Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Онтологические основания философского знания. Бытие как совокупная реальность. Материя и ее атрибуты

  • 👀 3754 просмотра
  • 📌 3724 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Онтологические основания философского знания. Бытие как совокупная реальность. Материя и ее атрибуты» docx
ЭЛСз (ЭП, ЭМ)-18_Философия_Лекция Лекция 1 Тема: Онтологические основания философского знания. 1. Бытие как совокупная реальность. 2. Материя и ее атрибуты. 3. Сознание, его свойства, структура и категориальные планы. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией (от греч. ontos – сущее; от греч. logos – учение, понятие, слово). 1. Бытие – совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. По способу существования бытие разделяется на две реальности – объективную и субъективную. Оба мира – мир природы и мир сознания могут характеризоваться понятием бытия, но способы существования – различны. Материальный мир – физический, природный, естественный – существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Идеальный мир – духовный, психический, ментальный – существует субъективно, так как зависит от воли и желания человека. В свою очередь, идеальный мир можно разделить на объективно-идеальное и субъективно-идеальное. Субъективно-идеальное – внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида. Вместе с тем совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное (интерсубъективное) идеальное, т.е. такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием всего сообщества индивидов. К таким формам объективно-идеального относятся все формы общественного сознания: язык, мораль, мифология, религия, искусство, философия, литература, наука, право и т.д. Между субъективно-идеальным и объективно-идеальным существует органическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Внутренний психический мир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективно-идеальному, а само объективно-идеальное (мир языка, науки и т.д.) существует до тех пор, пока предполагается существование индивидов и их сознания. С.Л.Франк отмечал: «Внутренний мир человека, взятый в целом не меньшая реальность, чем явления материального мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стену. Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера (и Сталина, скажем) были для человечества недавно к несчастью, эмпирической реальностью не менее объективной и гораздо более грозно и могущественной, чем ураган или землетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни: упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и, с, другой стороны, добросовестность, благожелательность, ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага». Бытие – все когда-либо существовавшее, ныне существующее или «наличное бытие», и все имеющее внутренний потенциал реализации в будущем. (Море шумело, шумит и будет шуметь) Субстанция – (от лат. Substantia – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует безусловно, благодаря только самой себе, самостоятельно. 2. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя имеет 2 вида свойств: атрибуты и модусы. Атрибуты материи – (от лат. Attributum – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления) – свойства всех видов материи). (от лат. Modus – разновидность, проявление, норма, способ чего-либо). – свойства отдельных видов материи. Естествознание убедительно доказывает, что атмосфера на нашей планете – результат развития жизни на Земле, а сама жизнь возникла в ходе длительной химической и предбиологической эволюции, начавшейся около 4 млрд. лет назад. Каким требованиям должны отвечать зарождающие клетки живого? 1. Соединения жизни, т.е. разнообразные соединения углерода, должны быть активны при сравнительно невысоких температурах поверхности Земли. При этом скорость протекания жизненных процессов должна значительно меняться при сравнительно небольших изменениях температуры. Какие же элементы являются основными слагаемыми живого, его «кирпичиками»? Это в первую очередь. Углерод, кислород, азот и водород. В живой клетке, например, по весу содержится около 70% кислорода, 17% углерода, 10% водорода и 3% азота. Их количество в клетке не превышает десятых долей %. Далее следуют медь, цинк, йод, фтор и другие элементы, присутствующие в 1000 и 10 000 долях %. 2. Для жизни абсолютно необходим приток энергии извне, из окружающей среды. Энергию клетка получает с пищей. Для жизни важно, однако, не только получение энергии, но и способность записать и хранить ее. В противном случае организм мог бы существовать, лишь непрерывно поглощая пищу. 3. Поскольку живой организм неразрывно связан с окружающей средой, он должен реагировать не ее изменения определенным комплексом реакций, ослабляющих или устраняющих нежелательные воздействия внешних условий. Иными словами, клетка должна располагать определенным «запасом прочности», авторегулироваться. Например, раздражимость позволила живым существам с целью сохранения жизни избирательно реагировать на внешние воздействия: приближаясь к одним с целью использования их для нужд собственного метаболизма и активно избегать других, вредных для жизнедеятельности. 4. Все живое должно постоянно с большой точностью воспроизводить себя. Значит, целый ряд внутриклеточных процессов должен обеспечивать размножение клетки. За хранение наследственной информации и ее реализацию в клетке отвечают, прежде всего, нуклеиновые кислоты: они служат своеобразными матрицами, с которых делается множество копий живого. Благодаря тем данным, которые заключены в структурах нуклеиновых кислот осуществляется жизненно необходимый синтез белка, самих нуклеиновых кислот и т.п. Автопоэзис. Нуклеиновые кислоты играют определяющую роль в процессах возникновения жизни. Нуклеиновые кислоты дезоксирибонуклеиновая (ДНК) и рибонуклеиновая (РНК) входят в состав клеток всех живых организмов, определяют и направляют синтез белка. 5. Так как в каждой клетке ежеминутно протекает множество химических реакций, под контролем ферментов-катализаторов, то эти катализаторы должны быть достаточно универсальны и должны воспроизводиться на тех же матрицах, что и другие вещества, состоять из белков синтезируемых и распространенных в клетке веществ. В своей работе ферменты-катализаторы избирательно ускоряют то одни, то другие реакции, обеспечивая тем самым жизнедеятельность клетки. Движение – форма бытия материи, выражающая объективность, универсальность и противоречивость. 1. Движение неотделимо от материального носителя (Являясь свойством материальных объектов, оно также объективно, как и они сами). 2. Движение универсально (Вся существующая реальность, все ее формы находятся в движении, изменении). 3. Движение противоречиво (Рассматривают 3 формы противоречивости: а) Двигаться или изменяться – это значит быть и не быть одновременно т.е. быть тем же самым и в то же время другим. б) Материальные объекты одновременно находятся в покое и движении. Но всякий покоящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. За счет усиления умственной работы и на основе эволюционно сложившихся связей между нейродинамическими и соматофизиологическими структурами приводятся в движение многочисленные биохимические, гормональные, микроциркуляторные, ферментативно-окислительные и другие процессы в организме. в) Объекты находятся в устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, поскольку они обладают устойчивостью, т. е. способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Но сама эта способность к устойчивости основана на том, что здесь проявляется внутренне движение, энергия. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность, трехмерность и изотропность. Время – форма бытия материи, выражающая длительность, последовательность, необратимость и ассиметричность. Можно выделить следующие четыре смысла необратимости времени: 1.Историческая необратимость времени. Суть ее состоит в констатации неповторимости событий, невозвратимости ушедших лет, потерянных друзе и возможностей, конечности и бренности его существующего. Необратимость времени в этом смысле является излюбленно темой меланхолической поэзии и экзистенциальной философии. Ее собственно философский аспект состоит в том, что здесь подразумевается завершенность и неприкасаемость прошлого, невозможность изменить его какими-либо действиями в настоящем и будущем, неизбежность исчезновения всего существующего, и превращения настоящего в прошлое. Историческая необратимость времени есть в своей сути характеристика прошлого как сферы событий, недосягаемой для нашего воздействия и существует лишь в нашей памяти: «Воспоминание – единственный рай, из которого никто нас не сможет изгнать», «Мгновенье длится этот миг, но он бы вечность бы затмил». 2.Физическая необратимость времени. Это представление о времени состоит в том, что мир как некоторый процесс развертывается только в одном направлении и не может развертываться обратном направлении, т.е. от последующих состояний к предыдущим. Как говорит Р.Фейнман, наш мир елко-палочный, а не палко-елочный, поскольку из елки можно сделать палку, но из палки нельзя сделать елку. Это представление об одно направленности мирового процесса, об объективной упорядоченности его состояний родилось в сфере физики, и является хорошо обоснованным посредством анализа реальных процессов природы. В отличие от исторической и экзистенциальной трактовки необратимости, речь идет здесь не об уникальности и неповторимости явлений самих по себе, а о внутреннем законе реальности, запрещающем движение от настоящего состояния к его прошлым состояниям. Речь здесь идет о запрете определенной траектории в развертывании событий, повторения прошлого через движение вспять, через последовательность возвращения ко все более ранним стадиям процесса. 3. Онтологическая необратимость времени. Здесь важно указать, что в плане деятельности мы обладаем абсолютным разделением прошлого и будущего как событий, принципиально доступных воздействию (будущее) и событий, которые заведомо находятся вне возможностей влияния (прошлое). Области будущего и прошлого ассиметричны в том смысле, сто наша деятельность всегда протекает по линии от прошлого к будущему, но не наоборот: Вчерашний день уже недоступен, как и время Пунических войн. 4. Математическая необратимость времени. Это понимание необратимости является наиболее абстрактным и состоит в констатации того положении, что время как количественная характеристика реальных процессов может быть только положительной величиной и не существует ситуаций, принуждающих нас прибегнуть к отрицательному времени или представлению об уменьшении времени. Это значит, что мера времени существенно отлична в своем поведении от меры таких величин, как длина, масса или температура. Длина тела может быть увеличена или уменьшена, но время процесса, если проведенное измерение признано правильным, конечно, нет. В сутках всего 24 часа и не секундой больше или меньше. Системность – форма бытия материи, фиксирующая преобладание в мире организованности (самоорганизации) над хаотичными изменениями; сложность (внутренней структуры); разнообразие (форм проявления) и приспособленность (к внешней среде). Самоорганизация отличается от процесса организации тем, что его сущность объясняется природой самой системы (а не действием внешних факторов): Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную и функциональную структуру. С позиций самоорганизации становится ясным, что весь окружающий нас мир и Вселенная представляют собой совокупность разнообразных самоорганизующихся процессов, которые служат основой любой эволюции. Как же объясняет современная наука, и в частности синергетика, процесс самоорганизации систем? 1. Для этого система должна быть открытой, потому что закрытая, изолированная система в соответствии со вторым законом термодинамики в конечном итоге должна прийти в состояние, характеризуемое максимальным беспорядком или дезорганизацией. 2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией и потому не способна к какой-либо организации: в этом положении достигается максимум ее дезорганизации. Если же система расположена вблизи или недалеко от точки равновесия, то со временем она приблизится к ней и в конце концов попадет в эту точку и придет в состояние полной дезорганизации. 3. Если упорядочивающим принципом для изолированных систем является эволюция в сторону увеличения их энтропии или усиления беспорядка, то фундаментальным принципом самоорганизации служит, напротив, возникновение и усиление порядка через флуктуации. Такие флуктуации, или случайные отклонения системы от некоторого среднего положения, в самом начале подавляются или ликвидируются системой. Однако в открытых системах, благодаря усилению неравновесности, эти отклонения возрастают и в конце концов приводят к неустойчивости. 4. В отличие от принципа отрицательной обратной связи, на котором основывается управление и сохранение динамического равновесия систем, возникновение самоорганизации опирается на диаметрально противоположный принцип – положительную обратную связь. 5. Процессы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождаются нарушением симметрии. 6. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов и, следовательно, имеющих некоторые критические размеры. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточны для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации. Мы перечислили необходимые, но далеко не достаточные условия для возникновения самоорганизации в различных системах природы. Отражение – форма бытия материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Лекция 2 3. Сознание, его свойства и структура. Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Поле сознания представлено в виде круга, в котором содержатся четыре равные части. Первая часть – сфера телесно-перцептивная (чувственная) – ощущение, восприятие, представление. Ощущение – переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Существует достаточно много видов ощущений, из которых основными являются слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые. Каждый из них обладает специфическими признаками, отличающимися друг от друга. Например, звук колокола не может ощущаться зрительно. Но существуют также и ощущения смешанного характера: вибрационные, температурные, болевые, мышечные, вестибулярные и т.д. Например, звук колокола может вызывать вибрацию тел и ощущаться осязательно. Восприятие – воссоздание целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Представление – образ ранее воспринимаемого предмета или образ, вновь созданный творческой активной деятельностью мышления. Для получения таких образов необходимы память и воображение. Поэтому представление уже относятся к опосредованному мышлению и связаны с образованием понятий. Память – свойство мыслительной деятельности, заключающееся в способности хранить, воспроизводить и вводить в сферу сознания информацию о прошлом. Качество памяти определяется длительностью хранения информации и адекватностью ее воспроизведения. Различают следующие виды памяти: чувственно-образная (например, эмприссионизм – впечатление) и вербально-рациональная (например, манасчи – сказители героического эпоса киргизского народа «Манаса», воспроизводившие по памяти миллионы строк). Существуют также моторная, эмоциональная и аффективная виды памяти. Воображение – создание образов, ранее не воспринимавшихся человеком. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, и потому является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности в интеллектуальной, художественной и инженерной сферах общества. Особыми видами воображений являются мечтания и сновидения. Вторая часть – логико-понятийная (рациональная) сфера – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мысли, которая выделяет из определенной предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их общие и отличительные признаки. Каждое понятие имеет две логические характеристики – экзистенсиональную (объем) и интенсиональную (содержание). Объем понятия – класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии. Содержание понятия – признак, с помощью которого производится обобщение. Например, «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет в универсуме четырехугольников класс квадратов (объем понятия) на основе признака (содержание понятия) «иметь равные стороны и равные углы». Понятие, используемое в науке и других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразно по своей структуре, типам обобщаемым в них объектов. Типологизация понятий может проводиться по разным основаниям: 1. Исходя из особенностей их содержании; 2. С учетом специфики их объемов и элементов объема. Суждение – форма мысли, в которой утверждается или отрицается то или иное положение дел. Например, «Эдмунд Гуссерль является родоночальником феноменологии». Умозаключение – форма мысли, в которой выводится итоговое знание из двух или нескольких суждений. Например, «все люди смертны» и «Сократ – человек»: «Сократ смертен». Третья часть – эмоционально-волевая сфера – эмоции (гнев, страх, восторг); инстинктивно-аффективные состояния(неотчетливые переживания, смутные видения, галлюционации, стрессы); чувства, отличающиеся большой отчетливостью, наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение – отвращение, любовь- ненависть, симпатия - антипатия). Эмоции – особые переживания жизненных ситуаций и состояний, в которых выражается ценностное отношение к ним индивида. Воля – постановка цели и стремление к ее достижению. Четвертая часть – ценностно-мотивационная (смысловая) сфера – истина, добро, красота. Ценность – общепризнанная норм, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Норма – устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть облечено в устную и письменную формулу. Свойства сознания: Динамичность (нейродинамическая активность мозговых процессов). - Ребенок начинает осваивать язык не с изучения строгой системы понятий, а в практике общения и предметно-практической деятельности постигается смысл слов и происходит обучение мыслительным приемам посредством языка. Человеческое сознание не константно, его интеллектуальные возможности зависят от возраста. Только в подростковые годы мы обретаем способность формулировать и понимать определения. - Меняясь от момента к моменту, образует – в многообразных сплетениях и взаимопроникновениях – реальное единство сознание какого-либо индивида. Целостность (структурность, иерархичность). - Содержание сознания – восприятие, представление, фантазии, акты понятийного мышления, предположения, сомнения, радость, боль, надежда, опасения, желания, волнения и т.д. поскольку они наличествуют, как-бы протекают в нашем сознании. Эмоции влияют на моральные оценки, а моральные оценки могут определять смысловые ассоциации. Логика – это лишь общая канва, задающая ход наших рассуждений, но в жизни мы руководствуемся не столько логикой, сколько – эмоциями. Недаром же так много слов в языке являются эмоционально нагруженными, содержащие ту или иную оценку. (прекрасный, милая, батюшка, матушка, братец, сестрица и т.п.) - Человек, лишенный уважения к себе, не способен по-настоящему уважать других. Нет более страшного и разрушительного агрессора, чем человек, лишенный чувства человеческого достоинства. (уныние в христианстве, шахиды). И наоборот, по-настоящему уважающий себя человек, никогда не унизит другого человека. (поэтому в христианстве личность всегда сострадательна). Конструктивность (идеаторность, активность). - Действия человека в мире определяются структурой его сознания, т.е. сама эта социальная реальность оказывается в каком-то смысле производной от нашего сознания, от его категорий, от наших культурно-исторически выработанных понятий, от системы ценностей и даже от особенностей личности субъекта, который выбирает, воспринимает и живет в этой реальности. Он (человек) одновременно и часть ее, и создатель (творение и творец). (3 яда, отравляющие наше сознание – генв, сладострастие, неведение в буддизме, 3 гуны (качества) сознания (бодхи) – саттва, раджас, тамас в индийской философии). - Мы не конструируем жизнь, мы конструируем свое понимание, свою интерпретацию, которая в свое время, в сою очередь, уже оказывает влияние на саму жизнь. Недаром говорят – не можешь изменить жизнь, измени – свое отношение к ней. - Труд в своих первоначальных его формах выступал как процесс изготовления средств производства т.е. орудий труда, сначала элементарных, затем все более и более совершенных. Он присущ только человеку, ибо в основе своей имеет целенаправленную, сознательную деятельность, ориентированную на изменение окружающей действительности. Обезьяна тоже использует палку, чтобы достать банан, орел – камень, чтобы разбить панцирь черепахи, но, как установил еще великий русский физиолог И.Т. Павлов (1849-1936) животные действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают орудия труда, преследуя определенные цели. Ту де палку или камень они не только не улучшат, не обработают, но даже никогда не возьмут с собой «про запас», на случай «а вдруг пригодится», т.к. у них отсутствует мышление способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме. Идеальность (способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме). - Животные не могут создавать понятия и уж тем более осуществлять с ними логические операции. На это счет обычно приводят меткое и широко известное высказывание К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально». Интенциональность (предметность и направленность). - Человеческая самость «Я» обращена к «не Я» - а) к внешним предметам, процесса (природы, общества); б) к собственному телу (слабо разработанная и многоплановая тематика – от здоровья как ценности до всевозможных конфликтов духа и плоти); в) к самому себе – «Я» - личностная идентичность складывается интерференция (наложение) идентичностей – этнической, религиозной, языковой, социальной, политической, гендерной и т. д. и важно, чтобы все они находились не в конфликте между собой, а гармонично сочетались; г) к другому «Я» (широчайший круг ценностей, связанных с межличностными коммуникациями, пониманием другого, чувствами дружбы, любви); д) к «Мы» т.е. той общности, к которой «Я» себя причисляет; это ценности, начиная с общечеловеческих и кончая институциональными, профессиональными и групповыми, они охватывают весь спектр социальных отношений, связанных с правовыми, моральными нормами, обычаями, религиозными символами веры, корпоративными устремлениями и т.п.); ж) к «Они» т.е. той общности, которой «Я» себя противопоставляет активно или пассивно, ценности которой оно решительно осуждает, демонстрируя ненависть, презрение или дипломатично отвергает, или просто не разделяет, не понимает; это прежде всего враги, но также чуждые общности институциональные субъекты, к которым «Я» проявляет разные степени неприязненнго отношения, вплоть до безразличия (что бы там не говорили, такого рода ценностная структура всегда присутствует в том или ином виде в сознании каждого человека); е) к «Абсолюту», которое выражается в различных мировоззрениях разными терминами, фиксирующими «вечное», «бесконечное», «всеобъемлющее», «первоначало всего» («Мир», «Природа», «Бог», «Вселенная», «Комос»). Это область философии, религии, мифологии, художественного творчества, задающее извечную тему величия и ничтожества человека, его места и предназначения в мире, смысла жизни и смерти. Здесь человек одиноко стоит перед бездной бесконечности и вечности, и эта позиция всегда была и остается источником формирования и осмысления высших ценностей. Интерсубъективность (понимаемость элементов знания носителями сознания, что прямо выводит на понятие объективной истины). Уникальность сознания. Каждый человек является психофизиологическим уникумом. Лекция 3. Научное познание В наше время редко можно встретить человека, который бы считал, что, чем дальше истолкование явлений природы и событий общественной жизни отстоит от науки, тем будто бы оно истиннее. Напротив, большинство людей понимают, что можно и нужно верить лишь тем воззрениям, выводам и заключениям, которые зиждутся на обоснованных наукой теоретических положениях, на данных и фактах, проверенных реальной жизненной практикой, суровой борьбой общественных сил и классов, выдержавших испытание историческим временем. Вот почему теоретическое познание нужно и обыденному человеку, вне зависимости от рода его деятельности, и тем более представителю той или иной фундаментальной науки и любой конкретной отрасли естественной, общественной и технической науки. Признаки, отличающие науку от обыденного познания, удобно классифицировать сообразно той категориальной схеме, в которой характеризуется структура деятельности (прослеживая различие науки и обыденного познания по предметам, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности). Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука не может положиться на такой контроль, поскольку он преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, наука стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается, обогащается по мере проникновения науки во все новые области объективного мира – природы и общества. При этом язык науки оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Так, термин «электричество» когда-то был специфическим научным понятием, теперь «электричество», «электрический»» и т.д. вошли в повседневный язык. Вместе с тем язык науки не может и – главное - не должен отрываться от повседневного языка, языка понятийного и доступного широким массам. В противном случае он станет мертвым, оторванным от реальной жизни, практической деятельности масс. Научные знания как продукт научной деятельности отличаются от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому истинность знания обосновывается экспериментом, уже полученными истинными знаниями. Так получаются характеристики системности и объективности научного знания, отличающего его от продуктов обыденной деятельности людей. Научное знание о мире слагается из суммы фундаментальных понятий, концепций, теорий и др., проверенных человеческой практикой в разных сферах реальной деятельности. И в этом смысле научное знание составляет важнейший компонент научного мировоззрения. Но вместе и отличается от научного мировоззрения, поскольку последнее включает в себя как знание, так и ценностные ориентации, убеждения, идеалы и нормы деятельности, другими словами, нравственно-эмоциональное отношение человека к миру. Еще один отличительный признак науки при ее сравнении с обыденным познанием – особенность метода познавательной деятельности. Занятие наукой предполагает наряду с овладением средствами и методом также и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Любой ученый принимает в качестве одной из основных установок научной деятельности поиск истины, воспринимая истину как высшую ценность науки. Эта установка воплощается в целом ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику: в определенных идеалах организации знания (например, требовании логической непротиворечивости теории и ее открытой подтверждаемости), в поиске объяснений явлений, исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых объектов и т.д. Не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Основания науки выступают системообразующим фактором научной дисциплины. Они включают: 1) специальную научную картину мира (дисциплинарную онтологию); 2) идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы описания и объяснения, доказанности и обоснования, а также идеалы строения и организации знания). Общая научная картина мира предстает как целостная развивающаяся система научных представлений о генетически связанных уровнях развития материи и соответствующих им формах движения, включающая представление о возникновении и развитии общества. Эта картина мира не просто систематизирует знания о природе и обществе, но и функционирует как исследовательская программа, которая дает видение взаимосвязей между предметами различных наук и определяет стратегию переноса представлений и методов из одной науки в другую. Таким образом, современная наука создала предпосылки формирования целостной картины мира, органически включающей в себя достижения естественных, общественных и технических наук. В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли – научные дисциплины (математика, естественно-научные дисциплины – физика, химия, биология и др., технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из них прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и систематизированных теорий, а другие только вступают на этот путь. В структуре научной картины мира выделяют два компонента. Во-первых, концептуальный, или понятийный компонент, который представлен философскими категориями (история, движение, пространство, время и др.) и принципами (всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, развитие и движение, материальное единство мира и др.). Все это, в свою очередь, выражается общенаучными понятиями и принципами, фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, энергия, информация, мегагалактика, популяция, биосфера и т.д.). Во-вторых, чувственно-образный компонент, который наглядно проявляется в образах электромагнитного поля, атомного строения вещества, ДНК, расширения Вселенной и т.п. По степени общности различают следующие три типа научной картины мира: общенаучную, которая выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых естествознанием и социальными науками; естественно-научную картину природы и научную картину общества, каждая из которых, будучи относительно самостоятельной стороной, в целокупности дает общенаучную картину мира; специальные картины мира отдельных наук, т.е. мир отдельно взятой науки, например, физическая картина мира, химическая картина мира, биологическая картина мира, астрономическая картина мира и т. п. Специальные картины мира служат материалом, на базе которого складывается естественно-научная и общенаучная картины мира. Переход от специальной к общенаучной картине мира означает движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации знаний. Важно иметь в виду, что такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их синтез, в процессе которого решающую роль играют картины реальности лидирующих научных дисциплин. В развитии науки выделяют такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований. Эти периоды рассматриваются как глобальные революции, приводящие к изменению типа научной рациональности. Первой такой революцией была революция 17 в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания. Его возникновение было связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой – осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе знания той эпохи. Строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира. Вторая глобальная научная революция, происшедшая в конце 18- первой половине 19 в., определила переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, не редуцируемые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Появляется много научных картин мира, возникает необходимость поиска путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращается в одну из фундаментальных проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки. Третья глобальная научная революция, охватывающая период с конца 19 до середины 20 столетия, была связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходят революционные перемены в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационароной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире. Начиная с последней трети 20 столетия, происходят новые радикальные изменения в основаниях науки, что означает наступление четвертой глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая – постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, революция в средствах хранения и получения знаний (компьтеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера. Реализация комплексных программ порождает ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем «парадигмальной прививки» идей, транслируемых из других наук. Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компоненты сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов служат медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь, генетический инженеринг), системы «человек-машина» (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта) и т.д. При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. С системами такового типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинают играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. Наука нового типа является основой, на которой действительно объединяются научное познание и практическая деятельность, принципы рациональности и морали, мир объективного знания и мир ценностей. Новый тип науки, ориентирующийся на новую систему ценностей, не возникает сразу. Вот почему важно изучение его основных контуров, главных элементов и т.д.
«Онтологические основания философского знания. Бытие как совокупная реальность. Материя и ее атрибуты» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot