Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Наука как форма духовного освоения действительности

  • 👀 479 просмотров
  • 📌 437 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Наука как форма духовного освоения действительности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Наука как форма духовного освоения действительности» docx
Тема 1: наука как форма духовного осовоения действительности. Вопросы: 1) Наука как знание как особый вид деятельности, как социальный институт. 2) Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Формы духовного освоения действительности – все эти феномены имеют отношение к знанию. Все что связано с наукой относят к знанию и познанию как процессу. У нас возникает задача отделить науку от других форма освоения действительности. Уточнить характеристики которые позволят сформулировать вербальное определение науки. Начало познания – практическое знание. Познание – это процесс погружуния человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Для того, чтобы познавать, не обязательно заниматься наукой. Мы можем быть покупателем, но не знать экономику как науку. Провести границу между научным и ненаучным достаточно сложно. Признаки практического знания: 1) Возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности; 2) Институтом формирования является ученичество (нужно сравнить восточное и западное познание) На востоке ученик учится, находясь с учителем постоянно, общаясь с ним невербально и перенимая опыт учителя; 3) Использует специальный искусственный язык (например, когда мама учит девочек готовить, она не говорит “7 грамм соли”, а “чуть-чуть соли” 4) Не может быть вытесенено наукой; 5) Критерий применимости – эффективность • • Общенаучные Эмпирические (наблюдение, эксперимент) Наблюдение как метод - результаты начного наблюдения не в полной мере отвечают характеристикам научного знания (поскольку каждый совершающий наблюдение исследвоатель на чувственные способноти, велика СУБЪЕКТИВНОСТЬ и личных оценок, метод наблюдения ограничен достижением интерсубъективность, и при стремлении к системному описанию объекту) Чтобы повысить научность знания о фактах от научного наблюдения переходят к эксперименту При эксперименте есть вариант искажения. Там где вмешательство исказит естественный ход процесса, останавливаются на наблюдении. Для большинства научных задач требуют применения эксперимента. (на слайде эксперимент определение добавить сюда) Целенаправленный метод, но метод активный. Преимущество эксперимента: - воспроизводство по желанию субъекта (в разных лабораториях разными учеными , возможность наблюдения свойсв отсутствющиъ в естественных условиях (определить объект в таких условиях которых в живой природе не присущи -изолировать от усложняющих обстоятельств при более широком арсенале наблюдений (инструментов) Задачи: опытная проверка гипотез и теорий, появляются факты, но эксперимент нельзя противостоять теоретическому знанию. Основывается на базе каких-то теор допущений. Результатом являются факты, чтобы выполнить другие функции нужны теоретические методы приходят к интерсуб системному знанию. Теоретические методы 1.Научная гипотеза (на слайде в двух смыслах) О гипотезе говорят как о знании окторое характеризуетя недостворностью и недостаточностью, гипотезой называют любое предположение. В научном познании гипотеза используется для того чтобы факты предсказать и объсяснить, НО ЭТО НЕ ПРЕРОГАТИВА НАУКИ. Метододогическая функция Г как предположительного знания — чтобы дкоазать не случайные факты, нужно что-то. Это всегда предположение, то есть есть закон. Научной ее делает движение в рамках науки. Гипотезы необх проанализировать на каких научных основаниях они осн. Если инопланетяне не входят в предметную область науки, то не научная. Если выдвинута гипотеза как предположение о научном законе, далее оно проходит проверку ТРЕБОВАНИЯ К ГИПОТЕЗЕ КАК ПРДЕПОЛОЖЕНИЮ: • осмысленность, • непротиворечивость, • верифицируемость (возможность сравнения высказывания теории с опытом -подтверждается фактами), • подтверждаемость (степень точность для теории в данном предмете) • экстраполируемость (способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась, если можно распространить на какой-то другой более широкий круг фактов) • адаптивность (способность объяснять новые факты, модифицироваться и приспосабливаться для их объясн) • потенциальная фальсифицируемость (существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом, например космология описывает устройство дальнего космоса хотя мы там не бывали даже относительно строения планет солнечной системы, они основываются на том что законы физики и химии на земле экстраполируются не в пределах изученной области) 2.Научная теория — развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности Если есть знания о законах какой-либо области, можем объясн факты в этой области и новые факты предсказывать. • Научный методы не являются прерогативой науки • Выводы: наука. • Имеет предметом исследования — мир объективный и субъективный. • Результатов научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности. • Использует спец методы и приемы • Функционирует как соц институт • Формирует и использует научный язык • Выполняет функции описания, объяснени, предсказания. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ естество и знание. Природоведение (синоним) две трактовки на слайде • совокупность отдельных наук о природе, фрагменты реальность с помощью спец методов и форм собственные картины реальности. Присуща была эта трактовка до дифференциации знания, до Нового времени • с Нового времени — единая наука о природе, выявляет общие закономерности развития и функц мира с помощью общенаучных методов (хим, физ, био) С 20-века стремление найти общее для химических, биологических и вернуться к первой трактовке чтобы вернуться к первой трактовке. Особенности современной науки — нужно зафиксировать что на данном этапе есть разные трактовки. Естествознание и гуманитарные науки. Сходства и различия. Различия между естествнаучн и соцгуманит только недавно, хотя классификацию наук гораздо раньше. Деление на естествознан и соцгуманит науки опирается на трдицию Баденско1 школы неокантианства (последователи кантства) По их мнению отличаются: в аудитории за стеной видим пейзаж, на другой стене нарисован художником пезаж, на третьей аппатура проецирует пейзаж. Нужно понять с чем имеем дело. Для этого необходимо использование обыденных органов чувств (впечатление, в обыденной жизни не сомневаемся в существовании реальных предметов вокруг нас, наука требует перейти к точному ответу о сущности что это за пейзаж, начиная с представления наука работает с понятиями, понятия фиксируются сущностная характеристика) Неокантиантсов предположили — разница ни в том ЧТО изучается, а КАК ФОРМИРУЮТСЯ ПОНЯТИЯ. 1.Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом.Сосредоточены на понятии общего (любой стремится к обобщению и отходит от частного, естествознание создает мир общих понятий, выявить общие черты и харакетриетисики всего класса выразить в понятие, чтобы формировать ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ) номотетическое - номос закон - при обобщении только что можно выявить как случайное особое закономерное в характеристике. Наука о природе научна тогда когда имеет дело с массовыми явлениями когда подвергаются статистическим обработкам. 2.Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим методом) Предметом явл индивидуально событие в его свообразие, ихх метод понятия - индвиидуализирующий, идиографический. В гуманит науках любой предмет исследуемый уникален. Ценности — установки оценки, императивы, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Необходим критерий выбора тех индивидуальных характеристик, необходимых для науки. Отношение к ценностям (в социогуманитарных разных три смысла 1.для удовлетворения нужды 2.субъект - субъект -ный (клочки исторические без объектной ценности, но ценны для нас как субъекта принадлежность роду семье письма для отношения с другими субъектмаи через принадлежность к роду, семье.) 3.является для человека значимым (личностное основание для принятия решения) Гуманитарий обращает внимание на индивиудальное событие являющееся ценностью. Неокантианцы сказали — ценности не могут быть истинными и ложными, ценность то что субхъективно присуще человеку. А последствия использования той или иной иерархии - тогда вознкиает уже оценка, опора на определенную систему ценностей. Ценности нельзя доказать. , только через приобщение к ценностям. Наука о естеств и соцгуманит по мнению неокантианцев — по способам образования поннятий Разнца между механизмом организма в том как понимается целостность. Механим состоит из отдельных компонентов, достаточно знать один элемент и понять как они между собой связаны. Биология изучает механизмы которые отличаются от механизмов возникновением новизны. Организмы отличаются от механизмов пониманием целостности, в механизм не возникает ничего нового не сводимого к свойствам элемента. Внутри оргинама элементы зависят от целого, а свойства целого от свойств отдельныъ элементов. Место математики в системе наук - не гуманитарная, но и не естественная. В чем предмет математики? Математика не явл естественонауч не занимается изучением каких-либо объектов в предмете, предмет — ЧИСЛО, и операция над ЧИСЛАМИ. Аксиома как абстракция и аксиоматика созданы человеком. Для математики не имеет значения вопрос для естествознания - выполняется ли аксиома математики в действительности. Сосуществование разных геометрий основанных на разных аксоимах (отличает логическая строгость вывода) В естеств важно чтобы выполнялось в реальности. Математика играет разную роль в науках. Математика используется в соответствии с предметными особенностями науки. Трактовка дивжения В ФИЗИКЕ учет лишь массы и тд. Складываются скорости без учета сущности движущихся предметов. Качествами физика пренебрегает и использует понятия максимально генерализируя используемые предметы, поезд как материальную точку — масса имеет роль, но нет пространственной характеристики (как далеко друг от друга хвост и кабина машиниства). Особенность абстрагирования использование важных совйств в ХИМИИ - важно правильно расставить коэффициенты, используется как перекомбинация исследуемоого. Живое движется в ином смысле, чем механизм. Разбиение на науки сегодня очень условно, границы между социогумантарным и естественным — условно. Преобладающие методологичееские стратегии нельзя считать жестоко связанными со своими науками. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Основанием для использования метода в современной науке является его прогностичность.
«Наука как форма духовного освоения действительности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 47 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot