Нормативно-правовая база организации образования обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Тема «Нормативно-правовая база организации образования обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью при получении высшего образования»
В Российской Федерации нормативно-правовую базу организации образования обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляют документы международного, федерального, правительственного, ведомственного и регионального уровней.
Международные НПА. Процесс эволюции в международном праве в отношении прав лиц с инвалидностью отражает две основные тенденции:
- осуществляется постепенная гуманизация понятий, связанных с данной группой лиц;
- происходит постепенное и последовательное углубления принципа равенства и антидискриминации.
Осуществляется переход от признания права на образование лиц с инвалидностью как ущемленных естественными обстоятельства людей до признания и закрепления за ними прав на одинаковые условия получения образования и совместное обучение с другими лицами в учреждениях образования.
Основой является Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Ст. 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции указано: «Государства-участники признают право инвалидов на образование, в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Специальный антидискриминационный акт в области образования – Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования - был принят 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии. Статья 1.1 Конвенции определяет как дискриминацию всякое ограничение или предпочтение по какому-либо признаку, имеющее целью или следствием нарушения равенства в области образования.
Дискриминация – закрытие для какой-либо группы лиц доступа к образованию, ограничение образования для какой-либо группы лиц низшим уровнем образования, создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для какой-либо группы лиц, положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
В 2006 году участники совещания при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в отношении стратегических программных целей в области образования договорились о необходимости развития интегративного и инклюзивного образования и непрерывной подготовки преподавателей посредством осуществления Глобального плана действий по достижению целей образования для всех и устойчивого развития. Участники данного совещания среди прочих утвердили следующий главный приоритет: интегративное и инклюзивное образование в качестве одного из прав человека в процессе устойчивого развития. ЮНЕСКО отмечает, что будет укреплять и реализовывать на практике свою концепцию инклюзивных, плюралистических, равноправных и открытых обществ знаний, в жизни которых принимают участие все слои населения. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры намерена проводить информационно-разъяснительную работу в целях обеспечения свободы печати и свободного потока информации, открытости и инклюзивного характера сетевых средств информации и коммуникации в киберпространстве.
В основе реформы системы общего и специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине. Исходя из идей современного «работо-ориентированного обучения» в 2013 году Министерство труда и соцзащиты Российской Федерации предложило меры, направленные на развитие инклюзивного рынка труда и производственной среды, обеспечивающих доступность трудовой занятости для инвалидов.
Федеральные НПА. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. «Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
В части 6 Федерального закона «Об образовании» от 26.07.2019 № 232-ФЗ изложено следующее:
- лица с образовательными потребностями, которые ограничены в своих физических возможностях и здоровье, проживающие в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеют право на полное содержание от государства. Так, они обеспечиваются не только достойными условиями образования наравне с другими учащимися, но и обеспечиваются одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем. Другие группы лиц с ограниченными возможностями здоровья (не проживающие в образовательной организации) должны быть обеспечены двухразовым питанием на бесплатной основе;
- профессиональное образование и обучение лиц с ОВЗ (здесь и далее – ограниченные возможности здоровья) производится на основе программ по образованию, которые адаптированы под процесс обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- органы государственной власти, в частности, субъектов РФ, обязуются обеспечивать лицам с ОВЗ получение профессионального образования. К данной категории лиц относятся и те, у кого наблюдаются различные формы умственной отсталости, не получившие ранее основное общее или среднее общее образование;
- образовательные организации и организации, которые осуществляют образовательную деятельность в соответствии с основными программами профессионального обучения, обязаны создавать специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ;
- в процессе профессионального обучения и получения профессионального образования лица с ОВЗ на бесплатной основе получают учебники и учебные пособия, другие виды учебной литературы, услуги профессиональных сурдо- и тифлопереводчиков на бесплатной основе. Такая мера социальной поддержки лиц с ОВЗ представляет собой расходное обязательство субъекта РФ по отношению к лицам с ОВЗ. Исключения составляют обучающиеся за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В таких случаях данные меры социальной поддержки являются расходным обязательством Российской Федерации;
- государство, в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечивает профессиональную подготовку педагогических кадров, которые обязаны владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения, воспитания лиц с ОВЗ. При этом органы государственной власти содействуют привлечению таких сотрудников в образовательные организации, которые занимаются обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что «образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В ст. 19 данного закона идет речь о том, что государство предоставляет инвалидам возможности и гарантии в отношении получения высшего образования для лиц с ограниченными возможностями, а также готово обеспечивать условия, которые необходимы для его получения.
При этом отмечено, что поддержка общего и профессионального образования лиц с инвалидностью направлена на реализацию таких аспектов как:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Таким образом, данный Закон является основополагающим. В результате его анализа можно сделать следующие выводы:
- государство предоставляет полные гарантии для лиц с инвалидностью в отношении получения высшего образования, а также профессиональной подготовки;
- общее образование для лиц с инвалидностью осуществляется на бесплатной основе. Это касается как общеобразовательных учреждений, так и специальных. При этом общие образовательные учреждения должны быть оборудованы в материально-техническом плане при необходимости. Эти аспекты прав инвалидов регулируются на законодательном уровне Российской Федерации, а также её субъектов;
- государство обязуется обеспечить гражданам с инвалидностью получение так общего, так и высшего образования с учетом индивидуальной программы реабилитации студентов (учащихся) с инвалидностью;
- профессиональное образование на различных уровнях производится в соответствии с законодательной базой РФ и её субъектов;
- для лиц с инвалидностью, которым необходимы специальные условия с целью получения профессионального образования, создаются образовательные учреждения разных видов. В иных случаях создаются соответствующие условия в существующих образовательных учреждениях общего типа;
- профессиональная подготовка и образование студентов с инвалидностью в образовательных учреждениях специального типа осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов;
- организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
- государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», «Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение инклюзивного образования и механизмов его реализации».
Статья 43 Конституции РФ «провозглашает право каждого на образование, принцип равноправия, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования».
Правительственные НПА. Документ «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн)» предусматривает организацию образовательного процесса для лиц с инвалидностью.
В п. 1.1 идет речь о том, что деятельность образовательной организации, которая предусматривает обучение людей с инвалидностью, должна быть организована в соответствии с документами локального характера. К ним относятся:
- положение о центре (или отделении, службе, отделе), которое обеспечивает инклюзивное образование;
- положение, согласно которому производится образовательный процесс для студентов с ограниченными физическими возможностями.
В п. 1.1 обозначено, что Устав образовательной организации также должен быть дополнен в соответствии с деятельностью по образованию инвалидов. Это же касается Положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положения о практике обучающихся, Положения о государственной итоговой аттестации выпускников и других документов, учитывающих условия инклюзивного обучения.
В п. 1.2 данного документа сделан акцент на том, что в образовательной организации необходимо создать структурное подразделение, которое будет заниматься деятельностью по обеспечению лиц с инвалидностью необходимыми условиями образования. Альтернативный вариант предусматривает придание соответствующих полномочий и ответственности существующим на данный момент структурным подразделениям. В качестве такого подразделения может выступать центр (отдел, отделение, служба и т.п.) инклюзивного образования. Основная деятельность центра или структурного подразделения заключается в создании необходимых условий в процессе обучения лиц с инвалидностью в соответствии с программами высшего образования».
Ведомственные НПА. Согласно Приказу Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры» «обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся», «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях», «организациями должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», «под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», «в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации».
Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»: «определён порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»: «скорректированы требования к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов. Определены требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка».
Приказ Минобрнауки России 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положение о психолого-медико-педагогической комиссии»: «комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций».
Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»: «федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание на то, что при проведении проверок образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, а также контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в обязательном порядке проводятся мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований, связанных с организацией получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минтруда России № 94 от 11 марта 2013 г. «О методологическом обеспечении реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов»: «Настоящие методические рекомендации содержат основные подходы к разработке мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах (далее – меры), и определению численности инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве».
В Москве существует и успешно реализуется опора на региональный нормативно-правовой акт, в соответствии с которым должны предоставляться условия для образования лиц с ОВЗ. Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» гласит: «Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни».
В ст. 1 данного закона указано, что действие его распространяется не только на детей с инвалидностью, но и на лиц с ограниченными возможностями здоровья, что достигли 18-летнего возраста или старше, обучающихся в соответствии с программами среднего профессионального или высшего профессионального образования.
В п. 3 ст. 3 указано, что «государственные образовательные учреждения создают необходимые условия для лиц с ОВЗ в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии».
В гл. 2, ст. 5, п. 4 указано: «Организация деятельности классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации образовательных программ, включая определение правил приема, предельной наполняемости классов (групп), требований к содержанию образования и организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы».
Ст. 17 данного закона (п. 1 и п. 2): «Взаимодействие органов государственной власти города Москвы с организациями в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе принципов:
1) обеспечения полного и равного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, социальном развитии и трудоустройстве в соответствии с их способностями и возможностями;
2) привлечения общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, к принятию решений в области воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработке программной документации, использованию усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья в качественном освоении учебного материала».
В протоколе парламентских слушаний Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва от 18 мая 2012 года № 8-3 по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» говорится о том, что «развитие инклюзивного образования стало важной составляющей государственной образовательной политики многих стран мира. В соответствии с общепринятыми подходами, закрепленными в документах международных организаций, оно рассматривается в качестве процесса, направленного на учет разнообразия потребностей всех обучающихся, на сокращение масштабов исключения, которое проявляется в сфере образования».
Таким образом, на федеральном, правительственном, и региональном уровнях существуют нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных организаций в отношении лиц с ОВЗ.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении студентов, имеющих особые образовательные потребности.
Таким образом, рассмотрев основные нормативно-правовые акты по вопросу образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, государство и его субъекты обязуются обеспечить лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимыми условиями для получения профессионального образования. Во-вторых, в отдельных случаях практикуется материальная поддержка граждан-студентов с ОВЗ (например, если они проживают в рамках образовательной организации). В-третьих, они имеют право на дополнительные услуги – сурдо- и тифлопереводчиков, специальные образовательные программы и т.д.
В российском праве студентов и других лиц с ОВЗ сильно выделяют на фоне остальных учащихся. Это выражается в собственно создании специальных условий, что, в некоторой степени, дискриминирует данную группу лиц и, в конечном итоге, не дает возможности адаптироваться к социальным условиям общества. В международном праве практикуется создание одинаковых условий для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. Законодательные акты и нормативные документы основываются на принципах равенства всех групп учащихся, что в перспективе дает возможности социализации в обществе и самоощущении себя полноценными его членами.
Источники:
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 01.04.2020).
2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (от 14.12.1960).
3. «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=53137#04130986622822237 (дата обращения: 01.04.2020).
4. «Новое переосмысление стратегии в области образования». Европейская комиссия – IP/12/1233 Брюссель / Страсбург, 20 нояб. 2012 г
5. «Предварительные предложения Генерального директора, касающиеся Проекта среднесрочной стратегии на 2008–2013 гг.» (34 С/4) и Проекта программы и бюджета на 2008–2009 гг. (34 С/5). Часть I.
6. «Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов». Доклад Генерального секретаря. Специальный комитет по Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, Нью-Йорк, 27 июня 2003 г. ООН, A/AC.265/2003/1, С. 1–18.
7. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (от 28 апреля 2010 года № 16).
8. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (от 28 апреля 2010 года № 16).
9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.04.2020).
10. Письмо Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации «О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов» (от 2013 г.)
11. Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн).
12. Письмо Рособрнадзора «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» (от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178696/ (дата обращения: 01.04.2020).
13. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193860/ (дата обращения: 01.04.2020).
14. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (от 20.09.2013 № 1082) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153650/ (дата обращения: 01.04.2020).
15. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (от 09.11.2015 № 1309 (ред. от 18.08.2016)) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/ (дата обращения: 01.04.2020).
16. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/fd982e574f3ae0b067909169d908d85345ffc65b/ (дата обращения: 01.04.2020).
17. Приказ Минтруда России «О методологическом обеспечении реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов» (от 11 марта 2013 г. № 94) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=552108#01635096302255985 (дата обращения: 01.04.2020).
18. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (от 29.05.2015 № 996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 01.04.2020).
19. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 01.04.2020).
20. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 01.04.2020)
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2020).