Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – НДПИ – Глава 26.
Статья 334. Налогоплательщики - признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ
1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Статья 336. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения налогом признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
2) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; др
Статья 337. Добытое полезное ископаемое
Полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров , содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье , первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту.
Видами добытого полезного ископаемого являются:
1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
2) торф;
3) углеводородное сырье: нефть,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки
4) товарные руды:черных металлов (железо, марганец, хром);цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, другие цветные металлы;
5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);
6) горно-химическое неметаллическое сырье (фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, сульфат натрия, сера природная, асбест, йод, бром, другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);
6) сырье редких металлов (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий);
7) соль природная и чистый хлористый натрий;
8) подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды);
Статья 338. Налоговая база
1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
2. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
3. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
4. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого
1. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытой нефти определяется в единицах массы нетто.
Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
2. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
3. Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
4. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
5.При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций , предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы
1. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.2
2. Если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии — в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого.
При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета).
В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
3. В случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации, без налога на добавленную стоимость и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
1) материальные расходы, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки добытых полезных ископаемых;
2) расходы на оплату труда, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
3) суммы начисленной амортизации;
4) расходы на ремонт основных средств, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) расходы на освоение природных ресурсов;
7) прочие расходы.
Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
4. Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Статья 341. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный месяц.
Статья 342. Налоговая ставка
1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0% ……..
2. Налогообложение производится по налоговой ставке:
- 3,8 % при добыче калийных солей;
- 4,0 % при добыче:торфа;угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев; апатитовых и фосфоритовых руд;
- 4,8 % при добыче кондиционных руд черных металлов;
- 5,5 % при добыче:сырья радиоактивных металлов;горно-химического неметаллического сырья в строительной индустрии;соли природной и чистого хлористого натрия; др;
- 6,0 % при добыче:горнорудного неметаллического сырья;
- 6,5% при добыче:концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;
- 7,5% при добыче минеральных вод;
- 8,0 % при добыче:кондиционных руд цветных металлов;
- 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), 419 x Кц x Кв;
- 17,5 % при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
- 147 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Статья 343. Порядок исчисления и уплаты налога
1. Сумма налога по добытым полезным ископаемым, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по нефти обезвоженной, и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
2. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.
Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Статья 344. Сроки уплаты налога Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 345. Налоговая декларация
1. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
Нововведения и изменения в НДПИ в 2020 году
Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расширен перечень
Среди изменений НДПИ в 2020 году – расширение перечня редких металлов, добыча которых облагается этим налогом.
Так, в список редких металлов, образующих собственные месторождения, добавлена 21 позиция.
Например, в перечень включен кадмий, индий и т.д. .
Уточнены виды
Помимо увеличения списка облагаемых добытых полезных ископаемых (ДПИ) чиновники уточнили виды облагаемых полезных ископаемых. В перечень добавили две новые позиции:
• редкие металлы, которые являются попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, в рудах других полезных ископаемых и многокомпонентных комплексных рудах;
• остальные полезные компоненты (кроме редких металлов), которые являются попутными в рудах других полезных ископаемых.
Новые правила подсчета
Следующее изменение НДПИ – это новые правила расчета налога с добычи редких металлов. Теперь при добыче редких металлов начислять НДПИ нужно по ставке 4,8 процента (вместо 8% в 2019 году). Эта ставка распространяется на редкие металлы, которые:
• образуют собственные месторождения;
• являются попутными компонентами в рудах других ископаемых.
Также при расчете налога будет действовать понижающий коэффициент Крм в размере 0,1. Применять коэффициент можно в течение 10 лет с начала добычи.
Коэффициенты
Уточнен порядок применения налогоплательщиками корректирующих коэффициентов.
1. ттеперь не нужно применять коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд) при расчете налога по редким металлам.
2. сняты ограничения по срокам применения коэффициента (Кгп), который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива. В 2020 при добыче природного газа и газового конденсата этот показатель рассчитывают:
• собственники объектов Единой системы газоснабжения и их дочерние организации с коэффициентом 1,4441. Коэффициент действует с 1 января 2019 года;
• остальные налогоплательщики – с коэффициентом 1,0.
Добавим, что раньше действие коэффициента Кгп в размере 1,4441 ограничивалось 31.12.2021 года. Теперь этот предельный срок отменен.
3. снято ограничения по срокам применения коэффициента Кк, который уменьшает показатель Дм, характеризующий особенности добычи нефти. С 1 января 2019 года он зафиксирован в размере 428. Также раньше действие коэффициента Кк в размере 428 ограничивалось 31.12.2021 года. Теперь предельный срок его применения отменен.
ЛЕКЦИЯ. Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).
При получении инвестиционного налогового кредита организация денег не получает, но у нее появляется право уменьшать свои налоговые платежи в течение срока действия договора.
Общий порядок уменьшения предусмотрен ст. 66 НК РФ. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите (п. 2 ст. 66 НК РФ). Так, уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Вне зависимости от количества заключенных договоров инвестиционного налогового кредита уменьшить налог можно только на 50% от его величины за отчетный (налоговый) период.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен не каждому налогоплательщику и не по всем налогам.
Воспользоваться кредитом могут только организации, за исключением тех, в отношении которых (п. 1 ст. 62 НК РФ):
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по одному федеральному налогу (налогу на прибыль) и по всем региональным и местным налогам.
Что касается налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), то они относятся к федеральным налогам (п. 7 ст. 12 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30). Следовательно, получить по ним инвестиционный налоговый кредит нельзя. Имеются ограничения и по основаниям предоставления кредита (см. таблицу).
Основания предоставления кредита
Размер кредита
Проведение НИОКР либо технического
перевооружения собственного производства, в
том числе направленного на создание рабочих
мест для инвалидов или защиту окружающей среды
от загрязнения промышленными отходами
Составляет 30% от
стоимости приобретенного
оборудования,
используемого
исключительно для
перечисленных целей
Осуществление внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создание новых или
совершенствование применяемых технологий,
создание новых видов сырья или материалов
Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией
Выполнение особо важного заказа по социально-
экономическому развитию региона или
предоставление особо важных услуг населению
Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией
Выполнение государственного оборонного заказа
Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией
Для получения кредита необходимо предоставить обеспечение: залог имущества либо оформить поручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).
Процент по кредиту устанавливается в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Напомним, что с 1 декабря 2008 г. ставка рефинансирования установлена в размере 8,25% годовых. Таким образом, предельные значения ставки по налоговому инвестиционному кредиту составляют от 4,125 до …. % годовых.
Суммы причитающихся к уплате процентов налогоплательщик может учесть в расходах по прибыли на основании и в порядке, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ.
Срок предоставления кредита - от 1 года до 5 лет. При этом налогоплательщик может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов. Согласно п. 5 ст. 67 НК РФ наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
Законами субъектов и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия кредита, включая сроки действия такого кредита и ставки процентов по нему (п. 7 ст. 67 НК РФ).
Например, при предоставлении кредита в части региональных и местных налогов Правительство Москвы вправе продлевать действие инвестиционного налогового кредита на срок до 10 лет (включительно), снижать размер процентов, подлежащих начислению в соответствии со ст. 67 НК РФ (ст. 2 Закона г. Москвы от 09.02.2000 N 1).
Документальное оформление
Для получения инвестиционного налогового кредита необходимо представить:
- заявление по форме, рекомендованной Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@;
- справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам и взносам;
- справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
- обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия инвестиционного налогового кредита соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении кредита;
- копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
\- баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
- заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.
Требование о представлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ, было признано неправомерным Решением ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07.
Согласно п. 3 ст. 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
В обязательном порядке организации, желающие получить инвестиционный кредит, должны представить бизнес-план инвестиционного проекта. При этом бизнес-план для получения кредита по одному из оснований не может быть использован для заключения договоров по другим основаниям (п. п. 2.5 - 2.9 Приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@).
Если налогоплательщик претендует на получение инвестиционного налогового кредита по региональным или местным налогам, то при подаче документов необходимо учитывать еще и требования местного законодательства.
Решение о предоставлении кредита принимается налоговыми органами: по федеральным налогам - ФНС России, по региональным
и местным - налоговыми органами по месту нахождения заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Решение о предоставлении кредита принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 5 ст. 67 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, форма которого утверждена Приказом ФНС России.
\Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.
Досрочное прекращение договора
Условия и случаи досрочного прекращения договора инвестиционного налогового кредита определены в ст. ст. 68 и 62 НК РФ.
Во-первых, договор прекращает действие в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
Во-вторых, договор расторгается, если организация, заключившая договор, нарушит предусмотренные в нем положения.
В-третьих, при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 62 НК РФ, решение об изменении срока уплаты налога отменяется, а значит, и расторгается договор инвестиционного налогового кредита.
Действия налогоплательщика, за
которые досрочно расторгается
договор инвестиционного налогового
кредита
Санкции
Реализация либо передача во
владение, пользование или
распоряжение другим лицам
оборудования или иного имущества,
приобретение которого явилось
основанием предоставления
инвестиционного налогового кредита
В течение одного месяца со дня
расторжения договора уплата всех
не уплаченных ранее в соответствии с
договором сумм налога, а также
соответствующих пеней и процентов на
неуплаченные суммы налога,
начисленные за каждый календарный
день действия договора исходя из
ставки рефинансирования Банка России,
действовавшей за период от заключения
до расторжения договора
Нарушение обязательств по
выполнению особо важных заказов по
социально-экономическому развитию
региона или предоставление особо
важных услуг населению
Не позднее трех месяцев со дня
расторжения договора уплата всей
суммы неуплаченного налога и
процентов на эту сумму, которые
начисляются за каждый календарный
день действия договора исходя из
ставки, равной ставке
рефинансирования Банка России