Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Налогообложение

  • 👀 737 просмотров
  • 📌 659 загрузок
  • 🏢️ ЧОАНО ВО «ОмРИ»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Налогообложение» docx
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Возникновение и развитие налогообложения. 3 Тема 2. Налоговые теории 5 Тема 3. Принципы налогообложения и их современные интерпретации 10 Тема 4. Экономическая сущность и функции налогов 12 Тема 5. Обязательные элементы налога 14 Тема 6. Виды и классификация налоговых платежей 17 Тема 7. Налоговое бремя 20 Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм 22 Тема 9. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 Тема 1. Возникновение и развитие налогообложения. Налогообложение как основной источник государственных доходов известен с незапамятных времен. Налогообложение является составной частью любой государственной системы. Самые ранние свидетельства о конкретных формах налогообложении дошли до наших дней из 13-12 вв. до н.э., когда в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог. Столь же древними являются упоминания о практике взимания поголовного налога в Персии и Китае, а также использования земельного налога первыми династиями египетских фараонов. Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов самого общества. В условиях жесточайшей борьбы за сохранение одними накопленного материального богатства и власти над другими выделение в структуре общества этого особого органа являлось объективной необходимостью. Поскольку этот орган не занимался материальным производством, т.е. не имел источника для собственного содержания, то общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания. В различные времена эти источники зависели - от деятельности самого общества, - от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этого особого органа — государства. В периоды военных действий и по их завершению основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы. Раб представлял собой бесправное существо и дешевую рабочую силу. Процветавшая со временем работорговля приносила большие доходы как самим рабовладельцам, так и рабовладельческому государству в целом. Возникновение налогов обусловливалось объективными общественными потребностями, явилось необходимым условием дальнейшего развития и функционирования человеческого общества. Обеспечение общественных потребностей и есть основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность, которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах аккумулируемые за счет налогов средства использовались не только на содержание государства (что само по себе также является общественной потребностью), но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие общественно значимые цели. Налоги представляют собой не неизбежное зло, а общественное благо, необходимое условие существования человеческого общества. Таким образом, возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов: • углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил; • функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто был занят управлением общины; • разложение первобытно-общинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных; • централизация власти, т.е. объединение крупных собственников, порою не принадлежащих к одной общине, для защиты собственного материального богатства и для сохранения власти над неимущей частью общества; • возникновение совершенно отличного от социально справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствуют эксплуататорские отношения; • создание особого органа (государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества. Тема 2. Налоговые теории Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жиз­ни общества. В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории на­логов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). Общие налоговые теории К общим налоговым теориям следует относить учения, объектом исследования которых является природа и экономическая сущность налога и налогообложения в целом, а предметом исследования выступает обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством в процессе установления и взимания налогов. 1. Теория обмена и ее разновидности. Они явились первыми общими налоговыми теориями. Их единой методологической платформой послужило признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства. - Теория эквивалентного обмена Эта теория зародилась еще в условиях средневекового финансового хозяйства. Основной ее посыл состоял в определении сущности налогов как эквивалентной платы граждан за услуги по охране границ, поддержанию правопорядка, исправлению судопроизводства и т.п., покупаемые у государства. Налоговый платеж в обмен на покупку государственных услуг воспринимался учеными Средневековья как акт свободного волеизъявления людей, результат которого эквивалентен. - Атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора» Она оформилась в эпоху Просвещен 17-18 вв. Ее основоположниками стали французские просветители С. де Вобан (1633—1707) и Монтескье (1689—1755) Они настаивали на договорном характере налога, согласно которому налог есть плата, вносимая гражданами в результате своеобразного заключения ими публичного договора с государством. Этот договор в отличие от теории Эквивалентного обмена не является актом свободного волеизъявления граждан, он уже имеет черты обязательности. То есть уплата налогов и в обмен на это пользование услугами государства является обязательным актом. Кроме того, данный обмен не является полностью эквивалентным, но все, же он взаимовыгоден для обеих сторон. - Теория «фискального договора» Некоторые положения теории «общественного» договора используются также в теории «фискального» договора. Ее авторы — английский философ Т. Гоббс (1588—1679), французские мыслители: Вольтер (1694—1778) и О. Мирабо (1749—1791) определяли сущность налога как цены, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части и спокойно пользоваться ею. В этом положении проявляется сущность возмездного обмена обязанностями между подданными и государством, обмена не обязательно эквивалентного, но выгодного. Выгоды здесь проявляются в первую очередь для граждан, охраняющих посредством налогов свою жизнь и имущество, а потому обмен становится фискальным для них. - Теория налога как «наслаждения» Ее сформулировал в начале ХIХ в. швейцарский экономист ЖС. де Сисмонди (1773—1842). у него фактор удовольствия пере растает уже в общественное наслаждение, которое каждый гражданин извлекает из общественных выгод, предоставляемых национальной защитой, правосудием, обеспечением охраны личности и имущества, народным просвещением и т.п. За наслаждение необходимо платить, а налог как раз и есть та цена, которую уплачивает каждый гражданин за получаемое им наслаждение. Налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение. - Теория налога как страховой премии Ее авторами стали французский государственный деятель А. Тьер (1797—1877) и английский экономист Дж. Мак-Куллох (1789—1864). Они представляли, что государство образует своеобразную страховую компанию, а налоги соответственно выступают страховыми платежами, которые уплачиваются гражданами как страхователями на случай наступления какого-либо страхового случая. Что касается обязательности и размера налогов (страховых платежей), то, по мнению А. Тьера, их должен платить каждый гражданин, причем пропорционально своему доходу или имуществу, платить на том основании, что издержки государства по охране и защите должны распределяться по стоимости охраняемой собственности. Подытожим анализ теорий обмена, В целом, с позиций теорий обмена можно дать следующее синтезированное определение налога. Налог — это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия объявленных обществу расходов государства, посредством которых финансируется оказание конкретных услуг, предоставляемых государством индивиду в обмен на получение от него данного платежа. Историческая ценность теорий обмена в основном как раз и определяется постановкой вопроса о наличии эквивалентности в налоговых отношениях. Практически все последующие исследователи возвращались к этой проблеме, которая как водораздел разграничивала их на адептов возмездного или безвозмездного характера налоговых отношений, не допуская сколько-нибудь значимых компромиссов в данном вопросе. Не избежали этой участи французская финансовая школа, а также английская классическая школа. 2. Классическая теория налогов Основой данной теории (ее еще называют теорий налогового нейтралитета) принято считать работы английских экономистов А. Смита (1723—1790) и д. Рикардо (1772—1823). Это действительно так, если не забывать, что отдельные идеи данной теории, пусть в виде штрихов, отдельных положений и разрозненных комментариев, были озвучены еще У Петти (1623—1 в его «Трактате о налогах и сборах (1662). Классическая теория налогов рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов. 3. Теория налога как жертвы В Основу данной теории легли практические идеи Средневековья, ассоциирующие уплату налога с жертвоприношением. Первое теоретическое представление Налога как жертвы принадлежит физиократам, которые еще в середине ХVIII в. использовали его жертвенную сущность для обоснования доминирующего значения ренты и единого налога на землю. Следует отметить достаточную популярность в 19в. и даже в на чале ХХ в. идеи восприятия налога как жертвы, которую должен приносить каждый гражданин своему государству. Эта идея активно разрабатывалась учеными различных школ и направлений, В оформление данной теории существенный вклад внесли французские ученые К. Канар и Ж. С. де Сисмонди, англичанин Д С. Малль, немец К.Т. Эеберг, а также целая плеяда русских экономистов: С.Ю. Витте, Н.Я. Тургенеев, И.Н. Янжул, Б.Г. Мальгаузен, Я. Таргулов и др. 4. Теория удовлетворения коллективных потребностей Оформление неоклассического направления маржинализма в последней четверти ХIХ — начале ХХ в. связано прежде всего с имена ми А. Маршалла (1842—1924), д.Б. Кларка (1847—1938), А.Пигу (1877—1959), Л Вальраса (1834—1910), В. Парето (1848—1923). В рамках неоклассического направления и была сформулирована данная теория, методологический стержень которой состоит в обосновании усложнения функций государства с позиции объективного возрастания коллективных, а главное неделимых потребностей. Удовлетворение именно таких потребностей и должно обеспечиваться за счет принудительного сбора налогов. Строго говоря, категория «потребность» как надобность или нужда в чем-либо, требующая удовлетворения, существовала и до неоклассицизма. Что же нового внесли в ее понимание неоклассики? 5. Кейнсианская теория - налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту эконо­мики, поэтому их следует изымать с помощью налогов. 6. Теория монетаризма - налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианском теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы раз­вития экономики. 7. Теория экономики предложения рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпри­нимательской и инвестиционной деятельности. Теория соотношения прямого и кос­венного обложения Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и кос­венного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогооб­ложения зависело от политического развития общества. В горо­дах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом на­логообложении. Косвенные налоги считались более обремени­тельными и негативно влияющими на положение народа, пос­кольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристокра­тия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, кос­венные налоги являются вредными, так как они ухудшают по­ложение народа". Сторонниками косвенного налогообложения являлись так­же А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том. что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар". Теория единого налога Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Единый налог — это единственный, исключительный на­лог на один определенный объект налогообложения. В каче­стве единого объекта налогообложения различными теоретика­ми предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капи­тал и др. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира». Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Большое влияние на теоретические аспекты налогообложе­ния оказала и социально-политическая природа налогов. Осо­бенно это проявилось в соотношении теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Это было вызвано тем, что, по­скольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности, любая налоговая система так или иначе объективно отражает со­отношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку. Пропорционально налогообложение предполагает применение неизменных налоговых ставок вне зависимости от величины налоговой базы, т. е. неизменность доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы (облагаемого дохода, добавленной стоимости, имущества и т. п.). При этом сумма налога возрастает пропорционально по отношению к увеличению налоговой базы. Прогрессивное налогообложение предполагает применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. возрастание доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы по мере роста последней. При этом сумма налога возрастает прогрессивно по отношению к увеличению налоговой базы. В поддержку прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистичес­кого переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Эн­гельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали ее с уничтожением частной собственности и построением со­циализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но ее элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Жана Жака Руссо (1712— 1778 гг.) и Жана Батиста Сэя (1767—1832 гг.). Сторонники на­логовой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов. Теории переложения налогов Суть теории пере­ложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и рас­пределительные процессы юридический плательщик налога спо­собен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Основоположником теории переложения считается англий­ский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который, сделав вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на соб­ственника земли, предлагал конкретные пути и методы разре­шения этой проблемы. Тема 3. Принципы налогообложения и их современные интерпретации Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Классические, или общенациональные, принципы («золотые правила налогообложения») были названы еще Кенэ в 17 веке, позже они систематизированы А.Смитом. 1) Справедливость. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. 2) Определенность. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3) Удобность. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 4) Экономия. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. В конце 17 века обоснованные Смитом принципы были расширены и систематизированы немецким экономистом Вагнером. Который объединил все принципы налогообложения в четыре группы: 1 группа – финансовые принципы налогообложения: достаточность налогообложения, эластичность налогообложения (подвижность); 2 группа – народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения, правильная комбинация различных налогов в систему; 3 группа – экономические принципы: всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения; 4 группа – административно-технические правила: определенность налогообложения, удобство уплаты налогов, максимальное уменьшение издержек взимания. На основе этих правил налогообложения зарубежные и отечественные экономисты разработали систему принципов налогообложения. Выделяют три группы принципов: 1. Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Организационные принципы закреплены Налоговым кодексом РФ. К ним относят: принцип единства налоговой системы, принцип равенства правовых статусов субъектов Федерации, принцип подвижности (эластичности), принцип стабильности, принцип множественности налогов, принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и принцип гармонизации отечественной системы налогообложения и систем налогообложения других стран 2. Экономические принципы. Были впервые сформулированы А.Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их называют фундаментальными принципами. К ним относят: принцип справедливости (равенства налогообложения, принцип соразмерности, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика, и принцип экономичности 3. Юридические принципы. Это общие и специальные принципы налогового права, т.к. налогообложение предполагает смену форм собственности. К ним относят: принцип нейтральности (равного налогового бремени), принцип установления налогов, принцип отрицания обратной силы налоговых законов, принцип приоритета налогового закона над неналоговым законом и принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Тема 4. Экономическая сущность и функции налогов Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. В историческом ракурсе существовали самые различные виды поступлений. Это – дань с побежденных, контрибуции, домены, т.е. государственное имущество, приносящее доход (земля, леса, капиталы), регалии (казенные фабрики, железная дорога, таможенная, судебная, монетная регалии), пошлины с ввоза и вывоза. Налоговый кодекс дает следующее определение налога: «Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований». Исходя из этого определения вытекают следующие основные признаки налога: - императивность (безусловность, категоричность) – субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию. Политический деятель США Франклин «Платить налоги и умереть должен каждый …»; - индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду государства. Это отличает налоги от других платежей; - смена формы собственности дохода – часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению; - легитимность – налоги устанавливаются нормами законодательного права и взимаются только с законных операций; - абстрактность – налоги поступают на нужды всего государства, а затем распределяются по видам налогов. За счет налогов формируется единый централизованный денежный фонд, а затем государство исходя из приоритетов развития определяет направления расходования средств. Т.О. экономическое содержание понятия "налог" - двуедино: а) налог - это теоретическая абстракция реально существующих производственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория; б) налог - это практическая форма существования этой категории на поверхности экономической действительности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими, формы существования категории. Налог на практике - это виды налогов и системы управления ими. Выделяют следующие основные функции налогов: - фискальная (от слова фиск – казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. - социальная – реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. - регулирующая – проявляется через вмешательство государства в экономический процесс. Эта функция предполагает влияние налогов на различные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс, спад или рост производства и его структуру, научно-технический прогресс, объем доходов и сбережений населения и др. - контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Перечисленные функции налогов тесно связаны межу собой. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Тема 5. Обязательные элементы налога В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: • объект налогообложения; • налоговая база; • налоговая ставка; • налоговый период; • порядок исчисления налога; • порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а, следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания. Налогоплательщики не отнесены НК РФ к «элементам налогообложения», но они, так, же как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным. Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». В соответствии со статьей 53 НК РФ: Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК. Налоговая ставка- это величина налога на единицу измерения налоговой базы. (п. 1 ст. 53 НК РФ). В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными. В соответствии со статьей 55 НК РФ:Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Порядок исчисления налога Согласно ст. 52 НК РФ, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган, налогового агента. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации обязанность по исчислению суммы конкретного налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Существуют 2 методики исчисления налога: 1. Некумулятивная - обложение налоговой базы производится по частям. 2. Кумулятивная - исчисляется нарастающим итогом на начало года. Порядок и сроки уплаты налога Основные положения сроков уплаты налогов и сборов обозначены в ст. 57 НК РФ: 1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. 4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Основные положения порядка уплаты налогов и сборов обозначены в ст. 58 НК РФ: 1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. 2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. 3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. 4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. 5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. 6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. 7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов). Действующим законодательством предусмотрены три основных способа уплаты налога: 1)по декларации; 2)у источника дохода; 3)кадастровый. При первом из указанных способов — по декларации — плательщик (юридическое или физическое лицо) сначала получает доход, а по том исчисляет и уплачивает в бюджет налог. Кроме того, он в установленный срок направляет в контролирующий орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию. Уплата налога у источника дохода означает, что плательщик получает причитающиеся ему средства за вычетом суммы налога, рассчитанного и удержанного предприятием или предпринимателем, производящим выплату. В отличие от предыдущего способа в данном случае сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При этом важно заметить, что величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта, в связи, с чем и момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Тема 6. Виды и классификация налоговых платежей Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из трех однотипных, но имеющих свои особенности видов платежей: - собственно налоги - сборы - пошлины. Деление налоговых платежей на три вида имеет под собой как формальное (юридическое), так и содержательное (экономическое) основание. В Налоговом кодексе РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Это и есть достаточно полное юридическое определение отдельного платежа в форме собственно налога. Сборы и пошлины также представляют собой самостоятельные виды платежей налогового типа, но они имеют ряд отличительных особенностей. В ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из, условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сборы могут быть регулярными и разовыми. Первые ближе стоят к целевым налогам, а вторые — к пошлинам. Пошлины же обычно носят разовый характер. Существуют и другие, более значимые различия между этими двумя платежами налогового типа. Учитывая российское и западноевропейское налоговое законодательство, а также позиции специалистов в области налогового права, можно провести четкое разграничение сферы распространения этих платежей Пошлины (таможенная и государственная) представляют собой платежи налогового типа, устанавливаемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом государственной власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной границы, выдача и регистрация документов, судопроизводство и т.п.). При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды. Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер. Т.о., по мнению российских ученых, налоги и сборы объединяют следующие признаки: - законность, т.е., их установление, порядок взимания и уплаты. Изменение или отмена осуществляются на основе закона. - обязательность уплаты, т.е. возникновение обязанности по уплате в результате несвободного выбора плательщика. - однотипная форма взимания (в виде отчуждения) и способ уплаты (денежный). Различия состоят в следующем: Налог 1. индивидуальная безвозмездность 2. регулярность уплаты 3. цель платежа – фин. обеспечение деятельности государства. Сбор 1. индивидуальная возмездность 2. нерегулярность уплаты 3. цель платежа – покрытие затрат, связанных с получением определенных услуг. 1. Классификация по степени переложения: - прямые налоги, которые взимаются непосредственно с иму­щества или доходов налогоплательщика в процессе их накопления использования. Окончательным платель­щиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: • реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; к таким налогам относят лицензионные сборы, транспортный налог, налог на имущество, налоги за пользование природными ресурсами. • личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полу­ченного дохода с учетом фактической платежеспособности налого­плательщика (налог на прибыль, НДФЛ); - косвенные налоги включаются в продажные рыночные цены товаров и услуг. Оконча­тельным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго оп­ределенные группы товаров (акцизы на отдельные виды товаров ограниченного спроса – предметы роскоши, табачная и алкогольная продукция); • косвенные универсальные, которыми облагаются операции по реализации всех товаров безотносительно к каким либо группам (НДС); • фискальные монополии, которыми облагаются все товары, про­изводство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций. 2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: - федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюд­жеты различных уровней (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, НП, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлина, специальные налоговые режимы); - региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законо­дательством страны законодательными органами ее субъектов (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог); - местные налоги, которые вводятся в соответствии с законо­дательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и посту­пают только в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц). 3. По целевой направленности введения налогов различают: - абстрактные (общие, немаркированные) налоги, предназначенные для формиро­вания доходной части бюджета в целом; - целевые (специальные, маркированные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд (ЕСН). 4. Классификация по субъекту налогообложения. Выделяют следу­ющие виды: - налоги, взимаемые с физических лиц; - налоги, взимаемые с предприятий и организаций; - смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юри­дические лица (транспортный налог). 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: - закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд; - регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству. Тема 7. Налоговое бремя 1. Понятие «налоговое бремя» 2. Методы расчета налогового бремени, используемые для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации 1. Понятие «налоговое бремя» В широком смысле слова - на макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени: 1) Налоговое бремя на макроуровне: - общегосударственный уровень; - территориальный уровень. 2) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования): -уровень организации, учреждения; -уровень физического лица (индивидуума). Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем: 1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. 2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций. 3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства. 4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как: - отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия; - отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен, несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности. 2. Методы расчета налогового бремени, используемые для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации В экономической литературе предлагаются различные модели математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать и основные группы: - суммовые; - мультипликативные. Рассмотрим существующие методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Разработанные в настоящее время методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям: 1) по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени; 2) по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки – это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации: (1) где НН налоговая нагрузка на организацию; НП – общая сумма всех уплаченных налогов; В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ПД – прочие доходы. Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик. Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении нало­говой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов: - стабильности налоговой системы; - одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности; - равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; - одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: - фискальные - повышение доходов государства; - экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов; - социальные - перераспределение налогов в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; - международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Условно выделяют три возможных типа налоговой политики : Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Во-первых, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налого­вой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов нало­гового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма — области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права. Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Поэтому так важно при каждом практическом действий придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории — субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала: - планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства; - стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговая политика России на современном этапе Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования "Россия") и обременительные "оборотные" налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были "поглощены" другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие "дорожные" налоги - в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, - в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу - в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 г. до 14 налогов в 2007 г.), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов. Возобладание формального взгляда на упрощение налоговой системы можно видеть также в идее объединения налогов на имущество и налога на землю в одном налоге на недвижимость. Юридически три налога будут заменены одним, а по существу, в условиях отсутствия естественным образом сложившихся рыночных оценок еще долгое время реально будут использоваться принципиально разные методики расчета стоимости земли и имущества организаций и имущества физических лиц, то есть фактически будут взиматься три налога под одним названием. Таким образом, упрощения не будет. Поэтому можно сделать вывод, что за этой идеей не стоит ни историческая необходимость, ни методологическая обусловленность, ни практическая целесообразность - ничего, кроме видимости реформ. Тема 9. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения Обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора появляется при наличии оснований, установленных НК РФ с момента их возникновения. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством, при этом допускается досрочное исполнение обязанностей. Обязанность по уплате налога считается исполненной в следующих случаях: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога при наличии на счете достаточного денежного остатка на день платежа; 2) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств; 3) со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; 4) со дня удержания сумм налога налоговым агентом. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях: 1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление налогов; 2) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; 3) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы; 4) если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисление налогов у него нет достаточного остатка денежных средств. Обязанности по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Обязанность по уплате налога может быть прекращена в следующих случаях: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; 2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этих обязанностей. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с физических лиц - в судебном порядке, с юридических лиц - в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. При этом срок по уплате налога для целей налогообложения истекает не в 24 часа последнего дня, а в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке последнего дня истечения срока по уплате налога. Взыскание налога производится путем направления в банк поручения налогового органа на списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения установленного срока уплаты налогов, но не позднее двух месяцев после его истечения. Поручение в течение месяца со дня принятия направляется в банк налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению. Поручение налогового органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов. После истечения этого срока возможно лишь взыскание в судебном порядке. Для этого необходимо подать в суд соответствующее заявление в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в следующем порядке: 1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание. Наличные денежные средства должны храниться в кассе налогоплательщика-организации, однако взыскание может быть обращено и на наличные денежные средства, хранящиеся в нарушение указанного законодательства (в сейфе руководителя, в столе главного бухгалтера и т.п.). При отсутствии у должника денежных средств в рублях взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте; 2) при недостаточности или отсутствии наличных денежных средств при взыскании налога во вторую очередь взыскание обращается на имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности: - ценные бумаги. - непроизводственные помещения (приемные, комнаты отдыха, спортзал и т.п.); - легковой автотранспорт; - предметы дизайна служебных помещений (картины, ковры, хрустальные вазы и т.п.); 3) при недостаточности или отсутствии указанного выше имущества, в третью очередь взыскание обращается на: - готовую продукцию (товары). - иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве (видео- и аудиоаппаратура, дорогая мебель и т.п.); 4) в четвертую очередь взыскание обращается на: - сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (к примеру, бумага, ткани, цемент и т.п.); - а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства. 5) в пятую очередь взыскание обращается на имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в судебном порядке. Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов Для исполнения обязанностей по уплате налогов, снижение риска государства, связанного с неполной уплатой налогов могут устанавливаться следующие способы обеспечения данной обязанности: 1) залог имущества; 2) поручительство; 3) пеня; 4) приостановление операций по счетам в банке; 5) наложение ареста на имущество налогоплательщика. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова [и др.] ; отв. ред. Н. П. Мельникова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 317 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00006-1. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/42BFE919-D7FA-4671-BD28-85DE160DEB68. 2. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Б.Х. Алиев [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 439 c. – 978-5-238-02491-2. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59296.html Дополнительная литература 1. Горюнова, Н. Н. Налоги и налогообложение : учебное пособие для вузов / Н. Н. Горюнова, Ю. А. Колыхаева, Т. Р. Сыроватская. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 230 с. – (Серия : Университеты России). – ISBN 978-5-534-05136-0. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/496591EB-A6A0-4499-BC9B-5BBC6330085F. 2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 353 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-03580-3. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/345B9F69-231A-46F7-8FB1-B8845986CE2C. 3. Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 309 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-5754-9. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/04260CAA-05A3-46E7-8504-CDED66D76984. 4. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс] : практикум для студентов образовательных программ 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.06 Торговое дело / . – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 346 c. – 978-5-4486-0048-7. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69299.html 5. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк [и др.] ; отв. ред. Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 385 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-05489-7. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F0316670-8C3A-4288-917F-36A5E89DD48A.
«Налогообложение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot