Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
План:
1.1. Общественный сектор: понятие, содержание и структура
1.2. Вмешательство государства в экономику и провалы рынка
1.3. Государственный сектор экономики: компоненты, управление, планирование
1.4. Государственное регулирование экономики России в условиях кризиса
1.1. Общественный сектор: понятие, содержание и структура
Изучение закономерностей и практических проблем, связанных с производством коллективных и общественных благ, экономических механизмов, способствующих достижению социальных целей и внерыночного взаимодействия интересов, находятся в сфере экономики общественного сектора. Основываясь на общетеоретическом представлении о рыночной системе, экономика общественного сектора воспринимает причастность государства к экономическому функционированию через рыночную призму.
Подразумевается, что так же как предприятия и некоммерческие организации, государство осуществляет свою деятельность в рыночной среде и принимает участие в экономической жизни тогда, когда рынок не способен обеспечить оптимальное размещение и использование ресурсов; стратегии предприятий и некоммерческих организаций и цели государственных органов, и способы достижения целей, определяют интересы индивидов и образовываются в процессе взаимодействия их; реализацию своих целей, государство достигает с помощью финансовых инструментов (налогов, общественных расходов).
В случае когда рынок не действует или действует частично, в следствии чего наблюдается:
• преобладание нерыночных способов координации деятельности;
• доминирование общественных благ перед производством и потреблением частных;
• государство, органы местного самоуправления, добровольнообщественные организации, используя соответствующие социальные институты, где первоочередным выступает бюджетно- финансовая политика, определяющим выступает общественный сектор экономики.
Главным отличием общественного и частного сектора является то, что общественный сектор представляют некоммерческие организации, которые не ставят перед собой главной целью получение и распределение прибыли. В общественном секторе государство играет доминирующую роль.
Рис. 1 - Структура общественного сектора
На рисунке 1 ЧС - частный сектор; ДОС - добровольно общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности.
Экономическая деятельность, согласно системе национальных счетов, делится по этим секторам и выделяет:
• частный сектор, представляемый частными некоммерческими организациями;
• государственные учреждения и организации, находящиеся на финансировании их бюджета, доходная часть которого формируется из налоговых поступлений и полученных доходов от использования государственной собственности;
• некоммерческий сектор, представленный негосударственными некоммерческими организациями, доходы которых формируют добровольные взносы населения, пожертвования и доходы, получаемые от собственности.
Являясь участником экономических процессов и представляя собой надэкономический регулятор, государство в рыночной экономике выполняет двоякую роль. Как субъект экономической деятельности, государство имеет существенное отличие, обладая правами принуждения, определяемые законодательством, оправданными экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Многие экономисты, признавая необходимость сочетания государства и рынка, расходятся во мнении, какие пропорции и соотношения должны быть, низшие и верхние границы, определяющие роль государства в экономике, формы государственного контроля.
Существуют два полярных взгляда:
1) минимальное участие государства (неолиберальный взгляд);
2) ведущая роль государственного сектора, осуществление государственного контроля через государственную собственность (взгляд радикалов и государственников).
Развитию современного общества необходим такой набор функций государства, считают многие экономисты, которые способствовали бы макроэкономической стабильности и содействовали макроэкономической конкуренции, соблюдая при этом социальную справедливость, уважение личности, улучшению качества жизни населения.
Государство принимает участие в жизни общества с помощью ресурсов, представляющих собой государственную собственность, т. е. запасы ресурсов, с одной стороны, и бюджетные доходы и расходы - потоки ресурсов, с другой стороны.
В образовании, здравоохранении, культуре, транспорте, связи, энергетике, коммунальном хозяйстве общественный сектор имеет основополагающее значение как непосредственный поставщик товаров и услуг. Однако данное обстоятельство не определяет общественный сектор как основную форму его участия в экономической жизни.
Удельный вес государственных доходов и расходов в национальном доходе, в валовом национальном продукте и валовом внутреннем продукте наиболее концентрировано выражает роль и масштабы государственного сектора.
Доля государства в национальном доходе снижалась по мере развития промышленного капитализма, но затем она стала увеличиваться в силу усложнения структуры хозяйства и быстрого роста расходов, связанных с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и обороной.
1.2. Вмешательство государства в экономику и провалы рынка
Для современной национальной экономики характерно то, что рынок является основным регулятором и выступает в качестве главной управляющей силы, воздействующей на экономические процессы путем конкурентных столкновений, представляющих различные силы и экономические интересы. Такие воздействия автоматичны и не требуют внешнего вмешательства, в то же время ряд проблем, существующих в обществе, не могут быть решены рынком (изъяны рынка).
Изъян рынка (несовершенство, фиаско, сбой, провал) представляет собой экономическую ситуацию, когда рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на информацию, порождаемую рынком, не делает возможным достичь эффективной по Парето аллокации ресурсов. Чтобы разрешить ситуацию провалов рынка, как правило, требуется вмешательство государства или международного сообщества.
Провалами рынка считаются:
• несовершенная конкуренция (в том числе монополия, монопсония и олигополия);
• внешние эффекты;
• недостаток и асимметрия информации.
При монополии, монопсонии и олигополии равновесие устанавливается при равенстве предельного дохода и предельных издержек, причём цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек, то есть при прочих равных условиях цена выше, чем при совершенной конкуренции, а объём выпуска меньше, чем при совершенной конкуренции, возникают чистые общественные потери.
При монополии компания выбирает более выгодное для себя соответствие цены и объемов продаж, не приспосабливаясь к стихийным рыночным ценам. Это влечет общественные потери. Различают ситуативную, естественную и правовую (иначе - легальную) монополию, каждая из которых предполагает ограничения на вхождение в отрасль. Первый случай предусматривает ограничения, устанавливающие недоступность отдельных условий производства вследствие концентрации собственности для конкурирующих компаний. Второй случай обусловливает при формально свободном входе в отрасль потенциальную неэффективность деятельности конкурентов. Третий - это запреты, налагаемые государством.
Наличие монопольных рынков, включая естественные монополии, вынуждает государство осуществлять регулятивные меры, например путем ценовой политики. Так, например, государство может использовать в качестве регулятора корректировку условий доступа входа на рынок и нахождения в нем. Это возможно осуществить и путем законодательного запрета монополизации. Осуществляя такую корректировку, государство может не только искусственно расширять доступ, например предотвращая ситуативную монополию, но и ограничивать его. Иногда имеются случаи государственного содействия целенаправленному формированию монополии, когда государство наделяет отдельные лица или организации исключительным правом на производство отдельных товаров и услуг. Такое исключительное право порождает создание легальной монополии.
При наличии внешних эффектов часть выгод или издержек, полученных от какой-либо деятельности или фактором производства, достаётся посторонним лицам, что влияет на функции полезности индивидов и производственных функции предприятий, возникают чистые общественные потери.
В качестве отрицательного внешнего эффекта можно привести пример строительства плотины в верховье реки, что создаст плохие условия для ловли рыбы тем, кто проживает ниже плотины; построенный фермером канал для орошения своего земельного участка повлечет улучшение качества соседних земельных участков без дополнительных вложений их владельцами, что характеризует положительный внешний эффект.
Наличие внешних эффектов (экстерналий) способствует получению части выгоды или издержек посторонними лицами, связанными с конкретными видами деятельности или факторами производства. Отрицательные экстерналии влекут перекладывание индивидами или фирмами на других части своих издержек. Преодолевая негативные внешние эффекты, государство применяет инструменты регулирования (вводя, например, санкции за загрязнение окружающей среды) и стимулирования. Выбор указанных инструментов будет зависеть от состояния государственных финансов, формирование которых осуществляется налогами, то есть законодательно установленными обязательными платежами.
При асимметрии информации потребитель не может влиять на производителя, отсутствует контроль за качеством предоставляемых услуг, отсутствует точная оценка качества услуг, а продавец заведомо лучше знает качественные характеристики своей продукции. Недостаток информации порождает неэффективность, блокируя взаимодействие между участниками сделки, возникают чистые общественные потери.
Несовершенство (асимметрия) информации порождает оппортунистическое поведение экономических субъектов. Это значит, что экономические субъекты начинают вести себя недобросовестно, предоставляя неполную информацию другим участникам рынка для своей выгоды (нередко - в ущерб выгодам других экономических субъектов и обществу).
На функционирование рынка оказывает влияние информация о потребительских свойствах товара и услуги, альтернативных возможностях, заключающихся в производстве и приобретении этих товаров и услуг, а также информация о конъюнктуре рынка, которая доступна участникам сделки.
Неполная информация способствует ограничению эффективного использования ресурсов и создает условия неоптимального поведения покупателей и продавцов, что препятствует конкуренции и не способствует заключению сделок на долгосрочной основе. Участие государства в создании информационной рыночной инфраструктуры является распространенной практикой для стран с рыночной экономикой. При этом информация и ее распространение между производителями и потребителями способствует порождению позитивных внешних эффектов. Продавцы и покупатели на рынке совершенной конкуренции имеют неограниченный и бесплатный доступ к нужной им информации, позволяющей им получать сведения о ценах на то или иное благо. Реальный рынок не дает возможности никому обладать полной информацией, при этом наиболее существенная ее часть примерно одинаково доступна продавцам и покупателям.
Для некоторых рынков товаров и услуг характерна существенная информационная асимметрия, то есть неравномерное распространение информации, которая необходима при принятии решений о продажах и покупках.
Потенциальным продавцам, как и потенциальным покупателям, зачатую присуще сокрытие истинных целей своего поведения, с тем чтобы различными способами получить одностороннее преимущество. Вследствие этого информационную асимметрию можно представить так: это ситуация, которая дает возможность одной части участников рыночных сделок располагать необходимой информацией, а другая часть лишена такой возможности. Данное обстоятельство предопределяет положение, когда определяющей информаций для заключения сделки располагает один из ее участников.
Классическим примером информационной асимметрии можно рассматривать медицинские услуги на рынке, когда объективная оценка здоровья принадлежит доктору, а не пациенту. Поскольку пациент не может дать оценку профессиональным качествам доктора, как например при покупке бытовой техники, то пациент заведомо находится в неравном положении с врачом на медицинском рынке. Осуществляя защиту прав потребителей, необходимо обладать всей полнотой информации, характеризующей качество товаров и услуг, реализуемых потребителю. Здесь важная роль принадлежит обществам потребителей, средствам массой информации, исполнительным органам власти и фирмам, осуществляющим рекламную деятельность своей продукции.
Являясь основной политической организацией общества, осуществляющей управление им, охрану экономической и социальной структур, государство берет на себя все перечисленные проблемы и их решение.
Одной из важных тенденций развития экономики является процесс огосударствления, стремление экономики к координации, организованности, плановости. Это обусловливает изменение роли государства как политического института и социально-экономического феномена.
С одной стороны, государство является равноправным субъектом хозяйствования наряду с домашними хозяйствами и компаниями в смешанной экономике, с другой - выступая субъектом управления, оно стремится обеспечить организацию и деятельность в целом всей социально-экономической системы наряду с рыночным механизмом.
Государство обеспечивает меры, направленные на развитие экономики, а эффективность вмешательства государства в экономику определяется, во-первых, оптимальностью разделения труда между различными субъектами хозяйствования, а во-вторых, системой методов государственного регулирования при реализации функций государства.
Экономическая роль государства основывается на выполнении ряда функций.
1. Государство создает условия, способствующие эффективному развитию предпринимательской хозяйственной деятельности.
2. Государство осуществляет стабильное развитие экономики путем сглаживания резких подъемов и спадов деловой активности, сдерживания инфляционных процессов и способствует снижению безработицы, обеспечивает экономический рост.
3. Справедливо регулирует социальные отношения, путем разработки и реализации программ, направленных на социальную защиту, экологическую безопасность и др.
Государство, стремясь к снижению социальной напряженности, устранению противоречий и укреплению социального строя, создает систему «социальных амортизаторов».
Вышеназванные функции западные учебники «Экономикс» называют «справедливостью», «эффективностью», «стабильностью».
Таким образом, государство в современных условиях является экономическим агентом, решающим вопрос производства общественных благ и перераспределение частных благ. Основной функцией государства является создание нормальных условий, обеспечивающих жизнедеятельность общества, а главной целью - обеспечение общественного благосостояния и его максимизация.
Вследствие роста масштабов и усложнения структуры рыночной экономики в современных условиях возрастает экономическая роль государства. Используя правовые, административные и экономические методы, государство может влиять на развитие предпринимательства и конкурентного рыночного механизма.
Из-за усиления дифференциации уровня доходов населения, существенных различий индивидуальных предпочтений людей, разницы в потребительских предпочтениях долгосрочного и краткосрочного периодов, неполной информации экономического характера, наличия высоких рисков, присущих некоторым сферам социально-экономической жизни, государство корректирует рыночное несовершенство.
Обязанность государства состоит в создании нормальных рыночных условий, способствующих функционированию рыночной экономики.
1. Государство способствует установлению и поддержанию правового порядка, направленного на личность и ее свободное развитие, гарантирует равенство всех перед законом, гарантирует частную собственность и экономическую свободу.
2. Государство способствует поддержанию и развитию эффективной конкуренции.
3. Усилия государства направлены на устранение недостатков рынка и проведение стабилизационной и структурной политики.
4. Задача государства заключается в выравнивании доходов населения и обеспечении социальной защиты.
1.3. Государственный сектор экономики: компоненты, управление, планирование
Реформирование российской экономики кардинально изменило роль и функции государственного сектора. Этот сектор является специфичным как по стоящим перед ним задачам, так и по методам управления его функционированием.
Совокупность форм участия государства в производстве, распределении и потреблении, служащая основой для выполнения функций государства по корректировке и дополнению регулирующей роли рыночного механизма, представляет собой государственный сектор экономики.
Государственный сектор экономики структурно состоит из:
• государственных унитарных предприятий;
• государственных учреждений;
• акционерных обществ, уставной капитал которых включает контрольный пакет голосующих акций (более 50 %) находится в государственной собственности (федеральной или собственности субъектов РФ).
Размер государственного сектора может измеряться в следующих показателях:
• удельный вес государственных расходов в ВНП;
• удельный вес государственного потребления в ВНП;
• удельный вес налогов в ВНП;
• удельный вес населения, занятого на государственных предприятиях, в общей численности трудоспособного населения.
По размерам государственный сектор имеет значительные различия в разных странах. Например, в Китае более 50 % валового общественного продукта формируется за счет государственного сектора, в Италии удельный вес государственного сектора составляет 39-42 %. Государственными предприятиями Франции производится более трети валового внутреннего продукта.
Государственный сектор экономики является важнейшим звеном смешанной экономики, который включает предприятия, организации, учреждения, финансовые, золотовалютные, материальные и природные ресурсы; инфраструктурные, социально-культурные, иные казенные имущественные объекты, находящиеся в федеральной собственности, или в собственности субъектов РФ.
Цели и характер решаемых задач, источники финансирования, предопределяют выделение в составе государственного сектора трех блоков.
Первый блок состоит из государственных предпринимательских структур. Данные структуры состоят из государственных унитарных и федеральных казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств и т. д.), государственных коммерческих торговых и предоставляющих различные услуги на платной основе учреждений, например «Российский кинопрокат»).
Второй блок состоит из государственных бюджетных некоммерческих и научных организаций, образовательных и культурных учреждений, учреждений, осуществляющих социальное обеспечение, оборону, гражданскую защиту, охрану природы, экологическую и экономическую безопасность.
Третий блок включает государственную федеральную собственность и собственность субъектов федерации (земля, природные ресурсы, полезные ископаемые и др.).
Правомерно утверждать, что государственный сектор можно называть общественным сектором, при условии рассмотрения внутри него самостоятельного муниципального блока, включающего муниципальную собственность (принадлежащие органам местного самоуправления предприятия, организации).
Муниципальный сектор - совокупность первичных единиц - муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.
Муниципальный сектор экономики - это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти, и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности. Вопросы управления муниципальным сектором экономики лежат в сфере деятельности органов местного самоуправления, реализующих муниципальную экономическую политику.
Основная функция государства заключается в том, чтобы выявлять, формировать, защищать и развивать общие потребности, то есть государства в лице своего сектора существует для реализации общих интересов своих граждан.
Вместе с тем, поскольку общество развивается, все более интегрируется в нечто целостное, постольку роль и значение общих интересов неуклонно усиливаются, что влечет за собой возрастание роли государства и государственного сектора в обществе.
Критерием отнесения конкретного хозяйственного объекта к государственному сектору является факт административного управления государства деятельностью данного объекта. Соответственно к государственному сектору экономики относятся государственные предприятия, организации и учреждения.
Таким образом, государственное предприятие (организация, учреждение) - это предприятие (организация, учреждение), структура и функционирование которого полностью контролируются государством. При этом государственные предприятия и организации участвуют в рыночном обмене, а государственные учреждения не участвуют. Сказанное позволяет сформулировать искомые определения государственного сектора экономики и государственной собственности. Государственный сектор экономики - это совокупность государственных предприятий, организаций и учреждений.
Соответственно негосударственный (частный) сектор состоит из прочих хозяйственных объектов.
Основанием отнесения хозяйственного объекта к государственному сектору является:
1) преобладание государственного участия в его уставном капитале;
2) соответствующий договор, заключенный между государством и хозяйственным объектом;
3) изначальный статус хозяйственного объекта, зафиксированный в его уставе.
Во всех указанных случаях государство имеет возможность влиять на решения, принимаемые руководством данного хозяйственного объекта.
К функциям государственного сектора относятся:
1) формирование экономического потенциала государства, способствующего обеспечению хозяйственной жизни общества;
2) регулирование экономической деятельности с помощью таких инструментов, как государственный заказ, государственные закупки;
3) на основе реконструкции действующих предприятий и строительства новых формирует наиболее рациональную структуру национального хозяйства;
Л \ w w
4) государственный сектор содействует государству в поддержании занятости населения, создании новых рабочих мест и сохранении существующих;
5) при помощи государственного сектора государство аккумулирует и перераспределяет денежные средства;
6) организует производство общественных благ;
7) обеспечивает экономическую безопасность страны.
Государственный сектор экономики, его роль и место характеризуется конкретными показателями:
а) объемом и стоимостью государственного федерального и субъектов федерации имущества;
б) число предприятий, хозяйств и других предпринимательских структур;
в) удельный вес предпринимательских структур в общем числе предприятий страны;
г) численностью и долей работников, занятых в государственном секторе;
д) объемами товаров, работ и услуг, производимых государственным сектором;
е) объемами государственного заказа, который выполняют предприятия государственного сектора.
Основой формирования и функционирования государственного сектора является государственная собственность.
Задачей государственного сектора является производство общественных благ - субсидирование транспортных перевозок, обеспечение фундаментальных исследований, образования и социального обеспечения населения. Охрана общественного порядка и окружающей среды, разработка законодательства, поддержка развития отечественной экономики и повышение ее конкурентоспособности также находится в сфере государственного сектора.
К общественным благам относится определенный перечень видов товаров и услуг, не производимых рынком, но без которых общество нежизнеспособно. Свойство общественных благ состоит в их неделимости; они представляют собой крупные единицы и не продаются индивидуальным потребителям.
Масштабная приватизация способствует сокращению государственного сектора, при этом задачи, встающие перед государством, становятся сложнее. Это касается поддержания макроэкономической стабильности, устойчивого развития экономики и обеспечения национального суверенитета.
Политика в России как раз направлена на сокращение государственного сектора: считается, что за государством следует оставить лишь предприятия, обеспечивающие оборону, экономическую безопасность, социальную политику и др. Альтернативным вариантом приватизации может быть выкуп государством у частных собственников принадлежащих им предприятий или пакетов акций, то есть проведение национализации. Создание и (или) преобразование государственных предприятий путем слияния, поглощения, присоединения и ликвидации является еще одним из способов изменения государственного сектора.
Выделяя специфические функции государства в отношении государственного сектора, следует отметить:
1) заботу государства, направленную на сохранение государственного сектора, воспроизводство его ресурсов и создание условий, способствующих эффективному функционированию;
2) создание эталонных (образцовых) экономически и социально-эффективных предприятий в рамках государственного сектора;
3) создание условий, способствующих развитию и реализации творческого потенциала работников и коллективов, работающих на предприятиях государственного сектора;
4) использование бенчмаркинга с целью как формирования образцов управления и поведения субъектов экономики на рынке, так и для сравнения деятельности предприятий государственного сектора между собой и предприятиями, функционирующими в других сферах экономики.
Нишей для государственного предпринимательства являются отрасли, оставленные ему частным сектором, где отдача в них небольшая либо происходит через длительный период времени. Чаще всего эти отрасли малорентабельны и связаны с производством общественных благ, требующих больших капиталовложений. Государственное предпринимательство затрагивает вопросы национальной обороны и безопасности, экологической безопасности.
Основой государственного сектора и предпринимательства является государственная собственность. Государственную собственность составляет имущество, принадлежащее органам государственной власти на праве собственности. Государственная собственность может быть федеральной, а может принадлежать субъекту РФ (тогда это государственная собственность субъекта Российской Федерации).
За Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации закреплены полномочия собственника.
Организация управления государственным сектором осуществляется государственными органами управления.
Под управлением государственным сектором экономики следует понимать целенаправленную деятельность по руководству его функционированием, координацию структурами и объектами сектора с целью получения наибольшей экономической эффективности, производства продукции и оказание услуг наивысшего качества, повышения конкурентоспособности с минимальными затратами ресурсов.
Руководство должно основываться на базе комплексного использования хозяйственного механизма присущего смешанной экономике, должно учитывать специфику государственного сектора, в следствии того, что его объектом является государственная собственность. При этом, наряду с применением рычагов и стимулов экономического характера в виде цены, прибыли, кредитов, активно использовать административные управленческие методы в форме приказов, распоряжений, постановлений и др.
Субъектами управления государственного сектора выступают: Президент Российской Федерации, представительные органы, Правительство РФ, исполнительные органы и судебная власть, а также органы, представляющие управление предприятиями, организациями государственного сектора.
Основные направления внешней и внутренней экономической политики страны, осуществление направлений деятельности федеральных органов управления, обеспечивающих безопасность, оборону, правоохранительную деятельность, МЧС, министерства иностранных дел, важные вопросы социально-экономического развития определяются Президентом.
Президентом Российской Федерации издаются распоряжения и указы. Федеральные законы, регулирующие функционирование смешанной экономики, включая государственный сектор, вопросы федерального бюджета и налогообложения принимает Государственная Дума. Президент Российской Федерации подписывает законы после одобрения их Советом Федерации.
Представляя собой высший орган исполнительной власти, Правительство РФ осуществляет реализацию стратегии социальноэкономического развития страны и ее задачи, используя в качестве инструмента министерства, ведомства и другие исполнительные органы власти.
Правительство управляет федеральной собственностью, обеспечивает охрану государственного имущества, осуществляет управление государственными предпринимательскими структурами, включающие унитарные, казенные предприятия, проводит мониторинг основных результатов деятельности объектов государственного сектора. Аналогичные функции выполняют региональные и муниципальные органы управления.
Организация управления государственным сектором экономики связана с использованием прямого и косвенного воздействия. Одним из определяющих методов управления государственным сектором служит планирование.
Система планирования включает:
• финансовый план страны (федеральный бюджет);
• пакет федеральных и региональных программ развития экономики государственного сектора;
• мобилизационный план функционирования оборонного комплекса;
• государственный заказ на основе контрактов.
Государственные нужды - необходимая РФ продукция (товары, услуги, работы), решающие задачи касающиеся жизнеобеспечения, обороноспособности, обеспечивающие обороноспособность страны, выполнение программ федерального и межгосударственного уровня. Обеспечивает удовлетворение нужд федеральный бюджет и внебюджетные финансовые источники.
Чтобы обеспечить необходимый уровень экономической безопасности, сохранить независимость и обороноспособность страны, осуществлять формирование и обновление государственных материальных резервов, необходимы поставки продукции для государственных нужд.
Государственный заказ - важнейший инструмент планирования и регулирования государственного сектора, то есть, правовой акт, который предусматривает определенные: цель, объемное задание, стоимость, сроки изготовление и поставку товара для государственных нужд.
Кроме государственного заказа в качестве инструмента используется дотация, представляющие собой оказание безвозмездной помощи, позволяющей компенсировать потери, полученные в следствии выпуска отдельных видов товаров.
В качестве основных инструментов регулирования состава и структуры государственного сектора рассматриваются приватизация и национализация выступают нормативные документы, отражающие управление государственным сектором.
Выше изложенное дает основание сделать следующие выводы. Важным источником информации о текущей и проводимой в перспективе экономической политике, ее ориентирах и приоритетах в системе рыночных отношений дает государственный сектор.
Одной из важнейших характеристик, представляющих эффективность деятельности государства в целом, является эффективность функционирования государственного сектора и его субъектов. Формированию и реализации государственной экономической политики в полной мере будет способствовать формирование системы мониторинга государственного сектора для сбора и последующего анализа и систематизации информации о его состоянии в целом, а также системы оценки деятельности государственных предприятий с предприятия иных секторов экономик. Государственный сектор экономики представляет собой площадку, где можно апробировать прогрессивные организационно-экономические инновации, распространяемые в других секторах экономики.
1.4. Государственное регулирование экономики России в условиях кризиса
В последнее 25-летие непрерывно производились всевозможные реформы и перестройки в экономике России. Их основной целью являлось построение капиталистической экономики с развитыми рыночными отношениями. Такого обратного хода от социально высшего и передового к низшему и отсталому история еще не знала,
и, естественно, никакого накопленного опыта в мире не было, поэтому приходилось опираться на «добрые» советы зарубежных экономистов и политиков и использовать теоретические изыскания, изложенные в многочисленных публикациях по рыночной экономике. Реформаторское руководство страны пришло к выводу, что необходимо использовать в стране «либеральную» капиталистическую систему, т. е. обеспечить экономическое развитие страны без государственного регулирования и планирования.
При этом вначале «младореформаторы», а затем и «зрелые» приняли на вооружение заокеанское искажение известной ссылки А. Смита на невидимую руку Провидения, выдав её за «невидимую руку рынка», которая якобы управляет рынком без всякого вмешательства со стороны. Что началось со столь беспардонного обмана, то замышлялось не ради истинного блага. И действительно, построенная на обмане политика реформ привела через четверть века отечественную экономику к беспрецедентной деиндустриализации, масштабной потере национального богатства, людского и экономического потенциала.
Так, за переход 1991-1996 гг. ВВП России упал на 45 %, промышленное производство - на 60 %, а в обрабатывающих производствах произошел пятикратный спад, инвестиции в экономику упали на 80 %. Наша страна утратила экономическую, научно-техническую и технологическую независимость, превратилась в сырьевой придаток иностранных ТНК. Произошло массовое обнищание населения. Потеряны важнейшие социальные завоевания. Рыночные реформы обернулись таким погромом в отечественном хозяйстве, последствия которого превзошли ущерб, нанесенный фашисткой Германией в ходе Великой Отечественной войны.
Дерегулирование, оказавшееся в интересах и на пользу иностранному капиталу, привело к дефолту «либерализма» в 1998 г. От окончательного краха и развала спасло тогда правительство из опытных руководителей советского времени. Команда Е. Примакова и Ю. Маслюкова показала пример того, какими мерами оперативно восстанавливается порядок в экономике и обеспечивается промышленный подъём. Но реформаторы, оправившись от испуга, вскоре взяли реванш. Они вновь возвратились к экспортносырьевой модели вместо промышленной. На сегодняшний день самое большое государство мира имеет размер ВВП, составляющий менее 2 % от общемирового (см. таблицу ниже).
Почему так произошло? На наш взгляд, правильный ответ состоит в том, что вместо усиления государственного регулирования экономики правительство полностью раскрепостило эгоизм олигархических структур. Как результат, значительная часть ВВП, которую следовало бы направлять на инвестирование модернизации народного хозяйства, олигархия направляла и направляет на развитие зарубежной экономики. По состоянию на 2017 год, из 150 стран мира по показателю «ВВП по паритету покупательной способности на душу населения» Россия занимает 43-е место, по сопоставимому уровню реальных доходов и реальной заработной платы - 50-55-е место, по индексу социального развития ООН - 65-е место, по уровню жизни пенсионеров - 78-е место, по ожидаемой продолжительности жизни - 90-е место, по качеству здравоохранения - 119-е место.
Весомый «вклад» в реалии, отображенные показателями таблицы, внес вывоз капитала за рубеж. Так, за период 2008-2014 гг. чистый вывоз капитала компаниями и банками превысил 500 млрд. долл. Такой размер составляет 30 % ВВП, или два годовых федеральных бюджета. Только за 2014 г. из страны было вывезено больше 130 млрд. долл. Сейчас эта проблема замалчивается, практического ее решения правительство не обеспечивает. Следовательно, Россия по-прежнему остается объектом для разграбления и средством наживы в руках тех, кто ничего не дает ей взамен.
Деиндустриализация и олигархическая свобода в движении капиталов негативно сказывается на темпах роста ВВП. По итогам
2015 г. страна получила падение ВВП почти на 4 %.
«Либералы» высказывают мнение, что страна не имеет средств для проведения технической реконструкции своего хозяйства. Встает вопрос, достаточно ли в России финансовых ресурсов, чтобы начать масштабное инвестирование народнохозяйственного подъема? На наш взгляд, да, достаточно - если не кормить чужую экономику, а инвестировать в свою.
При повороте к внутреннему инвестированию возникает важный вопрос: как рационально распределить имеющиеся финансовые средства между производственными секторами, отраслями, регионами?
Заметим, что и на первом этапе кризиса, и на текущем его этапе преобладающую часть «антикризисных» ресурсов правительство направляет на поддержку коммерческих банков, считая за благо, что банковские активы достигли 77 трлн. руб. и превысили ВВП страны. Однако едва ли целесообразно поддерживать коммерческие банки, устанавливающие неимоверно высокие кредитные ставки, неподъемные для производственной сферы и населения страны.
Трижды правы ученые, которые призывают использовать плановую систему, чтобы отдать деньги напрямую тем предприятиям, которые будут заниматься новой индустриализацией, высокотехнологичным импортозамещением, созданием автоматизированных рабочих мест и внедрением технотронных технологий, неся при этом полную ответственность перед государством и обществом.
Планирование - это не популизм, как считают многие «либеральные» политики и экономисты. Планирование, включая инвестиционное, служит реальным инструментом преодоления экономического кризиса.
Общеизвестно, что отсутствие целенаправленного инвестирования или его недостаточность приводят в дальнейшем к деградации экономики. На практике в течение последних 15 лет наблюдается хотя и замедленная, но деградация.
Во многом это связано с «программой стабилизации», принятой в начале 2000-х годов. Тогда такая программа была необходима хотя бы на определенное время для повышения жизненного уровня населения.
В советское время при централизованном планировании поддерживалось следующее соотношение: по темпам капитального вложения обгоняют объемы производства (ВВП), а рост производства, в свою очередь, обгоняет прирост конечного потребления (объем розничного товарооборота). Поэтому в то время всегда имелся резерв мощности для стабильного развития, пока реформаторы не устроили дезорганизации плановой системы под предлогом «перестройки».
В 1989-1991 гг. произошла инверсия: резко упали капиталовложения и существенно сократилось производство. Розничный товарооборот реформаторы удержали за счет огромных внешних займов и потребительского импорта. Внутреннее накопление и внутренние инвестиции были принесены в жертву ради «необратимости реформ», несмотря на то, что такая политика поставила страну в жестокую зависимость от иностранного капитала.
К сожалению, та же политика продолжилась после 2000 г. Потребление обеспечивалось на основе импорта, а импорт - частично благодаря росту цен на энергоресурсы на мировых рынках, а в основном - за счет «проедания» основных фондов и инвестиций. К основным производственным фондам, которыми пожертвовало правительство во имя стабильности экспортно-сырьевой, олигархической модели, следует отнести:
• жилищный фонд (который не ремонтировался);
• материальную базу сельского хозяйства (сооружения, машины не амортизировались, скот сокращался, почва нарушалась и/или теряла свои полезные свойства);
• промышленность (происходила деиндустрализация).
Вследствие этого была достигнута видимость стабилизации
социально-экономического положения в стране при утрате потенциала реального развития народного хозяйства.
В настоящее время, когда основные фонды и инвестиции для технической реконструкции проедаются олигархами, сложилось критическое состояние экономики нашей страны. Дело здесь не во влиянии мирового кризиса и санкций Запада, применяемых к России, а в сохранении олигархической системы. Указывая на эту причину, мы поддерживаем принципиальный вывод, что для восстановления эффективной, динамично развивающейся, конкурентоспособной экономики России необходимо проведение новой индустриализации, без которой невозможно ни вывести экономику из тупика нынешней рецессии, ни модернизировать производительные силы, ни убрать опасную нефтегазовую зависимость, ни повысить жизненный уровень населения.
Безусловно, проведение новой индустриализации должно быть связано с желанием и волей государственного руководства, разработкой соответствующей стратегии экономического развития страны, смены нежизнеспособной «либеральной» социальноэкономической модели.
К сожалению, пока у правительства противоположный подход, о чем свидетельствует отчет премьер-министра Д. А. Медведева перед депутатами Госдумы РФ, в ходе которого он заявил: «Утверждение о том, что мы должны все изменить, все скорректировать, жить по другой модели, - они не правильные. Все наши приоритеты, наши стратегические установки должны остаться прежними, и они останутся такими».
Обратимся к источникам инвестиций, потребных для новой индустриализации, или коренной технологической модернизации экономики. В нынешних условиях полагаться на заемные средства коммерческих банков для названных целей нельзя. Как уже подчеркивалось, в России достаточно финансовых ресурсов. Однако они недоступны для промышленных предприятий всех форм собственности, в том числе недоступны для проведения модернизации производства. Это обусловлено низкой рентабельностью обрабатывающей индустрии по сравнению с добывающей и высоким уровнем процентных ставок.
Заметим, что внутренняя рентабельность постоянно снижается. Так, за период 2007-2014 гг. она упала более чем в 3 раза. В
2014 г. рентабельность экономики была в 5 раз ниже ключевой процентной ставки ЦБ РФ (т. е. самых «дешевых» денег государства, эмитирует ЦБ) и в 7-10 раз ниже кредитных ставок коммерческих банков. Поэтому понятно, что инвестор не будет вкладывать средства в заведомо убыточное дело. Гораздо проще и выгоднее купить валюту и вывезти за рубеж, что приходится наблюдать все последние годы. Бесплановая политика правительства, монетаристские и фискальные решения Центробанка и Минфина обескровливают экономику, ставят крест на ее развитии и, следовательно, на майских (2012 г.) Указах Президента РФ. В мире нет такого примера, чтобы импортозамещение и техническая модернизация получились сами по себе, без внутренних капиталовложений, плановых проектов и разумного протекционизма. Неудивительно, что в течение трех лет подряд в стране имеет место спад инвестиций при росте вывоза капитала.
Между тем при включении плановых методов основным источником новой индустриализации России может стать Резервный фонд, составляющий в настоящее время около 350 млрд. долл.
Не менее важным источником получения финансовых средств для внутреннего инвестирования является реализация резервов, связанных с обеспечением товарной сбалансированности экспортноимпортных операций.
В 2014 г. российский экспорт превысил импорт в 1,7 раза. В «двадцатке» самых крупных промышленно развитых стран мира такие внешнеэкономические «успехи» не наблюдаются. В 19 странах из 20 это соотношение находится в пределах от 0,95 до 1,2, и экономического кризиса они сейчас не испытывают. Наоборот, в
2016 г. МВФ прогнозирует среднегодовое увеличение ВВП: в Китае
• не менее 7 %, в США - до 3, в странах ЕЭС - около 1,5 %.
Итак, если экспорт удовлетворяет потребности в средствах, необходимых для импорта и создания запасов на случай ухудшения экономической ситуации, то он выполняет положительную роль, содействуя социально-экономическому развитию. Но сырьевой экспорт играет ныне другую роль, так как ориентирован на извлечение и присвоение олигархической ренты. В последние годы около 36 % экспортной выручки не возвращается из-за рубежа. Этот избыток экспорта над импортом составляет около 200 млрд. долл. и является данью, взимаемой с россиян отечественными и зарубежными олигархами, которые урвали стратегические куски общенародной собственности.
Отметим, что Китай забыл об экономических кризисах и начал обеспечивать высокие темпы роста ВВП только после того, как стал хозяином своих природных, материальных и интеллектуальных богатств, освободился от безвозмездного, подобного российскому, вывоза товаров и услуг. Над этим пора подумать нашим руководителям страны, установив экспортно-импортный план и жесткий контроль за вывозом экспортной выручки.
Источником инвестиций могут стать возврат ранее криминально вывезенных ресурсов, использование по назначению начисленной амортизации. Кроме того, следует сокращать паразитарное посредничество, стимулировать использование прибыли и сверхдоходов на инвестиционные цели.
Важным источником финансирования могут стать заимствованные со стороны государства в развитых странах денежные средства, направляемые по плану на модернизацию промышленного производства, создание современных совместных предприятий. В отдельных случаях имеется положительный опыт участия зарубежного капитала в модернизации машиностроительных предприятий. Так, высокую эффективность показала модернизация Ивановского станкостроительного объединения с привлечением капитала ФРГ.
Не исключено использование финансовых средств стран ШОС и БРИКС для модернизации экономики России.
Вторая актуальная задача технической реконструкции народного хозяйства - это оптимальное распределение инвестиций по отраслям и регионам.
Ученые-экономисты пришли к выводу, что многие причины и последствия нынешнего кризиса обусловлены отсутствием плановой инвестиционной стратегии. В настоящее время экономика России деформирована в пользу добывающих отраслей. Чтобы изменить структуру народного хозяйства в пользу обрабатывающей индустрии, предлагаются разработки и плановое проведение инновационно-инвестиционной стратегии на основе государственной поддержки предприятий и корпораций, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также комплекс мер, направленных на повышение потребительского спроса.
Таким образом, требуется плановое регулирование процесса развития отраслей и регионов, без чего экономика не в состоянии выйти из сложившийся кризисной ситуации. Дальнейший экономический рост, основанный на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью, уже невозможен. Эта политика давно достигла критической точки. Когда экономика становиться не устойчивой и зависимой от спекулятивного спроса на мировых рынках сырья.
Необходимо безотлагательно изменить ситуацию, а именно - перенаправить с помощью государства инвестиционные потоки на предприятия перерабатывающей промышленности, продукция которых обеспечивает высокую добавленную стоимость (кстати, эта продукция не является биржевым товаром и предметом спекуляции). Наибольшая отдача инвестиций наблюдается именно на предприятиях, продукция которых имеет высокую добавленную стоимость. Так, в период за 2003-2007 гг. приросту инвестиций на 1 % соответствовал прирост реального объема производства машин на
0, 19 %, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 0,85%; в то время как тот же прирост инвестиций в металлургии обеспечивал прирост производства на 0,11 %, в добывающей промышленности - лишь на 0,07 %.
Среди отраслей перерабатывающей промышленности прирост в инвестировании следует отдавать машиностроительному комплексу. Он должен сыграть ключевую роль в обеспечении перевода остальных отраслей на принципиально новую технологическую базу, стать наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность отечественного производства, укрепление экономической независимости и обороноспособности страны. Развитие машиностроения связано со многими проблемами, которые не устранить без активного планирования и регулирования со стороны государства. Среди главных проблем машиностроения можно выделить следующие:
• наличие избыточных производственных мощностей, как правило устаревших, и поэтому кратные высокие издержки на их содержание;
• критический моральный и физический износ оборудования и технологий;
• морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей;
• неэффективная производственная кооперация предприятий;
• отсутствие денежных средств у предприятий из-за низкой рентабельности;
• дефицит квалифицированных кадров.
Таким образом, современное состояние машиностроения не отвечает целям и задачам повышения долгосрочной конкурентоспособности нашей экономики, не может дать импульс для инновационного развития других отраслей. Объективной и безотлагательной задачей правительства страны видится плановое проведение инновационной модернизации машиностроительного комплекса.
Безальтернативной является необходимость государственной поддержки тех машиностроительных производств, которые связаны с реализацией национальных приоритетов научно-технологического развития в сфере прямой собственности государства, прежде всего в области производств, обеспечивающих техническое перевооружение, возрождение станкоинструментальной промышленности.
Плановый механизм государственного регулирования требуется для создания эффективной системы управления экономическим развитием регионов. В настоящее время регионы брошены на само- выживание, захлебываются в долгах. Если в 2006 г. было 20 регио- нов-доноров, то сейчас осталось только 11.
Ситуация в регионах непростая. Так, их долговые обязательства на 1 января 2015 г. увеличились на 20,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли огромной величины
• 2,089 трлн. руб. Если добавить долг муниципальных образований, составляющий 306,5 млрд. руб., то общий долг регионов превысит 2,4 трлн. руб., при этом у 70 регионов долги увеличились и только у 12 - снизились.
Нельзя сказать, что правительство не занимается этой проблемой. Занимается, но эффективность принимаемых им мер низкая. Так, предусмотрена замена дорогих коммерческих кредитов на дешевые бюджетные по ставке 0,1 % годовых, однако многие регионы не могут взять даже бюджетные кредиты: из выделенного объема регионы взяли только 33 %.
Основная причина состоит в том, что механизм замещения этих кредитов весьма жесткий. Одним из условий, которое регионы должны выполнить до 1 января 2017 г., является поэтапное сокращение объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50 % суммы собственных доходов. Большинство регионов не могут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для них почти невыполнимыми. Требуется срочная корректировка этого правительственного положения в соответствии со складывающимися реалиями, причем решение нужно искать в интересах регионов, а не коммерческих банков.
При предоставлении субсидий имеет смысл также снижение требований по предельному размеру финансирования государственных программ из бюджетов региона до уровня 5 % общего объема финансирования государственных программ.
Правительство РФ должно также устранить перекос и неравенство в распределении финансово-экономического потенциала по регионам России. Для этого необходимо принять меры, аналогичные принимаемым по регионам опережающего развития.
Заметим, что в связи с текущим кризисом проблемы экономики регионов будут еще больше обострятся. Магистральный путь преодоления кризиса - создание эффективной системы государственного регулирования, основанной на сочетании плановых и рыночных регуляторов, использовании накопленного в советское время опыта планового управления региональным развитием, а также опыта промышленно развитых стран мира.
К сожалению, уникальный опыт советских предшественников по плановому проведению развернутой программы индустриализации страны, экономическому возрождению после разрушительной Второй мировой войны не востребован Правительством РФ. При колоссальных потерях СССР в войне, несмотря на начавшуюся уже в 1946 г. «холодную войну» и отказ в предоставлении кредитов, советская экономика восстановилась невиданными в мире темпами, которым многие дивятся до сих пор. Уже в 1964 г. промышленность СССР вышла на довоенный уровень (1940 г.), а в 1950 г. превзошла его на 13 %. По данным ООН, к концу 1950-х годов СССР по уровню производительности труда уже опережал Италию и выходил на уровень Англии. Ежегодные темпы экономики составляли 9-10 %, превышая темпы роста США в 5 раз. Не это ли ценный опыт для руководителей страны в настоящее кризисное время, которое продолжается в целом более четверти века?
Рассматривая направления вывода регионов из сложившейся кризисной ситуации, следует поддержать предложение специалистов о необходимости качественно иного размещения производительных сил. В противном случае имеющиеся триллионные долги регионов, лишенных перспективы развития реального производства, будут и дальше нарастать.
Депрессия охватывает ныне гигантские просторы России. Причем распространяется даже на те регионы, которые совсем недавно были промышленно и интеллектуально развитыми. Для решения этой сложной проблемы правительству требуется возвратиться к стратегическому планированию и плановым методам. Без полноценного планирования бессистемные меры правительства бесполезны, о чем свидетельствует бесконечная череда корректировок пустых и безответственных прогнозов.
Следующей важной задачей правительства является обеспечение первоочередного инвестирования реального сектора экономики
• производства.
Из-за низкой рентабельности предприятий производственной сферы (во многом из-за неуправляемого рынка капитала) основная доля инвестиций направляется в сферу услуг, создание торговых сетей.
Примером этого являются данные такого депрессивного региона, как Орловская область. По размеру торговых площадей в расчете на 1 ты человек населения Орловская область превзошла Европу почти в 2 раза.
Инвестируются другие непроизводственные объекты типа развлекательных центров, инвестиции в которые окупаются во много раз быстрее, чем производственные. Так, в марте 2015 г. подписана сделка между руководителем региона и местным олигархом на строительство в Орле развлекательного объекта: стоимость проекта
• 4 млрд. руб. Возникает вопрос: сколько предприятий области можно было бы модернизировать или вывести из состояния банкротства за счет такой суммы? И сколько тысяч рабочих мест - современных, высокотехнологических - можно было бы создать (согласно плану Президента РФ до 2025 г. нужно 25 млн.)?
К сожалению, таких рабочих мест в области практически не создается, идет только сокращение из-за закрытия даже современных высокотехнологических промышленных предприятий. Так, в
2015 г. перестало существовать одно из передовых предприятий отрасли приборостроения ОАО «ОРЛЕКС». Его начали банкротить шесть лет назад из-за долгов. Старейшее орловское предприятие умерло из-за безответственности региональных властей, алчности местных дельцов, захотевших заполучить в центре города готовые помещения для очередного торгового комплекса.
Проблема банкротства предприятий. Из-за несовершенства законодательства о проведении процедуры банкротства, целенаправленного подведения даже устойчиво работающих предприятий к процедуре банкротства, недостаточного контроля со стороны региональных властей под видом банкротства происходит, по сути, не оздоровление предприятий, а передел собственности. Для повышения эффективности предлагается принятие законодательных актов о передаче предприятий-банкротов в общественную собственность путем создания народных предприятий.
Накопленный опыт хозяйственной деятельности народных предприятий промышленности и сельского хозяйства свидетельствует о высокой их эффективности. Так, народное предприятие «Совхоз имени В. И. Ленина» в Подмосковье - одно из крупнейших и самых эффективных в стране. Оно является передовиком по качеству продукции и социальному обеспечению своих работников. Высокоэффективным аграрным предприятием является народное предприятие, расположенное в Ленинградской области. В качестве примера народных промышленных предприятий можно привести картонную фабрику в Набережных Челнах и покровский завод «Пневмоаппарат» (Орловская область).
Сравнивая эффективность деятельности гиганта ОАО «КАМАЗ» и народного предприятия по выпуску картона, руководство города выявило одну поразительную вещь: пятидесятитысячный завод платил такой же объем налогов, как и трехтысячный коллектив картонной фабрики. Такое сравнение предприятий различной формы собственности явно в пользу народного предприятия (коллективная собственность).
На фоне большинства разорившихся или убыточных промышленных предприятий Орловской области почти четверть века после крушения советской власти успешно работает народное предприятие «Пневмоаппарат» в райцентре Покровское. Коллектив пережил и тяжелые 1990-е годы, когда шла незаконная денационализация, и 2000-е годы, сопровождавшиеся рейдерскими захватами еще сохранившихся заводов. Не пострадало это предприятие и в кризисные 2008-2009 гг. Так, в 2010 г. объем реализации продукции вырос на 70 % по сравнению с 2009 г. Весьма существенные объемы прироста продукции завод обеспечивает до сих пор.
Каковы главные причины успеха завода? Завод не захватили «эффективные собственники», он остался в коллективной собственности. В 1990 г. директор завода провел не «приватизацию», как это случилось на большинстве предприятий, а настоящее акционирование. Было создано ОАО, но держателями акций стали только члены коллектива. К их числу относятся нынешние работники и пенсионеры, ветераны завода. Ни у государства, ни у московского объединения «Пневмоаппарат», нужного заводу только для получения новой технической документации и технических разработок, нет ни одной акции. Основная задача деятельности завода состоит не в получении прибыли любой ценой, а в благополучии членов коллектива, что возможно при успешной производственной деятельности.
Второй секрет успеха вытекает из первого. Своей собственностью и самостоятельностью коллектив дорожит, поэтому завод ни разу не взял у банков ни копейки кредитов. Полная независимость заводов от банков - случай уникальный, так как в стране почти два десятилетия правит именно банковско-олигархический капитал. Правительство все делает исключительно в его интересах, даже «помощь» крестьянам, оборонным предприятиям оказывает через коммерческие банки. Руководство народного предприятия в условиях рынка избежало этих удушающих кредитных объятий. На случай кризиса и прочих затруднений на заводе создана реальная «подушка безопасности» (годовой запас фонда заработной платы).
В этом примере проявляются два подхода к делу, царящие ныне в постсоветской системе. Преобладающий подход заключается в том, чтобы все созданное народом за многие десятилетия приспособить под себя, продать, перепродать и извлечь выгоду. Второй подход олицетворяет деятельность народных предприятий. Вывод: примеры успешной работы народных предприятий показывают, каким путем должно проводиться оздоровление народного хозяйства и какова роль государства при переводе предприятий в народные. Возможно, для этого потребуется создание соответствующей законодательной базы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в США функционирует около 10 % народных предприятий. Изучение опыта их создания было бы весьма полезным для нашего правительства.
Текущие оценки социально-экономического состояния страны весьма тревожные. Правительство фактически признает, что неспособно изменить положение к лучшему и находится в тупике. Это проявляется в высоких темпах инфляции, роста цен, снижении покупательской способности населения, росте крайней нищеты, спаде объемов реального производства во всех отраслях народного хозяйства, существенном снижении размера ВВП. Правительство объясняет такой обвал экономики глубоким ее кризисом, с чем можно согласиться лишь частично. Основная причина состоит лишь в том, что правительство игнорирует и отбрасывает плановые методы, ибо они несовместимы со свободой олигархического присвоения и разбазаривания национального достояния.
Между тем, касаясь России, даже видные ученые-экономисты США, лауреаты Нобелевской премии - Роберт Шиллер, Джозеф Стиглиц, Пол Кругман - высказывают предложение о необходимости увеличения инвестиций в образование и подготовку кадров; обновление инфраструктуры; использование прогрессивной шкалы подоходного налога, увеличение нагрузки на сверхбогатых; ограничения спекуляции на бирже; подъем минимальной зарплаты до уровня, не ниже прожиточного минимума.
Конечно, это непростой вопрос - о выборе и использовании наиболее действенных и эффективных мер по выводу экономики России из глубокого системного кризиса.
На наш взгляд, необходимо переходить от беспомощных прогнозов к правильному планированию, включая стратегическое. При этом следует использовать богатый опыт исторических прорывов СССР, а также опыт выхода других стран из глубочайших кризисов.
Современная капиталистическая экономика не может эффективно работать без государственного регулирования, стержнем которого является планирование. Как прямое регулирование экономики из единого центра, так и свободный рынок - это этапы, уже пройденные миром. Ныне формируется новый этап социальноэкономического развития, отличающийся синтезом плановых и рыночных начал.
Такой этап начинался у нас в 1921 г. Тогда, о чем нередко забывают, был образован Госплан, создавалась система плановых органов. Переход к НЭПу - это, с одной стороны, становление рыночных отношений, а с другой - плановой системы. Эти два процесса не следует противопоставлять.
В 1921-1923 гг. в стране шел процесс формирования рыночного механизма, в котором взаимодействие плана и рынка обеспечивалось путем закрепления за центром стратегических задач и предоставления трестам, синдикатам самостоятельности в решении вопросов производства и реализации продукции. Однако уже в этот период осуществлялось плановое государственное регулирование. По сути, в годы НЭПа был сформирован механизм, обеспечивающий взаимодействие плана и рынка при государственном управлении экономикой. План рассматривался не как волевое решение и обязательная директива, а как ориентировка. НЭП развеял представление о рынке как о неподдающейся регулированию системе.
Запад, используя наш советский опыт, давно начал осуществлять плановое регулирование рынка. Так, в США был выдвинут план «контроля капитализма», предполагавший создание национального экономического бюро по регулированию экономики, план Чарльза Бирда, в основе которого - организация национального экономического совета и бюро стратегии и планирования.
С тех пор западноевропейские страны, США, Китай, Вьетнам и другие широко используют плановое регулирование своей экономики. Реформаторы же предали забвению уроки нэповского планирования. Образно говоря, стали Иванами, не помнящими родства.
Между тем еще в условиях «перестройки» В. В. Леонтьев уподоблял рынок ветру, а государственное регулирование - рулю яхты, и указывал на то, что у наших реформаторов все наоборот: ветер не наполняет паруса и руль не помогает.
Опираясь на отечественный опыт, учитывая исторические, географические и другие особенности России, необходимо отказаться от «либеральной» модели и выбрать социально ориентированную. Требуется новая экономическая политика - своего рода «индустриальный НЭП». При этом надо организовывать новую систему, которая бы объединяла сильные стороны рыночной и плановой экономик и таким образом формировать новую экономическую систему.
Не надо бояться использовать государственное планирование социально-экономического развития страны, тем более в тяжелое кризисное время.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?
2. Почему ресурсы общественного сектора включают не только имущество государственных предприятий и организаций?
3. В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства?
4. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?
5. Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?
6. Каковы причины и условия возникновения естественной монополии? Как можно преодолеть ее последствия?
7. Что такое неполнота рынков?
8. При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия? Можно ли ее нейтрализовать?
9. Как оцениваются масштабы общественного сектора?
10. Насколько доля общественного сектора в национальной экономике различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой доли?