Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВЗАИМОСВЯЗИ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Национальная безопасность
1. Федеральный закон «О безопасности»
от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683:
Национальная безопасность
– состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних
и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных
прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет,
независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое
социально-экономическое развитие РФ
- включает в себя оборону страны и все виды безопасности,
предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего
государственную, общественную, информационную, экологическую,
экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность
личности.
Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от
05.10.2015)
2. Стратегия национальной безопасности РФ.
(утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683)
3. "Военная доктрина РФ" (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)
4. "Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года".
(утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208)
5. "Доктрина энергетической безопасности РФ".
(утв. Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 216)
6. "Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года"
(утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176)
7. "Доктрина продовольственной безопасности РФ"
(утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120)
8. "Доктрина информационной безопасности РФ"
(утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646)
9. "Вопросы Совета Безопасности РФ"
(утв. Указом Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014))
Схема обеспечения национальной безопасности
Национальная
безопасность
Экономичес
кая
Энергетиче Экологическ
ская
ая
Продоволь
ственная
Информац
ионная
Военная
Полномочия и функции Совета Безопасности РФ
Полномочия и функции органов государственной власти (федеральных и
субъектов РФ) и органов местного самоуправления
Правовая основа обеспечения безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют (ст. 5, ФЗ390):
- Конституция РФ;
- международные договоры РФ;
-
федеральные конституционные законы, другие федеральные
законы, в тч. ФЗ-390 «О безопасности и иные нормативные правовые
акты РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов
местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в
области безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя (ст. 3, ФЗ-390):
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и
стратегическое планирование в данной области;
3) правовое регулирование в данной области;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер
по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации
и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения,
военной и спецтехники, а также техники двойного и гражданского назначения;
7) организацию научной деятельности;
8) координацию деятельности органов гос. власти, (федеральных, субъектов
РФ) и органов местного самоуправления в данной области;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за
целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) другие мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются (ст. 2,
ФЗ-390):
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения органами гос. власти
(федеральными, субъектов РФ) и органами местного самоуправления
политических, организационных, социально-экономических,
информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения
безопасности;
5) взаимодействие органов гос. власти, (федеральных, субъектов РФ),
других государственных органов с общественными объединениями,
международными организациями и гражданами в целях обеспечения
безопасности.
Координация деятельности обеспечения безопасности
Координация деятельности обеспечения безопасности осуществляют
(ст. 6, ФЗ-390):
- Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет
Безопасности;
- в пределах своей компетенции Правительство РФ, федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Международное сотрудничество в области обеспечения
безопасности
(ст. 7, ФЗ-390):
1. Международное сотрудничество в области обеспечения
безопасности осуществляют на основе общепризнанных принципов и
норм международного права и международных договоров РФ;
2. Основными целями международного сотрудничества в области
обеспечения безопасности являются:
1) защита суверенитета и территориальной целостности РФ;
2) защита прав и законных интересов российских граждан за
рубежом;
3) укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ;
4) участие в деятельности международных организаций,
занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях
выполнения задач обеспечения безопасности;
6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в
миротворческой деятельности.
Полномочия в области обеспечения безопасности
Полномочия в области обеспечения безопасности (ст. 8-12, ФЗ-390):
- Президента РФ;
- палат Федерального Собрания РФ;
- Правительства РФ;
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Совет Безопасности
Совет Безопасности (ст. 13, ФЗ-390):
- Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ.
- Положение о Совете Безопасности РФ утверждается Президентом
РФ.
- В целях реализации задач и функций Совета Безопасности
Президентом РФ могут создаваться рабочие органы Совета
Безопасности и аппарат Совета Безопасности.
Задачи Совета Безопасности
Основными задачами Совета Безопасности являются (ст. 14, ФЗ-390):
1) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в
области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения
безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка
военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту РФ:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
преодолению их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности органами гос. власти (федеральными,
субъектов РФ) по реализации принятых Президентом РФ решений в области
обеспечения безопасности;
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Стратегия национальной безопасности РФ
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом
Президента РФ от 31.12.2015 N 683) - базовый документ стратегического
планирования.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция РФ, федеральные законы
от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в РФ» и др.
Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости
национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны
Основные понятия национальной безопасности согласно Стратегии
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объективно значимые потребности личности, общества и
государства в обеспечении их защищенности и устойчивого
развития
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность условий и факторов, создающих прямую или
косвенную возможность нанесения ущерба национальным
интересам.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность осуществляющих реализацию государственной
политики в сфере обеспечения национальной безопасности
органов государственной власти и органов местного
самоуправления и находящихся
в их распоряжении
инструментов
Национальные интересы и стратегические приоритеты
Национальные интересы РФ (п.30 Стратегии)
1. Укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного
строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности РФ
2. Укрепление национального согласия, политической и социальной
стабильности, развитие демократических институтов
3. Повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение
стабильного демографического развития страны
4. Сохранение и развитие культуры, традиционных духовно-нравственных
ценностей
5. Повышение конкурентоспособности национальной экономики
6. Закрепление за РФ статуса одной из лидирующих мировых держав
Стратегические национальные приоритеты, посредством реализации которых
осуществляется обеспечение национальных интересов (п. 15 Стратегии)
• Здравоохранение;
• Оборона страны;
• Культура;
• Государственная
и
обществ.
• Экология живых систем и
безопасность;
рациональное природопользование;
• Повышение качества жизни граждан;
• Стратегическая стабильность и
• Экономический рост;
равноправное стратегическое
• Наука, технологии и образование;
партнерство.
Экономический рост
Стратегические цели:
- развитие экономики страны, обеспечение экономической
безопасности и создание условий для развития личности,
- переход экономики на новый уровень технологического развития;
- вхождение России в число стран - лидеров по объему валового
внутреннего продукта;
- успешное противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Угрозы экономическому росту
неблагоприятная динамика развития экономики;
введение ограничительных экономических мер против РФ;
нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
усиление дифференциации населения по уровню доходов;
снижение качества потребительских товаров и оказываемых
населению услуг.
Экономический рост
Угрозы экономическому росту
низкая конкурентоспособность экономики;
экспортно-сырьевая
модель,
зависимость
от
внешнеэкономической конъюнктуры;
отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение
добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
незащищенность национальной финансовой системы от действий
нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
уязвимость ее информационной инфраструктуры;
несбалансированность национальной бюджетной системы;
регистрация прав собственности в отношении значительной части
организаций в иностранных юрисдикциях;
сохранение значительной доли теневой экономики, условий для
коррупции
и
криминализации
хозяйственно-финансовых
отношений;
незаконной миграции;
неравномерное развитие регионов;
снижение устойчивости национальной системы расселения.
Показатели состояния национальной безопасности
Основные показатели для оценки состояния национальной
безопасности страны (п. 115 Стратегии)
Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих
конституционных прав и свобод, личных и имущественных
интересов
Доля современных образцов вооружения, военной и специальной
техники в вооруженных силах РФ, других войсках, воинских
формированиях и органах
Ожидаемая продолжительность жизни
Объем валового внутреннего продукта на душу населения
Децильный коэффициент (по уровню доходов на душу населения)
Уровень инфляции
Уровень безработицы
Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки,
технологий и образования
Доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру
Доля территории Российской федерации, не соответствующая
экологическим нормативам
Экономическая безопасность
«Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030
года»,
утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208.
Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической
безопасности РФ (далее - экономическая безопасность), а также
цели, основные направления и задачи государственной политики в
сфере обеспечения экономической безопасности.
Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и
угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных
явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научнотехнологической и финансовой сферах, а также на недопущение
снижения качества жизни населения.
Стратегия является основой для формирования и реализации
государственной политики в сфере обеспечения экономической
безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и
отраслевом уровнях.
Правовая основа экономической безопасности
Правовую основу Стратегии экономической безопасности РФ
составляют (п. 4 Указа Президента РФ " от 13.05.2017 N 208):
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О
безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом
планировании в РФ";
- другие федеральные законы;
-
Стратегия национальной безопасности РФ;
- нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства
РФ.
Основные понятия в экономической безопасности
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Состояние защищенности национальной экономики
от внешних и внутренних угроз, при котором
обеспечиваются экономический суверенитет страны,
единство ее экономического пространства, условия
для реализации стратегических национальных
приоритетов РФ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СУВЕРЕНИТЕТ
Объективно существующая независимость
государства в проведении внутренней и внешней
экономической политики с учетом международных
обязательств
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ
Объективно значимые экономические потребности
страны, удовлетворение которых обеспечивает
реализацию
стратегических
национальных
приоритетов РФ
УГРОЗА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность условий и факторов, создающих
прямую или косвенную возможность нанесения
ущерба
национальным
интересам
РФ
в
экономической сфере
Основные понятия в экономической безопасности
(продолжение)
ВЫЗОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность
факторов,
способных
при
определенных условиях привести к возникновению
угрозы экономической безопасности
РИСК В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Возможность нанесения ущерба национальным
интересам РФ в экономической сфере в связи с
реализацией угрозы экономической безопасности
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Реализация органами государственной власти,
органами
местного
самоуправления
и
Центрального банка РФ во взаимодействии с
институтами гражданского общества комплекса
политических,
организационных,
социальноэкономических, информационных, правовых и иных
мер, направленных на противодействие вызовам и
угрозам экономической безопасности и защиту
национальных интересов РФ в экономической
сфере
Особенности развития экономики
Особенности современного этапа развития мировой экономики:
Проявление объективных признаков разрушения однополярного
мира, сопровождающееся нарастанием геополитической
нестабильности
и
неустойчивости
развития
мировой
экономики, резким обострением глобальной конкуренции;
Тенденция «к перераспределению влияния в пользу новых
центров экономического роста и политического притяжения»;
Усиление тенденции «распространения на сферу экономики
вызовов и угроз военно-политического характера, а также
использования экономических методов для достижения
политических целей»;
Существенное влияние факторов, связанных с глобальным
изменением
климата,
способных
вызвать
дефицит
продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за
доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам
Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного
Ледовитого океана.
Вызовы и угрозы экономической безопасности
Основные внешние вызовы и угрозы :
1. стремление развитых государств использовать свои преимущества
в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе
информационных)
в
качестве
инструмента
глобальной
конкуренции;
2. усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и
финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности,
увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов
и производных ценных бумаг;
3. использование дискриминационных мер в отношении ключевых
секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным
финансовым ресурсам и современным технологиям;
4. повышение конфликтного потенциала в зонах экономических
интересов РФ, а также вблизи ее границ;
5. усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых
рынков;
6. изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и
структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий
и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
Вызовы и угрозы экономической безопасности
Основные внешние вызовы и угрозы (продолжение):
7. деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных
экономических объединений в сфере регулирования торговоэкономических и финансово-инвестиционных отношений, которая
может нанести ущерб национальным интересам РФ;
8. подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам (в
том числе в результате влияния спекулятивного иностранного
капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры
финансово-банковской системы;
9. отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных
лидеров мировой экономики;
10. ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта,
связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно
развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в
мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;
11. усиление международной конкуренции за кадры высшей
квалификации;
Вызовы и угрозы экономической безопасности
Основные внутренние вызовы и угрозы:
1. исчерпание
экспортно-сырьевой
модели
экономического
развития, резкое снижение роли традиционных факторов
обеспечения экономического роста, связанное с научнотехнологическими изменениями;
2. недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики,
обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом,
высокими издержками бизнеса, избыточными административными
барьерами, неэффективной защитой права собственности;
3. слабая инновационная активность, отставание в области
разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том
числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень
квалификации
и
ключевых
компетенций
отечественных
специалистов;
4. истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере
исчерпания действующих месторождений;
5. низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними
причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным
финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной
и энергетической инфраструктуры.
Вызовы и угрозы экономической безопасности
Основные внутренние вызовы и угрозы (продолжение):
6. несбалансированность национальной бюджетной системы;
7. недостаточно эффективное государственное управление;
8. высокий уровень криминализации и коррупции в экономической
сфере;
9. сохранение значительной доли теневой экономики;
10. усиление дифференциации населения по уровню доходов;
11. снижение качества и доступности образования, медицинской
помощи и, как следствие, снижение качества человеческого
потенциала;
12. недостаточность трудовых ресурсов;
13. неравномерность пространственного развития РФ, усиление
дифференциации регионов и муниципальных образований по
уровню и темпам социально-экономического развития;
14. установление избыточных требований в области экологической
безопасности, рост затрат на обеспечение экологических
стандартов производства и потребления.
Государственная политика в сфере экономической
безопасности
Цели государственной политики
1. Укрепление экономического суверенитета РФ
2. Повышение устойчивости экономики к внешним и внутренним
вызовам и угрозам
3. Обеспечение экономического роста
4. Повышение конкурентоспособности экономики
5. Поддержание научно-технического потенциала развития экономики
на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности
6. Повышение уровня и улучшение качества жизни населения
Государственная политика в сфере экономической
безопасности
Основные направления государственной политики
1. Развитие системы государственного управления, прогнозирования и
стратегического планирования в сфере экономики;
2. Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3. Создание экономических условий для разработки и внедрения
современных технологий, стимулирования инновационного развития,
а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой
сфере;
4. Устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5. Сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ,
укрепление единства ее экономического пространства;
6. Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества
и реализация конкурентных преимуществ экспортно
ориентированных секторов экономики;
7. Обеспечение безопасности экономической деятельности;
8. Развитие человеческого потенциала.
Государственная политика в сфере экономической
безопасности
Основные задачи по направлениям государственной политики
Основные задачи по направления государственной политики в
сфере экономики определены в пп. 16-23 Стратегии экономической
безопасности
Оценка состояния экономической безопасности
Система управления рисками
Структура, порядок формирования и функционирования системы
управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой
распределенных ситуационных центров, работающих с
федеральными органами исполнительной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, определяются Правительством
РФ
Оценка состояния экономической безопасности
Основные задачи системы управления рисками
1. Выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз
экономической безопасности
2. Оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения
вызовов и угроз экономической безопасности
3. Планирование мер по реализации государственной политики в
сфере обеспечения экономической безопасности, определение
задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов
естественных монополий, государственных корпораций, компаний с
преобладающим
участием
РФ
и
иных
заинтересованных
организаций по осуществлению этих мер
4. Выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер
по противодействию экономическим санкциям, введенным в
отношении российских юридических и (или) физических лиц,
отраслей экономики РФ, а также ответных мер в отношении
государств, которые вводят указанные санкции
Показатели состояния экономической безопасности
Стратегией определены 40 показателей состояния экономической
безопасности:
1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;
2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету
покупательной способности);
3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом
валовом внутреннем продукте;
4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
5) степень износа основных фондов;
6) индекс промышленного производства;
7) индекс производительности труда;
8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);
9) уровень инфляции;
10) внутренний государственный долг РФ, государственный долг
субъектов РФ и муниципальный долг;
Показатели состояния экономической безопасности
Показатели
состояния
экономической
безопасности
(продолжение):
11) внешний долг РФ, в том числе государственный внешний долг;
12) чистый ввоз (вывоз) капитала;
13) уровень экономической интеграции субъектов РФ;
14) коэффициент напряженности на рынке труда;
15) энергоемкость валового внутреннего продукта;
16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные
средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;
17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме
отгруженных товаров, работ, услуг;
18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом
внутреннем продукте;
19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;
20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета;
Показатели состояния экономической безопасности
Показатели
(продолжение):
состояния
экономической
безопасности
21) отношение золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и
услуг;
22) индекс физического объема экспорта;
23) индекс физического объема импорта;
24) сальдо торгового баланса;
25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме
несырьевого экспорта;
26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности
населения;
27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума;
28) индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча
полезных ископаемых";
29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим
видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах
запасов;
30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу
населения);
Показатели состояния экономической безопасности
Показатели состояния экономической безопасности (продолжение):
31)
индекс
предпринимательской
уверенности
предприятий
обрабатывающих производств;
32) дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ;
33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме
импорта;
34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта
товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;
35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;
36) оборот розничной торговли;
37) распределение численности занятых в экономике по уровню
образования;
38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов
наиболее обеспеченного
населения
и
10
процентов наименее
обеспеченного населения);
39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного
минимума трудоспособного населения;
40) уровень преступности в сфере экономики.
Этапы реализации
Стратегии экономической безопасности
Реализации «Стратегии экономической безопасности»
осуществляется в два этапа:
І этап (до 2019 года) – разработка и реализация мер
организационного, нормативно-правового и методического
характера в целях обеспечения экономической безопасности,
совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее
состояния;
II этап (до 2030 года) – выполнение мер по нейтрализации вызовов
и угроз экономической безопасности.
Механизмы реализации
Стратегии экономической безопасности
Осуществления комплекса мер - политических,
организационных, социально-экономических, правовых,
информационных, дипломатических, военных, специальных и иных,
разработанных в рамках стратегического планирования в РФ.
Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти
при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Корректировка Стратегии - по решению Президента РФ
каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных
Правительством РФ при участии Совета Безопасности РФ с учетом
результатов мониторинга ее реализации и изменений,
оказывающих существенное влияние на состояние экономической
безопасности.
Правительство РФ организует и обеспечивает выполнение мер
организационного, нормативно-правового и методического
характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
Энергетической безопасность. Правовая основа
В сфере национальной и экономической безопасности РФ
Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в
ред. от 05.10.2015).
Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от
31.12.2015 г. № 683).
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации
на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208).
В сфере энергетической безопасности РФ разработаны
Доктрина энергетической безопасности России
Президентом РФ от 13.05.2019 N 216)
(утв. Указом
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. (утв.
Расп. Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р)
Федеральный закон от 21.07.2011№ 256-ФЗ «О безопасности
объектов ТЭК» (в ред. от 06.07.2016).
Доктрина энергетической безопасности
Доктрина энергетической безопасности России, утв. Указом
Президента РФ от 13.05.2019 N 216.
Содержание Доктрины:
Вызовы и угрозы энергетической безопасности, риски в
области энергетической безопасности
Цель, принципы, основные направления и задачи обеспечения
энергетической безопасности
Организационные основы обеспечения энергетической
безопасности
Основные понятия в энергетической безопасности
Состояние защищенности экономики и населения
страны от угроз национальной безопасности в сфере
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ энергетики, при котором обеспечивается выполнение
БЕЗОПАСНОСТЬ предусмотренных законодательством РФ требований к
(ЭнБ)
топливо- и энергоснабжению потребителей, а также
выполнение экспортных контрактов и международных
обязательств РФ
Органы государственной власти (федеральные и
субъектов РФ), органы местного самоуправления,
организации ТЭК и организации, осуществляющие
СУБЪЕКТЫ
деятельность в смежных отраслях экономики,
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ реализующие комплекс правовых, политических,
организационных, информационных, производственных
и иных мер, направленных на управление рисками в
области ЭнБ и реагирование на вызовы и угрозы ЭнБ
Основные понятия в энергетической безопасности
(окончание)
ВЫЗОВ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность условий и факторов, создающих новые
стимулы для развития мировой энергетики или новые
направления ее развития, но также способных
привести к возникновению угрозы ЭнБ
УГРОЗА
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Совокупность условий и факторов, создающих
возможность нанесения ущерба энергетике РФ
Возможность перерастания вызова ЭнБ в угрозу,
РИСК В ОБЛАСТИ реализации угрозы ЭнБ или наступления иных
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на
БЕЗОПАСНОСТИ состояние ЭнБ, в зависимости от действий или
бездействия субъектов ЭнБ
Доктрина энергетической безопасности России
Угрозы энергетической безопасности России:
Внешнеэкономические и внешнеполитические
Военно-политические
Внутренние
Трансграничные
Доктрина энергетической безопасности России
Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы и вызовы
энергетической безопасности России:
Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного
сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию,
использованию и экспорту технологий атомной энергетики.
ТЭК России играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной
системы РФ.
Угрозы и вызовы энергетической безопасности - противодействие,
оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций в
отношении нефтяной и газовой отраслей ТЭК России и проектам в сфере
энергетики, которые реализуются с участием РФ.
Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216.
Доктрина энергетической безопасности России
Последствия реализации угроз энергетической безопасности России:
а) причинение вреда жизни и здоровью граждан;
б) нарушение нормального функционирования организаций, в том числе
организаций ТЭК, и отраслей экономики РФ;
в) увеличение расходов потребителей на организацию альтернативных
способов топливо- и энергоснабжения и на создание запасов (резервов)
энергоресурсов;
г) рост цен (тарифов) на продукцию организаций ТЭК и услуги в сфере
энергетики;
д) снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности
организаций ТЭК;
е) уменьшение объема инвестиций в отрасли ТЭК;
ж) уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты
бюджетной системы РФ со стороны организаций ТЭК;
з) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований на
ликвидацию последствий реализации угроз энергетической безопасности.
Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216.
Доктрина энергетической безопасности России
Принципы обеспечения энергетической безопасности России:
Законность
Приоритет внутреннего рынка
Стабильность налоговой политики и нормативно-правового регулирования в
сфере энергетики
Сырьевая, финансовая и кадровая обеспеченность организаций ТЭК
Рациональное природопользование и энергетическая эффективность
Государственно-частное партнерство
Учет интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения
Взаимосвязи национальной, экономической и
энергетической безопасности
В Стратегии национальной безопасности:
Пункт 60: «Одним из главных направлений обеспечения
национальной безопасности в области экономики на долгосрочную
перспективу является повышение уровня энергетической
безопасности, включая:
устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители;
рост энергоэффективности и энергосбережение;
конкурентоспособность отечественных энергетических компаний;
предотвращение дефицита ТЭР;
создание
стратегических
мощностей;
запасов
стабильное
функционирование
теплоснабжения.
топлива,
систем
резервных
энерго-
и
Взаимосвязи национальной, экономической и
энергетической безопасности
Условия обеспечения энергетической безопасности (п.61 Стратегии
национальной безопасности):
повышение эффективности государственного управления ТЭК
надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов
потребителям
обеспечение технологического суверенитета страны на мировом
энергетическом рынке
внедрение
перспективных
энергосберегающих
и
энергоэффективных технологий
повышение степени переработки энергоресурсов
недопущение
дискриминации
российских
поставщиков
энергоносителей на зарубежных
рынках и российских
добывающих
компаний
при
освоении
месторождений
углеводородов за пределами РФ
противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки
энергоресурсов исходя из политической, а не экономической
целесообразности
разработка перспективных энергосберегающих технологий и
международный обмен ими
Взаимосвязи национальной, экономической и
энергетической безопасности
В Стратегии экономической безопасности
сформулированы угрозы в сфере ТЭК:
− качество управления ТЭК;
− суверенитет на мировом энергетическом рынке;
− конкурентоспособность отечественных компаний и
производителей энергоресурсов на мировых рынках;
− истощение ресурсной базы;
− экспортно-сырьевая модель экономики;
выделены задачи, связанные с развитием энергетики и
энергетической безопасностью страны:
−
−
−
−
комплексное развитие энергетической инфраструктуры;
внедрение перспективных энергоэффективных технологий;
повышение эффективности переработки энергоресурсов;
диверсификация направлений их экспорта с учетом
мировых тенденций перехода на низкоуглеродную
экономику.
Добыча полезных ископаемых в России
Структура добычи полезных ископаемых в 2018 году, %
В структуре добычи полезных ископаемых за 2018 год основная доля ТЭР - сырой нефти,
природного газа и угля - 80,6%
Источник: Росстат, АЦ ПРФ.
Потребление первичных ТЭР по странам мира и в России
Потребление первичных ТЭР по странам мира за 2018 год
млн. т н.э.
млн. т у.т.
%
Китай
3 273,5
4 681,1
23,6
США
2 300,6
3 289,9
16,6
страны ЕС
1 688,2
2 414,1
12,2
Индия
809,2
1 157,2
5,8
Россия
720,7
1 030,6
5,2
Япония
454,1
649,4
3,3
Ю. Корея
301,0
430,4
2,2
Другие страны
4 317,6
6 174,2
31,1
Всего
13 864,9
19 826,8
100,0
Страна
1 т н.э. = 1,43 т у.т.
Свыше 63% ТЭР потребляют Китай, США, страны ЕС, Индия и Россия
Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019
Производство топлива и энергии в России
Структура производства первичных ТЭР за 2018г., млн. т ут и %
ГЭС+ВИЭ
64
3%
уголь
205
10%
АЭС
70
4%
нефть
795
40%
всего
1 971
млн. т ут
газ
837
43%
Первичные ТЭР в России в 2018 году:
- производство – 1 971 млн. т ут (рост к 2017г.- 3,5%), из них топливо – 93%;
- потребление - 944,7 млн. тут (рост – 5,5%; при росте потребления а мире – 2,9%);
- экспорт - 980,7 млн. т ут (рост – 4,7%); к уровню потребления – 104%;
- потери и запасы - 45,9 млн. т ут.
Поставки ТЭР на внутренний рынок и на экспорт
Объемы поставок первичных ТЭР на внутренний рынок и на экспорт за 2018г., млн. т ут
-
Структура экспорта ТЭР:
нефть и н/продукты - 61,1%;
газ – 29,2%;
уголь – 9,2%;
электроэнергия – 0,5%.
Объемы поставок первичных ТЭР за 2018 год:
- всего - 1 971 млн. т ут;
- экспорт - 981 млн. т ут или 50% производства ТЭР.
В структуре экспорта 90,3% приходится на нефтегазовые ресурсы.
Выручка от экспорта нефти и газа из России
Выручка от экспорта нефти и газа из России за период 1995 – 2016 гг., млрд. $
53
Добыча нефти и экспорт нефти и нефтепродуктов из России
Добыча нефти и экспорт нефти и нефтепродуктов из России
за период 2000 – 2018 гг., млн. т
600
500
млн. т
247,0
207,0
200
100
384,0
350,0
400 324
300
506
470
555,9
534,3
413,3
418,8
241,8
257,7
253,0
144,0
2000
2002
2004
2006
2008
2010
2012
2014
2016
год
добыча нефти
Источник: Минэнерго РФ, ЦДУ ТЭК
экспорт нефти
экспорт нефти и н/пр.
2018
Цена нефти на мировом рынке
Изменение цены нефти на мировом рынке марки Брент за период 1971 – 2016
гг., $ / баррель
В период с 1999 года значительно возрастает кратность как роста, так и
снижения цены нефти на мировом рынке
55
Выручка от экспорта углеводородов
Выручка от экспорта углеводородов из России за 2018г., млрд. $
газ прир.
54,4
20%
уголь
17,0
6%
н/продукты
78,1
28%
нефть
129,1
46%
Доходы России от экспорта
УВ в 2018г. (данные ФТС):
- объем выручки от продаж –
278,6 млрд. $;
- рост выручки к 2017г. – 35%;
- доля выручки нефтегазовых
ТЭР – 94%.
Экспортная выручка от продажи товаров России за 2018 год:
– всего - 440 млрд . $,
- из них ТЭР - 279 млрд. $ или 63% от всей экспортной выручки.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Нефтегазовые доходы федерального бюджета за период 2018 – 2019 года
К нефтегазовым
доходам относятся:
- НДПИ на нефть, газ
природный, газовый
конденсат;
- вывозные
таможенные
пошлины на нефть,
газ природный,
товары
выработанные из
нефти.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета за периода 2018 – 2019 гг. составляли от
580 до 970 млрд.руб. в месяц.
Источник: МЭА, АЦ ПРФ
Добыча нефти в России в рамках соглашений ОПЕК+
Фактический объем добычи нефти в России и ее целевой уровень в сделке ОПЕК+
за период 2017 – 2019 года, млн. барр. / день
В декабре 2016 года состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти
между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в организацию, в т.ч. Россией.
Период с июля по декабрь 2018 года - санкции США в отношении Ирана и Венесуэлы при
отсутствии согласования квот в рамках ОПЕК+.
Источник: МЭА, АЦ ПРФ
Взаимосвязи национальной, экономической и
энергетической безопасности
НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Спасибо