Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка эффективности разработанной экономической информационной системы

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 6093 просмотра
  • 📌 6044 загрузки
  • 🏢️ Уфимский государственный авиационный технический университет
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка эффективности разработанной экономической информационной системы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка эффективности разработанной экономической информационной системы» doc
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра автоматизированных систем управления МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению расчетно-графической работы для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)» Уфа 2010 Содержание Введение 3 Оценка эффективности 3 Технико-экономическое обоснование проекта 4 Расчет экономической эффективности проекта 4 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта 10 Расчет затрат на разработку информационных технологий 10 Расчет затрат на внедрение информационных технологий 13 Расчет эксплуатационных затрат при использовании информационных технологий 16 Список литературы 25 Приложение 1 26 Приложение 2 27 Примеры представления исходных данных в РГР 27 Приложение 3 30 Приложение 4 34 Примеры расчета затрат на разработку и внедрение информационных технологий 34 Приложение 5 38 Пример расчета эксплуатационных текущих затрат по программному продукту 38 Приложение 6 40 Приложение 7 44 Пример расчета экономической эффективности разработки новой ЭИС 44 Введение Оценка эффективности разработанной экономической информационной системы (далее ЭИС) и внедрения предлагаемой ЭИС или отдельных ее подсистем для предметной области. В соответствии со стандартом специальности РГР могут иметь профиль: • разработка программного обеспечения; • разработка и/или внедрение информационных систем, информационных технологий, автоматизированных систем, информационных баз данных. Вопросы обоснования целесообразности проектирования, изготовления, внедрения, использования предлагаемого инженерного решения (программный продукт, метод, способ обработки информации и т.д.) являются основными в организационно-экономической части РГР. Студент должен уметь доказывать целесообразность своего технического решения, сравнивать между собой несколько проектов. В организационно-экономической части вы­полняется, с одной стороны, обоснование необходимых затрат (преж­де всего капитальных), требуемых для реального осуществления разработанного студентом технического решения (конструкции разработки, варианта технологического процесса), а затем анализируется процесс возмещения вложенных средств, и в итоге дается оценка экономической эффективности вложений (инвестиций) в проект (процесс). В результате расчетов определяется экономическая, научно-техническая, экологическая, социальная целесообразность предлагаемого инженерного решения. Оценка эффективности Получить как можно больше из доступных предприятию ограниченных ресурсов – вот что понимается под эффективностью. Эффективность – это отношение результата к затратам для его достижения: Эф = Р/З. Разность между результатом и затратами является показателем эффекта: Э = Р – З. Различают понятие абсолютного и сравнительного эффекта, абсолютной и сравнительной эффективности. При расчете показателей абсолютного эффекта и абсолютной эффективности применяют полные величины затрат и результатов: Эфа = Р/З и Эа = Р – З. Показатели сравнительного эффекта и сравнительной эффективности определяют при помощи дополнительных результатов и дополнительных затрат по сравниваемым вариантам: Эфс = ∆Р/∆З и Эс = ∆Р – ∆З. Внедрение предлагаемого информационного обеспечения может привести к следующим видам эффектов: • экономическому: улучшению ее качества, росту производительности труда, снижению эксплуатационных расходов, повышению фондоотдачи и т.п., что приводит в конечном итоге к росту прибыли на предприятие; • ресурсному: высвобождению материальных, трудовых, финансовых ресурсов; • техническому: внедрение новой техники, технологии, открытий, изобретений, ноу-хау и других нововведений; • информационному: возможность собирать, передавать, обрабатывать, корректировать, накапливать, использовать информацию; • социальному: повышение материального и культурного уровня жизни граждан, снижение тяжелого ручного труда, повышение образовательного ценза, улучшение условий и техники безопасности труда и т.п., что в конечном итоге повышает эффективность производства; • экологическому: улучшению жизнедеятельности граждан и охраны окружающей среды. Технико-экономическое обоснование проекта Технико-экономическое обоснование проекта (сокращенно ТЭО) пишется для проектов внедрения новых технологий, процессов и оборудования на уже существующем, работающем предприятии. В технико-экономическом обосновании приводится информация о причинах выбора предлагаемых технологий и процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономические расчеты эффективности. В основе описания экономической эффективности лежит сопоставление существующей и внедряемой информационной системы, технологических процессов (базового и проектного вариантов), анализ затрат, необходимых для выполнения всех операций технологического процесса разработки и внедрения. В случае если в бизнес-процессе изменяет не всю технологию обработки, а только некоторые ее этапы, необходимо сопоставить операции этих этапов. Необходимо рассчитать затраты на разработку проекта. Выводы об экономической эффективности делаются на основе вычисленных экономических показателей. Расчет экономической эффективности проекта На основании анализа экономической литературы необходимо определить методику расчета экономической эффективности, которая может быть использована для оценки данного проекта. При этом рекомендуется учитывать следующие моменты: 1) для расчетов используется система обобщающих показателей и частные показатели, отражающие отраслевую и функциональную специфику проекта; 2) по проектам, имеющим альтернативные решения (базы для сравнения), рассчитывается сравнительная эффективность. Для этого необходимо наличие нескольких вариантов, в том числе: один или несколько проектных вариантов. Одним из них может выступать существующий вариант; 3) по проектам, не имеющим аналога, рассчитывается абсолютная эффективность, которая выражается в экономии совокупных затрат живого и овеществленного труда, как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации. При отрицательной абсолютной эффективности проект исключается из дальнейшего рассмотрения. Методы расчета экономической эффективности можно сгруппировать по двум направлениям. В первую группу входят методы, базирующиеся на расчетах показателей срока окупаемости, коэффициента рентабельности. Методы второй группы основаны на использовании показателя чистой приведенной (текущей) стоимости проекта и коэффициентов внутренней рентабельности проектов. Если сроки реализации или окупаемости проекта в первом приближении достаточно велики (от полугода и более), в расчетах стоимости проектов следует учитывать дисконтирование, т.к. стоимость денег со временем уменьшается, и рубль, потраченный сегодня, стоит дороже, чем рубль возвращенный. Это связано с процессами мировой экономики, инфляцией и общим развитием экономики, конкуренции и производства. В расчеты эта величина вводится так называемой ставкой дисконтирования. Существуют различные подходы к определению величины ставки дисконтирования для простых расчетов: • принимать за величину ставки дисконтирования годовой уровень инфляции в стране либо ставку рефинансирования Центрального банка. • ставка дисконтирования – уровень доходности инвестиций, ожидаемый инвестором, то есть базовая безрисковая ставка (например, банковский депозит) + «премия за риск». • поскольку у инвестора всегда есть, как минимум, две альтернативы - либо вложить в банк под проценты, либо инвестировать в более выгодный проект, то ставка дисконтирования принимается как наибольшее из значений той прибыльности, которую получит инвестор (проценты, под которые можно разместить деньги в банке, или проценты, получаемые от инвестиций в другой проект). Принимать в качестве ставки годовой уровень инфляции можно только в одном случае – если предприятие имеет в качестве альтернативы использование свободных денежных средств: вложение в проект либо оставление их на расчетных счетах (то есть фактически замораживание средств). Результаты выбора и обоснования методики желательно оформить в табличной форме, с указанием расчетных формул. 1) Расчет затрат. Затраты могут быть как единовременные (приобретение оборудования, наем специалистов, затраты на консультации и т.п.), так и постоянные, связанные с использованием проекта (эксплуатационные расходы на содержание оборудования, фонд оплаты труда работников, эксплуатирующих объект, расходы на потребление электроэнергии, и т.д.). Необходимо также учесть налоги, которые возникнут при создании инвестиционного объекта (например, налог на имущество). При этом НДС, который уплачивается при приобретении оборудования, сырья, материалов, будет возвращаться лишь через некоторое время после осуществления платежей, и при расчете дисконтированных денежных потоков величина НДС, уплаченная сейчас, будет больше, чем такая же величина НДС, который будет возмещен государством через некоторое время из-за влияния инфляции. В расчетах экономической эффективности, как правило, налоги отражаются в опосредованном виде, а в бюджетах движения денежных средств по проекту они обязательно должны присутствовать. 2) Эффективность от реализации проекта. В расчетах экономическая эффективность может достигаться как за счет дополнительно принесенной прибыли, так и за счет получаемой экономии на затратах. Прирост эффективности экономической деятельности предприятия в результате реализации проекта может проявляться различным образом. В качестве возможных факторов часто рассматриваются следующие составляющие: • качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений; • уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных; • экономия условно-постоянных расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения процесса управления предприятием; • переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач обработки данных, на более интеллектуальные виды деятельности (например, ситуационное моделирование вариантов развития предприятия и анализ данных); • стандартизация бизнес-процессов во всех подразделениях предприятия; • оптимизация производственной программы предприятия; • сокращение сроков оборачиваемости оборотных средств; • установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов и объемов незавершенного производства; • уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных. Расчет должен быть проведен в соответствии с выбранной методикой расчета экономической эффективности. При разнонаправленных эффектах от реализации проекта может быть использован индивидуальный подход или экспертная оценка. В качестве основного статического показателя экономической эффективности ЭИС может быть использован годовой экономический эффект (экономическая прибыль): Э = Эгод – П  Эгод – С – Е * К, (1) где ∆Эгод – годовая экономия (прибыль), вызванная ЭИС, без учета эксплуатационных затрат на ЭИС, руб./г.; С – эксплуатационные затраты на ИС, руб./г.; К – единовременные затраты (капиталовложения), связанные с созданием ИС, руб.; Е – норма прибыли на капитал (нормативная прибыльность), 1/г.; П – годовые приведенные затраты на ЭИС, руб./г. П = С + Е * К. С точки зрения экономического содержания, величина Е состоит из нормы отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода. Величина Е в рыночных условиях не должна быть меньше годовой банковской процентной ставки. Так, если Центральный банк РФ установил с 13.09.2012 г., ставку рефинансирования 8,25%, норму прибыли на капитал необходимо установить равной 8,25%. Капитальные затраты (К) Капитальные затраты могут быть определены как любые затраты, понесенные при создании, приобретении, расширении или усовершенствовании актива, предназначенного для использования в компании. Важным моментом при этом является то, что выгода от таких капитальных затрат будет поступать на протяжении ряда учетных периодов. Примерами капитальных затрат являются: • покупка основных средств • значительное усовершенствование существующих основных средств • приобретение в долгосрочную аренду. Капитальные затраты на АИС носят разовый характер. Те из них, которые направляются в основные средства обработки информации, переносят свою стоимость на продукцию по частям за счет амортизационных отчислений. Капитальными их называют потому, что они не утрачиваются, а воспроизводятся. Капитальные затраты включают: • затраты на техническое обеспечение (вычислительную технику, оргтехнику, средства коммуникации, технические средства охраны и т.п.); • затраты на программное обеспечение, включая функциональное и сервисное; • затраты на обустройство помещений, включая рабочие места служащих; • затраты на услуги привлекаемых экспертов и консультантов и т.п. Эксплуатационные затраты осуществляются синхронно с производством. Эксплуатационные затраты составляют себестоимость продукции (товаров или услуг): затраты на заработную плату, выплачиваемую основному и вспомогательному персоналу; затраты на эксплуатацию вычислительной техники и других технических средств; затраты на эксплуатацию помещений и обслуживание рабочих мест служащих и т.п. В состав этих затрат включаются все издержки, учитываемые в соответствии с принятым порядком калькулирования себестоимости продукции (без учета амортизационных отчислений на реновацию). Причем на ранних стадиях разработки и внедрения новых технологий, когда отсутствует конкретная (отчетная и нормативная) информация, для расчета затрат на производство услуг могут применяться укрупненные методы калькулирования, в частности метод удельных показателей, методы регрессионного анализа, метод структурной аналогии, агрегатный и балловый метод и др. Если калькуляция затрат, как правило, не представляет особой сложности и носит в основном чисто технический характер, то при оценке показателей экономического эффекта (особенно косвенного) могут возникнуть трудности. В связи с этим для оценки отдельных показателей, входящих в состав общего экономического эффекта, часто приходится использовать метод экспертных оценок, при котором вместо расчета какого-либо из слагаемых показателя прибегают к мнению специалистов (экспертов) относительно оптимистических, пессимистических и наиболее вероятных его значений. Методика определения экономической эффективности на основе статических показателей сводится к расчету годового экономического эффекта как суммы прямого и косвенного эффектов. 1. Прямой экономический эффект может выражаться в натуральных, стоимостных и трудовых показателях, а также в их сочетаниях, когда внедрение новой информационной технологии: обеспечивает рост производительности труда работников аппарата управления; позволяет расширить спектр производимой продукции (услуг); приводит к сокращению затрат, связанных с производством продукции и услуг (материалов, технических средств, производственных и вспомогательных площадей и т.п.). Иными словами, прямой экономический эффект - это результат каких-либо изменений в характере реализации функциональной составляющей управленческого процесса, как правило, непосредственно связанных со спецификой предметной области деятельности объекта управления. При этом рост производительности труда может осуществляться за счет сокращения объема операций, выполняемых вручную, или более оперативной обработки информации с помощью вычислительных средств. 2. Косвенный экономический эффект от внедрения новой информационной технологии является результатом влияния факторов, как правило, не имеющих непосредственного отношения к специфике предметной области и носящих общий социальный, эргономический, экологический и иной характер. Влияние этих факторов на экономическую эффективность системы управления осуществляется опосредованно, а иногда через цепочку различных промежуточных (вторичных) факторов, но всегда в конечном счете приводит к повышению производительности труда управленческого персонала, росту привлекательности продукции фирмы у потенциальных клиентов и деловых партнеров и т.п. В целях анализа и методического удобства расчета годовой экономический эффект целесообразно определить как сумму прямого и косвенного эффектов: ∆Эгод = Экосв + Эпрям, (2) Рассмотрим расчет прямого экономического эффекта, он сводится к следующему: определяется разность в годовых приведенных затратах по базовому (П0) и предлагаемому (П1) вариантам ЭИС: Эпрям = П0 – П1 = Сзп – ∑С – Е * К, (3) где Сзп – сокращение заработной платы управленческого персонала при внедрении ЭИС; ∑С – суммарные эксплуатационные затраты на ЭИС за исключением заработной платы управленческого персонала. Если не предполагается понижать зарплату работникам или увольнять их при внедрении ЭИС, то: Сзп = С0зп – С1зп =0, где С0зп – заработная плата управленческого персонала в базовом варианте; С1зп – заработная плата управленческого персонала в предлагаемом варианте. Рассмотрим расчет косвенного экономического эффекта. Данный расчет предполагает определение следующих составляющих: Экосв = ΔА+ΔСсеб+ΔШ, (4) где ∆А – годовой прирост выручки от реализации продукции, прочей реализации или внереализационной деятельности, связанной с ЭИС; ЭИС напрямую не влияет на увеличение выпуска продукции, она помогает сократить риски потерь документов и время, затрачиваемое на обработку; ∆Ссеб – годовая экономия на себестоимости продукции объекта управления; ∆Ш – сокращение штрафов и других непланируемых потерь за год. Состав статей, по которым рассчитывается экономия на себестоимость продукции за счет ИС, обычно следующий: Cсеб = Cзпс + Ссэо + Сэ + Ск + Сдок, (5) где ∆Сзпс – экономия на заработной плате сотрудников; ∆Ссэо – экономия на содержании и эксплуатации оборудования; ∆Сэ – экономия на электроэнергии на технологические цели; ∆Ск – экономия на хозяйственно-операционные нужды (канцелярия); ∆Сдок – сокращение потерь документов. Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если Э>0. Вспомогательными показателями экономической эффективности являются: Расчетная прибыльность (рентабельность): (6) Срок окупаемости: (7) Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта Расчет затрат на разработку информационных технологий Под информационными технологиями понимаются экономические информационные системы (ЭИС), программные продукты (ПП), информационные базы данных и т.д. Расчет полных затрат на разработку проектного решения в виде информационных технологий (КРПР) осуществляется по формуле: , (8) где ЗФОТР – общий фонд оплаты труда разработчиков, руб.; ЗОВФ – отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы разработчиков, руб.; ЗЭВМ – затраты, связанные с эксплуатацией техники, руб.; ЗСПС – затраты на специальные программные средства, необходимые для разработки проектного решения, руб.; ЗК – затраты на хозяйственно-операционные нужды (бумага, литература, носители информации и т.п.), руб.; РН – накладные расходы, руб. Размер фонда оплаты труда разработчиков (ЗФОТР) рассчитывается по формуле: (9) где ОРj – месячный оклад j-го разработчика проектного решения, руб./мес.; ТРПРj – время разработки проектного решения j-м разработчиком, мес. Включает в себя машинное время работы над проектом (ТМРПР); kД – коэффициент дополнительной заработной платы разработчиков; kУ – районный (уральский) коэффициент. Время, затрачиваемое на разработку проектного решения j-м разработчиком, определяется методом экспертных оценок или хронометража. Итоговое значение рассчитывается на основании приведенных исходных данных по формуле: (10) где tβ – время β-го этапа разработки проектного решения, мес. Величина отчислений во внебюджетные фонды определяется по формуле: , (11) где kОВФ – коэффициент отчислений во внебюджетные фонды. Коэффициент отчислений во внебюджетные фонды рассчитывается по формуле: (12) где kПФ – ставка отчислений в пенсионный фонд; kФМС – ставка отчислений в фонд медицинского страхования; kФСС – ставка отчислений в фонд социального страхования; kСНС – ставка страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ, определяются по формуле: , (13) где СМ-Ч – стоимость машиночаса эксплуатации оборудования, руб./час.; n – количество условных единиц используемой техники; kГ – коэффициент использования техники; ТМРПР – машинное время на разработку проектного решения, час. Величина стоимости машинного часа (СМ-Ч) либо принимается по данным организации, либо рассчитывается. Методика расчета стоимости машинного часа приведена в прил. 3. Перевод рабочего времени в часы осуществляется по формуле: (14) где Тчас – рабочее время в часах; Тмес – рабочее время в месяцах; ЧРД – число рабочих дней в месяце; Тсм – продолжительность рабочей смены; Ксм – количество рабочих смен. Затраты на специальные программные продукты, необходимые для разработки проектного решения: (15) где Цρ – цена ρ-го специального программного средства, руб. Величина затрат на хозяйственно-операционные нужды на основании исходных данных определяется по формуле: , (16) где Цτ – цена τ-го товара, руб.; Qτ – количество τ-го товара. Расчет размера накладных расходов осуществляется по формуле: , (17) где kНР – коэффициент накладных расходов, определяется по данным организации. Результаты выполненных расчетов сводятся в табл. 1. Таблица 1 Затраты на разработку Наименование затрат Условное обозначение Значение Фонд оплаты труда ЗФОТР ……………………. Накладные расходы РН Итого: Пример расчета затрат на разработку информационной технологии в виде программного продукта приведен в прил. 4. Расчет затрат на внедрение информационных технологий Затраты на внедрение информационных технологий являются для организации единовременными и формируют величину капиталовложений в данный проект [1, 2, 3, 6, 8]. Затраты на внедрение проектного решения (КВПР) в виде информационной технологии рассчитываются по формуле (18): где ЗМ – затраты на приобретение материалов, руб.; ЗКТС – затраты на приобретение комплекса технических средств, руб.; ЗПО – затраты на приобретение программного обеспечения (включают стоимость разработанного ПП, а также других существующих ПП, необходимых для функционирования системы), руб.; ЗФОТВ – затраты на оплату туда работников, занятых внедрением проекта, руб.; ЗОВФ – отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы работников, занятых внедрением проекта, руб.; ЗЭВМ – затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ при внедрении проектного решения, руб.; Рком – командировочные расходы, руб.; РН – накладные расходы, руб.; kТУН – коэффициент транспортирования, установки и наладки комплекса технических средств, определяется действующими нормативами организации, а также спецификой конкретного проекта. Величина затрат на материалы, необходимые для внедрения проекта определяется на основании исходных данных по формуле: (19) где ЦприобМ – цена приобретения (стоимость) материалов, руб.; ЦМμ – цена единицы μ-го материала, руб./ед.; γμ – норма расхода μ-го материала. Состав комплекса технических средств (КТС) рассчитывается по формуле: (20) где ЦприобКТС – цена приобретения (стоимость) КТС, руб.; ЦКТСo – цена единицы o-го оборудования в составе КТС, руб./ед.; Кo – количество o-го оборудования в составе КТС. Расчет стоимости (цены приобретения) программного обеспечения (ПО) осуществляется по формуле: (21) где ЦприобПО – цена приобретения ПО, руб.; ЦРПП – цена разработанного программного продукта, руб.; ЦПОρ – цена прочего (ρ-го) программного обеспечения, руб. Затраты на приобретение материалов, комплектующих изделий, комплекса технических средств и программного обеспечения не включают НДС по приобретенным материальным ценностям, который направляется на возмещение из бюджета, а также не учитывают иные возмещаемые налоги и определяются по формуле: (22) где Зприоб – затраты на приобретение материалов или комплектующих изделий, или КТС, или ПО, руб.; Цприоб – цена приобретения материалов или комплектующих изделий, или КТС, или ПО, руб.; НДС – величина налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, руб. Величина НДС по приобретенным материальным ценностям вычисляется по формуле (23): (23) где kНДС – ставка налога на добавленную стоимость. Затраты на оплату труда работников занятых во внедрении проектного решения включают в себя заработную плату сотрудников, участвующих непосредственно в установке и отладке системы, а также сотрудников, проводящих обучение и обучающихся пользованию системой с отрывом от производства. (24) где ОВi – оклад j-го сотрудника, участвующего во внедрении проектного решения, руб./мес.; ТОВПji – общее время на внедрение проектного решения, затрачиваемое j-м сотрудником, мес. Оно включает в себя машинное время на внедрение проекта (ТМВПР); kД – коэффициент дополнительной заработной платы работников, занятых внедрением проекта; kУ – региональный коэффициент. Время, затрачиваемое на внедрение проектного решения, определяется методом хронометража. Итоговое значение рассчитывается на основании приведенных исходных данных по формуле: (25) где tβ – время β-го этапа внедрения проектного решения, мес.; n – количество этапов внедрения проекта. Командировочные расходы (Рком) определяются по формуле: (26) где ЗП – затраты на проезд до пункта назначения и обратно, руб.; ЗНС – нормируемые суточные затраты, руб./сут.; ЗНОГ – нормируемые затраты на оплату гостиничного номера, или затраты на проживание, руб./сут.; ККД – количество командировочных дней, сут.; КГД – количество дней проживания в гостинице, сут. Отчисления во внебюджетные фонды, затраты на использование вычислительной техники и накладные расходы при внедрении рассчитываются также, как и при разработке информационных технологий. Результаты выполненных расчетов сводятся в табл. 2. Таблица 2 Затраты на внедрение Наименование затрат Условное обозначение Значение Фонд оплаты труда ЗФОТВ ……………………. Итого Пример расчета затрат на внедрение информационных технологий приведен в прил. 4. Расчет эксплуатационных затрат при использовании информационных технологий Важное значение при внедрении информационных технологий имеет изменение величины текущих эксплуатационных затрат при производстве продукции, услуг или работ. Поэтому необходимо рассчитать годовые эксплуатационные текущие затраты до и после внедрения ИТ. Для определения целесообразности разработки, внедрения и эксплуатации ИТ имеет значение только изменение затрат, то нет необходимости производить полный расчет. Во внимание должны приниматься только те статьи затрат, которые сократятся или вырастут в результате внедрения ИТ [1, 2, 3, 6, 8]. Годовые эксплуатационные текущие затраты в условиях функционирования информационных технологий (С2) рассчитываются по формуле: , (27) где ЗП2 – годовые затраты на оплату труда специалистов при выполнении ими своих функций в рамках автоматизируемого процесса после внедрения ИТ, руб.; ОТвн2 – отчисления во внебюджетные фонды, руб.; ЗЭВМ2 – эксплуатационные затраты на ЭВМ, руб.; Мз2 – материальные затраты, руб.; НР2 – накладные расходы, руб. Годовые затраты по заработной плате специалистов после внедрения ИТ определяются по формуле: , (28) где Ос – оклад специалиста, руб./мес.; Чс – численность специалистов, участвующих в процессе, чел.; Фр.в – годовой фонд рабочего времени, час; tобщ – трудоемкость решения задач в условиях функционирования ИТ в месяц, час; Ку – региональный коэффициент; Кд – коэффициент дополнительной заработной платы. Трудоемкость решения задач в условиях функционирования ИТ в месяц вычисляется следующим образом: , (29) где tβ – затраты времени на решение β-й задачи, час; Кβ – количество решаемых β-х задач в месяц, ед. Материальные затраты определяются по формуле: , (30) где Цμ – цена μ-го вида единицы материальных затрат в условиях функционирования ИТ, руб.; Nμ – используемое количество μ-го вида материальных затрат в месяц, ед. Отчисления во внебюджетные фонды, затраты на использование вычислительной техники и накладные расходы рассчитываются также, как и при разработке информационных технологий. Текущие эксплуатационные затраты до внедрения ИТ рассчитываются аналогично: , (31) где ЗП1 – затраты на оплату труда специалистов до внедрения ИТ, руб.; ОТвн1 – отчисления во внебюджетные фонды, руб.; ЗЭВМ1 – эксплуатационные затраты на ЭВМ, руб.; Мз1 – материальные затраты, руб.; НР1 – накладные расходы, руб. Пример расчета текущих эксплуатационных затрат при внедрении информационных технологий приведен в прил. 5. Расчет результатов от создания и использования ЭИС (или ожидаемой условно-годовой экономии) Ожидаемая условно-годовая экономия определяется по формуле: , (32) где Эуг – величина экономии, руб.; С1 и С2 – показатели текущих затрат по базовому и внедряемому вариантам, руб.; ∑Эi – ожидаемый дополнительный эффект от различных факторов, руб. Дополнительный эффект рассчитывается в соответствии с факторами экономической эффективности. При необходимости определения результатов от создания и использования ИС в динамике плановые показатели результативности приводятся к началу расчета путем умножения их на коэффициент дисконтирования. Расчет основных показателей экономической эффективности Расчет показателей экономической эффективности производится в соответствии с принятой методикой расчета. Расчет основных показателей приведен ниже. 1. Расчет показателей сравнительной экономической эффективности (ожидаемого годового экономического эффекта от внедрения ИС, срока окупаемости и коэффициента экономической эффективности). Величина ожидаемого годового экономического эффекта от внедрения ИС рассчитывается по формуле: , (33) где Эг – ожидаемый годовой экономический эффект, руб.; Эуг – ожидаемая условно-годовая экономия, руб.; К – капитальные вложения, руб.; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений определяется по формуле: , (34) где Тн – нормативный срок окупаемости капитальных вложений, лет. Нормативный срок окупаемости капитальных вложений, принимается исходя из срока морального старения технических средств и проектных решений ИС (Тн=1,2,3…n). Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составляет: , (35) где Ер – расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; Эуг – ожидаемая условно-годовая экономия, руб.; К – капитальные вложения на создание системы, руб. Расчетный срок окупаемости капитальных вложений составляет: , (36) где Ер – коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. 2. Расчет динамических показателей эффективности капитальных вложений (чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, внутренней нормы доходности). Чистый дисконтированный доход (ЧДД и NPV) определяется по формуле: , (37) где Рt – ожидаемые результаты от внедрения предложенной ИС, руб.; Зt – ожидаемые затраты (капитальные и текущие) на создание и эксплуатацию ИС, руб.; Эt = (Рt – 3t) – эффект, достигаемый на t-м шаге расчета; К – капитальные вложения; t – номер шага расчета (t = 0,1,2,...Т); Т – горизонт расчета; E – постоянная норма дисконта, %. Шаг расчета – отрезок времени в расчетном периоде (год, квартал, месяц и т. д.). Норма дисконта – коэффициент, учитывающий % инфляции, риск инвестора и желаемую доходность капитальных вложений. Норма дисконта [discount rate] – То же, что ставка дисконта, показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета (базовому году и т. п.). В расчетах эффективности инвестиционных проектов используется E, равная приемлемой для инвестора норма дохода на капитал. Для того чтобы отразить уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности» денег с течением времени, используется коэффициент дисконтирования, который рассчитывается по формуле , где E – норма дисконтирования (норма дисконта),%; t – номер шага расчета (t = 0,1,2,...Т). Значения коэффициента дисконтирования для заданного интервала (периода) реализации проекта определяются выбранным значением нормы дисконтирования. Условия принятия инвестиционного решения на основе данного критерия сводятся к следующему: если ЧДД > 0, то проект следует принять; если ЧДД < 0, то проект принимать не следует; если ЧДД= 0, то принятие проекта не принесет ни прибыли, ни убытка. Чем больше значение ЧДД, тем выше целесообразность вложения средств в предложенную автоматизированную систему. Расчет индекса доходности (ИД и PI) позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него. Он рассчитывается по формуле: , (38) Если ИД > 1, проект эффективен; если ИД < 1 – неэффективен. Внутренняя норма доходности (ВНД или IRR) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Иными словами Евн (ВНД) является решением уравнения: , (39) Если значение Евн больше или равно требуемой инвестором нормы дохода на вложенный капитал, то с его точки зрения вложения в проект эффективны. Внутренняя норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, т.е. норму прибыли на вложенный капитал, при которой чистый дисконтированный доход по проекту равен нулю. При этом внутренняя норма доходности представляет собой предельно допустимую (максимальную) стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту, размер дивидендов по эмитируемым акциям и т.д.), которые могут привлекаться для финансирования проекта. Таблица 3 Динамические показатели эффективности капитальных вложений Показатели расчетов Условное обозначение Значение Затраты на разработку и внедрение системы, руб. К ……………………. ………….. ………….. Чистый дисконтированный доход, руб. ЧДД Индекс доходности ИД Дисконтированный срок окупаемости, год Tр Внутренняя норма доходности Евн Улучшение частных показателей функционирования системы (выполнения процесса) в результате внедрения предложенной ЭИС может быть представлено в виде следующей диаграммы (см. рис. 1): Рис. 1 – Диаграмма изменения материальных (временных или текущих) затрат Расчет цены программного продукта для тиражирования или по заказу Расчет цены ПП в организационно-экономической части РГР предлагается производить следующим образом: - если ПП разработан одной организаций по заказу другой и не предназначен для тиражирования, то затраты на разработку ПП считаются его себестоимостью, и при формировании цены применяется затратный метод; - если ПП предназначен для тиражирования, то конечная цена определяется путем экспертных оценок на основании ценностного подхода с учетом текущих цен конкурентов (если существуют аналогичные ПП). Расчет цены ПП, который разработан одной организаций по заказу другой и не предназначен для тиражирования, осуществляется по формуле: где ЦПП – цена программного продукта, руб.; ЗРПР – затраты на разработку проектного решения, в данном случае программного продукта, руб.; Пп – планируемая прибыль, руб.; НДС – налог на добавленную стоимость, руб. Планируемая прибыль рассчитывается по формуле: где RНПП – нормативная рентабельность ПП, определяемая организацией. НДС, начисленный на ПП, определяется следующим образом: где kНДС – ставка налога на добавленную стоимость. В результате получения положительного финансового результата (прибыли) организация должна начислить налог на прибыль, который рассчитывается так: где НП – величина налога на прибыль, руб.; kНП – ставка налога на прибыль. Прибыль, оставшаяся в организации после уплаты налогов, определяется по формуле: Поступления в госбюджет (БП) от реализации проекта составят: Для программного продукта, предназначенного для тиражирования, конечная цена определяется группой экспертов, каждый из которых выставляет примерную цену ПП, основываясь на собственном опыте и знаниях, с учетом рыночного спроса и текущих цен конкурентов. Конечная цена определяется как среднее арифметическое цен экспертов: где Цj – цена, выставленная j-м экспертом, руб.; m – количество экспертов в группе. Расчет минимального объема тиража ПП (Qтир-min), необходимого для покрытия затрат на разработку ПП, осуществляется по формуле: где Зкоп – затраты, связанные с производством одной копии, руб.; Рреал – расходы, связанные с реализацией одной копии, руб. Затраты, связанные с производством одной копии, находятся по формуле: где Ткоп – время копирования одной копии, час.; СНИ – стоимость носителя информации, упаковки и сопроводительной технической документации для одной копии, руб. Расходы, связанные с реализацией одной копии, определяются как: где kреал – коэффициент расходов на реализацию. Определяется по данным организации. Продажа минимального тиража позволит разработчикам полностью покрыть все затраты на разработку ПП и выплатить НДС в бюджет, получив нулевой финансовый результат. Таким образом, при расчете минимального объема тиража ПП была определена точка безубыточности производства. Расчет объема тиража ПП для получения целевой прибыли (QтирЦП) осуществляется по формуле: Результаты расчета цены ПП, объема тиража ПП и других показателей сводятся в табл. 4. Таблица 4 Цена ПП и объем тиража ПП № Показатели Обозначения Расчет показателей по точке безубыточности по целевой прибыли 1 Объем тиража ПП, шт. Qтир 2 Цена ПП, руб./шт. ЦПП 3 Валовая выручка, руб. Wвал 4 НДС, начисленный, руб. НДС 5 Выручка без НДС, руб. W 6 Себестоимость ПП, руб. ЗРПР 7 Валовая прибыль, руб. Пп 8 Налог на прибыль, руб. НП 9 Чистая прибыль, руб. ПЧ 10 Бюджетные поступления, руб. БП Примеры расчета цен на программные продукты приведены в прил. 8. Список литературы 1. Бирман, Г., Шмидт, С. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2. ГОСТ 24.702-85 Эффективность автоматизированных систем управления. 3. ГОСТ 14.005-75 ЕСТПП. Методы расчетов экономической эффективности. 4. ГОСТ 2.106-68 ВСКД. Текстовые документы. 5. ГОСТ 2.105-79 ВСКД. Общие требования к текстовым документам. 6. РД-50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов 7. ГОСТ 24.203-80 Требования к содержанию общесистемных документов 8. Кочетов, В. В., Силаева, Л. А. Методика оценки конкурентоспособности продукции: методические указания для студентов технических и экономических специальностей. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. 9. Липаев, В. В. Технико-экономическое обоснование проектов сложных программных средств. - М.: СИНТЕГ, 2004. – 284 с. 10. Международные и российские стандарты систем менеджмента качества ИСО 9000-2001, 9001-2001, 9004-2001 и др. 11. Нормы времени на работы, выполняемые операторами по вводу информации в ПЭВМ. - М.: ЦБНТ, 2004. 12. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. - 272с. 13. Управление проектами. Справочное пособие / под ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2001. 14. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. 8 изд-е., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. – 448 с. 15. Царев, В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - СПб.: Питер 2004. 16. Экономика организации (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2006. – 608 с. 17. Экономика фирмы: Учебник. / Под ред. проф. Н.П.Иващенко. М.: ИНФРА-М, 2007. – 528 с. Приложение 1 Пример содержания экономической части РГР: 1. РГР информационного профиля (разработка и внедрение программного продукта) 1. Организационная часть 1.1. Обоснование актуальности 1.2. Маркетинговые исследования 1.3. Анализ конкурентоспособности программного продукта 1.4. ФСА 2. Экономическая часть 2.1. Расчет стоимости машиночаса 2.2. Расчет затрат на разработку программного продукта 2.3. Определение цены программного продукта 2.4. Расчет объема тиража программного продукта 2.5. Расчет затрат на внедрение программного продукта 2.6. Расчет показателей экономической эффективности Выводы Приложения 2. РГР информационного профиля (разработка и внедрение автоматизированных систем управления) 1. Цель и основные результаты внедрения разработки 2. Исходные данные для расчетов 3. Расчет экономической эффективности системы 3.1. Расчет затрат на создание АСУ 3.2. Расчет затрат на содержание и эксплуатацию системы (или расчет текущих затрат по внедряемому варианту) 3.3. Расчет текущих затрат по базовому варианту 3.4. Расчет результатов от создания и использования АСУ (или ожидаемой условно-годовой экономии) 3.5. Расчет основных показателей экономической эффективности 4. Результаты расчета Выводы Приложения Приложение 2 Примеры представления исходных данных в РГР 1. Нормативные показатели организации (табл. 5 (до изменения 3)) Таблица 5 (Таблица 3) Нормативные показатели ___________________________ (наименование организации) Наименование показателя Условное обозначение Единица измерения Значение показателя Эффективный фонд рабочего времени FП час Норма амортизации ЭВМ НАВТ % Цена одного кВт/ч электроэнергии ЦкВт/ч руб. Коэффициент расходов на транспортировку, установку и наладку КТС kТУН – Коэффициент затрат на текущий ремонт оборудования kрем – Коэффициент прочих расходов на оборудование kпроч – Коэффициент дополнительной заработной платы kД – Уральский коэффициент kУ – Количество рабочих смен Ксм – Коэффициент накладных расходов kНР – Ставка НДС1 kНДС – Ставка налога на прибыль2 kНП – Отчисления во внебюдж. фонды 3 kОВФ – Пенсионный фонд4 kпф – Фонд медицинского страхования5 kфмс – Фонд социального страхования6 kфсс – Страхование от несчастных случаев7 kснс – Нормативный срок окупаемости капитальных вложений8 Тн лет …………………. и т.д. Исходные данные при разработке информационных технологий ( 6,7,8,9) (до изм. табл. 4, 5, 7, 8). Таблица 6 (Таблица 4) Затраты времени на создание информационных технологий Этап создания Единица измерения Значение всего (tраз; tвн;) В т.ч. машинное время (tразм; tвнм) Разработка Обследование объекта автоматизации час Анализ и уточнение требований час Разработка технического задания час Проектирование час Программная реализация час Тестирование и отладка час …………… ИТОГО час Внедрение Инсталляция час Отладка час …………… Обучение персонала час ИТОГО час Этапы создания принимаются в соответствии со стадиями разработки и внедрения предложенной ИТ. Таблица 7 (Таблица 5) Исходные данные для расчета затрат на разработку и внедрение ИТ Наименование показателя Условное обозначение Единица измерения Значение показателя Оклад разработчика … … Ор руб. Количество разработчиков Ч чел. Оклад сотрудника … … Ос руб. ……… Компьютер Цк руб. Сервер Цс руб. Принтер Цп руб. ……… Таблица 8 (Таблица 7) Состав затрат на хозяйственно-операционные нужды № Наименование Цена за единицу, руб. Количество, шт. Всего, руб. Картридж Бумага ………… Таблица 9 (Таблица 8) Исходные данные для расчета экономической эффективности Наименование показателя Условное обозначение Единица измерения Значение показателя Базовый вариант Внедряемый вариант Перечень работ процесса, для которого спроектирована ИТ Поиск потенциальных клиентов час. ……… Ввод данных о поставщиках час. Сбор пакетов документов час. …………. Материальные затраты Бумага шт Диск шт ………… Другие показатели в соответствии с выделенными факторами экономической эффективности Приложение 3 Расчет стоимости машиночаса эксплуатации ЭВМ Стоимость машинного часа эксплуатации ЭВМ показывает среднюю величину затрат организации на один час работы ЭВМ. Она определяется по формуле: где СМ-Ч – стоимость машиночаса эксплуатации ЭВМ, руб./час.; З – суммарные годовые затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией ЭВМ, включая затраты на содержание сетевого оборудования, оргтехники и т.д., руб./год; FП – годовой эффективный фонд времени работы одной ЭВМ, час.; kГ – коэффициент готовности; n – количество ЭВМ, шт. Суммарные затраты за год, связанные с содержанием и эксплуатацией ЭВМ, включают также затраты на содержание сетевого оборудования, сканеров, принтеров и другой оргтехники, образующей электронно-вычислительный комплекс, если она имеется в наличии, и рассчитываются по формуле. где ЗМ – годовые затраты на материалы (магнитные носители, расходные материалы, бумага и т.д.), руб.; ЗЗП – годовая заработная плата персонала, непосредственно обслуживающего электронно-вычислительную технику, руб.; Знач – начисления на заработную плату персонала, непосредственно обслуживающего технику, в социальные внебюджетные фонды, руб.; ЗАО – амортизационные отчисления с оборудования, входящего в электронно-вычислительный комплекс, руб.; ЗИПП – износ программных продуктов общего назначения, руб.; Зсод – годовые расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.; Зпроч – прочие накладные расходы, руб. Годовые затраты на материалы определяются исходя из норм расхода материалов, либо укрупненно в процентном отношении к балансовой стоимости оборудования, входящего в электронно-вычислительный комплекс. , где kМ – коэффициент материальных затрат; СБ – балансовая стоимость оборудования, руб. Балансовая стоимость оборудования, входящего в электронно-вычислительный комплекс, определяется по формуле: где Цi – цена i-го вида оборудования, руб.; Кi – количество i-го вида оборудования; kТУН – дополнительные расходы, связанные с транспортировкой, установкой и первоначальной отладкой оборудования, руб. Годовая заработная плата персонала, непосредственно обслуживающего вычислительную технику: где Оj – оклад j-го персонала, непосредственно обслуживающего вычислительную технику (техника, системного администратора и т.д.); kД – коэффициент дополнительной заработной платы; kу – районный (уральский) коэффициент. Начисления на заработную плату во внебюджетные фонды рассчитываются по формуле: где kОВФ – коэффициент отчислений во внебюджетные фонды. Ставки налогов во внебюджетные фонды устанавливаются Налоговым кодексом и дифференцированы в зависимости от величины заработной платы. Амортизационные отчисления составляют: где НАВТ – норма амортизационных отчислений для компьютерной техники. Износ программных продуктов определяется следующим образом: где СПП – стоимость программных продуктов, установленных на вычислительную технику, руб.; НАПП – норма амортизационных отчислений для программных продуктов. , где Цρ – цена ρ-го программного продукта, руб. Годовые расходы на содержание и эксплуатацию оборудования рассчитываются по формуле: где Зрем – годовые затраты на ремонт и обслуживание техники, руб.; Зэл – годовые затраты на электроэнергию, руб. , где kрем – коэффициент затрат на текущий ремонт оборудования. где М·ρ – мощность ρ-го оборудования, входящего в электронно-вычислитель­ный комплекс, кВт; ЦкВт/ч – цена 1 кВт/ч электроэнергии, руб./час. Годовая величина прочих накладных расходов рассчитывается по формуле: где kпроч – коэффициент прочих накладных расходов. Годовой эффективный фонд времени работы одной ЭВМ либо принимается в качестве нормативных данных в соответствии с производственным календарем на текущий год либо определяется по формуле: , где Драб – количество рабочих дней в году, дни; tраб – продолжительность рабочего дня, час; Дпр – количество праздничных дней в году, дни; tпр – количество часов, на которое сокращается предпраздничный день, час. Если стоимость машинного часа эксплуатации ЭВМ трудно определить в среднем по организации, то можно произвести расчеты по отделу или даже по одной ЭВМ. В этом случае затраты на годовую заработную плату персонала, непосредственно обслуживающего вычислительную технику, необходимо скорректировать на величину нормы обслуживания вычислительной техники. , где n – количество ЭВМ в отделе, шт. (или 1, если расчет производится по одной ЭВМ); Ноб – норма обслуживания вычислительной техники, шт. Приложение 4 Примеры расчета затрат на разработку и внедрение информационных технологий 1. Расчет затрат на разработку программного продукта Затраты на разработку программного продукта рассчитываются по следующей формуле: , где ЗФОТР – общий фонд оплаты труда разработчиков ПП; ЗОВФ – начисления на заработную плату разработчиков ПП во внебюджетные фонды; ЗЭВМ – затраты, связанные с эксплуатацией техники; ЗСПП – затраты на специальные программные продукты, необходимые для разработки ПП; ЗХОН – затраты на хозяйственно-операционные нужды (бумага, литература, носители информации и т.п.); РН – накладные расходы (РН = 30% от ЗФОТР). При разработке программного продукта общее время разработки составило 3,5 месяца. Из них машинное время (непосредственная работа с вычислительной и оргтехникой) составляет 2,5 мес. Фонд оплаты труда за время работы над программным продуктом: , где ОРj – оклад j-го разработчика. В разработке участвовал 1 человек, его оклад составляет 3000 руб.; ТРПРj – общее время работы над ПР в месяцах, ; – коэффициент дополнительной зарплаты, ; – районный коэффициент, . Таким образом, руб. Отчисления во внебюджетные фонды складываются из ЕСН и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так как годовой фонд заработной платы разработчика не превышает 568 тыс. руб., то используются максимальные ставки ЕСН. Ставка страхования от несчастных случаев в соответствии с классом профессионального риска составляет 0,2 %. Значения всех используемых ставок приведены в табл. 10 (до измен. 9). Таблица 10 (Таблица 9) Значения ставок ЕСН и СНС № Наименование внебюджетного фонда Размер ставок, % 1. Пенсионный фонд 22 2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,9 3. Фонд социального страхования 5,1 ИТОГО 30% Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: , руб. Затраты, связанные с использованием вычислительной и оргтехники: , где – коэффициент готовности ЭВМ, ; n – количество единиц техники, равно 1; – себестоимость машиночаса, руб.; – машинное время работы над программным продуктом, равно 2,5 мес. Перевод рабочего времени в часы осуществляется по формуле: , где Тчас – рабочее время, ч; Тмес – рабочее время, мес., (Тмес =2,5); ЧРД – число рабочих дней, (ЧРД = 22); Тсм – продолжительность рабочей смены, (Тсм = 8 ч); Ксм – количество рабочих смен, (Ксм = 1). Таким образом, время на разработку ПП с использованием ЭВМ составляет: часа, руб. Затраты на специальные программные продукты, необходимые для разработки ПП рассчитываются по формуле: , где Цρ – цена ρ-го специального программного продукта. Перечень программных продуктов специального назначения приведен в табл. 11 (до изм. 10). Таблица 11 (Таблица 10) Программные продукты специального назначения №п/п Название ПП Цена, руб. 1 1000 Итого 1000 рублей. Затраты на хозяйственно-организационные нужды приведены в табл. 11 и вычисляются по формуле: , где Цτ – цена τ-го товара, руб.; Кτ – количество τ-го товара. Таблица 12 (Таблица 11) Затраты на хозяйственно-организационные нужды Наименование Цена за единицу (руб.) Кол-во (шт.) Всего (руб.) Диск CD-RW Digitex 25 1 25 Дискета 3,5’’ TDK 8 2 16 Бумага 0,5 110 55 Итого 96 руб. Накладные расходы: , руб. Таким образом, затраты на разработку программного продукта составят: руб. 2. Расчет затрат на внедрение программного продукта Затраты на внедрение программного продукта (КВПР) рассчитываются по формуле: , где ЗМ – затраты на приобретение материалов, руб.; ЗКТС – затраты на приобретение комплекса технических средств, руб.; ЗПО – затраты на приобретение программного обеспечения (включают стоимость разработанного ПП, а также других существующих ПП, необходимых для функционирования системы), руб.; ЗФОТВ – затраты на оплату труда работников, занятых внедрением проекта, руб.; ЗОВФ – отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы работников, занятых внедрением проекта, руб.; ЗЭВМ – затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ при внедрении проектного решения, руб.; Рком – командировочные расходы, руб.; РН – накладные расходы, руб.; kТУН – коэффициент транспортирования, установки и наладки комплекса технических средств, определяется действующими нормативами организации, а также спецификой конкретного проекта. Так как для внедрения программного продукта расходных материалов не требуется, то ЗМ =0. Дополнительного приобретения компьютеров или других КТС так же не требуется, следовательно, ЗКТС =0. Затраты на приобретение программного обеспечения в данном случае равны затратам на разработку и составляют ЗПО = 25187,25 руб., Внедрением занят один системный инженер с окладом 5000 руб. Время внедрения – 0,5 месяцев. По формуле рассчитываем затраты на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды. ЗФОТВ = 2500 руб. ЗОВФ =655 руб. Затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ при внедрении проектного решения составят: руб. Командировочные расходы при внедрении программного продукта не планируются, следовательно, Рком=0. Так как коэффициент накладных расходов по данным организации составляет kНР =0,3, то величина накладных расходов равна 750 руб. Суммарные затраты на внедрение составят: руб. Приложение 5 Пример расчета эксплуатационных текущих затрат по программному продукту Годовые затраты на обработку результатов до внедрения разработанного ПП рассчитываются по формуле: , где ЗП1 – затраты на оплату труда сотрудника на выполнение функций до внедрения проектного решения, ОТвн1 – отчисления во внебюджетные фонды; ЗЭВМ1 – затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ; Мз1 – годовые материальные затраты на сопровождение программного продукта составляют 1500 руб.; НР1 – накладные расходы. Временные затраты работы сотрудника в месяцах рассчитываются по формуле: , где Т1мес, Т1час – время, затрачиваемое сотрудником на обработку результатов, в месяцах и часах соответственно (Т1час = 708 часов); – число рабочих дней в месяц; Чрч – число рабочих часов в день. мес. Тогда затраты на оплату труда сотрудника составят: , где Ос – оклад сотрудника (оклад составляет 4500 руб.); руб. Отчисления на социальные нужды вычисляются по формуле: , руб. руб. Подставив соответствующие значения в формулу, получим: руб. Годовые затраты на эксплуатацию системы после внедрения программного продукта рассчитываются аналогично по формуле: , где ЗП2 – затраты на оплату труда сотрудника после внедрения; ОТвн2 – отчисления во внебюджетные фонды; ЗЭВМ2 – затраты, связанные с эксплуатацией ЭВМ после внедрения; Мз2 – материальные затраты, годовые материальные затраты на сопровождение программного продукта составляют 2000 руб.; НР2 – накладные расходы. Временные затраты работы сотрудника в месяцах: , где Т2мес, Т2час – время, затрачиваемое сотрудником на обработку результатов, в месяцах и часах соответственно (Т2час = 177 часов); Чрд – число рабочих дней в месяц; Чрч – число рабочих часов в день. мес. Тогда затраты на оплату труда сотрудника: , где Ос – оклад сотрудника (оклад составляет 4500 руб.). руб. Отчисления на социальные нужды вычисляются по формуле: , руб. руб. Подставив соответствующие значения в формулу, получим: руб. Таким образом, текущие затраты на содержание системы до внедрения разработанного программного продукта составляют 35829,74 руб., после внедрения 10599,93 руб. Приложение 6 Расчет экономической целесообразности разработки и внедрения информационных технологий Для разрабатываемого проекта расчет экономической эффективности производится исходя из следующих условий: • годовые текущие затраты до внедрения автоматизированной системы, С1 = 35829,74 руб.; • годовые текущие затраты после внедрения системы, С2 = 10599,93 руб.; • горизонт расчета принимается исходя из срока использования разработки, Т=Тн= 3 годам; • шаг расчета равен одному году, t = 1 году; • капитальные вложения равны затратам на создание системы, К = 29796,25 руб.; • норма дисконта равна норме дохода на капитал, Е = 8,25%. Ожидаемая условно-годовая экономия от внедрения системы рассчитывается по формуле: , где Эуг – величина экономии, руб.; С1 – годовые текущие затраты до внедрения автоматизированной системы, руб.; С2 – годовые текущие затраты после внедрения системы, руб.; ∑Эi – ожидаемый дополнительный эффект от различных факторов, руб. Так как основным фактором, по которому производится расчет экономической эффективности от внедрения программного продукта, является уменьшения времени обработки результатов тестирования и дополнительный эффект не учитывается, то ∑Эi =0. Подставив вычисленные выше значения в формулу, получим: руб. где Эуг – ожидаемая условно-годовая экономия, руб. Величина ожидаемого годового экономического эффекта от внедрения ИС рассчитывается по формуле: , где Эг – ожидаемый годовой экономический эффект, руб.; Эуг – ожидаемая условно-годовая экономия, руб.; К – капитальные вложения (равны затратам на создание ИС), руб.; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. Подставив вычисленные выше значения в формулу, получим: Эг =25229,81 – 29796,25*0,33 = 15297,73 руб. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений определяется по формуле: , где Тн – нормативный срок окупаемости капитальных вложений, лет. Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составляет: , где Ер – расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; Эуг – ожидаемая условно-годовая экономия, руб.; К – капитальные вложения на создание системы, руб. Подставив вычисленные выше значения в формулу, получим: Расчетный срок окупаемости капитальных вложений составляет: , где Ер – коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. Подставив вычисленные выше значения в формулу, получим: лет. Срок окупаемости без дисконтирования 1 год 2 месяца. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле: где Рt – ожидаемые результаты от внедрения предложенной ИС, руб.; Зt – ожидаемые затраты (капитальные и текущие) на создание и эксплуатацию ИС, руб.; Эt = (Рt – 3t) – эффект, достигаемый на t-м шаге расчета; К – капитальные вложения; t – номер шага расчета (t = 1,2,3); Т – горизонт расчета; E – постоянная норма дисконта, %. Эt = (Рt – 3t)= Эуг = 25229,81 руб. В том случае, если текущие затраты (3t) на весь срок использования разработки равны 0. t = 1,2,3 год., т.к. предполагается, что результат от внедрения предложенной ИС будет с текущего года внедрения ИС. Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, то проект является эффективным (при данной норме дисконта). Тогда суммарный чистый дисконтированный доход за весь горизонт расчета равен: Положительное значение чистого дисконтированного дохода, ЧДД > 0, свидетельствует о том, что инвестирование целесообразно и данная ИС может приносить прибыль в установленном объеме. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений и определяется по формуле: где К – величина капиталовложений или стоимость инвестиций. Инвестиции считаются эффективными, если индекс доходности выше единицы, ИД >1, следовательно, инвестиции в данную ИС, эффективны. Внутренняя норма доходности (ВНД): при Е1 →ЧДД1 > 0 Е2 →ЧДД2 < 0 при Е1 →ЧДД1 > 0 Е2 →ЧДД2 > 0 Е1= 0,10 Е2=0,13 Е1 →ЧДД1 > 0 Е2 →ЧДД2 > 0 Таким образом, норма дисконта должна быть в пределах 10%….11,6%. Показатели экономической целесообразности разработки и внедрения программного продукта сведены в результирующую табл. 13. Таблица 13 (Таблица 12) Показатели экономической целесообразности разработки и внедрения программного продукта Наименование показателя Значения Затраты на разработку и внедрение ПП, руб. 29796 Ожидаемая экономия от внедрения ПП, руб. 25230 Чистый дисконтированный доход, руб. 30802 Индекс доходности 2,03 Внутренняя норма доходности 0,125 Дисконтированный срок окупаемости, год 1,18 Срок морального старения, года 3 Произведенные расчеты свидетельствуют, что внедрение, разработанного в РГР программного продукта, позволит сократить временные затраты на обработку результатов тестирования, что приведет к сокращению годовых текущих затрат на 25230 руб. Опираясь на оценку экономической эффективности можно сделать вывод о том, что разработка и внедрение предлагаемого программного продукта является экономически обоснованной и целесообразной. Приложение 7 Этот расчет производится в том случае, если ИС внедряется в отдел с уже имеющимися техническими средствами и предустановленными программными средствами. Пример расчета экономической эффективности разработки новой ЭИС 1. Применительно к ИС группировать капитальные затраты можно следующим образом: К = К пр + К тс + К лс + К пс + Киб + К уч + Кво + К пл + Кнеучт, где К пр – затраты на проектирование ИС; К тс – затраты на технические средства управления; К лс – затраты на создание линий связи локальных сетей; К пс – затраты на программные средства; Киб – затраты на формирование информационной базы; К уч – затраты на обучение персонала; Кво – затраты на вспомогательное оборудование (устройства пожаротушения, источники бесперебойного питания и др.); К пл – затраты на производственную площадь; Кнеучт – неучтенные затраты, обычно составляют 7-8% от общих затрат. Затраты на формирование информационной базы Киб относятся к формированию условно-постоянной информации. Произведем расчет капитальных затрат: Затраты на проектирование информационной системы (К пр ): Кпр = З ФОТП + З ОВФ , , где ОПj – оклад j-го программиста. В разработке участвовал 1 человек, его оклад составляет 7000 руб.; ТРПРj – общее время работы над ПР в месяцах (срок проектирования), ; kД – коэффициент дополнительной зарплаты, ; kУ – районный коэффициент, . Таким образом, З ФОТП = 7000 * 1 * (1 + 0) * (1 + 0,15) = 8050 руб. Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: З ОВФ = 0,302 * З ФОТП, З ОВФ = 0,302 * 8050 = 2109 руб. Кпр = 8050 + 2109 = 10159 руб. Затраты на формирование информационной базы (Киб): Киб = З ФОТЭ + З ОВФ , , где ОЭj – оклад j-го эксперта. В разработке участвовало 3 эксперта, оклад 1 человека составляет 3500 руб.; ТРПРj – общее время работы над ПР в месяцах (срок проектирования), ТРПР = 0,5; Таким образом, З ФОТЭ = 3 * 3500 * 0,5 * (1 + 0) * (1 + 0,15) = 6038 руб. Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: З ОВФ = 0,302 * З ФОТЭ, З ОВФ = 0,302 * 6038 = 1582 руб. К иб = 6038 + 1528 = 7620 руб. Затраты на обучение персонала (): Куч = З ФОТИ + З ОВФ , , где ОИj – оклад j-го инженера, курирующего ИС. В разработке участвовал 1 человек, оклад составляет 7000 руб.; ТРПРj – общее время работы над ПР в месяцах (срок обучения), ТРПР = 0,03; Таким образом, З ФОТИ = 7000 * 0,03 * (1 + 0) * (1 + 0,15) = 242 руб. Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: З ОВФ = 0,262 * З ФОТИ, З ОВФ = 0,262 * 242 = 63 руб. К уч = 242 + 63 = 305 руб. Ктс, Кпс, Кво, Кпл, Клс – данные показатели не будем учитывать в данном случае, так как при внедрения ИС они не повлияют на затраты. ИС внедряется в отдел с уже имеющимися техническими средствами и предустановленными программными средствами. Итого получаем капитальных затрат: К = (10159 + 7620 + 305) + 7% неучтенных затрат = =18084 + 1266 = 19350 руб. 2. Эксплуатационные затраты (С) Эксплуатационные затраты, в отличие от капитальных, являются повторяющимися. Они повторяются в каждом цикле производства, а рассчитываются суммарно за год. В состав эксплуатационных затрат на информационную систему входят следующие затраты: C = Сао + Сто + Син + Сэл + Спр , где Сао – амортизационные отчисления; Сто – затраты на техническое обслуживание, включая заработную плату персонала ИС; Син – затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (Интернета и др.); С эл – затраты на электроэнергию; С пр – прочие затраты составляют примерно 7%. Наибольший удельный вес в эксплуатационных затратах принадлежит заработной плате, амортизационным отчислениям, техническому обслуживанию. Рассчитаем элементы эксплуатационных затрат: Введение новой ИС не повлияет на такие затраты, как: а) амортизационные отчисления (Сао) – их величина не изменится, так как не изменится парк оборудования; б) затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (Син) – эти затраты будут неизменными, поэтому при проведении расчетов их тоже опускаем. Затраты на техническое обслуживание, включая заработную плату персонала ИС: – заработная плата инженера АСУ (ЗПИ): ЗПИ = ОСj * Тмес * (1 + kД) * (1 + kУ), где ОСj – оклад j-го сотрудника. 1 человек, его оклад составляет 8000 руб.; Тмес, Тчас – время, затрачиваемое сотрудником на обработку результатов, в месяцах и часах соответственно (Тчас = 64 часа); , – число рабочих дней в месяц, 22 дня; Чрч – число рабочих часов в день, 8 часов; kД – коэффициент дополнительной зарплаты, kД = 0; kУ – районный коэффициент, . Таким образом, ЗПИ = 7000 * 0,36 * (1 + 0) * (1 + 0,15) = 2898 руб. Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: ОТ ВФ = 0,302 * ЗПИ, ОТ ВФ = 0,302 * 2898 = 759 руб. Сто1 = 2898 + 759 = 3657 руб./год. – заработная плата персонала (ЗПП): ЗПП = ОСj * Тмес * (1 + kД) * (1 + kУ), где ОСj – оклад j-го сотрудника. 1 человек, его оклад составляет 12000 руб.; Тмес, Тчас – время, затрачиваемое сотрудником на обработку результатов, в месяцах и часах соответственно (Тчас = 528 часов); kД – коэффициент дополнительной зарплаты, kД = 0; kУ – районный коэффициент, . Таким образом, ЗПП = 10500 * 3 * (1 + 0) * (1 + 0,15) = 36225 руб. Сумма начислений на заработную плату во внебюджетные фонды составляет: ОТ ВФ = 0,302 * ЗПП, ОТ ВФ = 0,302 * 36225 = 9491 руб. Сто2 = 36225 + 9491 = 45716 руб./год. Сто = 3657 + 45716 = 49373 руб./год. Затраты на электроэнергию (см. прил.3): Сэл = 1800 руб./год С = 3657 + 45716 + 1800 + 7%=51173 + 7%=54755 руб./год. Как было отмечено, ∆Эгод — годовая экономия (прибыль), вызванная ИС, без учета эксплуатационных затрат на ИС, будет определяться по формуле (1): П = С + Е * К = 54755 + 19350 * 8,5% = 56400 руб. Рассмотрим расчет прямого экономического эффекта, он сводится к следующему: определяется разность в годовых приведенных затратах по базовому (П0) и предлагаемому (П1) вариантам ЭИС: Эпрям = П0 – П1 = Сзп – ∑С – Е * К, где Сзп – сокращение заработной платы управленческого персонала при внедрении ЭИС; ∑С – суммарные эксплуатационные затраты на ЭИС за исключением заработной платы управленческого персонала. Так как не предполагается понижать зарплату работникам или увольнять их при внедрении ЭИС, то: Сзп = С0зп – С1зп =0, где С0зп – заработная плата управленческого персонала в базовом варианте; С1зп – заработная плата управленческого персонала в предлагаемом варианте. Следовательно: Эпрям = 0 – 56400 = – 56400 руб. Величина прямого экономического эффекта является недостаточной (даже отрицательной) для оправдания затрат на внедрение ИС. Это объясняется тем, что ИС создается с нуля и отсутствием экономии на заработной плате управленческого персонала. В этом случае внедрение ИС целесообразно, только если есть уверенность в достаточно большом косвенном экономическом эффекте. Рассмотрим расчет косвенного экономического эффекта. Данный расчет предполагает определение следующих составляющих: Экосв = ΔА+ΔСсеб+ΔШ, где ∆А – годовой прирост выручки от реализации продукции, прочей реализации или внереализационной деятельности, связанной с ЭИС; ЭИС напрямую не влияет на увеличение выпуска продукции, она помогает сократить риски потерь документов и время, затрачиваемое на обработку; ∆Ссеб – годовая экономия на себестоимости продукции объекта управления; ∆Ш – сокращение штрафов и других непланируемых потерь за год. Предположим, что общая сумма штрафов за год, вызванная потерей документов по вине отдела, равна примерно 150 000 руб. (до разработки ИС). АИС позволит снизить эти потери на 80% в год. Итого ΔШ = 30 000 руб. В структуре себестоимости общества основную долю занимают материальные затраты – 38% и затраты на оплату труда с отчислениями – 36% Запланируем 3% сокращения затрат на оплату труда за счет отмены некоторых функций и 20% сокращения затрат на канцелярию. Для простоты расчета объединим экономию по энергии, содержанию оборудования и потерям и запланируем 1% экономии. Для проведения расчетов необходима себестоимость работ, условно принимаем ее за 10 000 руб./мес., для удобства проведения расчетов. Получаем: ΔСк = 10000 * 38% – (38% * 1000 – 20%) = 3040 руб./мес. ΔСзппр =10000 * 36% – (36% * 10000 – 3%) = 3492 руб./мес. ΔСпроч = ΔСэ + ΔСсэо + ΔСдок = 26% * 10000 – (26%*10000 – 1%) = 2574 руб./мес. ΔСсеб = 12*( ΔСсм + ΔСзппр + ΔСпроч)= 12*(3040+3492+2574) = 109272 руб./год. Если внедрение ИС не влияет на какую-либо статью затрат в составе себестоимости, то эта статья, очевидно, не фигурирует в расчете косвенного экономического эффекта. Экосв = ΔА + ΔСсеб + ΔШ = 0 + 109272 + 30000 = 139272 руб. ΔЭгод = Экосв + Эпрям = 139272 – 56400 = 82872 руб. Э = ΔЭгод - П = 82872 – 56400 = 26472 руб. Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если Э>0. Вспомогательными показателями экономической эффективности являются: – Расчетная прибыльность (рентабельность): – Срок окупаемости: Проект окупится через 3 месяца. Разработка новой автоматизированной информационной системы будет производиться в течение 1 месяца, в одну смену продолжительностью 8 часов. После внедрения данной ИС сократятся затраты по материальным расходам на 20%. Это приведет к снижению условной общей себестоимости работ отдела, данная экономия позволит окупить создание и внедрение ИС. Предполагаемое время окупаемости проекта составляет три месяца. Приложение 8 Определение цены программного продукта, который разработан одной организаций по заказу другой и не предназначен для тиражирования Цена программного продукта, который разработан одной организаций по заказу другой и не предназначен для тиражирования, определяется по формуле: где ЦПП – цена программного продукта, руб.; ЗРПР – затраты на разработку проектного решения, руб.; Пп – планируемая прибыль, руб.; НДС – налог на добавленную стоимость, руб. ЗРПР = 25187,25 руб. Планируемая прибыль рассчитывается по формуле: где RНПП – нормативная рентабельность ПП, определяемая организацией. руб. НДС, начисленный на ПП, определяется следующим образом: где kНДС – ставка налога на добавленную стоимость. руб. руб. Расчет налога на прибыль: где НП – величина налога на прибыль, руб.; kНП – ставка налога на прибыль. руб. Прибыль, оставшаяся в организации после уплаты налогов, определяется по формуле: руб. Поступления в госбюджет (БП) от реализации проекта составят: руб. Определения цены и критического объема продаж программного продукта, предназначенного для тиражирования Конечная цена программного продукта (ЦПП) определена группой экспертов и составляет 2000 руб. Расчет минимального объема тиража ПП (Qтир-min), необходимого для покрытия затрат на разработку ПП, осуществляется по формуле: где Зкоп – затраты, связанные с производством одной копии, руб.; Рреал – расходы, связанные с реализацией одной копии, руб. Затраты, связанные с производством одной копии, находятся по формуле: где Ткоп – время копирования одной копии, час.; СНИ – стоимость носителя информации, упаковки и сопроводительной технической документации для одной копии, руб. Время копирования одной копии составляет 10 мин., или 0,17 час. Стоимость одного часа эксплуатации ЭВМ равно 8 руб. Стоимость носителя информации, упаковки и сопроводительной технической документации для одной копии составляет 40 руб. Тогда, Расходы, связанные с реализацией одной копии, определяются как: где kреал – коэффициент расходов на реализацию. Коэффициент расходов на реализацию в данной организации составляет 10%. руб. Продажа минимального тиража позволит разработчикам полностью покрыть все затраты на разработку ПП и выплатить НДС в бюджет, получив нулевой финансовый результат. Таким образом, точка безубыточности производства: копий. Расчет объема тиража ПП для получения целевой прибыли (QтирЦП) осуществляется по формуле: копии. Результаты расчета цены ПП, объема тиража ПП и других показателей сводятся в табл. 14. Таблица 14 Цена ПП и объем тиража ПП № Показатели Обозначения Расчет показателей по точке безубыточности по целевой прибыли 1 Объем тиража ПП, шт. Qтир 18 24 2 Цена ПП, руб./шт. ЦПП 2000 2000 3 Валовая выручка, руб. Wвал 36000 48000 4 НДС, начисленный, руб. НДС 6347 6347 5 Выручка без НДС, руб. W 29653 41653 6 Себестоимость ПП, руб. ЗРПР 25187 25187 7 Валовая прибыль, руб. Пп 4466 16466 8 Налог на прибыль, руб. НП 1072 3952 9 Чистая прибыль, руб. ПЧ 3394 12514 10 Бюджетные поступления, руб. БП 7419 10299
«Оценка эффективности разработанной экономической информационной системы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot