Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Общие и специфические закономерности нормального и аномального развития. Понятие дизонтогенеза
Термин «аномалия» (от греч. Anomalos - «неправильный») обозначает нарушение нормы развития. Является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развитию - анатомическим, биохимическим, функциональным.
Ребенок с аномальным развитием развивается по общим основным законам развития, но развитие осуществляется на дефектной основе, что и приводит к своеобразию развития.
Существует два комплекса причин отклонения в развитии:
1. Врожденные
2. Приобретенные
Внутриутробные поражения: Являются следствием различных негативных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода.
2. Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых заболеваний, к числу которых относится болезнь Дауна.
Приобретенные аномалии:
1. Родовые поражения: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д.
2. Послеродовые поражения: инфекции, травмы, интоксикации.
Понятие дизонтогенеза
Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны, как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.
Филогенез (от греч. phylon - род, genesis - происхождение) - исторический процесс развития живых организмов с момента возникновения жизни на Земле.
Онтогенез (от греч. онтос - сущее, genesis - происхождение, развитие) - индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. Онтогенез представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды.
Онтогенез - процесс индивидуального развития организма, представляющий собой совокупность взаимосвязанных морфологических (анатомических), физиологических, метаболических (обмен веществ) преобразований в организме.
Термин «дизонтогенез» применяется в науке для обозначения различных отклонений от стадии определенного возрастного этапа развития ребенка, вызванных болезненным процессом либо его последствиями.
Патологическое воздействие на структуры незрелого мозга приводит к отклонению психического развития. Эти негативные проявления бывают разными в зависимости от этиологии, степени выраженности, распространенности, времени возникновения, социально-бытовых условий и др.
Дизонтогении вызываются как биологическими, так и социальными факторами.
Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому:
1. Недоразвитие. Здесь имеет место раннее время поражения, затронувшее незрелые мозговые системы (умственная отсталость).
2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер (задержка психического развития).
3. Поврежденное развитие. Патологическое воздействие на мозг произошло в более поздние периоды, когда морфологическое и функциональное созревание мозговых структур было почти сформировано (деменция).
4. Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжелым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие. Наблюдается патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций и отставание других психических функций (ранний детский аутизм).
6. Дисгармоничное развитие. Данный вид дизонтогенеза вызван не текущим болезненным процессом, а врожденной либо приобретенной аномальной структурой эмоционально-волевой сферы (различные психопатии).
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1.Глухие. 2.Тугоухие 3. Незрячие. 4. Слабовидящие. 5. С речевыми нарушениями. 6. С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 7. Дети с задержкой психического развития. 8. С умственной отсталостью. 9. С нарушениями психики (РДА). 10. Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.