Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

  • 👀 1071 просмотр
  • 📌 1036 загрузок
  • 🏢️ РФЭТ
Выбери формат для чтения
Статья: Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» pdf
НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ГЕОГРАФИЯ (Третья лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО...............................................................................................5 Глава 4.1. Научно-техническая революция...........................................5 4.1.1. Понятие о научно-технической революции............................5 4.1.2. Характерные черты и составные части НТР: четыре главные....................................................................................6 4.1.3. Наука: рост наукоемкости.........................................................7 4.1.4. Техника и технология: два пути развития...............................7 4.1.5. Производство: шесть главных направлений развития.........10 4.1.6. Управление: на пути к высокой информационной культуре...............................................................12 Глава 4.2. Мировое хозяйство..............................................................14 4.2.1. Понятие о мировом хозяйстве................................................14 4.2.2. Понятие о международном географическом разделении труда....................................................................................................15 4.2.3. Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда..................................................16 4.2.4. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки......................................17 4.2.5. Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК....19 Глава 4.3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства...............................................................................20 4.3.1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры..................20 4.3.2. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги...................23 4.3.3. Основные модели мирового хозяйства: возможные варианты.............................................................................................25 4.3.4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран..........................................27 4.3.5. Региональная политика: сглаживание диспропорций..........30 3 Глава 4.4. Факторы размещения...........................................................32 4.4.1. Факторы размещения: старые и новые..................................32 4.4.2. Старые факторы размещения.................................................32 4.4.3. Новые факторы размещения..................................................37 Главный вывод.......................................................................................39 Интересные факты................................................................................39 4 РАЗДЕЛ 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Вы, конечно, знаете о научно-технической революции (НТР) и ее огромном влиянии на весь современный мир. Более полное представление об особенностях и проявлениях НТР вы получите при изучении данной темы. Новым для вас явится и понятие о мировом хозяйстве. Мировое хозяйство и НТР изучаются многими общественными, естественными и точными науками. Но присущие им географические аспекты являются предметом рассмотрения географии мирового хозяйства как одной из ветвей экономической и социальной географии. Глава 4.1. Научно-техническая революция 4.1.1. Понятие о научно-технической революции Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научнотехническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII – XIX вв., который ознаменовал переход от ручного к крупному машинному производству. И тем более таковым стал период современной НТР, начавшейся в середине XX в. Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Вызревала она исподволь, чтобы затем дать начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Теперь мы живем в эпоху дальнейшего углубления НТР. 5 4.1.2. Характерные черты и составные части НТР: четыре главные Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Во-первых, универсальностью, всеохватностью. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и ЭВМ, и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор, и Интернет. Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство. Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований. Оно выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции. В-третьих, НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается и каждого из вас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация. В-четвертых, важная особенность НТР заключается в том, что она зародилась еще в годы Второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Такая ориентация сохраняется и в наши дни. Об этом можно судить и по армии России. 6 Современная НТР — это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части: • • • • наука; техника и технология; производство; управление. 4.1.3. Наука: рост наукоемкости Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено около 10 млн человек, т. е. более 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия в этом между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции. ПРИМЕР. Первое место в мире по абсолютному числу ученых и инженеров занимают США, за ними следуют Япония и страны Западной Европы, где расходы на науку составляют 2 – 3% ВВП. Несмотря на значительное снижение числа научных работников в 90-е гг., в группу лидеров по-прежнему входит и Россия. В начале XXI в. в нее вошел и Китай. А в большинстве развивающихся стран затраты на науку в среднем не превышают 0,5%. 4.1.4. Техника и технология: два пути развития Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии — повышение эффективности производства, производительности труда. В последнее время наряду с главной — трудосберегающей — функцией техники и технологии все большую роль начинают приобре7 тать ее ресурсосберегающая, природоохранительная и информационная функции. ПРИМЕР 1. В Великобритании, Италии 2/3 стали получают из металлолома, в ФРГ и Великобритании более 2/3 бумаги — из макулатуры, в США, Японии большую часть алюминия — как вторичный алюминий. ПРИМЕР 2. По производству природоохранной техники и внедрению природоохранной технологии особенно выделяются ФРГ и США, а по экспорту такой техники на первом месте стоит ФРГ. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями. Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии — в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. ПРИМЕР. Еще в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300, а в 70-х гг. — 400, 500, 550 тыс. т. Крупнейшие из них построены в Японии и Франции (см. рисунок 20). Рис. 20. Супертанкер в рейсе 8 Однако подобная гигантомания, давая определенные экономические выгоды, не всегда себя оправдывает. Очевидно, что будущее экономики нужно видеть в тесном сотрудничестве крупных, средних и малых предприятий. Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о «веке текстиля», «веке стали», «веке автомобиля», а теперь — о «веке микроэлектроники». Не случайно ту «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее называют также микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества. Жизнь современного общества уже невозможно представить без производственной, военной, бытовой электроники, а достижения ее просто поражают воображение. Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим — электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве — бесплужное земледелие (нулевая обработка почвы), в сфере коммуникаций — радиорелейная, стекловолоконная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др. ПРИМЕР 1. В начале XXI в. в главных странах Запада практически вся сталь производится в кислородных конвертерах и электропечах; в большинстве стран мира 95 – 100% стальных заготовок получают способом непрерывной разливки. ПРИМЕР 2. Переход к цифровым технологиям произвел настоящую революцию в производстве фото- и киноаппаратов, телевизоров, всей видеотехники. 9 Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР. 4.1.5. Производство: шесть главных направлений развития Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Первое направление — электронизация, т. е. насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронновычислительной техники. Электронизация (компьютеризация) изменяет технологию многих производственных процессов. Она все глубже проникает в образование, здравоохранение и быт людей, охватывает не только стационарные, но и движущиеся средства. Электронная промышленность в полном смысле слова детище НТР. Если в начале НТР она еще входила в состав электротехники, то в середине 80-х гг. по стоимости продукции уже сравнялась с нефтяной промышленностью, на рубеже 90-х гг. обогнала автомобильную, а в конце 90-х гг. — химическую промышленность. Ныне стоимость ее продукции уже превышает 2 трлн долл. Электронная промышленность во многом определяет весь ход НТР. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, некоторых новых индустриальных странах. Второе направление — комплексная автоматизация. Она началась в 50-х гг. в связи с появлением ЭВМ. Качественно новый этап комплексной автоматизации связан с появлением в 70-х гг. микроЭВМ и микропроцессоров, которые уже «получили прописку» во многих отраслях производственной и непроизводственной сфер. С микропроцессорами связана поистине новая эра в применении разнообразных электронно-механических манипуляторов, которые чешский писатель К. Чапек еще в 20-е гг. назвал роботами. В свою очередь, возникновение робототехники повлекло за собой создание гибких производственных систем, заводов-автоматов. Роботостроение в наши дни также стало одной из наиболее важных наукоемких отраслей производства, а общее число промышлен10 ных роботов в мире в начале XXI в. достигло почти 1 млн. Самым большим парком таких роботов обладают Япония, США, ФРГ, Италия, Республика Корея. ПРИМЕР. Япония опережает все страны мира не только по количеству промышленных роботов (40% мирового парка), но и по оснащенности ими производства. На каждые 10 тыс. рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности, приходится 270 роботов, тогда как в США — 50. Наряду с промышленностью роботы в наши дни очень широко применяются и в других сферах деятельности. Третье направление — перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Особенно много проблем вызывает развитие атомной энергетики. В начале XXI в. в мире действовало уже 440 ядерных энергоблоков. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Франции, Японии, ФРГ, России. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. многие страны объявили мораторий на строительство АЭС, но в начале XXI в. сооружение их снова ускорилось, особенно в Китае и Индии. Четвертое направление — производство новых материалов. Современное производство предъявляет гораздо более высокие требования к старым конструкционным материалам — черным и цветным металлам, синтетическим полимерам, доля которых возросла. Но оно вызвало к жизни и принципиально новые композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, а также такие «металлы XX в.», как бериллий, литий, титан (металл номер один аэрокосмической промышленности) и многие другие. Пятое направление — ускоренное развитие биотехнологии. Это направление возникло в 70-е гг., но уже стало одним из самых перспективных. Биотехнология и биоиндустрия, также принадлежащие к 11 наиболее наукоемким новейшим отраслям НТР, особенно успешно развиваются в США, а также в Японии, ФРГ, Франции. Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды биотехнологическими методами. Шестое направление — космизация. Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли — аэрокосмической промышленности. С ней связано появление многих новых машин, приборов, сплавов, некоторые из них затем находят применение в некосмических отраслях. Космонавтика дала «путевку в жизнь» космическим технологиям, космическому землеведению. Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук. Наряду с этими важнейшими новыми направлениями в эпоху НТР продолжают играть большую роль и такие ставшие уже традиционными пути совершенствования производства, как его механизация, электрификация, химизация. 4.1.6. Управление: на пути к высокой информационной культуре Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Управлять по-старому, «на глазок», теперь уже нельзя. Как вы знаете из курса информатики, в ответ на запросы практики возникла особая наука об управлении — кибернетика. Одновременно это и наука об информации. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен переход от обычной (бумажной) к машинной информации. Выпуск различной информационной техники уже стал одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности — программистов, операторов и 12 др. Информатика позволяет осуществлять системный подход, применять экономико-математическое моделирование. Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимся в больших городах и городских агломерациях. И. А. Витвер писал о том, что известие о Крымской войне 1854 г. дошло до Австралии за 114 дней. В наши дни научно- технический прорыв в области коммуникаций сделал возможным молниеносное доведение информации из любой точки земного шара до всех стран мира. В зарубежной Европе, Японии, Америке, Австралии из уличного телефона-автомата можно связаться с любым континентом. В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет — Всемирная компьютерная телекоммуникационная система, начало которой было положено в США в 1969 г. В 2007 г. ею пользовались уже около 1,2 млрд человек во всем мире. ПРИМЕР. В США Интернетом пользуются уже 70% всех жителей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США занимали первое место в мире и по развитию сотовой телефонной связи, но уступили его Китаю. Все более широко система Интернет начинает применяться и в образовательных целях. Всеобщая информатизация не обошла стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление — географическая информатика, или геоинформатика. В свою очередь, развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС). Внедрение ГИС-технологий в географию затронуло многие ее отрасли, и в первую очередь картографию. 13 Геоинформационная система (ГИС) представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации. ПРИМЕР. Уже созданы мировые электронные атласы, различающиеся по характеру и языку. Национальные электронные атласы изданы в США, Канаде, Японии, Швеции, Китае и во многих других странах. Геоинформатика — это одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР. Глава 4.2. Мировое хозяйство 4.2.1. Понятие о мировом хозяйстве Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, «убили пространство». Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII – XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX — начале XX в. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка. 14 Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В свою очередь, география мирового хозяйства как ветвь экономической и социальной географии включает: • общую географию мирового хозяйства, затрагивающую общие вопросы его развития, • отраслевую географию мирового хозяйства, изучающую географию мировой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д., • региональную географию мирового хозяйства, которая рассматривает эти же вопросы в разрезе крупных регионов современного мира. 4.2.2. Понятие о международном географическом разделении труда Н. Н. Баранский, глубоко и всесторонне разработавший понятие о географическом разделении труда, назвал его основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда — неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во- вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях — уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир. 15 Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Международное географическое разделение труда изменяется во времени. Рис. 22. Модель территориальной структуры хозяйства развивающейся страны 4.2.3. Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны-производителя. Конкретное выражение она находит в формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей, которые в большой степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в международном географическом разделении труда. ПРИМЕР 1. Япония занимает первое место в мире по производству легковых автомобилей. Примерно половину всех выпускаемых автомобилей она экспортирует в другие страны. Автомобильная промышленность — отрасль ее международной специализации. 16 ПРИМЕР 2. Канада занимает седьмое место в мире по сбору и второе — по экспорту зерна. Зерновое хозяйство — отрасль ее международной специализации. В свою очередь, международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен выражается в развитии международных экономических связей, в росте числа и мощности грузопотоков, причем между местом производства и местом потребления всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв. 4.2.4. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки Охватив все страны мира, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда в последние десятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь. Они усложняются, приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному «сращиванию» национальных хозяйств ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень международного географического разделения труда — международная экономическая интеграция. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей между отдельными группами стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. Во второй половине XX в. региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которое все более складывается из интегрированных экономических группировок. К числу наиболее важных относятся пять таких группировок. В Европе это Европейский союз (ЕС), в который до начала 2004 г. входили 15 стран. В формировании ЕС можно выделить пять этапов: 17 в 1957 г. в него вошли ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург; • в 1973 г. — Великобритания, Дания и Ирландия; • в 1981 г. — Греция; • в 1986 г. — Испания и Португалия; • в 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. Основанное еще в 1957 г. как «Общий рынок», это интеграционное объединение постепенно росло и вширь и вглубь. Благодаря интеграции они сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы. В 1999 – 2001 гг. в странах ЕС был осуществлен переход на единую валюту — евро. В мае 2004 г. в состав ЕС официально вошли еще десять стран зарубежной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Кипр; в 2007 г. — Румыния, Болгария. Ныне население стран ЕС составляет 500 млн человек, а доля этой интеграционной группировки в мировом ВВП — более 1/5. Европейский союз, являющийся одновременно и экономическим, и политическим, и военным союзом, управляется целым рядом наднациональных органов. Законодательный орган ЕС — Европейский парламент (Европарламент), который избирается населением всех стран путем прямых выборов; размешается он во французском городе Страсбурге. Кроме того, в ЕС существуют еще различные органы исполнительной власти. ЕС имеет также свой флаг, гимн, единый паспорт. • В Азиатско-Тихоокеанском регионе это прежде всего Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе десяти стран этого региона с общим населением 570 млн человек. Это также Организация азиатско-тихо океанского экономического сотрудничества (АТЭС), включающая 21 страну, и в том числе Россию. В состав АСЕАН входят Индонезия, Малазия, Сингапур, Таиланд, Филиппины 18 (с 1967 г.), Бруней (с 1984 г.), Вьетнам (с 1995 г.), Лаос и Мьянма (с 1997 г.), Камбоджа (с 1999 г.). В Северной Америке это Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и Мексика с населением в 435 млн человек, обеспечивающая около 1/4 мирового ВВП. В отличие от ЕС в этой ассоциации нет никаких наднациональных органов и она представляет собой прежде всего общий рынок. Наконец, в Латинской Америке это Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), которая объединяет 11 стран региона с населением 450 млн человек и ставит своей главной задачей создание «общего рынка» стран-членов. Членами ЛАИ являются Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Несколько региональных экономических группировок существует и в странах СНГ. Главное из них — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), куда входят 8 стран СНГ. Ядро его образуют Россия, Белоруссия, Казахстан. Кроме региональных, в системе мирового хозяйства существует много отраслевых экономических группировок. Самая важная из них — Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 стран. ОПЕК включает Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар в Эго-Западной Азии, Алжир, Анголу, Ливию, Нигерию в Африке, Эквадор и Венесуэлу в Латинской Америке. 4.2.5. Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК Транснациональная корпорация (ТНК) — международная компания (концерн), в рамках которой объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенные в разных странах. Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда и экономической интеграции влечет за собой все большую интернационализацию хозяйствен19 ной жизни. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. В начале XXI в. общее число их достигло 65 тыс., а число зарубежных филиалов — 850 тыс. На долю ТНК приходится свыше 2/5 мирового промышленного производства, 2/3 мировой торговли, 4/5 всех патентов на новую технику и технологию. Но главным средством экспансии ТНК была и остается их финансовая деятельность, связанная с вывозом капитала. Не случайно академик Н. Н. Моисеев назвал современное мировое хозяйство «миром ТНК». Еще недавно ТНК были в основном транснациональными и распространяли свое влияние на отдельные регионы мира. Но в последнее время стали появляться и такие ТНК, которые можно назвать глобальными. Они действуют в большинстве или даже во всех странах мира с рыночной экономикой. ПРИМЕР. «Дженерал Моторс» — крупнейшая промышленная корпорация мира с годовой суммой доходов в 200 млрд долл., что превышает ВВП Дании или Чехии. На 258 заводах корпорации в Америке и Европе трудятся 750 тыс. человек. Вы понимаете, что эти корпорации оказывают решающее влияние на географию мирового хозяйства. Глава 4.3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства 4.3.1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии — доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры. В доиндустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики; при ней сельское хозяйство и смежные 20 с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ. После промышленных переворотов второй половины XVIII — первой половины XIX в. в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине XX в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта — преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной. Каждая из этих структур представлена в современном мире. Как вы уже догадались, аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых. ПРИМЕР. В структуре ВВП Сомали, Эфиопии, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится 40 – 50%. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80 – 90%. Индустриальная структура экономики еще в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения. Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны района Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ирак, Катар), где доля промышленности в структуре ВВП достигает 50 – 80%. Довольно высока эта доля также в некоторых новых индустриальных странах и Китае, которые продол21 жают осуществлять политику индустриализации. До недавнего времени в эту группу входили и многие страны с переходной экономикой (СНГ и Центрально-Восточной Европы), но затем доля промышленности в их ВВП уменьшилась до 25 – 30%. Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками: • в сфере экономики — переходом от производства товаров к производству услуг; • в сфере занятости — преобладанием работников умственного труда; • в сфере науки — рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде всего развитие наукоемких производств; • в сфере управления — принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии; • в сфере экологии — установление надежного контроля за вмешательством человека в окружающую среду. В самой непроизводственной сфере быстрее всего растет сфера услуг — потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных) и деловых (информационных, рекламных и др.). Теперь все больше людей занято в интеллектуальной сфере. Это и средняя школа, и система высшего образования, и популяризация знаний, и издательская деятельность, радио, телевидение. Важным фактором развития производительных сил и самого человека стало восстановление его физических и творческих способностей (здравоохранение, физкультура, спорт, отдых, туризм, развлечения). Значительное увеличение спроса на потребительские товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, компьютеры) привело к расширению сферы услуг. Все больше людей пользуются также услугами банков, страховых компаний, авиакомпаний, гостиничных и туристических фирм. Одной из важных разновидностей деловых услуг стало изучение потребительского спроса (маркетинг). 22 ПРИМЕР. В начале XXI в. в США, Франции, Великобритании, Германии, Японии, Канаде доля сферы услуг в ВВП уже достигла 70% или даже 80%. В большинстве других стран Западной Европы она составляет 60 – 70%. В России в начале XXI в. доля сферы услуг также увеличилась до 60%. Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВП имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг. Итоговые же показатели, характеризующие долю сферы услуг в ВВП, таковы: для всего мира — немногим более 1/3, для экономически развитых стран с рыночной экономикой — свыше 2/3, для стран с переходной экономикой — более 1/2, для развивающихся стран — около 1/2. 4.3.2. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором в настоящее время во всем мире занято 1,5 млрд человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне более 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли «авангардной тройки» — машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. 23 Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие — их гораздо больше — возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. Вместе с тем для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и др., которые вы изучали в предшествующем курсе географии. Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов. НТР внесла большие изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке «от двери до двери» возрастает и его роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния. 24 4.3.3. Основные модели мирового хозяйства: возможные варианты Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением труда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Во всех частях земного шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мирового хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модель мирового хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение его на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую — Югом. Благодаря более высоким темпам роста экономики доля Юга в мировом ВВП в настоящее время заметно возросла. Но этим он обязан Китаю, Индии, НИС Азии, тогда как многие страны продолжают развиваться медленно. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже «отцепленным вагоном мировой экономики». А по выражению Н. Н. Моисеева, они «отстали навсегда». При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образует 25 – 30 стран Севера с общим населением 850 млн человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве 25 его основных ядер фигурируют либо страны «большой семерки», либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 100 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих стран-членов ОПЕК, наиболее «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны Полупериферии в основном находятся на индустриальной стадии развития. В географической литературе используется и десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно. До конца XIX в. по всем показателям преобладал один центр — Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период «европоцентрическим». Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным, — США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения — СССР, Япония. После Второй мировой войны началось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС Азии во главе с «четырьмя азиатскими тиграми» — Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом (ныне — Сянган) и Сингапуром. В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-е гг. намного выросла доля Китая, где темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля СНГ, где они были очень низкими. В начале XXI в. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: Северная Америка, зарубежная Европа, Китай, Япония, Индия, НИС Азии, СНГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин — «большая се26 мерка» Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд. В последние два-три десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — очень важное политикогеографическое понятие. Но контуры АТР определяются по-разному, с включением в него от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно XXI век в прогнозах все чаще называют «Тихоокеанским столетием». 4.3.4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Территориальная структура хозяйства (ТСХ) — это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отли27 чающаяся высоким уровнем «зрелости». Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов. Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций, происходит, как говорят, «принятие решений». ПРИМЕР. Штат Калифорния в США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода «государство в государстве», то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния — район сосредоточения самых наукоемких отраслей. Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов — в Западной Европе. В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии. В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в 28 области техники и технологий сделали возможным освоение и таких районов. ПРИМЕР. К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная. северная и западная части Австралии, Сибирь и Дальний Восток в России. Конечно, в экономически высоко развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, однако они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории все более усложняются. В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень «зрелости» — насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых. Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами. 29 ПРИМЕР. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морской порт Аргентины. В некоторых случаях роль «экономической столицы» страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Мумбай (Бомбей) и Колката (Калькутта) в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле. Роль вспомогательных центров («фокусов») территории могут выполнять также районы экспортной специализации — либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт. Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют «внутренними колониями». «Две страны в одной стране» — это выражение, пожалуй, наг/лучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории. 4.3.5. Региональная политика: сглаживание диспропорций Для улучшения сложившейся территориальной структуры хозяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика 30 представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей. Эта политика направлена прежде всего на сглаживание региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными — с другой. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных «полюсов роста». В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм. Депрессивный район — обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде всего в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие «депрессивный район» возникло в период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» крупных городов и городских агломераций, прежде всего столичных, в которых в 60 – 70-х гг. происходили упадок центральных районов («ядер»), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, в смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных ресурсных районов. 31 Освоению внутренних территорий должно также способствовать перенесение столиц из приморских городов в глубинные районы, которое было предпринято в Бразилии, Нигерии, некоторых других странах. Однако, несмотря на все усилия, в большинстве развивающихся стран очень резкие территориальные диспропорции еще сохраняются. Глава 4.4. Факторы размещения 4.4.1. Факторы размещения: старые и новые Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. О некоторых из них вы уже узнали в курсе «География России», но некоторые из факторов станут вам известны из этого курса. Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые — в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание. 4.4.2. Старые факторы размещения К их числу можно отнести факторы территории, экономикогеографического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации. Фактор территории. Территория — один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны 32 обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы. Считается, что большие размеры территории оказывают определенное влияние и на психологию людей. По отношению к России еще в XIX в. об этом писал известный историк В. О. Ключевский. А философу Н. А. Бердяеву принадлежат следующие слова: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души». В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают «зрелости» своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. В то же время многие из них уже начинают испытывать «дефицит» территории. Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывает и конфигурация территории, степень ее компактности. Фактор экономикогеографического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: • центральное положение; • глубинное (периферийное) положение; • соседское положение; • приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами. Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период 33 НТР роль его еще более возросла. В 50 – 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется прежде всего усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин «приморская урбанизация». ПРИМЕР. В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн человек. А из 20 «сверхгородов» только шесть не являются морскими портами. Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала через Панамский перешеек и проведение трансконтинентальных железных дорог в США. Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. Прежде всего это относится к новейшим наукоемким отраслям. Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями. ПРИМЕР 1. Северные районы мира занимают огромную площадь — 21 млн км2, из которых 11 млн приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов. 34 ПРИМЕР 2. Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн км2. Освоение шельфовых районов привело к тому, что в начале XXI в. доля «морской нефти» и «морского газа» в общемировой добыче достигла соответственно более чем 1/3 и 1/4. Главные районы добычи — Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы. Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды. Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым «транспортная революция» открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и в конечном счете для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции. ПРИМЕР. Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется — «Дорога к ресурсам». Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах. Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Вы понимаете, что наличие свободных рабочих рук обычно «притягивает» хозяйственную деятельность, а отсутствие их 35 «отталкивает»; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям. В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае более выгодно перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. ПРИМЕР 1. Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов — как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран. ПРИМЕР 2. Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США. В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на «качество» рабочей силы. Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др. 36 Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий — прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д. «Малое — прекрасно!» — это один из лозунгов времени, правильность которого уже доказана опытом передовых стран. 4.4.3. Новые факторы размещения К ним прежде всего относятся фактор наукоемкости и экологический фактор. Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам — большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки». Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация центров научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их. ПРИМЕР. В России главные центры научных исследований — Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии — в Токио. А в США основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране. В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы, в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) — агломерация наукоемких фирм, группирующаяся 37 вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка — сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу «наука — предпринимательство». Технополис — специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров. «Парковый бум» начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение. Интенсивный рост технопарков и технополисов объясняется целым комплексом причин, тесно связанных с развитием НТР, — электронизацией, автоматизацией, появлением новых материалов, технологий и др. По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущино, Обнинск, Черноголовка, Протвино, Жуковский, Королев, в Сибири — Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск). Обычно их называют наукоградами. Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть «грязных» производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется. 38 ПРИМЕР. Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после Второй мировой войны считался одним из самых «грязных» в Европе. Но благодаря целой системе действенных природоохранных мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом «Чистое небо над Руром», в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района. Главный вывод НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось. Интересные факты 1. Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 г., когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960 г. в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 г., в Лос-Анджелесе в 1984 г. и в Сеуле в 1988 г. — около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 г. — около 3 млрд, зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 г. — более 3 млрд человек, летние Олимпийские игры в Сиднее в 2000 г., зимние — в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. и первенство мира по футболу в Японии и Республике Корея — от 3,5 до 4 млрд, летнюю Олимпиаду в Китае в 2008 г. — 4 млрд человек. 2. Танкер грузоподъемностью 550 тыс. т имеет длину 480 м, ширину около 63 м и осадку с грузом около 30 м. Гребной винт такого 39 судна равен высоте трехэтажного дома. Палубы занимают площадь 2,5 га. 3. Быстродействие суперкомпьютеров измеряется триллионами операций в секунду! Тем не менее человеческий интеллект продолжает вступать с ними в соревнование. Чемпионы мира по шахматам уже не раз играли в эту игру с «чемпионами» среди суперкомпьютеров. В 1996 г. Гарри Каспаров выиграл свой матч, в 1997 г. проиграл, а в 2003 г. свел вничью. Владимир Крамник сыграл с компьютером в 2002 г. вничью. 4. Персональные компьютеры (ПК) начали производить в США в середине 70-х гг. прошлого века, а ныне их ежегодный выпуск превышает 200 млн. Больше всего компьютеров из расчета на 100 жителей имеют Швейцария (90), США и Швеция (80), Нидерланды (72). 5. Крупнейшие компьютерные корпорации США — ИБМ, «Интел» (микропроцессоры) и «Майкрософт» (информационные технологии). Президент корпорации «Майкрософт» Билл Гейтс считается самым богатым человеком планеты: в 2007 г. его состояние оценивалось в 59 млрд долл. 6. В Японии создан робот-геолог, который может работать в океане на глубине до 6000 м, и робот-музыкант, читающий ноты и играющий на электрогитаре, в Австралии — робот-стригаль овец. В США морские роботы заменяют водолазов. В ФРГ они «работают» в полиции: им «поручают» открывать автомашины, когда существует подозрение, что в них заложена взрывчатка. Есть роботы- учителя, роботы-официанты, роботы-судомойки, роботы- уборщицы, роботы-слуги и т. д. Сенсацией в медицине стало появление роботов-хирургов. 7. Впервые в мире паровая тяга на железной дороге была применена в Англии в 1825 г. В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США, в 1832 г. — во Франции, в 1835 г. — в Бельгии и Германии, в 1837 г. — в Австрии. В России первая железная дорога общего пользования была открыта в 1837 г. между Петербургом и Царским Селом. 40 8. С начала 90-х гг. в Москве наблюдается сокращение традиционных для столицы отраслей занятости — промышленности, транспорта, науки и культуры, образования. В то же время значительный рост занятости происходит в сфере финансов, услуг, управления, торговли. В Москве сосредоточено от 1/3 до 1/2 всей общероссийской занятости в сфере деловых услуг. 9. В Монако, на Багамских, Бермудских, Мальдивских, Сейшельских, многих из Малых Антильских островов доля сферы услуг в структуре ВВП достигает 75 – 90%! 10. Первая в мире линия метрополитена была построена в Лондоне в 1863 г., вторая — в Нью-Йорке в 1868 г. В настоящее время метрополитены действуют в 70 городах мира. Наибольшую протяженность линий имеют метрополитены Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Москвы. Первое место в мире по размерам перевозок пассажиров (около 3 млрд человек в год) занимает Московский метрополитен. 11. Наиболее яркий пример такого рода — перенос столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро в построенный специально для этой цели г. Бразилиа в глубине страны. Этому примеру последовали и другие страны: в Нигерии столица была перенесена из Лагоса в Абуджу, в Кот-д’Ивуаре — из Абиджана в Ямусукро, в Танзании — из Дар-эс-Салама в Додому. Решение о переносе столицы бы ло принято и в Аргентине, но это так и осталось неосуществленным. 12. Если сопоставить по размерам территории некоторые субъекты Российской Федерации со странами зарубежной Европы, то окажется, что Архангельская область примерно равна Франции, Томская область — Польше, Московская область — Дании, а Краснодарский край «соответствует» Австрии. 13. В начале 90-х гг. поиски и разведку нефти и природного газа в пределах континентального шельфа вели более ста стран мира, а добычу осуществляли почти 50 стран. Было открыто и введено в эксплуатацию более 2 тыс. нефтяных и газовых месторождений, пробурено более 40 тыс. морских скважин, эксплуатировалось около тысячи стальных и бетонных морских буровых платформ, а глубина моря в 41 районах добычи нефти и газа возросла со 100 м в 80-х гг. до 1800 м в конце 90-х гг. 14. Морская буровая платформа, считая от основания ее стальных «ног» и до верхушки буровой вышки, достигает высоты небоскреба. Крупнейшие из таких платформ имеют вес 500 – 800 тыс. т, обслуживаются персоналом из 200 – 300 человек, имеют одну-две буровые вышки, жилые помещения, резервуары, площадку для вертолетов (см. рисунок 21). А изготовленная в конце 90-х гг. в Канаде платформа по весу достигает 1,2 млн т и способна противостоять айсбергам массой до 1 млн т! Рис. 21. Морская буровая платформа 15. Фирмы Японии, США и Западной Европы организовали выпуск телевизоров, магнитофонов и другой бытовой электронной техники в Республике Корея, Гонконге (ныне Сянган), Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах, Тайване и др. Так, знаменитая швейцарская часовая фирма «Омега» перевела часть своих капиталов в Гонконг и Сингапур. Голландская фирма «Филипс» построила на Тайване крупнейший в мире завод кинескопов (4 млн штук в год). Конец третьей лекции Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru 42
«Научно-техническая революция и мировое хозяйство» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 53 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot