Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

О типах измерительных шкал в психологии

  • 👀 463 просмотра
  • 📌 425 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: О типах измерительных шкал в психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «О типах измерительных шкал в психологии» pdf
Лекция 4. О типах измерительных шкал в психологии В результате использования одного из психологических методов: тестирования, наблюдения, эксперимента могут быть получены качественные или количественные знания. Например, при использовании теста Роршаха, представляющего собой проективную методику исследования личности, стимульный материал слабо структурирован и представляет с собой 10 таблиц с черно-белыми и цветными пятнами -( пятна Роршаха). Обследуемые отвечают на вопрос, что изображено, на что это похоже. Высказывания записываются, также фиксируется, в каком положении рассматривается таблица, особенности поведения. Такие данные и являются качественными. Другой пример - данные самонаблюдения, изложенные естественным языком, вообще любой текст, например, рассказ о сновидении или раннем воспоминании, клинический диагноз. Другие методы и получаемая в них информация может иметь количественный характер. Например, числа мы получаем после проведения теста на интеллект Векслера, в котором есть три измеряемые переменные, - величины вербального, невербального, а также показатель общего интеллекта. Испытуемый решает типовые задачи «на интеллект», в итоге ему присваиваются три числа - его индивидуальные значения IQ верб, IQ неверб. и IQобщ., в соответствии с количеством решенных задач или правильных ответов. Но и данные, исходно качественные могут быть формализованы с помощью специально разработанной системы шкал. Так, в тесте Роршаха выделены количественные шкалы содержания, уровня формы. В итоге качественные данные по специально разработанным правилам, исходя из теоретических соображений, преобразуются в количественные. Такая процедура и означает измерение. Измерением называется приписывание чисел тем или иным объектам явлениям в соответствии с определенными правилами. Измерение в психологии преобразует некоторый психологический факт в числовой вид. Термин измерение часто заменяется термином шкалирование. В психологии есть раздел, его часто относят к психодиагностике, связанный с теорией и практикой психометрических измерений, именуемый психометрикой Измерение, в самом общем смысле, это операция, посредством которой числа приписываются объектам, их признакам или свойствам. В отношениях между числами должны передаваться отношения между объектами. Измерение представляет интерес только, если оно совершается по некоторым правилам. Эти правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и свойствами объектов. Итак, есть некая числовая система А, состоящая из множества действительных чисел и некая эмпирическая система В, состоящая из множества объектов или признаков. Проблема измерения состоит в том, чтобы отношения между элементами в системе А были подобны (изоморфны) отношениям между элементами в системе В. Эти соотношения должны быть просты и понятны. В физике эти правила найти легче, чем в психологии. Это связано с большей сложностью психологичесих объектов, в сравнении с объектами физическими, и большей сложностью отношений между ними. Отношения формулируются на языке отношений между числами: тождественно/нетождественно, больше/меньше и т.д. Существуют различные подходы к классификации психологических шкал. По степени структурной сложности разделяют многомерные, одномерные шкалы и шкалы нулевой размерности психологического исследования (см. А.Н.Гусев и соавт. [1]). Методы как измерительные методы могут быть классифицированы в соответствии с размерностью выстраиваемой шкалы. Так, методы измерения порогов и обнаружения сигналов, применяемые в психофизических исследованиях, приводят к нульмерной шкале, когда находится одно значение - точка на психологической шкале. Одномерные методы, например, метод балльных оценок, метод прямой оценки приводят к одномерной шкале. Метод семантического дифференциала, метод репертуарных решеток, методы парных сравнений стимулов приводят к многомерной шкале. Шкалы различаются в зависимости от силы шкалы, то-есть от ее способности передавать сложные отношения между объектами. С.Стивенс предложил следующую классификацию шкал, ранжированных от более слабых к более сильным: 1. Шкала наименований. 2. Шкала порядка. 3. Шкала равных интервалов. 4. Шкала отношений. Первые две шкалы именуются неметрическими, две последние - метрическими. Каждая более сильная шкала обладает всеми свойствами предыдущей, к которым добавляется дополнительные свойства 1. Шкала наименований, первая из этих шкал. Ее называют также номинальной или номинативной. Самое слабое, номинальное измерение «едва ли заслуживает того, чтобы называться измерением», это процесс группировки объектов в классы, когда объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны (или почти идентичны) в отношении некоторого признака или свойства, по которому производится измерение. Данным классам даются обозначения, вместо обозначения классы для удобства обозначаются числами. Таким образом, числа здесь используются как имена. Так, к примеру, кодируют пол (к примеру, испытуемые женского рода кодируется нулем, мужского - единицей). В подобном случае (наличие только двух классов) шкала именуется дихотомической. Числа, присвоенные при номинальном измерении, не используются по назначению, операции с такими их свойствами, как величина, порядок, и другие, не имеют смысла по отношению к обозначаемым ими классам номинативной шкалы. При номинальных измерениях используется только то их свойство, что, к примеру, «1» отличается от «2», «3» - от «6» и соответственно отличаются друг от друга по некоторому признаку объекты соответствующих классов. В номинальной шкале используется лишь простейшее свойство чисел - равенства/неравенства. Насколько отличаются объекты в классах, неизвестно. Мы не знаем, больше ли отличается флегматик от сангвиника, чем флегматик от меланхолика или сангвиник от холерика. Сам этот вопрос бессмыслен для номинативной шкалы. Другие примеры номинативных шкал: расы (в антропологии), характеристики внешности (цвета глаз или волос человека), номера на футболках, пол, клинические диагнозы, типы личностной акцентуации, типы конституции, стили общения, типы тембров голоса. В психологии номинативная шкала используется при различных качественных классификациях или типологиях (темпераментов, стилей, конституций или телосложений и т.д.). Одна из основных проблем такого измерения - определение оптимального числа классов. 2. Порядковая шкала. Ее называют также ординальной. Это более сильная шкала, она обладает всеми свойствами предыдущей, к которым добавляются новые. Порядковое измерение (и шкала) возможно тогда, когда удается измерить в психологических явлениях не только тождественность или нетождественность, но и различие степеней признака. В этом случае используется свойство упорядоченности чисел. Числа приписываются явлениям таким образом, что если число присвоенное явлению «А» больше числа, присвоенного явлению «В», то это значит, что в «А» содержится больше измеряемого свойства, чем в «В». Числа здесь имеют относительное, а не абсолютное значение. Допустим, мы проводим эксперимент, в котором испытуемые оценивают девушек на основе признака красоты - физической привлекательности. Пусть всего было четверо девушек, им присваиваются номера от 1 до 5, «1» присваивается наименее красивой, «5» - наиболее красивой. Здесь реализовано такое свойство чисел, как упорядоченность. Однако при порядковом измерении не имеют смысла определять расстояние между классами. Невозможно представить, что испытуемый может определить, что различие в красоте Ани и Тани больше или меньше различия в красоте Вали и Гали. Поэтому не стоит придавать большое значение тому, что разница баллов между Валей и Галей, с одной стороны, и Аней и Таней, с другой, одинакова и равна единице. Другой пример порядковой шкалы - из области педагогики, это школьный балл успеваемости по учебной дисциплине. В баллах различие между отличником и «четверочником» равно единице. Различие между троечником и двоечником тоже равно единице. Однако за равными числовыми содержащих в различиями знаниях не («троечник» стоят - два этими одинаковых «двоечник») и двумя различия («отличник» - «четверочник»). Шкала порядка отображает монотонное возрастание или убывание признака с помощью чисел, любое монотонное преобразование не меняет отношений между предметами. Арифметические операции здесь предусмотрены, тем не менее на практике с числами, полученными в порядкового не ходе измерения, часто производятся арифметические операции сложения, вычитания, умножения, деления. Однако результаты этих операций могут ничего не говорить о количестве анализируемого свойства, которым обладают предметы, соответствующие этим числам. Другие примеры: воинские звания, ранги индивидуальных черт; популярности, железнодорожные зоны рейтинги для электричек, психологические тесты с ранжированием (тест Рокича, где ранжируются ценности). 3. Интервальная шкала. Интервальное измерение - это такое присвоение чисел предметам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака. Измерение на интервальной шкале возможно, когда испытуемый способен не только упорядочить отдельные предметы по количеству свойства, но и фиксировать равные различия между предметами по этому свойству, т.е. найдена экспериментальная операция, позволяющая говорить о равенстве различий между двумя парами предметов, которым соответствуют измерения а, в, с, d., то есть о равенстве  = а - в, и  = d. Для интервального измерения устанавливается (градус, грамм). В психологии с- единица измерения соответствующей экспериментальной проц едурой может быть метод сенсорных равноотстояний (см. П. Фресс , Ж. Пиаже [ 3 ]). Особенностью шкалы является тот факт, что оцениваемое свойство не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, вода при нуле градусов имеет некоторую температуру. Нулевая точка здесь произвольна, если это измерение по Цельсию или Фаренгейту, (но не по абсолютной шкале Кельвина). На данной шкале, в сравнении с предыдущими, уже имеются свойства равенства различий, существенна и разница между числами. Так, за одинаковыми разностями между температурами: 10 градусов и 5 градусов, с одной стороны, и 13 и и 8 градусов, с другой, стоит одинаковая разность физических качеств. Пример: годовой календарь, нулевая точка здесь произвольна и связана с годом рождения И.Х. Разные календари (Грегорианский и Юлианский) имеют разницу в произвольной нулевой точке в 13 дней. Единица измерения в годах период в 365 дней. В психологии примеры интервальных шкал - стандартизованные шкалы психодиагностических тестов: шкалы Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Р. Кеттелла и др. При измерении по этой шкале можно строить форму частотных распределений признака, измерять такие параметры, как средние, дисперсии и др. 4. Шкала отношений. Эта шкала отличается от предыдущей только тем, что нулевая точка здесь не произвольна, она фиксирована, отражает отсутствие измеряемого свойства. Для данных, измеренных на этой шкале, отношения чисел адекватно отражают отношение значений свойств измеряемых объектов. Испытуемый имеет единицу измерения, различающие значения признака и может позволяющую регистрировать оценит отсутствие измеряющего свойства. Равные различия чисел на шкале по-прежнему отражают равные различия в количестве свойства. Это свойство не имеет смысла по отношению к более слабым шкалам. Так, в отношении температур (по Цельсию): а) 4 градуса и 1 градус и б) 2 градуса и 0,5 градуса можно сказать , что оно равно 4, но это отношение имеет физического смысла. Например: рост и вес как антропометрические показатели, температура тел по Кельвину. В нулевой точке роста и веса не существует. Рост в 2 метра в 2 раза больше роста в 1метр и это отношение имеет смысл. В психологии шкалы отношений достигаются, может быть, только в психофизике, в методах прямого шкалирования характеристик стимулов. Вообще вопрос о возможности применения шкал отношений к психологическим объектам в психометрике остается дискуссионным. В психологии, педагогике, социальных науках большинство измерений относится к номинальным, порядковым и интервальным шкалам. важные переменные в этих областях допускают Лишь наименее измерение отношений; но принято считать, что в действительности с трудом можно найти процедуры, удовлетворяющие даже условиям интервальной шкалы. Иначе говоря, в психологии преимущество измеряются порядковые величины, но допустима обработка их на уровне интервальных шкал. Если вернуться к понятию качественных и количественных данных, то качественные данные соответствуют измерению на номинативной шкале, порядковая шкала соответствует порядковым данным, шкалы интервалов или отношений дают количественные данные. Две неметрические данные, а две сильные - метрические. слабые шкалы дают Итак, мы рассмотрели четыре классические шкалы измерений, но в психометрике различают еще шкалы разности (частный случай шкал интервалов), шкалы гиперпорядка и другие. Существуют также классификации шкал, ориентированные на ту или иную область психических явлений. Трейсман исследованиях восприятия: метатетические, предложила следующие шкалы в протетитческие, аналитические, синтетические, топографические и не топографические (см. Т.В.Корнилова [2], с. 117). Таким образом, числа при измерении в психологии выполняет функцию модели психологических свойств предметов и в качестве такой модели дает возможность более глубоко проникать в психологическую сущность явлений и связей между ними. При этом в конкретной психологической методике, например, вербальном опроснике, на разных этапах его выполнения, сочетаются признаки нескольких шкал - например, номинативной (дихотомической) при регистрации ответов и интервальной при подсчете балла по шкале. Список дополнительной литературы: 1.А.Н.Гуссев, Ч.А.Измайлов, М.Б.Михалевская, Измерение в психологии. М.1997. 2. Т.В.Корнилова. Введение в психологический эксперимент. МГУ. 1997. 3. П.Фресс, Ж.Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 1, 2. МГУ. 1975 4. Ю.Н.Толстова. Измерение в социологии. Курс лекций. М.,1998.
«О типах измерительных шкал в психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot