Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Обучение рецептивным видам речевой деятельности. Чтение
Речевая деятельность использует языковые аспекты (лексический,
грамматический и фонетический), исключительно коммуникативно
направлена.
Рецепция – это извлечение (механический процесс) и понимание
(когнитивный, интеллектуальный процесс) информации из текста. Главный
объект – соотношение формы и значения (банк кодов: слов, лексических
единиц, грамматики).
Чтение на иностранном языке – форма межкультурного общения
(социальная, академическая или профессиональная сферы), есть активный
процесс восприятия и переработки смысловой информации, проникновения в
замысел автора и его интерпретации с позиции личностных смыслов. Чтение
как средство является источником языковых средств, грамматических,
лексических итд.
Цель и продукт чтения как коммуникативной деятельности –
понимание фактов, идей, культурных смыслов и их интерпретация в
контексте межкультурного диалога автора и читателя.
Как форма речевого общения, чтение – это мыслительная деятельность.
Чтение – перцептивно-мнемическая мыслительная деятельность
- Предметно-содержательная сторона (компонент): мотивы, цели, условия,
средства и прогнозируемый результат деятельности. Данный компонент
определяет то, какие стратегии будут использованы (ведущая роль), влияет
на процессуальную сторону.
- Процессуальная сторона (компонент): перцептивная переработка
информации (техника чтения); смысловая переработка информации
(смысловые синтагмы, начальное осмысление); вероятностное
прогнозирование (на основе прочитанного строим гипотезы о других
словах); компенсаторные механизмы (используется контекстуальная
догадка); механизмы мнемической деятельности; рефлексивная самооценка
(способность построение отношения человека к собственной
деятельности). Цель – не только чтение, но и смысловая переработка.
Факторы: потребность человека, характер самого текста, ожидания
читающего.
Виды чтения:
- ознакомительное (чтение, с целью понимания основного содержания)
Понимание 70-75%, понимание основной информации точное,
непонимание не предполагается. Понимание полного текста не
требуется.
- просмотровое – протоколирование, восприятие всего, но это не детальное
восприятие.
Цель – получить общее представление о тексте, выделение ключевых
фактов.
- изучающие– детальное усвоение.
Долгий процесс, перечитывание, остановки, заметки. Критическое
осмысление информации.
- поисковое
Цель – нахождение в тексте определенной информации.
Этапы работы над текстом:
1. Дотекстовый этап (предтекстовый). Дидактические задачи: подвести к
контексту, к теме, выяснить опыт учащихся, что они думают, постановка
речевой задачи, подсказки (новые слова, грамматика, ключевые слова, все
коммуникативно обусловлено). Снятие трудностей чтения текста. На данном
этапе формируется мотивация.
2. Текстовый этап. Дидактические задачи: обеспечение понимания текста,
использование текста качестве источника языка и речи. Употребление
знакомой лексики, сочетаемость лексических единиц, функциональность
лексики, дискурс, анализ текста.
3. Послетекстовый этап. Задания, которые направлены на понимание
прочитанного и отношение учащихся к прочитанному тексту.
Подготовительные упражнения
- Универсальное упражнение «чтение расширяющихся синтагм».
(направлено на лексику)
- Найдите среди группы слов слово, сходное по значению с ключевым.
(направлено на лексику)
- Догадайтесь о значении следующих слов, если ключевое слово означает...
(сформировать мотивацию)
- Прочитайте слова, догадайтесь об их значении по фонетическому сходству
с... (сформировать мотивацию)
- Прочитав название текста, попробуй догадаться, о чем этот текст; прочитай
текст и скажи, верно ли было твое предположение. (сформировать
мотивацию)
- Прочитай первый абзац текста и скажи, что намерен сделать главный герой.
(сформировать мотивацию)
Упражнения собственно в чтении
- выберите подходящее заглавие из предложенных;
- выберите из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их
смысл;
- найдите предложения, подтверждающие ...;
- найдите то, что характеризует...;
- найдите причины того, что ...;
- прочитайте вопросы, найдите на них ответы в тексте и прочитайте вслух;
(классический вариант)
- по приведенным репликам одного из персонажей восстановите диалог;
- выделите смысловые части текста и озаглавьте их.
Упражнения на «смысловой выбор» (финальное осмысление и
переработка)
- прочитайте план, достаточно ли полно он передает содержание;
- расположите предложения в логической последовательности в соответствии
с содержанием текста;
- сократите число предложений в тексте за счет удаления
малоинформативных, оставив только те предложения, которые передают
основной смысл текста;
- прочитайте текст/ стихотворение о природе и выберите из предложенных
открыток/ рисунков/ фотографий те, которые могут служить иллюстрациями
к нему;
- посмотрите на рисунки (они прилагаются). Когда будете читать текст,
найдите в нем предложения, которые служили бы подписями к рисункам;
- расположите рисунки в логической последовательности в соответствии с
содержанием текста;
- прочитайте текст и скажите, какие ошибки допустил художник (к тексту
прилагаются рисунки, содержащие некоторые неточности).
Финальные рекомендации для учителей:
1. Внимательно проанализируйте текст обращая внимание на следующее:
- трудности, которые могут препятствовать или осложнять понимание
(лексические, грамматические, фонетические);
- структурно-композиционные особенности текста, логико- смысловая
организация, наличие избыточной информации, возможность выделения
смысловых опор;
- тему и проблематику текста, степень известности для учащихся и
соответствие их мотивационным ожиданиям, наличие социокультурных
сведений.
2. На основе анализа текста определите, какие умения и навыки в области
чтения и других взаимосвязанных видов речевой деятельности
целесообразно развивать на данном материале, и конкретизируйте цели и
учебные задачи.
3. Проанализируйте упражнения, предлагаемые в УМК, и рекомендации в
книге для учителя, а также имеющийся у вас банк упражнений,
соответствующих выделенным целям и учебным задачам. Продумайте и
определите цепочку видов работы, включая предтекстовые, учебные задания
и послетекстовые. Предусмотрите возможные изменения в ходе работы с
текстом и дополнительные задания.