Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Обучение в целостном
педагогическом процессе
План
1. Место и роль обучения в целостном
педагогическом процессе.
Дидактика как наука.
Объ ект, предмет, цели и задачи
дидактики.
2. Междисциплинарны й подход
к обучению .
3. Краткая история развития и
становления дидактики.
4. Система понятий дидактики.
5. Функции процесса обучения.
Литература
1. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учебное
пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. —
БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный
педагогический университет им.М. Акмуллы), 2014. — 325 с. — Режим
доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56689 — Загл.
с экрана.
2. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под
ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
3. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение
профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы
(Башкирский государственный педагогический университет им.М.
Акмуллы), 2017. — 223 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books
/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
4.Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С.
Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы,
2010. – С.5-38.
5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего
поколения. – СПб.:Питер, 2018. – 720с.: ил.
1.Место и роль обучения в
целостном педагогическом
процессе.
Дидактика как наука.
Объ ект, предмет, цели и
задачи дидактики.
Педагогический процесс – это специально
организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенной
образовательной системы взаимодействие
воспитателей и воспитанников,
направленное на достижение поставленной
цели.
Процесс (с лат.processus – продвижение) –
1)последовательная смена состояний; ход
развития чего-либо;
2)совокупность последовательных действий
для достижения какого-либо результата.
ПП= ПО + ПВ+ПР
Воспитание объективно способствует
развитию и обучению ; в процессе
обучения решаю тся задачи воспитания
и развития ; развитие создает
благоприятны е предпосы лки для
обучения и воспитания.
Л.С.Выготский
ПО + ПВ+ПР
Дидактика (от греч. Didasko- учу) - наука
об образовании и обучении.
Она рассматривает цели и задачи
образования, содержание образования,
процесс усвоения и применение
знаний учащихся на практике и др.
Предмет и объект дидактики
Наука – сфера человеческой
деятельности, функция которой –
выработка и
систематизация объективных знаний
действительности
Цель – описание, объяснение и
прогнозирование
и явлений действительности,
составляющих предмет
Ее изучения, на основе открываемых ею
законов
Объ ект – категория, обозначающая
некоторую целостность, выделенную
из объективного мира
и выступающую в качестве области человеческой
деятельности и познания
Объ ект дидактики – процесс обучения
Предмет – наиболее существенные
отношения, стороны, свойства,
признаки объекта,
исследуемые с определенной
целью данной науки
система отношений,
возникающие в деятельности
обучения
Предмет дидактики –
Дидактика предполагает поиск ответов
на следующие вопросы:
Для чего обучать?
Цели образования, связанные с
мотивационно - ценностными
ориентациями субъектов
учебной деятельности
Чему обучать?
Определение содержания
образования, разработка
образовательных
стандартов. Учебных
программ и методического
сопровождения к учебному
процессу
Как обучать?
Отбор дидактических
принципов, методов и форм
обучения, способствующих
эффективности
педагогической
деятельности
Дидактика решает следующие задачи:
Отвечает на
вопросы
зачем, чему
и как
необходимо
обучать
Разрабатывае
т новые
обучающие
системы,
образователь
ные
технологии,
формы,
методы и
приемы
обучения
Важнейшей задачей
дидактики является
выявление
закономерностей
успешного обучения
(для каждого ученика).
Конструирует
системы
диагностики
контроля и
оценки
образовательн
ых
результатов
Предсказывает и
прогнозирует
результаты
обучения на
основе разных
концепций
образования
Описывает
и объясняет
процесс
и
условия
обучения
Исследует сущность,
закономерности,
принципы обучения в
связи с воспитанием и
развитием учащихся,
их творческой
самореализацией и
развитием способностей
Определяет
теоретические
основы
содержания
образования
Разрабатывает способы
предсказания,
прогнозирование
последствий введения в
практику школы
новых методов, новых
учебных материалов и
повышение уровня
усвоения знаний
2.МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К
ОБУЧЕНИЮ
3.Краткая история развития и становления дидактики.
4. Система понятий дидактики
Система понятий дидактики
Философск
ие понятия
Общенаучн
ые понятия
Понятия
педагогики
и
психологии
Собственнодидактичес
кие понятия
Человек, познание, культура,
сущность, явление, знание, смысл и
др.
Система, структура, элемент, связь,
способ, деятельность
Воспитание, образование, развитие,
усвоение, мотивация, умение
Образование, обучение, учение,
преподавание
Образование
Процесс и результат
овладения учащимися
системой научных знаний и
на этой основе
формирование их личности
Целенаправленный процесс
взаимодействия учителя и
учащегося, в ходе которого
осуществляется образование
Обучение
Преподавание
Деятельность
учителя по
руководству
усвоением
содержания
образования и
формированием
качеств личности
Мотив
учения
Учение
Организация и
проведение самим
учеником своей
деятельности,
обеспечивающей
усвоение содержания
образования
Характеристика обучения как:
Общественное явление
- сложность и противоречивость вхождения
- включение поколений в жизнь
- обеспечение общественного прогресса
- преемственность поколений
Образовательный
процесс
(совокупность действий)
- целеполагание
- планирование
- целереализация
- анализ, оценка, контроль результата
Образовательная
(признаки)
система
- целесообразность
- социальная детерминированность
- целостность
- интегративность
- управляемость
- деятельность
- наличие обратной связи
Образовательная
(компоненты)
деятельность
- мотивированно-целевой
- когнитивный
- операционно-деятельный
- оценочно-рефлексивный
5. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения
Предмет
Обучение как средство образования и воспитания человека, т.е.
взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее
организованное учителем усвоение учащимися содержания образования
Функции
теоретическая
Изучение
обучения
реальных
Установление
закономерных
различными
обучения
процессов
фактов
и
связей между
сторонами
Раскрытие их сущности
Выявление тенденций
перспектив развития и др.
нормативно-прикладная
Разработка проблем отбора
содержания образования
Установление
обучения
принципов
Установление
нормативов
применения
методов
и
средств в обучении и др.