Нормативно-правовые основы безопасного ведения горных работ и горноспасательного дела
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ И ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
Обеспечение безопасности трудовой деятельности является важнейшей государственной задачей. Для обеспечения охраны труда в России государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.
Решение вопросов по обеспечению безопасности ведения горных работ на горнодобывающих предприятиях входит составной частью в общую систему охраны труда.
Современные нормативные правовые основы охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.
Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности. К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон (ФЗ) «Об основах охраны труда в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения и социального развития, постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.
Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемно-транспортных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы руководителя министерства или ведомства.
Специальная часть регламентирует вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты.
К общей части нормативно-правовых основ по безопасному ведению горных работ и горноспасательному обслуживанию горнодобывающих предприятий отнесены некоторые положения и разделы в ряде Федеральных законов (ФЗ), Указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Особенная и специальная части представлены в виде руководящих документов, правил безопасности, стандартов организаций, инструкциях, руководствах, уставах и нормах, утвержденных и введенных в действие в установленном порядке.
Федеральный закон (ФЗ) «О недрах» (статья 24) предусматривает следующие основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами:
-выполнение работ повышенной опасности на основании соответствующих лицензий;
-обслуживание профессиональными горноспасательными службами по договорам, заключенным пользователями недр с такими службами;
-систематический контроль состояния рудничной атмосферы, содержания в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;
-обеспечение лиц, занятых на горных работах, средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.
Закон устанавливает также права и ответственность пользователей недрами (работодателей) за соблюдение принятой технологии ведения работ и обеспечение безопасности ее выполнения. Обжалование противоречащих законодательству стандартов, норм, правил и т.л. по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, рассматриваются и решаются в установленном порядке органом исполнительной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями.
Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ) предприятия, осуществляющие горные работы открытым или подземным способом и обогащение добываемых ископаемых отнесены к категории опасных производственных объектов. Под объектом ведения подземных горных работ следует понимать ряд подземных горных выработок, находящихся в единой вентиляционной системе, а также производственные здания и сооружения поверхностного комплекса. В соответствии с законом для шахт и рудников определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации как для опасных производственных объектов с целью предупреждения аварий, готовность к локализации и ликвидации их последствий.
По ФЗ все опасные производственные объекты подлежат неукоснительной регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, и к ним предъявляются повышенные требования безопасности при эксплуатации. К числу таких требований относится действие, утвержденного Правительством РФ 17.01.2007 г. «Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», в соответствии с которым под взрывоопасным производственными объектами также понимаются опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, связанные с разработкой месторождений, представляющие опасность в связи с возможным распространением газа и пыли, внезапным выбросом породы, угля и газа, а также в связи с горными ударами.
Закон определяет основы безопасности работ на опасных объектах и направлен на предупреждение возможных аварий и обеспечение готовности этих объектов к локализации и ликвидации последствий возникающих аварий.
Администрация опасного производственного объекта обязана постоянно принимать необходимые меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии. Работники опасного объекта обязаны обучаться и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Декларирование промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварий, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности предприятия к эксплуатации опасного производства и к локализации и ликвидации возникающих аварий. Процедура декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов регламентируется следующими документами, утвержденными. Постановлениями Правительства Российской Федерации: «Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»); «О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов»; «Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»; «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» (РД 03 – 315 – 99); «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности» (ПБ 03 – 314 – 99); «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (ПБ 03 – 246 – 98); «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности» (РД 03 – 298 – 99).
Декларация уточняется или разрабатывается вновь во всех случаях обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, а также при изменении сведений, содержащихся в декларации, или изменении действующих норм и требований промышленной безопасности. Декларация подлежит экспертизе в организациях, имеющих соответствующую лицензию Госгортехнадзора России или его территориального органа.
Постоянное обучение безопасности труда работников опасного производственного объекта регламентировано ГОСТ 12.0.004 – 90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», носит многоуровневый характер и проводится на предприятиях и в учебных заведениях. Ответственность за организацию обучения и проверку знаний по охране труда несет руководитель предприятия. В сроки, установленные соответствующими Правилами безопасности, проводится периодическая проверка знаний по безопасности труда.
Руководители и специалисты предприятий подвергаются такой проверке не реже чем раз в три года.
Финансирование затрат на охрану труда согласно статьи 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» осуществляется за счет: а) ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете Российской Федерации, бюджетах ее субъектов и местных бюджетах промышленных регионов; б) прибыли (доходов) предприятий; в) из фондов охраны труда (ФОТ). Последний источник финансирования формируется на федеральном и территориальном уровнях и на предприятиях. Помимо перечисленных фондов могут создаваться также общественные фонды охраны труда.
В соответствии ФЗ о промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г № 779 федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности утвержден Госгортехнадзор России (Ростехнадзор).
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин в соответствии с «Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» (РД 03 – 293 – 99).
ФЗ (№ 122-ФЗ) «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников и организаций угольной промышленности» от 20.06.96 № 81-ФЗ, учитывая особенности ведения подземных работ, устанавливает принципы обеспечения безопасности работ по добыче угля.
В статье 15 закона предусмотрено, что работы по добыче угля ведутся при обязательном государственном горном надзоре, осуществляемом Госгортехнадзором России. На этот же орган согласно статье 16 возложена обязанность утверждать нормативы создания горноспасательной службы, ее структуру и показатели готовности. Расходы на финансирование затрат на обеспечение готовности горноспасательных служб, включаются в себестоимость продукции обслуживаемых организаций.
Отдельные положения как закона о промышленной безопасности, так и других указанных законов общей нормативно-правовой базе, не являются нормами прямого действия, а предусматривают принятие подзаконных актов. Каждый из этих законов устанавливает определенные правовые нормы в сфере их действия. Содержание понятий и правовых норм, установленных в каком-то из этих законов, и их взаимосвязь с понятиями и правовыми нормами других законов не всегда очевидны и, зачастую, нуждаются в анализе и осмыслении, что необходимо как для выполнения самих законов, так и для разработки, принятия, применения и выполнения специальных нормативов, необходимых для реализации общих законов.
Основы технологии реализации государственной политики в вопросах безопасности изложены в ФЗ «О техническом регулировании» (№ 184-Ф3). В исполнение закона требования безопасности нормативно регулируются в виде общих и специальных технических регламентов (ТР).
В соответствии с этим законом исполнительными нормативами в ТР являются стандарты организаций (СО). СО могут успешно заменить действующие и разрабатываемые вновь технологические регламенты, определяющие вопросы безопасности отдельных производственных процессов с учетом конкретных горно-геологических и геотехнологических особенностей работы данной конкретной шахты.
Система управления промышленной безопасностью предприятия представляет собой систему стандартов безопасности труда (ССТБ), в которую входят локальные (СО), регламентирующие все существующие механизмы обеспечения безопасности труда.
Особенная часть нормативно – правовых основ безопасного ведения горных работ и горноспасательного дела, регламентирующих требования промышленной безопасности в безопасности в горнорудной и нерудной промышленности представлена следующими нормативно-техническими документами и актами: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ ГОРНЫХ РАБОТ И ПЕРЕРАБОТКЕ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"(утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 N 599), Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приказ Ростехнадзора от 19.08.11 № 480 (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2011, рег. № 22520), «Инструкция по безопасной эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах горнорудной, нерудной и угольной промышленности» (РД 03-301-99), «Инструкция по безопасной эксплуатации электроустановок открытых горных работ» (РД 06-572-03), «Инструкция по безопасному ведению горных работ при комбинированной (совмещенной) разработке рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых» (РД 06-174-97), «Инструкция по безопасному ведению работ и охране недр при разработке месторождений солей растворением через скважины с поверхности» (РД 03-243-98), «Инструкция по разработке многолетнемерзлых россыпей подземным способом (камерные и столбовые системы разработки)» (РД 06-326-99), «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности и подземного строительства» (РД 06-376-00), «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений» (ПБ 03-428-02) и др.
Шахты и рудники, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых подземным способом являются уникальными предприятиями со специфическими условиями геодинамического и гидрогеологического состояния недр, выбросо- и удароопасности пластов и залежей, взрыво- и пожароопасности, опасности обвалов и прорывов воды, газов и проявления других видов аварий. Непредвиденные и зачастую внезапные изменения геологических условий или природных сил могут привести к катастрофическим последствиям для многих людей в случае несоблюдения ими правил безопасности либо в результате ошибочных или неосторожных действий. Поэтому нормативно – правовые основы в виде правил безопасности (ПБ) включают в себя предписания, требования, правила и технические нормативы, распространяется на все предприятия и организации, осуществляющие деятельность на шахтах и рудниках, независимо от форм собственности и обязателен для всех работников, участвующих в проектировании, строительстве и эксплуатации горнодобывающего предприятия; разработке, изготовлении и использовании машин, оборудования, приборов и материалов; для работников научно - исследовательских и проектных организаций, контролирующих органов, военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), а также лиц, чья работа или учеба связана с посещением шахт и рудников. В ПБ подробно определены права и обязанности для всех категорий работников, занятых в производстве на шахтах и рудниках.
Требования к разработке мероприятий по охране труда и безопасности работ приведены в «Инструкции по составлению паспортов выемочного участка, проведения и крепления подземных выработок». Паспорт разрабатывается на основании горно-геологического прогноза, при выполнении которого выделяются опасные зоны, в пределах которых при ведении горных работ требуются дополнительные меры безопасности.
Важный раздел ПБ составляют требования и нормы по противоаварийной защите, которые должны обеспечивать предотвращение возможных аварий на шахте, своевременную информацию о появлении признаков аварии и включение всех средств ее локализации и ликвидации.
При возникновении аварии на шахте вводится в действие план ликвидации аварий (ПЛА), который обязателен на каждом горном предприятии (шахте) и должен быть утвержден в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий.
Все шахты в период строительства, реконструкции, эксплуатации и погашения должны обслуживаться военизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), статус и функции которых определены Положением, утвержденным правительством.
Для выполнения горноспасательных работ в начальной стадии аварии на каждой шахте должна быть организована и функционировать вспомогательная горноспасательная служба (ВГС), состоящая из участковых горноспасательных команд (УГК).
Деятельность ВГС регламентируется Положением о вспомогательной горноспасательной службе на предприятиях по добыче угля, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ и Ростехнадзором.
На шахте должен вестись табельный учет, а всех спускающихся в шахту необходимо снабдить исправными, индивидуально закрепленными изолирующими самоспасателями и другими средствами индивидуальной защиты.
Правила устанавливают обязательные требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, которые проводятся в порядке, предусмотренном Инструкцией по обучению работников шахт, учебными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию Ростехнадзора.
В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, законодательные требования по обеспечению безопасности при ведении работ должны регулироваться через системы управления промышленной безопасностью (СУПБ).
В нормативных документах по угольной промышленности требования по созданию СУПБ в виде системы управления безопасностью работ (СУБР) при разработке пластов, на которых возможны проявления аварий в виде горных ударов впервые появились в «Инструкции по безопасному ведению горных работ на шахтах, разрабатывающих угольные пласты, склонные к горным ударам» (РД 05-328-99).
Деятельность военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) по обслуживанию горнодобывающих предприятий регламентирована правовыми нормами, предусмотренными в следующих Федеральных законах: «О недрах», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 № 151-ФЗ и порядок участия горноспасательных подразделений в силах быстрого реагирования при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения определен в постановлениях Правительства «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.96 № 1113, «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03.08 96 № 924 и «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 № 1094.
ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (N151-ФЗ) определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований и регулирует отношения в этой области между органами государственной власти и предприятиями и организациями независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности. Законом определены виды аварийно-спасательных работ и основные задачи, возлагаемые на аварийно-спасательные службы, а также порядок их комплектования, регистрации и аттестации, основные принципы деятельности аварийно-спасательных формирований и спасателей.
В главе III закона определены статус спасателя, его права, обязанности и ответственность за выполнение работы, гарантии социальной защиты в случае его заболевания, получения увечья и потери трудоспособности, а также в случае его смерти при исполнении должностных обязанностей в ходе ликвидации аварии.
Нормативно-правовые основы создания горноспасательных подразделений и обслуживания ими шахт и других предприятий угольной промышленности регламентированы в «Уставе военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности» (утв. Минтопэнерго РФ и Госгортехнадзором РФ 27 июня 1997 г. N 175/107) (с изм. и доп. от 27 апреля 2004 г.). В уставе отражены правила и нормы действий подразделений ВГСЧ, приемы и способы ведения горноспасательных работ, обязанности командиров, респираторщиков и специалистов ВГСЧ в ходе ликвидации аварии и при выполнении других работ в шахтах.
Выводы по главе:
Для обеспечения охраны труда в России государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.
По Федеральному закону все опасные производственные объекты подлежат неукоснительной регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, и к ним предъявляются повышенные требования безопасности при эксплуатации.