Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общие правила проведения инвентаризации. Бухгалтерские проводки

  • 👀 229 просмотров
  • 📌 170 загрузок
  • 🏢️ РФЭТ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общие правила проведения инвентаризации. Бухгалтерские проводки» pdf
НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (Шестая лекция) __________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ..................4 Глава 1.1. Случаи обязательного проведения инвентаризации основных средств.......................................................................................................5 Глава 1.2. Общие правила проведения инвентаризации..........................7 Глава 1.3. Исправление выявленных расхождений по результатам инвентаризации.......................................................................................14 РАЗДЕЛ 2. ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ..................................16 Глава 2.1. Списание объектов основных средств...................................17 Глава 2.2. Выбытие основных средств при передаче имущества другой фирме......................................................................................................19 Глава 2.3. Бухгалтерские проводки.........................................................21 2.3.1. Порядок учета выбытия (списания) основных средств..........21 2.3.2. Особенности учета при вложении основных средств в уставный капитал...............................................................................27 2.3.3. Особенности учета при безвозмездной передаче основных средств...............................................................................33 2.3.4. Особенности учета при выбытии основного средства через обмен.........................................................................................35 2.3.5. Списание основных средств при чрезвычайных обстоятельствах..................................................................................40 2.3.6. Списание основных средств в случае их кражи (хищения)...41 2.3.7. Реализация основных средств в целях исчисления налога на прибыль..............................................................................49 2.3.8. Списание (ликвидация) основных средств в целях исчисления налога на прибыль..........................................................51 2.3.9. Начисление НДС при реализации имущества, которое учитывалось вместе с НДС................................................................52 3 РАЗДЕЛ 1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Под инвентаризацией основных средств следует понимать проверку фактического наличия инвентарных объектов; сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Для чего нужна инвентаризация? Судите сами, работа бухгалтера – это «кабинетная» работа. Он сидит и судит обо всех происходящих процессах на предприятии по бумажкам. Поступило основное средство – ему кладут на стол документ; выбыло – другой документ. У бухгалтера нет возможности каждый раз проверять за кладовщиками и прочими материально-ответственными лицами точность отражения данных в документах. Бухгалтер не может отследить возможное хищение имущества, если, конечно, оно не зафиксировано в документе. В связи с этим реально возникает вероятность расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества. Причем, чем больше срок после проведения последней проверки, тем вероятнее расхождение. И причина здесь кроется не только в нечистоплотности людей (воровстве). Расхождения могут произойти также в случае безалаберности бухгалтера или материально-ответственных лиц. Предположим, кто-нибудь из них затерял важный документ, записал не ту цифру и т. д. В итоге на бумаге основное средство (какой-нибудь станок) есть, а фактически его уже давно сдали в утиль. Естественно, что государство, как полноправный партнер вашего бизнеса, получающий свою долю прибыли в виде налогов, ни за что не согласится с тем, чтобы у него похищали имущество. Да и нам с вами небесполезно будет узнать: все ли в порядке; не пропало ли чего ненароком. Понятно, что необходимость в проведении инвентаризации (проверки) продиктована целым рядом причин. И государство, и вы заинтересованы в ней. Конечно, ваш интерес будет полноценным 4 только в том случае, когда вы строите свои отношения с государством на «честных правилах игры». «Честных» – не в смысле безропотного исполнения всех прихотей «старшего по званию», коим является государство, а в смысле – опоры на законы РФ (а законы, как известно, можно толковать по-разному). Итак, инвентаризация позволяет выявить все неточности в бухгалтерском учете и довести их до фактических цифр. Глава 1.1. Случаи обязательного проведения инвентаризации основных средств Как вы понимаете, бухгалтер не может постоянно осуществлять контроль. В этом случае у него не останется времени на выполнение своих основных обязанностей. Однако в некоторых случаях государство небезосновательно обязывает проводить инвентаризацию. Все эти случаи зафиксированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49. Ознакомьтесь с этими случаями – инвентаризацию следует проводить: • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет; 5 • при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса; • и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Во всех этих случаях обязательно проводить инвентаризацию. Заметьте, что инвентаризации подлежат не только основные средства; даже «не столько основные средства», а все имущество предприятия. И самая большая сложность – это проверка наличия производственных запасов. Их, как правило, очень много, и потому сложно вести подсчет. С основными средствами гораздо проще. Проверить наличие здания или крупного агрегата – не так уж проблематично. Поэтому основные средства в обязательном порядке проверяются только один раз в три года в отличие от материалов, которые проверяются каждый год. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. То есть, если вы имеете какие-то вещные права на имущество, находящееся вдали от вашего офиса, то вы обязаны поехать туда и провести инвентаризацию. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации (см. выше). 6 Глава 1.2. Общие правила проведения инвентаризации Проводить инвентаризацию следует по правилам, обозначенным в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Ознакомьтесь с этими правилами: I. Инвентаризационная комиссия. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества специально создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Персональный состав постоянно действующих или рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Для этого издается Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22. Все первичные документы, имеющие отношение к инвентаризации имущества, официально утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88. Все Приказы о проведении инвентаризации должны быть зафиксированы в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме ИНВ-23. Кто входит в состав инвентаризационной комиссии? • представители администрации организации, • работники бухгалтерской службы, • другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.); • можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторов. 7 Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. II. До начала инвентаризации. До начала проведения инвентаризации комиссии необходимо: • получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы; • председателю инвентаризационной комиссии завизировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально-ответственные лица дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой текст обычно содержится в инвентаризационных описях (об этом ниже в 3-м пункте). До начала проведения инвентаризации рекомендуется проверить: • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. 8 При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. III. Инвентаризационные описи. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи (или акты инвентаризации). Они составляются не менее чем в двух экземплярах по форме ИНВ-1. В инвентаризационных описях материально-ответственные лица дают расписку о том, что все необходимые документы сданы либо в бухгалтерию, либо переданы комиссии. Проверка фактического наличия имущества должна производиться при обязательном участии материально-ответственных лиц. Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Требования по заполнению инвентаризационных описей: 1. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. В последнем случае описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. 2. Наименования инвентаризуемых объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. 3. На каждой странице описи указывают прописью число по- рядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. 4. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над 9 зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. 5. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 6. На последней странице описи должна быть сделана отмет- ка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. 7. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. 8. Если инвентаризация проводится в случае смены матери- ально-ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. 9. На имущество, находящееся на ответственном хранении, или арендованное имущество, составляются отдельные описи. В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. N 88, инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах. А на основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах, отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Описи составляются отдельно по группам основных средств. IV. При проведении инвентаризации. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. 10 При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации- изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.). 11 Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Условия проведения инвентаризации: 1. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. 2. Во время перерывов в работе инвентаризационных комис- сий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. 3. Руководитель организации должен создать необходимые условия для проведения взвешиваний, обмеров и подсчетов при определении фактического наличия имущества: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. V. Окончание проведения инвентаризации. В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после проведения инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и матери12 ально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются «Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей» по форме ИНВ-24. А затем Акт необходимо зарегистрировать в «Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации» по форме ИНВ-25. При «неблагополучных» результатах проведения инвентаризации, то есть при обнаружении отклонений от учетных данных, необходимо заполнить «Сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов» по форме ИНВ-18. Сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных. Там отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Окончательные результаты проведенной инвентаризации обобщаются в «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» по форме ИНВ-26. Глава 1.3. Исправление выявленных расхождений по результатам инвентаризации Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отража13 ются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N34н в следующем порядке: • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма у коммерческой организации зачисляется на финансовые результаты: Кредит 91/1 – Дебет 01; • недостача имущества и его порча при выявлении виновных лиц относятся на возмещение за счет виновных лиц (в дебет 73-го счета) через счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; • если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи, в конечном счете, списываются в дебет счета 91/2 в корреспонденции со счетом 94. Теперь коротко о налоговом учете. Если в ходе инвентаризации выявлена недостача имущества, она может быть признана внереализационным расходом. В данном случае факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (п. 2 ст. 265 НК РФ). Когда виновное лицо выявлено, сумма возмещаемого работником ущерба в налоговом учете признается внереализационным доходом. Если в ходе инвентаризации «найден» излишек (то есть неучтенное основное средство), то согласно п. 20 ст. 250 НК РФ данный объект учитывается в составе внереализационных доходов. Выявленные излишки принимаются к налоговому учету по рыночной стоимости и признаются амортизируемым имуществом. 14 Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Если вы все сделаете так, как указано в нашем разделе, то проблем с проведением инвентаризации у вас не будет. На этом мы останавливаемся и переходим к новой теме. 15 РАЗДЕЛ 2. ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Выбытие основных средств – это неизбежный результат их использования. Вопрос только в том, когда оно произойдет и по какой причине. Объекты основных средств выбывают из организации в результате: • продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу; • списания в случае морального и (или) физического износа; • передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, по договору о совместной деятельности или в паевой фонд; • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; • передачи объектов основных средств по договорам мены, дарения; • списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; • выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; • по другим причинам (например, руководство установило, что основное средство не может приносить в будущем экономические выгоды). Несмотря на существование столь огромного числа причин, вызывающих выбытие основных средств, можно выделить два наиболее общих случая: • это списание основных средств (физический, моральный износ, инвентаризация и др.); 16 • выбытие основных средств при передаче имущества другой фирме (продажа, дарение, взнос в уставный капитал, аренда и др.). Глава 2.1. Списание объектов основных средств Разберемся сначала со списанием основных средств. Под списанием следует понимать снятие с учета объекта основных средств по каким-либо независящим от воли предприятия причинам. Что может вызвать необходимость списания? Наиболее типичный случай – это физический износ оборудования. Основное средство настолько «разболталось и разломалось», что не имеет смысла его ремонтировать, то есть проводить восстановительные работы. Дешевле купить новое оборудование, а старое списать. Аналогично, в случае морального износа оборудования. Представьте себе, у вас есть какая-нибудь «супер-ЭВМ» производства 80-х годов. Слово «супер» относится только к ее размерам. На самом деле, сегодня – это бесхозная груда металлолома, которой невозможно найти применение. Те функции, которые она может выполнять, не отвечают современным требованиям. Моральный износ очевиден. Списание такого оборудования жизненно необходимо. Кроме того, списание основного средства придется осуществить в случае его кражи, аварии и иных чрезвычайных ситуациях. Руководитель организации может создавать постоянно действующую комиссию, которая будет определять непригодность дальнейшего использования основных средств, или назначать временную комиссию по мере надобности. В состав комиссии включают главного бухгалтера (бухгалтера) и материально-ответственных лиц. 17 Для участия в работе комиссии могут приглашаться технические специалисты предприятия, эксперты, а также представители инспекций, на которые возложены функции регистрации и надзора. Чем должна заниматься созданная комиссия? В ее компетенцию входит: 1. Осмотр объекта, подлежащего списанию, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию. 2. Установление причин списания объекта: • физический и моральный износ; • нарушение условий эксплуатации; • аварии; • стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации; • длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд. 3. Выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности. 4. Рассмотрение возможностей дальнейшего использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их денежная оценка исходя из текущей рыночной стоимости. 5. Контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад. 6. Составление «Акта о списании объекта основных средств» по одной из форм N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б. Формы данных первичных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7. А сейчас запомните: основанием для составления бухгалтерских проводок, отражающих списание основных средств, могут служить только эти документы (форма N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б). 18 Не забудьте также следующее: на основании этих актов необходимо сделать отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке или инвентарной книге (для объектов малых предприятий). Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации, но не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Непригодные к использованию основные средства, как правило, разбирают на части. Детали, узлы и агрегаты, полезные для ремонта других основных средств, а также иные материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания основных средств. Все это подлежит отражению в бухгалтерском учете. Основанием для проведения указанных операций являются: • уже знакомый вам акт о списании; • типовая форма N М-11 «Требование-накладная» – для оприходования деталей, полученных при списании основных средства, кроме зданий и сооружений; • форма N М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» – для оприходования материалов при списании зданий и сооружений. Глава 2.2. Выбытие основных средств при передаче имущества другой фирме Теперь, что касается выбытия объектов основных средств при передаче имущества другой фирме. Если основное средство передается другой организации, независимо от причины должен быть заполнен «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» по формам N ОС-1, N ОС-1а и N ОС-1б. Именно такой документ будет свидетельствовать о фактическом перемещении объекта от одного владельца другому. 19 Формы указанных документов используются организацией и при поступлении основного средства, и при его выбытии, о чем и свидетельствует их название («Акт о приеме-передаче»). Образцы данных документов приведены в Приложении N8. Какие бывают случаи передачи основных средств другой организации (или физическому лицу)? Это: • продажа; • обмен; • вклад в уставный (складочный) капитал других организаций; • безвозмездная передача по договору дарения; • выкуп, если это было предусмотрено договором аренды. В каждом из этих случаев организацией оформляется «Акт о приеме-передаче основных средств». Согласно п. 81 Методических указаний на основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к «Акту о приеме-передаче основных средств». Об изъятии инвентарной карточки на выбывшее основное средство делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта. Таким образом, при передаче объекта основных средств составляется один из актов о приеме-передаче, а при списании – акт о списании. Нужно отметить, что на практике такие понятие, как «списание» и «выбытие», довольно часто подменяют друг другом. С одной стороны, в этом нет ничего страшного, ведь результат в итоге получается один и тот же – основное средство «исчезает» с баланса организации. С другой стороны – необходимо четко разделять эти две операции, так как они по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учетах. 20 Глава 2.3. Бухгалтерские проводки Теперь давайте займемся составлением бухгалтерских проводок. 2.3.1. Порядок учета выбытия (списания) основных средств Порядок учета выбывающих (списываемых) объектов основных средств закреплен Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. При выбытии (списании) основных средств первым делом на отдельном субсчете 01-го счета определяют остаточную стоимость выбывающего основного средства. Для этого на счете 01 специально открывают субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета нужно перенести первоначальную стоимость, а в кредит сумму накопленной амортизации на 02-м счете. Кредит 01/1 – Дебет 01/2 «Выбытие ОС» – такой проводкой в дебет специально открытого субсчета переводят первоначальную стоимость основного средства. Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 02 – одновременно сумму накопленной амортизации с 02-го счета переводят в кредит 01/2 «Выбытие основных средств». После этих 2-х проводок первоначальная стоимость окажется в дебете 01/2, а сумма амортизации в кредите того же субсчета. Разница между этими двумя суммами составит остаточную стоимость выбывающего основного средства. Именно эту величину нужно зачислить в прочие расходы на счет 91/2. Эта операция отразится проводкой: Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 91/2 – остаточная стоимость выбывающего основного средства зачисляется в состав прочих расходов в дебет счета 91/2. В результате сальдо счета 01/2 окажется нулевым, а остаточная стоимость будет отнесена к расходам. 21 На 91-м счете отражаются прочие доходы и расходы, не связанные с продажами по основным видам деятельности. Выбытие основных средств как раз является такой операцией. Остаточная стоимость является расходом организации при выбытии основного средства. Первоначальные затраты организации в сумме первоначальной стоимости частично окупились организацией через амортизационные отчисления. Невозмещенной осталась только часть первоначальной суммы – остаточная стоимость. Вот почему ее относят в расход. Одновременно при выбытии организация может понести другие дополнительные затраты (например, затраты по разборке оборудования или по его доставке). Все эти дополнительные расходы должны быть также отнесены в дебет 91/2: Кредит 10, 69, 70, 76 ... – Дебет 91/2 – необходимо списать также все дополнительные затраты, связанные с выбытием ОС. Параллельно с затратами на 91-й счет (но только в кредит) перетекают доходы от выбытия основных средств. В первую очередь – это выручка от продажи основного средства: Кредит 91/1 – Дебет 76 (62) – такой проводкой отражается выручка от продажи основного средства. Обороты по реализации основных средств, включая обмен и безвозмездную передачу, согласно Налоговому Кодексу РФ должны облагаться налогом на добавленную стоимость. Начисление указанного налога производится проводкой: Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – при выбытии основного средства на сторону должен быть начислен НДС в корреспонденции со счетом прочих доходов. Напомним, что согласно статье 40 Налогового Кодекса РФ, если цена реализации отклоняется более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам, то налоговые 22 органы вправе доначислить налог исходя из рыночной цены. Это касается и НДС, и налога на прибыль и других налогов. Дополнительным доходом от списания основного средства можно считать оставшиеся полезные детали и узлы. Их необходимо принять на счет учета материалов (10) в корреспонденции со счетом 91/1 по рыночной стоимости. Кредит 91/1 – Дебет 10 – детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования приходуются по рыночной стоимости и относятся к прочим доходам. Особо жесткие правила распространяются на основные средства, содержащие драгоценные металлы и камни. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, которые распространяются на все юридические лица, использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и камни. При выбытии основного средства, подвергшегося дооценке, необходимо сделать также такую проводку: Кредит 84 – Дебет 83 – сумма дооценки списываемого основного средства должна быть переведена с 83-го счета «Добавочный капитал» на 84-й счет «Нераспределенная прибыль». В конце месяца на 91-м счете подводят итог – определяют финансовый результат от прочих операций: Кредит 99 – Дебет 91/9 – прибыль от выбытия основного средства заносят в кредит 99-го счета. Кредит 91/9 – Дебет 99 – убыток от выбытия основного средства заносят в дебет 99-го счета. Пример 1 Фирма ЗАО «Стек» решила продать свой грузовой автомобиль фирме ООО «Виктолина» за 236 000 руб. (в том числе НДС). 23 Предположим, что на сегодняшний день остаточная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб.: 400 000 руб. первоначальной стоимости против 300 000 руб. начисленной суммы амортизации. Сумма дооценки (на счете 83) числится в сумме 50 000 руб. Никаких дополнительных расходов, связанных с продажей автомобиля, организация не понесла. Нам нужно составить все необходимые проводки, связанные с продажей основного средства. 1. Сначала на 2-й субсчет 01-го счета следует перевести первоначальную стоимость основного средства: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 400 000 рублей – переведена первоначальная стоимость автомобиля. 2. Затем на тот же субсчет (только в кредит) следует перевести сумму амортизации: Кредит 01/2 – Дебет 02 – 300 000 рублей – переведена сумма амортизации автомобиля. 3. Отразим сумму поступившей оплаты за грузовой автомобиль от ООО «Виктолина»: Кредит 76 – Дебет 51 – 236 000 рублей – получена оплата за автомобиль. Чаще всего при продажах основного средства используется 76-й счет. По 62-му счету обычно проходят расчеты с покупателями продукции (товаров, работ и услуг) по основным видам деятельности. 4. В расходы от реализации основного средства зачислена остаточная стоимость грузовика: Кредит 01/2 – Дебет 91/2 – 100 000 рублей – остаточная стоимость автомобиля направлена в дебет счета прочих расходов. 5. Отражена реализация грузового автомобиля. При реализации основного средства должен быть обязательно составлен «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» (форма N ОС-1): 24 Кредит 91/1 – Дебет 76 – 236 000 рублей. 6. Начислен налог на добавленную стоимость на реализованный грузовой автомобиль: Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – 36 000 рублей. 7. Сумма дооценки выбывающего основного средства переводится с 83-го на 84-й счет: Кредит 84 – Дебет 83 – 50 000 рублей. 8. В конце месяца нужно подсчитать сальдо 91-го счета. В нашем примере сумма дебета равна 136 000 руб., а сумма кредита – 236 000 руб. Следовательно, наши доходы превышают расходы на 100 000 руб. Отразим полученную прибыль проводкой: Кредит 99 – Дебет 91/9 – 100 000 рублей. Вот так в бухгалтерском учете отражают операции выбытия основных средств. Теперь разберем пример, в котором осуществляется списание основного средства. Пример 2 Фирма ЗАО «Стек» решила списать свой грузовой автомобиль ввиду его физического износа. На сегодняшний день остаточная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб.: 400 000 руб. первоначальной стоимости против 300 000 руб. начисленной суммы амортизации. Специально собранная комиссия по списанию основного средства определила, что часть деталей грузового автомобиля вполне может быть использована на ремонт, часть за ненадобностью можно продать, а остальные можно сдать в металлолом. Всего комиссия насчитала отходов на сумму 40 000 руб., что было закреплено в «Акте о 25 списании автотранспортных средств» (форма N ОС-4а). Кроме того, при разборке автомобиля организация понесла затраты на оплату труда в сумме 5 000 руб. (плюс страховые взносы в размере 1 700 рублей). Нам требуется составить все проводки, связанные со списанием основного средства. 1. Сначала на 2-й субсчет 01-го счета следует перевести первоначальную стоимость основного средства: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 400 000 рублей – переведена первоначальная стоимость автомобиля. 2. Затем на тот же субсчет (только в кредит) следует перевести сумму амортизации: Кредит 01/2 – Дебет 02 – 300 000 рублей – переведена сумма амортизации автомобиля. 3. В расходы от списания основного средства зачислена остаточная стоимость грузовика: Кредит 01/2 – Дебет 91/2 – 100 000 рублей – остаточная стоимость автомобиля направлена в дебет счета прочих расходов. 4. Необходимо списать также затраты на оплату труда, понесенные организацией при разборке автомобиля, и сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Кредит 70 – Дебет 91/2 – 5 000 рублей. Кредит 69 – Дебет 91/2 – 1 700 рублей. 5. В качестве дохода от списания грузовика можно отразить поступление возвратных отходов (деталей, узлов, материалов), полученных при разборке автомобиля: Кредит 91/1 – Дебет 10 – 40 000 рублей. 26 6. Сумма дооценки списываемого основного средства переводится с 83-го на 84-й счет: Кредит 84 – Дебет 83 – 50 000 рублей. 7. В конце месяца подсчитывается сальдо 91-го счета и определяется финансовый результат от прочих доходов и расходов. В нашем примере сумма дебета равна 106 700 руб., а сумма кредита – 40 000 руб. Следовательно, убыток от списания автомобиля составил 66 700 руб.: Кредит 91/9 – Дебет 99 – 66 700 рублей. Каждая бухгалтерская проводка должна непременно сопровождаться каким-нибудь первичным документом. В таблице 2.1, которая расположена на следующей странице, мы обобщили все основные бухгалтерские проводки и указали первичные документы к ним. Просим вас с ними внимательно ознакомиться. 2.3.2. Особенности учета при вложении основных средств в уставный капитал Основное средство может выбыть не только при продаже. Возможен также случай передачи вашего имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации. В обмен на основное средство передающая организация получает акции, стоимость которых отражается на счете 58 «Финансовые вложения». При этом бухгалтер точно также списывает первоначальную стоимость и сумму амортизации передаваемого основного средства на счет 01/2. «Исходящий» НДС начисляться не будет, так как такая операция согласно статье 39 Налогового Кодекса не признается реализацией имущества. В соответствии с п. 85 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденных Приказом Минфина 27 России от 13.10.2003 N 91н, выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражается в размере его остаточной стоимости проводкой: Кредит 01/2 – Дебет 76 – отражена передача основного средства в уставный капитал (по остаточной стоимости). Кредит 76 – Дебет 58/1 – отражены финансовые вложения в виде вклада в уставный капитал. Передаваемое в уставный капитал амортизируемое имущество должно включать в себя НДС, уплаченный при его приобретении (в соответствии со статьей 170 НК РФ). Если мы передаем в уставный капитал основное средство, по которому в силу каких-то причин НДС был уже возмещен, то эти суммы следует восстановить. Таблица 2.1. Бухгалтерские проводки по выбытию (списанию) основных средств Бухгалтерская проводка Содержание операции Кредит 01/1 – Дебет 01/2 Списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств Кредит 01/2 – Дебет 02 Списывается начисленная сумма амортизации по объекту основных средств Кредит 01/2 – Дебет 91/2 Зачисляется в состав расходов остаточная стоимость основного средства Кредит 01/2 – Дебет 94 Кредит 94 – Дебет 91/2 Кредит 10, 69, 70, 76 – Дебет 91/2 Остаточная стоимость основного средства списывается в результате чрезвычайных обстоятельств Списываются затраты, связанные с выбытием (списанием) основных средств 28 Оправдательный документ При списании – «Акт о списании объекта основных средств» по форме N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б. При передаче – «Акт о приеме-передаче» по форме N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б Те же документы, что и в предыдущей проводке, а также инвентарная карточка (форма N ОС-6) или инвентарная книга и «Расчетная ведомость по начислению амортизации основных средств» Те же документы «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» - N ИНВ-18, «Акт о списании объекта основных средств» по форме N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б, справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций Смета затрат, расчетно-платежная ведомость, накладные, требования и другие документы Кредит 91/1 – Дебет 76 (62) Отражается выручка от продажи основного средства «Акт о приеме-передаче» по форме N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б, договор продажи, счет, накладная Кредит 68/2 – Дебет 91/2 При реализации основного средства начисляется НДС Счет-фактура При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал взамен приходуются акции Учредительные документы, «Акт о приеме-передаче основных средств» по форме N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б Кредит 91/1 – Дебет 10 Приходуются материалы, детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования Для учета материалов - «Приходный ордер» по форме N М-4. Для оприходования деталей - «Требование- накладная» по форме N М-11. Для оприходования материалов при списании зданий и сооружений - «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» по форме N М-35 Кредит 99 (91/9) – Дебет 91/9 (99) Определяется прибыль (убыток) от выбытия основного средства Бухгалтерская справка-расчет Кредит 01/2– Дебет 76 Кредит 76 – Дебет 58/1 Такая ситуация может произойти в том случае, если вы, прежде чем передать основное средство в уставный капитал, ввели его у себя в эксплуатацию и возможно начали начислять по нему амортизацию. В этом случае нужно произвести корректировку, связанную с возмещенной суммой НДС: ее следует восстановить, но не всю, а лишь в той части, которая еще не амортизировалась. Кредит 68/2 – Дебет 19 – восстановлена сумма НДС по передаваемому основному средству в части, пропорциональной остаточной стоимости. Кредит 19 – Дебет 58 – восстановленная по основному средству сумма НДС отнесена на увеличение первоначальной стоимости финансового вложения. Вы уже знаете, что стоимость доли в уставном капитале, в счет оплаты которой передано основное средство, определяется по стоимости, согласованной учредителями. Разница, которая возникает между балансовой стоимостью переданного имущества и его стоимостью, согласованной учредителями, 29 признается прочим доходом или расходом, который не учитывается при расчете налога на прибыль. Из-за этого в бухгалтерском учете образовываются постоянные разницы. Возникшие разницы будут отражаться одной из следующих проводок: Кредит 99 – Дебет 68 – отражено возникновение постоянного налогового актива. Кредит 68 – Дебет 99 – отражено возникновение постоянного налогового обязательства. Чтобы лучше разобраться в этой ситуации, давайте рассмотрим числовой пример. При этом мы рекомендуем вам положить перед собой схему Аксенова и делать на ней каждую проводку. Так вам будет легче понять, о чем идет речь. Если чистой схемы Аксенова у вас нет, то тогда возьмите лист бумаги и изобразите на нем необходимые Т-образные счета. Пример 3 Предположим, фирма ЗАО «Стек» решила передать свой грузовой автомобиль фирме ООО «Виктолина» в качестве вклада в уставный капитал, полагая получить взамен долю на сумму 150 000 руб. На сегодняшний день остаточная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб.: 400 000 руб. первоначальной стоимости против 300 000 руб. начисленной суммы амортизации. В свое время ЗАО «Стек» полностью возместило оплаченный при покупке автомобиля НДС – 72 000 руб. Давайте отразим бухгалтерскими проводками передачу автомобиля в уставный капитал: 1. Сначала на 2-й субсчет 01-го счета следует перевести первоначальную стоимость основного средства: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 400 000 рублей – переведена первоначальная стоимость автомобиля. 2. Затем на тот же субсчет со счета 02, следует перевести сумму амортизации: 30 Кредит 01/2 – Дебет 02 – 300 000 рублей – переведена сумма амортизации автомобиля. 3. После этих двух проводок следует вспомнить про НДС, возмещенный при покупке автомобиля. Часть этой суммы нужно восстановить, а именно, ту часть, которая приходится на недоамортизированную стоимость основного средства – остаточную стоимость. Подсчитываем. Остаточная стоимость автомобиля на данный момент составляет 100 000 руб. НДС от этой суммы составляет 18% - 18 000 руб. Это и есть та величина налога на добавленную стоимость, которую нужно восстановить. Подчеркиваем, восстанавливать следует не всю сумму возмещенного НДС (72 000 руб.), а только ту часть, которая относится к остаточной стоимости (18 000 руб.). Восстановить НДС в стоимость основного средства нужно такой проводкой: Кредит 68/2 – Дебет 19 – 18 000 рублей – восстановлен НДС, относящийся к остаточной стоимости автомобиля. 4. Следующим этапом нужно отразить передачу объекта основных средств в счет взноса в уставный капитал по остаточной стоимости: Кредит 01/2 – Дебет 76 – 100 000 рублей – списана остаточная стоимость автомобиля. 5. Теперь бухгалтер ЗАО «Стек» должен отразить в учете номинальную стоимость акций, то есть долю, согласованную с учредителями. В нашем случае – это 150 000 рублей. Кредит 76 – Дебет 58 – 150 000 рублей – отражена номинальная стоимость акций. 6. Сумму восстановленного НДС следует отразить проводкой: 31 Кредит 19 – Дебет 58 – 18 000 рублей – восстановленная сумма НДС по основному средству отнесена на увеличение первоначальной стоимости финансового вложения. 7. Затем нужно сравнить суммы, которые образовались по дебету и кредиту 76-го счета. В дебете у нас числится 100 000 рублей – это остаточная стоимость основного средства. В кредите – 150 000 рублей – номинальная стоимость акций. Полученную разницу в размере 50 000 рублей необходимо списать на финансовый результат. Если остаточная стоимость ниже оценки, согласованной с учредителями (как в нашем случае), то разницу нужно направить по проводке: Кредит 91/1 – Дебет 76 – 50 000 рублей – отражен доход, полученный при передаче объекта в уставный капитал. Если остаточная стоимость выше оценки, то тогда проводка будет другой: Кредит 76 – Дебет 91/2. Но в налоговом учете подобный доход (расход) не признается для целей налогообложения. А это значит, что бухгалтеру нужно будет отразить постоянную разницу. В нашем случае возникшая разница ведет к образованию постоянного налогового актива: Кредит 99 – Дебет 68 – 10 000 рублей (50 000 х 20%) – отражено возникновение постоянного налогового актива. Итак, мы рассмотрели схему проводок при вкладе основного средства в уставный капитал. Теперь давайте разберемся с безвозмездной передачей основных средств. 32 2.3.3. Особенности учета при безвозмездной передаче основных средств Некоторые особенности учета имеет безвозмездная передача имущества. Понятно, что, передав безвозмездно основное средство, доход фирма не получает. Поэтому проводка Кредит 91/1 – Дебет 76 не составляется. Хотя списание остаточной стоимости основного средства все равно происходит. И эта операция отразится в обычном порядке. Сначала первоначальную стоимость и сумму амортизации перенесут на специально открытый субсчет 01/2 «Выбытие основных средств», а затем разницу (остаточную стоимость) занесут в дебет 91/2: Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 91/2 – остаточная стоимость выбывающего основного средства зачисляется в состав прочих расходов в дебет счета 91/2. Безвозмездная передача признается объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Согласно статье 154 НК РФ при безвозмездной передаче основного средства должен быть начислен налог на добавленную стоимость в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ. Напомним, что согласно статье 40, если цена реализации отклоняется более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам, то налоговые органы вправе доначислить налог исходя из рыночной цены. Поскольку мы вообще бесплатно отдаем основное средство, то этот случай целиком подпадает под эту категорию, и налоговики непременно захотят доначислить налог. Ждать, пока они это сделают, не рекомендуем, потому что они приплюсуют к общей сумме еще пеню и штраф. Лучше самим произвести доначисления, не дожидаясь их участия. Для этого бухгалтеру нужно определить рыночную цену на подобное основное средство и, исходя из этой величины, начислить налог на добавленную стоимость: 33 Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – начислен НДС, исходя из рыночной стоимости аналогичного основного средства. Рассмотрим числовой пример. Пример 4 Предположим, фирма ЗАО «Стек» решила подарить свой грузовой автомобиль фирме ООО «Виктолина». На сегодняшний день остаточная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб.: 400 000 руб. первоначальной стоимости против 300 000 руб. начисленной суммы амортизации. Давайте отразим бухгалтерскими проводками передачу автомобиля: 1. Сначала на 2-й субсчет 01-го счета следует перевести первоначальную стоимость основного средства: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 400 000 рублей – переведена первоначальная стоимость автомобиля. 2. Затем на тот же субсчет только в кредит следует перевести сумму амортизации: Кредит 01/2 – Дебет 02 – 300 000 рублей – переведена сумма амортизации автомобиля. 3. Разницу (остаточную стоимость) следует направить в дебет счета 91/2: Кредит 01/2 – Дебет 91/2 – 100 000 руб. – остаточная стоимость автомобиля направлена в дебет счета прочих расходов. 4. Поступлений по кредиту 91-го счета не будет, поскольку передача была безвозмездной. Но НДС нужно начислить исходя из рыночной цены на аналогичное основное средство. Предположим, бухгалтер фирмы ЗАО «Стек» установил, что рыночная цена колеблется около 150 000 руб. (без учета НДС). Тогда нужно сделать следующую проводку: 34 Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – 27 000 рублей – произведено начисление НДС, исходя из рыночной стоимости на аналогичное основное средство. 5. В конце месяца нужно будет подсчитать сальдо 91-го счета. В нашем примере сумма дебета равна 127 000 руб., а сумма кредита – 0 руб. Следовательно, в учете у нас получился убыток на сумму 127 000 руб. Отразим полученный убыток проводкой: Кредит 91/9 – Дебет 99 – 127 000 рублей. Согласно п. 16 статьи 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества не учитываются в целях налогообложения. А в соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 эти расходы должны быть признаны постоянной разницей и от них необходимо начислить постоянное налоговое обязательство: Кредит 68 – Дебет 99 – 25 400 рублей (127 000 х 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство. 2.3.4. Особенности учета при выбытии основного средства через обмен Обмен тоже является одним из возможных случаев выбытия основного средства. Про особенности обменных операций мы очень подробно говорили в четвертой лекции (раздел «Поступление основных средств»). Сейчас только вкратце опишем бухгалтерские проводки. Итак, вы как продавец и одновременно покупатель заключили договор мены со своим партнером. Вы предложили ему ваше основное средство, а он вам сырье для производства. Ваша задача: отразить в учете реализацию основного средства и одновременно поступление материальных ценностей. Сначала напомним, как осуществляется реализация основного средства: 35 Кредит 01/1 – Дебет 01/2 «Выбытие ОС» – такой проводкой в дебет специально открытого субсчета переводят первоначальную стоимость основного средства. Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 02 – одновременно сумму накопленной амортизации с 02-го счета переводят в кредит счета 01/2 «Выбытие основных средств». Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 91/2 – остаточная стоимость выбывающего основного средства зачисляется в состав прочих расходов в дебет счета 91/2. Кредит 10, 69, 70, 76 ... – Дебет 91/2 – затраты, связанные с выбытием основного средства, также списывают на счет прочих расходов. Параллельно с затратами на 91-й счет (но только в кредит) перетекают доходы от реализации основного средства. Кредит 91/1 – Дебет 76 (62) – такой проводкой отражается выручка, полученная в результате обмена основного средства. Теперь обратим ваше внимание на то, что согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» величина выручки по договорам мены принимается к учету исходя из стоимости товаров (ценностей), полученных организацией (п. 6.3 ПБУ 9/99). То есть, если ваше предприятие передает основное средство в обмен на сырье, то величина выручки от продажи основного средства должна устанавливаться исходя из стоимости получаемого сырья. При этом в пункте 6.3 также указано, что стоимость получаемых товаров (сырья) нужно установить исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). То есть, если совсем недавно ваше предприятие закупало у того же поставщика такое же сырье, то его стоимость нужно взять из предыдущей сделки. Если вдруг окажется, что при сравнимых обстоятельствах аналогичная продукция не закупалась, то согласно пункту 6.3 ПБУ 9/99 36 величину выручки определяют исходя из стоимости передаваемых товаров. При этом берется цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции. То есть выручка от реализации основного средства должна оцениваться по стоимости, которая в сравнимых обстоятельствах устанавливается на аналогичное основное средство. Это может быть остаточная стоимость или другая величина. Такой способ определения цены довольно сложен. Формулировки Минфина запутаны, но выполнять их нужно. Предположим, величину выручки от реализации основного средства вы определили. Теперь, если вы являетесь плательщиком НДС, нужно начислить налог. Согласно статье 154 Налогового Кодекса РФ НДС следует исчислять исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса. Содержание этой статьи указывает на то, что налоговые органы вправе контролировать цены бартерных (меновых) операций для целей налогообложения. При этом если выручка от реализации имущества (в рыночных ценах) будет отклоняться от той, которую вы применили в бухгалтерском учете более чем на 20 процентов, то налоговые органы, проводя документальную проверку, должны доначислить налог на прибыль и НДС, отталкиваясь именно от рыночной цены имущества. Если корректировку налогов будут проводить сами налоговики, то налогоплательщику грозят пени за несвоевременную уплату налога. Выход для налогоплательщиков может быть только один. Они самостоятельно должны следить за рыночными ценами на сырье, материалы, объекты основных средств и при необходимости сами доначислять налоги. Необходимую информацию следует черпать только в официальных источниках. Ими могут служить: • официальные сведения о биржевых котировках; 37 • информация государственных органов статистики и ценообразования; • информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации. Производить начисление налога на добавленную стоимость следует так: Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – начислен НДС с выручки от продажи. На этом проводки по реализации, как составной части обмена, завершаются. По окончании месяца будет подведен итог – подсчитана общая прибыль (или убыток) от реализации и заключительной проводкой станет: Кредит 99 (91/9) – Дебет 91/9 (99) – в конце месяца определяется сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы», которое зачисляется в дебет или кредит 99-го счета. Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки первой части обмена, которые отражали реализацию основного средства. Теперь давайте разберем то, как нужно отражать поступление материальных ценностей при обмене. Стоимость материальных ценностей без НДС, которые предполагается использовать в виде сырья в производстве следует зачислять на 10-й счет: Кредит 60 – Дебет 10 – при поступлении материальных ценностей, в том числе при обмене, их стоимость без НДС принимают на 10-й счет1. 1 Полученные материалы сразу будут попадать на 10й счет в том случае, если обмен товарами произошел одновременно или ваша организация отгрузила свой товар раньше, чем партнер. Если организация сначала приняла ценности от партнера и только потом отгрузила ему свое основное средство, то полученные вещи сначала будут отражаться на забалансовом счете 002. Передав основное средство партнеру, организация сможет учесть их на счете 10, одновременно списав их стоимость с забалансового счета (см. вторую лекцию, раздел «Учет материальных запасов»). 38 Кредит 60 – Дебет 19 – сумма НДС учитывается отдельно на 19м счете. Согласно пункту 6.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» величина кредиторской задолженности при обмене определяется стоимостью передаваемого имущества (в данном случае основного средства). Причем цена на основное средство должна устанавливаться исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей. Так, если обычно организация продает такие основные средства по остаточной стоимости, то принимаемые материальные ценности нужно оценить исходя из остаточной стоимости реализуемого основного средства. В том случае, если при сравнимых обстоятельствах аналогичные товары не продавались, то величина кредиторской задолженности на получаемые материальные ценности должна устанавливаться исходя из цены, по которой при сравнимых обстоятельствах закупается такая продукция (товары). То есть если вы не смогли установить цену на сырье исходя из стоимости основного средства, то цена на сырье устанавливается исходя из цены, по которой обычно такое сырье покупается. После того, как организация оприходует полученный товар, на основании счета-фактуры она может направить «входящий» НДС к вычету (п. 1 ст. 172): Кредит 19 – Дебет 68/2 – организация имеет право сделать вычет НДС, на сумму предъявленную поставщиком. Как только вы совершите всю комбинацию бухгалтерских проводок, вам останется подвести черту в обмене – нужно сделать зачет между дебиторской задолженностью, которая числится в дебете 76-го (62-го) счета и кредиторской задолженностью, которая висит в кредите 60-го. Для этого вы делаете проводку: Кредит 76 (62) – Дебет 60 – такой проводкой отражается зачет взаимных требований. 39 Вот и весь обмен. Документально операция по передаче основного средства в обмен на другое имущество оформляется актом приема-передачи объекта основных средств по формам N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. Итак, мы уже разобрали продажу основного средства, списание, вклад в уставный капитал, безвозмездную передача, обмен. Все это вполне предсказуемые обстоятельства выбытия основных средств. Но иногда предприятие совершенно неожиданно и по независящим от него причинам лишается своего имущества. Это происходит в результате аварий, стихийных бедствий или же краж (хищений). Сначала разберемся с особенностями списания основных средств при стихийных бедствиях. 2.3.5. Списание основных средств при чрезвычайных обстоятельствах Следует обратить внимание, что, согласно п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, в том числе пожаров, отражаются в составе прочих расходов, то есть на счете 91. Теперь давайте посмотрим, через какие проводки расходы от чрезвычайных ситуаций окажутся на этом счете. Первым делом после случившейся чрезвычайной ситуации руководитель должен проинформировать органы государственной власти (полицию, прокуратуру, МЧС России) о чрезвычайной ситуации, издать приказ о проведении внеплановой инвентаризации утраченного имущества. Составив ведомость учета результатов по форме N ИНВ-26 и направив заявление, например, в Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое должно подтвердить факт произошедшего урагана 40 или наводнения, бухгалтер организации может перевести стоимость «потерянных» основных средств по проводке: Кредит 01/2 «Выбытие ОС» – Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – остаточная стоимость списываемого основного средства отнесена к недостачам. Списать «исчезнувшее» основное средство с 94-го счета организация сможет только тогда, когда получит документы от министерства или ведомства, подтверждающие факт произошедшей ситуации (например, справку подразделения противопожарной охраны): Кредит 94 – Дебет 91 – остаточная стоимость списываемого основного средства, потерянного в результате чрезвычайных обстоятельств, относится в дебет счета 91. Если документов, подтверждающих факт произошедшей ситуации, нет, то с расходами следует поступить следующим образом: • если используется прибыль прошлых лет, то расходы списываются за счет чистой прибыли, то есть с дебета счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; • если используется прибыль текущего года, то расходы списываются в дебет 99-го счета «Прибыли и убытки». 2.3.6. Списание основных средств в случае их кражи (хищения) Теперь про особенности списания в случае кражи. Если на предприятии установлен факт хищения основных средств, то в соответствии с пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, на предприятии в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация. На основании представленных документов (актов инвентаризации, объяснительных записок материально ответственных лиц, актов (справок) следственных органов и т. п.) комиссия определяет причины хищения и виновных лиц. 41 Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании основного средства, привлечении к ответственности виновных лиц и т. п.) оформляются приказом руководителя предприятия. На основании этого приказа составляется акт о списании по форме N ОС-4, N ОС-4а или N ОС-4б. Рассмотрим несколько вариантов списания похищенных основных средств. СИТУАЦИЯ 1. Списание основных средств, не застрахованных от хищения. Как отражать в бухгалтерском учете операции по списанию не застрахованных от хищения объектов основных средств, рассмотрим на конкретном примере. Пример 5 Из ООО «Омега» украден ксерокс, первоначальная стоимость которого составляла 20 000 руб., а величина амортизации, начисленной до момента выбытия – 5 000 руб. В ходе проведения инвентаризации комиссией установлено, что одной из причин кражи явилось несоблюдение требований приказа руководителя предприятия по контролю за сохранностью имущества. В связи с этим принято решение списать ксерокс и направить в суд документы о взыскании его стоимости с лица, ответственного за сохранность этого основного средства. На основании документов, подтверждающих выбытие объекта основных средств (акта инвентаризации, заявления о хищении в органы внутренних дел и др.), в бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 20 000 рублей – переведена на субсчет «Выбытие основных средств» первоначальная стоимость ксерокса. Кредит 01/2 – Дебет 02 – 5 000 рублей – и сумма амортизации. 42 Кредит 01/2 – Дебет 94 – 15 000 рублей – остаточная стоимость отнесена на счет недостач. После вынесения судом решения о взыскании суммы ущерба с виновного лица (работника предприятия) в учете делаются следующие проводки: Кредит 94 – Дебет 73/2 – 15 000 рублей – отражена сумма ущерба к взысканию с виновного лица на основании решения суда. Кредит 73/2 – Дебет 50 (51) – 15 000 рублей – отражено добровольное погашение работником задолженности по причиненному ущербу. или Кредит 73/2 – Дебет 70 – 15 000 рублей – сумма ущерба удержана из заработной платы виновного лица1. Если судом принято решение об отказе во взыскании ущерба с виновного лица, сумма ущерба продолжает числиться на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». После окончания срока предварительного следствия в учете делается следующая запись: Кредит 94 – Дебет 91/2 – 15 000 рублей – сумма ущерба отнесена к прочим расходам. Основанием служат документы следственных органов. СИТУАЦИЯ 2. Списание основных средств, застрахованных от хищения. Снова рассмотрим числовой пример. Пример 6 1 Обращаем внимание, что согласно ст. 248 ТК РФ с виновного работника разрешается взыскивать суммы причиненного ущерба, не превышающие среднего месячного заработка. 43 Из ЗАО «Меркурий-Эл» был похищен сканер Scitex Smart 342 первоначальной стоимостью 60 000 руб. Сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации сканера, составила 35 000 руб. Страховая организация перечислила предприятию страховое возмещение в размере 25 000 руб. При этом, согласно страховому договору, право регрессного требования (требования взыскания нанесенного ущерба с виновных лиц) переходит к страховой организации. В таком случае предприятие – владелец украденного сканера не может требовать возмещения ущерба с виновного лица. В бухгалтерском учете предприятия на основании документов, подтверждающих факт выбытия сканера (акта инвентаризации, заявления о хищении и др.), должны быть сделаны следующие проводки: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 60 000 рублей – переведена на субсчет «Выбытие основных средств» первоначальная стоимость сканера. Кредит 01/2 – Дебет 02 – 35 000 рублей – и сумма амортизации. Кредит 01/2 – Дебет 94 – 25 000 рублей – остаточная стоимость зачислена в состав недостач. Кредит 94 – Дебет 91/2 – 25 000 рублей – остаточная стоимость похищенного основного средства списана в прочие расходы. Кредит 91/1 – Дебет 76/1 – 25 000 рублей (60 000 - 35 000) – страховая организация обязалась возместить расходы. Кредит 76/1 – Дебет 51 – 25 000 рублей – получено страховое возмещение от страховой организации. Полученное предприятием страховое возмещение фактически является компенсацией его ущерба от страхового случая (в нашем примере – кражи сканера) и не может считаться реализацией его про44 дукции или извлечением дохода. Следовательно, налогом на добавленную стоимость эта сумма не облагается. Размер возмещения может быть меньше суммы реальных потерь от страхового случая. В таком случае сумма некомпенсируемых потерь включается в состав расходов в дебет 91-го счета. Превышение суммы возмещений над суммами потерь вряд ли возможно. СИТУАЦИЯ 3. Возврат ранее похищенных основных средств. На практике может возникнуть ситуация, когда ранее списанное с баланса похищенное основное средство найдено и возвращено предприятию-владельцу. При постановке его на баланс у предприятия возникает вопрос об определении его стоимости. Между тем возвращенное после хищения имущество нельзя считать безвозмездно полученным или неучтенным объектом, обнаруженным в результате инвентаризации. Единственным документом, подтверждающим его стоимость, является акт инвентаризации, по результатам которой он был ранее списан с баланса. По какой же стоимости нужно принять объект к бухгалтерскому учету? На этот счет существует несколько точек зрения: 1. По стоимости, по которой он был первоначально принят к учету. Одновременно придется восстановить сумму начисленной ранее амортизации. Данная цена указана в акте о списании, там же записана сумма амортизации, которая уже была начислена по этому объекту. 2. Определить новую (рыночную) стоимость основного средства и новый срок полезного использования. Сразу скажем, что определение стоимости найденного имущества вызывает много споров. Наиболее часто применяется первый вариант – определение стоимости по акту о списании. Именно его мы и будем разбирать в курсе. 45 Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по возврату ранее похищенных основных средств рассмотрим на числовом примере. Пример 7 Воспользуемся данными другого примера и допустим, что ООО «Омега» был возвращен ранее похищенный и списанный с баланса ксерокс. Его первоначальная стоимость составляла 20 000 руб., а сумма амортизации, начисленная на момент списания, – 5 000 руб. Порядок восстановления ксерокса в бухгалтерском учете зависит от того, на каком счете числится величина ущерба от хищения в момент возврата похищенного ксерокса. Если величина ущерба (15 000 руб.) в момент возврата похищенного ксерокса числится на 94-м счете, в бухгалтерском учете делаются следующие проводки: Кредит 94 – Дебет 01/1 – 15 000 рублей – восстановлена остаточная стоимость имущества. Кредит 02 – Дебет 01/1 – 5 000 рублей – восстановлена сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации ксерокса. Если в соответствии с решением судебных или следственных органов величина убытка при хищении основного средства была списана на финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия или возмещена виновным лицом, в учете делаются следующие проводки: Кредит 91/1 – Дебет 01/1 – 20 000 рублей – восстановлена первоначальная стоимость возвращенного ксерокса. Кредит 02 – Дебет 91/2 – 5 000 – восстановлена сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации ксерокса. 46 Но виновное лицо, ранее возместившее причиненный ущерб от списания похищенного основного средства, через суд может добиться пересмотра и отмены прежнего судебного решения. В этом случае ранее взысканные суммы должны быть возвращены этому лицу. В бухгалтерском учете возврат отражается следующими проводками: Кредит 73/2 – Дебет 94 – 15 000 рублей – отражена сумма недостачи, во взыскании которой отказано судом. Кредит 50 (51) – Дебет 73/2 – 15 000 рублей – произведен возврат виновному лицу суммы уплаченных им средств. Кредит 94 –Дебет 91/2 – 15 000 рублей – поскольку деньги были возвращены виновному лицу, то в бухгалтерском учете нужно отразить расход. Если органами внутренних дел найдено застрахованное имущество, по которому была произведена полная выплата страхового возмещения, возможны два варианта развития ситуации. 1. Договором страхования может быть предусмотрен переход права собственности на похищенное и впоследствии найденное имущество страховой организации (при условии, конечно, что та полностью выплатит причитающуюся сумму страхового возмещения). 2. В этом случае нам никаких бухгалтерских проводок делать не нужно, поскольку получать имущество будем не мы. 3. Если же договором не предусмотрен переход права собственности на похищенное и впоследствии найденное имущество от страхователя к страховщику, то возвращенное основное средство приходуется на баланс предприятия-владельца: Кредит 91/1 – Дебет 01 – 20 000 рублей – восстановлена первоначальная стоимость возвращенного ксерокса. 47 Кредит 02 – Дебет 91/2 – 5 000 рублей – восстановлена сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации ксерокса. «Входящий» НДС при хищении Вопрос: «что делать с «входящим» НДС по украденному имуществу?» возникает из года в год. Это происходит по той простой причине, что ответ на него четко не прописан в законодательстве. И тут снова сталкиваются две противоположных точки зрения: контролирующие органы говорят, что НДС нужно восстановить, а суды считают иначе. Причем каждая из сторон для подтверждения своего мнения ссылается на Налоговый кодекс, только на разные статьи. Так, налоговые органы считают, что принять к вычету можно только тот НДС, который относится к имуществу, приобретенному для операций, признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ). Таким образом, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по указанному имуществу, необходимо восстановить. Суды при этом утверждают, что обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть четко прописана налоговым законодательством. А в п. 3 ст. 170 НК РФ, где предусмотрены все ситуации, при которых суммы «входящего» НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению, ничего о хищении не сказано. Но Минфин упорно не соглашается с мнением судов. В 2007 году им было подготовлено очередное письмо N 03-07-15/175, в котором конкретно прописано, что НДС должен быть восстановлен. В Письме от 15.05.2008 N 03-07-11/194 Минфин России также указывает на то, что суммы НДС, ранее принятые к вычету по утраченным основным средствам, подлежат восстановлению в размере сумм, пропорциональных остаточной стоимости основных средств без учета 48 переоценки. На сегодняшний день инспекторы руководствуются именно этими требованиями. Вот и получается, что если организация не желает иметь лишних проблем с налоговыми органами, то ей нужно будет восстанавливать «входящий» НДС. Если же она хочет отстоять противоположную точку зрения, то тогда придется все вопросы решать через суд. 2.3.7. Реализация основных средств в целях исчисления налога на прибыль Прежде чем завершить тему «Выбытие основных средств», давайте поговорим про некоторые особенности, связанные с исчислением налога на прибыль. При реализации основного средства налогоплательщику следует определить величину прибыли (или убытка) от его продажи. Для этого следует сравнить величину выручки от реализации актива с одной стороны, и расходы, связанные с его продажей, вместе с остаточной стоимостью с другой стороны. В том случае, если выручка окажется больше расходов, то организация получит прибыль от реализации, которая подлежит налогообложению. Полученная прибыль включается в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором было реализовано имущество. Если же расходы, к числу которых относится и остаточная стоимость, превысят выручку от продажи, то разница признается убытком. Данный убыток не должен сразу уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ его следует включать в состав прочих расходов равными долями до конца срока полезного использования, установленного основному средству. То есть, если компьютеру установили в налоговом учете срок 3 года согласно Классификации Правительства, а через год его продают, то убыток от данной операции должен списываться в расходы равными долями в течение оставшихся 2-х лет. 49 А в бухгалтерском учете такой убыток признается сразу. Поэтому на сумму убытка возникает вычитаемая временная разница. Умножив ее на ставку налога на прибыль, вы получите отложенный налоговый актив, который в бухучете отражается на счете 09 «Отложенные налоговые активы». Кроме того, при реализации основного средства нужно учесть тот факт, что для целей налогообложения цена продажи должна определяться в соответствии со статьей 40 НК РФ. Согласно ей налоговики вправе довести цену реализации основного средства до рыночной цены, если операция реализации осуществляется: 1. между взаимозависимыми лицами; 2. по товарообменным (бартерным) операциям; 3. при совершении внешнеторговых сделок; 4. при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Во всех этих случаях может оказаться, что рыночная цена на реализуемое основное средство окажется выше, чем договорная цена. И вам придется либо самим пересчитать полученную прибыль, исходя из рыночной цены, либо дождаться, пока это сделают налоговики. Но налоговики к общему счету прибавят еще и пеню. В сороковой статье Налогового Кодекса, где описаны все возможные случаи корректировки цены реализации, наиболее расплывчато дано определение четвертого случая — отклонение на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Когда осуществляется реализация основного средства, весьма трудно определить уровень цен, применяемый налогоплательщиком по идентичным товарам, потому что такие операции проводятся до50 вольно редко. Следовательно, доказать несоответствие налоговикам будет довольно сложно. Другое дело, если происходит не реализация, а безвозмездная передача, которая в данном случае приравнивается к реализации. В этом случае отклонение будет явно больше 20%, и доход от продажи следует довести до рыночной цены. Вот такие существуют особенности расчета налога на прибыль при реализации основных средств. 2.3.8. Списание (ликвидация) основных средств в целях исчисления налога на прибыль При ликвидации (или списании) основных средств в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ все расходы, включая сумму недоначисленной амортизации, а также демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, относятся полностью и сразу к внереализационным расходам в целях исчисления налога на прибыль. Таким образом, фактически разрешено сразу и полностью покрывать убыток, образовавшийся после ликвидации основного средства. А как вы помните, при реализации основного средства, убыток пришлось бы списывать равными долями в течение нескольких лет до окончания срока полезного использования. А при ликвидации этого делать не придется – убыток покроется сразу. Ликвидировать основные средства с точки зрения налога на прибыль оказывается более выгодно, чем продавать. Ведь таким образом, не дожидаясь окончания срока полезного использования, можно покрыть все расходы на приобретение основного средства. Т. е. вы покупаете основное средство, вводите его в эксплуатацию, а через несколько месяцев списываете, окупая все затраты на его покупку. Основное средство может по-прежнему эксплуатироваться вами, но для налогового органа оно больше не существует. 51 Если вы собираетесь поступить таким образом, не забудьте, что списание основного средства должно быть безукоризненно оформлено, т. е. должна быть собрана соответствующая комиссия, которая составит все необходимые акты и вынесет окончательное решение о ликвидации. Теперь скажем несколько слов об особенностях начисления НДС. 2.3.9. Начисление НДС при реализации имущества, которое учитывалось вместе с НДС В том случае, если реализации подлежит основное средство, которое учитывалось на 01-м счете вместе с НДС, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализации (включая НДС) и остаточной стоимостью данного основного средства (с учетом переоценок). Данное положение закреплено в пункте 3 статьи 154 Налогового Кодекса РФ. Разберем числовой пример. Пример 8 ООО «Сириус» реализует служебный легковой автомобиль, который несколько лет назад достался ему безвозмездно от некоммерческой организации «Андромеда». Тогда передающая сторона уплатила НДС, однако новый владелец (ООО «Сириус») данный НДС возместить не мог по той причине, что при безвозмездной передаче товаров передающая сторона не предъявляет получателю к уплате суммы НДС. В результате автомобиль был принят к учету на 01-й счет по рыночной стоимости 354 000 руб., включая 54 000 руб. НДС. В настоящий момент ООО «Сириус» решило продать данный автомобиль за 342 200 руб. За время эксплуатации автомобиля было начислено амортизационных отчислений на сумму 60 000 руб. (на 02-м счете). От нас требуется рассчитать «исходящий» НДС при продаже автомобиля и составить проводки. 52 Согласно статье 154 НК РФ налоговая база для начисления налога на добавленную стоимость определяется, как разница между ценой реализации (в которую входит НДС) и остаточной стоимостью автомобиля. Остаточная стоимость по подсчетам равна 354 000 - 60 000=294 000 руб., а цена реализации 342 200. Следовательно, налоговая база для начисления НДС (разница) должна составить: 342 200-294 000=48 200 руб. Обращаем внимание, что к полученной разнице в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ применяется расчетная ставка 18/118. Итого НДС при реализации должен составить: 7 353 рублей (48 200 х 18/118). Как видим, эта сумма заметно ниже той, которая могла бы быть при обычном начислении НДС. Если бы налоговая база определялась от стоимости реализуемого имущества, то НДС пришлось бы начислить в размере 52 200 руб., что на 44 847 руб. больше той, которую мы реально начислили. А это означает, что мы реально экономим на платежах в бюджет по налогу на добавленную стоимость. Выгода для налогоплательщиков налицо. Теперь бухгалтерские проводки: Кредит 01/1 – Дебет 01/2 – 354 000 рублей – первоначальная стоимость легкового автомобиля переведена на субсчет «Выбытие основных средств». Кредит 01/2 – Дебет 02 – 60 000 рублей – затем туда же отнесена сумма амортизации. Кредит 01/2 – Дебет 91/2 – 294 000 рублей – остаточная стоимость зачислена в состав прочих расходов. Кредит 91/1 – Дебет 76 – 342 200 рублей – отражена выручка от реализации. 53 Кредит 68/2 – Дебет 91/2 – 7 353 рублей – начислен налог на добавленную стоимость с разницы в порядке, описанном выше. Это все, что мы хотели рассказать вам о выбытии основных средств. На этом наше знакомство с основными средствами завершается. Советуем непременно ознакомиться с приложениями. В них находится немало полезной информации. В завершение, хотим поздравить вас с успешным освоением полного курса лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет». Надеемся, что вы узнали много новых и интересных фактов, которые пригодятся вам в будущем. Конец шестой лекции Конец курса лекций Все замечания и предложения отсылайте по адресу: [email protected] 54
«Общие правила проведения инвентаризации. Бухгалтерские проводки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot