Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 5. Одноканальная система массового обслуживания с отказами.
10
Исходя из названия лекции, можно догадаться, что речь пойдет о системах
массового обслуживания обладающих лишь один каналом обслуживания, на вход
которого подается клиентский поток или, говоря в общем, некоторый поток заявок.
Естественно, что на канал СМО поступает всякий раз не одинаковое число клиентов
(заявок), в различные промежутки времени количество клиентов разное. Это означает, что
поток заявок обладает некоторой интенсивностью 𝝺. Как правило, в СМО используется
поток заявок, распределенный по пуассоновскому закону. Можно сказать, что время
между двумя рядом стоящими клиентами распределено по показательному закону вида
( )
.
()
Нужно отметить, что время между двумя заявками – это величина случайная и
непрерывная. Кроме того, после поступления заявки в канал возникает другая случайная
величина – это время обслуживания заявки одним каналом. Время обслуживания также
распределено по закону Пуассона только со своим параметром :
( )
20
.
Параметры 𝝺 является интенсивностью потока заявок, а параметр
–
интенсивность потока обслуживания. Поскольку время обслуживания нельзя знать
заранее точно, то, как правило, в расчетах пользуются усредненным значением этого
параметра и находят не само время обслуживания заявки, а его математическое ожидание.
Обозначим время обслуживания заявки через
. Математическое ожидание для
запишется так:
(
30
()
)
.
()
Очевидно, что канал СМО может находиться в двух возможных состояниях.
Первое – канал занят, второе – канал свободен.
Запишем формулы, по которым можно определить основные характеристики
работы СМО.
1. Абсолютная пропускная способность (A):
()
2. Относительная пропускная способность (Q):
()
3. Вероятность того, что заявке будет отказано в обслуживании, когда канал
занят (
):
1
()
4. Среднее время, в течение которого канал обслуживает одну заявку (
):
()
5. Среднее время, в течение которого канал простаивает без заявок (
):
()
6. Среднее время, в течение которого клиент (заявка) находится в системе
( ):
()
40
50
Зная теперь, каким образом рассчитываются характеристики работы
одноканальной СМО, найдем решение задачи о работе справочного бюро:
Задача 1. Справочное бюро имеет одну телефонную линию, на которою в среднем
приходит 0,4 вызова в минуту. Среднее время разговора 1,3 мин. Вызов, пришедший во
время разговора, не обслуживается. Считая потоки вызовов пуассоновскими, найти
абсолютную и относительную пропускную способности справочного бюро и вероятность
отказа абоненту [Невежин В.П., Кружилов С.И., Сборник задач по курсу «ЭММ», с. 171].
Решение: Наличие одной телефонной лини в справочном бюро дает основания
говорить о том, что это одноканальная СМО. Из условий задачи нам известно, что среднее
время, в течение которого оператор дает справку абоненту по интересующему вопросу,
составляет 1,3 минуты. Иначе можно сказать, что среднее время обслуживания
мин. Также нам известна формула
, из которой можно выразить интенсивность потока
обслуживания . Отсюда,
. Интенсивность потока заявок не что иное, как среднее
число вновь приходящих заявок в минуту, т.е. 𝝺=0,4. Пользуясь формулами, найдем
абсолютную пропускную способность (A), относительную пропускную способность (Q) и
вероятность того, что заявке будет отказано в обслуживании, когда канал занят (
).
Для вероятности отказа можно по-другому сказать, что 34% всех входящих заявок
не будет обслужено.
60
На этом лекция окончена. Всего хорошего! До встречи.
2