Москвы составляет около 3376 км.
Время – это форма бытия, характеризующая длительность
существования и смену состояний материальных объектов. Длительность
есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет
свои свойства (например, ваза просуществовала 10 лет, пока не разбилась и
не утратила свойства удерживать воду для цветов). По отношению к
длительности других предметов длительность каждого материального
объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или
последовательности (диахрония).
Из приведенных определений ясно, что пространство и время
объективны. Это одно из важнейших их свойств. Такими же общими для них
свойствами являются вечность, несотворимость и неуничтожимость, а
также бесконечность и безграничность.
В истории философии и естествознания различные представления о
пространстве и времени в своем основании сводятся главным образом к двум
взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и
реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство
и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего
не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур,
Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это
всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно
однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как
протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены
неподвижные тела. Начиная с ХVIII и до конца ХIХ веков концепция
абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в
философии и естествознании.
8
В отличие от субстанциальной реляционная концепция рассматривает
пространство и время как формы существования вещей, т.е. относительно
друг друга. Реляционный (в переводе с латинского означает отношение)
подход в философии закладывается еще Аристотелем, но самое
фундаментальное обоснование получил в научных концепциях Пуанкаре,
Лоренца и особенно в теории относительности Эйнштейна. Теория
относительности А. Эйнштейна рассматривает пространственно-временные
свойства и массу тела в зависимости от скорости движения и сил гравитации.
Теория относительности – не только физическая концепция, но и
новый способ познания мира в целом, окончательно утверждающей идею
неразрывного единства пространства-времени с движущей материей. Это
значит, что каждой форме движения присущи специфические
пространственно-временные структуры. К примеру, изучая человека, мы
рассматриваем его как сложную систему, и знание закономерностей
биологических ритмов человеческого организма,
действия различных
факторов среды позволяют медицине более качественно проводить
профилактику, диагностику и лечение заболеваний. Или рассматривая
культуру того или иного народа мы обязаны учитывать пространственновременные характеристики ее формирования и развития, во многом
определяющие ее специфику и особенности.
Но помимо рассмотренных атрибутов материального бытия, в рамках
онтологии обсуждались еще ряд значимых вопросов, включая проблему
насколько все происходящее в мире природы, обществе, жизни человека
предопределено некими внешними силами и предшествующими этапами
развития, и как следствие остается ли место для свободного выбора?
4. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы выбора.
Философское решение вопросов о свободе и необходимости, связано с
развитием метафизики, которая рассматривает вопросы о сущности и
природе вещей. Еще в античной философской мысли появилась точка зрения,
которая в дальнейшем была развита в философии Нового времени, что все
происходящее предопределено заранее и имеет свои естественные причины.
Подобная точка зрения получила название детерминизма (от лат. determino –
определяю, причиняю), для которой повторимся характерно признание
универсального характера обусловленности всякого явления другими
явлениями. В качестве недостатков ранней версии детерминизма можно
отнести, то что он ограничивался одной причинностью, к тому же
трактуемой чисто механистически. Например, признавая лишь однозначную,
жёсткую детерминацию явлений, механистический детерминизм придавал
универсальный характер законам механики (описанных в учениях Галилея,
Ньютона) и отвергал существование случайности в природе. Этот
детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных
отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался
бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Однако
9
развитие естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в
последние столетия породили «усложненную» версию детерминизма. В
современной философской литературе под детерминизмом подразумевают
учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности
вещей, процессов и явлений объективной действительности. Иными словами
происходящие события в природном и социальном мире не носят характера
жесткой линейной причинности (казуальности), когда из одного события
обязательно вытекает другое, а весь процесс развития это цепь причин и
следствий. Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных
объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых
выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного
характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения,
производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные
соотношения, функциональные зависимости, отношения симметрии,
взаимодействие частей (элементов) в системах, взаимодетерминация частей
и целого, связь состояний в движении и развитии и др. Особенно важными в
современной науке оказываются вероятностные соотношения, которые в
отличие от линейной причинности указывают на предопределенность
отдельного события несколькими причинами. Процессы в обществе,
поступки людей и их выбор, как правило, объясняются с помощью веерной
причинности, предполагающей не только несколько причин того или иного
события, каждая из которых играет свою роль, но и прогнозирование
возможных вариантов развития событий. Последнее является одним из
основных достоинств детерминизма как научного подхода. Например, такое
направление в современной психологии как бихевиоризм, основывается на
том, что существует некие внешние причины, которые предопределяют все
действия человека, но они могут быть скрыты под маской необоснованного
выбора, страстного желания, случайности. Другим примером может служить
факт того, что прогнозирование возможных негативных последствий для
российской экономики во время кризиса 2008 года, позволили правительству
сориентироваться и предпринять серию действия предотвративших самые
печальные сценарии развития событий.
Однако существуют и аргументы, направленные против позиции
научного детерминизма, как отмечает Э.В. Барбашина: «Бихевиоризм, как
одно из проявлений научного детерминизма, добивается впечатляющих
достижений, когда делает прогнозы, основанные на непродуманных, неотрефлексированных реакциях человека. Эти реакции не предполагают
мыслительных усилий и во многом осуществляются автоматически. Их
основой выступают сильные эмоции, неосознанные мотивы… Однако когда
речь идет о событиях, требующих мыслительных усилий, наблюдений,
рассуждений – прогнозы бихевиористов гораздо менее точные. Если у
человека есть возможность не бежать сразу, а продумать все возможные
варианты развития событий, соотнести их с условиями, выбрать наиболее
правильный вариант, с его точки зрения, тогда набор вариантов возможного
10
поведения существенно расширяется. Соответственно предугадать
правильное решение становится гораздо сложнее. Более того, иногда это
невозможно, учитывая способность к творчеству и уникальность каждого
человека»5.
Рассматривая другой пример, так же можно сделать вывод, что, не
смотря на все прогнозы и предпринятые действия, последствия кризиса 2008
года мировая и российская экономика окончательно не преодолели и в
дальнейшем вероятно вектор экономического развития будет существенно
меняться.
О чем же могут свидетельствовать выше приведенные примеры? По
мнению мыслителей, чью позицию можно характеризовать как
индетерминизм и обоснованную во второй половине XIX века американским
философом Вильямом Джеймсом, не существует объективной причинной
связи 100% предопределяющий развитие природных, социальных явлений, а
уж тем более выбор совершаемый человеком. Иными словами
индетерминизм предполагает возможность свершения случайных событий,
т.е. тех, которые не имеют никаких причин ни в прошлом, ни в настоящем.
Что касается человека то наличие у него свободы воли6, позволяет ему
совершать выбор, который порой идет вразрез с наличествующими
внешними обстоятельствами (например, в семье алкоголиков вырастает
успешный человек). Однако, на наш взгляд, определяющим для
современного понимания свободы, в том числе как онтологического
принципа, является наличие не возможности делать что хочется, т.е.
вседозволенность, а именно наличие возможности совершать свободный
выбор (ценностей, места жительства, профессии и т.п.).
Впрочем, наш выбор все равно предопределен в той или иной степени
внешними обстоятельствами, включая культуру того или иного общества и
исторического периода, моральное сознание, экономическое развитие,
семейное положение и пр., т.е. мы выбираем из имеющихся возможностей.
Таким образом, рассматривая учения детерминизма и индетерминизма,
следует отметить, что наиболее часто как в истории философии, так и в
современной научной и философской мысли встречаются комбинированные
позиции. Иными словами, учитывая внешние обстоятельства, мы можем
предполагать развитие событий, но всегда остается место случайности, а у
человека – возможность совершения выбора.
5
Барбашина Э.В. Философия: учебник для вузов. Новосибирск, 2011. С. 118
Вопрос о свободе как моральной и общечеловеческой ценности, а также свободе воли личности и
ответственности будет более подробно рассмотрен нами в рамках аксиологии и социальной философии.
6
11