Общая характеристика грузоподъемных машин и их нагруженность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Общая характеристика ГМ и их нагруженность.
К ГМ относятся машины, предназначенные для подъема и перемещения на небольшие расстояния различных грузов – штучных, сыпучих, жидких и т.д.
ГМ характеризуются следующими основными признаками:
a) наличием подъемного движения;
b) возможностью транспортировки разнообразных грузов;
c) отсутствием постоянных мест загрузки и выгрузки грузов;
d) периодичностью или цикличностью работы.
Следовательно, грузоподъемной машиной можно назвать машину периодического действия, предназначающуюся для подъема и последующей транспортировки на небольшие расстояния разнообразных грузов, перемещаемых с помощью управляемых движений по постоянной трассе при отсутствии постоянных мест загрузки и выгрузки грузов.
В зависимости от назначения все ГМ делят на два класса: общего и специального применения. ГМ общего назначения характеризуют простота устройства, небольшое количество механизмов, применение простейших грузозахватных устройств.
Характерные признаки ГМ специального назначения – конструктивная сложность; применение специальных грузоподъемных устройств; однотипность выполняющих технологических процессов; напряженность работы; высокая степень автоматизации отдельных операций.
Классификация ГПМ.
Домкраты: предназначены для подъема груза на небольшую высоту при ремонтных и монтажных работах. По конструкции делятся на: винтовые, реечные (грузоподъемность – 2…20 т при высоте подъема 0,25…0,35 м); гидравлические; пневматические.
Лебедки: ручные, механические. Выполняют в виде приводного барабана с тяговым органом – стальным канатом. Они служат для подъема, опускания и подтягивания грузов.
Тали: цепные, канатные. Предназначаются для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по однорельсовому пути.
Краны.
Краны перемещают груз в различных направлениях в пространстве.
1. Пролетные
1.1. мостовые: предназначены для обслуживания технологических грузопотоков, выполнения погрузо-разгрузочных операций в цехах промышленных предприятий, в открытых и закрытых складах.
1.1.1. однобалочные
1.1.2. двубалочные
1.2. козловые:
1.2.1. общего назначения – применяют для обслуживания открытых складов и погрузочных площадок..
1.2.2. специальные – для обслуживания гидротехнических сооружений, перегрузки крупнотоннажных контейнеров и длинномерных грузов.
1.3. кабельные: применяются для транспортировки грузов через водные препятствия, к строительным объектам гидросооружений, на складах лесоматериалов.
1.3.1. стационарные
1.3.2. качающиеся
1.3.3. подвижные
1.3.4. мостокабельные
1.4. металлургические: применяются на металлургических заводах и в металлургических цехах машиностроительных заводах. Для обслуживания этих кранов требуются стропальщики.
1.4.1. кольцевые
1.4.2. мульдо-магнитные
1.4.3. мульдо-завалочные
1.4.4. насадочные
1.4.5. литейные
1.4.6. ковочные
1.4.7. закалочные
1.4.8. колодцевые
2. Стреловые
2.1. башенные – для обслуживания нескольких объектов или площадок с одной стоянки, в гидротехническом, энергетическом и гражданском строительстве.
2.2. стационарные поворотные – для обслуживания ограниченных площадей, примыкающих к стенам или металлоконструкциям пролетов и передачи груза с одного пролета в другой.
2.3. настенные передвижные – для обслуживания площадей, расположенных у стен пролетов механических, сборочных, металлургических и других цехов, а также на складах. Они передвигаются по рельсовому пути вдоль пролета.
2.4. портальные – применяют на погрузо-разгрузочных работах в портах, на открытых складах, строительстве гидротехнических сооружений.
2.5. самоходные мобильные – позволяют выполнить погрузо-разгрузочные и монтажные работы в различных отраслях промышленности, строительства, с/хозяйства.
По конструкции ходовой части эти краны бывают:
2.5.1. автомобильные
2.5.2. пневмоколесные
2.5.3. гусеничные
2.5.4. железнодорожные
2.6. плавучие – при ремонте и строительстве кораблей, для устранений последствий аварий, подъема затонувших кораблей.
Подъемники.
1. клетьевые – предназначены для вертикального подъема людей и грузов в клети.
2. скиповые – предназначены для автоматической загрузки и разгрузки сыпучих грузов.
3. специальные.
4. фуникулер – рельсовый путь с канатной тягой, предназначены для перевозки пассажиров или грузов в вагонах по крутым подъемам.
Роботы и манипуляторы.
1. Краны - манипуляторы – у которых захват груза и его освобождение происходит автоматически.
1.1. краны - штабелеры – применяют на машиностроительных заводах для механизации работ на складах, где хранят инструмент, полуфабрикаты и готовую продукцию.
1.2. контейнерные – применяют для складирования контейнеров.
1.3. вакуумно-захватные – предназначены для автоматического захвата листовых материалов. Они могут быть использованы для механизации технологических процессов по разборке … листов и подачи их на конвейер для дальнейшей транспортировки.
2. Промышленные роботы – применяют для облегчения связи между технологическим оборудованием и транспортными …, а также автоматизация процессов перемещения грузов.
2.1. технологические – выполняют основные операции технологического процесса;
2.2. подъемно-транспортные – выполняют действия типа «взять – перенести – положить» при обслуживании технологического процесса, а также на транспортно-складских операциях.
2.3. универсальные – выполняют основные и вспомогательные операции.
Основные параметры ГПМ.
Рассмотрим на примерах мостового и стрелового кранов.
Мостовой кран состоит из МК – 1 и крановой тележки – 2, перемещается вдоль моста. Кран на ходовых колесах – 4 с помощью механизма – 3 движется по рельсам, уложенным на подкрановые балки – 5, вдоль цеха.
Основные параметры.
- грузоподъемность (в пределах 0,01-1250 т);
- пролет крана, м;
- вылет стрелы (для стреловых), м;
- высота подъема груза, м;
- скорость подъема груза, м/с;
- скорость перемещения тележки, м/с;
- скорость передвижения крана. м/с;
- угловая скорость поворота крана, с-1 (для стреловых);
- максимальный грузовой момент мостового крана;
- максимальный грузовой момент стрелового крана;
- масса крана, т;
установленная суммарная мощность двигателей, кВт; режимы работы механизмов крана; производительность крана П, т/ч.
Грузоподъемность - это наибольшая допустимая масса груза, на подъем которого рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации.
Пролет моста или крана - расстояние по горизонтали между осям подкрановых путей, назначаемое в соответствие с пролетами зданий. Для крановых тележек это же расстояние называется колеей. Базой крана или тележки называют расстояние между вертикальными осями передних и задних колес.
Пролеты современных мостовых кранов колеблется от 5 до 32 м.
Вылет стрелы стрелового поворотного крана – наибольшее расстояние по горизонтали между осью его вращения и вертикальной осью расположения грузозахватного органа (противовеса) без груза при установки крана на горизонтальной площадке. Вылет лимитируется устойчивостью крана в нагруженном и разгруженном состояниях, соответствует габариту поднимаемого груза.
Высота подъема – расстояние по вертикали от уровня стоянки или от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
Режим работы – комплексная характеристика, учитывающая характер внешних нагрузок и продолжительность их действия. Она является определяющей при выполнении всех расчетов на прочность, выносливость, долговечность.
Нормами Госгортехнадзора предусматривались 5 режимов работы: Р – ручной; Л – легкий; С – средний; Т – тяжелый; ВТ – весьма тяжелый.
Технико-экономические показатели.
Часовая производительность: ,
где - номинальная грузоподъемность, т; - число циклов работы; - средний коэффициент использования машины по грузоподъемности ( меньшие значения для строительно-монтажных работ, большие для перегрузке сыпучих грузов грейфером); - средний коэффициент использования крана по времени ( - при хорошей организации и разумном использовании крана.).
Годовая производительность: ,
где - число часов работы в сутки; - число рабочих дней в году.
Число циклов в час: ,
где - время одного цикла, с; , где - коэффициент совмещенности нескольких операций: - для стреловых монтажных кранов, - для башенных строительных и козловых перегрузочных кранов; - суммарное время выполнения отдельных операций.
При работе крана с насыпными грузами: ,
где - вместимость грейфера, бадьи, м3; - насыпная плотность груза, т/м3; - коэффициент заполнения; - для бадьи и ковша; - для грейфера.
Для сравнения технико-экономических характеристик однотипных машин необходимо знать отдельные показатели металлоемкости, энергоемкости, стоимости.
Удельная металлоемкость – отношение веса крана к грузовому моменту:
Удельная энергоемкость: ,
где - суммарная мощность всех установленных на кране электродвигателей.
Удельная стоимость: - отношение стоимости крана к его массе.