Общие сведения о товароведении
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ТОВАРОВЕДЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ
(Первая лекция)
__________________________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРОВЕДЕНИИ......................6
Глава 1.1. Методы определения качества товаров...............................6
Глава 1.2. Хранение товаров..................................................................8
Глава 1.3. Сертификация как подтверждение соответствия.............12
Глава 1.4. Маркировка потребительских товаров..............................17
Глава 1.5. Основы стандартизации. Сущность, цели и задачи
стандартизации......................................................................................26
Глава 1.6. Штриховое кодирование товаров......................................34
3
ВВЕДЕНИЕ
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки особое значение имеет
исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара,
определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность
удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена
его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную
особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и
потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.
Поскольку продовольственные и непродовольственные продукты значительно различаются по свойствам и предъявляемым к ним
требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из
различных областей науки. Поэтому оно тесно связано со многими
естественными, техническими и общественными научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких
понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное
производство, товар, его исторический характер и т. д.; физика и химия дают общие сведения о строении и свойствах продуктов. Знания
микробиологии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продуктов. Связь товароведения с экономической географией, статистикой, экономикой и
организацией торговли позволяет правильно организовать движение и
учет товаров, определять потребность населения в них и т. д. Основные задачи, стоящие перед товароведением:
• определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность;
4
•
•
•
•
•
•
•
установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;
изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ
ассортиментной политики производственной или торговой организации;
товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и
причин их возникновения, принятие мер по предупреждению
реализации некачественных, опасных товаров;
обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их
технологического цикла;
установление видов товарных потерь, причин их возникновения
и разработка мер по их предупреждению или снижению;
информационное обеспечение товародвижения от изготовителя
до потребителя.
5
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРОВЕДЕНИИ
Глава 1.1. Методы определения качества товаров
В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.
Органолептический метод — это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов
чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства
органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком является субъективность (неточность).
В определении качества продуктов важную роль играет зрение
(зрительные ощущения). Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий. Сначала
осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет,
блеск, прозрачность и другие свойства. Внешний вид характеризует
общее зрительное впечатление о продукте, а цвет — впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого света. После этого
определяют запах, консистенцию и, наконец, оценивают вкус (у продовольственных товаров).
Балльный способ оценки — обозначение показателей качества
с помощью условной системы баллов. Пользуются им обычно для выражения показателей качества, определяемых органолептически. В нашей стране приняты 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются
определенным количеством баллов в зависимости от их значимости.
При наличии в товаре дефектов делается соответствующая скидка
6
баллов. Результаты балльной оценки суммируются. В зависимости от
общей суммы баллов (в том числе по вкусу и запаху) устанавливается
товарный сорт продукта. Важнейшими показателями являются вкус и
запах продукта, на которые выделяют от 40 до 50% всех баллов. По
другим показателям баллы распределяются в соответствии с весомостью показателей в образовании качества данного продукта. Например, коровье масло оценивается по двадцати балльной системе, при
этом вкусу и запаху отводится 10 баллов, внешнему виду и консистенции — 5, цвету — 2, упаковке и маркировке — 3 балла. Общая балльная оценка коровьего масла высшего сорта находится в пределах
13 – 20 баллов, в том числе оценка по вкусу и запаху должна быть не
менее 6 баллов, а ограничительные баллы для масла 1-го сорта составляют —12, в том числе по вкусу и запаху — 2 балла.
Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для
выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства
пищевых продуктов, используются физические, химические, физикохимические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.
Экспертный метод — это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты
по оцениваемой продукции — ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.
Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.
С помощью регистрационного метода показатели качества
определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных,
7
например количества дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке, хранении и реализации, при инвентаризации
товарно-материальных ценностей.
При расчетном методе показатели качества определяют на
основе использования теоретических и эмпирических зависимостей
показателей качества продукции от ее параметров.
При социологическом методе показатели качества продукции
определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или
возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников,
а также путем организации покупательских конференций, выставокпродаж, дегустаций и других мероприятий.
Глава 1.2. Хранение товаров
Хранение — этап обращения товара, начиная от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации.
Основная задача при хранении — сохранить товар без потерь
качества и количества при минимальных затратах труда и материальных средств. Создание запасов товаров народного потребления является нецелесообразным, но вынужденным пребыванием готовой
продукции в сфере обращения. Это явление обусловлено необходимостью осуществления непрерывности процесса производства, постоянного обеспечения людей всеми требуемыми для жизни продуктами
потребления и образования резервов. В то же время объем товарных
запасов и его ассортиментная структура должны находиться в соответствии с объемом и структурой покупательского спроса. Правильное планирование и нормирование товарных запасов обеспечивает
бесперебойное снабжение потребителей, предотвращает образование
излишних сверхнормативных запасов, способствует ускорению оборачиваемости, снижению потерь товаров.
В настоящее время вопросы хранения приобретают важнейшее
экономическое значение, особенно это касается продовольственных
8
товаров. Для разных товаров данная задача решается неодинаково, так
как каждый из них нуждается при хранении в определенном режиме,
зависящем от его состава, свойств и интенсивности протекающих в
нем процессов.
Физические процессы (увлажнение и высыхание) изменяют состояние и свойства продуктов, а также влияют на активность других
процессов. Замедлить эти изменения можно путем соблюдения температурных условий, относительной влажности воздуха, а также правильным подбором упаковки.
Основная задача при хранении товаров состоит в том, чтобы не
допустить или затормозить нежелательные процессы, приводящие к
снижению их качества или порче. Замедление или ускорение различных процессов в товарах при хранении во многом зависит от температуры, влажности и состава воздуха, вентиляции и освещенности помещения, товарного соседства, упаковки и укладки товаров и многих
других факторов.
Температура воздуха оказывает большое влияние на активность
ферментов, скорость химических реакций, развитие микроорганизмов
и вредителей. Поэтому большинство продовольственных товаров хранят при пониженных температурах, которые губительно действуют на
многие микроорганизмы, вредителей и сводят до минимума ферментативные и химические процессы. Для продуктов длительного хранения температура должна не превышать 10°С, а для скоропортящихся — быть не выше 0°С.
Влажность воздуха при хранении товара также имеет важное
значение. Чем выше влажность окружающего воздуха, тем больше
влаги поглощается продуктом, и наоборот. Поэтому влажность воздуха необходимо поддерживать на таком уровне, чтобы исключить как
увлажнение товаров, так и высыхание. При хранении товаров с высоким содержанием влаги (плоды, овощи, мясо) следует поддерживать
высокую относительную влажность воздуха — 80 – 95%, при этом
9
многие непродовольственные товары нужно хранить при низкой
влажности воздуха.
Состав воздуха оказывает существенное влияние на сохранение
продукта. Так как многие продукты соприкасаются с воздухом, необходимо учитывать влияние на них отдельных составных частей его и
прежде всего кислорода. Воздух должен быть чистым, не иметь посторонних запахов.
Вентиляция воздуха необходима для удаления лишних водяных
паров и газов, образующихся при хранении продуктов, способствует
понижению температуры воздуха в помещении. Различают вентиляцию естественную, принудительную и активную.
Товарное соседство при хранении пищевых продуктов должно
исключать их взаимное отрицательное влияние друг на друга. Сильно
пахнущие продукты нельзя хранить с продуктами, легко воспринимающими запахи. Не допускается совместное хранение сухих продуктов
с продуктами, содержащими более 40% влаги, так как первые будут
увлажняться и плесневеть, вторые — чрезмерно усыхать.
Упаковка защищает товар от внешних воздействий, повышенной или пониженной температуры, влажности воздуха, от света, посторонних запахов, микроорганизмов и т. д. Упаковочные материалы
должны быть эластичными, легкими, дешевыми, сухими, негигроскопичными. Тара для продовольственных товаров характеризуется
большим разнообразием. Ее классифицируют по различным признакам: по виду материала (деревянная, картонная, металлическая, полимерная, текстильная, керамическая, стеклянная, комбинированная); по
сопротивляемости механическим воздействиям (жесткая и мягкая); по
количеству оборотов (однооборотная и многооборотная).
Порядок укладки и размещения товаров необходимо учитывать
при хранении, так как неправильная укладка может привести к деформированию изделий, слеживанию и комкованию сыпучих товаров,
приобретению посторонних запахов и других дефектов.
10
Потери товаров. При хранении, транспортировании и реализации возникают количественные потери товаров, которые подразделяют на нормируемые и актируемые. К нормируемым потерям относят
естественную убыль массы и предреализаци- онные отходы, образующиеся при подготовке товаров к продаже (зачистка колбасы, рыбы,
сливочного масла; образование крошки при продаже сахара-рафинада,
кондитерских изделий и др.). Сюда же относят потери, образующиеся
сверх норм естественной убыли товаров в продовольственных магазинах самообслуживания.
Естественная убыль — это потери массы товаров, возникающие по естественным причинам. Основными причинами ее являются
усушка, распыл (раструска), утечка, раскрошка и др. На размер естественной убыли продуктов влияют физико-химические свойства товаров, сроки и условия хранения, вид упаковки, климатические условия
и времена года. Для снижения потерь необходимо осуществлять тщательный контроль за качеством поступающих товаров, соблюдать надлежащий режим хранения, расширять продажу фасованных товаров.
Фактические размеры естественной убыли определяют после снятия остатков (инвентаризации). Выявленный недостаток товаров сопоставляют с утвержденными нормами естественной убыли.
К естественной убыли не относятся отходы от зачистки верхнего слоя
(штаф) сливочного масла; отходы, образующиеся при подготовке к
продаже колбас (бечевка, концы оболочек), битой домашней птицы
(бумага), а также мясокопченостей и рыбных товаров, продаваемых
после разделки (кожа окороков, кости), и др. Эти потери нормируются
отдельно. Потери товаров — лом, бой, возникшие в результате недобросовестного отношения, также не относятся к естественной убыли и
списываются за счет виновных лиц. Списание недостачи может производиться только после инвентаризации товаров. Порядок списания
недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами предприятия.
11
Глава 1.3. Сертификация как подтверждение
соответствия
Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются
большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.
К объектам сертификации относятся не только продукция,
но и услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.
Поскольку сертификация является одним из видов деятельности
по оценке соответствия, то ниже рассматриваются некоторые термины
и определения.
Оценка соответствия — прямое или косвенное определение
соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических
регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может носить добровольный (в
форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер.
Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Сертификация — форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
12
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям
стандартов и условиям договоров.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Система сертификации — совокупность правил выполнения
работ по сертификации, ее участников и правил, функционирования
системы сертификации в целом.
Участниками сертификации могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также органы по
сертификации, испытательные лаборатории (центры).
Сертификация как процедура подтверждения соответствия
направлена на достижение следующих целей:
• удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции,
работ, услуг;
• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на
российском и международном рынках;
• создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной (обязательной сертификации) и добровольной формах (добровольной сертификации).
Обязательная сертификация является формой государственного
контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных
13
законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами
Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) — подтверждение их безопасности для
жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение
причинения вреда имуществу потребителя.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем.
Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой
продукции (услуги). Таким образом, добровольная сертификация решает более широкий круг задач и является более привлекательной и
информативной для покупателя, чем обязательная.
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная.
Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать
расширению добровольной сертификации.
На сертифицированный товар выдается сертификат соответствия — документ, системы сертификации.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком
соответствия, принятым в системе (рис. 1).
Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р:
а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак
соответствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России
14
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет
изготовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть
контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими
стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам.
Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в установленном порядке. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.
Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает
единственным источником информации о сертификации маркировку
знаком соответствия и указание в технической документации сведений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копия сертификатом.
Копии сертификатов может выдать орган по сертификации, выдавший подлинник, либо другой орган по сертификации при предъявлении ему подлинника. Могут использоваться также и копии сертификатов, заверенные в нотариальной конторе или предприятиями — держателями первой копии сертификатов. Госстандартом разрешено подтверждение при инспекционном контроле наличия (у продавца) путем
представления товарно-накладной со штампом, на котором должны
быть указаны номер регистрации сертификата, дата его выдачи, срок
действия и наименование органа, выдавшего сертификат. Кроме этого
должны быть указаны адрес, телефон и фамилия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии.
Копия сертификата должна быть двусторонней, выполнена электрографическим способом и заверена подписью ответственного лица
и печатью организации, на каждую копию должен ставиться штамп
организации и указываться количество продукции, на которое распространяется эта копия.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от
31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения
15
соответствия установленным требованиям в форме декларации о соответствии. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией (он постоянно расширяется), по существу содержит малоопасные виды товаров:
фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, сахаристые кондитерские изделия, жиры животные пищевые, изделия макаронные и пр.
Введение декларирования соответствия в России вызвано необходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного
подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без
увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных условий
развития межгосударственной торговли и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Отличительные признаки декларации соответствия от сертификации соответствия:
• процедуру соответствия (испытания) осуществляет первая сторона — поставщик компетентными испытательными лабораториями;
• срок действия декларации соответствия устанавливается поставщиком, но не более чем на 3 года;
• знак соответствия не содержит кода органа по сертификации.
Декларация заполняется по установленной форме и подлежит
регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке. Информация, сопровождающая товар, — это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопровождение
товара копиями декларации не предусмотрено.
В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет,
как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия.
16
Ответственность за нарушение правил сертификации определена Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами.
Глава 1.4. Маркировка потребительских товаров
В качественной, своевременной и полной информации о товарах
нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, покупатель.
Средствами товарной информации служат: маркировка, технические
докумены, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши,
кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.
Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отражаются в нормативных документах. Общим для всех товаров является то, что в маркировке должны быть отражены:
• сведения об изготовителях и предприятиях;
• стандарты, которым соответствует товар;
• информация о сертификации;
• гарантии производителя;
• срок годности товара;
• его основные потребительские свойства: состав, масса, объем,
калорийность, противопоказания к применению.
При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся специальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, являются
товарный знак и знаки сопровождения.
Товарный знак — официально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или
17
слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охраняется законом.
Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе,
так как многие покупатели приобретают товар определенных предприятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует
три основных типа обозначения этих знаков:
• фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, которые
могут быть произнесены;
• фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или
обозначение;
• торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный
образ или их сочетание, официально зарегистрированные в
Международном реестре и защищенные юридически, на что
указывает знак R, размещаемый рядом с товарным знаком. Если
товарный знак является собственностью фирмы, то он может
иметь знак С.
По степени значимости и престижности можно выделить товарные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем
или специальными дизайнерами с регистрацией или без.
Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их
особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лауреат
получает право в течение определенного времени помещать этот знак
на своих деловых документах, материалах, товарах.
В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но
в 1997 г. на государственном уровне было разработано Положение о
программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен конкурс премии Правительства Российской Федерации; действует программа «Российская марка». На основании этих программ был объявлен ежегодный конкурс среди отечественных производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).
18
С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская
марка» с присвоением призерам престижных знаков:
• золотой знак «Российская марка»;
• серебряный знак «Российская марка»;
• бронзовый знак «Российская марка».
Рис. 2. Знаки лауреатов конкурсов: 1 — знак лауреата Премии
Правительства Российской Федерации в области качества;
2 — знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»;
3 — знак лауреата конкурса «Российская марка»;
4 — Знак качества XXI века
Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак
«III тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов
на основе соглашения. Логическим завершением акции станет создание сети магазинов «Товары третьего тысячелетия» — с товарами,
маркированными «Знаком качества XXI века».
Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной
степени (золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в течение
полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (предприятие) или подтверждает знак, или
лишается престижной награды.
Знаки сопровождения (предупредительные) предназначены для
обеспечения безопасности потребителя, окружающей среды и информирования об опасных свойствах веществ, материалов или действий
по предупреждению опасности.
Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для
обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации. Цель кодирования – систематизация объектов и присвоение
19
условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать
любой объект среди множества других. С внедрением электронно-вычислительной техники возросли необходимость и значимость кодирования.
В 1977 г. в Европе была создана Европейская система кодирования ЕАN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой
код стал широко применяться в развитых странах – Франции, Англии,
Германии, Италии. Коды ЕАN подразделяют на три типа: ЕАN-8,
ЕАN-13, ЕАN-14 (только для транспортной тары).
Рис. 3. Структура штрихового кода EAN-13
ЕАN-8 используется для маркировки упаковки и (или) товаров
небольшого размера и отличается от ЕАN-13 сокращенной информацией и меньшими размерами.
ЕАN-13 наносится на любые упаковки и товары, если позволяет
площадь. Штриховой код (ШК) – системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в
себе определенные цифровые и алфавитные данные (рис. 3).
Присвоение кода производится торгово-промышленной палатой
страны, где регистрируется каждый производитель товара.
Первые две-три цифры называются «флаг» и обозначают страну
происхождения товара (перечень кодов дан в табл. 1).
«Флаг» кода закреплен за страной-производителем, но может
обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя.
Штриховое кодирование предназначено для автоматизированного учета и контроля товарных запасов, оперативной идентификации
20
товара и производителя, оперативного управления процессом товародвижения, маркетинговых исследований.
По штрих-коду можно судить с известной степенью достоверности
о подлинности товара или же установить наличие его фальсификации.
Следующие четыре-пять цифр – фирма-изготовитель товара. Затем наносят еще пять цифр, обозначающих код товара (артикул). Последняя цифра –контрольная – применяется для контроля предшествующих 12 цифр.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления:
код 4600104008498
1.
Сложить цифры, стоящие на четных позициях.
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2.
Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3.
23 ∙ 3 = 69.
3.
Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях.
4 + 0 + 1 + 4 + 0 + 4 = 13.
4.
Сложить суммы, полученные в пункте 2 и в пункте 3.
69 + 13 = 82.
5.
Контрольное число определяется как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.
90 – 82 = 8.
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно.
Маркировка товаров. Товарное разнообразие, которое появилось при рыночной экономике, создало и определенные трудности.
Потребителю стало сложно выбрать товар без достоверной и доступной информации.
Маркировка товара является одним из средств, доступных для понимания покупателя. Товар маркируют текстом, краткой аннотацией,
условным обозначением, рисунком и др. Маркировка должна быть
четкой, наглядной, достоверной и соответствовать требованиям стандартов.
21
Таблица 1. Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Штрихкод
Страна
Штрихкод
Страна
Штрих
-код
Страна
00-09
США и Канада
54
Бельгия и Люксембург
779
Аргентина
30 – 37
Франция
560
Португалия
780
Чили
380
Болгария
569
Исландия
786
Эквадор
383
Словения
57
Дания
789
Бразилия
385
Хорватия
590
Польша
80-83
Италия
400 - 440
Германия
599
Венгрия
84
Испания
460 - 469
Россия и СНГ
600 - 601
ЮАР
850
Куба
471
Тайвань
611
Марокко
858
Словакия
474
Эстония
613
Алжир
859
Чехия
475
Латвия
619
Тунис
860
Югославия
477
Литва
94
Новая Зеландия
869
Турция
482
Украина
64
Финляндия
87
Нидерланды
484
Молдова
690
КНР
880
Южная Корея
489
Гонконг
70
Норвегия
885
Таиланд
45 и 49
Япония
729
Израиль
888
Сингапур
50
Великобритания
73
Швеция
890
Индия
520
Греиия
750
Мексика
893
Вьетнам
529
Кипр
759
Венесуэла
90-91
Австрия
535
Мальта
76
Швейцария
93
Австралия
539
Ирландия
770
Колумбия
955
Малайзия
Различают производственную маркировку и торговую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др.
Торговая маркировка наносится не на товар, а на эксплуатационные
документы или на специальные носители.
Производственная маркировка может содержать условные
обозначения или информационные знаки, которые требуют специаль22
ной расшифровки. В информационных знаках применяют также и общепринятые, легкоузнаваемые символы.
К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические. Товарный знак – это обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Он регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ
«О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»).
Знак соответствия государственным стандартам
Российской Федерации подтверждает, что товар соответствует конкретному стандарту, продукция сертифицирована. Эксплуатационные знаки информируют покупателя о правилах управления сложно-техническими Товарный знак
товарами, монтажа, наладки и способах ухода за товаром.
Эксплуатационные знаки для текстильных товаров, принятые в
международной практике
Сушить при высокой температуре
Сушка и отжим
Можно сушить
Щадящие отжим и сушка
Не сушить (применяется вместе с
"Не стирать")
Деликатные отжим и сушка
Можно выжимать и сушить в стиральной машине
Вертикальная сушка
Нельзя выжимать и сушить в стиральной машине
Сушить без отжима
Сушить при низкой температуре
Сушить на горизонтальной поверхности
Сушить при средней температуре
Сушить в тени
23
Отбеливание и химчистка
Cухая чистка
чистка)
(хим-
Стирка
Можно стирать
Химчистка запрещена
Щадящая стирка. Точно выдерживать температуру воды, не подвергать сильной механической обработке, при отжиме – медленный режим центрифуги
Химчистка с любым
растворителем
Деликатная стирка. Большое количество воды, минимальная механическая обработка, быстрое полоскание
Чистка с обычными
реагентами. Например
перхлорэтиленом, гидрокарбонатом или бензином
Стирка запрещена
То же, но щадящая
чистка
Стирать в теплой воде (до 40°С)
То же, но щадящая
чистка
Стирать в горячей воде (50°С и
выше)
Можно отбеливать
Только ручная стирка. Не тереть, не
отжимать. Максимальная температура – 40°С
Нельзя отбеливать
Не отжимать
Можно отбеливать с
применением хлора
Стирать в холодной воде (до 30°С)
Чистка только уайтспиритом
Глажка
Можно гладить
Гладить при средней температуре (до 150°С)
Не гладить
Гладить при низкой температуре (до 110°С)
Гладить при высокой температуре (до 200°С)
Не отпаривать
24
Манипуляционные и нормирующие о способах обращения с товарами знаки чаще наносятся на транспортную тару, но некоторые помещают на потребительскую упаковку (знак «Открывать здесь»).
Предупредительные знаки предупреждают потребителя об опасных товарах или указывают на действия по предупреждению опасности. Предупредительная маркировка
обязательна на товарах бытовой химии, так как эти товары бывают огнеопасны, взрывоопасны, ядовиты, могут быть раздражителями.
Размерные знаки информируют потребителя о
конкретной физической величине, которая определяет количественную характеристику товара.
Например, часто при маркировке товара применяется размерный знак Е (от нем. exakt, англ.
«Белый лебедь» exactly точно, ровно, одинаково), знак объема – V.
Для колготок применяются размерные знаки в виде графических изображений и номеров, с указанием роста и объема бедер.
Экологические знаки информируют покупателя об экологической опасности товара.
Такие знаки, как «Белый лебедь», принятый в
скандинавских странах, «Голубой ангел», принятый
в Германии, информируют о том, что товары в наименьшей степени загрязняют окружающую среду и
«Голубой ангел»
безопасны для жизни и здоровья потребителей.
Экознаки «Ресайклинг», «Зеленая точка» призывают не загрязнять окружающую среду упаковкой, а
складывать ее в специальные контейнеры для мусора или сдавать на вторичную переработку. Товары с
такими знаками при утилизации упаковки не причи- «Ресайклинг»
няют значительного ущерба окружающей среде.
Товары маркируют в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 51121-97.
25
•
•
•
•
•
•
•
•
В маркировке указываются следующие сведения:
наименование изделия;
наименование предприятия-изготовителя;
его местонахождение;
товарный знак;
дата изготовления;
обозначение стандарта;
«Зеленая точка»
информация о сертификации;
для некоторых товаров условия хранения, объем или масса товара, срок годности, информация о предостережении или эффективном применении.
Глава 1.5. Основы стандартизации. Сущность, цели и
задачи стандартизации
Стандартизация — деятельность по установлению правил и
характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Результаты деятельности стандартизации является нормативный
документ, применение которого является способом упорядочения в
определенной области.
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных
видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного
многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза26
ции, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В переводе с английского слово «стандарт» означает образец,
норму, основу. Стандарты основываются на обобщенных результатах
науки, техники, практического опыта и должны являться надежным
гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний
рынки.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного
статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р),
межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного
объединения, стандарт предприятия.
Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку.
Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре
за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс
основополагающих документов в области технической политики и
управления качеством продукции. Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или
другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и
требования к объектам стандартизации.
Важнейшими целями стандартизации являются:
• повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан,
имущества физических или юридических лиц, государственного
или муниципального имущества, экологической безопасности,
безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;
27
повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• обеспечение научно-технического прогресса;
• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
• рациональное использование ресурсов;
• техническая и информационная совместимость;
• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
• взаимозаменяемость продукции.
Основными задачами стандартизации являются:
• обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том
числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества;
• установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
• согласование и увязка показателей и характеристик продукции,
ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
• унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей
изделий;
• установление метрологических норм, правил, положений и требований;
• нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
• установление требований к технологическим процессам, в том
числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
•
28
•
•
•
•
создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ
(проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь,
оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания,
безопасность населения и т. д.);
создание системы каталогизации для обеспечения потребителей
информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
содействие реализации законодательства Российской Федерации
методами и средствами стандартизации.
1.5.1. Государственная (национальная) система стандартизации
российской федерации (ГСС РФ).
Государственная система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и
экономических мер, осуществляемых под управлением федерального
органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на
разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
С принятием Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа: начальный, переходный и заключительный. Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2003 г.
Его принятие положило начало реорганизации системы стандартизации и сертификации, которая необходима для вступления России
в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
В зависимости о сферы действия все стандарты делятся на
категории и виды.
Выделяют следующие категории стандартов:
• Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);
• стандарты отраслей (ОСТ);
29
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений (СТО);
• стандарты предприятий (СТП).
При стандартизации продукции в государственные стандарты
(ГОСТ Р) включает обязательные требования к качеству продукции,
обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды; совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля соответствия обязательным требованиям;
методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасности использования продукции.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» технические условия (ТУ) не представлены как документы по стандартизации. Технические условия как документ по качеству готовой продукции входят наряду с эксплуатационной документацией (инструкции,
паспорта) в комплект товаросопроводительных документов. Несмотря
на это технические условия являются очень распространенным нормативным документом и востребованы отечественной практикой. В отличие от стандартов (ГОСТ Р, ОСТ) они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой
продукции.
Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям стандартов, распространяющимся на данную продукцию.
Стандарты всех категорий имеют соответствующие обозначения, состоящие из индекса, регистрационного номера и года принятия
(ГОСТ 15842-90; ГОСТ Р 51618-2000).
Обозначение технических условий состоит из индекса (ТУ),
кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП), трехразрядного номера, кода предприятия-разработчика, года утверждения.
•
30
В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:
• основополагающие;
• на продукцию и услуги;
• на работы (процессы);
• на методы контроля.
1.5.2. Органы и службы стандартизации российской федерации
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Основная функция органов по стандартизации состоит в руководстве работами по стандартизации и к ним относятся:
• Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) — высший орган по
стандартизации;
• территориальные органы Госстандарта — центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) — на территории РФ их более 100.
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на
определенных уровнях управления — государственном, отраслевом,
предприятии (организации).
Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИ стандарта), ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) и др.
Технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции
(услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техни31
ческий потенциал. Так как любой стандарт — продукт согласованного
мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей), то задача Технического комитета заключается в обеспечении
«круглого стола» участников разработки и стандарта.
Национальные стандарты, а также информация об их разработке
должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке стандартов осуществляется национальным органом по стандартизации и определяется Правительством
РФ.
В РФ в порядке и на условиях, установленных Правительством
РФ, создается и функционирует единая информационная система,
предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного
фонды технических регламентов и стандартов.
Заинтересованным лицом обеспечивается свободный доступ к
создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев,
если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или
коммерческой) такой доступ должен быть ограничен.
Учитывая, что ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органами управления, они являются документами официальными.
Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные
стандарты Российской Федерации».
1.5.3. Межгосударственная система стандартизации (мгсс)
Представителями государств бывшего СССР в 1992 г. было подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области
стандартизации». Согласно этому документы были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость
32
двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии. Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС),
членами которого являются руководители национальных органов по
стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников
Соглашения всех 12 государств Содружества.
В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в
СССР фонды нормативных документов и эталонная база, и в настоящее время полностью завершен процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ.
Принятые стандарты гармонизированы с международными, что
способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.
1.5.4. Международная и региональная стандартизация
Для успешного осуществления торгового, экономического и
научно-технического сотрудничества стран большое значение имеет
международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной так как различия
национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую
на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.
Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т. е.
согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами
стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
33
Международные организации по стандартизации:
• Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г., в работе которой участвуют 138 стран;
• Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в
1906 г., число членов около 52.
Помимо ИСО, МЭК (как организаций, специализирующихся
по стандартизации) в работах по международной стандартизации
участвуют другие организации:
• Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
• Международная торговая палата (МТП).
В мире действует семь региональных организаций по стандартизации: в Скандинавии, в Латинской Америке, в Арабском регионе, в
Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Это связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к созданию объединенных региональных рынков.
Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Крупнейшими региональными организациями по стандартизации в
рамках ЕС являются:
• Европейский комитет по стандартизации (СЕН), цель которого — содействие развитию торговли товарами и услугами путем
разработки европейских стандартов;
• Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Особенностью большинства евростандартов является то, что в
их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных
европейских стран, а также международные стандарты ИСО и МЭК.
Глава 1.6. Штриховое кодирование товаров
Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
34
Необходимость внедрения ШК возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров ускорить
товародвижение и упростить документальное оформление товаров на
разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при
выполнении этих операций возможны ошибки.
Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и
американский — UPC. Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше
остальных, кроме того, последняя стоит за «зеброй», как бы на отлете.
В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр. EAN-8 используется для маркировки упаковки
и(или) товаров небольшого размера; EAN-13 наносится на любые упаковки и (или) товары, если позволяет площадь. EAN-14 применяется
только для транспортной упаковки.
Штриховой код надежен благодаря четырем вариантам ширины
штрихов и промежутков между ними. Каждая цифра образуется из
двух штрихов и двух промежутков (пробелов), которые в свою очередь образуют четыре граничные поверхности. На несколько десятков
тысяч раз считывания возможна только одна ошибка.
Подлинность товара можно определить после вычисления
контрольной цифры штрихового кода. Расчет производится следующим образом:
1.
Сложить цифры штрихового кода, стоящие на четных местах (7290000494616): 2 + 0 + 0 + 4 + 4+1 = 11.
2.
Полученную сумму умножить на 3: 11 х 3 = 33.
3.
Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без
контрольной цифры: 7 + 9 + 0 + 0 + 9 + 6 = 31.
4.
Сложить числа, подсчитанные в пунктах 2 и 3: 33 + 31 = 64.
5.
От полученной суммы отбросить десятки: получается 4.
35
6.
Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5: 10 – 4 = 6.
Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает
с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен
незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу.
Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается
на 3 — 15% его стоимости. Потребители в России по вопросу информации о штриховом коде могут обратиться в ЮНИСКАН — организацию, занимающуюся вопросами автоматического кодирования продукции. Право ставить штриховой код на товары имеют только те
предприятия, которые зарегистрированы в ЮНИСКАН.
Конец первой лекции
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru
36