Оценка результатов бизнеса и центров ответственности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оценка результатов бизнеса и центров ответственности
Оценка результатов с учетом цены капитала
Помимо традиционных финансовых коэффициентов есть показатели, которые сразу показывают
превышение результатов деятельности компании над ценой ее капитала.
‒
‒
Рентабельность инвестиций (ROI);
Остаточный доход (RI)
Данные показатели используются для оценки центров инвестиций.
Коэффициент рентабельности инвестиций (ROI)
Коэффициент рентабельности инвестиций (Return On Investment, ROI) – финансовый показатель,
характеризующий доходность инвестиционных вложений. ROI представляет собой обобщенную
формулу анализа прибыльности произвольных инвестиций в активы.
Преимущества показателя:
‒
‒
‒
широко применяется и признается специалистами;
является относительным показателем и следовательно его можно использовать для
сравнения подразделений и разных компаний;
можно разбить на производные коэффициенты для более точного анализа
Недоставки показателя:
‒
‒
‒
возможна несогласованность принимаемых решений;
разные учетные политики могут усложнять расчет;
ROI растет вместе с возрастом активов при использовании в расчетах чистой балансовой
стоимости (знаменатель сокращается, показатель увеличивается).
Остаточный доход (RI, Residual Income). Этот показатель – аналог показателя чистой прибыли,
но при этом учитывает стоимость капитала компании.
Преимущества показателя:
‒
‒
сглаживает проблемы ROI для оценки проектов;
стоимость финансирования подразделения наглядно демонстрируется менеджерам
подраздления.
Недоставки показателя:
‒
являясь абсолютным показателем, не дает возможность сравнивать подразделения;
‒
не сопоставляет размер прибыли подразделения с активами, вложенными для получения
этой прибыли.
Нефинансовые показатели результатов деятельности
Финансовые показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской финансовой
отчетности, которая характеризует финансовое состояние организации за уже завершившиеся
периоды. От сюда возникает целый ряд недостатков, связанных с использованием финансовых
показателей для оценки результатов деятельности:
‒
‒
‒
‒
отражают информацию о прошлом,
не дают информацию о будущем,
зависят от методов учетной политики,
не подходят для стратегических решений.
Недостатки в использовании финансовых показателей для оценки результатов деятельности
привели к развитию нового направления, которое позволит оценить вероятность организации
добиться успехов в будущем, что потребовало определить факторы, которые будут выступать
индикаторами будущих положительных и отрицательных изменений.
Нефинансовые показатели эффективности – это показатели эффективности, которые основаны на
нефинансовой информации, которая может быть получена без использования данных
бухгалтерских регистров.
Нефинансовые показатели могут оказаться более своевременными, так как требуют меньших
усилий на их подготовку.
Нефинансовые показатели могут быть выражены количественно и качественно, следовательно они
являются настолько же измеримыми, как и финансовые показатели.
Том Петерс: «Что измеряется, то выполняется»
Нефинансовые показатели могут быть объединены в несколько групп:
Конкурентоспособность:
‒
‒
‒
рост продаж продукта или услуги;
размер клиентской базы;
доля рынка, приходящаяся на продукт, услугу или группу клиентов.
Уровень деятельности:
‒
‒
‒
‒
количество реализованных единиц продукции;
количество человеко-часов и машино-часов;
количество перевезенных пассажиров;
количество собранных просроченных долгов.
Производительность:
‒
‒
затраты на единицу продукции;
коэффициент загрузки мощности и рабочей силы;
‒
‒
среднее количество продукции, произведенной в день или человеко-день;
среднее время на переналадку оборудования.
Качество услуг:
‒
‒
‒
‒
‒
‒
процент брака;
количество продукции вышедшей из строя на этапе эксплуатации;
количество визитов представителей компании к заказчику;
количество новых клиентов;
количество утраченных клиентов;
количество полученных повторно заказов.
Удовлетворенность клиентов:
‒
‒
‒
‒
среднее время на обработку запроса или заказа клиента;
коэффициент удовлетворенности клиента работой торгового персонала;
коэффициент удовлетворенности клиента работой представителей технической службы;
количество претензий, полученных от клиентов.
Качество работы персонала:
‒
‒
‒
‒
‒
‒
количество дней отсутствия в неделю;
коэффициент текучести персонала;
количество тренингов, курсов, пройденных персоналом;
количество новых сертифицированных квалификаций персонала;
коэффициент удовлетворенности персонала своей работой;
уровень квалификации новых сотрудников.
Сравнительный анализ (бенчмаркинг)
Сравнительный анализ используется как из методов непрерывного совершенствования.
На основании поставленных целей, организация осуществляет сопоставление показателей путем
сбора данных о наиболее передовых методах других организаций. Информация, полученная по
результатам сравнения, позволяет выявить пути совершенствования процессов и видов
деятельности организации. А последующее внедрение этих методов приводит к увеличению
эффективности деятельности организации.
В зависимости от того какие показатели сравниваются и с чем («лучшими в своем классе»)
различают следующие виды сравнительного анализа:
‒
‒
‒
внутренний сравнительный анализ (в качестве базы сравнения выступают другие
операционные единицы или подразделения одной организации);
конкурентный сравнительный анализ (в качестве базы сравнения выступают наиболее
успешные конкуренты)
функциональный сравнительный анализ (в качестве базы сравнения используют отдельные
функции (сбыт, обработка заказов и т.д.) других организаций, не являющихся
конкурентами)
‒
стратегический сравнительный анализ (разновидность конкурентного анализа) (в качестве
базы сравнения выступают компании отрасли с целью получения средних показателей по
отрасли)
Существует три основных подхода к сравнительному анализу:
‒
‒
‒
сравнительный анализ показателей;
сравнительный анализ процессов;
диагностический сравнительный анализ: исследование бизнес-процессов с целью
выявления проблем и поиска путей их решения.
Этапы сравнительного анализа:
1. Планирование
‒
‒
‒
‒
что сравнивать;
с чем сравнивать;
определить необходимые результаты деятельности;
определить методики сбора данных.
2. Сбор данных
‒
‒
выбор организации для сравнения;
определение с контрольных показателей.
3. Анализ
‒
‒
анализ отклонений;
анализ факторов, вызывающих отклонения.
4. Внедрение программ по улучшению
‒
‒
планирование внедрения (изучение методов других организаций);
внедрение новых методов работы.
5. Мониторинг результатов