Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
1. Наука и научное назначение
Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.
Наиболее часто науку определяют как:
важнейшую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
особую форму познавательной деятельности, направленную на выработку новых системно организованных объективных и аргументированных знаний о мире;
деятельность, направленную на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.
Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т. е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Принято выделять три основных аспекта понимания науки (А.М. Новиков).
1) наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и др.);
2) наука как результат (система научных знаний);
3) наука как специфическая деятельность.
Наука как социальный институт представляет собой сложную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей.
К научным учреждениям относятся научные институты, конструкторские бюро, научные библиотеки, музеи, заповедники, зоопарки, ботанические сады, научно-технологические парки, научно-технологические инновационные комплексы и инновационные кластеры. Значительная часть научного потенциала сосредоточена в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах. Основным научным и педагогическим структурным подразделением вуза является кафедра.
Наука как социальный институт функционирует при наличии специально подготовленных научных кадров, имеющих научные степени (кандидат наук, доктор наук) и ученые звания (доцент, профессор, академик, член-корреспондент).
Наука как результат определяется как система достоверных научных знаний о природе, человеке и обществе.
Наука как система знаний характеризуется взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и др.), строгой доказательностью, принципиальной опытной проверяемостью (эмпирической или аналитической), воспроизводимостью, обоснованностью выводов, а также общезначимостью.
Научные знания структурируются по определенным областям (по В.С.Ледневу):
центральные области научного знания: физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки;
философия (отрасль знаний и система взглядов на мир);
математика (особая отрасль научного знания, так как ее предметом является построение формальных моделей явлений и процессов, изучаемых всеми науками);
практические науки: медицина, педагогика, технологические науки.
Знания как результат, полученные в процессе научной работы, должны быть выражены в определенной форме. Формами научного знания являются факт, положение, понятие, принцип, закон, теория.
Научные знания могут быть представлены в разных формах. Прежде всего — это факты, которые И.П.Павлов называл «воздухом для ученого». Чем больше вы соберете фактов (о событиях педагогической действительности, ребенке, его психических особенностях, деятельности и т. д.), тем богаче будет материал для анализа, сравнения, обобщения, систематизации изучаемого явления, процесса. Следовательно, вы сможете сделать более обоснованные выводы, сформулировать практические рекомендации.
На основе анализа литературы, собранных фактов формулируется мысль в виде научного положения. Много научных положений на основе уже сложившихся утверждений вы найдете в монографиях, статьях ученых. Анализ этих работ поможет вам осознать основные исходные положения научных теорий, учений. Такие исходные положения называются принципами.
В свою очередь, факты, положения, принципы выражаются через понятия и связи между ними. Понятия — мысль, отражающая в обобщенной форме объекты, процессы, явления посредством фиксации общих и специфических признаков, свойств объектов, явлений. Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. В психолого-педагогических науках нет однозначности в трактовке многих понятий, хотя они называются одними и теми же терминами. Например, представители разных научных школ вкладывают свое содержание в такие термины, как воспитание, обучение, личность, педагогический процесс и т. д. Поэтому каждый, кто приступает к научному исследованию, должен дать дефиницию тех понятий, которыми будет оперировать, то есть определить их смысл, содержание и границы, то содержание понятия, на которое будет опираться.
Наука как деятельность представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность человека для получения научного знания.
Для осуществления научной деятельности используются специфические средства исследования — научное оборудование (приборы, инструменты и др.). Кроме того, для научной деятельности необходим особый, специфический язык — научная терминология, т.е. система слов и словосочетаний с точным, единственным значением в рамках той или иной научной дисциплины.
Наука как деятельность не только направлена на объекты реальной действительности, но и выходит за ее рамки, т.е. нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем. Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.
Приступая к научной работе, педагогический работник должен четко представлять себе различия практической и научной педагогической деятельности (табл. 8).
Таблица 8
Различия практической и научной педагогической деятельности (по А.М.Новикову)
Параметр сравнения
Педагогическая практика как деятельность
Научная педагогическая деятельность
Субъект
Преподаватель, воспитатель и обучающийся, воспитанник
Педагог-исследователь
Объект
Воспитанник, обучающийся, взаимодействие
Процесс воспитания, педагогический факт, явление
Цель (общая)
Обученный и воспитанный человек
Новое научное знание
Методы
Методы обучения и воспитания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, построение
Оформление текущих результатов
Проведенные лекции, семинары, уроки и др.
Написанный и опубликованный научный отчет, доклад, статья, книга и др.
Научное исследование рассматривается как субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом — ученым, исследователем или их группой, коллективом.
Словари трактуют понятие «научное исследование» как процесс выработки новых научных знаний.
Основными компонентами научного исследования являются постановка задачи; предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство.
Научные понятия (термины) исследователя:
Закономерность, закон — это существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Вы изучали закономерности развития детей на разных возрастных этапах, закономерности воспитания, обучения.
Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Высшей формой организации научного знания являются теории. Вспомните теории, которые вы изучали ранее (например, теории игры, теории интеллектуального развития, теории обучения), и тогда вам нетрудно будет определить суть теории как целостного представления о существенных связях в определенной области знания. Теория (педагогическая) — система закономерностей, категорий и понятий, раскрывающих сущность и природу целостного педагогического явления или процесса, совокупность его элементов, характер их связей, функции этого явления или процесса, а также принципы, логику и способы его изменения и развития.
Метод (от греческого слова methodos — путь, дорога за чем-то) означает целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается и решается. Научный метод представляет собой систему основных подходов и способов исследования.
Методика исследования — это совокупность конкретных различных форм и способов использования методов, при помощи которых осуществляется познание явлений, объектов, процессов.
Стратегию подходов в исследовании, выбор методов и интерпретацию его результатов определяют методологические принципы.
Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и стать обязательными для исполнения.
Чтобы ваше исследование соответствовало методологическим принципам концептуального единства, объективности, достоверности, системности, доказательности, необходимо
• учитывать объективность и обусловленность педагогических и психологических явлений, процессов, развивающихся в силу объективных внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей;
• рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, являющимися движущей силой и источником развития;
• следовать целостному подходу к изучению явлений, процессов;
• изучать явления, процессы, объекты в их развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями;
• использовать комплекс взаимодополняемых методов и методик.
2. Методологические основы научного исследования
Методология (от греч. methodos) — путь, способ познания и logos — учение) — совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта.
Исследование, связанное с людьми, тем более с детьми, требует особой осторожности в выборе методов, средств познания, оглашения результатов. Исследователю следует предвидеть последствия своих действий, помнить правило «Не навреди!». Используемые в исследовании методы и средства должны исключить риск для здоровья, психического состояния ребенка.
Вам предстоит овладеть этическими нормами ведения исследования. Необходимо избегать плагиата, компиляции, то есть заимствования и приписывания себе чужих научных достижений. Нельзя, например, в курсовую, дипломную работу без ссылки на авторов вставлять фрагменты первоисточников, которые вы изучаете, использовать методики исследования, графические материалы и т. д., не указав, у кого вы их заимствовали.
Наука демократична по своей сути, поэтому следует одинаково бережно и уважительно относиться к работам маститых ученых и начинающих исследователей, объективно оценивать их результаты, независимо от авторитета. Вместе с тем результаты научной деятельности каждого исследователя, в том числе и вашего, могут стать объектом критики, строгой проверки.
Итак, методологию можно определить не только как учение о научном методе познания, но и как область познавательной деятельности, систему исследовательской деятельности по получению новых знаний, обоснованию программ, методов исследования, оценке его качества.
Каждый педагог-исследователь должен обладать методологической культурой.
Научное исследование осуществляется в определенной логике. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Исследователь определяет эти шаги с помощью предварительного планирования.
План научно-исследовательской работы — основной документ управления всеми процессами психолого-педагогического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами.
План составляется с указанием темы исследования, обоснования ее актуальности, определения проблемы, объекта и предмета исследования. План также включает цель, гипотезу, задачи и методы исследования. В плане определяется направление и характер опытно-экспериментальной работы, ожидаемые результаты, сроки выполнения.
Исследование начинается с выбора темы.
Методологическая культура педагога-исследователя:
• умение проектировать содержание будущей деятельности;
• умение проектировать систему и последовательность собственных действий;
• анализ педагогического исследования по следующим характеристикам: проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, значение для практики, как в процессе его проведения, так и в завершенном виде;
• творческое решение практических задач;
• уметь увидеть проблему и соотнести с ней фактический материал;
• уметь выразить проблему в конкретной педагогической задаче;
• распределить решение на шаги в оптимальной последовательности;
• уметь анализировать процесс и результаты решения задачи.
Тема исследования формулируется как название работы. Определяя тему, вы в лаконичной форме предъявляете содержание всей работы. В названии темы отражается ее суть. При определении темы целесообразно учесть (В.С.Безрукова):
• соответствие темы вашим познавательным интересам и исследовательским возможностям;
• актуальность темы: насколько она значима для науки, практики, востребована в вашей настоящей профессиональной деятельности, важна для будущего карьерного роста;
• возможность осуществления исследования по выбранной теме в отведенное время. Доступность источниковой базы, достаточность материальной оснащенности.
К формулировке темы предъявляется ряд требований: краткость, ясность смысла, проблемность. Учтите, что название не должно содержать вводных и сокращенных слов (например, ДОУ, педколледж и др.), придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Название, состоящее из восьми и более слов, считается длинным.
При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования.
Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…
Научная проблема может представлять собой:
1. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний.
2. Осознание, констатацию недостаточности достигнутого уровня знаний или их внедрения в практику.
Определение границ известного и неизвестного — основа формулировки научной проблемы.
Проблема формулируется в виде вопроса. Используются вопросительные слова «какой», «какова», «какая», «почему», «что» и др. Например, «Что нужно сделать, чтобы переориентировать воспитателей на личностно ориентированную модель обучения детей?», «Какие педагогические условия необходимо создать для повышения субъективности студентов в процессе обучения?», «В чем заключается специфика развития речи детей-воспитанников дома ребенка и каковы ее причины?».
Цель исследования — это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, разработать, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.
Примеры формулировки целей:
• Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия активизации речевого развития детей-воспитанников дома ребенка.
• Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации педагогического просвещения родителей в области предупреждения и коррекции насильственных методов домашнего воспитания.
• Определить педагогические условия внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования.
Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения).
Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.
3. Методы научного исследования
Научный метод исследования представляет собой комплекс разнообразных познавательных и практических операций, направленных на приобретение новых знаний. Любая наука с помощью методов собирает фактический материал об изучаемом объекте, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает их в систему ранее добытых научных знаний. Поэтому естественно, что темп прироста научных знаний, уровень науки в целом во многом зависят от тех методов, которыми пользуются исследователи.
В последние годы достаточно распространена классификация методов исследования, в основу которой положены фундаментальные (теоретические) и прикладные виды. Соответственно им выделяются теоретические и эмпирические методы.
К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов, методы причинно-следственного анализа, метод прогнозирования, математические и статистические методы. Они предназначены для интерпретации, анализа, систематизации и обобщения теоретических положений и эмпирических данных, служат для установления и формулирования закономерностей изучаемых явлений.
Группу эмпирических методов составляют опросные методы, наблюдение, эксперимент, педагогический консилиум, проективные методы, изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности, социометрический метод, метод обобщения независимых характеристик, изучение опыта педагогической деятельности. В эту группу методов входят методы оценивания и измерения (регистрация, ранговый метод, рейтинг, экспертные оценки, срезы, тесты, шкалирование, социометрия, «педагогический консилиум», самооценка), методы обработки данных (математические, статистические, графические).
Совет начинающим исследователям:
• используйте разнообразные методы изучения ребенка, применяйте те педагогические приемы и явления, с помощью которых вы сможете получить достоверную информацию, и на ее основе сделать правильные выводы;
• осторожно корректно делайте обобщения и выводы, не обходите молчанием те трудности, которые встретились в ходе исследования, избегайте категоричности.
Типология эмпирических методов педагогического исследования
Наблюдение.
Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.
1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, организацию режима дня, непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь во время конкретной игры. (Последнее, применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения).
2. По объему охвата объекта разливают сплошные и не сплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них. Несплошные наблюдения можно подразделить.
3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом, наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы:
1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;
2) получение разрешения на проведение наблюдения;
3) составление плана наблюдения;
4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);
5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т. д.);
6) оформление результатов наблюдения;
7) анализ результатов наблюдения;
8) теоретические и практические выводы наблюдения.
Примерная форма протокола наблюдения
Дата _________________ ДОУ ______________________________
Воспитатель _____________ группа _____________ тема
Задача: определить уровень самостоятельности детей в процессе игровой деятельности.
Время
Деятельность детей
Анализ деятельности детей
Выводы
Результаты наблюдения необходимо фиксировать.
Техника фиксирования весьма разнообразна:
• протокольная запись,
• выборочное фиксирование отдельных элементов, составляющих предмет изучения,
• дневниковая запись (при длительном ли дискретном наблюдении).
• матричная запись, то есть запись по заданной схеме,
• использование ТС.
Собранные в ходе наблюдения данные нуждаются в грамотной обработке. Рекомендуем вам придерживаться следующих правил:
• Сгруппируйте однородные элементы процесса, явления.
• Оформите обобщенные данные в виде таблиц, графиков, фактографической матрицы, карточки.
• Сопоставьте полученные данные с материалами, добытыми с помощью других методов (опросных, эксперимента, проективных методов и пр.).
Опрос (беседа, интервью, дискуссия)
Если вы хотите узнать, как люди понимают свой мир,
то почему бы не поговорить с ними об этом»
С. Квале
Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.
Опрос — метод сбора первичной информации при обращении с вопросами к конкретному человеку или группе людей.
Опросы могут быть:
1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т. п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);
2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);
3) экспертные и фронтальные (массовые);
4) выборочные и сплошные;
5) Первичные и повторные.
Опрос в тех или иных формах — один из основных методов социально-психологических и психологических исследований.
Причины его популярности:
• наиболее прямой способ получения информации от субъекта;
• доступен и прост в применении;
• легко поддается обработке, интерпретации, хранению.
В опросе участвуют два действующих субъекта:
• корреспондент (интервьюер) и исследователь, проводящий опрос;
• респондент — опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.
Отрицательные стороны опроса: выясняются субъективные мнения респондентов, которые могут не соответствовать действительности.
Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:
• индивидуальные особенности корреспондента;
• корректность составления вопросов и специфика их предъявления;
• ситуация проведения опроса;
• искренность респондента и доверие его корреспонденту.
В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод.
Базовые правила при построении вопросов:
• респондент всегда прав;
• каков вопрос — таков и ответ.
Требования к формулировке вопросов:
• ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые могут затруднить восприятие респондентами);
• конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);
• проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);
• последовательность (выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).
Интервью — очный вид опроса. Интервью — встреча лицом к лицу. Буквальный перевод этого слова «интервью» — «взгляд между», т. е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью — разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты); но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, часто дающими очень много информации.
Виды интервью:
1) стандартизованное (формализованное) — предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее и отход от них не допускается;
2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) — обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;
3) фокусированное (направленное) — по поводу одного события, документа, явления и т. п.
Требования к интервью:
• не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма);
• нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе;
• важно учитывать культурный уровень интервьюера;
• важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом;
• главное — корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ.
Беседа — в отличие от интервью в ней две участвующие стороны находятся примерно в равном положении — как задающий вопросы, так и отвечающие на них. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т. е. интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать.
Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение спорного вопроса, проблемы; спор. При обсуждении некоторых спорных для участников дискуссии вопросов выявляются и исследуются как проблемы, так и точки зрения на них. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам.
Основные квалификационные требования к исследователю здесь — умение организовать и корректно провести дискуссию.
Этапы исследования с помощью методов устного опроса:
1. Выбор темы — формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы «почему?» и «что?» будет изучаться.
2. Планирование — определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени, выборки).
3. Опрос — беседа, интервью или дискуссия по запланированной схеме.
4. Расшифровка — перевод аудиозаписи в письменный текст.
5. Анализ — опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т. д.).
6. Написание отчета — изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.
Письменный опрос: анкетирование
Анкетирование — непосредственно документальный сбор данных. Может быть как очным, так и заочным, как фронтальным, так и индивидуальным. Это письменный вид опроса.
Анкетные опросы классифицируют в основном по содержанию и конструкции включенных в анкету вопросов:
• открытые;
• закрытые;
• полузакрытые;
• смешанные.
По теме вопросов:
• событийные;
• на выяснение ценностных ориентаций и мнений;
• статистические;
• хронометражные; и др.
По числу участников письменного опроса выделяют массовое, групповое, индивидуальное анкетирование.
В наиболее распространенных вариантах анкетирования выделяют следующие части анкеты:
I. Вводная часть
• титул анкеты — кто, зачем (с какой целью), когда, у кого и где проводит исследование;
• объяснение назначения анкеты (почему респондент должен быть заинтересован в ее заполнении) и техники ее заполнения.
II. Основная часть — содержательные вопросы, предлагаемые для ответа.
Правильная методика формулировки, организации и расположения вопросов снижает субъективный фактор.
Выделяют следующие виды вопросов в анкете:
1. открытые, закрытые и комбинированные вопросы.
а) закрытые — предполагают наличие ответов.
Пример: «Любите ли вы купаться?» (подчеркните вариант своего ответа): да, нет.
• альтернативные — можно выбрать несколько вариантов из предлагаемых ответов.
Пример: «Какие времена года вы любите?» (подчеркните варианты своего ответа): лето, осень, зима, весна.
• ранжируемые — нужно расставить по приоритету предлагаемые варианты ответов.
Пример: «Расставьте по желательности для вас следующие виды деятельности:
ловить рыбу __; собирать грибы__; жечь костер__; ходить по ягоды__; играть с друзьями__; смотреть телевизор__; работать на огороде__; работать на сенокосе__; пасти скот__; исследовать жизнь муравьев__.
б) открытые — предполагают самостоятельный ответ респондента.
Пример: «Что вы понимаете под словом «экология»?»
2. прямые и косвенные.
Пример: прямой вопрос — Любите ли вы…?
Анкета может включать в себя как один тип вопросов, так и различные виды вопросов (как по форме, так и по содержанию). При составлении анкеты всегда следует помнить правила «Каков вопрос — таков ответ» и «Респондент всегда прав».
Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Социометрия используется для измерения определенных свойств группы как целостного образования. Термин «социометрия» связан с именем Дж. Морено, американским психологом, который в 30-е годы нашего века предложил социометрическую методику.
Социометрия направлена на определение взаимодействия, связей, отношений в группе людей. Для выявления лидеров в группе. положения ребенка. можно использовать вопросник: 1) мой самый лучший друг; 2) мои друзья; 3) не друзья, но хорошие ребята и т. д. Опрашиваемым надо поставить соответствующий ранг напротив фамилий учащихся (+ – выбор, 0 – безразличие). Полученные результаты оформляются в таблицы.
Метод оценивания. Оценивание (другие названия: метод независимых экспертов, метод экспертных оценок, метод компетентных судей, рейтинг (от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое.
Метод обобщения независимых характеристик заключается в том, что по заранее заданной форме изучаются письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации.
Психолого-педагогический консилиум проводится как совещание заинтересованных лиц (администраторы, воспитатели (педагоги), психологи, медики и др.) с целью осуществления глубокого анализа имеющихся данных по изучаемому объекту и выработки согласованного направления действий всеми участниками образовательного процесса.
Метод диагностических ситуаций связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Ситуации помогают диагностировать знания и умения, жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Ситуации могут быть стандартными и нестандартными (творческими), имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).
Эксперимент
Эксперимент определяется как
• научно поставленный опыт активного преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
• система приемов и методов изучения явлений, процессов посредством изменения условий их протекания.
Эксперимент нацелен на подтверждение или нахождение нового знания, поэтому является средством развития педагогики и психологии. Ценность эксперимента как метода исследования состоит в том, что он позволяет глубже, объективнее установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами воздействия. Появляется возможность управлять этими явлениями, совершенствовать их, создавать новые и обогащаться новым опытом.
По форме проведения выделяется два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Наиболее продуктивным и распространенным в психолого-педагогических исследованиях является естественный эксперимент, предложенный в 1910 году А.Ф. Лазурским. Он проводится в естественных, реально существующих условиях, в рамках привычной для испытуемых деятельности. А.Ф. Лазурский подчеркивал преимущества этого эксперимента по сравнению с искусственным: ребенок не подозревает, что за ним наблюдают, чем обеспечивается полная естественность поведения, проявляются особенности индивидуальности.
В зависимости от цели различают констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
• Констатирующий этап эксперимент направлен на изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования. Определяется независимая переменная в виде методов исследования, которые побуждают объект проявить то или иное качество.
Разрабатываются критерии и показатели изучаемого качества (например, критерии и показатели творчества дошкольника), далее подбираются диагностические методики. Они рассматриваются как средство достижения цели, а именно: измерение наличного уровня развития (например, определение готовности воспитателей дошкольного учреждения к личностно-ориентированному обучению дошкольников; выявление специфики воспитательной деятельности родителей в двух-трехдетных семьях). Осуществляется сбор первичной информации, которая позволяет констатировать уровень воспитанности, обученности детей, особенностей педагогических возможностей семьи и другое.
На основе данных констатирующего эксперимента разрабатывается содержание и методика формирующего этапа эксперимента.
• Формирующий этап (преобразующий, обучающий) эксперимента предполагает открытое влияние на сознание, чувства, поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности. Формирующий эксперимент позволяет одновременно решать исследовательскую задачу (исследование условий развития педагогического явления, психических особенностей) и задачу формирования изучаемого качества, преобразования педагогической действительности.
Результативность формирующего эксперимента проверяется в ходе контрольного этапа работы, на котором делается вторичный срез состояния педагогического процесса и уровня развития, сформированности изучаемых качеств у испытуемых. Сравнение этих данных с данными констатирующего эксперимента дают представление о динамике развития изучаемого качества, изменений в педагогическом процессе.
Проективные методы
Проективные методы — это группа тестов и методик, основанных на принципе проекции, предполагающем, что человек склонен переносить (проецировать) на других людей свои собственные потребности, отношения, качества. Проективные методы направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. При этом неосознаваемые качества человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличия у себя.
Проективные методы — это тесты и методики психолого-педагогической диагностики, использующие стандартизированные задания. Процедура в ее классическом исполнении заключается в том, что испытуемому предлагается дать интерпретацию изображенным на картинках ситуациям и событиям. Как правило, респондент (испытуемый) осуществляет этот процесс, в зависимости от своего жизненного опыта, ценностных ориентаций, потребностей и желаний, представлений об окружающем мире, то есть испытуемый «проецирует» на предложенную ситуацию содержание своей личности.
В отечественной литературе описаны такие проективные рисуночные тесты, как «Моя семья», «Семья, которую я хочу», «Моя группа», «Я в детском саду», «Нарисуй страх», «Мои друзья», «Про самое интересное», «Самый важный для меня человек» и др. (В.В.Абраменкова, Е.П.Арнаутова, А.И.Баркан, А.И.Захаров, В.К.Лосева, Г.Т.Хоментаускас и другие).
Методы изучения документов и анализа продуктов деятельности
Метод изучения документов используется либо на ранних этапах исследования, когда необходимо предварительное знакомство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной интерпретации результатов. В отдельных случаях метод изучения документов служит единственным источником получения данных. Например, анализ качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ, образовательных программ.
По «источнику информации» педагогические документы подразделяются на первичные и вторичные.
Первичные документы составляются на основе непосредственной регистрации явлений и процессов в результате прямого наблюдения, бесед. Речь идет о дневниках, журналах, сочинениях.
Вторичные документы — более обобщенные материалы, составленные на основе первичных документов. Это статьи, отчеты, выступления на педсоветах, конференциях, совещаниях.
Работа с документами при кажущейся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя, а данные, полученные при анализе документов, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности, обладать теоретической или практической значимостью.
Метод анализа результатов (продуктов) деятельности является разновидностью наблюдения. Только в этом случае изучается не сама деятельность, а ее продукт. Например, рисунки, поделки, сочинения и т. д. Продукты деятельности позволяют объективно судить о психологических особенностях их создателей. Не менее результативен в этом смысле и метод контент-анализа.
Любое педагогическое исследование так или иначе обращается к опыту практической деятельности воспитателя.
4. Технология работы с информационными источниками
1. Выбор и изучение литературы состоит из двух частей
Первичное ознакомление и беглое прочтение источников (с целью отбора или отсева). Для этого прочитайте аннотацию, просмотрите введение, заключение. Оглавление, библиографический список, изучите заголовки разделов и глав.
Глубокое чтение и анализ. Читайте с определенной целью, активно ищите ответы на вопросы, которые поставили. Определяйте основную идею в книге, главе, разделе. При первом чтении не стремитесь делать выписки. Лучше на полях отмечать карандашом важные положения (если книга, журнал ваши, а не библиотечные). Обращайте внимание на визуальные указатели: курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, нумерацию пунктов.
2. Формы изучения и анализа литературных источников заключается в наиболее распространенном действии — конспектировании — кратком изложении первичного текста, приспособленного к задачам исследования. Изучаемый материал можно представить в виде текста, а также составить схемы, таблицы.
3. Результаты изучения литературных источников по каждому вопросу плана оформляются письменно. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, плана текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотация — краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике.
План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из 3-4 простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Удачно составленный план свидетельствует о вашем умении анализировать текст.
Тезисы. Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.
В толковом словаре дается такое определение.
Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.
Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.
Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.
Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях.
Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Невозможно приступить к исследованию, если нет представления об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена как предмет исследования. Поэтому изучение литературы, различных текстов, документов — обязательный подготовительный этап исследовательской работы. В его задачи входит оформление литературного обзора, выявление тех аспектов проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, содержат неясности, мало изученные вопросы. В результате обосновывается актуальность исследования, определяется степень разработанности проблемы, выявляются противоречия, формулируется исследовательский аппарат работы.
Для теоретического обоснования исследуемой проблемы следует обратиться к трудам классиков педагогики, психологии, общих и специальных работ по педагогике и психологии, историко-педагогическим документам. В них прослеживается история важнейших открытий, раскрываются пути и характер научных изысканий, описывается методика и ход ведения исследования.
Научные тексты следует искать в полных собраниях сочинений классиков педагогики и психологии; в избранных трудах выдающихся ученых, в монографиях. Научные статьи и сообщения публикуются в тематических сборниках, материалах съездов, конференций, симпозиумов.
Обязательны для изучения статьи, опубликованные в периодической печати, например, в журналах «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Дошкольная педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и другие.
Многие научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения по мере накопления материалов исследовательского характера выпускают тематические сборники, однотипно оформленные, нумерованные, имеющие общее заглавие, как-то: «Ученые записки», «Известия», «Вестник». Таковым сериальным изданием является, например, «Вестник Московского городского педагогического университета».
Многие проблемы образования, воспитания представлены в официальных документах, которые публикуются от имени международных, государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений. Это правовые документы, которые регулируют функционирование системы образования, взаимодействие субъектов воспитания, определяют их права и обязанности. В психолого-педагогических исследованиях необходима опора на Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы. В научной работе рекомендуется основываться на знания постановлений, распоряжений Министерства образования и науки РФ по проблемам, созвучным вашей теме. Кроме того, следует обратиться к официальным документам, изданным субъектами РФ, в частности правительством Москвы.
При написании научной работы целесообразно использовать справочную литературу: словари, справочники для извлечения кратких фактических данных по определенному вопросу. Более подробные и систематизированные сведения по одной или всем отраслям знаний можно найти в энциклопедиях.
Работа с литературными источниками имеет несколько этапов.
1. Прежде всего, необходимо определить библиографический список. Внимательно относитесь к библиографическому аппарату, справочному материалу тех книг, которые изучаете. В них, как правило, указываются работы авторов по родственной или смежной тематике.
2. Составляйте карточки или вносите в компьютер данные по каждому изученному источнику. При этом точно фиксируйте фамилию, имя и отчество автора (или редактора); название источника; его жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки и т. д.); место и год издания, издательство; том, выпуск, номер издания. Библиографический список составляется строго по ГОСТу.
Следует обратить внимание на то, что для некоторых городов приняты специальные сокращения, например:
М. — Москва; СПб. — Санкт-Петербург; Ростов н/Д — Ростов-на-Дону.
Если издательство не указывается, то место издания отделяется от года издания запятой, например:
М., 2015.
Для описания статьи из журнала, сборника или газеты необходимо указать:
• фамилию и инициалы автора (или первого автора);
• название статьи;
• после косой черты (/) — инициалы и фамилии всех авторов;
• после двух косых черт (//) — название журнала;
• после точки и тире — год издания;
• после точки и тире — номер выпуска;
• после точки и тире — номера страниц, на которых помещена статья.
Если кроме основного заглавия имеются сведения, раскрывающие или поясняющие его, то описание делается следующим образом:
Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Учебник. — М.: Инфра-М, 2016. — 219с.
Если данное издание отличается от других изданий того же произведения, то это отражается следующим образом:
2-е изд., испр. и доп.
Например:
Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.; под ред. В.П.Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.
Область выходных данных содержит сведения о том, где, когда и кем была опубликована книга, например:
М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Область количественной характеристики содержит сведения об объеме, размере книги, иллюстративном и ином материале, которым она снабжена, например:
368 с.
144 с.: ил.
Приведем примеры библиографического описания произведений:
1) одного автора:
Савенков А.И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь».-М.: Национальный книжный центр,2016.-48с.
2) двух или трех авторов:
Соловьёва Е.В., Редько Л.В. Методическая работа по программе "Радуга". Пособие для специалистов ДОО. ФГОС .- М.: Просвещение,2015.-88с.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. — 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 128 с.
3) четырех и более авторов:
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
или
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Е.А.Медведева [и др.]. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
Теоретические основы информатики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Л.Матросов, В.А.Горелик, С.А.Жданов и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 352 с.
или
Теоретические основы информатики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Л.Матросов [и др.]. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 352 с.
4) авторского коллектива под редакцией:
Задача — единица обучения, учебной деятельности и общения (задачный подход в образовании): монография / под общ. ред. академика РАО, д-ра психол. наук, проф. И.А.Зимней; ред.-сост. С.А.Чопчиян. — М.; Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. — 52 с.
5) в переводе:
Бут У.К. Исследование: шесть уроков для начинающих авторов / У.К.Бут, Г.Дж.Коломб, Дж.М.Уильямс; пер. с англ. А.Станиславского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 360 с.
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста / Л.Тобиас; пер. с англ. А.И.Сотова. — М., 2010. — 148 с.
6) сборника научных трудов:
Формирование социально активной личности: сущность, проблемы: межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И.Ленина; под ред. А.Л.Петрова. — М., 1985. — 152 с.
7) материалов конференции:
Научный поиск в социализации: стратегии, технологии, опыт. Материалы IV Международной научно-практической конференции 28—29 марта 2013 года / под общ. ред. Л.И.Клочковой. — М.: МГПУ, 2013.
8) хрестоматии:
Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И.Леонов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 369 с.
9) словаря:
Исследовательская деятельность: словарь / авт.-сост. Е.А.Шашенкова. — М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 88 с.
10) официальных материалов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года. — М.: Логос, 2013. — 252 с.
11) многотомного издания:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С.Выготский; гл. ред. А.В.Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984.
12) одного тома многотомного издания:
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. — Т. 2: Развитие произвольных движений. / А.В.Запорожец; под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М.: Педагогика, 2003. — 296 с.: ил.
13) автореферата:
Рудой О.Ф. Формирование у педагогов компетенции в реализации современных технологий дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Ф.Рудой; ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». — М., 2011. — 24 с.
14) диссертации:
Степихова В.А. Самооценка директора школы как условие развития управленческих отношений: дис. ...канд. пед. наук / В.А.Степихова. — СПб., 2003. — 165 с.
Красинская Л.Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования: дис. ... докт. пед. наук / Л.Ф.Красинская. — М., 2011. — 448 с.
15) статьи из сборника:
Шашенкова Е.А. Исследовательское обучение в процессе освоения профессиональных модулей / Е.А.Шашенкова // Учимся! Создаем! Внедряем! Материалы исследовательской и проектной деятельности студентов и преподавателей колледжа МГПУ и социальных партнеров в 2012/13 учебном году. — Вып. 2 / под общ. и науч. ред. Е.А.Шашенковой. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — С. 157—160.
16) статьи из журнала:
Зайцева Е. Эксперимент? Да! / Е.Зайцева, Д.Федорова // Дошкольное образование. — 2015. — № 1. — С. 20—25.
17) электронных ресурсов:
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М.Бахтин. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с. [Электрон. ресурс]. — URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2016).
Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе / Н.А.Белоус // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. науч. журнал. — 2006. — № 4 [Электрон. ресурс]. — URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2016).
Борхес Х.Л. Страшный сон / Х.Л.Борхес // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. [Электрон. ресурс]. — URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2016).
Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности / С.И.Орехов // Вестник Омского государственного педагогического университета: электрон. науч. журнал. — 2006 [Электрон. ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2015).
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. — М.: Большая рос. энцикл., 1996. — 1 электрон. опт. диск (СD-ROM)/
Цитирование
Цитированием называют включение в научную работу закавыченного фрагмента текста другой работы с указанием ее точных выходных данных, позволяющих найти работу и место, откуда был взят фрагмент. В научной литературе цитирование текста используется для передачи мысли автора без искажений.
Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты служат необходимой опорой автору исследовательской работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, приводимых в работе. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Согласно ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» цитирование правомерно обнародованных произведений без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием его имени и источника заимствования допускается в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования.
Виды цитирования:
дословное цитирование: высказывание берется из текста источника без изменений и заключается в кавычки, например:
В.П.Симонов отмечает: «Главная цель методической работы — непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки»;
введение цитаты путем косвенной речи с применением союза «что»: цитата также берется в кавычки и начинается со строчной буквы, например:
В ряде документов Болонского процесса, и конкретно в «Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование», говорится, что «мы признаем потенциал программ высшего образования, в том числе программ на основе прикладной науки, для активации инновационной деятельности, поэтому необходимо увеличить число людей, обладающих научно-исследовательскими компетенциями» [1, с. 42].
Для введения цитаты в текст и при ссылках на авторские высказывания (суждения) И.В.Усачева предлагает использовать специальные вводные глаголы, такие как: (автор) анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, думает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, рекомендует, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, определяет, отвечает, отмечает, отстаивает, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, поясняет, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, размышляет, разрешает, разъясняет, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, убеждает, уверяет, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует. Например: «Лично-деятельностный подход определяется И.А.Зимней как «единство его личностного и деятельностного компонентов» или «И.А.Зимняя констатирует, что лично-деятельностный подход нужно рассматривать как «единство его личностного и деятельностного компонентов»»
Основные требования к цитированию:
1. Полная цитата должна обязательно помещаться в кавычки и быть тождественной своему первоисточнику. Лексические и грамматические формы должны быть идентичны оригиналу.
2. Каждый отрывок цитируемого текста должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если текст цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата взята отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов ставят многоточия.
Например: К.Т.Кузнечикова отмечает: «…У многих учащихся возникает большое эмоциональное удовлетворение, если в процессе учебной деятельности они осуществляют исследовательской работу. Им нравится… делать самостоятельные открытия».
4. Цитаты следует использовать, если необходимо точно передать главные идеи автора первоисточника. Чрезмерное цитирование не только делает текст неоригинальным, шаблонным, но и затрудняет его восприятие.
5. Академический этикет требует точного воспроизводства цитируемого текста. Допустимы лишь следующие отклонения:
модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной собственностью стиля автора;
развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в квадратные скобки;
пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;
изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю предложения, в которое они включаются.
Правила оформления ссылок на первоисточники и цитаты в тексте
В научных текстах принято делать ссылки на первоисточники и цитаты.
Ссылки на литературные источники помещают в круглые или квадратные скобки. Если необходимо дать ссылки на несколько источников, то в конце предложения в скобках указывают порядковые номера этих источников в списке литературы (библиографии), например:
«…в исследованиях ряда авторов, занимающихся проблемой использования задач в обучении» [8; 33; 42; 67].
Ссылки на источники можно оформить по-другому: вместо его номера в списке литературы указывают фамилию и инициалы автора и год издания, например:
«…в исследованиях ряда авторов, занимающихся проблемой использования задач в обучении» (Гальперин П.Я., 1965; Давыдов В.В., 1972; Леонтьев А.Н., 1972).
При цитировании того или иного автора текст цитаты заключают в кавычки, а в конце цитаты указывают источник высказывания. Возможны два варианта оформления ссылки:
1) в квадратных скобках после цитаты:
По словам А.М.Новикова, «основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [15, 17].
Здесь 15 — порядковый номер источника в библиографии, 17 — страница, откуда взята цитата;
2) в виде сноски 1, 2, 3 и т.д. внизу страницы под чертой:
«Основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность»1.
________________
1 Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития: публицистическая монография. — М.: Эгвес, 2000. — С. 17.
5. Виды исследовательских работ обучающихся и их характеристика (курсовая и выпускная квалификационная работы)
В ФГОС СПО зафиксировано обязательное выполнение в процессе профессионального обучения исследовательских работ, таких как курсовая и выпускная квалификационная работы.
Курсовая работа (КР) — один из видов исследовательской деятельности, в котором развиваются умения решать исследовательские задачи, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания. Написание и защита курсовой работы являются одним из вариантов завершения изучения той или иной учебной дисциплины, курса.
Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) призвано повысить уровень и качество профессиональной подготовки специалиста для образовательных учреждений г. Москвы и Российской Федерации; систематизировать, закрепить, углубить и расширить теоретические знания и практические умения студентов при овладении педагогическими науками; сформировать основные исследовательские умения; развить интерес к научному поиску, пониманию связи науки и практики, порождению уверенности в организации собственного педагогического опыта.
ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ФГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
ВКР может быть выполнена как дипломная работа или дипломный проект.
Дипломная работа — заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая на последнем (выпускном) курсе высшего или среднего профессионального учебного заведения. Дипломная работа представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом специальности и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.
Дипломная работа, как правило, состоит из теоретической, практической (аналитической) и проектной части. Выполняется в большинстве случаев на примере конкретного предприятия.
Дипломный проект — работа, в процессе выполнения которой студент раскрывает способности к практическому применению полученных теоретических и прикладных знаний для творческого решения конкретных задач. В дипломном проекте студент представляет свои личные разработки на основе изученного материала.
Сходство и различия КР и ВКР показаны в табл. 1
Таблица 1
Сходство и различия курсовой и выпускной квалификационной работ (по Л.И.Осечкиной)
Количественные и качественные различия
КР
ВКР
Объем
25—30 страниц машинописного текста
35—50 страниц машинописного текста
План
Простой (выделение пунктов)
Сложный (выделение глав, параграфов)
Опытно-экспериментальная работа
Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ, выводы)
Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, итоговый эксперимент
Количество анализируемых теоретических источников по теме исследования
Не менее 20 (анализ общепедагогической, методической литературы)
Более 20 (анализ общепедагогической, методической литературы, анализ специальной литературы по теме исследования)
Изучение проблемы
Общие подходы к решению проблемы
Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути решения проблемы
Гипотеза
Описательная
Объяснительная
Характер опытно-экспериментальной работы
Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне
Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом и теоретическом уровнях
Уровень обобщения
Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения (например, за школьной жизнью). Обобщения носят эмпирический характер
Обобщаются результаты довольно длительных наблюдений (например: за жизнью школьников; работой педагогов-мастеров, тренеров) и результаты собственного опыта. Обобщения носят более широкий теоретический характер
Структурные компоненты курсовой и выпускной квалификационной работы. КР и ВКР могут быть теоретического, практического или экспериментального характера (табл. 2).
Таблица 2
Структура курсовой и выпускной квалификационной работ
КР
Объем (примерный), страниц
ВКР
Объем (примерный), страниц
КР теоретического содержания
Введение:
• актуальность исследования;
• проблема исследования;
• объект исследования;
• предмет исследования;
• цель исследования;
• гипотеза исследования;
• методы исследования;
• литературные источники;
• структура КР.
2
ВКР теоретического содержания
Введение:
• актуальность исследования;
• проблема исследования;
• объект исследования;
• предмет исследования;
• цель исследования;
• гипотеза исследования;
• методы исследования;
• практическая значимость и положения, выносимые на защиту;
• литературные источники;
• структура ВКР.
4—5
Название главы
1. …
2. …
3. …
4. …
Заключение
Список литературы
Приложения
20
1—2
1—2
Неограниченно
Название главы
1. …
2. …
3. …
4. …
Заключение
Список литературы
Приложения
35—40
2
2—3
Неограниченно
КР практического содержания
Введение:
• актуальность исследования;
• проблема исследования;
• объект исследования;
• предмет исследования;
• цель исследования;
• гипотеза исследования;
• методы исследования;
• литературные источники;
• структура КР.
2
ВКР практического содержания
Введение:
• актуальность исследования;
• проблема исследования;
• объект исследования;
• предмет исследования;
• цель исследования;
• гипотеза исследования;
• методы исследования;
• практическая значимость и положения, выносимые на защиту;
• база исследования;
• литературные источники;
• структура ВКР.
4—5
Глава 1. Название главы
(теоретическая часть)
1.1. …
1.2. …
1.3. …
Глава 2. Название главы
(практическая, экспериментальная часть)
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методика исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
10
10
1—2
1—2
Неограниченно
Глава 1. Название главы
(теоретическая часть)
1.1. …
1.2. …
1.3. …
Глава 2. Название главы
(практическая, экспериментальная часть)
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методика исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
15—20
20—25
1—2
2—3
Неограниченно
Теоретическая исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование, основанное на изучении учебной, научной и периодической литературы. В теоретической работе более глубоко освещаются вопросы, связанные с историей и уровнем разработанности проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы.
Теоретическая работа может состоять как из двух, так и из трех глав, разделенных либо не разделенных на параграфы.
В практической исследовательской работе даются описание реализации педагогического проекта в практической деятельности и оценка его результативности. Педагогический проект может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями к ним.
В экспериментальной исследовательской работе должны быть представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Тема исследования: выбор, правила формулирования. Тематика исследовательских работ должна отвечать следующим требованиям:
• Тематика КР и ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
• Необходимо учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований.
• Название темы может начинаться со слов обучение, воспитание, развитие, формирование, самооценка, технология и т.п.
• В названии темы должно быть 7—10 слов.
Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ представлены в приложении 9-10.
Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы:
1. КР или ВКР должна быть напечатана на одной стороне листа бумаги формата А4 (210 × 297 мм) через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman Cyr кегля 14 в соответствии с правилами набора технической и научной документации.
2. В строке должно быть 60—65 знаков, считая пробелы; на странице — 28—30 строк. Абзацный отступ — 1 см. Поля: сверху, внизу и слева — 2 см от края страницы, справа — 1,5 см.
3. В КР И ВКР применяется сквозная нумерация страниц, рисунков, таблиц, графиков, диаграмм. Нумерация страниц начинается с оглавления. На первой странице (титульном листе) номер страницы не ставится.
4. Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, документов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную части работы, могут быть вынесены в приложения к КР и ВКР.
5. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны иметь соответственно подрисуночные подписи и названия, а также порядковый номер, располагаться по мере упоминания их в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.
6. Все части КР и ВКР должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом.
7. Работа завершается списком использованной литературы.
8. При оформлении КР и ВКР необходимо соблюдать следующие требования:
• В тексте четко обозначается структура работы: выделяются ее основные разделы в соответствии с планом, дается глубокое и полное освещение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения.
• Список использованной литературы располагается перед приложениями.
• Ссылки на источники (автор, название, место и год издания, страница) следует давать в квадратных скобках или в виде сносок внизу страницы.
• Листы КР и ВКР сшиваются и вкладываются в специальную папку, обложка которой в точности повторяет оформление титульного листа.
План действий по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ:
1. Выбор одного из аспектов КР/ВКР для углубленного анализа. Уточнение темы работы.
2. Ознакомление с литературой по заданной преподавателем теме (проблеме).
3. Просмотр и отбор необходимой для выполнения задания литературы (просмотровое, поисковое чтение). Составление списка литературы по теме исследования.
4. Чтение литературы с анализом ее содержания (аналитическое чтение).
5. Определение, выделение, фиксация нужной для выполнения задания информации.
6. Анализ, обобщение, систематизация выделенной из текста информации.
7. Анализ полученной информации, выделение ранее неизвестного.
8. Логически последовательная организация полученной информации.
9. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
10. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
11. Определение цели реферируемых исследований других авторов.
12. Построение дерева целей, определение конкретных задач собственного исследования.
13. Формирование основ текстового (бумажного или электронного) портфолио.
14. Определение проблемы, предмета исследования как ответ на вопрос: «Что исследуется?».
15. Обоснование актуальности темы. Подготовка раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
16. Составление плана КР/ВКР.
17. Ознакомление и подбор методов исследования.
18. Выбор методики и конкретных методов для пилотажного исследования.
19. Подготовка пилотажного исследования. Составление плана.
20. Определение ожидаемого результата исследования как формы рабочей гипотезы.
21. Проведение пилотажного исследования.
22. Протокольная фиксация результатов исследования.
23. Статистическая обработка результатов; составление таблиц, схем, иллюстраций; формулирование выводов.
24. Сопоставление полученных результатов с ожидаемыми (гипотезой).
25. Формулирование выводов по проведенному исследованию и их письменная фиксация.
26. Подготовка текста в принятом формате исследовательской работы.
27. Подготовка и написание выводов к главам.
28. Составление заключения.
29. Составление списка литературы.
30. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).
31. Уточнение оглавления КР/ВКР.
32. Оформление титульного листа.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал.
2. Соотнесите определение теоретических методов с их названием:
3. Установите правильную последовательность этапов проведения эксперимента и поставьте их в этой последовательности:
Определение практической значимости исследования
Организация и проведение констатирующего эксперимента
Организация и проведение формирующего эксперимента
Выбор методов
Количественный анализ данных
Обобщение результатов
Формулирование задач исследования
Качественный анализ результатов
Определение теоретической значимости исследования
Формулирование цели исследования
Изучение истории вопроса
Выбор объекта исследования
Подготовка инструментария для исследования
Определение предмета исследования
Определение структуры исследования
4. Выберите статью из периодической печати. Напишите исходные данные статьи (можно электронную ссылку) Составьте план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:
План
Тезисы
Ответьте на вопрос: «Чем тезисы отличаются от плана?»
5. Подберите из периодической печати 3 статьи по дошкольному воспитанию и напишите аннотации к ним. Можно выбрать статьи по теме вашей курсовой работы.
Автор статьи. Название статьи. Название журнала, год, месяц выпуска. Страницы.
Аннотация ( один абзац, выбрать самое главное о чем в ней говориться).