Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности

  • 👀 4542 просмотра
  • 📌 4531 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности» pdf
ВЗАИМОСВЯЗИ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Национальная безопасность 1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683: Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ - включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности 1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) 2. Стратегия национальной безопасности РФ. (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683) 3. "Военная доктрина РФ" (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) 4. "Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года". (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208) 5. "Доктрина энергетической безопасности РФ". (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 216) 6. "Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года" (утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176) 7. "Доктрина продовольственной безопасности РФ" (утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120) 8. "Доктрина информационной безопасности РФ" (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646) 9. "Вопросы Совета Безопасности РФ" (утв. Указом Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014)) Схема обеспечения национальной безопасности Национальная безопасность Экономичес кая Энергетиче Экологическ ская ая Продоволь ственная Информац ионная Военная Полномочия и функции Совета Безопасности РФ Полномочия и функции органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления Правовая основа обеспечения безопасности Правовую основу обеспечения безопасности составляют (ст. 5, ФЗ390): - Конституция РФ; - международные договоры РФ; - федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, в тч. ФЗ-390 «О безопасности и иные нормативные правовые акты РФ; - законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Деятельность по обеспечению безопасности Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя (ст. 3, ФЗ-390): 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в данной области; 3) правовое регулирование в данной области; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и спецтехники, а также техники двойного и гражданского назначения; 7) организацию научной деятельности; 8) координацию деятельности органов гос. власти, (федеральных, субъектов РФ) и органов местного самоуправления в данной области; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) другие мероприятий в соответствии с законодательством РФ. Принципы обеспечения безопасности Основными принципами обеспечения безопасности являются (ст. 2, ФЗ-390): 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения органами гос. власти (федеральными, субъектов РФ) и органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие органов гос. власти, (федеральных, субъектов РФ), других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Координация деятельности обеспечения безопасности Координация деятельности обеспечения безопасности осуществляют (ст. 6, ФЗ-390): - Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности; - в пределах своей компетенции Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности (ст. 7, ФЗ-390): 1. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности осуществляют на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ; 2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются: 1) защита суверенитета и территориальной целостности РФ; 2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом; 3) укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ; 4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности; 5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности; 6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности. Полномочия в области обеспечения безопасности Полномочия в области обеспечения безопасности (ст. 8-12, ФЗ-390): - Президента РФ; - палат Федерального Собрания РФ; - Правительства РФ; - федеральных органов исполнительной власти; - органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Совет Безопасности Совет Безопасности (ст. 13, ФЗ-390): - Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ. - Положение о Совете Безопасности РФ утверждается Президентом РФ. - В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом РФ могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности. Задачи Совета Безопасности Основными задачами Совета Безопасности являются (ст. 14, ФЗ-390): 1) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности; 2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; 3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации; 4) подготовка предложений Президенту РФ: а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения; 5) координация деятельности органами гос. власти (федеральными, субъектов РФ) по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности; 6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Стратегия национальной безопасности РФ  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683) - базовый документ стратегического планирования.  Правовую основу Стратегии составляют Конституция РФ, федеральные законы от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и др.  Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны  Основные понятия национальной безопасности согласно Стратегии НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов Национальные интересы и стратегические приоритеты Национальные интересы РФ (п.30 Стратегии) 1. Укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности РФ 2. Укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов 3. Повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны 4. Сохранение и развитие культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей 5. Повышение конкурентоспособности национальной экономики 6. Закрепление за РФ статуса одной из лидирующих мировых держав Стратегические национальные приоритеты, посредством реализации которых осуществляется обеспечение национальных интересов (п. 15 Стратегии) • Здравоохранение; • Оборона страны; • Культура; • Государственная и обществ. • Экология живых систем и безопасность; рациональное природопользование; • Повышение качества жизни граждан; • Стратегическая стабильность и • Экономический рост; равноправное стратегическое • Наука, технологии и образование; партнерство. Экономический рост Стратегические цели: - развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, - переход экономики на новый уровень технологического развития; - вхождение России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта; - успешное противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Угрозы экономическому росту  неблагоприятная динамика развития экономики;  введение ограничительных экономических мер против РФ;  нецелевое расходование бюджетных ассигнований;  усиление дифференциации населения по уровню доходов;  снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг. Экономический рост             Угрозы экономическому росту низкая конкурентоспособность экономики; экспортно-сырьевая модель, зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; отставание в разработке и внедрении перспективных технологий; ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых; незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала; уязвимость ее информационной инфраструктуры; несбалансированность национальной бюджетной системы; регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях; сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений; незаконной миграции; неравномерное развитие регионов; снижение устойчивости национальной системы расселения. Показатели состояния национальной безопасности           Основные показатели для оценки состояния национальной безопасности страны (п. 115 Стратегии) Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах Ожидаемая продолжительность жизни Объем валового внутреннего продукта на душу населения Децильный коэффициент (по уровню доходов на душу населения) Уровень инфляции Уровень безработицы Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования Доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру Доля территории Российской федерации, не соответствующая экологическим нормативам Экономическая безопасность «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года», утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208.  Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности РФ (далее - экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.  Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научнотехнологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.  Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Правовая основа экономической безопасности Правовую основу Стратегии экономической безопасности РФ составляют (п. 4 Указа Президента РФ " от 13.05.2017 N 208): - Конституция РФ; - федеральные конституционные законы; - федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ"; - другие федеральные законы; - Стратегия национальной безопасности РФ; - нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Основные понятия в экономической безопасности ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ Объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов РФ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере Основные понятия в экономической безопасности (продолжение) ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности РИСК В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка РФ во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социальноэкономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов РФ в экономической сфере Особенности развития экономики Особенности современного этапа развития мировой экономики:  Проявление объективных признаков разрушения однополярного мира, сопровождающееся нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции;  Тенденция «к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения»;  Усиление тенденции «распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей»;  Существенное влияние факторов, связанных с глобальным изменением климата, способных вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана. Вызовы и угрозы экономической безопасности Основные внешние вызовы и угрозы : 1. стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; 2. усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; 3. использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; 4. повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов РФ, а также вблизи ее границ; 5. усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; 6. изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий"; Вызовы и угрозы экономической безопасности Основные внешние вызовы и угрозы (продолжение): 7. деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торговоэкономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам РФ; 8. подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы; 9. отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики; 10. ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости; 11. усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; Вызовы и угрозы экономической безопасности Основные внутренние вызовы и угрозы: 1. исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научнотехнологическими изменениями; 2. недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности; 3. слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов; 4. истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений; 5. низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Вызовы и угрозы экономической безопасности Основные внутренние вызовы и угрозы (продолжение): 6. несбалансированность национальной бюджетной системы; 7. недостаточно эффективное государственное управление; 8. высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; 9. сохранение значительной доли теневой экономики; 10. усиление дифференциации населения по уровню доходов; 11. снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала; 12. недостаточность трудовых ресурсов; 13. неравномерность пространственного развития РФ, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития; 14. установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления. Государственная политика в сфере экономической безопасности Цели государственной политики 1. Укрепление экономического суверенитета РФ 2. Повышение устойчивости экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам 3. Обеспечение экономического роста 4. Повышение конкурентоспособности экономики 5. Поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности 6. Повышение уровня и улучшение качества жизни населения Государственная политика в сфере экономической безопасности Основные направления государственной политики 1. Развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2. Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3. Создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4. Устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5. Сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства; 6. Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7. Обеспечение безопасности экономической деятельности; 8. Развитие человеческого потенциала. Государственная политика в сфере экономической безопасности Основные задачи по направлениям государственной политики Основные задачи по направления государственной политики в сфере экономики определены в пп. 16-23 Стратегии экономической безопасности Оценка состояния экономической безопасности Система управления рисками Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определяются Правительством РФ Оценка состояния экономической безопасности Основные задачи системы управления рисками 1. Выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности 2. Оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности 3. Планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием РФ и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер 4. Выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики РФ, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции Показатели состояния экономической безопасности Стратегией определены 40 показателей состояния экономической безопасности: 1) индекс физического объема валового внутреннего продукта; 2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); 3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте; 4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте; 5) степень износа основных фондов; 6) индекс промышленного производства; 7) индекс производительности труда; 8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2); 9) уровень инфляции; 10) внутренний государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг; Показатели состояния экономической безопасности Показатели состояния экономической безопасности (продолжение): 11) внешний долг РФ, в том числе государственный внешний долг; 12) чистый ввоз (вывоз) капитала; 13) уровень экономической интеграции субъектов РФ; 14) коэффициент напряженности на рынке труда; 15) энергоемкость валового внутреннего продукта; 16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал; 17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; 18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; 19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации; 20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета; Показатели состояния экономической безопасности Показатели (продолжение): состояния экономической безопасности 21) отношение золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг; 22) индекс физического объема экспорта; 23) индекс физического объема импорта; 24) сальдо торгового баланса; 25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта; 26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; 27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; 28) индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых"; 29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов; 30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения); Показатели состояния экономической безопасности Показатели состояния экономической безопасности (продолжение): 31) индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств; 32) дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ; 33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; 34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; 35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров; 36) оборот розничной торговли; 37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования; 38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); 39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; 40) уровень преступности в сфере экономики. Этапы реализации Стратегии экономической безопасности Реализации «Стратегии экономической безопасности» осуществляется в два этапа: І этап (до 2019 года) – разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; II этап (до 2030 года) – выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Механизмы реализации Стратегии экономической безопасности Осуществления комплекса мер - политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Корректировка Стратегии - по решению Президента РФ каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством РФ при участии Совета Безопасности РФ с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. Правительство РФ организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии. Энергетической безопасность. Правовая основа В сфере национальной и экономической безопасности РФ  Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в ред. от 05.10.2015).  Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683).  Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208). В сфере энергетической безопасности РФ разработаны  Доктрина энергетической безопасности России Президентом РФ от 13.05.2019 N 216) (утв. Указом  Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. (утв. Расп. Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р)  Федеральный закон от 21.07.2011№ 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» (в ред. от 06.07.2016). Доктрина энергетической безопасности Доктрина энергетической безопасности России, утв. Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 216. Содержание Доктрины:  Вызовы и угрозы энергетической безопасности, риски в области энергетической безопасности  Цель, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергетической безопасности  Организационные основы обеспечения энергетической безопасности Основные понятия в энергетической безопасности Состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ энергетики, при котором обеспечивается выполнение БЕЗОПАСНОСТЬ предусмотренных законодательством РФ требований к (ЭнБ) топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств РФ Органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), органы местного самоуправления, организации ТЭК и организации, осуществляющие СУБЪЕКТЫ деятельность в смежных отраслях экономики, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ реализующие комплекс правовых, политических, организационных, информационных, производственных и иных мер, направленных на управление рисками в области ЭнБ и реагирование на вызовы и угрозы ЭнБ Основные понятия в энергетической безопасности (окончание) ВЫЗОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность условий и факторов, создающих новые стимулы для развития мировой энергетики или новые направления ее развития, но также способных привести к возникновению угрозы ЭнБ УГРОЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совокупность условий и факторов, создающих возможность нанесения ущерба энергетике РФ Возможность перерастания вызова ЭнБ в угрозу, РИСК В ОБЛАСТИ реализации угрозы ЭнБ или наступления иных ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на БЕЗОПАСНОСТИ состояние ЭнБ, в зависимости от действий или бездействия субъектов ЭнБ Доктрина энергетической безопасности России Угрозы энергетической безопасности России:  Внешнеэкономические и внешнеполитические  Военно-политические  Внутренние  Трансграничные Доктрина энергетической безопасности России Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы и вызовы энергетической безопасности России: Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. ТЭК России играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы РФ. Угрозы и вызовы энергетической безопасности - противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций в отношении нефтяной и газовой отраслей ТЭК России и проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ. Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Доктрина энергетической безопасности России Последствия реализации угроз энергетической безопасности России: а) причинение вреда жизни и здоровью граждан; б) нарушение нормального функционирования организаций, в том числе организаций ТЭК, и отраслей экономики РФ; в) увеличение расходов потребителей на организацию альтернативных способов топливо- и энергоснабжения и на создание запасов (резервов) энергоресурсов; г) рост цен (тарифов) на продукцию организаций ТЭК и услуги в сфере энергетики; д) снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности организаций ТЭК; е) уменьшение объема инвестиций в отрасли ТЭК; ж) уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ со стороны организаций ТЭК; з) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий реализации угроз энергетической безопасности. Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Доктрина энергетической безопасности России Принципы обеспечения энергетической безопасности России:  Законность  Приоритет внутреннего рынка  Стабильность налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики  Сырьевая, финансовая и кадровая обеспеченность организаций ТЭК  Рациональное природопользование и энергетическая эффективность  Государственно-частное партнерство  Учет интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности В Стратегии национальной безопасности: Пункт 60: «Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, включая:  устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители;  рост энергоэффективности и энергосбережение;  конкурентоспособность отечественных энергетических компаний;  предотвращение дефицита ТЭР;  создание стратегических мощностей; запасов  стабильное функционирование теплоснабжения. топлива, систем резервных энерго- и Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности Условия обеспечения энергетической безопасности (п.61 Стратегии национальной безопасности):  повышение эффективности государственного управления ТЭК  надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям  обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке  внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий  повышение степени переработки энергоресурсов  недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами РФ  противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности  разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности В Стратегии экономической безопасности  сформулированы угрозы в сфере ТЭК: − качество управления ТЭК; − суверенитет на мировом энергетическом рынке; − конкурентоспособность отечественных компаний и производителей энергоресурсов на мировых рынках; − истощение ресурсной базы; − экспортно-сырьевая модель экономики;  выделены задачи, связанные с развитием энергетики и энергетической безопасностью страны: − − − − комплексное развитие энергетической инфраструктуры; внедрение перспективных энергоэффективных технологий; повышение эффективности переработки энергоресурсов; диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику. Добыча полезных ископаемых в России Структура добычи полезных ископаемых в 2018 году, % В структуре добычи полезных ископаемых за 2018 год основная доля ТЭР - сырой нефти, природного газа и угля - 80,6% Источник: Росстат, АЦ ПРФ. Потребление первичных ТЭР по странам мира и в России Потребление первичных ТЭР по странам мира за 2018 год млн. т н.э. млн. т у.т. % Китай 3 273,5 4 681,1 23,6 США 2 300,6 3 289,9 16,6 страны ЕС 1 688,2 2 414,1 12,2 Индия 809,2 1 157,2 5,8 Россия 720,7 1 030,6 5,2 Япония 454,1 649,4 3,3 Ю. Корея 301,0 430,4 2,2 Другие страны 4 317,6 6 174,2 31,1 Всего 13 864,9 19 826,8 100,0 Страна 1 т н.э. = 1,43 т у.т. Свыше 63% ТЭР потребляют Китай, США, страны ЕС, Индия и Россия Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Производство топлива и энергии в России Структура производства первичных ТЭР за 2018г., млн. т ут и % ГЭС+ВИЭ 64 3% уголь 205 10% АЭС 70 4% нефть 795 40% всего 1 971 млн. т ут газ 837 43% Первичные ТЭР в России в 2018 году: - производство – 1 971 млн. т ут (рост к 2017г.- 3,5%), из них топливо – 93%; - потребление - 944,7 млн. тут (рост – 5,5%; при росте потребления а мире – 2,9%); - экспорт - 980,7 млн. т ут (рост – 4,7%); к уровню потребления – 104%; - потери и запасы - 45,9 млн. т ут. Поставки ТЭР на внутренний рынок и на экспорт Объемы поставок первичных ТЭР на внутренний рынок и на экспорт за 2018г., млн. т ут - Структура экспорта ТЭР: нефть и н/продукты - 61,1%; газ – 29,2%; уголь – 9,2%; электроэнергия – 0,5%. Объемы поставок первичных ТЭР за 2018 год: - всего - 1 971 млн. т ут; - экспорт - 981 млн. т ут или 50% производства ТЭР. В структуре экспорта 90,3% приходится на нефтегазовые ресурсы. Выручка от экспорта нефти и газа из России Выручка от экспорта нефти и газа из России за период 1995 – 2016 гг., млрд. $ 53 Добыча нефти и экспорт нефти и нефтепродуктов из России Добыча нефти и экспорт нефти и нефтепродуктов из России за период 2000 – 2018 гг., млн. т 600 500 млн. т 247,0 207,0 200 100 384,0 350,0 400 324 300 506 470 555,9 534,3 413,3 418,8 241,8 257,7 253,0 144,0 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 год добыча нефти Источник: Минэнерго РФ, ЦДУ ТЭК экспорт нефти экспорт нефти и н/пр. 2018 Цена нефти на мировом рынке Изменение цены нефти на мировом рынке марки Брент за период 1971 – 2016 гг., $ / баррель В период с 1999 года значительно возрастает кратность как роста, так и снижения цены нефти на мировом рынке 55 Выручка от экспорта углеводородов Выручка от экспорта углеводородов из России за 2018г., млрд. $ газ прир. 54,4 20% уголь 17,0 6% н/продукты 78,1 28% нефть 129,1 46% Доходы России от экспорта УВ в 2018г. (данные ФТС): - объем выручки от продаж – 278,6 млрд. $; - рост выручки к 2017г. – 35%; - доля выручки нефтегазовых ТЭР – 94%. Экспортная выручка от продажи товаров России за 2018 год: – всего - 440 млрд . $, - из них ТЭР - 279 млрд. $ или 63% от всей экспортной выручки. Нефтегазовые доходы федерального бюджета Нефтегазовые доходы федерального бюджета за период 2018 – 2019 года К нефтегазовым доходам относятся: - НДПИ на нефть, газ природный, газовый конденсат; - вывозные таможенные пошлины на нефть, газ природный, товары выработанные из нефти. Нефтегазовые доходы федерального бюджета за периода 2018 – 2019 гг. составляли от 580 до 970 млрд.руб. в месяц. Источник: МЭА, АЦ ПРФ Добыча нефти в России в рамках соглашений ОПЕК+ Фактический объем добычи нефти в России и ее целевой уровень в сделке ОПЕК+ за период 2017 – 2019 года, млн. барр. / день В декабре 2016 года состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в организацию, в т.ч. Россией. Период с июля по декабрь 2018 года - санкции США в отношении Ирана и Венесуэлы при отсутствии согласования квот в рамках ОПЕК+. Источник: МЭА, АЦ ПРФ Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Спасибо
«Нормативные правовые акты РФ в сфере безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot