Общественно-государственный характер управления системой отечественного образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Система образования в России и ее особенности
Тема: «Общественно-государственный характер управления системой отечественного образования»
Потребность общества в высокопрофессиональных специалистах повысила требования к образовательной политике, качеству образования, и методам оценки этого качества. При этом особое внимание уделяется развитию независимых форм и механизмов участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ и объединений в решении вопросов образовательной политики и в процессах независимой экспертизы качества образования. Все вышеназванные процессы нашли отражение в создании национальной системы независимой оценки и сертификации квалификаций.
Система позволяет получить оценку профессионального образования обществом на основе профессиональных стандартов, которые разрабатываются объединениями работодателей, профессиональными сообществами, с участием образовательных организаций высшего образования. Общественная оценка специалиста на основе профессионального стандарта повышает его конкурентоспособность на современном рынке труда.
Создание национальной системы оценки и сертификации квалификаций характеризует процесс перехода от государственно-общественной системы управления образованием к общественно-государственной системе управления образованием. Все обозначенные качественные изменения в педагогическом образовании и его оценке закреплены следующими документами:
• Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
• Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
• Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации;
• «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП (Приложение 2);
• «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП (Приложение 3).
Представленный пакет документов законодательно обеспечивает создание национальной системы независимой оценки и сертификации квалификаций через открываемые в недалеком будущем экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций в соответствии с нижеперечисленными принципами уже принятой Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским Союзом промышленников и предпринимателей национальной рамки квалификаций Российской Федерации:
1. Непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего уровня к высшему уровню.
2. Прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей.
3. Соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации;
4. Учет мирового опыта при разработке структуры и содержания национальной рамки квалификаций.
В плане повышения эффективности и качества педагогического труда внимание будет уделяться таким вопросам, как:
• содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям и уровням квалификации;
• повышение конкурентной устойчивости работников и их адаптации к меняющимся потребностям общества;
• стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.
Разработка вопросов сертификации профессиональных компетенций педагогов будет осуществляться на основе:
1. Добровольности прохождения оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
2. Независимости оценочных процедур;
3. Открытости, доступности процедур и результатов оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
4. Обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных педагогов, участвующих в сертификации;
5. Исключения дискриминации и принятия пристрастных решений, в первую очередь по отношению к дипломам, полученным в процессе формального обучения;
6. Компетентности системы сертификации, достигаемой через компетентность персонала и экспертов, участвующих в процедурах оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
7. Иерархичности системы сертификации, подразумевающей наличие не менее 3 уровней сертификатов, позволяющих учитывать разнообразие специализаций (профилей) педагогов и уровень профессионального мастерства.
В разработке вопросов аттестации/оценки с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) заложены принципы коллегиальности, гласности, открытости, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам.
Система имеет свою структуру. Все ее структурные элементы связаны с образовательной системой и профессиональным сообществом. Структурные элементы одинаковы для всех видов профессиональной деятельности, но мы рассматриваем в данном случае педагогическую деятельность
В структуре уже функционирует Общественно-государственный совет (ОГС). Он осуществляет стратегическое управление системой и служит для взаимосвязи Минобрнауки с Российским союзом промышленников и предпринимателей и общероссийскими объединениями работодателей.
Функционирует также Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Оно осуществляет тактическое управление системой. Им создана национальная рамка квалификаций, которая вместе с ФГОС служит основой для разработки профессиональных стандартов. Сегодня Общественно-государственным советом приняты профессиональные стандарты в нефтегазовой, энергетической и др. отраслях. По указу президента РФ до 2015 года было разработано не менее 800 профессиональных стандартов, в том числе профессиональный стандарт педагога. Педагогическая отрасль находится в стадии эксперимента.
Группа ученых Московского городского педагогического университета разрабатывала модели Экспертно-методического центра (ЭМЦ) и Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) в педагогической сфере деятельности (эти структурные элементы еще не функционируют.
Главной задачей ЭМЦ является подготовка экспертов, создание и обновление банка оценочных средства для оценки квалификаций в педагогической отрасли.
ЦОСКи в дальнейшем будут осуществлять оценку и сертификацию квалификаций в данном случае в педагогической сфере деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на источники финансирования системы оценки и сертификации квалификации, коль мы говорим об этом, изучая курс экономики.
Финансирование: основной источник – договоры с физическими и юридическими лицами.
Вышеназванные процессы касаются всей системы образования и в том числе педагогического.
Список литературы:
1. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. № 307-ФЗ;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;
4. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
5. «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-318/03 (Приложение 2).
6. «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03 (Приложение 3).
Из вышеизложенного следует, что электронный документооборот улучшает контроль над качеством исполнения документов и повышает эффективность управленческого труда за счет автоматизации бюрократических процедур.