Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: «Роль общественных негосударственных организаций и общественных объединений в решении проблем местного сообщества».
Введение.
Россия идет по пути социально-экономических преобразований, и многие исследователи связывают их ход с построением или развитием гражданского общества.
Проблеме формирования гражданского общества в России уделяют серьезное внимание и ученые, и практические руководители, политические и общественные деятели. Она стала неотъемлемой частью современных представлений об обществе, демократии, правовом государстве.
Становление гражданского общества отражено во многих программных документах государства и правительства, политических партий и движений.
Гражданское общество вырастает из потребностей общества в преодолении антагонизма и противоречий, согласовании и гармонизации общественных сил.
Главный смысл и направленность его состоит в осуществлении предназначения человека в его конкретно-исторических и национально-специфических условиях, в том числе и выражения его индивидуальных сил и способностей, «высшим» проявлением которых являются гражданские качества.
Достижение гражданского общества осуществляется двумя способами:
• самостоятельность действий и
• взаимодействие.
Первый способ означает, что для соединения различных интересов необходима автономность и самостоятельность, самоуправляемость субъектов, а с другой стороны - отношения субъектов стремящихся к такому единству возможно только на основе объединения усилий на базе сотрудничества.
Центральной составляющей гражданского общества являются общественные объединения. Именно здесь осуществляются непосредственные и действительные связи общества и государства, личности и власти, реализуются права и свободы личности, ее самодеятельность и независимость, проявляются уровень и характер демократии, полнота смысла человеческого существования как такового.
По Конституции РФ общественные объединения являются посредниками между обществом и государством. Здесь сосредоточены объективные возможности преобразования нашего общества в гражданское демократическое общество, поэтому разработка проблемы социального партнёрства во взаимодействии органов муниципальной власти, как органов местного самоуправления и некоммерческих организаций является актуальной и своевременной.
.
Вопрос 1. Проблема социального партнёрства государства и некоммерческого сектора
В рамках социального кризиса, переживаемого российским обществом, становится актуальным проблема социального партнёрства государства и некоммерческого сектора особенно на нижнем уровне власти наиболее близко находящейся к населению и наиболее тесно с ним связанной.
В основе социального партнерства на местном уровне лежит самоуправление, свойственное и местным органам власти и общественным объединениям, что создаёт дополнительные условия для их взаимодействия.
Не менее важный фактор развития социального партнерства социальная активность личности и потребность проявления личной инициативы в реализации социальной политики. Необходима активизация населения по участию в деятельности общественных объединений как средстве выражения гражданской позиции и инструменте влияния на принятие управленческих решений в социальной политике.
Создание условий, способствующих становлению и развитию социального партнёрства, исследование способов и методов практической его реализации на местном уровне способствует развитию демократических функций общества, продвижению его на пути демократизации и построения гражданского общества, что крайне важно для российской действительности.
Исследование роли общественных организаций в процессе решения социальных проблем на уровне местного самоуправления, моделирование социальных технологий, в рамках которых достигается конструктивная связь государственных и общественных способов реагирования на социальные проблемы, становится важным направлением социологической науки.
Актуальность социологического исследования развития некоммерческого сектора и его возрастающего влияния на формирование социальной политики на местном уровне заключается в том, что позволяет выработать предложения по активизации взаимодействия общественных организаций и органов местного самоуправления в социальной сфере и разработать предложения по привлечению населения к участию в решении вопросов его жизнедеятельности.
Вопрос 2. Степень научной разработанности проблемы.
Категорийно-понятийный аппарат, толкование дефиниций социального партнёрства требуют методологической чёткости.
ДОБАВЬТЕ НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ ПО ТЕМЕ
В настоящее время большинство российских исследователей рассматривают социальное партнерство как форму социально-трудовых отношений между наёмными рабочими и работодателями.
Неправительственные организации, которые предлагают свою инициативу, нередко на безвозмездной основе, таким образом, не вписываются методологически в контекст функционирующего общепринятого понятия «социальное партнёрство»
Новая складывающаяся практика общественных отношений на местном уровне социальное партнёрство муниципальных органов и общественного сектора - методологически и теоретически требует уточнения.
Социальное партнёрство означает отношения между государством, выступающем в лице правительства, его органов и представителей, например, в лице местных органов самоуправления, с другими субъектами - личность, семья, неправительственные организации (НПО) и т.д. Социальное партнёрство есть равноправные отношения между субъектами, которые определяются общностью их потребностей, ценностных ориентацией и интересов на принципе социальной справедливости.
Многообразные направления развития, становления и взаимодействия неправительственных организаций с властными органами местного самоуправления рассматриваются в трудах отечественных исследователей: Митрохина В.И., Ященко A.A., Вилинова И.В., Савченко П.В., Якимец В.Н., Модель И.М., Модель Б.С., Киселева В.Н., Смольнова В.Г., Мигирова Р.П., Федулина А. и др.
Отличительной особенностью российской действительности является недостаточная сформированность партнёров социальных отношений, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны взаимодействующих с ними НКО. Государственная политика в отношении социального партнерства с НКО в России находится в процессе формирования.
Важной задачей является разработка чётких, концептуальных ориентиров, обоснование эффективной модели социального партнёрства между государством в лице местного самоуправления и некоммерческих, негосударственных организаций (в дальнейшем НКО), предложений и рекомендаций по формированию государственной социальной политики по этим направлениям.
Частью государственной социальной политики является выработка благоприятных условий для развития двух составляющих социального партнёрства: системы местного самоуправления - местных органов власти и неправительственного сектора - общественных объединений. Привлечение НПО к деятельности в социальной сфере снижает нагрузку на государство и расширяет сферу деятельности НКО.
3 вопрос. Некоммерческий сектор как объект социологического знания
4 вопрос. Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества
5 вопрос. Практика взаимодействия местных органов власти, общественных негосударственных организаций и общественных объединений
Выводы/основные тезисы.
Самоуправление - базовый принцип местных органов власти и общественных организаций, регулирующий право граждан на самостоятельное заведование местными делами и являющийся способом организации и участия в осуществлении власти на местах.
Самоуправление, некоммерческий сектор, социальное партнёрство - основные, определяющие институты гражданского общества, позволяющие наиболее эффективно использовать общественный потенциал в управлении обществом.
Гражданские инициативы являются тем самым элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.
Привлечение общественного сектора к оказанию социальных услуг на основе социального партнёрства с местными органами власти является новым явлением в социальной сфере России, способствующим развитию демократии в обществе.
Отсутствие целостной комплексной и системной государственной политики в области социального диалога и социального партнёрства власти и НКО включающей все необходимые компоненты: правовой, организационно-структурный, научно-методологический, материально-финансовый и информационный, сдерживают развитие российского общества.
На опыте социального партнёрства между местными органами власти и общественными организациями в сфере оказания социальных услуг доказана реальность социального сотрудничества в решении наиболее острых социальных проблем наиболее нуждающихся групп населения.
Успешное социальное партнёрство между органами власти и НКО, работающими в сфере оказания социальных услуг, зависит от следующих факторов:
• наличия целенаправленной государственной политики в области социального партнёрства с «третьим сектором»;
• сформированности законодательной базы, в том числе и в налогообложении, стимулирующей государственные и коммерческие структуры к сотрудничеству с НКО;
• координации усилий НКО и государственных структур в социальной сфере деятельности;
• информационного обеспечения процессов социального партнёрства, продвижения идей «третьего сектора» и социального партнёрства в сознание людей,
• от субъективных факторов, т. е. от уровня компетентности и ответственности кадрового состава государственных руководителей и лидеров неправительственных организаций.
Именно общественные объединения, неправительственные организации в целом, их взаимодействие с органами местного самоуправления, ориентированное на «социальное партнерство» может и должны стать основным принципом объединения усилий государства и граждан в решении проблем развития общества. Неправительственные организации могут стать весьма эффективным резервом активизации деятельности органов самоуправления и управления по выполнению программ социально-экономического развития района, региона, города, созданию климата доверия и согласия, оздоровлению общества.
Список литературы