Общая характеристика архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
План:
1. Условия формирования художественной культуры государства Древний
Египет
2. Общая характеристика рельефа и живописи Древнего Египта
1.Условия формирования художественной культуры государства Древний
Египет
Историю возникновения и развития древнеегипетского искусства можно проследить
на протяжении огромного времени – свыше четырех тысяч лет. Благодаря этому факту,
изучение искусства Древнего Египта представляет большой интерес, поскольку
становится возможным выяснить пути становления искусства в одном из первых в
истории человечества государств. Искусство Древнего Египта было создано народом,
который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких
тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и
Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди
искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал
монументальную каменную архитектуру, замечательный своей натуралистичностью
скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское
искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства.
Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с
другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного
построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к
индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы,
полные глубокой значительности. Исторические условия развития египетской культуры
привели к сложению и очень длительному сохранению некоторых характерных
особенностей египетского искусства. С самого начала образования египетского
государства оно стало мощным средством воздействия на сознание людей в целях
укрепления и возвеличения власти фараона, сохранения единства и процветания
государства. Египет – страна, где почитали традиции. Традиции изобразительного
искусства считались священными, дарованными людям свыше, поэтому их нарушение
вело к разрушению космического порядка, установленного божествами и тщательно
поддерживаемого и оберегаемого египетскими фараонами. В области архитектуры и
изобразительного искусства священные традиции египтян вылились в форму канона как
системы пропорциональных величин. Создание канона означало сложение строгой и
разработанной системы художественных взглядов. Преступить канон для египетского
художника было недопустимо. Эту черту в египетском менталитете отмечали еще древние
греки и римляне. Традиционным в Египте являлось и сохранение веры в магическую связь
изображения с тем, кто изображен. Этот принцип древнеегипетского искусства уподоблял
художников, скульпторов, архитекторов Египта творцам мира – богам, а само занятие
искусством возводил в ранг священнодействия. Этим и объясняются высокие жреческие
звания и титул «великий таинник», которые носили виднейшие мастера искусства в
Древнем Египте. В ряде знаменитых текстов Древнего Египта встречаются слова,
переводимые как «искусство». При этом и в «Поучении Птахотепа», и в «Книге мертвых»,
и в «Текстах пирамид» искусство, с точки зрения египтян, понималось, с одной стороны,
как «искусность», «умение», «мастерство», «техническое совершенство», а с другой - как
создание некоего искусственного мира, подобного сокровенному мира богов и
первопредметов. Например, мысль, слетев Словом с уст бога Пта, воплотилась в землю,
воду, людей, скот, первостатуи и первопланы храмов. Бог Хнум, предварительно
замыслив, вылепил весь мир и людей с помощью гончарного круга. Искусство
рассматривалось египтянами как творчество богов, а потому считалось священным.
Художники же понимались как своего рода посредники между божественным и
человеческим, причем степень посредничества градуировалась. Мастер, которому
принадлежал общий творческий замысел, отличался в Египте от мастера, занимавшегося
техническим его воплощением, хотя зачастую то и другое сочеталось в одном лице.
Искусно сделанная вещь, вызывая при созерцании удовольствие, заражала. Таким образом
устанавливалась символическая связь между божественной сущностью первообраза и его
зримым подобием в искусно- искусственной вещи. Не случайно выражение «хорошо
сделанный», употребляемое в качестве оценки работы, входило у египтян составной
частью в имена богов. В древнеегипетских текстах в выражении «тот, кто несет красоту»
слово «красота» выступало равнозначным божественной сущности и прилагалось не
только к самим богам, но и к их искусно- искусственным рукотворным подобиям,
отражающим божественную красоту. Через заразительность предметов искусства боги с
помощью художников открывали людям путь от явленного к сокровенному, а себе - путь
от сокровенного к явленному («и сошел бог на свое изображение в храме»).
Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для
художников. Хотя они до нас не дошли, мы знаем о существовании «Предписаний для
стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг
библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для
скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы
египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного
образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону
нанесены рисунки отдельных фигур, которые художники соответственно переносили на
разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах
также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая
фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское
время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось
на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур
зверей, птиц и пр. Не следует все же думать, что необходимость следования канону
сковывала египетского художника. Канон предписывал следование определенному
эталону, но в схеме канона всегда находилось место для выражения собственных идей.
Памятники архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта сохранили нам
много имен его творцов. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что
они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи
знаменитого зодчего 16 в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском
храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для
потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие
годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил». Таким образом, египетской
цивилизации удалось создать гармоничное, целостное искусство, наполненное
удивительно мудрыми идеями, воплощенными простым и понятным языком,
актуальными не только в период существования египетского государства, но не теряющих
своей значимости и по сей день.
2. Общая характеристика рельефа и живописи Древнего Египта
1. Место рельефных и живописных композиций в культуре Древнего Египта Искусство
Древнего Египта знало два вида рельефов: очень низкие барельефы и слегка врезанные
рельефы, в которых поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, углублялись
лишь контуры изображения. Были известны и два вида стенной росписи: а) темперная
живопись по сухой поверхности; б) в некоторых памятниках этот способ применялся в
сочетании с цветными вкладками из паст в заранее приготовленные углубления.
Изобразительные нормы рельефов и росписей определяли их подчиненность архитектуре
– ее формам, пропорциям, композиции, особенностям внутреннего пространства. По
смыслу рельефы и росписи были едины с иероглифическими надписями, т.е. понимались
как священные знаки, обладающие животворной силой. Создать изображение значило для
египтян сберечь и увековечить его жизненную силу. Общие правила композиционного
построения рельефных и живописных сцен в древнеегипетском искусстве были
разработаны в период IV-VI династий и сохранились без значительных изменений вплоть
до конца Нового царства. Живописные и рельефные композиции занимали площадь
стены, потолка, пола полностью. Если композиция значительна по размерам, она занимала
все пространство стены, небольшие композиции располагались на стене в несколько
ярусов. Для заполнения свободного пространства как внутри композиции, так и между
композициями использовали декоративные возможности древнеегипетской письменности.
Сюжеты изображенных на стенах гробниц и заупокойных храмов сцен: - отражают
мотивы загробной жизни и путешествия, которое умерший должен совершить,
преодолевая многочисленные испытания, чтобы достигнуть царства Осириса; возвеличивают заслуги умершего перед богами и страной; демонстрируют место фараона
в космической иерархии как посредника между богами и людьми и др. Стиль настенных
композиций может быть самым различным, но сюжеты остаются всегда одинаковыми:
иллюстрации к текстам религиозно- магических антологий того времени — таких, как
«Тексты пирамид», «Книга Мертвых», «Книга Амдуат», «Книга Врат», «Книга Пещер»,
«Книга Земли» или «Литании Солнца». Все это должно обеспечить усопшего знанием
необходимого набора магических формул, с помощью которых он сможет преодолеть
встречающиеся ему на пути трудности, либо помочь в проведении ритуалов,
обеспечивающих встречу божественного и земного. 2. Рельеф и живопись Древнего
Египта как результат применения приемов художественного черчения Следует
рассмотреть геометрические особенности древнеегипетской живописи и рельефа,
связанные со стремлением передать зрителю геометрию объективного, трехмерного
пространства на плоскости. 1. Метод ортогональных проекций является наиболее
адекватным, математически обоснованным методом изображения объективного
пространства, его использование приводит к целому ряду особенностей, в значительной
мере определяющих геометрию древнеегипетского изоб- ражения. Суть метода
ортогональных проекций сводится к следующему: предметы объективного пространства
проектируются
на
плоскость
изображения
линиями,
перпендикулярными
(ортогональными) плоскости изображения. Обычно при изображении человеческих фигур
или животных выбирается вид сбоку. В то же время убитые враги, лежащие на земле,
показываются при виде сверху, т. е. тоже в наиболее характерном направлении. Земля при
изображении сцен представала в качестве «опорной линии». Важной особенностью
изображения предметов с использованием метода ортогональных проекций является
независимость размеров на плоскости изображения от расстояния между предметом и
нею, т.е. и близкая, и далекая человеческие фигуры на плоскости изображения
представлены в одном размере. Если необходимо передать сравнительно небольшую
глубину пространства, древнеегипетские художники использовали принцип «перекрытия»
(близкий предмет заслоняет собой более далекий) как единственный изобразимый на
чертежах признак глубины. 2. Желая увеличить информативность изображения,
древнеегипетский художник был вынужден применять ряд условно-чертежных приемов:
а) условные повороты плоскостей изображения, имеющие целью компенсировать те
потери геометрической информации, которые связаны с необходимостью показа лишь
одной проекции изображаемого предмета. Так при изображении человеческой фигуры
«вид сбоку» (так изображаются ноги, тело и голова) плечи и глаза передаются «вид
спереди», т. е. в условном повороте. То же касается и изображений животных: при
обычном боковом изображении животного, например, коровы, рога изображались «вид
спереди». Если необходимо было изобразить местность с прудом, то художник обращался
к тем возможностям, которые ему предоставлял план. Деревья вокруг пруда в этом случае
изображались в условном повороте на прямой угол с вершинами, направленными во
внешнюю сторону относительно границ пруда. б) разрезы, имеющие целью увеличение
информативности изображения. Так, древнеегипетский живописец изображал
наполненную плодами корзину в разрезе, чтобы было ясно, чем именно она наполнена. в)
разномасштабность изображения, также связанная со стремлением к увеличению
информативности, композиционными соображениями, правилами передачи иерархии.
Разномасштабность изображения имеет важный иерархический смысл. В живописных и
рельефных сценах выстраивается следующая иерархия изображений (по степени
уменьшения): бог, фараон, вельможи, воины, простой люд и т.д. г) условный сдвиг для
дополнительной информативности изображения. Условные сдвиги позволяют показать то,
что при обычном способе изображения оказывается скрытым от зрителя. 3. Знаковый
характер древнеегипетской живописи. Например, при передаче облика идущего человека
обе ступни показываются со стороны большого пальца, т.е. художник изображал не ноги,
как таковые, а «знаки» ног. Изображая пруд, мастер использует условно-геометрические
волны ( ) как знак воды. С помощью таких же условных волн передается вода реки, по так
же изображенной воде плывут корабли, такой же зигзагообразной парой линий условно
течет вода из сосуда и т.п. Перечисленные особенности древнеегипетской живописи
позволяют рассматривать его как особое «художественное черчение». Поэтому
древнеегипетские живописные и рельефные композиции необходимо не просто смотреть,
но и, как чертежи, читать. В связи с этим и средства выразительности здесь особые,
присущие плоскостному изображению: линия, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия,
орнаментальность, декоративность. Плоскостный характер древнеегипетского рельефа и
живописи позволял вводить в них иероглифические тексты в качестве равноправных
элементов. Иероглифы, как условные изображения, имели ту же знаково-художественную
природу, несли как информационную, так и декоративную функцию. 3. Живописные
материалы и приспособления Роспись любого рода, как на ларе, саркофаге, статуе (т. е. по
дереву), ткани, так и на стене (по камню или штукатурке) по-египетски равным образом
называлась «сеш» - «писание», «подпись». Подготовка стенной поверхности для
живописи проводилась с различной тщательностью. Часто мастера ограничивались
сглаживанием поверхности стены, но в особых случаях стена готовилась более тщательно
– в несколько этапов: • на первом этапе неровности стены заполнялись штукатуркой из
грубо размельченного известняка, • затем слоем этой же штукатурки обмазывали все
стены, • следующим этапом было покрытие стен тонким слоем штукатурки, из
мелкотолченого известняка, • последним этапом подготовки поверхности было покрытие
стены жидким раствором гипса. Основными материалами живописцев служили
натуральные, минеральные красители. Египетские мастера применяли ограниченное
количество пигментов: 1) Белый пигмент изготовляли из известняка, применяли для
росписи одежд персонажей, обитающих в загробном мире, и в качестве фона. Белый цвет
считался в Египте выражением святости, радости и чистоты. Он применялся для
раскрашивания освященных предметов и зданий, символизировал космическую полноту и
чистую божественную энергию, нисходящую на египетскую землю. 2) Синий (голубой)
пигмент изготавливали из лазурита, кобальта, медного купороса. Синий указывал на
божественный аспект какого-либо существа. 3) Желтый пигмент получали из желтой
охры – опермента. Желтым цветом изображали тела женских персонажей, золотистожелтым – тела богов, золотые предметы – атрибуты богов, а в некоторых случаях,
золотисто- желтым цветом заполняли фон. 4) Красный пигмент добывали из красной
охры, которая в изобилии имелась в глинистых формациях Фиванских гор. Красный цвет
в Древнем Египте имел двойственное значение. С одной стороны, египтяне ценили этот
цвет из-за его стимулирующего, жизнеутверждающего излучения. Красный
символизировал кровь и огонь. Египтяне верили в оживляющую силу крови, поэтому
важнейшим предметом, используемым в обряде «отверзания уст и очей» была
окровавленная нога жертвенного быка или кисть с красной краской. С другой стороны,
красный цвет связывали с гневом, губительной пустыней, смертью, иной опасностью. 5)
Зеленый пигмент изготавливали из тертого малахита. Зеленый цвет символизирует
рождение, возрождение природы, наступление времени плодородия, оживление в
загробном мире. 6) Черный пигмент изготавливали из угля. Черный – символ
возрождения, плодородной египетской земли, символ Нила. Черный в наиболее общем
смысле – символ Египта, ведь сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная
Земля. С другой стороны, черный цвет олицетворяет преисподнюю. Красочные пигменты
растирали в специальных ступках, добавляли связующее, в качестве которого служили
яйцо, растительный клей или камедь, наносили на поверхность кистями. Кисти
изготавливали из травы, а в период Нового царства вместо кистей употребляли палочки,
один конец которых вымачивали в воде, вытрепывали и подрезали кругом или клином.
Росписи покрывали лаком из смол, а иногда воском. 4. Положение художников в
структуре древнеегипетского государства Общественное положение крупных живописцев
было достаточно значительным, хотя они и не занимали столь высоких постов как зодчие.
Скульпторы и живописцы понимались как своего рода посредники между божественным
и человеческим. И хотя степень такого посредничества градуировалась от начальника
отряда до рядового рисовальщика или даже ученика, все мастера рельефа и живописи
составляли особый, замкнутый коллектив. Замкнутость эта была обусловлена характером
их работы, которая должна была храниться в тайне. Наследственная передача
обязанностей и должностей от отца к сыну, родство многих семей, связанность особыми
религиозными обрядами и запретами, в результате чего все мастера составляли своего
рода религиозное братство и назывались «слушающими зов», т.е. выступающими
проводниками воли богов, работающими в соответствии с велениями богов, внимающими
божественным желаниям. В иерархии художников выделяются начальники работ,
заместители начальника рисовальщиков, ведущие рисовальщики, рядовые рисовальщики,
а также подручные рисовальщиков или ученики. Представители высших ступеней в
иерархии художников руководили всем процессом работ по оформлению внутреннего
пространства гробницы или храма и владели не только технической и технологической
стороной процесса, но также обладали навыками проведения необходимых ритуалов, и в
соответствии с этим составляли системы стенных рельефов и росписей. В
противоположность им рядовые рисовальщики выполняли определенные операции в
процессе создания рельефного и живописного убранства и не имели представления о
мистическом смысле расписываемых ими сцен. Подручные рисовальщиков только
осваивали секреты мастерства художника и занимались выполнением подготовительных
работ: грунтовкой стен под росписи, растиранием пигментов, и т.д. В качестве
подмастерьев к работам привлекались также сыновья художников — им поручались
самые простые и наименее трудоемкие работы. 5. Своеобразие рельефно-живописного
убранства царских гробниц На рельефах и росписях гробниц и храмов изображались не
реальные события царствования того или иного фараона, а картины, имевшие
символическое и религиозное значение. Так рельефы и росписи, украшавшие гробницы и
заупокойные храмы фараонов, можно разделить на несколько категорий: 1) Сцены,
связанные с идеей господства фараона в Космосе. Они изображают царя,
устанавливающего свою власть над элементами хаоса, такими как дикие звери или
чужеземцы. К этой категории относятся сцены царской охоты или рыбной ловли в
зарослях тростника, преследования диких зверей в пустыне или побивания врагов. 2)
Сцены, отождествляющие царя с богами. На таких рельефах царь представлен в образе
Хора и в сопровождении египетских богов и богинь, совершающим жертвоприношения
божествам в обмен на их милость. 3) Сцены празднества хеб-сед. На этих рельефах царь в
короне Верхнего и Нижнего Египта изображен в особом одеянии и с символами власти
над объединенным Египтом – жезлом и плетью или исполняющим ритуальный танец,
связанный с идеей должного управления страной и выполнения всего предписанного
богами. 4) Сцены жертвоприношений. Регулярное принесение жертвенных даров было
крайне важно для правильного отправления поминального культа. На многочисленных
рельефах и росписях представлены процессии несущих дары людей. 5) Дары богов царю.
Изображения царя, принимающего дары и знаки божественной сущности от богов, всегда
находятся в зале для жертво- приношений. Царь теперь принят в сонм богов и равен им,
поскольку он совершил все, что от него требовалось; теперь он сам — божество. Все эти
сцены повторяются от одного ансамбля к другому, поскольку, только исполняя
необходимые обряды и требования богов и богинь, фараон обеспечивал порядок в
египетском мироздании. 6. Роль орнамента в общем строе рельефных и живописных
композиций Египтяне использовали орнамент на самой ранней ступени исторического
развития, и в таком большом объеме, что их часто называли основателями орнаментики.
Первые образцы орнамента не территории Египта были отмечены в расписной керамике
эпохи энеолита. Сосуды были украшены геометрическим орнаментом (квадраты,
треугольники, спирали, ломаные линии, зигзаги и т.д.). Несколько позднее отмечается
появление растительного орнамента, включающего стилизованные цветы лотоса,
папируса, пальмовые ветви, а также плоды пшеницы, лука, дыни, винограда, и орнамента,
включающего элементы фауны, такие как изображения священных уреев, жука-скарабея,
грифона, сокола. Основными мотивами египетского орнамента были папирус и лотос.
Египтяне в орнаментах изображали как листья, так и цветы этих растений. Характерной
особенностью орнамента всех видов является его связь с формой, размером, ритмом и
содержанием рельефной или живописной композиции. Орнамент не только и не столько
украшал, сколько выполнял охранительные функции, оберегал архитектурное
сооружение, статую, живописную сцену или сосуд от злых сил.