Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценочная деятельность

  • 👀 302 просмотра
  • 📌 266 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценочная деятельность» doc
Установочная лекция Оценочная деятельность в соответствии с Федеральным зако­ном «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (РФ)» состоит в деятельности по установлению в отношении объектов гражданских прав рыночной или иной стоимости. Объект оценочной деятельности (объект оценки) может включать: — недвижимое имущество; — предприятия в целом, как действующие, так и находящие­ся в процессе ликвидации; — движимое имущество; — машины и оборудование; — ценные бумаги; — имущественные права, не овеществленные в ценных бума­гах и могущие, в соответствии с действующим гражданским законодательством, являться предметами сделок до их от­чуждения; — интеллектуальная собственность и нематериальные активы; — различные услуги. Субъект оценочной деятельности — это индивидуальные пред­приниматели (оценщики, эксперты), а также хозяйственные об­щества (товарищества), осуществляющие коммерческую оценоч­ную деятельность с соблюдением условий и требований, установ­ленных Федеральным законом об оценочной деятельности. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы. Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет опре­делить рыночную ценность фирмы с учетом таких факторов, как вре­мя, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная сфера и внутрен­ние особенности оцениваемого объекта. Итак, основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются: • спрос; • настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса; • затраты на создание аналогичных предприятий; • соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты; • риск получения доходов; • степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов. Оценку бизнеса проводят в целях: повышения эффективности текущего управления предприятием, фир­мой; определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи це­ликом или по частям. реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава хол­динга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертации, величину пре­мии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы; разработки плана развития предприятия. определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. страхования, в процессе которого возникает необходимость определе­ния стоимости активов в преддверии потерь; налогообложения. При определении налога облагаемой базы необхо­димо провести объективную оценку предприятия; принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажа­ет финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоцен­ка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистич­ность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансо­вых решений; осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. Теоретической базой оценочной деятельности в экономике Рос­сии является набор оценочных принципов, сформулированных в результате многолетнего опыта зарубежных и отечественных экс­пертов-оценщиков по оценке недвижимости, бизнеса, услуг. Эти принципы можно условно разбить на четыре группы: I. Принципы, основанные на представлениях пользователя, включают в себя принципы полезности, замещения и ожидания. Полезность. Объект собственности обладает стоимостью лишь в том случае, если он может быть полезным потенциальному вла­дельцу. Замещение. Разумный покупатель не заплатит за собственность больше наименьшей цены, запрашиваемой за аналогичный объект собственности с такой же степенью полезности. Ожидание. В большинстве случаев полезность имущества свя­зана с ожиданием будущих прибылей II. Принципы, отражающие взаимоотношения компонентов соб­ственности. Данная группа включает в себя следующие принципы: Вклад — это сумма, на которую увеличивается стоимость соб­ственности, или доходов, полученных от владения им вследствие какого-либо улучшения или дополнения к действующим факто­рам производства: труду, капиталу, управлению, земле. Возрастающая или уменьшающаяся отдача. по мере добавления ресурсов к основным факторам производства до­ход имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до опре­деленного момента, после которого общая отдача хотя и растет, однако уже не столь быстрыми темпами. III. Принципы, связанные с внешней рыночной средой. В эту груп­пу принципов входят: Принцип зависимости гласит: стоимость оцениваемой соб­ственности зависит от характера и стоимости окружающей соб­ственности. Предложение и спрос. На стоимость объектов собственности ока­зывает большое влияние соотношение спроса и предложения. Конкуренция. Изменения: стоимость объектов собственности постоянно изменяется под воздействием внутренних факторов, а также ок­ружающей и рыночной среды. В связи с этим эксперты-оценщики осуществляют оценку стоимости собственности на конкретную дату. IV. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования имущественного комплекса объекта Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия с учетом прошлых затрат, текущего состояния и буду­щего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации. Используемая для оценки информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия. Выделяют 2 блока информации: • Внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Включает: макроэкономические показатели (уровень инфляции; темпы экономического развития страны; изменение ставок процента; изменение обменного курса валют; уровень политической стабильности); отраслевые факторы (нормативно-правовая база; рынки сбыта; условия конкуренции). • Внутренняя информация, дающая представление о деятельности оце­ниваемого предприятия. Данный информационный блок включает: • ретроспективные данные об истории компании; • описание маркетинговой стратегии предприятия; • характеристику поставщиков; • производственные мощности; • рабочий и управленческий персонал; • внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет); • прочую информацию. На основе целей и собранной информации определяется метод (подход) оценки. Традиционно выделяют 3 подхода к оценке: 1. Доходный 2. Сравнительный (рыночный) 3. Затратный Доходный подход (метод дисконтирования денежных потоков, метод капитализации). Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перс­пективы. Очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряже­но. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков. Применение метода ДДП наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического раз­вития. Основные этапы оценки предприятия методом ДДП 1. Выбор модели денежного потока. Денежный поток – сальдо поступлений по бизнесу и платежей. 2 модели денежного потока: 1) для собственного капитала 2) для всего инвестированного капитала 2. Определение длительности прогнозного периода. Согласно методу ДДП стоимость предприятия основывается на будущих денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока на какой-то будущий временной период. Сложно т.к. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованной выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длительнее прогнозный период, тем сложнее прогнозиро­вать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств. По сложившейся практике прогнозный период для оценки предприятия может состав­лять в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. 3. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного пе­риода. 4. Определение ставки дисконта. Ставка дисконта -это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков дохо­дов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уров­ню риска объекты инвестирования. 5. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпо­сылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогноз­ного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные до­ходы. 6. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. необходимо суммировать теку­щие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период, и текущую стоимость в постпрогнозный пе­риод, ожидаемую в будущем. Формула дисконтирования: Пример: 1. Инвестор имеет 1 млн. руб. и рассматривает альтернативы более эффективного вложения: Вариант 1: вложить деньги в недвижимость и сдавать ее в аренду. Арендная плата за первый год ожидается 30 000 руб., далее ежегодный рост платежей составит 10% в год. Предполагается, что цены на недвижимость будут расти на 15% ежегодно. Через 3 года недвижимость планируется продать. Вариант 2: Вложить деньги в производство. Выручка в 1 год составит 500 тыс. руб. Темпы роста 30% ежегодно. Известно, что рентабельность продаж составляет 25% от выручки. Приобретенное оборудование может быть реализовано через 3 года, но с дисконтом в 25% от цены приобретения. Ставка дисконтирования дл 1 и 2 варианта 12%. Решение: Вариант 1: Поступления по проекту 1 год 2 год 3 год Аренда 30 000 30000*1,1=33000 33000*1,1=36300 Реализован объект недвижимости - - 1000000 * 1,153=1520875 Текущая стоимость будущего денежного потока = 30000/(1+0,12) + 33000 / (1+0,12)2 + (36300 + 1520875) / (1+0,12)3 = 1 161 495 руб. Вариант 2: Поступления по проекту 1 год 2 год 3 год Выручка 500 000 500 000 * 1,3=650 000 650 000 * 1,3 =845000 Прибыль = 0,25*Выручка 125 000 162500 211300 Реализован объект основных средств 1000 000 * (1-0,25)=750000 Итого поступлений 125 000 162500 961300 Текущая стоимость будущего денежного потока = 125 000/(1+0,12) + 162500 / (1+0,12)2 + 961300/ (1+0,12)3 = 925 349 руб. Таким образом, инвестору можно рекомендовать 1 вариант вложений. 2. Оценить рыночную стоимость предполагаемой для публичного размещения облигации, номинальная стоимость которой равна 100 руб. До погашения облигации остается 2 года. Ставка % по облигации 20%. Ставка дисконтирования 18% Решение: Поступления 1 год 2 год % доход 100 * 0,2 = 20 100*0,2=20 Погашение облигации по номиналу 100 Итого поступлений 20 120 Рыночная стоимость облигации = 20/(1+0,18) + 120 / (1+0,18)2 = 103,13 руб. Одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия является метод капитализации прибыли. Также основан на предпосылке, в соответствии с ко­торой стоимость предприятия равна текущей стоимо­сти будущих доходов, которые оно принесет. Сущность дан­ного метода выражается формулой Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для си­туаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее ро­ста будут постоянными). Широко применяется при оценке недвижимости. В качестве величины, которая будет капитализирована оценщик может выбрать прибыль последнего отчетного года; прибыль первого прогнозного года; средняя величина прибыли за несколько последних отчетных лет (3-5 лет). В большинстве случаев на практике в качестве капитализируемой вели­чины выбирается прибыль последнего отчетного года. Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока. Сравнительный (рыночный) подход (метод рынка капитала, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов). Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оцен­щик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных пред­приятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ог­раничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оцен­щик определяет стоимость предприятия на основе расчетов. В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравни­тельный подход предполагает использование трех основных методов: Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционер­ных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наи­более оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании специальных коэффициентов, применяющихся в отдельных отраслях, которые выводятся из данных о продажах предприятий в данных отраслях. Например, «золотое правило» дл некоторых отраслей покупатель не заплатит за п/п более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения. Данный метод мало распространен в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации. Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оценива­емому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприя­тию-аналогу (или несколькими). Это соотношение называется мультипликатором. Умножив ве­личину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцени­ваемой компании, получим ее стоимость. Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок вклю­чает следующие основные этапы: 1этап. Сбор необходимой информации. II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий. основные критерии отбора отраслевое сходство, размер компании, структура капитала или соотношение собственных и заемных средств и т.д. на усмотрение оценщика Ш этап. Финансовый анализ. IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов. В оценочной практике используются два типа мультипликаторов: интер­вальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся: 1) цена/прибыль; наиболее рапростр. 2) цена/денежный поток; наиболее рапростр. 3) цена/ дивидендные выплаты; достаточно редко 4) цена/выручка от реализации. не часто, хорошие показатели для сферы услуг К моментным мультипликаторам относятся: 1) цена/балансовая стоимость активов; для оценки холдинговых компаний 2) цена/ чистая стоимость активов. используется при значительных вложениях в собственность V этап. Выбор величины мультипликатора. VI этап. Определение итоговой величины стоимости. Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максималь­ное число всех возможных вариантов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если ана­литик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам. Наиболее правильным приемом определения итоговой величины является метод взвешивания. VII этап. Внесение итоговых корректировок. Пример: 1. Операционная прибыль (до % и налогообложения) 20 млн. руб. Балансовая стоимость активов 110 млн. руб. Непогашенные долги на сумму 15 млн. руб. % по кредитам 5 млн. руб. Ставка налога на прибыль 24%. Из финансового отчета аналогичного предприятия имеются следующие данные: за несколько прошедших лет: Рыночная стоимость акций / Чистая прибыль = 5,1; Рыночная стоимость акций / Чистая стоимость активов = 2,2. Как должен инвестор оценить будущую рыночную стоимость предприятия, если доверяет статистике и сопоставимости сравниваемых организаций по мультипликатору Рыночная стоимость акций / Чистая прибыль на 85%, а по мультипликатору Рыночная стоимость акций / Чистая стоимость активов на 15%. Решение: Чистая прибыль оцениваемого предприятия = Операционная прибыль - % платежи – Налог на прибыль = 20 млн. – 5 млн. – (20 млн. – 5млн.)*0,24 = 11,4 млн. руб. Чистая стоимость активов оцениваемого предприятия = Балансовая стоимость активов – Обязательства = 110 млн. – 15 млн. = 95 млн. руб. Стоимость объекта оценки Вес (степень доверия оценщика) По мультипликатору Рыночная стоимость акций / Чистая прибыль 5,1 * 11,4 млн. руб. = 58,14млн. руб. 0,85 По мультипликатору Рыночная стоимость акций / Чистая стоимость активов 2,2*95 млн. =209 млн. руб. 0,15 Итоговая стоимость = 58,14млн.*0,85 + 209 млн.*0,15 = 80 769 000 руб. Затратный (имущественный) подход (метод накопления активов, метод избыточных прибылей). Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Данный подход реализуется преимущественно методом накопления активов. Базовой формулой в имущественном подходе является: Соб­ственный капитал = Активы - Обязательства. Иначе говоря, согласно «идеологии» этого метода, оцениваемое пред­приятие стоит столько, сколько стоит его имущество (за вычетом за­долженности фирмы). Метод накопления активов адекватен в большей мере оценке пред­приятия как ликвидируемого (т.е. цели оценки ликвидационной стоимо­сти предприятия). Однако в ряде случаев этот метод вполне адекватен также и оценке предприятия как действующего: применяется для оценки предприятий с повышенной долей финансо­вых и нематериальных активов. Метод накопления активов, возможно, применим еще к предприятиям с быстро растущими в цене материальными активами типа запасов высоко­ликвидных и дефицитных сырья, материалов и пр. Метод накопления активов предполагает оценку рыночной стоимости предприятия по рыночной или ликвидационной стоимости его имущества, очищенной от стоимости задолженности предприятия. Это требует переоценки балансовой стоимости на современную рыночную стоимость (последняя называется стоимо­стью замещения). При этом в расчет следует принимать не только те активы, которые от­ражены на балансе предприятия, но и все прочие виды его фактических ак­тивов, которые могут быть не отражены на балансе фирмы, однако нахо­дятся в ее фактической собственности либо распоряжении - как, напри­мер, нематериальные активы, которые создаются собственными силами предприятия (ноу-хау, закрепленная клиентура, обученный персонал и пр.). Определение рыночной стоимости реальных активов предприятия должно проводиться с учетом износа: 1. физический износ определяется степенью исчерпания «паспортного» срока службы, на который было рассчитано соответствующее имущество. 2. экономический износ из­меряется обесценением аналогичного ему имущества, которое произошло со времени приобретения и постановки на баланс предприятия. 3. технологический износ - обесценение актива вследствие того, что на рынке к моменту оценки появились аналоги, имеющие лучшее соотношение между ценой и качеством; 4. функциональный износ отражает обесценение актива длительного пользования в том случае, если он оказался конструктивно или функционально недоработан­ным. При переоценке всех активов предприятия с их балансовой стоимости на рыночную стоимость следу­ет учитывать все виды возможного износа. 2 варианта: 1) если на рынке на момент переоценки можно найти аналогичный актив с точно такими же охарактеризованными выше видами износа, то задача пере­оценки сводится к замене балансовой стоимости актива на наблюдаемую текущую рыночную стоимость аналогичного актива (часто при оценке транспортных средств) 2) если этого сделать невозможно, то следует по от­дельности учесть все виды накопленного износа переоцениваемого акти­ва, делая специальные скидки с его фактической стоимости. Пример: Имеется оборудование по производству стеклотары мощностью 2000 ед. в день, которое эксплуатируется 5 лет (срок полезного использования 10 лет). Учитывая, что оборудование использовалось интенсивно физический износ составил 75%. Имеется информация, что стоимость аналогичного оборудования на рынке с момента приобретения снизилась в 2 раза (первоначальная стоимость 2 млн. руб.). С момента приобретения оборудования появилось более совершенное, так линию мощностью 2500 ед. в день можно приобрести за 1,1 млн. руб. Определить рыночную стоимость оборудования. Решение: Физический износ 0,75 Экономический износ (обесценение объекта) – в 2 раза, т.е. 1/2=0,5. Технологический износ: Линия мощностью 2500 ед./день стоит 1,1 млн. руб.. Определим сколько стоило бы точно такое же оборудование, но мощностью 2000 ед. в день: 1,1 млн.*2000ед./2500 ед. = 880 тыс. руб. А на рынке оборудование аналогичное нашему объекту оценки (с учетом снижения цены в 2 раза) стоит 2 млн./ 2 = 1 млн. руб. Таким образом, технологический износ (связанные с появлением на рынке более совершенного оборудования) = 880 тыс. руб. / 1 млн. руб. = 0,88 Рыночная стоимость объекта оценки (с учетом всех видов износа) = Первоначальная стоимость*(1-Физический износ)*Экономич износ * Технологический износ = 2 млн. *(1-0,75)*0,5*0,88 = 220 тыс. руб. Наибольшую трудность в практическом использовании метода накоп­ления активов представляет оценка нематериальных активов предприятия. Главным методом для нее выступает так называемый метод «избыточных прибылей». В интересах оценки бизнеса достаточно оценить рыночную стои­мость всей совокупности нематериальных активов предприятия, ко­торая в терминологии оценки бизнеса называется «гудвил». Идея оценки рыночной стоимости совокупности нематериальных акти­вов предприятия состоит в том, чтобы выявить ту часть ре­гулярно получаемых прибылей предприятия («избыточные прибыли»), ко­торая не может быть объяснена наличием у него оцененных по их рыноч­ной стоимости материальных активов, и капитализировать их, оценивая таким образом капитал, воплощенный в нематериальных активах и как бы порождающий поток доходов в виде указанной части прибылей. Соответствующий алгоритм метода «избыточных прибылей» сводится к следующему. 1. По отрасли, к которой относится рассматриваемое предприятие, за несколько предшествующих периодов вычисляется (на основе данных мо­ниторинга за публикуемыми финансовыми отчетами открытых компаний-конкурентов) показатель «съема прибылей с чистых материальных акти­вов», который отражается коэффициентом Котр, соотносящим чистые прибыли предприятий отрасли с их чистыми материальными активами (ЧМА) или с балансовой стоимостью их собственного капитала. К отр = Прибыль / Собственный Капитал = Прибыль/ ЧМА Чистые материальные активы представляют собой сумму остаточной балансовой стоимости материальных активов за вычетом кредиторской за­долженности. 2. Если предприятия, по которым сосчитан коэффициент k, действи­тельно относятся к той же отрасли, что и рассматриваемая фирма, и если, таким образом, структура их имущества и продукция сходны с оценивае­мой фирмой, то вполне правомочно перенести этот коэффициент на иссле­дуемое предприятие. Прибыль п/п ожид = Котр * ЧМА п/п 3. Разница между фактическими регулярно получаемыми прибылями предприятия и уровнем прибыли, которые можно было бы ожидать только в результате использования чистых материальных акти­вов предприятия, называется «избыточной прибылью», которая и приписывается влиянию всей совокупности нематериальных активов оцениваемой фирмы: Прибыль п/п избыт = Прибыль реал - Прибыль п/п ожид. 4. Предполагая, что наблюдае­мые «избыточные прибыли» при выпуске данной продукции будут иметь место и в дальнейшем в течение неопределенно длительного периода вре­мени, можно капитализировать поток этих прибылей и тем самым полу­чить оценку рыночной стоимости нематериальных активов: НМА = прибыль изб/ i. где i - ставка капитализации. Пример: Стоимость чистых материальных активов организации 200 млн. руб. Отношение чистой прибыли к чистым материальным активам в отрасли к которой принадлежит оцениваемое предприятие равно 15%. Средняя годовая величина чистой прибыли за предыдущие 5 лет по оцениваемому предприятию 35 млн. руб. Рекомендуемая ставка капитализации 25%. Оценить стоимость совокупных нематериальных активов и суммарную рыночную стоимость предприятии. Решение: Котр=Чистая прибыль / Чистые материальные активы = 0,15 (или 15%) Прибыль ожидаемая =0,15*200 млн. = 30 млн. руб. Прибыль избыточная = 35 млн. – 30 млн. = 5 млн. руб. Нематериальные активы = 5млн. / 0,25 = 20 млн. руб. Рыночная стоимость п/п = Чистые материальные активы + Нематериальные активы = 200 млн. + 20 млн. = 220 млн. руб. Вывод итоговой величины стоимости Стоимость имущества предприятия оценивается несколькими метода­ми, обосновывающими рыночную цену. При этом оценщик не обязан ис­пользовать все имеющиеся методы, а может ограничиваться лишь теми, ко­торые более соответствуют ситуации. Главное - грамотно выбрать методы. Существуют определенные приемы, ограничивающие перечень методов оценки стоимости имущества для каждой конкретной ситуации * цель, ради которой проводится оценка; * используемый стандарт стоимости, который зависит от цели оценки и в конечном счете определяет выбор методов оценки (например, инвестора интересует прежде всего инвестиционная стоимость, и он соответственно отдаст предпочтение доходному подходу); * доля оцениваемой собственности; одни методы предпочтительнее ис­пользовать при оценке контрольных пакетов; другие - при оценке миноритарных пакетов; * объем доступной информации; если оценщик не имеет достаточного количества данных по сопоставимым компаниям, то он не сможет исполь­зовать рыночный подход; если же не имеет информации о денежных пото­ках, то он не сможет использовать доходный подход. Оценщику необходимо определить, какие использо­вать методы: основанные на анализе активов (метод стоимости чистых ак­тивов, метод ликвидационной стоимости) или же на анализе доходов (ме­тод дисконтированных денежных потоков, метод капитализации доходов, метод избыточных прибылей или оценочные мультипликаторы: цена/при­быль, цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты). Первую группу методов целесообразно использовать, когда доходы пред­приятия не поддаются точному прогнозу, когда предприятие обладает зна­чительными материальными и финансовыми активами (ликвидными цен­ными бумагами, инвестициями в недвижимость). Вторую группу методов целесообразно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть достоверно определены либо ког­да активы предприятия преимущественно состоят из машин, оборудования, готовой продукции, либо когда предприятие имеет устойчивый спрос на свою продукцию. Итак, различные методы могут быть использованы в процессе оценки, но решение вопроса об относительной значимости показателей стоимости, полученных на базе различных методов, должно определяться обоснован­ным суждением оценщика, которое оформляется путем взвешивания сто­имостей, определенных использованием двух и более методов. Решение же вопроса, каким стоимостным оценкам придать больший вес и как каждый метод взвешивать по отношению к другим, является ключевым на заключи­тельном этапе процесса оценки. Метод Рыночная стоимость, долл. Вес, % Средневзвешен­ная стоимость, долл. Метод дисконтированных денежных потоков 1500000 25 375000 Метод стоимости чистых активов 1 100000 60 660000 Метод рынка капитала 1 620 000 15 243 000 Средневзвешенная стоимость 100 1 278 000 Одним из наиболее важных этапов работы по оценке предприятия явля­ется оформление отчета. От того, что войдет в данный документ, в каких форме и последовательности, во многом зависит успех или неудача проде­ланной работы. Основные разделы отчета следу­ющие: 1. Введение. 2. Общеэкономический раздел. 3. Краткая характеристика отрасли. 4. Краткая характеристика предприятия (фирмы). 5. Анализ финансового состояния. 6. Методы оценки. 7. Выводы и приложения. 8. Общее заключение по оценке. Исходя из целей оценки и специфики объекта в структуру отчета могут быть внесены некоторые изменения
«Оценочная деятельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Сковородко А. А.
Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot