Несовершенная конкуренция
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8. Несовершенная конкуренция
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных
типов рыночных структур. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой
не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы
или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно
конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая
монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов
рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия,
билатеральная монополия (Табл. 1).
Таблица 1. Типы рыночных структур
покупатель/продавец много
несколько
один
много
полиполия
(совершенная олигополия
конкуренция)
несколько
олигопсония
билатеральная ограниченная
(олигопсония
олигополия
монополия
спроса)
один
монопсония
ограниченная билатеральная
(монопсония
монопсония монополия
спроса)
монополия
Чистая монополия
Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия.
«Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции.
Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве
единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет
близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти
невозможен.
Чистой монополии свойственны следующие черты:
Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит
данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.
Наиболее наглядный пример чистой монополии - монополия отраслевого
министерства в СССР. По данным Госкомстата СССР в 1989 г. из 340 групп
промышленной продукции 209 производилось на одном предприятии, а 109 - на
предприятиях монополизировавших 90% союзного рынка и более.
Аналогичная ситуация в масштабах страны встречается редко, но в пределах
маленького города явление вполне реальное. В маленьком городе существует один
телеграф, один банк, одна гостиница и т.д.
Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который
не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного
выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. Если чистые
монополии производящие продукт общественного пользования рекламируют его, то это
скорее для престижа, так как конкурентов нет.
1
Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает
как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой
спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем
производимого продукта (Рис.1).
Рисунок 1 – Кривая спроса
Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей
заблокировано юридически или экономически.
Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано
искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существует три причины:
• экономия от масштаба;
• контроль над редкими и очень важными ресурсами;
• государственное ограничение притока новых производителей.
Типичный пример естественной монополии - муниципальные коммунальные службы.
Фирмы становятся естественными монополиями благодаря экономии от масштаба.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем
несколькими, то данная отрасль - естественная монополия.
Естественная монополия представлена обычно крупными предприятиями с
наивысшей производительностью и минимальными затратами. Долгосрочные средние
затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок
целиком. Такие условия отражают, например, автомобильная, сталелитейная отрасли
производства.
При этом следует помнить, что рост масштабов производства имеет пределы.
Отрицательный эффект роста масштабов возникает из-за сложности управления
крупномасштабным производством. Чтобы избежать негативных последствий, многие
крупные фирмы предпочитают отделять от себя различные подразделения, обладающие
автономией и конкурентоспособностью.
Вторая причина существования монополий - исключительное право данной компании
на владение каким-либо редким и важным ресурсом. Хрестоматийный пример деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монопольно владеет крупнейшими
алмазными рудниками в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок
алмазов.
Третья причина - государство создает барьеры для вступления новых
производителей, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли большую роль в развитии
2
таких фирм как «Ксерокс» и «Истман Кодак», «Сони» и «Полароид» и т.д. Монопольное
положение, закрепленное патентом, служит фактором усиления монопольной власти.
Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену
на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.
В некоторых случаях правительство оставляет за собой монопольное право на
производство и реализацию продукта, например, табака или спиртных напитков.
Примером является история водочной монополии в России.
На монополистическом рынке возможна ситуация, называемая двусторонней
монополией или билатеральная монополия.
Двусторонняя монополия (билатеральная монополия) - тип рыночной структуры,
при которой возникает противоборство единого продавца и единого (объединенного)
потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжения,
газоснабжения и т.д.
Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние варианты рыночных
структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая
конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция - это тип рыночной
структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.
Международные монополии. Международная монополия – крупная фирма с
активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью
максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две
основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и
концерны (транснациональные или многонациональные монополии) и межфирменные
союзы (картели и синдикаты).
Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в
собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны.
Международными они являются по сфере своей деятельности. Компании этого типа
существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в
середине нынешнего столетия.
В отличие от транснациональных монополий хозяевами многонациональных
трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их
характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и
многонациональный состав ядра компании.
Монополизация экономики. Монополизация экономики – это процесс захвата
фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное,
либо искусственное происхождение.
Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о
ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары
по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).
Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами
монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель –
это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его
участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступая
между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по
3
потребителям и продукции и т. п. Синдикат – это объединение предприятий одной
отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за
участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего
синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката,
но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение
предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.
Концерн – корпорация, возникающая на основе акционерного капитала (или капитала
общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной
компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления
финансового контроля над ними.
В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики
связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках
корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным
хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации
производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как
концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как
выражение полной монополии.
Олигополия
Олигополией называют рыночною ситуацию, при которой несколько крупных фирм
доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а
вхождение новых производителей в отрасль ограничено.
Первая характерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень
концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирмлидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии.
Самый распространенный способ измерения степени концентрации производства
состоит в определении доли четырех ведущих фирм в общем объеме производства или
продаж продукции данной отрасли.
Типично олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4
автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США - 3 фирмы.
Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях производящих как
стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили,
сигареты) продукты.
Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.
Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия,
монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на
рекламу и т.д.
Третья черта - всеобщая взаимозависимость.
Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании
экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.
Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на
олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется
олигополистической взаимосвязью.
Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой
войны до сговора.
4
В олигополии возможны два варианта поведения фирм: некооперативное и
кооперативное. При некооперативном каждая фирма самостоятельно определяет объем
выпуска и уровень цен. Ответная реакция конкурента приводит к ценовой войне.
Ценовая война - это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с
рынка.
Нагляднее всего ценовую войну можно проследить на примере дуополии.
Дуополия - простейший случай олигополии, где участвуют два производителя
данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью
удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура
довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты
олигополии с несколькими участниками.
Статистический анализ взаимоотношений фирм в условиях дуополии был предложен
А.О.Курно в 1838г. В дальнейшем модель равновесия конкурирующих фирм-дуополистов
получила название «модель Курно».
Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического
состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются
непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены
меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную
величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с
циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее
учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара,
а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых
товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства,
а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно
менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не
говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно
только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.
Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой
структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его
к возможным падениям или увеличениям спроса. Обычно фирма-олигополист имеет
своеобразную кривую средних переменных издержек (рис 2). При такой кривой AVC
выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне
переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не меняются и
равны средним переменным.
Рисунок 2 - Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде
Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов
производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем
5
краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц
переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они
достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то
AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но,
положим, на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50
рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков –
100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего – 10 руб. Легко подсчитать величину
средних переменных издержек:
Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна
уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.
Но фирме нет необходимости использовать 48 рабочих и 25 станков, она сократит
число действующих станков до 24, а один станок законсервирует. Поскольку произошло
одновременное изменение и постоянного и переменного фактора, то закон
уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае
Таким образом, используя делимые фиксированные факторы производства, фирмаолигополист может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять
неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние
переменные, и предельные издержки не меняются.
Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на
основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая
отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене.
Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых
вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной
«нормальной» цены товара (рис. 3,а).
а)
б)
Рисунок 3 - Неизменность цен при варьировании спроса
Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR=MC, а кривые AVC и
МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А
пересечения кривых MR и AVC. Цена РN – «нормальная» цена. Она берется за основу и в
6
случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продукции
уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).
Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных
рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки.
Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и
сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.
Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо
знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом.
Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию
поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается
Монопсония
Рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель,
называется монопсонией. Монопсония - это монополия на стороне спроса. Это явление
очень характерно для рынка ресурсов.
Особый случай, когда один наниматель представляет 100% спроса на рынке труда. На
монополизированном рынке труда ставка заработной платы никем заранее не определена.
Наниматель сам определяет комбинацию «цена-количество» на кривой предложения
труда, имеющей положительный наклон.
Примером монопсонии также может служить единственное в регионе предприятие по
переработке овощей и фруктов, работающее на местном сырье.
Монопсонистом выступает государство, осуществляя закупки зерна, вооружения, а
также являясь единственным заказчиком (потребителем) в области фундаментальных
исследований.
Квазимонополия
Еще
одна
возможная
ситуация
на
олигополистическом
рынке
квазимонополия. Квазимонополия характеризуется наличием в отрасли одного очень
крупного производителя и множества мелких фирм.
Крупный производитель имеет возможность воздействовать на рыночную цену.
Изменяя объем производства, он устанавливает рыночную цену на уровне
обеспечивающем максимум прибыли. За этим предприятием закрепляется роль лидера в
установлении цен. Положение мелких предприятий напоминает ситуацию совершенной
конкуренции: каждая из мелких фирм производит столь малую часть общего выпуска в
отрасли, что не в состоянии изменить рыночную цену, поэтому воспринимает ее как
заданную извне. Классический пример квазимонополии - ситуация, сложившаяся на
мировом рынке нефти в 70-е г. ХХ века.
Монополистическая конкуренция
Следующая разновидность рынка несовершенной конкуренции - монополистическая
конкуренция. Ей свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции.
Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая
предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль
и выхода из нее. Однако, продукция различных фирм дифференцирована.
Признаки монополистической конкуренции:
7
•
значительное число фирм на рынке и высокая степень конкуренции;
• фирмы производят дифференцированные продукты;
• реклама фирмами своих товаров и продвижение их на рынок;
• новые фирмы легко могут войти в данную отрасль.
Из наличия большого числа фирм вытекает несколько особенностей
монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка,
поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой. Невозможен тайный сговор с
целью искусственного повышения цен или ограничения производства. Также можно не
учитывать реакцию конкурентов, так как влияние действий одной фирмы на всех
остальных очень незначительно.
По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс
дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели
рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью
взаимозаменяемые.
Положение фирмы в данной рыночной ситуации отличается и от чистой монополии,
и от олигополии, и от совершенной конкуренции. В отличии от полной монополии такая
фирма, не будучи единственным производителем данного вида продукции, находится под
воздействием конкуренции других фирм, производящих данную группу товаров
субститутов.
Фирма, находящаяся в ситуации монополистической конкуренции, может не
учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как каждый из них
оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим
монополистическая конкуренция отличается от олигополии.
И наконец, в отличии от совершенной конкуренции, при монополистической
конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная
цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу.
В состоянии монополистической конкуренции могут находиться предприятия
розничной торговли, парикмахерские, видеосалоны и т.д.
8