Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ
ВНИМАНИЕ: МЕТОД ЛИФО ОТМЕНЕН В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В 2015 Г. (СБЛИЖЕНИЕ БУХ. И НАЛ.УЧЕТОВ)
Расходы по производству и реализации
Как уже было сказано, в п. 2 ст. 253 Налогового кодекса предусмотрено четыре группы расходов, связанных с производством и реализацией товаров, работ или услуг:
- материальные;
- на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие.
Кроме того, у фирмы могут возникнуть расходы, связанные с продажей прочего имущества (например, материалов, основных средств, нематериальных активов). В какую-либо группу затрат из перечисленных выше их не включают, а учитывают отдельно.
Материальные расходы
По ст. 254 Налогового кодекса в состав материальных расходов включают затраты на приобретение:
- материалов и сырья, используемых в производстве товаров (работ, услуг) и на другие производственные нужды;
- комплектующих и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем обработке;
- материалов для упаковки реализуемых товаров (тара);
- топлива, воды и энергии всех видов, отопления зданий для производственных нужд;
- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или структурными подразделениями фирмы (например, транспортные расходы);
- имущества, не являющегося амортизируемым (то есть стоимость которого менее 20 000 руб. или срок полезного использования которого менее одного года);
- инструментов, производственного инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и спецобуви и др.
Перечень материальных расходов, который содержится в ст. 254 Налогового кодекса, не является исчерпывающим. В состав материальных расходов также могут быть включены другие документально подтвержденные затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства и реализации.
Материальные расходы в основном характерны для производственных фирм. Однако такие затраты могут быть и у торговых организаций, и у фирм, которые выполняют работы или оказывают услуги. Например, к материальным расходам относят затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), спецодежды и спецобуви, оплату коммунальных услуг.
Чтобы понять, какую сумму материальных расходов можно включить в налоговые затраты фирмы, нужно вначале определить их первоначальную стоимость. По этой стоимости материальные расходы, имеющие вещественную структуру (материалы, сырье, ГСМ и др.), приходуют в бухгалтерском учете на счет 10 "Материалы".
Первоначальную стоимость материальных расходов формируют исходя из фактических затрат на их приобретение.
Стоимость материальных затрат в виде работ и услуг производственного характера списывают в бухучете на счета по учету расходов (20, 25, 26, 44) сразу же после того, как такая услуга (работа) была вам оказана.
Наиболее сложно определить стоимость купленных материально-производственных запасов (МПЗ). Это материалы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, товары. В некоторых ситуациях их стоимость по налоговому и бухгалтерскому учету может различаться. Если такие различия есть, вам придется либо их учитывать в отдельных налоговых регистрах, либо регистры бухгалтерского учета дополнять сведениями, необходимыми для расчета облагаемой прибыли.
Получение материалов
Материалы отражают в бухгалтерском и налоговом учете по фактической себестоимости. Это правило также распространяется на сырье, комплектующие, и полуфабрикаты и др.
Фактическая себестоимость МПЗ - это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете себестоимость материалов формируют в зависимости от того, как они были получены.
Материалы могут быть:
- куплены у поставщиков;
- получены в качестве вклада в уставный капитал;
- получены безвозмездно.
В бухгалтерском и налоговом учете фактическую себестоимость купленных материалов формируют по-разному. А именно - некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их фактическую себестоимость, а по правилам налогового учета - нет. Так, в налоговую себестоимость материалов не включают:
- отрицательные разницы (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- проценты по кредиту, полученному на покупку материалов (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой материалов, если налоговой учетной политикой фирмы предусмотрен их учет в составе прочих расходов.
Материалы, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражают в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. В бухгалтерском учете их приходуют по стоимости, согласованной между акционерами (участниками) фирмы (п. 8 ПБУ 5/01).
Если ваша фирма - открытое или закрытое акционерное общество, то цену материалов, которую устанавливают акционеры, должен подтвердить независимый оценщик (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
В налоговом учете такие материалы отражают исходя из их налоговой первоначальной стоимости, определенной по данным передающей стороны. Эту стоимость определяют на дату перехода права собственности на это имущество (ст. 277 НК РФ).
Данные налогового учета учредителя (передающей стороны) фирма, получившая имущество, должна подтвердить документами. В противном случае первоначальная налоговая стоимость материалов считается нулевой.
Если ваша фирма получила материалы безвозмездно, определите их фактическую себестоимость исходя из рыночной цены на них. Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Однако в налоговом учете стоимость таких материалов не может быть меньше расходов на их покупку (первоначальной стоимости) по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Если первоначальная стоимость материалов больше, чем их рыночная цена, то в налоговом учете их отражают по первоначальной, а в бухгалтерском - по рыночной стоимости.
Со стоимости безвозмездно полученных материалов, по которой они отражены в налоговом учете, нужно заплатить налог на прибыль. Исключение из этого правила предусмотрено для материалов, полученных:
- от другой организации, если ее доля в уставном капитале вашей фирмы превышает 50 процентов;
- от другой организации, если доля вашей фирмы в ее уставном капитале превышает 50 процентов;
- от человека, если его доля в уставном капитале вашей фирмы превышает 50 процентов.
В налоговом учете фактическую себестоимость полученных материалов отражают:
- в регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
- в регистре-расчете "Формирование стоимости объекта учета".
После этого оформляют один из следующих регистров:
- если материалы списывают по методу ЛИФО или ФИФО - регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);
- если материалы списывают по средней себестоимости - регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с получением материалов (например, договоров, накладных, счетов-фактур и т.д.). Исходя из данных этого регистра, заполните регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".
Затем оформите либо регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО), либо регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости (в зависимости от метода списания материалов).
Эти регистры оформляют на основании данных бухгалтерского и налогового учета (например, регистра-расчета "Формирование стоимости объекта учета", регистра-расчета стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО)).
Как заполнить регистры, покажет пример.
Пример. В январе отчетного года ЗАО "Актив" купило 2 партии красного кирпича марки М-100.
Первая партия в количестве 10 000 штук приобретена 10 января по цене 40 000 руб. (без НДС).
Расходы по доставке кирпича до склада "Актива" составили 2000 руб. (без НДС).
Вторая партия в количестве 12 000 штук приобретена 15 января по цене 60 000 руб. (без НДС). Расходы по доставке кирпича до склада "Актива" составили 2500 руб. (без НДС). 25 января 15 000 штук кирпича было отпущено в производство.
Списание материалов
Фирма может списать материалы в результате:
- передачи в производство продукции (товаров, работ, услуг);
- использования для собственных нужд.
Кроме того, материалы могут быть проданы, переданы другим фирмам безвозмездно, переданы в счет вклада в уставный капитал. Однако в этих ситуациях их стоимость в составе материальных расходов не учитывают. В первом случае ее отражают как расходы по продаже имущества. Во втором и третьем - как расходы, не уменьшающие облагаемую прибыль.
В налоговом учете налоговую себестоимость материалов, переданных в производство, списывают одним из четырех методов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
В бухгалтерском учете применяют те же способы списания, кроме метода ЛИФО.
Конкретный порядок списания материалов закрепляют в качестве элемента налоговой учетной политики фирмы.
Особый порядок действует, если вы передаете в производство:
- инструменты, приспособления, инвентарь, лабораторное оборудование;
- спецодежду или спецобувь;
- имущество, которое не считается амортизируемым.
Стоимость таких объектов уменьшает налоговую прибыль в той сумме, которую вы потратили на их приобретение. Другими словами, их включают в расходы по себестоимости каждой единицы после передачи в эксплуатацию.
По себестоимости каждой единицы списывают материалы, которые учитывают в особом порядке. К таким материалам относят драгоценные металлы и камни, радиоактивные материалы и т.п. Единица этих материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
При использовании метода средней себестоимости нужно рассчитать среднюю себестоимость единицы материалов. Ее определяют по каждому наименованию одинаковых материалов (например, кирпич, доски, цемент и т.д.). Как правило, среднюю себестоимость списанных материалов рассчитывают по итогам месяца. Однако налоговые инспекторы рекомендуют ее определять после каждой операции, связанной с их списанием.
Среднюю себестоимость рассчитывают так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Средняя себестоимость единицы материалов = (Себестоимость остатка│
│материалов на дату их списания + Себестоимость поступивших│
│материалов) : (Количество материалов на дату их списания + Количество│
│поступивших материалов) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Общую себестоимость материалов, которая должна быть списана, определяют так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Себестоимость материалов, подлежащая списанию = Средняя себестоимость│
│единицы материалов x Количество списанных материалов │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
По методу ФИФО материалы, поступившие ранее других, списываются первыми. Например, если материалы были куплены партиями, то сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т.д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывают часть материалов из второй.
По методу ЛИФО, наоборот, материалы, поступившие первыми, списывают последними. Если материалы были куплены партиями, то сначала передают в производство последнюю партию материалов, затем предпоследнюю и т.д. Если материалов в последней партии недостаточно, то списывают часть материалов из предыдущей.
Обратите внимание: с 1 января 2008 г. метод ЛИФО при списании или другом выбытии МПЗ исключен из бухгалтерского учета. Фактическую себестоимость материалов, использованных для собственных нужд, списывают в том же порядке, что и при их передаче в производство (то есть по себестоимости единицы, средней себестоимости, методу ФИФО или ЛИФО).
Фактическую себестоимость списанных материалов отражают в следующих регистрах налогового учета:
- регистре информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости;
- регистре-расчете стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО);
- регистрах налогового учета первоначальной стоимости приобретенных материалов;
- сводном регистре-расчете стоимости материалов, списанных в отчетном периоде;
- регистре учета стоимости реализованного прочего имущества;
- регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.
При списании материалов прежде всего оформляют регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
Последующий налоговый учет стоимости израсходованных материалов зависит от способа их списания (по средней себестоимости, методу ФИФО или ЛИФО).
Если материалы списывают по средней себестоимости, то оформляют регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
Если материалы списывают по методу ФИФО или ЛИФО, то оформляют регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).
Обратите внимание: некоторые данные из этих регистров переносят в регистры налогового учета первоначальной стоимости приобретенных материалов (например, регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО)).
Если ваша фирма передала материалы на сторону безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, дополнительно оформляют регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.
Все эти регистры заполняют на основании первичных документов по отпуску материалов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) и данных регистров налогового учета по формированию фактической себестоимости материалов.
Оплата труда
Расходы, связанные с оплатой труда производственного персонала, уменьшают облагаемую прибыль фирмы. Если фирма определяет доходы и расходы по кассовому методу, то прибыль уменьшают после того, как те или иные выплаты будут выданы работникам. Если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, то прибыль уменьшают после того, как выплаты будут начислены.
Перечень расходов на оплату труда есть в ст. 255 Налогового кодекса. К таким расходам, в частности, относят:
- зарплату, начисленную персоналу фирмы;
- премии за результаты работы;
- доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий и т.д.);
- расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности;
- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- средний заработок, сохраняемый за сотрудником в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией фирмы, а также сокращением ее штата;
- единовременные вознаграждения за выслугу лет;
- районные коэффициенты и надбавки за работу в тяжелых климатических условиях;
- расходы на оплату труда сотрудников, не состоящих в штате фирмы, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера (например, подряда или поручения);
- платежи по договорам обязательного и добровольного страхования сотрудников;
- расходы на формирование резерва на предстоящую оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и другие.
В Рекомендациях ФНС России есть четыре регистра по налоговому учету затрат на оплату труда (один - по учету расходов на оплату труда сотрудников и три - по учету расходов на их добровольное страхование).
Расходы на оплату труда
Сумму расходов на оплату труда, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы, отражают в Регистре учета расходов на оплату труда. Этот регистр заполняют на основании первичных документов, которыми оформляется та или иная выплата сотрудникам (приказов, ведомостей и т.д.).
Как заполнить Регистр, покажет пример.
Пример. В штате посреднической фирмы ЗАО "Актив" числятся 4 человека. В январе текущего года им было начислено:
- директору Петрову - 3600 руб.;
- главному бухгалтеру Ивановой - 2800 руб.;
- менеджеру Смирнову - 3000 руб. (в том числе премия, предусмотренная трудовым договором, - 1000 руб.);
- менеджеру Соловьевой - 2900 руб. (в том числе премия, предусмотренная трудовым договором, - 600 руб. и 400 руб. - доплата за совмещение профессий).
Расходы по добровольному страхованию
К расходам на оплату труда относят затраты фирмы по договорам:
- обязательного страхования сотрудников (например, страхование частных детективов и охранников, работников горноспасательных служб и т.д.);
- добровольного страхования сотрудников (например, страхование жизни или здоровья).
В бухгалтерском учете затраты по таким договорам полностью включают в расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете такие затраты включают в состав расходов на оплату труда.
Расходы по обязательному страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы полностью.
Расходы по добровольному страхованию сотрудников уменьшают прибыль:
- если договор страхования заключен на условиях, предусмотренных п. 16 ст. 255 Налогового кодекса;
- если расходы по страхованию сотрудников не превышают нормы, установленные п. 16 ст. 255 Налогового кодекса.
Обратите внимание: независимо от метода учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (метода начисления или кассового метода) затраты по добровольному страхованию сотрудников уменьшают облагаемую прибыль только после их оплаты (ст. 272 НК РФ).
Если расходы по страхованию относят к нескольким отчетным периодам (например, при оплате договора страхования разовым платежом), то их равномерно распределяют между ними.
Расходы, связанные с добровольным страхованием сотрудников, отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета договоров на добровольное страхование работников;
- регистре учета расходов по добровольному страхованию работников;
- регистре-расчете учета расходов по страхованию работников текущего периода.
Прежде всего заполните регистр учета договоров на добровольное страхование работников. Это нужно сделать на основании документов, которыми оформляют страхование (например, договоров), а также регистра учета расхода денежных средств.
Затем заполните регистр учета расходов по добровольному страхованию работников. Его заполняют на основании данных регистра расходов будущих периодов.
После этого внесите необходимые данные в регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода. Его заполняют на основании данных регистра расходов на оплату труда и регистра учета расходов по добровольному страхованию работников.
Резерв на оплату отпусков и выплату
вознаграждений за выслугу лет
Единовременное списание крупных расходов приведет к резкому увеличению себестоимости и может даже стать причиной убытка.
Поэтому для равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу и создают резервы предстоящих расходов. Например, фирма может зарезервировать средства:
- на оплату отпусков;
- на выплату вознаграждения за выслугу лет.
В бухгалтерском учете сумму таких резервов отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете эти резервы отражают в составе расходов на оплату труда.
Создавать резервы или нет, фирма решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой и бухгалтерской учетной политике.
Обратите внимание: создавать резервы могут только те компании, которые учитывают доходы и расходы при расчете налога на прибыль по методу начисления.
Расходы, для оплаты которых создан резерв, списывают за счет резерва.
Если фирма решила сформировать резерв на оплату отпусков, нужно написать об этом в налоговой учетной политике. В ней следует указать ежемесячный процент отчислений в резерв. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно оформить специальную смету. В смете указывают сумму, которую компания планирует израсходовать:
- на заработную плату;
- на уплату взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы;
- на выплату отпускных;
- на уплату взносов с отпускных.
Ежемесячный процент отчислений в резерв рассчитывают так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Процент отчислений в резерв = (Планируемая сумма расходов на оплату│
│отпусков с учетом страховых взносов : Планируемая сумма расходов│
│на оплату труда с учетом страховых взносов) x 100% │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Сумму ежемесячных отчислений в резерв определяют так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Сумма ежемесячных отчислений = Фактическая сумма расходов на оплату│
│труда с учетом страховых взносов x Процент отчислений в резерв │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Эта сумма уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.
Обратите внимание: если вы решили создать резерв, то расходы на выплату отпускных можно списывать только за счет резерва.
В конце года бухгалтер должен проверить, израсходован резерв или нет. Расходы на выплату отпускных могут быть как больше, так и меньше резерва.
Если расходы на выплату отпускных (с учетом страховых взносов) больше суммы резерва, то разница между резервом и расходами уменьшает прибыль только в конце года (31 декабря).
Если расходы на выплату отпускных (с учетом страховых взносов) меньше суммы резерва, то разница между резервом и расходами увеличивает прибыль в конце года (31 декабря).
Амортизация и амортизируемое имущество
В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включают сумму амортизации, начисленную:
- по основным средствам производственного назначения;
- по нематериальным активам, которые используются в производственной деятельности фирмы.
Основные средства - это имущество, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией.
Нематериальные активы (НМА) - это результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые также используются в производстве или для управленческих нужд (например, товарный знак).
По Налоговому кодексу эти ценности называют амортизируемым имуществом.
Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основных средств и НМА на расходы, уменьшающие налоговую прибыль фирмы. Она начисляется только на амортизируемое имущество. К нему относят основные средства и нематериальные активы, которые:
- принадлежат фирме на праве собственности (за исключением основных средств, требующих госрегистрации);
- используются для извлечения дохода;
- эксплуатируются более 12 месяцев;
- стоят дороже 40 000 руб. ( с 2016 г. – 100 000 руб)
Нематериальный актив не имеет материально-вещественной структуры, но фирма должна иметь документ, подтверждающий исключительное право на него.
Обратите внимание: в состав нематериальных активов не включают компьютерные программы, на которые компания не имеет исключительных прав, и затраты на получение лицензий на право ведения определенных видов деятельности.
Сумма амортизации, которую следует начислять по основным средствам и НМА, зависит как от срока службы амортизируемого имущества, так и от его первоначальной стоимости.
Основные средства
Для того чтобы основное средство попало в разряд амортизируемых, необходимо, чтобы его первоначальная стоимость превышала 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Если объект стоит меньше 40 000 руб., тогда на него не начисляется амортизация - его стоимость списывают в налоговом учете единовременно в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Такое же правило существует и в бухгалтерском учете. Если основное средство стоит до 40 000 руб., в бухучете на него можно не начислять амортизацию. Стоимость таких активов разрешено отражать в составе материально-производственных расходов (п. 5 ПБУ 6/01).
Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства формируют в зависимости от того, как оно было приобретено:
- куплено за деньги;
- получено в качестве вклада в уставный капитал;
- получено безвозмездно;
- построено (создано) силами самой фирмы.
Формирование первоначальной стоимости
В бухгалтерском и налоговом учете первоначальную стоимость купленных основных средств формируют по-разному. А именно - некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета - нет. Так, в налоговую стоимость основных средств не включают:
- отрицательные суммовые разницы (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- проценты по кредиту, полученному на покупку основных средств (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- платежи, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество (их учитывают в составе прочих налоговых расходов).
Основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражают в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. В налоговом учете такие объекты учитывают исходя из их остаточной стоимости, определенной по данным налогового учета передающей стороны. Остаточную стоимость основных средств определяют на дату перехода права собственности на них (ст. 277 НК РФ).
В бухгалтерском учете их приходуют по стоимости, согласованной между акционерами (участниками) фирмы (п. 9 ПБУ 6/01).
фирма получила основные средства безвозмездно, определите их стоимость исходя из рыночной цены на подобное имущество. Это правило действует и в налоговом, и в бухгалтерском учете. Однако в налоговом учете стоимость такого имущества не может быть меньше его остаточной стоимости по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Если остаточная стоимость основного средства больше, чем его рыночная цена, то в налоговом учете его отражают по остаточной стоимости. А в бухгалтерском - по рыночной. Следовательно, стоимость такого имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.
Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе есть в п. 2 ст. 319 Налогового кодекса. Согласно этой статье, в стоимость готовой продукции включают только прямые расходы. По ст. 318 Налогового кодекса к ним можно отнести только:
- материальные затраты (расходы на покупку сырья и материалов, инструментов и инвентаря, полуфабрикатов и т.д.);
- расходы на оплату труда строительных рабочих;
- расходы на оплату пенсионных взносов с зарплаты строительных рабочих;
- амортизацию по строительным машинам и оборудованию.
Итак, одно и то же имущество отражается в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости. Поэтому вам придется заполнять отдельные налоговые регистры по учету основных средств, построенных хозяйственным способом.
Однако можно этого избежать и сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Дело в том, что фирма вправе расширить перечень прямых налоговых расходов и утвердить его в своей учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Например, она вправе включить в прямые расходы те же затраты, что формируют первоначальную стоимость построенного объекта в бухучете. Главное - отразить состав прямых расходов в налоговой учетной политике.
В бухгалтерском учете первоначальную стоимость основных средств отражают в инвентарной карточке (форма N ОС-6).
В налоговом учете первоначальную стоимость основных средств отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
- регистре-расчете "Формирование стоимости объекта учета";
- регистре информации об объекте основных средств.
Если стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то достаточно вести лишь карточку по форме N ОС-6, если нет, то придется вести и карточку, и упомянутые регистры.
Амортизация основных средств
И в налоговом, и в бухгалтерском учете по основным средствам начисляют амортизацию. Это делают ежемесячно, начиная с того месяца, который следует за месяцем, когда вы ввели основное средство в эксплуатацию.
Пример. ООО "Пассив" приобрело технологическое оборудование и 5 марта ввело его в эксплуатацию.
Амортизацию этого оборудования нужно начислять начиная с апреля того же года.
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса фирмы (продан, ликвидирован и т.п.).
Пример. ООО "Пассив" продало технологическое оборудование 5 сентября. Несмотря на это, за сентябрь амортизация по данному оборудованию должна быть начислена полностью.
Эти правила применяют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Амортизацию по каждому объекту основных средств вы должны начислять:
- в бухгалтерском учете - в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 "Основные средства";
- в налоговом учете - в пределах его стоимости, отраженной в регистре информации об объекте основных средств.
В налоговом учете в отличие от бухгалтерского фирма вправе переносить стоимость основного средства на расходы по-особому. Она может 10 или 30 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно) списать в расходы сразу в том периоде, в котором фирма начинает их амортизировать в налоговом учете (п. 3 ст. 272 НК РФ). Такой порядок амортизации получил неформальное название - "амортизационная премия".
Обратите внимание: с 1 января 2009 г. размер амортизационной премии по основным средствам со сроком полезного использования свыше трех до 20 лет (третья - седьмая амортизационные группы) увеличен до 30 процентов (п. 9 ст. 258 НК РФ). По основным средствам, которые относятся к остальным группам, размер амортизационной премии составляет 10 процентов.
Применять амортизационную премию фирма может, если она:
- купила основное средство;
- создала его;
- модернизировала, достроила, дооборудовала или технически перевооружила существующий объект (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).
Пример. В марте ЗАО "Актив" приобрело производственный станок.
Его первоначальная стоимость и в бухгалтерском, и в налоговом учете составила 250 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет (третья амортизационная группа). В марте же "Актив" поставил основное средство на учет и ввел его в эксплуатацию.
Начислять амортизацию по этому объекту фирма начала с апреля. В этом месяце бухгалтер "Актива" включил в налоговые расходы сумму амортизационной премии, равную 30 процентам от первоначальной стоимости станка. Эта сумма составила 75 000 руб. (250 000 руб. x 30%).
В этом и в последующих месяцах фирма будет начислять обычную амортизацию по станку в зависимости от выбранного метода ее начисления.
При модернизации или реконструкции фирма вправе воспользоваться амортизационной премией. То есть в месяце, когда произошла модернизация, она может списать на налоговые расходы 10 или 30 процентов от затрат, потраченных на модернизацию (п. 3 ст. 272 НК РФ). А оставшуюся их часть будет амортизировать.
Пример. В январе 2014 г. ЗАО "Актив" приобрело и ввело в эксплуатацию станок. Первоначальная стоимость станка, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете, - 120 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет (60 мес.). Амортизация на станок начисляется линейным методом. Норма амортизации по станку составит:
(1 : 60 мес.) x 100% = 1,667%.
Сумма амортизационных отчислений за февраль составит:
120 000 руб. x 1,667% = 2000 руб.
В марте 2014 г. станок был модернизирован. Его стоимость увеличилась на 60 000 руб.
Ситуация 1. Фирма применяет амортизационную премию.
В марте бухгалтер "Актива" включит в расходы по налоговому учету амортизационную премию в сумме 18 000 руб. (60 000 руб. x 30%). А оставшаяся часть - 42 000 руб. (60 000 - 18 000) - будет амортизироваться в обычном порядке.
В этом и в последующих месяцах бухгалтер включит в налоговые расходы ежемесячную сумму амортизации. Она составит:
(120 000 руб. + 42 000 руб.) x 1,667% = 2700,54 руб.
Такую сумму бухгалтер "Актива" будет каждый месяц отражать в налоговых расходах до тех пор, пока станок полностью не самортизируется.
Ситуация 2. Фирма не применяет амортизационную премию.
В марте бухгалтер "Актива" увеличил первоначальную стоимость станка. Она стала равна 180 000 руб. (120 000 + 60 000).
С марта 2014 г. сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:
180 000 руб. x 1,667% = 3000 руб.
Эту сумму бухгалтер "Актива" будет отражать в налоговых расходах, пока станок полностью не самортизируется.
Обратите внимание: амортизационная премия - это право, а не обязанность. То есть у вас есть выбор, применять ее или нет. Причем вы можете по какому-то одному объекту начислить все 10 или 30 процентов премии, по другому - меньше, по третьему - вообще не начислять. Таким образом, у вас есть возможность оптимизации облагаемой прибыли. Если вы решите использовать амортизационную премию, это нужно указать в учетной политике.
Обратите внимание: с 1 января 2009 г. в Налоговом кодексе прописан порядок восстановления амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ).
компания должна восстановить амортизационную премию, то есть включить ее в доходы, если вы реализуете основное средство раньше пяти лет с момента ввода в эксплуатацию. Этот же порядок применяют, если амортизационную премию применяли по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению основных средств.
Однако в бухгалтерском учете амортизационную премию не применяют. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) не предусматривает такой возможности.
Начислять амортизацию на основные средства нужно до тех пор, пока они полностью не самортизируются. Это значит, что их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) станет равна нулю. В данном случае на балансе и в налоговом учете фирмы ОС числится по нулевой остаточной стоимости. Начислять амортизацию на такое основное средство уже не нужно независимо от того, использует его фирма или нет.
Если право собственности на имущество подлежит государственной регистрации, то амортизацию по нему начисляют:
- в налоговом учете - после передачи документов на госрегистрацию основного средства и ввода его в эксплуатацию;
- в бухгалтерском учете - после передачи документов на госрегистрацию имущества и ввода его в эксплуатацию. При этом после процедуры госрегистрации объект включают в состав основных средств, увеличивают его первоначальную стоимость на сумму расходов на регистрацию и корректируют ранее начисленную по нему амортизацию.
В бухгалтерском учете есть четыре метода начисления амортизации основных средств:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме количества лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции.
В налоговом учете существует только два метода амортизации основных средств:
- линейный;
- нелинейный.
Выбранный способ начисления амортизации для целей налогообложения должен быть закреплен в налоговой учетной политике. Переход с линейного метода на нелинейный возможен с начала нового года. Обратный переход можно осуществлять раз в пять лет. Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если же в Классификации срок полезного использования для приобретенного вами объекта основных средств не указан, вы можете установить его на основании рекомендаций изготовителя такого объекта.
Рекомендации изготовителя могут содержаться в технической документации к основному средству (паспорте, техническом описании, инструкции по эксплуатации и т.д.). При использовании линейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта основных средств определяется так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Норма амортизации (в процентах) = 1 : Срок полезного использования│
│объекта (в месяцах) x 100% │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Сумма ежемесячных амортизационных отчислений = Первоначальная│
│стоимость объекта x Норма амортизации │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
С 1 января 2009 г. изменен порядок начисления амортизации нелинейным методом. При использовании нелинейного метода амортизацию начисляют по амортизационным группам (подгруппам), а не по каждому объекту основных средств. Для этого необходимо определить суммарный баланс (п. 2 ст. 259.2 НК РФ). Он равен остаточной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, которое относится к данной группе (подгруппе).
Остаточную стоимость определяют по формуле:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Остаточная стоимость объектов в группе (подгруппе) = Первоначальная│
│ n│
│(восстановительная) стоимость объектов x (1 - 0,1 x Норма амортизации) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
где n - число полных месяцев, прошедших со дня включения объектов в соответствующую группу (подгруппу).
Суммарный баланс каждой группы (подгруппы) ежемесячно уменьшают на суммы начисленной амортизации (п. 4 ст. 259.2 НК РФ).
Суммы начисленной амортизации за месяц определяют по формуле:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Сумма начисленной амортизации для соответствующей группы│
│(подгруппы) = Суммарный баланс соответствующей амортизационной группы│
│(подгруппы) x Норма амортизации для соответствующей группы (подгруппы) :│
│: 100 │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Для нелинейного метода начисления амортизации используют следующие нормы:
┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Амортизационная группа │ Норма амортизации (месячная) │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ Первая │ 14,3 │
│ Вторая │ 8,8 │
│ Третья │ 5,6 │
│ Четвертая │ 3,8 │
│ Пятая │ 2,7 │
│ Шестая │ 1,8 │
│ Седьмая │ 1,3 │
│ Восьмая │ 1,0 │
│ Девятая │ 0,8 │
│ Десятая │ 0,7 │
└─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────
Суммарный баланс группы (подгруппы) уменьшают на остаточную стоимость имущества. Это происходит при выбытии объекта амортизируемого имущества (п. 10 ст. 259.2 НК РФ). Если после этого суммарный баланс равен нулю, то данную группу (подгруппу) ликвидируют.
Когда суммарный баланс группы (подгруппы) достигает значения менее 20 000 руб., ее в следующем месяце ликвидируют. Результат относят на внереализационные расходы текущего периода (п. 12 ст. 259.2 НК РФ).
Информацию о начислении амортизации по основным средствам отражают в двух налоговых регистрах:
- регистре информации об объекте основных средств;
- регистре-расчете амортизации основных средств.
Если порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то упомянутые регистры вести не нужно. Всю необходимую информацию можно получить из данных бухгалтерского учета.
Если в регистре бухгалтерского учета нет тех или иных данных, которые необходимы для расчета налога на прибыль (например, в нем не указана амортизационная группа, к которой относится основное средство), его можно дополнить недостающими "налоговыми" реквизитами.
Регистр информации об объекте основных средств заполняют на основании первичных документов на покупку основного средства (например, договоров, накладных, счетов-фактур и т.д.), а также распорядительных документов фирмы, которые устанавливают порядок начисления амортизации (приказов об установлении срока полезного использования основного средства, применении пониженных или повышенных норм амортизации и т.д.).
Затем, исходя из данных этого регистра, заполняют регистр-расчет амортизации основных средств.
Нематериальные активы
Первоначальная стоимость нематериального актива - это сумма всех расходов, связанных с его приобретением. Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете первоначальная стоимость нематериального актива (НМА) формируется в зависимости от того, как он был получен. Нематериальный актив может быть:
- куплен за деньги;
- получен в качестве вклада в уставный капитал;
- получен безвозмездно;
- создан силами самой фирмы.
Формирование первоначальной стоимости
В бухгалтерском и налоговом учете первоначальную стоимость купленных НМА формируют по-разному. А именно: некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета - нет. Так, в налоговую стоимость НМА не включают:
- отрицательные суммовые разницы (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- проценты по кредиту, полученному на покупку НМА (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);
- услуги нотариуса за регистрацию договора, по которому фирма получает право собственности на НМА (их учитывают в составе прочих налоговых расходов).
Нематериальные активы, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражают в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. В бухгалтерском учете их приходуют по стоимости, согласованной между акционерами (участниками) фирмы (п. 11 ПБУ 14/2007). В налоговом учете такие нематериальные активы отражают исходя из их остаточной стоимости, определенной по данным налогового учета передающей стороны. Остаточную стоимость определяют на дату перехода права собственности на них (ст. 277 НК РФ).
Нематериальные активы, полученные безвозмездно, отражают в бухгалтерском и налоговом учете по рыночной цене. При этом в налоговом учете стоимость такого нематериального актива не может быть меньше его остаточной стоимости по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Если остаточная стоимость нематериального актива больше, чем его рыночная цена, то в налоговом учете его отражают по остаточной стоимости. А в бухгалтерском - по рыночной.
Если нематериальный актив создан самой фирмой, то в его первоначальную стоимость включают все расходы на его изготовление (стоимость израсходованных материалов, заработную плату работников, которые его изготавливали, патентные пошлины и т.д.). Это правило применяется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Причем нематериальные активы считаются созданными самой фирмой, если выполнено одно из следующих условий:
- исключительное право на нематериальный актив принадлежит фирме, и он создан ее работниками;
- исключительное право на нематериальный актив принадлежит фирме, и он создан по ее заказу сторонней организацией;
- свидетельство на товарный знак (знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и т.п.) выдано на имя фирмы.
В бухгалтерском учете первоначальную стоимость нематериальных активов отражают в специальной карточке (форма N НМА-1).
В налоговом учете первоначальную стоимость нематериальных активов отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
- регистре-расчете "Формирование стоимости объекта учета";
- регистре информации об объекте нематериальных активов.
Если стоимость нематериального актива в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то достаточно вести лишь карточку по форме N НМА-1, если нет - кроме карточки придется вести упомянутые регистры.
Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с покупкой нематериального актива (например, договоров, накладных, счетов-фактур и т.д.).
Исходя из данных этого регистра, заполняют регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета". Затем вносят необходимые данные в регистр информации об объекте нематериальных активов.
Прочие расходы
Прочие расходы перечислены в ст. 264 Налогового кодекса.
К ним, в частности, относят затраты:
- на аренду имущества;
- на юридические, консультационные, информационные и посреднические услуги;
- на аудиторские услуги;
- на оплату услуг нотариуса;
- на ремонт основных средств;
- на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (включая отчисления в резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту);
- на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
- на перечисление платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности (в частности, патентами на изобретения, промышленные образцы и т.д.);
- на обязательное и добровольное страхование имущества;
- на уплату налогов и сборов в бюджет;
- на сертификацию продукции (работ, услуг);
- на подбор персонала;
- на рекламу;
- на регистрацию прав на недвижимость;
- на содержание служебного транспорта и выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (мотоциклов);
- на командировки;
- на представительские расходы;
- на подготовку и переподготовку кадров;
- на научные исследования и разработки;
- на оплату других расходов, связанных с производством и реализацией.
Рассмотрим особенности налогового учета этих расходов подробнее.
Регистры налогового учета прочих расходов
Расходы фирмы (в том числе прочие), связанные с оплатой работ или услуг, выполненных сторонними организациями, отражают в регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.
Для учета расходов и резерва на обычный гарантийный ремонт, а также налогов, начисленных к уплате в бюджет, ФНС России предусмотрела специальные регистры:
- регистр учета расходов на ремонт;
- регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт;
- регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт;
- регистр учета начисления налогов и сборов;
- регистр учета расчетов с бюджетом.
Если те или иные расходы фирмы относят к нескольким отчетным (налоговым) периодам, то дополнительно оформляют регистр учета расходов будущих периодов.
Все данные о прочих расходах фирмы переносят из этих регистров в сводный регистр учета прочих расходов текущего периода.
Расходы фирмы (в том числе прочие), связанные с оплатой работ или услуг, выполненных сторонними организациями, отражают в регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.
Для учета расходов и резерва на обычный гарантийный ремонт, а также налогов, начисленных к уплате в бюджет, ФНС России предусмотрела специальные регистры:
- регистр учета расходов на ремонт;
- регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт;
- регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт;
- регистр учета начисления налогов и сборов;
- регистр учета расчетов с бюджетом.
Если те или иные расходы фирмы относят к нескольким отчетным (налоговым) периодам, то дополнительно оформляют регистр учета расходов будущих периодов.
Все данные о прочих расходах фирмы переносят из этих регистров в сводный регистр учета прочих расходов текущего периода.
Внереализационные расходы
По правилам налогового учета расходы, которые не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), считают внереализационными.
Какие расходы считают внереализационными
Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 Налогового кодекса. Этот перечень не закрыт. К внереализационным относят также любые расходы, которые не учитывают в составе расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг), но которые уменьшают облагаемую прибыль.
К внереализационным расходам, в частности, относят:
- затраты на содержание имущества, переданного в аренду (лизинг);
- затраты на уплату процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам, собственным векселям и облигациям и т.д.), включая реструктурированную задолженность перед бюджетом;
- отрицательные курсовые разницы от переоценки валютных ценностей (кроме ценных бумаг) и валютной задолженности;
- отрицательные разницы, возникшие при продаже или покупке иностранной валюты по коммерческому курсу, который отличается от официального курса Банка России;
- отрицательные суммовые разницы;
- штрафы и пени, начисленные фирме за нарушение условий хозяйственных договоров;
- затраты по аннулированным производственным заказам, а также производству, не давшему продукции;
- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
- убытки от простоев по внутрипроизводственным причинам;
- убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
- затраты на ликвидацию основных средств;
- суммы списанной дебиторской задолженности;
- затраты на формирование резервов по сомнительным долгам;
- скидки, предоставленные покупателям при выполнении ими определенных условий, или премии;
- судебные расходы;
- затраты на услуги банков;
- расходы по операциям с тарой;
- затраты на проведение собраний акционеров;
- другие обоснованные расходы, не связанные с производством и реализацией.
Выбрав кассовый метод учета доходов и расходов, отражайте внереализационные расходы после их фактической оплаты.
Если вы используете метод начисления, то внереализационные расходы нужно отражать так:
Вид внереализационного расхода
Момент отражения расхода в налоговом учете
Расходы на содержание
имущества, переданного в
аренду
В зависимости от вида расходов:
- амортизация - ежемесячно (в последний
день текущего месяца);
- стоимость работ (услуг) сторонних
организаций - на дату их фактического
выполнения (оказания);
- затраты подотчетных лиц - на дату
утверждения авансового отчета и т.д.
Проценты по долговым
обязательствам (договорам
займа, долговым ценным бумагам
и т.д.)
Дата окончания отчетного (налогового)
периода или дата погашения долга (п. 8
ст. 272 НК РФ)
Отрицательная курсовая разница
от переоценки валюты и
валютной задолженности
Наиболее ранняя из дат (п. 10 ст. 272 НК
РФ):
- дата совершения операции в иностранной
валюте (например, ее перечисления
поставщику, погашения задолженности);
- последний день отчетного (налогового)
периода
Отрицательные разницы,
возникающие при продаже или
покупке иностранной валюты по
курсу, который отклоняется от
официального курса Банка
России
Дата перехода права собственности на
иностранную валюту (п. 7 ст. 272 НК РФ)
Отрицательная суммовая разница
У покупателя имущества (работ, услуг) -
дата погашения задолженности перед
поставщиком.
У продавца имущества (работ, услуг) - дата
погашения задолженности покупателем (п. 9
ст. 272 НК РФ)
Штрафы и пени, начисленные за
нарушение фирмой условий
хозяйственных договоров
Дата признания штрафа (пеней) должником
либо день вступления в силу решения суда о
его присуждении (п. 7 ст. 272 НК РФ)
Формирование резервов
Дата начисление резерва (п. 7 ст. 272 НК
РФ)
Другие внереализационные
расходы
Дата начисления
НАЛОГОВАЯ БАЗА
За каждый отчетный период фирма составляет расчет налоговой базы (ст. 315 НК РФ). Он должен содержать информацию:
- о сумме доходов от реализации, полученных в отчетном периоде;
- о сумме расходов, уменьшающих доходы от реализации;
- о прибыли (убытке) от реализации;
- о сумме внереализационных доходов;
- о сумме внереализационных расходов;
- о прибыли (убытке) от внереализационных операций;
- о сумме налоговой базы за отчетный период.
Все эти данные есть в декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. N 54н. Поэтому самостоятельно разрабатывать форму расчета налоговой базы и утверждать ее приказом об учетной политике для целей налогообложения не обязательно. Достаточно правильно заполнить все листы и приложения декларации.
Пример. ЗАО "Актив" занимается производством электрических котлов. В I квартале "Актив" отгрузил ООО "Пассив" электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Помимо котлов "Актив" продал материалы за 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Право собственности на товары перешло к "Пассиву".
По данным аналитических регистров налогового учета в I квартале "Актив" получил выручку от реализации продукции в размере 150 000 руб.
Эту сумму нужно указать в строке 010 листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций за I квартал" декларации по налогу на прибыль:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Расчет налога на прибыль организаций │
│ за I квартал │
│ │
│┌─────────────────────────────────────────────────────┬──────┬──────────┐│
││ Показатели │ Код │ Сумма, ││
││ │строки│ руб. ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││ 1 │ 2 │ 3 ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││Доходы от реализации (строка 040 Приложения N 1 к │ 010 │ 150 000 ││
││листу 02) │ │ ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││Внереализационные доходы (строка 100 Приложения N 1 к│ 020 │ - ││
││листу 02) │ │ ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации │ 030 │ - ││
││(строка 130 Приложения N 2 к листу 02) │ │ ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││... │ ... │ ... ││
│└─────────────────────────────────────────────────────┴──────┴──────────┘│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Общая сумма выручки расшифровывается в Приложении 1 к листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы за I квартал". В строке 011 этого Приложения указывается выручка от реализации продукции собственного производства - 100 000 руб., а в строке 014 приводится сумма выручки от реализации материалов - 50 000 руб.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Доходы от реализации │
│ за I квартал │
│ │
│┌─────────────────────────────────────────────────────┬──────┬──────────┐│
││ Показатели │ Код │ Сумма, ││
││ │строки│ руб. ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││ 1 │ 2 │ 3 ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││Выручка от реализации - всего, в том числе: │ 010 │ 150 000 ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││выручка от реализации товаров (работ, услуг) │ 011 │ 100 000 ││
││собственного производства │ │ ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││выручка от реализации покупных товаров │ 012 │ - ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││выручка от реализации имущественных прав, за │ 013 │ - ││
││исключением доходов от реализации права требования │ │ ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││выручка от реализации прочего имущества │ 014 │ 50 000 ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││... │ ... │ ... ││
│├─────────────────────────────────────────────────────┼──────┼──────────┤│
││Итого доходов от реализации (строка 010 + │ 040 │ 150 000 ││
││строка 023 + строка 030) │ │ ││
│└─────────────────────────────────────────────────────┴──────┴──────────┘│