Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

О природе и сущности человека

  • 👀 885 просмотров
  • 📌 843 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «О природе и сущности человека» doc
Лекция 7 О природе и сущности человека Сущнсть животных и их способ жизни заданы природой. А.Шопенгауэр назвал человека трагическим животным, потому что утеряв инстинкты и став руководствоваться разумом, человек стал делать много ошибок, что часто приводило к трагедиям, как к маленьким, так и большим. 4 основных отличия человека от животных: 1. Морфологическое особенности — особая конструция мозга, возможность прямохождения, свободные руки. 2. Особенности деятельности — трудовая, а также наука, искусство, учеба, возможность заниматься творчеством. 3. Особенности сообщества людей — особые отношения среди людей, правила и нормы поведения в обществе, которые необходимо неукоснительно соблюдать, коллективный характер деятельности. 4. Особенности психики — мышление и речь, основанные на языке, произвольность поведения, качества человека как личности, присвоение общественно-исторического опыта человечества. Феномены детей-маугли, «госпитализма» и др. убедительно свидетельствуют, что одного генотипа для становления человека как социального существа недостаточно. Человек станоыится социальным, когда активно взаимодействует с обществом и его представителями. Но в генотипе не записаны язык, социальные навыки и личностные навыки. То есть по природе человек остается биологическим существом, но его сущность (способ жизни и его личностные качества) задается социумом. Человек становится социальным существом, потому что: • задачи, кторые ему приходится ежедневно решать — из общества (социума), • способы решения этих задач вырабатывает социум, • средства для решения этих задач дает общество, • у человека появляются новые социальные потребности, потому что он включен в жизнь общества, • в результате всех этих факторов отношения людей становятся социальными. Таким образом, человек больще, чем субъект социальных отношения, болше, чем социальное существо, которое должно адаптироваться к обществу. Человеку приходится жить в особом пространстве — пространстве духовных отношений, и отношение к этому пространству, принятие его или непринятие становится важной и неотъемлемой частью каждой уникальной личности. Лекция 9 О сознании Это самая сложная в психологии тема, потому что при формулировке критериев сознания каждый, как и все психологи, оказывается в большом затруднении. Главная проблема в том, что человек субъективно ничего не знает о сознании — это ученые говорят о его наличии. То есть вводятся понятия «сознание», «психика», «душа», но не как обозначение реальности, а как теоретический конструкт. Главный вопрос — как доказать природу сознания, если мы не можем описать его как реальный факт?! Из истории психологии известно, что понятие «сознание» вводится в эту науку двояким образом: 1. как факт, данный вам в самонаблюдении, то есть как способность отдавать себе отчет о своих мыслях, чувствах и желаниях. 2. как теоретичекий конструкт, обозначающий новый, высший уровень отражения и регуляции поведения — уровень, присущий только человеку и связанный с познанием устройства мира и созидательной деятельностью на основе эттого знания. Если рассматривать сознание как теоретичекий конструкт, то у нас есть 2 возможности: • признать сознание природной функцией мозга и искать его отличия у разных видов животных (есть гипотеза, что у животных тоже есть сознание, только неязыковое), • согласиться с предложением, что сознание есть высший уровень развития психики, и в этом случае надо понять возможности, причины и механизмы (условия) перехода от природной чувственной психики к сознательному отражению мира и регуляции деятельности. У человека для созидательной деятельности должна появиться способность создавать образы объектов, не существующих в этом мире. Это не представление мира в его отсутствие, это конструирование образа объекта с новыми желаемыми свойствами. Анализ деятельности животных и человека позволяют нам выделить 4 новые способности человека, которые отвечают за успешность его деятельности: • умение решать конструктивные творческие задачи, • умение добыватьзнания о мире, • умение понимать смысл своих и чужих действий, • умение следить за своими состояниями, желаниями, образами, действиями, чтобыучитывая требования труда и общества, произвольно управлять своими действиями. Лекция 10. О сознаниии и бессознательном Одной из хаарктеристик сознания является его объем. Одно из главных ощущений современного человека - безграничность сознания. Но это иллюзия, что в каждый момент времени мы все осознаем. Но объективный анализ показывает, что осознаем мы тлько то, что кажется нам важным ◦ это цели наших действий и условия для их достижения, ◦ это интересные или опасные для нас события, ◦ это предметы актуализированных для нас в данный момент потребностей. То есть в поле нашего сознания находится лишь то, что связано с решаемой в определенный момент задачей. Но в психике есть и то, что называется неосознаваемым, и его можно разделить на 2 класса: 1. Неосознаваемое в данный момент, но осознаваемое, если такая задача ставится. 2. Неосознаваемое всегда, даже при желании человека. Первое называют «подсознательным», то есть таким, которое может быть осознано, если в этом появляется необходимость. Это все богатство нашей психики (знания, умения, переживания), которые сознательно и намеренно получены, все наши действия, которые мы сознательно контролируем. Но далеко не все поддается нашему сознательному обнаружению и контролю. Мы не осознаем наших физиологических процессов в теле, и прежде всего самого главного,что сосставляет предмет нашего изучения — мозга. Заговорил о «бессознательном» уже в XVII веке Г. Лейбниц как о части психики человека, где идет не осознаваемая им работа по решению различных задач. Однако это новое понятие многими известными психологами не принималось до конца XIX века, до З. Фрейда, и только после его работ понятие «бессознательное» наполнилось новым содержанием. С этоого момента господствующее положение в психологии получило представление о том, что психика человека имеет 3 формы существования: • сознание, • неосознаваемые в данный момент времени психические процессы, • бессознательное как особая психика человека. Для З. Фрейда бессознательное — это особая психика со своими законами функционирования. Рожденные в бессознательном, желания не могут непосредственно воплощаться в действия, а проходят оценку со стороны сознания на их соответствие нормам поведения, принятым в обществе. Если желания оцениваются как неприемлемые, то они вытесняются в бессознательное и негативно проявляются затем в невротических расстройствах или как ошибки в речи и в действиях. Убрать эти проявления вытесненных желаний и травм можно, как удтверждал Фрейд, только с помощьюю специального метода — психоанализа. Анализ 3-х глав показывает, что автор монографии описательно (без выполнения главного правила для исследователей - «Зри в корень!») и консервативно, как и подавляющее число авторов, пишущих на психологические темы, подошел к очень сложным и интересным феноменам психики. Собственная точка зрения: Наше общество заражено бациллой информации, она повсюду, атакуя нас со всех сторон. Современный человек, не переварив старые, проглатывает все новые информационные куски, у него образуется «каша» в голове, причем отвратительного качества! Вместо того, чтобы на время отрешиться от всего, уединиться и заглянуть внутрь себя — именно там можно найти настоящие сокровища, которые помогут понять главное, для чего человек пытается читать учебники и монографии по психологии — в чем уникальная Миссия его человеческой жизни!
«О природе и сущности человека» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot