Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Научно-популярный текст

  • 👀 2165 просмотров
  • 📌 2093 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Научно-популярный текст» docx
Научно-популярный текст Научно-популярный подстиль обслуживает науку в том ее аспекте, который связан с популяризацией знаний. «Популярный» трактуется в словарях как «общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения». Научно-популярный текст реализует популяризацию как одно из направлений научной коммуникации. Цель популяризации определяется как распространение знаний. Популяризация может быть общей (предназначенной широкой общественности), специальной (предназначенной учащейся молодежи), «внутринаучной» (адресованной ученым из разных областей). Популяризация науки рассматривается в современном обществе как особая миссия науки, так как удовлетворяет фундаментальную потребность каждого человека знать, в каком мире нам всем довелось провести жизнь. Специальная популяризация, рассчитанная на учащихся, имеет ярко выраженные педагогические цели и задачи и достигается такими средствами, как конкретность и последовательность изложения. Научно-популярный текст обладает следующими стилевыми чертами: - отвлеченно-обобщенным характером, взаимодействующим с конкретностью (в тексте представлены как равноправные понятийный и фактологический уровни содержания); - содержательной объективностью, взаимодействующей с коммуникативной субъективностью ( в тексте выражено объективное знание и субъективная заинтересованность автора текста в его популяризации); - популярностью изложения ( в тексте специально используются языковые средства, отражающие намерение автора сделать содержание речи понятным и вызвать к нему интерес). В научно-популярном тексте представлены центральные средства научно-популярного подстиля. Это, с одной стороны, термины, общенаучная лексика, книжный синтаксис, с другой - тропы, экспрессивный синтаксис, средства диалогизации речи. Наблюдается специфика функционирования данных средств: термины даются в единстве с толкованием их значения; тропы приобретают когнитивные функции, не теряя свойств средств выразительности речи; средства книжного синтаксиса и экспрессивного синтаксиса выполняют разные роли ( соответственно передают информацию и поддерживают к ней интерес), но употребляются в пределах одного сверхфразового единства. Поскольку функции науки научно-популярный текст реализует лишь частично, в нем воплощен и определенный образ автора — это автор-популяризатор, «переводящий» научные тексты на язык неспециалистов. Его интенция - познакомить адресата с некоторыми научными сведениями и вызвать к ним первоначальный познавательный интерес. При этом научная информация должна быть преобразована с учетом познавательных возможностей адресата ( они могут быть обусловлены не только тем, что адресат не является специалистом в заданной содержанием текста области, но и его возрастом). Автор научно-популярного текста, не просто передает факты, а выражается свое отношение к ним. С этим связана такая черта автора, как эмоциональность. Эмоциональность автора — выражение интереса к излагаемому материалу, увлеченности предметом речи - проявляется в использовании стилистически окрашенных слов, эмоционально-оценочных предложений, как, например, в статье Б.С.Шварцкопфа «Внимание: кавычки!», в которой автор рассматривает случаи употребления кавычек в современной публицистике: «Встречаются и случаи "перестраховки", о которых говорил Л. Успенский. Например: "Думаете, что вас "на пушку" берут, как говорят уголовники. На испуг?" (Л. Шейнин. Дебют). А вдруг подумают, что автору свойственно употребление этого выражения! И автор в прямой речи персонажей ставит кавычки, а то и дублирует их, уточняя, "как говорят уголовники". Вот уж поистине недоверие и к другим, и к себе!» [Б.С.Шварцкопф. «Внимание: кавычки!»//Русская речь". - 1967. - № 4]. В научно-популярных текстах, адресованных учащимся, «ценностные ориентации» автора текста отражают его отношение к базовым понятиям науки (например, «филология», «русский язык», «природа» и под.), к социально значимым явлениям ( например, «культура речи», «реклама» и под.), к познавательной позиции адресата (его готовности получить научную информации, его интересу к ней). При этом оценка становится необходимым компонентом содержания научно-популярного текста. К особенностям научно-популярного текста относятся следующие признаки: 1)низкая — по сравнению с собственно научным стилем - частотность терминов, их интеграция с общеупотребительными и образными номинациями научных понятий; 2)частотность толкований значения базовых терминов (ср.:« В течение многих веков лингвистика считалась частью филологии - науки, которая изучала тексты, прежде всего древние»1); 3)многократные повторы того или иного термина в пределах одного текста; 4) использование общенаучных номинаций, обозначающих связи понятий и фактов, свойства предмета речи (это 1)глаголы со значением а) наличия связи (соотноситься, связываться, относиться), б) наличия тех или иных признаков: семантических, структурных, функциональных (обозначать, выражаться, использоваться, состоять, составлять), в) тождества (быть, представлять собой, являться); 2) существительные, позволяющие передать значение а) «содержание объекта» ( содержание, сущность, природа), б) «формы и состав объекта» (форма, состав, структура, элементы, компоненты), в) «происхождение объекта» (генезис, истоки, происхождение), г) «отношение с другими объектами» ( статус, положение, место, соотношение, связь, отношения, взаимодействие, интеграция, единство, оппозиция, специфика, особенности), д) «динамика объекта» ( изменение, развитие, формирование, становление), е) «средство познания объекта» (метод, способ, путь, подход, процедура; анализ); 5) низкая - по сравнению с собственно научным стилем - частотность синтаксических средств, поддерживающих отвлеченно-обобщенную семантику научного текста ( неопределенно-личных и безличных предложений, вводных конструкций и др.), их интеграция со средствами экспрессивного синтаксиса. Для научно-популярного текста характерна также субъективность изложения. Она связана с обозначением в тексте позиции автора, представленности его личностного начала. В аспекте содержания субъективность проявляется, во-первых, в выражении позитивного отношения автора к предмету речи и в выборе тех концептов (понятий, категорий, имеющих для автора личностный смысл), с помощью которых раскрывается содержание текста. Второй аспект проявления субъективности касается позиции автора по отношению к адресату и проявляется в диалогизации научно-популярного текста, принципиально отличающейся от диалогизации собственно научного речевого произведения. В последнем выраженные в тексте смысловые позиции представляют собой систему, в которой особую значимость имеет позиция предшественников. В научно-популярном речевом произведении наиболее значима позиция автора текста, которая реализуется в модели диалогизации Я (автор)— ВЫ/ТЫ (адресат). При этом проявляется дидактическое, наставническое начало автора текста. Все это позволяет говорить о содержательной объективности и коммуникативной субъективности научно-популярного текста: в нем выражено объективное знание и субъективная заинтересованность автора текста в его популяризации. К средствам выражения взаимодействия содержательной объективности и коммуникативной субъективности целесообразно отнести метатекст — высказывания о самом высказывании и ситуации коммуникации. В научно-популярных текстах актуальны те метатекстовые клише, которые указывают 1) на характер познавательного действия ( “Дадим определение…”, “Сформулируем определение…”, “Как можно определить…”, “Есть такое правило…”, “Сформулируем алгоритм…”, “Как нужно действовать…”, “Определим последовательность действий…”, “Приведем пример…”, “Покажем на примерах…” и под.), 2) на ранг информации (“Самое главное…”, “Дополнительно…”, “Кроме того…” и под.), 3) на структуру информации («Выделяют два типа материала”, “Разберем… группы примеров” и под.), 4) на познавательное состояние адресата («Вы знаете...», “Вспомним…”, «Известно, что..» и под.). Подобные фразы позволяют показать и характер познавательной деятельности, отраженной в научно-популярном тексте, и отношение к ней автора речи.
«Научно-популярный текст» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot