Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общение: социальная коммуникация, социальное взаимодействие, межличностное познание

  • 👀 830 просмотров
  • 📌 759 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общение: социальная коммуникация, социальное взаимодействие, межличностное познание» pdf
Тема 3. Общение: социальная коммуникация, социальное взаимодействие, межличностное познание Понятие о коммуникации. Предпосылки коммуникации. Основные элементы коммуникативного процесса. Структура коммуникации. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Структура речевого общения. Кинесика. Невербальные коммуникации. Коммуникативные стили. Технические и семантические шумы. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации. Виды, средства, приемы пропаганды. Социально-психологические аспекты рекламы. Общественное мнение и закономерности его формирования. Понятие социального взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Межгрупповое взаимодействие. Уровни однородностиразнородности участников взаимодействия. Кооперация и конкуренция. Стратегии поведения во взаимодействии. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия (Р. Бейлс). Теория трансактного анализа Э.Берна. Социальная перцепция и ее основные закономерности. Эталоны и стереотипы восприятия. Понятие о процессе атрибуции. Атрибуция в социальном взаимодействии. Общение специфических как форма особенностей. коммуникации Во-первых, между в ней людьми имеет обязательно ряд должны присутствовать как минимум два индивида, каждый из которых - активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения, ее значимости. Значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что 1 информация не только принята, но и осмыслена, понята. Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков, т.е. обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса. В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее). В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия» [6, С. 107-108]. Он действует так, что иногда истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – наоборот, принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером этому может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. Информация может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Структура коммуникации обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор-сообщение (текст)-канал-аудитория-обратная связь. (Рис.2) Во время коммуникативного процесса выделяют три позиции 2 коммуникатора: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения и не исключает ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее). В процессе коммуникации осуществляются взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния необходимо проанализировать мотивы общающихся, их цели, установки и т.п. В коммуникативном процессе выделяю нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего -«излить душу», эмоционально разрядиться. Рис.2. Характеристика коммуникации в межличностном общении Рефлексивное слушание используется 3в ситуациях, когда говорящий нуждается в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через такие приемы, как: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы. Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров. Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Возникает механизм обратной связи, содержание которого состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора [1,C.103-113]. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору. Различают два вида коммуникации в зависимости от использования различных знаковых систем: вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются 4 кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации [1,C. 87-92; 6, С.103-105]. Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: • значение и смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации; • речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи; • выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки –кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»и др. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые 5 системы: 1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика). В целом оптикокинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах [1,C.93-100; 5,С.4344]. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая помогает решать эти проблемы. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20,мексиканцы – 180); 2) пространственно-временная организация коммуникативного процесса – это особая знаковая система, несущая смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, когда партнеры находятся лицом друг к другу, то это способствует возникновению контакта, указывает на внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормы, разработанные в различных 6 субкультурах, относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно вежливость к по началу дипломатических отношению к переговоров собеседнику, истолковывается как проявление неуважения. и символизирует напротив, опоздание В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл подачи информации должен быть подлинно интерпретирован и понят. Выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения: 1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации); 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); 3) спорный (агрессивный или доказывающий); 4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника); 5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление); 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); 7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие); 8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.); 9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение); 10) открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «я») [1,C.106-109]. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться, чтобы партнеры ее адекватно 7 поняли. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным — оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. Коммуникативный акт имеет два элемента: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. Коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как убеждение. В процессе коммуникации, сообщение, отправленное источником, и сообщение, достигшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Оно отражает технические способы коммуникации, а человек включается лишь в качестве «источника» или «приемника» информации. В результате чего в коммуникации выделяют технические и семантические шумы. Первые связаны с помехами в передатчике и канале, вторые — с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. Для облегчения обмена информацией коммуникациионная модель содержит шесть компонентов: источник-кодирующее-устройство- сообщение-канал-декодирующее устройство-приемник. Главная задача этой модели снижение - «шума» и максимальное облегчение обмена информацией. Преимущество её в том, что сообщение, отправленное источником, и сообщение, достигшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Она в основном отражает технические способы коммуникации, а человек включается лишь в качестве «источника» или «приемника» информации. Проблема массовой коммуникации является одной из основных в социальной психологии. 8 Массовая коммуникация (от лат. сommunication — сообщение, передача) — средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.д.; это систематическое распространение с помощью технических средств тиражирования специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей [6,C.117]. В массовой коммуникации, как и в межличностной, присутствуют перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны. Наиболее отчетливо выступает коммуникативная или информационная сторона, поэтому термин «массовая коммуникация» часто заменяют «массовой информацией», или «массовыми информационными процессами». Сообщения массовой коммуникации служат одним из основных источников информирования аудитории о событиях внешнего мира, формируют социальные представления аудитории, определенные стереотипы массового сознания [1,C114-116]. Важной составной частью массовой коммуникации является коммуникатор. Коммуникатор — это некая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникации коммуникатор коммуникацию. выполняет В ряд процессе массовой функций: определяет коммуникативную политику и контроль за ее осуществлением, собирает и обрабатывает, создает «сообщение», определяя его окончательное содержание, принимает на себя ответственность за данное сообщение, поскольку оно идет от его имени и т.д. Массовая коммуникация — это процесс передачи информации от коммуникатора к реципиенту как организованно, с помощью технических средств (СМИ), так и стихийно (слухи, сплетни). Пропаганда является частью массовой коммуникации и в большинстве своем относится к сфере политической коммуникации, что представляет процесс передачи политической информации и является её основным средством. Пропаганда (распространение) – 9 положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории. Пропаганда - это также деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать, значит распространять устно через радио, телевидение, интернет, печатные средства массовой информации или с помощью других средств. Главная цель пропаганды состоит в том, чтобы довести главные идеи и теоретические знания до широких слоев населения и превратить в личные убеждения. Она имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять некоторую точку зрения, причем, не интересуясь, хотят они этого или нет. Пропаганда – это процесс закрепления в сознании определенных ценностей и делает упор на одностороннее воздействие как на индивида, так и на группу. С точки зрения психологического воздействия на массовое сознание выделяют следующие формы пропаганды: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устранения и пропаганда отчаяния. Реклама является частью массовой коммуникации, поэтому в ней можно найти все элементы, присущие последней: коммуникатор — сообщение — канал передачи — целевая аудитория — эффект. Основная цель рекламы — составить и донести привлекательный образ рекламируемого товара или услуги, воздействовать на психологию потенциального потребителя и управлять его поведением (вызвать желание приобрести товар или воспользоваться услугой) [ 5,C.305-308]. Реклама - многообразное общественное явление современности. Она подразделяется на отдельные виды (отрасли), такие как торговая, политическая, имиджевая, религиозная, социальная и другие виды рекламы. Реклама составляет часть рыночного маркетинга, одна из задач которого 10 состоит в обеспечении бесперебойного сбыта произведенной продукции. Реклама должна точно и правильно информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования (эксплуатации), потребления и других сведениях о товарах и услугах. Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и более эффективного удовлетворения потребностей населения [2; 3,C. 242-246]. Реклама; с одной стороны, доводит до потребителя сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие, путем убедительности и внушения. Наиболее распространенный вид рекламной деятельности - торговая реклама. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшей затратой времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы. Для создателей рекламы важным является целевая аудитория. Она представляет собой часть сообщества людей, потенциальных потребителей со специфическими признаками: демографических, психологических, социальных с учетом отношения к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п. Реклама всегда обращена к массовой психологии, тем самым, используя внушение с помощью авторитетного источника информации и подражание, как следствие внушения. Если рекламное сообщение подается персонажем, значимым для целевой аудитории, оно скорее достигнет своей цели — вызовет доверие к информации и желание поступить аналогичным образом. Многие рекламисты обращают внимание на то, что наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность. Общественное мнение — это 11 состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес. Общественное мнение складывается на основе распространенной информации: суждений, мнений, убеждений, слухов и сплетен. В его формировании большую роль играют средства массовой информации (СМИ): телевидение, радиовещание, пресса. В условиях современного развития информационного общества возрастает влияние электронных средств массовой информации, а также сосредоточенных в глобальной сети интернет - многочисленных социальных сетей, форумов, блогов и прочее. На общественное мнение, как и в рекламе, влияют мнения авторитетных и компетентных людей, признаваемых обществом или личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. В современном обществе привычными каналами (формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Вместе с этим широкое распространение имеют также и политическим, экономическим, социальным, высказывания, вызываемые культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов и плебисцитов, массовых обсуждений каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т. д. и т. п. Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет социальное взаимодействие людей. Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного 12 воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей [1,C.101-102]. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. Различают межличностное и межгрупповое взаимодействие. Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные 13 изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия выступают: • наличие внешней цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; • доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; • ситуативность — жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений; • рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников. Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей. Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая на нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф. Поршнев пришел к выводу, что социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», 14 а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей. Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет. «Мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они», утверждает Б.Ф. Поршнев. Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность. «Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их» по мнению Поршнева Б.Ф.. При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое». В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 2). В нашей стране его изучению психологами уделяется очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять, прежде всего, гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних социальнопсихологических явлений в другие. Таблица 2. Западные теории взаимодействия Наименование теории Фамилии Основная идея теории ведущих представителей Теория обмена Дж. Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на 15 основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты Символический Дж. Мид Г. Поведение людей по отношению друг к интеракционизм Блумер другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают Управление впечатлениями Э. Гофман Психоаналитиче 3. Фрейд ская теория Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период 16 Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий. Приятие или неприятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Обозов Н.Н. различает уровни однородностиразнородности (степени сходства-различия) участников взаимодействия. Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров. Второй (верхний) уровень однородности-разнородности (степени подобия-контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство-различие) мнений в 17группе, отношений (в том числе симпатий-антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе, к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности [1,C.103-112]. На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания обязательно важно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание — одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д.[1,C.114] Существенной характеристикой взаимопонимания выступает его адекватность. Она зависит от таких факторов, как: тип отношений между партнерами (отношения знакомства и приятельства, дружеские, любовные и супружеские отношения), товарищеские (деловые отношения), знак или 18 валентность отношений (симпатии, антипатии, индифферентные отношения); степень возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения). Важное значение в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, имеют мнение, оценка других значимых людей, групп, авторитетных лиц. Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора — социометрический статус и степень подобия по нему. При этом выясняется следующее: устойчиво взаимодействуют друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе; отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок. Взаимодействие по своей сути многообразно. Показателем этого является его типология. Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми. В процессе взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии. 1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив либо кооперации либо конкуренции). 2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). 3. Компромисс, достигается половинчатое удовлетворение потребностей. 19 4. Уступчивость - принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм). 5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. В зависимости от намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения, выделяют три типа взаимодействия: дополнительное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся — взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой — ярко проявляют собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный предполагает либо словесно, и скрытый, глубокое знание подразумеваемый. партнера, либо Оно большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание. Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Под непродуктивностью стиля взаимодействия понимается конкретное 20 воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым одним из участников взаимодействия. В социальной психологии существуют поиски выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Он фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий (солидарность позитивных решений, снятие напряжения эмоций, согласие, предложение, указание решения, мнение по решению проблем, ориентация на других, просьба об информации постановки, просьба высказать мнение по проблеме, просьба об указании на ошибки, несогласие, создание напряженности эмоций и демонстрация антагонизма) были разнесены по четырем рубрикам [1,C.110112]. Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте. Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря 21 на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий. Возникает вопрос: почему именно этими двенадцатью характеристиками исчерпываются все возможные виды интеракций? Второе возражение касается того, что в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в «действиях» (например, отталкивание другого при выполнении какого-то действия и т.д.). Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия. Открытым и откровенным во взаимоотношениям, избегать манипуляций во взаимодействиях помогает трансактный анализ Эрика Берна. Данная модель наделяет человека ясным пониманием своей жизненной ситуации, помогает ему стать честным с самим собой и другими людьми, призывая к откровенным взаимоотношениям. Больше и чаще быть самим собой, стать свободным и искренним. Эрик Берн учит нас знакомиться со своим внутренним Родителем, Взрослым и Ребенком, при этом призывает не отказываться ни от одной части своей личности, а лишь передать Взрослому исполнительный контроль. Суть данной модели состоит в том, что Э.Берн изложил в своих работах оригинальный разработал концепцию взгляд на структуру человеческой психики, Эго-состояний, где представил трехстороннюю схему, используемую сегодня – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Сокращенно она представлена аббревиатурой Р-В-Д. Для того чтобы представить, как осуществляется процесс общения, Э. 22 Берн приводит структурную диаграмму, в которой отражены три компонента личности, три Эго-состояния. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка (Дитя). Они четко отделены друг от друга и не являются возрастными понятиями. Каждое из трех Эго-состояний – это способ проявления нашей личности в данный момент, это совокупность мыслей, чувств и связанных с ними способов поведения. Каждый носит в себе Родителя, каждый таит в себе маленького мальчика или девочку. У каждого ребенка уже есть своей независимый, свободный Взрослый. Таким образом, если мы в какой-то промежуток времени ведем себя, мыслим и чувствуем, копируя одного из реальных родителей (или лиц, их замещающих, значимых для нас), то мы в это время находимся в ЭГОсостоянии Я Родителя. Если мы при определенных условиях возвращаемся к поведению, мышлению и чувствам детства, то находимся в ЭГО-состоянии Я Ребенка. Если же мы ведем себя, мыслим и чувствуем по принципу «здесь и теперь», адекватно и свободно реагируя на окружающий мир, исходя из собственного взрослого опыта, объективно оценивая реальность и просчитывая вероятности выбора, то мы находимся в ЭГО-состоянии Я Взрослого. Наши схематичные Родитель, Взрослый и Ребенок несут в себе как полезные черты, так и отрицательные [6, С.111-113]. Родитель помогает нам, когда необходимо проявить заботу, сострадание; благодаря внутреннему Родителю мы умеем правильно вести себя в обществе, определяем для себя, что такое мораль и совесть. Ребенок – является лучшей частью личности - творческий, активный, очаровательный, свободный, но при этом в нем живут наши детские обиды, страхи, капризы, комплексы, неэффективные в данный момент формы поведения, основанные на ранних детских решениях. Взрослый перерабатывает информацию, вычисляет и оценивает вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с 23 окружающим миром, не действует по шаблону или под влиянием ранних детских комплексов, он свободен в выборе способов поведения и отвечает за свои поступки. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. В обычной ситуации каждый из них – Родитель, Взрослый и Ребенок заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние посвоему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. При этом нужно помнить, что в стрессовых ситуациях именно Родитель и Ребенок, со всеми своими установками, личностью, и мы страхами и неосознанно комплексами подчиняемся завладевают давним, нашей архаичным, неэффективным в нашей теперешней жизни командам, чувствам, способам поведения. В процессе общения участвуют люди, пребывающие в каждое мгновение своей жизни в одном из Эго-состояний Я. В обязательной составной части общения существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие» - процесс восприятия одним человеком другого, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. Для социальной перцепции характерны следующие функции: самопознание; познание собеседника, партнера; налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности; установление позитивного микроклимата. Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение. Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с 24 разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации. Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия и анализ механизма межличностного общения. С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению. Инструменты, обеспечивают которыми налаживание пользуется социальная коммуникации между перцепция, личностями и заключаются в следующих понятиях: Идентификация; Эмпатия; Аттракция; Рефлексия; Стереотипизация; Каузальная атрибуция. Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник. Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника. Аттракция рассматривается (привлечение) как в специальная понятии форма социальной познания перцепции партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви. Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии 25 социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям. Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет типы каузальной атрибуции: личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок; объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие; обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт. Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов: этнические, профессиональные, гендерные и возрастные. При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач. На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют эффекты первичности новизны и ореола. Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее. Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной. Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер» [6,C.114-115]. Важным элементом в социальном взаимодействии является атрибуция - это процесс, при котором люди используют определенную информацию, чтобы сделать выводы о причинах 26 происходящих событий или поведении других людей. Атрибуция [от англ. attribute — приписывание] — приписывание воспринимаемому и оцениваемому социальному объекту характеристик, свойств, качеств, которые в отчетливом непосредственно воспринимаемом плане не представлены в актуальной ситуации взаимодействия и не проявились в достаточной мере в предшествующих случаях контакта. Таким образом, атрибуция обусловлена необходимостью «достраивания» образов, так как та информация, которая доступна субъекту восприятия, оказывается недостаточной. Атрибуция – это все те наши обыкновенные мысли и действия, совершенные без осознания глубинных процессов и предубеждений, которые приводят к тем или иным выводам. Атрибуция в современной социальной психологии расценивается как один из механизмов восприятия, реализация которого позволяет впервые воспринимаемую реальность содержательно и системно увязать с личностным опытом конкретного человека и системой его смысловых и ценностных установок [6,C.114-116]. Атрибуция представляет собой важный механизм, сложившийся в ходе исторического развития человечества и позволяющий существенно ускорить и упростить процесс социального взаимодействия. Проблема, однако, заключается в том, что у большинства людей атрибуция подвержена сильному влиянию проекций и переносов, в результате чего повышается риск искажения в субъективном восприятии индивида истинных мотивов партнера по взаимодействию и общению. Кроме того, большую роль при интерпретации поведения играет так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, которая заключается в склонности при поиске причин поведенческого акта к переоценке диспозиционных факторов и недооценке ситуационных. В результате отношение к конкретному поступку переносится на личность в целом. Тем самым нередко создается стереотип восприятия, препятствующий адекватной оценке партнера по социальному 27 взаимодействию и пониманию его истинных побудительных мотивов. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Гуревич П. С. Психология рекламы [Текст]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с. 3. Гуревич, П. С. Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити- Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/4. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 442 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс. 5. Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. – 600 с. 6. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с. 7. Социальная психология: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 28
«Общение: социальная коммуникация, социальное взаимодействие, межличностное познание» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot