Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7
О природе и сущности человека
Сущнсть животных и их способ жизни заданы природой.
А.Шопенгауэр назвал человека трагическим животным, потому что утеряв инстинкты и став руководствоваться разумом, человек стал делать много ошибок, что часто приводило к трагедиям, как к маленьким, так и большим.
4 основных отличия человека от животных:
1. Морфологическое особенности — особая конструция мозга, возможность прямохождения, свободные руки.
2. Особенности деятельности — трудовая, а также наука, искусство, учеба, возможность заниматься творчеством.
3. Особенности сообщества людей — особые отношения среди людей, правила и нормы поведения в обществе, которые необходимо неукоснительно соблюдать, коллективный характер деятельности.
4. Особенности психики — мышление и речь, основанные на языке, произвольность поведения, качества человека как личности, присвоение общественно-исторического опыта человечества.
Феномены детей-маугли, «госпитализма» и др. убедительно свидетельствуют, что одного генотипа для становления человека как социального существа недостаточно. Человек станоыится социальным, когда активно взаимодействует с обществом и его представителями.
Но в генотипе не записаны язык, социальные навыки и личностные навыки. То есть по природе человек остается биологическим существом, но его сущность (способ жизни и его личностные качества) задается социумом.
Человек становится социальным существом,
потому что:
• задачи, кторые ему приходится ежедневно решать — из общества (социума),
• способы решения этих задач вырабатывает социум,
• средства для решения этих задач дает общество,
• у человека появляются новые социальные потребности, потому что он включен в жизнь общества,
• в результате всех этих факторов отношения людей становятся социальными.
Таким образом, человек больще, чем субъект социальных отношения, болше, чем социальное существо, которое должно адаптироваться к обществу.
Человеку приходится жить в особом пространстве — пространстве духовных отношений, и отношение к этому пространству, принятие его или непринятие становится важной и неотъемлемой частью каждой уникальной личности.
Лекция 9
О сознании
Это самая сложная в психологии тема, потому что при формулировке критериев сознания каждый, как и все психологи, оказывается в большом затруднении.
Главная проблема в том, что человек субъективно ничего не знает о сознании — это ученые говорят о его наличии. То есть вводятся понятия «сознание», «психика», «душа», но не как обозначение реальности, а как теоретический конструкт.
Главный вопрос — как доказать природу сознания, если мы не можем описать его как реальный факт?!
Из истории психологии известно, что понятие «сознание» вводится в эту науку двояким образом:
1. как факт, данный вам в самонаблюдении, то есть как способность отдавать себе отчет о своих мыслях, чувствах и желаниях.
2. как теоретичекий конструкт, обозначающий новый, высший уровень отражения и регуляции поведения — уровень, присущий только человеку и связанный с познанием устройства мира и созидательной деятельностью на основе эттого знания.
Если рассматривать сознание как теоретичекий конструкт, то у нас есть
2 возможности:
• признать сознание природной функцией мозга и искать его отличия у разных видов животных (есть гипотеза, что у животных тоже есть сознание, только неязыковое),
• согласиться с предложением, что сознание есть высший уровень развития психики, и в этом случае надо понять возможности, причины и механизмы (условия) перехода от природной чувственной психики к сознательному отражению мира и регуляции деятельности.
У человека для созидательной деятельности должна появиться способность создавать образы объектов, не существующих в этом мире. Это не представление мира в его отсутствие, это конструирование образа объекта с новыми желаемыми свойствами.
Анализ деятельности животных и человека позволяют нам выделить
4 новые способности человека, которые отвечают
за успешность его деятельности:
• умение решать конструктивные творческие задачи,
• умение добыватьзнания о мире,
• умение понимать смысл своих и чужих действий,
• умение следить за своими состояниями, желаниями, образами, действиями, чтобыучитывая требования труда и общества, произвольно управлять своими действиями.
Лекция 10.
О сознаниии и бессознательном
Одной из хаарктеристик сознания является его объем. Одно из главных ощущений современного человека - безграничность сознания. Но это иллюзия, что в каждый момент времени мы все осознаем.
Но объективный анализ показывает, что осознаем мы тлько то, что кажется нам важным
◦ это цели наших действий и условия для их достижения,
◦ это интересные или опасные для нас события,
◦ это предметы актуализированных для нас в данный момент потребностей.
То есть в поле нашего сознания находится лишь то, что связано с решаемой в определенный момент задачей.
Но в психике есть и то, что называется неосознаваемым, и его можно разделить на 2 класса:
1. Неосознаваемое в данный момент, но осознаваемое, если такая задача ставится.
2. Неосознаваемое всегда, даже при желании человека.
Первое называют «подсознательным», то есть таким, которое может быть осознано, если в этом появляется необходимость. Это все богатство нашей психики (знания, умения, переживания), которые сознательно и намеренно получены, все наши действия, которые мы сознательно контролируем.
Но далеко не все поддается нашему сознательному обнаружению и контролю. Мы не осознаем наших физиологических процессов в теле, и прежде всего самого главного,что сосставляет предмет нашего изучения — мозга.
Заговорил о «бессознательном» уже в XVII веке Г. Лейбниц как о части психики человека, где идет не осознаваемая им работа по решению различных задач.
Однако это новое понятие многими известными психологами не принималось до конца XIX века, до З. Фрейда, и только после его работ понятие «бессознательное» наполнилось новым содержанием.
С этоого момента господствующее положение в психологии получило представление о том, что
психика человека имеет
3 формы существования:
• сознание,
• неосознаваемые в данный момент времени психические процессы,
• бессознательное как особая психика человека.
Для З. Фрейда бессознательное — это особая психика со своими законами функционирования. Рожденные в бессознательном, желания не могут непосредственно воплощаться в действия, а проходят оценку со стороны сознания на их соответствие нормам поведения, принятым в обществе. Если желания оцениваются как неприемлемые, то они вытесняются в бессознательное и негативно проявляются затем в невротических расстройствах или как ошибки в речи и в действиях.
Убрать эти проявления вытесненных желаний и травм можно, как удтверждал Фрейд, только с помощьюю специального метода — психоанализа.
Анализ 3-х глав показывает, что автор монографии описательно (без выполнения главного правила для исследователей - «Зри в корень!») и консервативно, как и подавляющее число авторов, пишущих на психологические темы, подошел к очень сложным и интересным феноменам психики.
Собственная точка зрения:
Наше общество заражено бациллой информации, она повсюду, атакуя нас со всех сторон. Современный человек, не переварив старые, проглатывает все новые информационные куски, у него образуется «каша» в голове, причем отвратительного качества!
Вместо того, чтобы на время отрешиться от всего, уединиться и заглянуть внутрь себя — именно там можно найти настоящие сокровища, которые помогут понять главное, для чего человек пытается читать учебники и монографии по психологии — в чем уникальная Миссия его человеческой жизни!