Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Наука и ее роль в современном мире

  • 👀 5566 просмотров
  • 📌 5512 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Наука и ее роль в современном мире» docx
Тема 1. Наука и ее роль в современном мире1 Понятие науки. Наука и ее достижения являются неотъемлемой частью нашей современной жизни. Благодаря науке и технике преобразовательная деятельность человека приобретает огромные масштабы. Человек ра­дикальным образом изменил естественную среду своей жизни, создал «вторую природу» - искусственную, не менее значимую, чем первая. Человеческая цивилизация, включающая в себя все достижения материальной и духовной культуры и ее носителей – людей, во многом достигла современного уровня развития именно благодаря развитию науке. Любая наука приводит в систему сложные явления, которые происходят вокруг нас. Часто научное познание представ­ляют как механическое накопление фактов и теорий, при помощи которых эти факты объясняются. Однако в дей­ствительности наука – это не собрание схем, шаблонов и непреложных истин. Научное познание - лишь один из множества способов познания окружающего мира. Наука возникла в результате развития материальной и духовной культуры общества, и исторически сложившаяся взаимосвязь науки, культуры и общества является неразрывной. Более того, наука тесно связана с образованием, поэтому в образовательных учреждениях научно-исследовательская деятельность занимает важное место. Что же такое наука, и почему она оказала определяющее влияние на значительные изменения в нашей жизни, в развитии современной цивилизации? Несмотря на то, что наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», найти ее однозначное определение не представляется возможным, поскольку это сложное явление. В различ­ных литературных источниках насчитывается более 150 определений. Одно из них трактуется так: «Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос­редственной целью постижение истины и открытие объектив­ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи­мосвязи». Можно привести и другое определение: «Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства». В.А. Канке в своей книге «Философия. Исторический и систематический курс» дал следующее опре­деление: «Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся­кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное». Наука, как сложное явление, имеет несколько моментов, которые характеризуют ее различные аспекты: это и вид человеческой дея­тельности, направленный на познание мира, но также и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и соци­альный институт, и непосредственная производительная си­ла, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Перечисленные характеристики имеют исторический характер, то есть появились в разное время, что и стало причиной трудностей при ответе на вопрос: «Когда и поче­му возникла наука?» Наука в качестве формы духовной деятельности людей занимается производством знаний о природе, обществе и о самом позна­нии. Ее главная цель - обнаружение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. В качестве творческой деятельности наука является процессом полу­чения нового знания, а результатом этой деятельности становится со­вокупность знаний, которые приведены в целостную систему на осно­ве определенных принципов. Наука включает в себя научные знания, представляющие собой совокупность полученных ре­зультатов, а также научную деятельность - потенциальную способность к получению новых результатов. При этом научные знания по­стоянно обновляются. Социальный аспект науки представляет ее как общественное явление, коллективный процесс исследования и применения ре­зультатов исследования. Это научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д. Наука является единой, взаимосвязанной, развивающейся системой знаний об окружающем мире и законах его развития. Однако только сумму разрозненных сведений о мире нельзя отнести к научному знанию. Бесспорно, что наука является огром­ным достижением человеческой культуры. Но наука является не только важ­нейшим элементом культуры и высшей формой человеческих знаний, а также базовым показателем национальной культуры, одним из определяющих факторов прогрессивного развития государства. С информационной точки зрения наука стала одним из способов накопления, хранения и переработки инфор­мации. Теории и законы в этом случае трактуются как специальные средства систематизации информации и ме­тодов, что обеспечивает относительно легкий доступ к ней. Наука, а также интуиция, позволяют в процессе принятия решений снизить уровень неопреде­ленности. Более того, наука разра­батывает определенные нормы, открывает законы или правила отбора, при помощи которых человек может анали­зировать поступающую информацию. В настоящее время наука является одним из наиболее ярких проявлений информационного общества, где знания в качестве упорядоченной информации играют определяющую роль. Одним из важнейших признаков науки является наблюдение явлений, процессов или событий в мире. В ходе наблюдения ученый чувственно восприни­мает материальные объекты и явления. Ранее считалось, что именно с наблюдения начинается наука, в настоящее время исследователи полагают - с проблемы, а на смену наблюдению пришло эксперимен­тальное исследование. Тем не менее, в некоторых областях наблюдение осталось главным и единственным методом исследования (на­пример, в астрономии, вулканологии и др.). Экспериментальный метод познания предполагает, что явление действительности исследуется в контролируемых и управляемых условиях. В ходе эксперимента происходит определенное воздействие на исследуемый объект, используются определенный инструментарий, методика проведения и т.д. В науке также используется мысленный эксперимент, в котором мысленно рассматриваются различные положения и ситуации, устанавливаются важные особенности объекта ис­следования. При помощи мысленного экспери­мента часто интерпрети­руется новое знание, достигнутое, например, математическим путем. Проверенные результаты наблюдений или экспериментов приобретают статус научного факта. Именно благодаря тому, что наблюдения и эксперименты проверяются, научная информация приобретает «точный» и «объективный» характер. Однако данные науки объективны в той мере, в какой кругозор науки ограничен, поскольку она исследует явления или процессы, которые можно наблюдать, и исключает любую информацию, которую нель­зя проверить. Научные факты объясняются при помощи научных теорий, являющихся другим определяющим признаком науки. Знания становятся науч­ной теорией в том случае, если они опираются на некоторую науч­ную форму и содержат методы объяснения и предсказания определенной предметной области. Научная теория является формой достоверного науч­ного знания о той или иной совокупности объектов или явлений, а также целостной системой утверждений и до­казательств. Научная теория не может быть выведена непосредственно из наблюдений. Она со­здается для описания и объяснения фактов в процессе осмысления их человеком. Наука дает знания, состоящие только из экспериментально доказанных данных и выводов, получаемых на основе законов логики. Таким образом, научное знание имеет рациональный характер. Надежность теории в той или иной области ее применения зависит от непротиворечивости вытекающих из нее след­ствий, которые можно проверить с все возрастающей точностью. Однако важными являются не только количественные данные. Благодаря теории может коренным образом измениться понимание окружающего нас мира. Это характерно для великих научных тео­рий. Научное (рациональное) знание стало основой совре­менной цивилизации, поэтому для современного человека характерно стремление к научному познанию мира, изучению основ естествозна­ния и, прежде всего, физики. Таким образом, наука - это система исследовательской дея­тельности общества, неотъемлемая часть процесса познания природы, общества и мышления, обладающая методами, веду­щими к познанию объективной реальности. Главной целью науки является описание, объяснение и предсказание событий, явлений и процессов в мире, которые составляют предмет ее изучения, на основе открываемых законов. Наука имеет следующие функции: познавательная функция обусловлена самой сущностью науки и сводится к познанию природы, общества и человека, рационально-теоретическому постижению мира, от­крытию его законов и закономерностей, объяснению раз­личных явлений и процессов, осуществлению прогностической деятельности, т. е. производству нового научного знания; мировоззренческая функция заключается в разработке научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследовании рациональных аспектов отношения человека к миру; производственная, технико-технологическая функция характеризует влияние науки на внедрение в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи отмечают, что наука стала непосредственной про­изводительной силой общества, а ученые относятся к производительным работникам; культурная, образовательная функция характеризует науку как феномен культуры и важный фактор культурного развития человека и обра­зования. Достижения науки заметно влияют на учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Следует также отметить, что познавать окружающий мир можно не только при помощи на­уки, но также опираясь, например, на художественное творчество или религию. На­ука и религия с древних времен оказывали влияние на общественное сознание, более того, в религии вопросу познании окружающе­го мира всегда уделялось особое внимание. Поэтому в религии есть своя концепция творения мира, происхождения человека и животных, особые представления о праве, эстетике, морали и т.д. Однако наука и религия существенно различаются, не столько в отношении объектов суждений, сколько в отношении методов решения задач. Наука и религия различаются на основе соотношения в них разума и веры. Наука в большей степени опирается на ра­зум, однако в ней имеет место и вера, познание без которой трудно представить, – например, вера в чувственную реальность, которую чело­век ощущает, вера в познавательную силу разума и в возможность научного знания отражать законы действительности. Наука обращает внимание прежде на эмпирическую реальность, тогда как религия - преимущественно на вне(сверх)чувственный мир. Религиозное знание нельзя логически вывести. Оно основывается на вере в Бога-Творца, Его Откровение, а также достигается в результате внезапного внутреннего озарения. Доказательство существования Бога грозит исчезновением религии, поскольку она может превратиться в обычное знание. Научная методология предполагает, что ученый должен постоянно совершенствовать достигнутое, он может согласиться с непол­нотой своих взглядов и взглядов предшественников. Для религии характерна диаметрально противоположная методологическая позиция – стремление к сохра­нению и канонизации достигнутых результатов. Научный метод исходит из признания бесконечной познавае­мости мира, тогда как религиозное мыш­ление основывается на убеждении о невозможности достижения новых результатов человеком вне Божественного Откровения. Особенности современной науки Современная наука - наука XX – начала ХХI вв. - радикально отличается от науки предыдущих веков. Не случайно она получила название «большой науки». Можно выделить следующие ее основные черты. • Резкое увеличение количества ученых Если в конце XVIII – начале XIX вв. в мире насчитывалось око­ло тысячи ученых, то в начале ХХI столетия их количество возросло до шести миллионов. Интересен тот факт, что вместе с ростом количества ученых наблюдается и рост количества лжеученых. По словам президента Российской академии наук Владимира Фортова, число учёных и лжеучёных в мире почти сравнялось и составляет примерно по 6 миллионов человек. Следовательно, важными проблемами становится разграничение научного и ненаучного знаний, популяризация науки и т.п. • Увеличение объема научной информации В XX веке научная информация в мире удваивалась каждые 10-15 лет. Так, в 1900 г. было примерно 10 тысяч научных жур­налов, в настоящее время - несколько сотен тысяч. Более 90 % всех научно-технических достижений относится к XX в. В связи с огромными масштабами увеличения научной информации возникают трудности для начинающих исследователей с выходом на передний край развития науки, а также проблемными становятся востребованность информации, ее возможности, что обуслаливает необходимость упорядочивания информационного пространства. • Мир современной науки В настоящее время наука охватывает огромную область знаний. В ее состав входит около 15 тысяч дисциплин, которые тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Современ­ная наука предлагает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, развития жизни на Земле, возникновения и развития человека. Благодаря науке мы знаем о законах функционирования человеческой психики, раскрываем тайны бес­сознательного, играющего большую роль в поведении людей. Научным исследованиям подвергается все, даже сама наука – например, вопросы возникновения, ее развития, взаимодействия с другими формами культуры, влияния на материальную и духовную жизнь общества. • Потенциал науки Современные ученые сознают огромные возможности дальнейшего развития науки, радикального изменения наших представлений о мире. Они возлагают особые надежды на науки о живом, человеке и обществе. Считается, что достижения в этих науках и широкое их использование в реальной практической жизни во многом предопределят развитие общества XXI в. Согласно прогнозам, лидером естествознания станет биология. • Ученый как особая профессия Ранее наука являлась свободной деятельностью ограниченного количества людей, ей мало интересовались представители бизнеса и власти. Научная деятельность не считалась профессией и специально не финансировалась. До конца XIX в. труд ученого не был главным ис­точником его материального обеспечения. Научные исследования проходили в университетах, а материальное обеспечение ученых зависело от преподавательской работы. В настоящее время научная деятельность - это особая профессия. Огромное количество ученых работает в специальных ис­следовательских институтах и лабораториях. В XX в. возникает понятие «научный работник». Сегодня многие важные для развития общества решения принимаются при участии ученых. • Внимание к науке со стороны государства В некоторых странах наука стала приоритетным направлением в госу­дарственной деятельности. Затраты на науку в развитых странах составляют примерно 2 - 3 % (и более) всего валового нацио­нального продукта. Можно с уверенностью сказать, что государство с развитой наукой получает признание и на международной политической арене. • Изменение науки под воздействием общества В настоящее время наука стала производительной силой, важ­ным фактором культурного развития людей, инструментом по­литики, вследствие чего наука подвергается давлению со стороны обще­ства. По мнению выдающегося ученого П. Капицы, несмотря на приобретенные богатства, наука потеряла свою свободу и стала рабыней. Научно-технические исследования сегодня во многом предопределяются коммерческой выгодой или интересами политиков. Вполне закономерно, что в XX в. примерно 40 % ученых были связаны с решением задач, имеющих отно­шение к военным ведомствам. Более того, общество влияет не только на определение актуальной проблематики, но воздействует на выбор методов исследования и даже на оценку полученных результатов. Огромное желание человека использовать природу для удовлетворения своих нужд оказало влияние на изменение экологического равновесия, а также и развитие самого человека. Так, по мнению К. Юнга, человечество стало богаче в познаниях, но бедным мудростью. При помощи науки можно разложить на атомы Вселенную, познание опирается на рациональный анализ, однако в конечном итоге гармония природы, общества и челове­ка оказалась нарушенной. Все большие опасения вызывает внутренний душевный кризис человека, вследствие чего увеличивается рост суеверий и мистицизма. Важной проблемой современной науки является ответственно­сть ученых перед обществом. Остро эта проблема встала после того, как США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Действительно, массовое уничтожение людей в войнах, экологическая катастрофа и даже повсеместное распространение низкопробной культуры не были бы возможны без использования результатов современной науки и техники. При помощи науки мы можем не только лучше познать мир, но и достигнуть конкретных целей. Однако сами цели и задачи в нашей жизни в большей мере определяются не научным, а ценностным подходом, т.е. моральными, религиозными, этическими или эмо­циональными сторонами нашей жизни. Так, наука раскрыла свойства атомов, но решение, применить ли эти знания для создания ядерного оружия, опирается на ценностный подход, который далек от науки. В то же время, опираясь на научные знания, можно предсказать последствия конкретных действий, тем самым выделить наиболее значимые ценности. Однако наука не является всесильной. Следовательно, к ней следует относить­ся трезво, признавая в ней силу, но не мифическую и не магическую. Следует помнить, что научный метод познания истины не является единственным. Известный физик-теоретик Р. Оппенгеймер утверждал, что в настоящее время нет точной определенности в отношении диапазона проблем, который будет доступен науке. Ученый отмечает некоторое несоответствие между знаниями о физическом мире и знаниями о человеке, и он убежден, что научные знания о человеке всегда останутся неполными, так же как и наши знания физического мира. Поэтому научные достижения не всегда будут помогать осознанию нами необходимости жить и действовать в соответствии с традициями, здравым смыслом и мудростью. Более того, по замечанию ученого, современное состояние жизни определяется не тем, что мы познали, а тем, как наши знания применяются в области техники. (Р. Оппенгеймер. «Летающая трапеция: Три кризиса в физике».) Таким образом, наука – это лишь средство для решения разнообразных проблем человеческой жизни. Важно заботиться о том, чтобы научное знание не рас­пространялось на другие области, где ее достижения не применимы. По словам другого физика-теоретика М. Борна, ценности человеческой жизни не могут основываться на научном мышлении. Но для достижения своих целей отказываться от науки не следует. Человек познает реальность также при помощи искусства, лите­ратуры, философии и т.п. Гармонично развивающееся общество не должно отказываться ни от науки, ни от философии, ни от религии, ни от других частей человеческой культуры. Роль науки в современном мире. ХХ век стал веком победившей научной революции. Научно-технический прогресс ускорился во всех развитых странах. Повсеместно стало происходить повышение наукоемкости продукции, а технологии изменяли способы производства. Если к середине ХХ в. фабричный спо­соб производства был доминирующим, то во второй половине ХХ в. распространяется автоматизация производства. Для конца ХХ в. характерно развитие высоких технологий, переход к информационной экономике. Безусловно, на эти процессы оказало влияние раз­витие науки и техники. Следует выделить некоторые последствия этих процессов. Во-первых, требования к работникам заметно возросли, в частности, стало требоваться больше знаний, а также понимание новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилось количество работников ум­ственного труда, научных работников, т. е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, в результате роста благосостояния и эффективных решений многих важных проблем общества обусловили веру людей в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. И сегодня можно констатировать, что наука в современном мире играет важнейшую роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, более того, уровень развития науки может являться одним из главных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества. Очень важное место наука как социальная сила занимает в реше­нии глобальных проблем современности. Одним из примеров может быть экологическая проблематика. Так, благодаря бурному научно-техническому прогрессу истощаются природные ресурсы планеты, загрязняются воздух, вода, почва. Наука становится одним из факто­ров радикальных и не всегда безобидных изменений в жизни человека. Поэтому важно использовать научные достижения и в определении масштабов экологических опасностей, и для их предотвращений. Ос­мысление роли и специфики науки является важной предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Это необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в современных условиях, поскольку обнаружение зако­номерностей научного познания требует осмысления его социаль­ной обусловленности, а также взаимосвязи с различными фе­номенами духовной и материальной культуры. Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как «Наука и ее роль в современном мире». В ходе рассмотрения было показано, что наука была актуальна в прошлом, она остается актуальной и в настоящее время. И, конечно, она будет актуальна и в будущем. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое наука? Ее основные черты и отличие от других от­раслей культуры. 2. В чем состоит социальный аспект науки? 3. Почему научные знания считаются рациональными? 4. Сформулируйте особенности современной науки. 5. Привлекая материалы средств массовой информации, раскрой­те функции современной науки. 6. Ответственны ли ученые перед обществом и в чем эта ответ­ственность состоит? 7. Какова роль образования в жизни современного общества? Литература: 1. Герасимов, Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина [и др.]. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 272 c. 2. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар.. - М.: Дашков и К, 2013. 216 c. 3. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. 284 c. 4. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. 208 c.
«Наука и ее роль в современном мире» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot