Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Обобщение, представление и распространение педагогического опыта

  • 👀 593 просмотра
  • 📌 567 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Обобщение, представление и распространение педагогического опыта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Обобщение, представление и распространение педагогического опыта» doc
Лекция №7 Обобщение, представление и распространение педагогического опыта. К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику образовательных организаций надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов. В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса». Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта. Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта. Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов. Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью. Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития образовательной организации. Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательной организацией (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это: • достаточная проверка опыта по времени; • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение; • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового. Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется. Классификация передового педагогического опыта. • Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания. • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором. • Дающий высокие результаты по признаку эффективности • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их. • Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности • Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности. • Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта. Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей образовательной организации. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы образовательной организации, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности. Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову): • Определение цели изучения ППО. • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности. • Выбор средств и методов изучения ППО. • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта • Выделение диагностирующих единиц изучения • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта. • Сопоставление плана изучения опыта • Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик. • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса. • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта. Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт. Изучение и обобщение опыта: 1. Выявление объекта изучения: ◦ оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; ◦ выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; ◦ первый сбор информации о деятельности педагога; ◦ выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; ◦ определение объектов изучения. 2. Постановка цели изучения: ◦ выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога; ◦ формулировка проблемы; ◦ теоретическое обоснование опыта; ◦ выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; ◦ формулировка цели изучения. 3. Сбор информации об изучаемом опыте: ◦ отбор методов сбора и обработки информации; ◦ составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме; ◦ реализация методов сбора информации об опыте. 4. Педагогический анализ собранной информации: ◦ расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; ◦ оценка идей опыта на основе критериев; ◦ определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; ◦ выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе. 5. Обобщение опыта: ◦ систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; ◦ формулировка сущности и ведущей идеи опыта; ◦ раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; ◦ определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; ◦ описание опыта в соответствии с определёнными требованиями. Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения. Анализ и обобщение опыта. Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д. • Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). • Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога. • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации. Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. 1. Методика обобщения ППО. ◦ Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.: ◦ анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития; ◦ выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт; ◦ выявление отсутствия перегрузки детей; ◦ определение в опыте работы элементов новизны. ◦ Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО. ◦ Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты. ◦ Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения. ◦ Распространение ППО на методических мероприятиях образовательной организации. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет. 2. Оформление обобщённого передового педагогического опыта. ◦ Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем. ◦ Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория. Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ДОО). • Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу. • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д. • Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее. • набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы • Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". • Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети. • Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений. • Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.) • Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Методика обобщения и распространения ППО. Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы. Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдения Научно-педагогический Семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д. и т.д. Самообразование     Семинарские занятия     Практикумы     Консультации     и т.д.   Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения ППО. Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждой ДОО, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит. Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом. Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений. Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО. Титульный лист Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) Ф.И.О. Тема опыта Идея опыта (главная цель) Структура описания обобщённого педагогического опыта. 1. Сведения об авторе. 2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Актуальность и перспективность опыта. 5. Новизна опыта. 6. Адресность опыта. 7. Трудоёмкость опыта. 8. Технология опыта. 9. Результативность опыта. Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии. Титульный лист. Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы. Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей: Цель = конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею. ИПМ 1.Сведения об авторе: Ф.И.О. Образование Название (полное) учебного заведения, год его окончания Специальность по диплому Место работы Должность Педагогический стаж Стаж работы в занимаемой должности Квалификация Награды (Департамента образования и выше). ИПМ 2. Условия формирования опыта. Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: • изучение методической литературы; • изучение опыта коллег; • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; • активное участие в работе городских методических объединений и т.д. ИПМ 3. Теоретическая база опыта. Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО). ИПМ 5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО). ИПМ 6. Адресность опыта. Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). Определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.). ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта. ИПМ 8. Технология опыта. Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат. ИПМ 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО). Приложение к опыту работы: • алгоритм подготовки к занятию; • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности; • конспекты занятий; • планы учебно-воспитательной работы с детьми; • продукты детской деятельности; • фотографии; • аудио-видео-записи; • дидактический материал; • публикации в СМИ; • выступления на методических мероприятиях; • педагогическая диагностика; • рабочая программа; • план кружковой работы с детьми и др. Требования к содержанию и оформлению педагогических разработок и методических материалов, критерии оценивания методических материалов. Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами. Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Методическая разработка может представлять собой: -разработку конкретного занятия; -разработку серии занятий; -разработку темы программы; -описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.); -сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования; -пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию. К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления предстоящей работы. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: -определение форм и методов изучения содержания темы; -раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; -описание видов деятельности воспитателя и воспитанников; -описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; -использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д. Требования, предъявляемые к методической разработке: 1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. 6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. 8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. 9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». 10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.). Структура методической разработки Общая структура: 1.Введение. 2.Основная часть. 3.Заключение. 4.Литература. 5.Приложения. Общие требования к оформлению и содержанию методической разработки Название методической разработки Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке. Введение Во введении целесообразно отразить следующие аспекты: Актуальность данной работы. Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок. Цели и задачи методической разработки. Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме. Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении. Основная идея педагогической деятельности. На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога. Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе. Различают три степени новизны: 1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации. 2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации. 3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны. Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста. Основная часть Основная часть может состоять из двух и более разделов. В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий. На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи. Кроме того, рекомендуется представить описание: -современных приемов и методов образования; -организации творческой деятельности воспитанников; -педагогических идей и инициатив; -новых методик и технологий обучения; -результативных современных приемов и методов использования информационных технологий. В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты. Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Пример оформления методической разработки Название методической разработки (на титульном листе). 1. Введение 2. Основная часть. Название основной части Раздел 1. Название раздела 1.1. Название подраздела 1.2. Название подраздела 1.3. … 1.4. … Раздел 2. Название раздела 2.1. Название подраздела 2.2. Название подраздела 2.3. … 2.4. … Раздел 3. Название раздела Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла. 3. Заключение 4. Литература 5. Приложения Заключение В заключении формулируются: Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности. Например: -изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями; -изменения в уровне воспитанности; -изменения в развитии интереса к предмету и т.д. Значение применения использованной формы работы. Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей. Литература Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003. Приложения Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте. Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, воспитателю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков, занятий и конспекты уроков, занятий. План занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану занятия, является точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход занятия. Структура плана занятия: • дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится; его номер по тематическому плану; • тема занятия; • цель занятия; • задачи занятия; • тип занятия; • перечень этапов занятия; • методы, используемые в ходе занятия; • перечень используемого оборудования. План-конспект занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОО и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала. Различают следующие виды планов-конспектов: -по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого - в виде пунктов плана, тезисов, схемы - и полного, развернутого изложения информации); - по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды. Структура плана-конспекта урока: • дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану • тема занятия; • цель занятия; • задачи занятия; • тип занятия; • структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; • методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия; • учебное оборудование, необходимое для проведения занятия; • содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала); • задания для детей на каждом из этапов; • алгоритмы выполнения заданий. Методическая разработка мероприятий - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами. Структура методической разработки мероприятий: • дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится • тема мероприятия; • цель мероприятия; • задачи внеклассного мероприятия; • тип мероприятия • структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; • методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия; • оборудование, необходимое для проведения мероприятия; • содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала); • задания для детей на каждом из этапов мероприятия; • алгоритмы выполнения заданий. Общие требования к оформлению методической разработки Методическая разработка должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (А4: 210X297) и на обороте титульного листа иметь аннотацию. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт Times New Roman 14, через 1 интервала, поля: сверху - 2.5 см, снизу - 2.0 см, слева - 3 см, справа - 1.5 см., красная строка - 1.27, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов проекта - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Количество и объем разделов не лимитируется. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля. Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003. Записи рекомендуется располагать следующим образом: • если указано несколько работ одного автора - по алфавиту заглавий; • при совпадении первых слов в названиях источников - по алфавиту вторых и т.д.; - указывать количество страниц документа (источника), если он полностью изучен - 336 с; - если рассматриваем несколько страниц - С. 30-38. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников (Литература) должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методическая разработка заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24 страницы). Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Критерии оценки методических разработок: • целесообразность материала • оригинальность материала • полнота и информативность материала • научная и фактическая достоверность материала • стиль и доходчивость изложения, логичность структуры материала • качество оформления и наглядность материала • возможность широкого практического использования материала Подготовка и требования к устному выступлению, отчёту, статье, реферированию, конспектированию. Основные понятия и термины по теме: Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты. Конспект - краткое фиксирование информации в таком виде, чтобы при необходимости можно было воспроизвести ее в полном объеме. Творческий отчёт – квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему деятельности аттестуемого. Реферат самая простая форма самостоятельной письменной работы. В реферате не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Реферат - работа поверхностная, лишь касающаяся какой-то одной достаточно узкой темы и обозначающая основные общепринятые точки зрения на данную тему. Структура реферата Объем реферата - 10-20 страниц (в идеале - 15 стр.) - сюда не включаются титульный лист и возможные приложения. Шрифт обычно Times New Roman, кегль (или размер шрифта) - 14, интервал (расстояние между строчками) - 1,5 - стандарт, которым печатали пишущие машинки при двойном интервале. Поля - стандартные для Microsoft Word. Структура обычного реферата: • содержание (или оглавление); • введение; • несколько глав (от 2 до 5); • заключение; • список литературы (или библиографический список должен включать 4-12 позиций - нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет-ресурсы). Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Во введении реферата должны быть: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; краткая характеристика структуры реферата (введение, три главы, заключение и библиография); краткая характеристика использованной литературы. Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы. Главы реферата могут делиться на параграфы. Главы можно заканчивать выводами (по паре фраз), хотя для реферата это и не обязательно. В заключении должны быть ответы, на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр. Список литературы у реферата - 4...10 позиций. Иногда у реферата бывают приложения - картинки, схемы и пр., однако очень редко. И еще по тексту должны быть ссылки - от 2 до 10. Конспект. Умело уложить информацию — значит кратко зафиксировать ее в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в вашем источнике. Выписки — самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен — значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения). Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредованное. Непосредственное конспектирование — это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз "переслушивать" ее. Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно — перечитывания) всего текста до конца. Начинайте конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание. При такой работе вам станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы (и, следовательно, вашего конспекта). Иными словами, такое конспектирование "по уму" — это не что иное, как составление развернутой денотатной карты вашего текста. 1. СЕЛЕКТИВНЫЙ КОНСПЕКТ Он необходим, когда ваша цель — извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста второстепенной или побочной). В этом случае самый эффективный алгоритм работы такой: прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Вот эти места перечтите уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, ничего не поделаешь, освойте и те места. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по вашей теме и будете воспринимать ее как сложное единство. 2. СВОДНЫЙ КОНСПЕКТ Бывает так (а так, как правило, и бывает), что вам необходимо проработать несколько различных текстов для создания единой картины. Например, вы должны использовать несколько различных работ для написания текста (реферата, курсовой или раздела дипломной работы). При этом, естественно, понадобятся конспекты этих работ (в целом или, что чаще, применительно к вашей теме). Регламент такой работы заключается в следующем. 1. Сделайте "умный", или селективный, конспект по каждой работе в отдельности. 2. Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления. 3. Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши денотатные схемы в единую денотатную карту всей проблемы (темы, вопроса). Это и есть сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте. Естественно, при составлении сводного конспекта очень важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Это нужно и для составления библиографии, справочного аппарата и просто потому, что у вас будет возникать желание вновь вернуться к уже изученной литературе. Допустим, в первый раз вы что-то недооценили, неправильно поняли, но в ходе самой работы осознали свою ошибку и вновь хотите заглянуть в нужный текст. Чтобы знать, откуда взят материал, помечайте на вашей денотатной карте темы рядом с каждым структурным узлом, каждой взаимосвязью, каждым аргументом, откуда вы все это взяли. Сводный конспект — отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно. АННОТАЦИЯ Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде. Творческий отчёт Творческий отчёт – квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему деятельности аттестуемого. Творческий отчёт должен включать: • выступление педагога, раскрывающее опыт его работы; • открытое мероприятие: занятие, урок, внеклассное мероприятие и т.д. .(в отдельных случаях – его видеозапись); • демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы Требования к творческому отчёту: • название должно отражать основную идею опыта; • в выступлении должна быть обоснована актуальность и практическая значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса; • научное обоснование опыта (теоретическая база); • описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приёмы, методы педагогической деятельности; • полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности; • длительность апробации опыта; • цели открытого мероприятия должны соответствовать теме творческого отчёта; • применяемые формы, методы и педагогические технологии должны отражать основные элементы представляемого педагогического опыта; • в содержание учебно-методического комплекта могут входить: - варианты индивидуальных программ, статьи, доклады; - методические разработки; - авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, - таблицы; - детские работы и т.д. Критерии оценки творческого отчёта: 1. обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчётах изменений методики, образовательной программы, образовательной технологии; 2. наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности; 3. качество выступления Критерии оценки научно-методической деятельности педагога: 1. Актуальность темы, (проблемы). 2. Новизна, теоретическая и практическая значимость педагогического опыта. 3. Наличие центральной идеи творческого опыта педагога. 4. Системность в отборе содержания, форм, методов обучения и воспитания. 5. Проявление индивидуальности в формировании программно-методического обеспечения. 6. Отражение результативности работы, научная обоснованность. 7. Ориентация на возрастные и психологические особенности участников образовательного процесса. 8. Опора на психолого-педагогические теории, культура использования научных источников. 9. Количественные и качественные характеристики приложений, раскрывающие предлагаемые компоненты педагогического опыта (разработки уроков, дидактические материалы, творческие работы учащихся). 10. Умение обозначить проблемы и задачи педагогической деятельности, склонность к педагогической рефлексии своего опыта. Логика подготовки и требования к устному выступлению Подготовка доклада: Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную - планирование и подготовку доклада; коммуникативную - практическая реализация доклада. В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора: Во-первых, тему и цель выступления, которые обычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей; Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию, которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар. В-третьих, условия: место и время. Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям: 1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам. 2. Степень и характер активности слушателей во время доклада. 3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей. Планирование доклада Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха. Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Требования к стержневой идее доклада: • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада; • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. В отношении темы и цели доклада следует придерживаться следующих правил: 1. Не пытайся в одном докладе охватить всё и вся. Любая тема имеет возможности как более широкого, так и более узкого освещения, в зависимости от обстоятельств. 2. Тема доклада не должна быть слишком широкой. 3. Тема не должна быть и слишком узкой. Всякая тема связана с более широкой проблематикой и может быть обобщена. 4. Четко устанавливайте связь: «тема - проблема». В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами: После уяснения темы и цели доклада следует перейти к поиску и подбору материалов, который включает в себя ряд этапов. Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения. Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Этап 2. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в докладе, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции. При этом следует помнить, что цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в докладе количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Этап 3. Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям (например, из жизни учебной группы). Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению. Структура доклада Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над докладом определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает докладу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей доклада. Под структурой доклада понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому. Основными элементами структуры доклада являются: 1. Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления. 2. Стержневая идея. 3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада. 4. Заключение, в котором подводятся итоги. Примерное распределение времени: вступление и стержневая идея – 10-15%; основная часть – 60-65%; заключение – 20-30%. Вступление необходимо в каждом докладе. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 1. Вступительное замечание. 2. Формулировка конкретной цели доклада для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего (т.н. ориентирование слушателей). 3. Обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора. При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил: 1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот. 2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами. 3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие. 4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться. Практическая реализация доклада на учебном семинаре Писать текст выступления следует короткими фразами, использовать простые слова, избегать причастных и деепричастных оборотов, факты излагать последовательно и логично: от простых и известных к сложным и неизвестным. Использовать доклад, который написан докладчиком, после написания текста доклада, его надо прочесть вслух, особенно тщательно продумывается вступление и заключение: во вступлении следует овладеть вниманием аудитории, а в заключение - убедить ее. Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то. Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории. Писать и произносить речь для конкретного слушателя – персонализировать речь. Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов. Лучше использовать местоимение «Мы», чем «Вы». Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы. Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим. Говорить живо, эмоционально. После завершенных пунктов делать паузу. Речь должна быть не монотонной, а волнообразной, т.е. колебаться по громкости и скорости. Необходимо правильно произносить слова, ставить ударение, расставлять паузы. Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы. Нельзя слишком сильно размахивать руками, слишком активно ходить по аудитории, но и нельзя неподвижно стоять в течение всего выступления. В ходе практической реализации доклада можно использовать следующие приемы привлечения внимания: Апелляция – при необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков) Вопросы – чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?», «Согласны ли вы…?» Неожиданность – использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом». Образность речи – описание событий, предметов, используя богатство языка и выстраивая конструкции представлений в образах. Паузы в речи - они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией. Провокация - на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации). Речевые приказы - периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…». Смена темпа и тональности - наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкостью голоса и более медленным темпом речи. Сопереживание - увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать Экспрессия – выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания). Юмор - включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора. Мультимедийное сопровождение научного доклада Под мультимедийным сопровождением научного доклада подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании – это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления. Использование мультимедийных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность. Доказано, что эффективность подачи материала повысится при одновременном использовании зрительного и слухового каналов восприятия. Результаты психофизиологических исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременная активизация повышает продуктивность восприятия до 65%. Преимуществами мультимедийной презентации являются: наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией; привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов; акцентирование наиболее важных моментов доклада; сохранение логической последовательности изложения доклада; эстетичность и выразительность представляемой информации; простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации. Основным инструментом для подготовки и показа презентаций в студенческой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
«Обобщение, представление и распространение педагогического опыта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot