Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Направления современной психологии. Психология сознания. Психоанализ, принципы психоанализа

  • 👀 1863 просмотра
  • 📌 1798 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Направления современной психологии. Психология сознания. Психоанализ, принципы психоанализа» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 2. Направления современной психологии. Психология сознания. Психоанализ, принципы психоанализа. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология, положения психологии. Когнитивная психология. 6. Деятельностный подход в психологии. 1. 2. 3. 4. 5. гуманистической Методические рекомендации к изучению материала Направления психологии различаются по тому, как они трактуют психические явления. Все направления психологии имеют право на существование и в чем-то истинны, но ни одно из направлений полностью не исчерпывает глубины психических феноменов. Практически во всех учебниках представлены три ведущих направления – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. В науке статус направления получили также психология сознания, гештальт-психология, когнитивная психология, психология деятельности. Появляются и новые направления экзистенциальная психология (отделившаяся от гуманистической), трансперсональная психология и др. Они еще только набирают силу. Направление предлагает систему теоретических взглядов на психические явления, и потому направление следует отличать от технологий (например, НЛП – нейролингвистическая программирование) и от отраслей. Отрасль психологии направлена на решение практических вопросов и при их решении может использовать материал различных направлений. При изучении материала важно уметь охарактеризовать каждое из направлений, а именно назвать предмет исследования, сформулировать парадигму, обозначить методы исследования, практические разработки и знать имена создателей. Материал лекции даст очень краткое представление о направлениях, чтобы лучше разобраться в материале, желающим можно обратиться к монографии Е.Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии». Таблица ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Предмет исследований в различных направлениях психологической науки Направления Психология сознания Психоанализ Бихевиоризм Гештальтпсихология Гуманистическая психология Когнитивная психология Психология деятельности Предмет исследования Сознание Бессознательное Поведение Целостные психические структуры Высшие появления человека Познавательная сфера психики Деятельность Психология сознания оформилось к концу XVII в. и господствовало до начала XX в. Предметом исследования в психологии становятся явления сознания. Основным методом изучения сознания был метод «внутреннего восприятия» того, что происходит у человека в его собственном уме, позже этот метод стали называть методом рефлексии, или интроспекции. В психологии сознания любой психический процесс считался осознанным. В рамках психологии сознания были предложены две ставшие наиболее известными программы построения психологии как самостоятельной науки. Эти программы были выдвинуты практически одновременно в Германии В. Вундтом и в Австрии Ф. Брентано. Психоанализ выдвинул идею о несводимости психики к сознанию и в качестве предмета исследования определил независимую от сознания часть психики - бессознательное. Классическая глубинная психология представлена не только психоанализом З.Фрейда, но и индивидуальной психологией А.Адлера, а также аналитической психологией К.Г.Юнга. В данном разделе кратко будет рассмотрен только фрейдизм. Более подробно глубинная психология изучается в других учебных курсах. Человеческая природа изначально конфликтна. Основная тенденция жизни - стремление максимизировать удовлетворение инстинктов (влечений) и при этом минимизировать наказание и вину. Внутренняя конфликтность человеческой природы появляется в существовании: 1) инстинктов и влечений, 2) источников наказания и вины, 3) механизмов удовлетворения инстинктов и избегания наказания и чувства вины. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Основные принципы психоанализа 1.Принцип причинного детерминизма. Ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. Даже самая незначительная - точнее, кажущаяся незначительной - мысль всегда связана с бессознательными переживаниями. 2. Принцип - топографической организации психики. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Психическая жизнь представляет собой многослойную структуру. Сознание — лишь островок, омываемый океаном бессознательного. Примыкает к сознанию - предсознательное и далее расположено бессознательное. Предсознательное — это неосознаваемое в данный момент; граница между сознанием и предсознательным «прозрачна», содержания предсознательного могут переходить в поле сознания, когда возникнет в этом необходимость. Между предсознательным и бессознательным — более жесткая граница. На этой границе стоит страж — цензор, или цензура, она не пропускает в сознание из бессознательного влечения (изначально бессознательные) и содержания душевной жизни, вытесненные из сознания и предсознательного в бессознательное. Цензор (цензура) олицетворяет собой те нормы культуры и морали, которые приняты в данном обществе и усвоены человеком столь прочно, что они стали для субъекта (его Я) жестким правилом. Поскольку бессознательные влечения противоречат этим нормам, цензура оказывает значительное сопротивление тому, чтобы данные бессознательные душевные движения проникали в сознание. Бессознательные содержания «энергетически заряжены», они ищут для своей разрядки косвенных, окольных, путей, проявляясь в своих «заместителях» (сновидениях, ошибочных действиях, соматических симптомах, трансфере и т.п.). Сверхзадачей психоаналитической работы с пациентом является доведение до его сознания неосознанных желаний (с целью избавления пациента от мучительных симптомов, рассогласованности с самим собой) и направление энергии бессознательных влечений к более «прямой» их разрядке под контролем сознания. Бихевиоризм (от англ. behavio[u]r — поведение) появился в начале XX века в США. Программа исследования была изложена в работе Дж.Уотсона ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней он определил поведение как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает схема «стимул — реакция» (S — R). Под эту схему подпадают простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (например, распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание), а также сложные поведенческие структуры (например, поведение человека при выборе президента), которые также могут быть объективно изучены. В психологические термины бихевиористы вкладывали другое содержание. Эмоция - это внешне наблюдаемая (иногда невооруженным глазом, а иногда и с помощью соответствующих приборов) совокупность разнообразных поведенческих реакций (включая покраснение лица, вздрагивание, плач и т.п.). Мышление и речь рассматривались как приобретенные навыки и также выступали как внешне наблюдаемые реакции. Мышление понималось как форма скрытых речевых движений, или скрытой деятельности рук (мануальной системы реакций) и форма скрытых (или открытых) висцеральных реакций (т.е. реакций внутренних органов). Считалось, что поведение может быть кинестетическим (выраженным в движениях, действиях), вербальным (словесным) и висцеральным (эмоциональным). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, т.е. стимулы, которые с рождения автоматически вызывают тот или иной ответ. На основе врожденных реакций формируются приобретаемые в течение жизни привычки, мышление и речь. Научение происходит путем «проб и ошибок», без осмысления происходящих при этом процессов, в его основе лежат механические законы. С помощью принципа обусловливания и отработки навыков можно сформировать у любого человека правильную систему реакций, нужных обществу. В этом и состоит задача воспитания. Практическое значение бихевиоризма выразилось в практике обучения навыкам социального поведения (тренинг умений) и в бихевиоральной терапии, целью которой выступает избавление человека от страхов и невротических симптомов путем формирования новых условных реакций. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Бихевиористы внесли существенный вклад:  в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения;  в постановку ряда психологических проблем, касающихся научения;  в разработку категории «действия»;  в расширение области психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Бихевиоризм ценится, потому что он : 1) сместил психологию в естественнонаучную сторону; 2) ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов; 3) расширил класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.; 4) разработал отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр. Критикуют бихевиоризм за:  недооценку сложности психической деятельности;  излишнее сближение психики животных и человека;  игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Гештальтпсихология. Гештальт (с немец. означает форма, организация, конфигурация) - это целостная структура, обладающая новым качеством по сравнению с суммой своих частей. Поэтому предмет исследования – целостные психические структуры, метод – феноменологический эксперимент, парадигма – свойства целого не сводится к свойствам их частей, практический выход – гештальттерапия. Одним из главных принципов психологии сознания, а именно классической интроспективной психологии, был принцип элементаризма, согласно которому целое ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) (сознательный образ) равно сумме его частей (ощущений). Этот принцип не мог объяснить многие психологические факты. Противниками этого принципа стали сторонники целостной психологии или гештальтпсихологии. В отличие от психоанализа и бихевиоризма, гештальтпсихология радикально не меняла предмет исследования. Предметом исследования по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения, и частично психика животных, при изучении которой гештальтпсихологи разработали новые объективные методы изучения. Гештальтпсихологи первичными и основными единицами психики считали целостные образы – гештальты. Эти образы возникают из-за стремления сознания человека образовывать «хорошие формы», то есть простые, симметричные, уравновешенные и замкнутые фигуры. Таким образом, гештальт-психологи показали, что в какой бы области не работал исследователь, он должен решать проблему выбора единицы анализа изучаемой реальности и думать над тем, чтобы не потерять свойств целого в процессе анализа. Гуманистическая психология сложилась как альтернатива бихевиоризму и психоанализу, и противопоставила себя этим направлениям как третья сила. Основным предметом исследования становится человек как уникальная целостная система. В бихевиоризме человек рассматривался как сложная, но тем не менее поддающаяся изучению и управлению машина. Для психоанализа человек - иррациональное существо, определяемое своим прошлым и бессознательным как его продуктом. Для гуманистической психологии человек — это уникальная и неповторимая личность, которая свободно «выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным, индивидуальным Я». В ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека. Она предложила исследовать те аспекты психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Основные положения гуманистической психологии: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Он не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций. 2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев также важен, как и статистические обобщения. 3. Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя являются главной психологической реальностью. 4. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс его становления и бытия. 5. Человек наделен потенциалами для непрерывного развития и саморегуляции, которые являются частью его природы. 6. Человек обладает некоторой степенью свободы от внешней причинности (детерминации), благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. 7. Человек активное и творческое существо. 8. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт). 9. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание). 10. Человек имеет выбор (он не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт). 11. Человек интенциален (обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). Нарастающие противоречия внутри гуманистического направления в психологии привели в последнее время к выделению внутри него нового течения, которое называют экзистенциальной психологией (представителями последней являются Р.Мэй, Р.Лэнг, Э.Фромм, В.Франкл и другие). Главное различие между гуманистической (в узком смысле слова) и экзистенциальной психологией можно сформулировать следующим образом. Первое опирается на «личностно-центрированный» подход, который «приписывает человеку некоторые заданные потенции, некую заданную природу, позитивную по своей сути, которая актуализируется в процессе ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) развития». Напротив, экзистенциальная позиция основана на убеждении, что природа (сущность) человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. Когнитивная психология. В центре внимания когнитивной психологии оказались познавательные процессы, в свое время «изгнанные» классическим бихевиоризмом из психологических исследований. Одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение компьютерной техники. Как замечал один из основателей когнитивной психологии У. Найссер, дело было не только в том, что с помощью компьютерной техники стал возможен тщательный микроструктурный анализ психических процессов, — оказалось, что «операции, выполняемые электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. Электронно-вычислительная машина получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.д.» Когнитивная психология — одно из самых влиятельных и динамически развивающихся направлений в психологической науке. Для многих современных психологов-экспериментаторов когнитивная психология — синоним психологической науки вообще. Возможно, это реакция существовавший в психологии XX века отказ многих школ и направлений от собственно научных исследований, на подмену их психотерапевтической и другой практической работой и недооценку значимости «академических» разработок. Деятельностный подход в психологии. Деятельностный подход в психологии представляет собой сложное и многомерное явление. Целостной единицей исследования и центральной ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) категорией выступает - деятельность. К его созданию и разработке причастны многие отечественные психологи (в последнее время к ним присоединился ряд зарубежных ученых), однако наибольший вклад в его возникновение внесли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889- 1960) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Каждый из них создал свой вариант деятельностного подхода, однако оба подчеркивали значимость разработки категории «деятельность» для психологической науки. С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Предмет психологии - психически управляемая деятельность. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу психических процессов, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой. Вопросы для самопроверки: Что является предметом исследования, какова исследования, практические разработки, кто автор:        Психологии сознания. Психоанализа Бихевиоризма Гештальтпсихологии Гуманистической психологии Когнитивной психологии Психологии деятельности парадигма, методы ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
«Направления современной психологии. Психология сознания. Психоанализ, принципы психоанализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot