Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Обучение аудированию

  • 👀 627 просмотров
  • 📌 579 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Обучение аудированию» pdf
Обучение аудированию Аудирование (как и чтение) относится к рецептивным видам деятельности (служат для понимания и восприятия уже выраженных мыслей). Мотив: желание или необходимость понять мысль, высказанную другим человеком вслух. Цель: раскрытие смысла услышанной этой мысли, установление смысловых связей и осмысление поступающей на слух информации. Продукт: умозаключения, к которым приходит слушающий. Результат: понимание или непонимание устного речевого сообщения. Аудирование — необратимый процесс, который во многом зависит от:  индивидуальных возможностей говорящего (его интонации, дикции, степени обращенности к аудитории и др.);  индивидуальных возможностей слушающего (степени развития речевого слуха, памяти, умения пользоваться вероятностным прогнозированием, наличия внимания и потребности слушать);  объективных условий восприятия звучащей речи, к которым следует отнести отсутствие (наличие) различных помех (шумы, недостаточное качество звучания и др.), темп и продолжительность звучания и др. Аудирование – сложное речевое умение понимать речь на слух при одноразовом се восприятии. Функциональные разновидности аудирования (в естественных условиях): 1. Аудирование в ситуации непосредственного контакта собеседников, которые не разделены пространством и временем и могут наблюдать мимикой и жестами говорящего, использовать невербальные средства общения. 2. Аудирование в условиях дистантного общения (дистантное аудирование), когда этот речевой деятельности опосредован средствами информации (радио, телевидение, видео и др.), а партнеры по общению находятся вдали друг от друга (например, разговор по телефону). Психофизиологическая сторона аудирования (анализ, синтез, абстракция…) Сущность восприятия (зрительного или слухового):  восприятие или процесс выделения и усвоения информативных различных признаков;  узнавание, т.е. распознавание сформированного в процессе восприятия образа в результате сличения его с эталоном. (мнения ученых) Факторы, определяющие успешность аудирования (Н.И. Гез).  Память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации. (долговременная (хранилище вербальной памяти), кратковременная (отбор и сохранение материалов) и оперативная (осуществляется во время деятельности) – зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти);  исключение информационной перегрузки (недостаточно продуманный отбор аудиоматериалов, неумение создать нужную направленность мысли, наличие разных помех), (создают сложность имена собственные, числительные, географические названия…);  скоростной режим предъявления сигналов (темп речи: количества слов (слогов) в минуту и количества речевых пауз);  уточнение задач восприятия (целевая установка);  учет взаимоотношения различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного);  опора на определенные ориентиры (пр. аудиовизуальная рецепция). Цель аудирования – это развитие коммуникативной компетенции в понимании речи на слух, т.е. способности понимать звучащие тексты с разной степенью и глубиной проникновения в ее содержание. Для школы выделяются три основных стратегии извлечения информации из звучащего текста:  понимание основного содержания;  понимание содержания полностью;  извлечение необходимой (нужной) информации. К текстам, используемым в школе для обучения аудированию, предъявляются следующие требования:  воспитательная ценность;  информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов;  соответствие возрастным особенностям и интересам школьников, их речевому, интеллектуальному и жизненному опыту;  соотнесенность с целями обучения аудированию на каждом образовательном этапе, соответствие языковой сложности текста требованиям программы для определенного класса;  представление разных форм речи (монологической и диалогической);  наличие избыточных элементов;  исключение с помощью содержания дискриминации учащихся по религиозному, национальному и другим признакам. Аудирование как средство обучения:  знакомство учащихся с новым языковым и речевым материалом;  активизация лексических и грамматических навыков, языковой и контекстуальной догадки;  формирование речевого слуха (фонематический и интонационный), оперативной памяти, вероятностное прогнозирование;  информация для обсуждения и интерпретаций;  стимулирование речемыслительной активности школьников и мотивация их учебно-познавательной деятельности, развитие их творческих способностей и критического мышления;  информация социокультурного характера расширяет общий кругозор учащегося Работа над аудиотекстом проходит по трем этапам: 1. Предтекстовый этап Настроить учащихся, замотивировать. Снять трудности, активизировать опыт. Можно дать ориентиры, чтобы информация запомнилась лучше, однако не нужно снимать ВСЕ сложности. 2. Этап собственно слушания Нацелить учащихся на восприятие текста. Четкая установка (1 раз слушаем). 3. Послетекстовый этап Умение комментировать, воспроизводить услышанную информацию Примерные «шаги» прослушивания аудиотекста:  установка (задание) на первое прослушивание с целью понимания общего содержания;  прослушивание текста;  проверка понимания общего содержания с помощью общих или разделительных вопросов, верных (неверных) вопросов, показа картинок др.;  установка (новое задание) на повторное прослушивание с целью понимания деталей, подробностей, подтекста и др.;  просушивание текста;  проверка детального (полного) понимания текста с помощью альтернативных, специальных вопросов, верных (неверных) утверждений и др.;  совершенствование умений говорить (писать) на базе прослушанного текста. Система упражнений. Подготовительные упражнения. (Снятие психологических сложностей, тренировка слуха, умения прогнозирования…)  слушайте текст и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение (интонационный слух);  прослушайте два раза одну и ту же фразу, назовите слово, которое пропущено во второй из них (слуховое внимание);  прослушайте слова и поднимите карточки, когда услышите звук [lian] (фонематический слух);  прослушайте начало упражнений и продолжите его (вероятностное прогнозирования);  прослушайте слова и повторите их (объем оперативной памяти);  прослушайте скороговорки и повторите их в убыстряющемся темпе (память, темп речи);  прослушайте заголовок к тексту (начало текста) и скажите, о чем может идти в нем речь (вероятностное прогнозирование);  прослушайте (небольшой по объему) текст и скажите, сколько вопросительных (восклицательных) предложений содержится в нем (интонационный слух);  прослушайте текст и заполните пропуски в его печатном варианте существительными из текста (память). Речевые упражнения, сопровождающие собственно «слушание» текста. (выполняются с той установкой, которую дал учитель)  прослушайте текст и определите его жанровый тип (интервью, рассказ и др.);  прослушайте текст и соотнесите его с одной из предложенных картинок;  прослушайте текст и скажите, какие из написанных на доске личностных качеств присущи первому герою, а какие — второму;  прослушайте текст и придумайте для него заглавие;  послушайте текст и расположите предложенные картинки в последовательности, соответствующей развитию событий в тексте;  прослушайте текст и заполните в процессе прослушивания таблицу (схему) данными, содержащимися в нем;  прослушайте текст и запишите в процессе прослушивания ключевые слова (фразы, аргументы) и т.д. Послетекстовые упражнения. Репродуктивно-продуктивные упражнения:  перескажите текст с опорой на его план (выписанные ключевые слова, заполненную во время его прослушивания схему или таблицу, составленную ассоциограмму);  дайте оценку поступкам героя, используя ключевые слова, письменно зафиксированные их авторские характеристики;  напишите (расскажите), чем может закончиться эта история, используйте следующие слова и выражения;  прокомментируйте заголовок к тексту с опорой на печатный вариант текста (ключевые слова) и др. Продуктивные упражнения:  прокомментируйте то, что было в тексте для вас интересно (не интересно, ново, значимо);  составьте сценарий к прослушанной истории;  расскажите прослушанную историю от лица современника (героя средних веков);  составьте краткое резюме прослушанного текста;  придумайте свою версию окончания прослушанного рассказа.
«Обучение аудированию» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot