Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Наука и ее роль в современном мире1
Понятие науки.
Наука и ее достижения являются неотъемлемой частью нашей современной жизни. Благодаря науке и технике преобразовательная деятельность человека приобретает огромные масштабы. Человек радикальным образом изменил естественную среду своей жизни, создал «вторую природу» - искусственную, не менее значимую, чем первая. Человеческая цивилизация, включающая в себя все достижения материальной и духовной культуры и ее носителей – людей, во многом достигла современного уровня развития именно благодаря развитию науке.
Любая наука приводит в систему сложные явления, которые происходят вокруг нас. Часто научное познание представляют как механическое накопление фактов и теорий, при помощи которых эти факты объясняются. Однако в действительности наука – это не собрание схем, шаблонов и непреложных истин. Научное познание - лишь один из множества способов познания окружающего мира. Наука возникла в результате развития материальной и духовной культуры общества, и исторически сложившаяся взаимосвязь науки, культуры и общества является неразрывной. Более того, наука тесно связана с образованием, поэтому в образовательных учреждениях научно-исследовательская деятельность занимает важное место.
Что же такое наука, и почему она оказала определяющее влияние на значительные изменения в нашей жизни, в развитии современной цивилизации? Несмотря на то, что наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», найти ее однозначное определение не представляется возможным, поскольку это сложное явление. В различных литературных источниках насчитывается более 150 определений. Одно из них трактуется так: «Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи». Можно привести и другое определение: «Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства». В.А. Канке в своей книге «Философия. Исторический и систематический курс» дал следующее определение: «Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное».
Наука, как сложное явление, имеет несколько моментов, которые характеризуют ее различные аспекты: это и вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, но также и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и социальный институт, и непосредственная производительная сила, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Перечисленные характеристики имеют исторический характер, то есть появились в разное время, что и стало причиной трудностей при ответе на вопрос: «Когда и почему возникла наука?»
Наука в качестве формы духовной деятельности людей занимается производством знаний о природе, обществе и о самом познании. Ее главная цель - обнаружение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
В качестве творческой деятельности наука является процессом получения нового знания, а результатом этой деятельности становится совокупность знаний, которые приведены в целостную систему на основе определенных принципов. Наука включает в себя научные знания, представляющие собой совокупность полученных результатов, а также научную деятельность - потенциальную способность к получению новых результатов. При этом научные знания постоянно обновляются.
Социальный аспект науки представляет ее как общественное явление, коллективный процесс исследования и применения результатов исследования. Это научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д.
Наука является единой, взаимосвязанной, развивающейся системой знаний об окружающем мире и законах его развития. Однако только сумму разрозненных сведений о мире нельзя отнести к научному знанию. Бесспорно, что наука является огромным достижением человеческой культуры. Но наука является не только важнейшим элементом культуры и высшей формой человеческих знаний, а также базовым показателем национальной культуры, одним из определяющих факторов прогрессивного развития государства.
С информационной точки зрения наука стала одним из способов накопления, хранения и переработки информации. Теории и законы в этом случае трактуются как специальные средства систематизации информации и методов, что обеспечивает относительно легкий доступ к ней. Наука, а также интуиция, позволяют в процессе принятия решений снизить уровень неопределенности. Более того, наука разрабатывает определенные нормы, открывает законы или правила отбора, при помощи которых человек может анализировать поступающую информацию. В настоящее время наука является одним из наиболее ярких проявлений информационного общества, где знания в качестве упорядоченной информации играют определяющую роль.
Одним из важнейших признаков науки является наблюдение явлений, процессов или событий в мире. В ходе наблюдения ученый чувственно воспринимает материальные объекты и явления. Ранее считалось, что именно с наблюдения начинается наука, в настоящее время исследователи полагают - с проблемы, а на смену наблюдению пришло экспериментальное исследование. Тем не менее, в некоторых областях наблюдение осталось главным и единственным методом исследования (например, в астрономии, вулканологии и др.).
Экспериментальный метод познания предполагает, что явление действительности исследуется в контролируемых и управляемых условиях. В ходе эксперимента происходит определенное воздействие на исследуемый объект, используются определенный инструментарий, методика проведения и т.д. В науке также используется мысленный эксперимент, в котором мысленно рассматриваются различные положения и ситуации, устанавливаются важные особенности объекта исследования. При помощи мысленного эксперимента часто интерпретируется новое знание, достигнутое, например, математическим путем.
Проверенные результаты наблюдений или экспериментов приобретают статус научного факта. Именно благодаря тому, что наблюдения и эксперименты проверяются, научная информация приобретает «точный» и «объективный» характер. Однако данные науки объективны в той мере, в какой кругозор науки ограничен, поскольку она исследует явления или процессы, которые можно наблюдать, и исключает любую информацию, которую нельзя проверить.
Научные факты объясняются при помощи научных теорий, являющихся другим определяющим признаком науки. Знания становятся научной теорией в том случае, если они опираются на некоторую научную форму и содержат методы объяснения и предсказания определенной предметной области. Научная теория является формой достоверного научного знания о той или иной совокупности объектов или явлений, а также целостной системой утверждений и доказательств. Научная теория не может быть выведена непосредственно из наблюдений. Она создается для описания и объяснения фактов в процессе осмысления их человеком. Наука дает знания, состоящие только из экспериментально доказанных данных и выводов, получаемых на основе законов логики. Таким образом, научное знание имеет рациональный характер.
Надежность теории в той или иной области ее применения зависит от непротиворечивости вытекающих из нее следствий, которые можно проверить с все возрастающей точностью. Однако важными являются не только количественные данные. Благодаря теории может коренным образом измениться понимание окружающего нас мира. Это характерно для великих научных теорий. Научное (рациональное) знание стало основой современной цивилизации, поэтому для современного человека характерно стремление к научному познанию мира, изучению основ естествознания и, прежде всего, физики.
Таким образом, наука - это система исследовательской деятельности общества, неотъемлемая часть процесса познания природы, общества и мышления, обладающая методами, ведущими к познанию объективной реальности. Главной целью науки является описание, объяснение и предсказание событий, явлений и процессов в мире, которые составляют предмет ее изучения, на основе открываемых законов. Наука имеет следующие функции: познавательная функция обусловлена самой сущностью науки и сводится к познанию природы, общества и человека, рационально-теоретическому постижению мира, открытию его законов и закономерностей, объяснению различных явлений и процессов, осуществлению прогностической деятельности, т. е. производству нового научного знания;
мировоззренческая функция заключается в разработке научного мировоззрения и научной картины мира, исследовании рациональных аспектов отношения человека к миру;
производственная, технико-технологическая функция характеризует влияние науки на внедрение в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи отмечают, что наука стала непосредственной производительной силой общества, а ученые относятся к производительным работникам;
культурная, образовательная функция характеризует науку как феномен культуры и важный фактор культурного развития человека и образования. Достижения науки заметно влияют на учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Следует также отметить, что познавать окружающий мир можно не только при помощи науки, но также опираясь, например, на художественное творчество или религию. Наука и религия с древних времен оказывали влияние на общественное сознание, более того, в религии вопросу познании окружающего мира всегда уделялось особое внимание. Поэтому в религии есть своя концепция творения мира, происхождения человека и животных, особые представления о праве, эстетике, морали и т.д. Однако наука и религия существенно различаются, не столько в отношении объектов суждений, сколько в отношении методов решения задач.
Наука и религия различаются на основе соотношения в них разума и веры. Наука в большей степени опирается на разум, однако в ней имеет место и вера, познание без которой трудно представить, – например, вера в чувственную реальность, которую человек ощущает, вера в познавательную силу разума и в возможность научного знания отражать законы действительности. Наука обращает внимание прежде на эмпирическую реальность, тогда как религия - преимущественно на вне(сверх)чувственный мир. Религиозное знание нельзя логически вывести. Оно основывается на вере в Бога-Творца, Его Откровение, а также достигается в результате внезапного внутреннего озарения. Доказательство существования Бога грозит исчезновением религии, поскольку она может превратиться в обычное знание.
Научная методология предполагает, что ученый должен постоянно совершенствовать достигнутое, он может согласиться с неполнотой своих взглядов и взглядов предшественников. Для религии характерна диаметрально противоположная методологическая позиция – стремление к сохранению и канонизации достигнутых результатов. Научный метод исходит из признания бесконечной познаваемости мира, тогда как религиозное мышление основывается на убеждении о невозможности достижения новых результатов человеком вне Божественного Откровения.
Особенности современной науки
Современная наука - наука XX – начала ХХI вв. - радикально отличается от науки предыдущих веков. Не случайно она получила название «большой науки». Можно выделить следующие ее основные черты.
• Резкое увеличение количества ученых
Если в конце XVIII – начале XIX вв. в мире насчитывалось около тысячи ученых, то в начале ХХI столетия их количество возросло до шести миллионов. Интересен тот факт, что вместе с ростом количества ученых наблюдается и рост количества лжеученых. По словам президента Российской академии наук Владимира Фортова, число учёных и лжеучёных в мире почти сравнялось и составляет примерно по 6 миллионов человек. Следовательно, важными проблемами становится разграничение научного и ненаучного знаний, популяризация науки и т.п.
• Увеличение объема научной информации
В XX веке научная информация в мире удваивалась каждые 10-15 лет. Так, в 1900 г. было примерно 10 тысяч научных журналов, в настоящее время - несколько сотен тысяч. Более 90 % всех научно-технических достижений относится к XX в. В связи с огромными масштабами увеличения научной информации возникают трудности для начинающих исследователей с выходом на передний край развития науки, а также проблемными становятся востребованность информации, ее возможности, что обуслаливает необходимость упорядочивания информационного пространства.
• Мир современной науки
В настоящее время наука охватывает огромную область знаний. В ее состав входит около 15 тысяч дисциплин, которые тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Современная наука предлагает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, развития жизни на Земле, возникновения и развития человека. Благодаря науке мы знаем о законах функционирования человеческой психики, раскрываем тайны бессознательного, играющего большую роль в поведении людей. Научным исследованиям подвергается все, даже сама наука – например, вопросы возникновения, ее развития, взаимодействия с другими формами культуры, влияния на материальную и духовную жизнь общества.
• Потенциал науки
Современные ученые сознают огромные возможности дальнейшего развития науки, радикального изменения наших представлений о мире. Они возлагают особые надежды на науки о живом, человеке и обществе. Считается, что достижения в этих науках и широкое их использование в реальной практической жизни во многом предопределят развитие общества XXI в. Согласно прогнозам, лидером естествознания станет биология.
• Ученый как особая профессия
Ранее наука являлась свободной деятельностью ограниченного количества людей, ей мало интересовались представители бизнеса и власти. Научная деятельность не считалась профессией и специально не финансировалась. До конца XIX в. труд ученого не был главным источником его материального обеспечения. Научные исследования проходили в университетах, а материальное обеспечение ученых зависело от преподавательской работы. В настоящее время научная деятельность - это особая профессия. Огромное количество ученых работает в специальных исследовательских институтах и лабораториях. В XX в. возникает понятие «научный работник». Сегодня многие важные для развития общества решения принимаются при участии ученых.
• Внимание к науке со стороны государства
В некоторых странах наука стала приоритетным направлением в государственной деятельности. Затраты на науку в развитых странах составляют примерно 2 - 3 % (и более) всего валового национального продукта. Можно с уверенностью сказать, что государство с развитой наукой получает признание и на международной политической арене.
• Изменение науки под воздействием общества
В настоящее время наука стала производительной силой, важным фактором культурного развития людей, инструментом политики, вследствие чего наука подвергается давлению со стороны общества. По мнению выдающегося ученого П. Капицы, несмотря на приобретенные богатства, наука потеряла свою свободу и стала рабыней. Научно-технические исследования сегодня во многом предопределяются коммерческой выгодой или интересами политиков. Вполне закономерно, что в XX в. примерно 40 % ученых были связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам. Более того, общество влияет не только на определение актуальной проблематики, но воздействует на выбор методов исследования и даже на оценку полученных результатов.
Огромное желание человека использовать природу для удовлетворения своих нужд оказало влияние на изменение экологического равновесия, а также и развитие самого человека. Так, по мнению К. Юнга, человечество стало богаче в познаниях, но бедным мудростью. При помощи науки можно разложить на атомы Вселенную, познание опирается на рациональный анализ, однако в конечном итоге гармония природы, общества и человека оказалась нарушенной. Все большие опасения вызывает внутренний душевный кризис человека, вследствие чего увеличивается рост суеверий и мистицизма.
Важной проблемой современной науки является ответственность ученых перед обществом. Остро эта проблема встала после того, как США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Действительно, массовое уничтожение людей в войнах, экологическая катастрофа и даже повсеместное распространение низкопробной культуры не были бы возможны без использования результатов современной науки и техники.
При помощи науки мы можем не только лучше познать мир, но и достигнуть конкретных целей. Однако сами цели и задачи в нашей жизни в большей мере определяются не научным, а ценностным подходом, т.е. моральными, религиозными, этическими или эмоциональными сторонами нашей жизни. Так, наука раскрыла свойства атомов, но решение, применить ли эти знания для создания ядерного оружия, опирается на ценностный подход, который далек от науки. В то же время, опираясь на научные знания, можно предсказать последствия конкретных действий, тем самым выделить наиболее значимые ценности.
Однако наука не является всесильной. Следовательно, к ней следует относиться трезво, признавая в ней силу, но не мифическую и не магическую. Следует помнить, что научный метод познания истины не является единственным. Известный физик-теоретик Р. Оппенгеймер утверждал, что в настоящее время нет точной определенности в отношении диапазона проблем, который будет доступен науке. Ученый отмечает некоторое несоответствие между знаниями о физическом мире и знаниями о человеке, и он убежден, что научные знания о человеке всегда останутся неполными, так же как и наши знания физического мира. Поэтому научные достижения не всегда будут помогать осознанию нами необходимости жить и действовать в соответствии с традициями, здравым смыслом и мудростью. Более того, по замечанию ученого, современное состояние жизни определяется не тем, что мы познали, а тем, как наши знания применяются в области техники. (Р. Оппенгеймер. «Летающая трапеция: Три кризиса в физике».)
Таким образом, наука – это лишь средство для решения разнообразных проблем человеческой жизни. Важно заботиться о том, чтобы научное знание не распространялось на другие области, где ее достижения не применимы. По словам другого физика-теоретика М. Борна, ценности человеческой жизни не могут основываться на научном мышлении. Но для достижения своих целей отказываться от науки не следует. Человек познает реальность также при помощи искусства, литературы, философии и т.п. Гармонично развивающееся общество не должно отказываться ни от науки, ни от философии, ни от религии, ни от других частей человеческой культуры.
Роль науки в современном мире.
ХХ век стал веком победившей научной революции. Научно-технический прогресс ускорился во всех развитых странах. Повсеместно стало происходить повышение наукоемкости продукции, а технологии изменяли способы производства. Если к середине ХХ в. фабричный способ производства был доминирующим, то во второй половине ХХ в. распространяется автоматизация производства. Для конца ХХ в. характерно развитие высоких технологий, переход к информационной экономике. Безусловно, на эти процессы оказало влияние развитие науки и техники. Следует выделить некоторые последствия этих процессов. Во-первых, требования к работникам заметно возросли, в частности, стало требоваться больше знаний, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилось количество работников умственного труда, научных работников, т. е. людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, в результате роста благосостояния и эффективных решений многих важных проблем общества обусловили веру людей в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.
И сегодня можно констатировать, что наука в современном мире играет важнейшую роль во многих отраслях и сферах жизни людей. И, более того, уровень развития науки может являться одним из главных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.
Очень важное место наука как социальная сила занимает в решении глобальных проблем современности. Одним из примеров может быть экологическая проблематика. Так, благодаря бурному научно-техническому прогрессу истощаются природные ресурсы планеты, загрязняются воздух, вода, почва. Наука становится одним из факторов радикальных и не всегда безобидных изменений в жизни человека. Поэтому важно использовать научные достижения и в определении масштабов экологических опасностей, и для их предотвращений.
Осмысление роли и специфики науки является важной предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Это необходимо и для построения теории управления самой наукой в современных условиях, поскольку обнаружение закономерностей научного познания требует осмысления его социальной обусловленности, а также взаимосвязи с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как «Наука и ее роль в современном мире». В ходе рассмотрения было показано, что наука была актуальна в прошлом, она остается актуальной и в настоящее время. И, конечно, она будет актуальна и в будущем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое наука? Ее основные черты и отличие от других отраслей культуры.
2. В чем состоит социальный аспект науки?
3. Почему научные знания считаются рациональными?
4. Сформулируйте особенности современной науки.
5. Привлекая материалы средств массовой информации, раскройте функции современной науки.
6. Ответственны ли ученые перед обществом и в чем эта ответственность состоит?
7. Какова роль образования в жизни современного общества?
Литература:
1. Герасимов, Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина [и др.]. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 272 c.
2. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар.. - М.: Дашков и К, 2013. 216 c.
3. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. 284 c.
4. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. 208 c.