Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Налоговый учет и отчетность

  • 👀 503 просмотра
  • 📌 489 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Налоговый учет и отчетность» doc
КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине: «Налоговый учет и отчетность» Тема 1. Понятия и принципы налогового учета 1.1. Сущность налогового учета, сходства и различия с другими видами учета Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. [ст. 313 НК РФ] Цель ведения налогового учета – информационное обеспечение формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации. Основные сходства в правилах ведения бухгалтерского и налогового учета 1. Правила их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. 2. Порядок ведения и бухгалтерского, и налогового учета организации должен быть закреплен в документах по учетной политике. 3. Порядок внесения изменений в учетную политику в целях налогообложения прибыли закреплен, аналогичный принятому для бухгалтерского учета: на основании приказа (распоряжения) руководителя организации и вступают в силу с нового налогового периода. Основные различия бухгалтерского и налогового учета 1. Цели ведения учета. 2. Правила и методология ведения учета. Порядок ведения бухгалтерского учета конкретизирован и детализирован различными актами органов исполнительной власти, а налоговый учет на предприятии организуется налогоплательщиком самостоятельно. 3. Налоговая тайна и принцип открытости бухгалтерской отчетности 1.2. Принципы налогового учета Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Принцип денежного измерения базируется на положениях ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В соответствии с принципом имущественной обособленности имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. [ст. 256 НК РФ] Согласно принципу непрерывности деятельности организации учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. [ст. 259 НК РФ] Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) в налоговом учете является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Соответственно ст. 272 НК РФ определено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом, в виде исключения Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность применения кассового метода. Статьей 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, согласно которому нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов нашел отражение в ст. 271 и 272 НК РФ. 1.3. Система налогового учета Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Данные налогового учета должны отражать: 1. порядок формирования суммы доходов и расходов; 2. порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; 3. сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; 4. порядок формирования сумм создаваемых резервов; 5. сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета являются: 1. Первичные учетные документы 2. Аналитические регистры налогового учета 3. Расчет налоговой базы Элементы системы налогового учета в организации - это: источники данных, формы аналитических регистров налогового учета, форму расчета налоговой базы, механизмы, сроки и последовательность внесения информации в систему налогового учета, приемы ее систематизации и обобщения, порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях. Предписания Налогового кодекса РФ предоставляют организациям право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Подходы к ведению налогового учета по своей сути различны, но по тем или иным характеристикам они сводятся к двум основным моделям взаимодействия бухгалтерского и налогового учета: 1. Автономное существование систем бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных, независимых видов деятельности по учету. 2. Единую систему учета (бухгалтерского), в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая для корректного определения величины налоговых обязательств, в том числе по налогу на прибыль организаций. 1.4 Регистры налогового учета Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты (ст.313 НК РФ) 1. наименование регистра 2. период (дату) составления 3. измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях 4. наименование хозяйственных операций 5. подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров МНС (ФНС) России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли. С ней можно ознакомиться на сайте МНС (ФНС) России в интернете www.nalog.ru. Все налоговые регистры, условно разделены на пять групп: 1. Регистры промежуточных расчетов 2. Регистры учета состояния единицы налогового учета 3. Регистры учета хозяйственных операций 4. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями 5. Регистры формирования отчетных данных 1.5 Налоговая тайна Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Виды нарушений режима налоговой тайны ч.4 ст.102 НК РФ 1. Разглашение налоговой тайны 2. Утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий, а также утрату документов, содержащих налоговую тайну, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается: - штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; - лишением свободы на срок до трех лет. Тема 2. Учетная политика для целей налогового учета С введением гл. 25 НК РФ фирма должна формировать две учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, другую для целей налогообложения. Учетную политику для целей бухгалтерского учета составляют, руководствуясь Положением «Учетная политика организации» /ПБУ 1/2008. Порядок же разработки учетной политики для целей налогообложения законодательно не утвержден. Основные требования к учетной политике для целей налогообложения сформулированы в гл. 25 НК РФ. Учетные политики могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. На практике гораздо удобнее вести две независимые учетные политики, особенно если фирма занимается несколькими видами деятельности или осуществляет много различных операций. Обычно учетная политика составляется главным бухгалтером фирмы, а затем оформляется и утверждается приказом руководителя данной фирмы. Изменения в учетной политике для целей налогообложения фирма должна принять: • либо с начала нового календарного года, если изменились применяемые методы учета; • либо когда вступит в силу новое изменение законодательства о налогах и сборах; • либо при осуществлении новых видов деятельности. Изменения, внесенные в учетную политику, должны быть обоснованными. Изменения оформляют в таком же порядке, как и саму учетную политику, т.е. приказом руководителя фирмы. Принятая фирмой учетная политика применяется в течение всего налогового периода. Вопрос о структуре учетной политики для целей налогообложения фирма решает самостоятельно. Обычно этот документ содержит три раздела: I. Организационные моменты налогового учета; II. Методы и способы налогообложения; III. Регистры налогового учета. Первый раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета. Необходимо указать: • службу, которая будет вести налоговый учет; • ответственного за организацию налогового учета; • ответственного за ведение налогового учета; • способы ведения налогового учета; • способы обработки первичных документов; • способы формирования налоговых регистров; • другие особенности организации налогового учета. Во втором разделе учетной политики отражают те методы и способы ведения налогового учета, которые выбирает сама фирма. Те позиции налогового законодательства, которые устанавливают однозначную трактовку, в учетной политике отражать не следует. Этот раздел учетной политики для целей налогообложения рекомендуется вести по отдельным видам налогов (налог на прибыль, НДС, НДФЛ, страховые взносы, транспортный налог и некоторые другие налоги). В этом разделе необходимо отразить следующие элементы. Налог на прибыль: • метод определения доходов и расходов; • порядок списания стоимости сырья и материалов в производство; • порядок списания стоимости товаров при их реализации; • порядок начисления амортизации по основным средствам и НМА; • порядок применения коэффициентов при начислении амортизации основных средств; • порядок создания резервов; • порядок определения нормативной величины процентов по кредитам и займам; • перечень расходов, относящихся к прямым расходам; • порядок списания прямых расходов на реализованную продукцию; • порядок начисления и перечисления авансовых платежей по налогу; • порядок начисления и перечисления самого налога; • и другие элементы данного раздела, в зависимости от особенностей деятельности данной фирмы. В третьем разделе учетной политики фирма должна указать налоговые регистры, которые она использует, чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль и при необходимости приложить их в приложении к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Налоговая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя фирмы. Утверждается учетная политика на 1 год и сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения фирмы. Тема 3. Налоговый учет доходов 1.1. Доходы организации и их классификация Налоговая база по налогу на прибыль – денежное выражение прибыли. Прибыль – доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, основными категориями, рассматриваемыми более подробно в налоговом учете должны стать доходы и расходы организаций В соответствии с НК РФ "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить". Доход - это общая сумма поступлений из всех источников и от ведения какой-либо деятельности. Таким образом, законодатель определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме. В налоговом учете при формировании налогооблагаемой прибыли доходы учитываются без сумм налога на добавленную стоимость. Доходы определяются на основании подтверждающих их получение первичных и других документов и документов налогового учета. Классификация доходов: 1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) 2. Внереализационные доходы Кроме того, Налоговый кодекс содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. 2.2. Внереализационные доходы К внереализационным доходам относят такие поступления налогоплательщику, которые непосредственно не связаны с процессом производства или продаж, часто возникают сами по себе. Выделяют следующие основные виды внереализационных доходов: 1. Положительные курсовые разницы. 2. Положительные суммовые разницы. 3. Проценты по коммерческим кредитам и векселям к получению. 4. Штрафы и пени к получению. 5. Имущество, полученное безвозмездно. 6. Доходы (прибыль) прошлых лет, выявленные в текущем году. 7. Стоимость ценностей, полученных при ликвидации основных средств. 8. Ценности, выявленные в результате инвентаризации. 9. Списанная кредиторская задолженность. 10. Суммы восстановленных резервов. 11. Проценты по займам, предоставленным другим организациям. 12. Доходы от участия в совместной деятельности. 13. Полученные дивиденды. 2.3. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы Логику налога на прибыль в отношении доходов можно сформировать в одной фразе – любой доход, полученный организацией, включается в облагаемую базу по налогу на прибыль. Но из этого правила есть ряд исключений, которые перечислены в ст. 251. Большинство видов доходов, не учитываемых при налогообложении, имеют весьма специфический характер и встречаются довольно редко, причем у отдельных категорий налогоплательщиков. К необлагаемым доходам относятся: • Стоимость имущества, полученного организацией в качестве взноса в ее уставный капитал; • Стоимость имущества, полученного в виде залога или задатка; • Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором; • Сумма полученных заемных (кредитных) средств; • Средства целевого финансирования; • Гранты. В налоговую базу по налогу на прибыль не включаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (включая денежные средства): • От другой организации, если ее доля в уставном капитале организации-получателя превышает 50%; • От другой организации, если доля организации-получателя в ее уставном капитале превышает 50%; • От физического лица, если его доля в уставном капитале организации превышает 50%. При этом стоимость полученного имущества не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. Учетная политика для целей налогообложения Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ). В отношении учетной политики из положений НК РФ следует: 1) организация осуществляет выбор только одного способа или метода из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации. 2) выбранные способы устанавливаются в организации, т.е. во всех структурных подразделениях, независимо от их места расположения; 3) выбранные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на год); В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении изменений в законодательство, затрагивающее принятую учетную политику). 4) в учетной политике фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога, исходя из действующих положений налогового законодательства, методическим рекомендациям Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению, в части не противоречащей Налоговому кодексу РФ. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются. Методы учета доходов и расходов организации Существуют два метода признания доходов для целей налогообложения прибыли: • Метод начисления – доходы от реализации (выручка) отражаются после перехода права собственности на товары от продавца к покупателю; • Кассовый метод – выручка отражается после оплаты покупателем отгруженных товаров. Если организация использует кассовый метод, то доходы отражаются в налоговом учете после того, как они будут фактически получены. Под получением доходов понимается: • Поступление денег в кассу; • Поступление денег на банковский счет; • Проведение зачета взаимных требований; • Получение имущества в счет погашения задолженности; • Погашение задолженности другим способом. Кассовый метод можно использовать если выручка (без НДС) от продажи товаров (работ, услуг) за четыре предыдущих квартала не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал. Если организация определяет доходы по методу начисления, выручка отражается в налоговом учете на момент отгрузки товара. Момент оплаты отгруженных товаров значения не имеет. По общему правилу в момент отгрузки (передачи) товара право собственности на него переходит от продавца к покупателю. Однако в договоре купли-продажи можно предусмотреть условие о том, что право собственности на товары переходит к покупателю не в момент их отгрузки, а позже (например, после оплаты или доставки в определенное место). Такой договор называется договором с особым порядком перехода права собственности. В этой ситуации выручку нужно отразить в тот момент, когда право собственности на отгруженные товары перейдет по условиям договора. Тема 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ 1.1. Расходы на производство и реализацию продукции Чтобы определить налоговую базу по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину обоснованных и документально подтвержденных расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции классифицируются так: - материальные расходы; - расходы на оплату труда; - суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу; - прочие расходы. Согласно ст.254 НК РФ к материальным расходам относится стоимость: • Покупных сырья и материалов, используемых в процессе производства; • Покупных комплектующих и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем обработке; • Топлива, воды и энергии, необходимых для технологических целей; • Работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями; • Инструментов, производственного инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и спецобуви. Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся: 1. Заработная плата начисленная персоналу; 2. Премии за результаты работы; 3. Надбавки, связанные с режимом работы и условиями труда; 4. Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула; 5. Компенсации за неиспользованный отпуск; 6. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией организации, а также сокращением штат; 7. Единовременные вознаграждения за выслугу лет; 8. Районные коэффициенты и надбавки за работу в тяжелых климатических условиях; 9. Расходы на оплату труда сотрудников, не состоящих в штате организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера; 10. Платежи по договорам обязательного и добровольного страхования сотрудников; 11. Расходы на формирование резерва на предстоящую оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. В состав амортизируемого имущества входят основные средства и нематериальные активы. Амортизации не подлежат земля и другие объекты природопользования, материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги. Все амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. В налоговом учете существует только два метода начисления амортизации: линейный; нелинейный. Согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся: 1. Расходы по аренде имущества; 2. Юридические услуги; 3. Консультационные, информационные, посреднические и аудиторские расходы; 4. Права на использование программ и баз данных для ЭВМ; 5. Расходы на имущественное страхование. 6. Таможенные пошлины, налоги и сборы, не включаемые в цену товаров. 7. Расходы на рекламу; 8. Компенсации за использование личного автомобиля (мотоцикла) для служебных поездок; 9. Расходы, связанные с командировками; 10. Представительские расходы; 11. Расходы на подготовку и переподготовку кадров. 1.2. Внереализационные расходы К внереализационным расходам относятся любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль и не учитываются в составе расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг). Полный перечень расходов содержится в ст. 265 НК РФ. Расходы на уплату процентов по долговым обязательствам В налоговом учете проценты, начисленные по любым заемным средствам, всегда включаются в состав внереализационных расходов и только в пределах норм. Существует два способа нормирования этих расходов: 1. Исходя из среднего процента, рассчитанного по долговым обязательствам того же вида, полученным в сопоставимых условиях, и увеличенного в 1.2 раза; 2. Исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1.1 раза (если долговое обязательство выражено в рублях), или 15% (если долговое обязательство выражено в валюте). При наличии нескольких долговых обязательств одного вида, полученных на сопоставимых условиях, организация может самостоятельно выбрать любой из вышеуказанных способов. При отсутствии таких обязательств и (или) их несопоставимости применяется только второй способ. Тема 5. Налоговый учет основных средств Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете к основным средствам относят имущество, которое используют в качестве средств труда. Например, в состав основных средств могут входить: • здания, сооружения, • рабочие и силовые машины, • измерительные и регулирующие приборы и устройства, • вычислительная техника, • транспортные средства, • инструмент, • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, • земельные участки, • объекты природопользования, • капитальные вложения в земельные участки и арендованное имущество. Для того чтобы имущество можно было учесть как основное средство, оно должно одновременно отвечать нескольким условиям: Таблица Критерии отнесения имущества к ОС По правилам налогового учета (ст. 256, 257 НК РФ) 1. срок службы 2. первоначальная стоимость 3. способность приносить доход 4. назначение имущества 1. более 12 месяцев 2. более 40 000 руб. 3. используется для получения дохода 4. для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд, для передачи в аренду. Поступление основных средств Первоначальная стоимость основного средства. Первоначальная стоимость ОС – это сумма всех расходов связанных с его покупкой, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Первоначальная стоимость ОС формируется в зависимости от того, как оно было приобретено: • куплено у поставщиков, • получено в качестве вклада в уставный капитал, • получено безвозмездно / изучить самостоятельно ст.250 НК РФ/, • построено подрядчиком / изучить самостоятельно ст.257, 318, 319 НК РФ/, • изготовлено силами самой фирмы /изучить самостоятельно ст.257, 318, 319 НК РФ/, • и некоторые другие операции. Покупка. В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость купленных ОС формируется по-разному. Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включаются в первоначальную стоимость ОС, а по правилам налогового учета – нет. Таблица Вид расходов Учет расходов Бухгалтерский учет Налоговый учет Суммы, предназначенные к уплате (уплаченные) продавцу ОС (за исключением НДС) Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Включаются в первоначальную стоимость ОС (ст. 257 НК РФ) Расходы на транспортировку ОС до фирмы Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Включаются в первоначальную стоимость ОС (ст. 257 НК РФ) Расходы на доведение ОС до состояния пригодного к использованию Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Включаются в первоначальную стоимость ОС (ст. 257 НК РФ) Таможенные пошлины, уплаченные при ввозе ОС в Россию Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Учитывается в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ) Расходы за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой ОС Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Учитывается в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ) Расходы услуг нотариуса, связанные с регистрацией договора, по которому фирма получает право собственности на ОС Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Учитывается в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ) Проценты по кредитам, полученным для покупки ОС, начисленные до его оприходования на балансе фирмы Включаются в первоначальную стоимость ОС (ПБУ) Учитываются в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) Отрицательные суммовые (курсовые) разницы, связанные с покупкой ОС Включаются в состав прочих расходов (ПБУ) Учитываются в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) и некоторые другие расходы (см. НК РФ) Таможенные пошлины. Пример:ООО «Актив» ввозит на территорию России грузовой автомобиль. Таможенная стоимость автомобиля 600 000 руб. (без НДС). Ставка пошлины на автомобиль 10% от его таможенной стоимости. Сумма таможенной пошлины составит 60 000 руб. В налоговом учете расходы на оплату таможенной пошлины в стоимость автомобиля не включаются. Его первоначальная стоимость составит 600 000 руб. Сумму таможенной пошлины – 60 000 руб. включают в состав прочих расходов. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля составит 660 000 руб. Информационные, консультационные и посреднические услуги. ООО «Актив» приобрело у ООО «Пассив» производственное здание, стоимость здания 3 000 000 руб. (без НДС). Перед покупкой здания ООО «Актив» оплатил услуги ООО «Недвижимость», связанные с предоставление информации о производственных зданиях, которые продаются в Нижнем Новгороде. Стоимость услуг ООО «Недвижимость» составила 40 000 руб. (без НДС). Первоначальная стоимость здания составит в налоговом учете 3 000 000 руб., 40 000 руб. учитываются в составе прочих расходов. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость здания составит 3 040 000 руб. Воспользуемся условием предыдущего пример. Предположим что ООО «Актив» заверил договор купли-продажи здания у нотариуса. Стоимость услуг нотариуса, включая госпошлину, составила 54 000 руб. Первоначальная стоимость здания составит в налоговом учете 3 000 000 руб., 40 000 руб. и 54 000 руб. учитываются в составе прочих расходов. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость здания составит 3 094 000 руб. Расходы на оформление у нотариуса договора купли-продажи ОС учитываются при налогообложении прибыли только в пределах государственных тарифов на нотариальные услуги. Вклад в уставный капитал. Основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражаются в бухучете по стоимости согласованной между акционерами (учредителями) с учетом всех расходов связанных с его приобретением. Если фирма ОАО или ЗАО, то цену ОС, которую устанавливают акционеры, должен подтвердить независимый оценщик. В ООО независимый оценщик должен привлекаться для определения рыночной стоимости ОС, если размер вклада превышает 20 000 руб. Первоначальная стоимость таких ОС в налоговом учете будет равна стоимости (остаточной стоимости), которая сформирована в налоговом учете, передающей стороны, на дату перехода права собственности. Стоимость таких ОС должны быть подтверждены документально. В ином случае первоначальная стоимость считается нулевой. Выбытие основного средства Основные средства могут быть списаны с баланса фирмы в результате: • продажи; • безвозмездные передачи /изучить самостоятельно, ст.270 НК РФ/; • передачи в уставный капитал другой фирмы /изучить самостоятельно ст. 39, 270, 277 НК РФ/; • ликвидации /изучить самостоятельно ст. 250, 265 НК РФ/; • и некоторые другие операции. Продажа основного средства При продаже ОС в налоговом учете нужно отразить: • выручку от реализации; • расходы, связанные с их реализацией. В некоторых случаях выручка от реализации ОС в бухгалтерском и налоговом учете формируется по-разному. По правилам налогового учета в состав доходов от продажи ОС не включают: • суммовые разницы; • проценты по коммерческим кредитам; • и некоторые другие доходы (см. НК РФ). Доходы, полученные от продажи ОС уменьшаются на: • остаточную стоимость проданного ОС; • расходы, связанные с продажей ОС. Остаточная стоимость ОС = Первоначальная стоимость ОС - Сумма амортизации начисленной по ОС В расходы связанные с продажей ОС, в налоговом учете не включают: • расходы услуг нотариуса за оформление сделки купли-продажи (прочие расходы, ст. 264 НК РФ); • таможенные пошлины, уплаченные при вывозе ОС из России (прочие расходы, ст. 264 НК РФ); • информационные, консультационные услуги, связанные с продажей ОС (прочие расходы, ст. 264 НК РФ); • и некоторые другие расходы (см. НК РФ). Амортизация основных средств. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по ОС начисляют амортизацию. Амортизация– это постепенное перенесение стоимости объекта основного средства на себестоимость товаров (работ, услуг). Фирма должна начислить амортизацию по каждому объекту ОС ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда фирма ввела объект ОС в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса фирмы (продан, ликвидирован и т.д.) Примерный срок службы ОС приведен в Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением правительства РФ от 01 января 2002 года №1). В нем все имущество поделено на 10 групп. Таблица № группы Срок полезного использования имущества 1. От 1 года до 2 лет включительно 2. От 2 до 3 лет включительно 3. От 3 до 5 лет включительно 4. От 5 до 7 лет включительно 5. От 7 до 10 лет включительно 6. От 10 до 15 лет включительно 7. От 15 до 20 лет включительно 8. От 20 до 25 лет включительно 9. От 25 до 30 лет включительно 10. Более 30 лет Классификация может быть использована как для целей бухгалтерского, так и для налогового учета. В бухгалтерском учете существует 4 способа начисления амортизации: • линейный способ; • способ уменьшающегося остатка; • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; • способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ). Для целей налогообложения существует только 2 способа начисления амортизации: • линейный; • нелинейный. Выбранный метод начисления амортизации для целей налогообложения следует закрепить в учетной политике. Переход с линейного метода на нелинейный возможен с начала нового года. Обратный переход можно осуществить 1 раз в 5 лет. Линейный метод. При использовании линейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта ОС определяется: Норма амортизации = 1 : срок полезного использования в месяцах × 100% Сумма ежемесячных амортизационных отчислений рассчитывается. Первоначальная стоимость ОС × Норма амортизации = Сумма ежемесячных амортизационных отчислений Срок службы ОС фирмы находят в Классификаторе. Если же в Классификаторе срок службы для приобретенного объекта ОС не указан, фирма может установить его на основании рекомендаций его изготовителя. Рекомендации изготовителя могут быть в технической документации к ОС (паспорте, техническом описание, инструкции по эксплуатации и т.д.). Если их и там нет, то лучше обратиться к изготовителю с соответствующим запросом. Дело в том, что многие инспекторы убеждены, что устанавливать срок полезного использования самостоятельно фирма не вправе, поскольку действующее налоговое законодательство такой возможности не предоставляет. Пример :ООО «Актив» приобрело станок. Первоначальная стоимость станка, сформированная в налоговом учете - 120 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев). Согласно учетной политике для целей налогообложения амортизация на станки начисляется линейным методом. Норма амортизации по станку составит: 1: 60 мес. х 100% = 1,667% Сумма амортизационных отчислений составит: 120 000 руб. х 1,667% = 2 000 руб. По зданиям сооружениям, передаточным устройствам, которые входят в 8, 9, 10 группы амортизация может начисляться только линейным методом. Нелинейный метод. Для нелинейного метода начисления амортизации ОС введен налоговый учет амортизационных групп (подгрупп), а не объектов, как для линейного метода (ст. 259 НК РФ). Введено понятие – суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы). Чтобы определить ежемесячно сумму амортизации ОС нужно умножить суммарный баланс группы (подгруппы) ОС на установленную фиксированную норму амортизации ОС (ст. 259 НК РФ). Сумма начислений за 1 месяц амортизации соответствующей амортизационной группы (подгруппы) = Суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) × Норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) : 100% Суммарный баланс группы (подгруппы) определяется как общая остаточная налоговая стоимость всех объектов ОС, отнесенных с данной амортизационной группе или подгруппе (ст. 259 НК РФ). Первоначальный суммарный баланс группы (подгруппы) определяется на начало года, с которого применяется нелинейный метод начисления амортизации. Затем этот баланс ежемесячно будет меняться за счет начисления амортизации, пополнения или выбытия объектов ОС из группы (подгруппы). После даты перехода суммарный баланс определяется на 1 число каждого месяца по каждой группе (подгруппе). Суммарный баланс группы (подгруппы) уменьшают на остаточную стоимость выбывающего основного средства (например: при его продаже). Если после этого суммарный баланс равен нулю, то данная группа (подгруппа) должна быть ликвидирована. В случае, когда суммарный баланс группы (подгруппы) достигает значения менее 20 000 руб., то ее в следующем месяце тоже ликвидируют. Результат относят на внереализационные расходы текущего периода (ст. 259 НК РФ). Остаточная стоимость выбывающего амортизированного имущества (например: при его продаже) определяется по формуле. Остаточная стоимость объекта в группе (подгруппе) = Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта × (1 - 0,01 × норму амортизации)n где n– число полных месяцев, прошедших со дня включения объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу). В целях применения нелинейного метода начисления амортизации ОС используют следующие фиксированные нормы: Таблица Амортизационная группа Норма амортизации (месячная) 1. 14,3 2. 8,8 3. 5,6 4. 3,8 5. 2,7 6. 1,8 7. 1,3 8. 1,0 9. 0,8 10. 0,7 Особенности начисления амортизации для целей налогообложения. По основным средствам, работающим в агрессивной среде или многосменном режиме, норма амортизации может быть увеличена в 2 раза. Исключением являются основные средства, которые относят к 1-3 амортизационным группам при начислении амортизации нелинейным методом. По основным средствам, которые переданы в лизинг, норма амортизации может быть увеличена в 3 раза. В налоговом учете амортизацию здания, построенного подрядным или хозяйственным способом, начисляют с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию и после того, как фирма подала документы на государственную регистрацию права собственности. Десятую часть первоначальной стоимости ОС можно включить в расходы сразу, как только фирма начнет их амортизировать в налоговом учете (амортизационная премия, ст. 258 НК РФ). Начисление амортизации ОС, бывших в эксплуатации. Если фирма приобрела объект ОС бывший в эксплуатации (например, подержанный автомобиль), то его первоначальная стоимость определяется исходя из договорной цены покупки и затрат, связанных с приобретением. Чтобы начислить амортизацию подержанного объекта нужно: Линейный метод • определить срок его полезного использования. Срок полезного использования подержанного объекта = Срок полезного использования, исчисленный для нового объекта ОС - Срок фактической эксплуатации объекта у прежнего владельца. Нелинейный метод • Знать амортизационную группу (подгруппу) ОС у прежнего владельца. Необходимо включить стоимость подержанного ОС в ту амортизационную группу (подгруппу) в которую оно было включено у предыдущего владельца (ст. 258 НК РФ). Налоговый учет ремонта ОС Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Это требует определенных затрат. Расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.д.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) ОС полностью включаются в состав расходов. Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Если фирме предстоит дорогостоящий ремонт ОС, то она может зарезервировать средства на эти цели. Единовременное списание крупных расходов может привести к резкому увеличению расходов фирмы или стать причиной убытка. Решение о создании резерва расходов на ремонт ОС нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения. НК РФ предусматривает 2 вида такого резерва: • на оплату обычного ремонта; • на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта. Эти резервы создают и списывают по-разному. Общая сумма резерва рассчитывается по формуле: Общая сумма резерва на оплату обычного ремонта + Сумма резерва на оплату сложных и дорогих видов работ = Общая сумма резерва предстоящих расходов на ремонт ОС Если фирма платит налог на прибыль ежемесячно, то сумму отчислений в резерв, который нужно учесть при расчете налога на прибыль в отчетном периоде (месяце) рассчитывают: Общая сумма резерва предстоящих расходов на ремонт ОС : 12 = Ежемесячная сумма отчислений в резерв У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца. Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают: Общая сумма резерва предстоящих расходов на ремонт ОС : 4 = Ежеквартальная сумма отчислений в резерв У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала. Резерв на оплату обычного ремонта. Чтобы создать резерв нужно рассчитать предельную сумму отчислений в него. Предельная сумма отчислений – это плановая сумма расходов на ремонт ОС в текущем году. Ее определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняют в процессе ремонта и его сметной стоимости. Для расчета суммы отчислений в резерв нужно составить: • график ремонта ОС; • смету расходов на ремонт ОС. Предельная (максимальная) сумма резерва, которая учитывается при налогообложении прибыли не может быть больше средней суммы фактических расходов на ремонт за предыдущие 3 года. Максимальную сумму расходов на ремонт рассчитывают: Фактические расходы на ремонт за 3 предыдущих года : 3 = Предельная сумма расходов на ремонт Если планируемая сумма резерва больше средних расходов на ремонт, то сумма резерва будет равна средним расходам. В бухгалтерском учете сумма резерва не ограничена. Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов ремонта. Этот резерв создают в том же порядке, что и резерв на оплату обычного ремонта ОС. При этом сумма такого резерва неограниченна. Резерв создают на основании графика ремонта и сметы расходов по нему. Если фирма платит налог на прибыль ежемесячно, то сумму отчислений в этот резерв рассчитывают: Общая сумма резерва планируемых расходов на ремонт по смете : Количество лет ремонта : 12 = Ежемесячная сумма отчислений в резерв Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают: Общая сумма резерва планируемых расходов на ремонт по смете : Количество лет ремонта : 4 = Ежеквартальная сумма отчислений в резерв Такой резерв создавать нельзя, если: • ремонт проводится меньше 1 года; • в предыдущие годы фирма уже проводила аналогичный ремонт. Резерв могут создавать только те фирмы, которые для расчета налога на прибыль применяют метод начисления. Лекция 6. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО НДС 4.1. Первичные документы налогового учета НДС Система налогового учета по НДС структурно состоит из трех уровней: - первичных учетных документов; - аналитических регистров налогового учета; - налоговой декларации. Движение информации между уровнями в рамках системы налогового учета по НДС идет снизу вверх: от первичных учетных документов к аналитическим регистрам налогового учета и далее к налоговой декларации (расчету налоговой базы по НДС). Рассмотрим первый уровень налогового учета по НДС. Первичным учетным документом для целей налогового учета по НДС служит счет-фактура, так как именно этот документ является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны: 1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; 2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; 3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; 4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); 5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); 6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); 7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих налог, с учетом суммы налога; 8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; 9) сумма акциза по подакцизным товарам; 10) налоговая ставка; 11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; 12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога; 13) страна происхождения товара; 14) номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура в обязательном порядке подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, заверяется печатью организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем она подписывается предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации. Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте. Счета-фактуры выставляются продавцами покупателям в течение 5 дней с момента отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ). Кроме того, в отдельных случаях при осуществлении экспортно-импортных операций первичными документами налогового учета по НДС служат грузовые таможенные декларации (ГТД) и расчетные документы по уплате НДС (платежные поручения, платежные требования и другие документы), в которых суммы НДС, подлежащие вычету или уплате выделяются отдельной строкой. 4.2. Регистры налогового учета НДС Второй уровень налогового учета по НДС более сложен, поскольку предполагает двойной учет первичных документов налогового учета по НДС. Аналитическими регистрами налогового учета по НДС являются: • журналы полученных счетов-фактур; • журналы выданных счетов-фактур; • книги покупок; • книги продаж. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, для дальнейшего отражения в налоговой декларации по НДС (расчете налоговой базы по НДС). В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам в зависимости от ставки НДС, по которой облагается та или иная операция, оформленная первичным документом налогового учета. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях. Первоначально первичные документы налогового учета по НДС (счета-фактуры) учитываются в журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Учет в журналах полученных и выставленных счетов-фактур не влияет на расчет сумм НДС. Далее при наступлении определенных условий, сформулированных в налоговом законодательстве (например, оплата товаров (работ, услуг)), зарегистрированные в журналах данные счетов-фактур попадают в книги покупок и книги продаж. В книге покупок или книге продаж происходит регистрация не только счета-фактуры как документа налогового учета, но и той суммы НДС, которая содержится в счете-фактуре. При этом суммы НДС группируются в зависимости от ставок, по которым облагаются операции, отраженные в регистрируемом счете-фактуре (10, 18, 0 %, освобождаемые от налога). Итоговые суммы НДС по книге покупок и книге продаж являются основой для расчета сумм налога в каждом конкретном налоговом периоде. Так, сумма НДС по книге продаж – это налоговая база и сумма налога к уплате, а сумма НДС по книге покупок – сумма налоговых вычетов (сумма НДС к зачету). Форма журналов полученных и выставленных счетов-фактур налоговым законодательством не установлена, что означает некоторую свободу действий для налогоплательщика в ее выборе. Однако не стоит забывать, что выбранная налогоплательщиком форма должна удовлетворять всем нормам действующего налогового законодательства. 4.3. Подготовка и сдача налоговой отчетности по НДС Третий уровень налогового учета по НДС. На этом уровне налогового учета на основании данных книги покупок и книги продаж составляется налоговая декларация по НДС. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база, а также сумма НДС к уплате или возмещению за конкретный налоговый период. Представление декларации по НДС и его уплата производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. (Например, декларация по НДС за 1 квартал должна быть подана не позднее 20 апреля). Уплата налога, исчисленного по данным квартальной декларации, производится тремя равными ежемесячными платежами, которые производятся не позднее 20 числа, начиная с месяца, следующего за отчетным кварталом. Ст. 145 НК РФ предоставляется право на освобождение от обязанностей плательщика НДС тем организациям и предприятиям, общая выручка которых за каждые 3 предшествующих освобождению месяца не превысила 2 млн. руб. (без НДС). Тема 7. Налоговая отчетность 1. Порядок и сроки предоставления налоговой отчетности Организация становится участником налоговых правоотношений с момента своей государственной регистрации. Одна из обязанностей плательщика согласно ст. 23 НК РФ – представление налоговых деклараций (расчетов). Они подаются в налоговую инспекцию по месту учета, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Причем данную обязанность следует исполнять, даже если хозяйственная деятельность еще не началась. Организация должна представлять декларации (расчеты) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого она признана. Налог на прибыль организаций Налоговый период по налогу на прибыль для всех плательщиков - календарный год. Отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года либо месяц, два, три месяца и так далее до окончания календарного года. Декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а по итогам календарного года - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ). Налог на добавленную стоимость Налоговым периодом по НДС для всех налогоплательщиков является квартал (ст. 163 НК РФ). Декларацию по НДС организации представляют в общем порядке - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ) Налог на имущество организаций Налоговым периодом по этому налогу признается календарный год, а отчетными - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ). взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Кроме того, по окончании отчетного периода (I квартала, полугодия или 9 месяцев календарного года) предприятия подают в налоговую инспекцию расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Это нужно сделать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Основанием служит п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Расчетный период для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – календарный год. Чтобы отчитаться за этот период, надо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, представить декларацию по страховым взносам (п. 6 ст. 24 Закона № 167-ФЗ). Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, получающие доходы. Организации, выплачивающие доходы сотрудникам или другим физическим лицам, являются лишь налоговыми агентами. Они исчисляют НДФЛ, а также удерживают его из доходов плательщика и перечисляют в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). По окончании календарного года налоговые агенты представляют в инспекцию по месту учета сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в течение налогового периода, и суммах начисленного и удержанного в этом периоде налога. Указанные сведения подаются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Каких-либо особенностей для вновь созданных организаций действующим налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому любая новая фирма, выплатившая физическим лицам доходы, представляет сведения по форме №2-НДФЛ в общем порядке. Дата ее регистрации роли не играет. 2. Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов 1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе – 10 000 руб. 2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. 3. Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке – 5 000 руб. 4. Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации - 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. 5. Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде - 200 руб. 6. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода – 10 000 руб.: - в течение более одного налогового периода – 30 000 руб. - если эти деяния повлекли занижение налоговой базы - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. 7. Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий) – 20 % неуплаченных сумм налога - умышленно – 40 % неуплаченных сумм налога Помимо перечисленных штрафов организацией, штрафы налоговые органы накладывают и на должностных лиц – директора и главного бухгалтера. Пени за просрочку уплаты (перечисления) налогов и сборов Ст. 75 НК РФ Уплата налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Уголовная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение обязанностей по уплате налога. 1. Ст. 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере 2. Ст. 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. 3. Статья 199.1. УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет совершенное в крупном размере 4. Статья 199.2. УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере. За все перечисленные нарушения предусмотрены особо крупные штрафы от 100 000 руб. до 500 000 руб., а также лишение свободы сроком до 3 лет. Идентификационный номер налогоплательщика Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. ИНН представляет собой свидетельство о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации. Выдачей соответствующих свидетельств занимается налоговая инспекция. Выдачей соответствующих ИНН свидетельств занимается налоговая инспекция по месту жительства физического лица. Для организаций выдачей соответствующих ИНН свидетельств - по месту регистрации соответствующей организации. 1. ИНН 10-и значный. предназначен для постановки на налоговый учет юридических лиц. 2. ИНН 12-и значный. предназначен для постановки на налоговый учет физических лиц. Лекция 8. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Понятие налогового контроля Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Полномочия по осуществлению налогового контроля, как разновидности государственного контроля, относятся к полномочиям исполнительной власти. Следовательно, только на государственные органы исполнительной власти может быть возложено осуществление налогового контроля. Фактическая деятельность по осуществлению налогового контроля реально воплощается в трех самостоятельных этапах (стадиях) его осуществления: а) сбор информации о проверяемом субъекте (осуществляется в формах, установленных ст. 82 НК РФ); б) оценка собранной информации (главным образом, в акте налоговой проверки); в) реагирование на оцененную информацию (путем вынесения соответствующего решения). Налоговый контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами - налоговыми органами. Налоговый контроль представляет собой контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также иных субъектов, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности в сфере налоговых отношений. .2. Классификация налогового контроля В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: выездной - по месту расположения налогоплательщика; камеральный - по месту нахождения налогового органа. Это две различные формы налогового контроля со своими целями и задачами. По степени осуществления выделяют непосредственный налоговый контроль и опосредованный. В первом случае контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности. Кроме того, при непосредственном налоговом контроле проверяющие исследуют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении выездной налоговой проверки. Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией. По времени проведения налоговый контроль бывает: предварительный, текущий, последовательный. Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в последующем возникновение налоговых обязательств. Задача предварительного контроля состоит в том, чтобы предотвратить и не допустить возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, предварительный контроль начинает действовать еще до возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Формой предварительного налогового контроля является учет налогоплательщиков, направленный на обеспечение контроля последующей их деятельности. Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной. Задача текущего контроля заключается в пресечении нарушений законодательства о налогах и сборах. Последующий налоговый контроль осуществляется после завершения налогового (отчетного) периода либо после истечения иного срока, отведенного для исполнения той или иной обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах. Иными словами, в рамках последующего контроля проверяются уже совершенные хозяйственные операции. Такой контроль всегда имеет ретроспективный характер. В ходе его выясняется вопрос о том, была ли налоговая обязанность выполнена, имело ли место нарушение законодательства о налогах и сборах. В зависимости от степени охвата исследуемых предметов налоговый контроль можно подразделить на: сплошной и выборочный. В зависимости от запланированности следует выделить плановый и внеплановый налоговый контроль. В зависимости от статуса проверяемых лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. .3. Методы налогового контроля Методы налогового контроля – это совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей. Методы бывают следующих видов: 1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности; 2) специальные методы исследования: проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности, таких как контрольная деятельность; 3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и др. Вопрос о выборе тех или иных методов, их сочетании и последовательности применения решается самим налоговым органом в зависимости от различных факторов: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д. Неналоговые проверки организаций налоговыми органами Под неналоговыми проверками налоговых органов подразумеваются проверки кассовых операций и контроль-кассовой техники. Чтобы у контролеров не было претензий к ведению кассовых операций, фирма должна соблюдать четыре основных условия: • проводить наличные расчеты в пределах определенной суммы (лимит расчетов наличными); • хранить наличные деньги в кассе в пределах лимита, установленного банком (лимит остатка кассы); • полностью и своевременно оприходовать поступившие в кассу деньги; • правильно хранить наличные деньги. Лимит остатка кассы – это сумма наличных денег, которую вы можете оставлять в кассе на конец рабочего дня. Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий вашу организацию. Лимит расчетов наличными. Фирма может заплатить другой фирме по одному договору наличными не более 100 000 рублей. Сумма денег в кассе должна совпадать с данными кассовых документов (приходными и расходными ордерами, кассовой книгой), а также с данными контрольной ленты и фискальной памяти ККТ (Z-отчета). Излишек контролеры могут расценить как неоприходование наличности. Правила хранения денег. Все наличные деньги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы нужно закрыть ключом и опечатать печатью кассира. Нельзя хранить в кассе наличные деньги других фирм. Проверка контрольно-кассовой техники. Если фирма или индивидуальный предприниматель принимает наличные деньги, они должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). Не применять ККТ могут предприятия: • оформляющие прием денег на бланках строгой отчетности (например, почтовые отделения, авиационные компании и т. д.); • Организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие следующие виды деятельности: продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках; продажи ценных бумаг; продажи лотерейных билетов; продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли; мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков; продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции; торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы; продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи. В первую очередь налоговые инспекции проверяют фирмы (предпринимателей): • на которые поступают сигналы из милиции, торговой инспекции о нарушении правил применения ККТ; • которые уже нарушали правила применения ККТ; • которые должны применять ККТ, однако не зарегистрировали машины в налоговой инспекции; • которых не проверялись в течение последних 1,5–2 лет. Во вторую очередь проверяют фирмы (предпринимателей), у которых ранее были выявлены нарушения порядка применения ККТ и им был дан определенный срок для их устранения. Камеральная налоговая проверка является одним из основных видов налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и одной из основных форм налогового контроля. Признаки камеральных проверок. Первый признак. Камеральная проверка проводится только по месту нахождения налогового органа. Второй признак. Камеральная проверка состоит в исследовании на предмет соответствия налоговому законодательству преимущественно налоговых деклараций и налоговых расчетов. Третий признак. Для проведения камеральной проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (налогового расчета) и иных, указанных выше, документов. Камеральная проверка - основная форма налогового контроля, заключающаяся в исследовании должностными лицами налогового органа на предмет соответствия налоговому законодательству представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (налоговых расчетов), осуществляемая по месту нахождения налогового органа, в котором проверяемый налогоплательщик состоит на учете и в который обязан представлять данную налоговую отчетность. Главной (основной) целью камеральной проверки является исследование на предмет соответствия законодательству о налогах и сборах представленной налогоплательщиком налоговой отчетности. Процедура проведения камеральной проверки определена Регламентом, который является внутренним документом (памяткой) налоговых органов. На основании положений данного документа можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки: 1. Первый этап камеральной проверки проходит уже при приеме налоговой отчетности и заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством. Данная проверка проводится специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, принимающим налоговую отчетность у налогоплательщиков. 2. На втором этапе камеральной проверки проводится визуальный контроль представленной налоговой отчетности. Проводится проверка полноты и четкости заполнения необходимых реквизитов, наличия подписей. Таким образом, на данном этапе проверки специалист отдела по работе с налогоплательщиками, принявший у налогоплательщика налоговую отчетность, контролирует наличие всех необходимых реквизитов: наименование налогоплательщика, ИНН, налогового период, за который представляется отчетность и др. 3. На третьем этапе камеральной проверки специалисты налогового органа осуществляют арифметический контроль данных представленной налоговой отчетности. Данный контроль производит отдел, ответственный за ввод налоговой отчетности. 4. Четвертый этап камеральной проверки заключается в проверке своевременности представления налогоплательщиком налоговой отчетности. 5. На пятом этапе специалисты отдела камеральных проверок проводят проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговых ставок и налоговых льгот. Речь идет о проверке факта наличия у налогоплательщика оснований для применения льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, а также налоговых ставок, предусмотренных как федеральным, так и местным законодательством о налогах и борах. 6. Завершающим этапом камеральной проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы. Виды проверок налоговых органов НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: - камеральные налоговые проверки; - выездные налоговые проверки. Оба этих вида объединяет общая, единая цель, которая состоит в контроле над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Основным отличием же является тот факт, что камеральная проверка охватывает тех лиц, которые представляют в налоговые органы декларации и иные документы. Выездная налоговая проверка проводится выборочно, от камеральной ее отличает полнота и глубина проверки, которая не может быть достигнута при проведении камеральной налоговой проверки. Выездные налоговые проверки (иногда их называют "документальные") - проверки, проводимые на территории налогоплательщика. Это самые опасные проверки - именно по их результатам начисляется большая доля штрафов. Наряду с налоговыми проверками налоговые органы вправе осуществлять и неналоговые проверки. В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель: - ведут кассовые операции; - используют контрольно-кассовую технику. ТЕМА 9. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ 1. Транспортный налог Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие согласно тех же документов и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщики – лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые в соответствии с НК объектом налогообложения. Объект налогообложения – автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллер, самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, вертолёты, яхты, катера, снегоходы и другие воздушные и водные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения – весельные лодки, моторные лодки с мощностью менее 5 л.с., - автомобиль легковой, специально оборудованный для инвалидов, а также автомобили до 100 л.с., полученные через органы соц. защиты населения в установленном порядке: - транспортные средства, принадлежавшие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральными органами исполнительной власти; - транспортные средства являющиеся в розыске в случае угона; - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. - пассажирские и грузовые морские суда, находящие в собственности (на праве хозяйственного владения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; - трактора и комбайны всех видов марок зарегистрированных на с/х производителей. Налоговая база: - определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя в л.с.; - в отношении водных транспортных средств несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость в регистровых тоннах; - водных, воздушных транспортных средств – как единицу транспортного средства. Налоговым периодом признается 1 календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Сумма налога определяется как произведение налоговой базы на налоговую ставку. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. .2. Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются: – российские организации; – иностранные организации, осуществляющие деятельность на российской территории через постоянные представительства, либо имеющие в собственности недвижимое имущество на российской территории или на континентальном шельфе, либо в исключительно экономической зоне. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно правилам бухгалтерского учета, а также объекты основных средств, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, либо внесенные в совместную деятельность (в качестве вклада по договору простого товарищества). Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки, принадлежащие на праве хозяйственного ведения; 2) имущество принадлежащее на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемая этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Порядок исчисления налоговой базы. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Имущество при этом учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно. Среднегодовая стоимость имущества признаваемого объектом налогообложения за налоговый период определяется как частное от деления суммы полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за отчетным периодом (налоговым) периодом месяца, на количество месяцев в налогом (отчетном) периоде увеличенное на единицу. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом устанавливается первый квартал, первое полугодие, девять месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Сроки уплаты налога и авансовых платежей. По истечении каждого отчетного и налогового периодов налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам налогового периода в срок до 30 марта следующего года сдается налоговая декларация. 3. Земельный налог Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и граждане, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) на территории которых введен налог. Налоговая база. Организации определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января годя, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений предоставляемыми Роснедвижимостью. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев. Налоговая ставка Ставка 0,3%: - земли с/х назначения, - занятых жилищным фондом, - объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, - земель, отведенных для жилищного строительства личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. Для прочих же категорий земли действует ставка 1,5% (участки, на которых находятся промышленные объекты, объекты транспорта и связи). Налоговые льготы. НК освобождает от налога уголовно-исполнительные организации, автомобильные дороги общего пользования, земли организаций художественных народных промыслов, образовательных, культурных, религиозных организаций и т.д. Налоговая декларация по земельному налогу подается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим периодом, расчет по авансовым платежам – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Садоводческие, огороднические товарищества уплачивают земельный налог не позднее 15 ноября текущего года.
«Налоговый учет и отчетность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot