Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общая характеристика рыночной экономики

  • ⌛ 2018 год
  • 👀 393 просмотра
  • 📌 363 загрузки
  • 🏢️ РГСУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общая характеристика рыночной экономики» pdf
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Экономической теории и мировой экономики «Общая характеристика рыночной экономики» Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика» Выполнили: Е.С. Васютина 2018 год «Общая характеристика рыночной экономики» Тема 2.1. «Общая характеристика рыночной экономики» Пункт 2.1.1. «Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования» Пункт 2.1.2. «Условия формирования и развития рыночной экономики» Пункт 2.1.3. «Достоинства и недостатки рыночной системы хозяйствования» Тема 2.2. «Рыночное равновесие. Общественная выгода от конкурентного равновесия» Пункт 2.2.1. «Спрос и предложение и их детерминанты» Пункт 2.2.2. «Рыночное равновесие» Пункт 2.2.3. «Государственное регулирование ценообразования» Пункт 2.2.4. «Излишек потребителя и производителя и общественная выгода» Тема 2.3. «Эластичность спроса и предложения» Пункт 2.3.1. «Эластичность спроса и ее виды» Пункт 2.3.2. «Эластичность предложения» Пункт 2.3.3. «Практическое применение теории эластичности» Пункт 2.1.1. «Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования» Рынок – это совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающие процесс обмена труда. Объекты рыночных отношений: 1. деньги; 2. товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Свойства товара: 1. потребительская стоимость; 2. меновая стоимость – пригодность к обмену. Пункт 2.1.1. «Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования» Стоимость – 1) Затратный элемент стоимости (К. Маркс, Д. Смитт) – это овеществленный в товаре труд; 2) Концентрация полезности (Джемомс, Менгер, БенБаверг). Функции рынка: 1. Регулирование пропорций рынка – отраслевые пропорции; производство и потребление. 2. Установление ценностных эквивалентов для обмена. 3. Стимулирование производства. 4. Обеспечение динамичной пропорциональности. 5. Обеспечение экономичности потребления. Пункт 2.1.1. «Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования» Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Структура рынка: - потребительский рынок; - рынок труда; - денежный и валютный рынок; - фондовый рынок; - ссудный капитал. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура рынка: - биржи; - аукционы; - консалтинговые компании; - рекламные агентства. Пункт 2.1.2. «Условия формирования и развития рыночной экономики» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Социально-экономические условия перехода к рыночному хозяйствованию Наличие в экономике разнообразных форм собственности. Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Формирование механизма свободного ценообразования. Свободное маневрирование ресурсами. Полнота и доступ к информации. Сохранение нерычного сектора экономики. Наличие рыночной инфраструктуры. Последовательная интеграции страны на мировом рынке. Пункт 2.1.3. «Достоинства и недостатки рыночной системы хозяйствования» Преимущества свободного рынка 1. Функционирует на основе саморегулирующегося механизма: - эффективное распределение в обществе ресурсов; - гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям; - максимальное использование достижений НТР. 2. Обращен к человеку: - механизм заведомо бездефицитного рынка; - свобода выбора и действий рыночных субъектов; - способность к удовлетворению разнообразных потребностей; - повышение качества товаров и услуг; - снижение транзакционных издержек в потреблении. Пункт 2.1.3. «Достоинства и недостатки рыночной системы хозяйствования» Недостатки свободного рынка Фиаско (провал) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное распределение ресурсов: 1. образование монополий; 2. ассиметричность информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая – нет; 3. внешний эффект – издержки или выгода от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах; 4. общественные блага – это блага коллективного пользования, в котором нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли. Пункт 2.2.1. «Спрос и предложение и их детерминанты» Спрос (D – demand) – это определенное количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену «в определенный промежуток времени». Ценовые факторы: Pi – цена товара. Неценовые факторы: T – вкусы потребителей; N – число покупателей; I – доход покупателя в единицу времени; Psub – цены на товары субституты (выше цена – выше спрос); Pcom – цены на товары комплементарные (одно не может без другого); W – ожидание потребителей; K – культурно-психологический; B – прочие факторы. Пункт 2.2.1. «Спрос и предложение и их детерминанты» Предложение (S – supply) – это максимальное количество товаров и услуг, которые продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при определенных условиях. Ценовые факторы: Pi – цена товара. Неценовые факторы: Pr – цены на ресурсы (больше цена на ресурсы, меньше спрос на них); K – технология; T – налоги и дотации (элементы издержек, выше налоги – меньше предложение); Pj – цены на другие товары; W – ожидание изменения цены (цены выше – продукции меньше); N – число продавцов; B – природно-климатические условия. Пункт 2.2.1. «Спрос и предложение и их детерминанты» Кривая спроса – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы покупать потребители по разным ценам в данный момент времени. Простейшая функция линейного вида: Qd = a – b * P, где Qd – объем спроса, a и b – эмпирические коэффициенты, P – цена. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продавать производители по разным ценам в данный момент времени. Простейшая функция линейного вида: Qs = a + b * P, где Qs – объем предложения, a и b – эмпирические коэффициенты, P – цена. Пункт 2.2.2. «Рыночное равновесие» Рыночное равновесие достигается в точке E (P*; Q*) I – высокие цены (зона продаж, но невозможность покупок); рынка нет. II – не формируется рынок; III – область дешевых ассортиментов; IV – зона реальных контрактов. I E IV III II Пункт 2.2.2. «Рыночное равновесие» Рыночная динамика Пункт 2.2.3. «Государственное регулирование ценообразования» 1. Товарная интервенция – государство как спекулянт, так как у него есть денежные фонды и ресурсы, имеет возможность для лобби. 2. Фиксация цены – осуществляется установление границ: «потолок» цен (максимальная цена) и «пол» цен (минимальная цена). 3. Использование системы налогового ограничения. 4. Метод фиксации объемов производства со стороны государства. Пункт 2.2.4. «Излишек потребителя и производителя и общественная выгода» Излишек потребителя – это разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается. Пункт 2.2.4. «Излишек потребителя и производителя и общественная выгода» Излишек производителя – это дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке. Эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Пункт 2.2.4. «Излишек потребителя и производителя и общественная выгода» Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях. Пункт 2.3.1. «Эластичность спроса и ее виды» Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed ^ p) – показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%. Пункт 2.3.1. «Эластичность спроса и ее виды» Пункт 2.3.2. «Эластичность предложения» Коэффициент эластичности предложения по цене (Es^p) – показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара. Es ^ p = ∆ Q % / ∆ P % , где Q % – отношение изменения объема предложения, P % – отношение изменения цены. Если Es ^ p > 1 – предложение эластично, Es ^ p < 1 – предложение неэластично. Детерминанты эластичности предложения: 1. Возможность продавцов гибко варьировать объемы производимой продукции. 2. Временной период (если короткий, то эластичность низкая). Пункт 2.3.3. «Практическое применение теории эластичности» Практическое применение эластичности в микроанализе: 1. прогнозирование оптимального объема производства; 2. экономический анализ прямых государственных мер; 3. налоговая политика. Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе
«Общая характеристика рыночной экономики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot