Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Заполните таблицу, дав характеристику виртуальным обучающимся разного возраста:
Имя обучающегося, возраст
Психологические особенности
Особенности обучения
Маша, 5 лет
Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Ведущий вид деятельности - сюжетно – ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая и игра с правилами.
Новообразования - Соподчинение мотивов, самосознание (осознание своих переживаний) и произвольность.
Познание мира человеческих отношений и их имитация. Личностная потребность в общественно значимой и оценивающей деятельности, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо), новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые , потребность в самостоятельности).
Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, усвоение этических норм, половая индификация, осознание себя во времени.
Регулируется смысловой ориентировочной основой поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями), утрачивание детской непосредственности.
появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения.
Появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать. Развитие активной инициативы и
моральной ответственности за свои желания, познание систем отношений.
Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной).
Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Л
ичностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе).
Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).
Олег, 8 лет
Этап «мастерства», социальный статус школьника (ситуация обучения), главный мотив- получения высоких отметок.
Ведущий вид деятельности – учебно-познавательная деятельность.
Новообразования - произвольность внимания, чувство компетентности, самосознание, самооценка, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия.
Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Интеллектуально – познавательная:
словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы, адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.
В организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями
труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности, познание начало жизни
Лена, 13 лет
Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие. Эмансипация от взрослых и группирование. Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.
Новообразования - Чувство взрослости- отношение подростка к себе как к взрослому (младший подростковый возраст), «Я-концепция» (старший подростковый возраст), стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Формирование интересов и мотивации учения. Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Освоение норм и отношений между людьми.
Личностное (потребительско-мотивационное):
теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов). Подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений,
Повышенная утомляемость, возбудимость, перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация хар-ра. Задача первого цельного осознания себя и своего места в мире;
отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности", познание систем отношений в различных ситуациях.
Женя, 30 лет
Этап человеческой зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни.
Ведущий вид деятельности - вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи.
Новообразования -семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство.
Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства, ответственное отношение к своему будущему при выборе профессии, формирование мотивов(престижная мотивация, мотив власти, мотив материального достатка и благополучия, мотив создания благополучной семьи). Оригинальность мышления. Повышенная интеллектуальная активность. Свойствен оптимизм, максимальная работоспособность. Творческая активность. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Выбор спутника жизни, установление близких дружеских связей,
преодолевающих чувство одиночества, создание семьи, утверждение в профессии, обретение мастерства.
Работа педагога-музыканта в ДШИ имеет большое социальное значение – он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры.
Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин:
• во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;
• во-вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву;
• в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания – формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения;
• в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.
Реализация всех этих возможностей музыкального обучения и воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного преподавателя. Современный педагог-музыкант должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в детской школе искусств, сущность и специфику урока, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный преподаватель – не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Уровень педагогического мастерства педагога определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности. Педагог-музыкант – это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества педагога начинают превалировать.