Обоснованная теория в социологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Обоснованная теория
Лекция 2
Манокин М. А., 5.03.2022
Проблема
• отсутствие единой строгой модели исследования в социологии, в частности, для
качественных исследований
• есть план исследования,
• не ясно, как именно ему следовать, в каком порядке разные компоненты идут,
какие связи между ними и т.п.;
• кризис в научных теориях середины XX века;
• формирование новых социологических теорий;
• необходимость разработки новых моделей обобщений для этих теорий
Авторы
• А. Страусс
• последователь Чикагской
• последователь символического
интеракционизма и традиционного
позитивизма;
социологической школы и
прагматизма;
• теоретик, учившийся у Блумера,
исследований;
• постдок, поступивший на кафедру
• специалист в области прикладных
• возглавляет кафедру социологии в
УКСФ;
• Б. Глейзер
Мёртона и Лазарсфелда;
Первый опыт
1965 год
• работа «Знание об умирании»;
• центральная тема – исследование
медицинской системы по
обращению с тяжелобольными и
умирающими пациентами;
• выводы – отсутствие целостной
системы такого рода;
• феномен коллективного
умолчания смерти
Что они делали
• собирали качественные данные (интервью, дневники наблюдений, постоянный
контроль за работой медсестер и врачей в больнице);
• анализировали данные (разбор интервью и дневников на короткие записи,
поиск взаимосвязей между записями);
• давали специальные наименования наблюдаемым фактам и феноменам;
• применяли индуктивную логику – попытку сформулировать обобщающие
выводы и описания данных;
• строили целостное описание изученных явлений
Методическая пластичность теории
• в 1960-е годы теория не была широко известна, популярность приходит только к
началу 1970-х;
• в 1969 году выходит Discovery of the Grounded Theory;
• к рубежу 70-80-х годов между Глейзером и Страуссом – мировоззренческий
конфликт;
• Страусс объединяется к 90-м с Дж. Корбин и формулирует собственный подход к GT;
• Глейзер критикует их книгу в своём тексте, обозначая границы между своим и их
подходами;
• Глейзер открывает институт обоснованной теории и участвует в создании ряда
научных журналов по GT
Развитие теории
К. Чармаз
• конструктивизм;
• поиск разных позиций в
исследовании;
• попытка создания теории исходя из
разнообразных позиций и
восприятий;
• акцент на исследовании языка
А. Кларк
• «постструктурализм»;
• предлагает иную стратегию
интерпретации;
• интерес к материальным аспектам
существования человека
Для работы с GT используется специальный
софт
• бесплатные/условно-бесплатные:
• OneNote,
• Miro,
• RQDA;
• платные:
• MaxQDA;
• ATLAS.ti;
• NVivo
Как в GT реализуется исследование
• предварительная подготовка исследования;
• обработка данных и кодирование;
• осевое кодирование и выведение категорий;
• подготовка матрицы условий;
• избирательное кодирование категорий;
• формирование общей теории явления
Предварительная подготовка
• поиск проблемы исследования и формулировка исследовательского вопроса;
• требуют постоянного чтения специализированной литературы;
• ваша задача – изучить язык исследователей, научиться на нём писать и
говорить;
• развитие теоретической чувствительности;
• лучший способ – подготовка литобзора
Сбор и анализ данных
• ваш материал – тексты научных работ и исследований, расшифровки интервью
и фокус-групп, дневники наблюдений, исследовательские отчёты;
• для анализа нужно выбрать единицу измерения
• ей может быть слово, предложение, абзац текста,
• размер не должен быть слишком большим или слишком мелким;
• вы выбираете из материалов компоненты, равные единицам измерения, и
помечаете их кодами
Мемо
• учитесь писать мемо;
• мемо – короткая запись для фиксации ваших наблюдений,
умозаключений, случайно возникающих при работе мыслей;
• делается в любой момент – при обработке интервью, сборе
теоретической базы, анализе данных;
• форма свободная, по объёму и содержанию никаких ограничений
нет
Осевое кодирование
• мы создаём коды – обозначения для типизированная отрывков
интервью и записей дневников наблюдений;
• коды должны расположиться на некотором континууме (оси), по
смыслу иметь отношение к одному семейству понятий;
• этот континуум будет использоваться вами как шкала для измерения
некоторой переменной – категории
Ищите взаимосвязи между отрывками
• сальто,
• систематическое сравнение,
• red flag
Сальто
• мы находим какое-то устоявшееся суждение среди реплик
респондентов;
• подбираем его антоним, рассматриваем комплекс явлений от
антонима до явления;
• в результате получаем:
• некую шкалу от суждения до его противопоставления, по которой
можно распределить кодированные данные,
• либо новую интерпретацию высказываний респондентов
Систематическое сравнение
• находим ряд регулярно упоминающихся в материалах феноменов;
• придумываем общий набор критериев их рассмотрения;
• рассматриваем их с точки зрения данного набора критериев;
• по сути, это форма контекстуализации наблюдаемых вещей
Red lag
• категоричные реплики в интервью;
• жесткие уходы от ответов на вопросы;
• ответы «нет», «никогда», «никак» и т.п. могут указывать на
существование норм или обязательств или привычек;
• обращайте внимание на вещи, которые умалчиваются в
f
анализируемых материалах, особенно литературе
Группировка кодов
• рефлексия (читайте литературу по поводу явлений, которые
наблюдали);
• используйте систематическое сравнение, red flag и сальто;
• группируйте коды;
• слова – по сути, континуум для категории;
• вводите субкатегории, если кодов слишком много
Финал – описание явления
• используйте категории, чтобы рассказать о наблюдаемом вами
явлении;
• в итоге у вас формируется описательный текст, построенный из
ваших кодов и категорий;
• линии связи между кодами и другими материалами позволяют вам
создавать текст исследовательского отчёта с прямыми ссылками на
ваши материалы