Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Н.М. Коркунов внёс существенное влияние на развитие русской буржуазной правовой мысли и является одним из крупных русских теоретиков права и государства второй половины XIX века.
Одним из фундаментальным научным трудом, в которых он изложил свои научные воззрения является «Лекции по общей теории права».
В самом общем виде, Н.М. Коркунов в книге «Лекции по общей теории права» производит анализ теоретических, исторических и практических аспектов становления таких юридических явления, как государство и право.
Взгляды Н. М. Коркунова на государство и право явились выражением кризисного положения пореформенного общества и существующей политической системы самодержавия. Они отразили все противоречия русской социально-политической действительности того времени.
В начале своих лекций производится анализ становления единой отрасли права, которая бы обобщала юридические знания в единое целое и давала ответы на такие вопросы как, что такое право, государство, источник права, нормы права, юридически отношения, субъект и объект права, форма государственного устройства и другие вопросы.
Н.М. Коркунов отмечает, что каждая отрасль науки может быть понятна и изучена только в ее общей связи с целым.
Поэтому, прежде чем изучать специальные отрасли права, необходимо ознакомиться с наукой как единым целым.
Этой цели должна служить энциклопедия права, предметом которой выступает изучение всей области человеческого ведения и являющееся «наукой наук», стоящей над другими науками и содержащей всё то, что раскрывается в специальных науках.
Создать из энциклопедии «науку наук», которая бы была вместе и самостоятельной наукой, и имела бы содержание всех отдельных наук оказалось невозможным. Ведь содержание всех наук объемлется энциклопедией науки.
Затем Коркунов говорит, что право есть явление не материальной природы, то есть внешней природы, а продукт духовной деятельности человека. Раньше оно относилось к предметам философского направления и не ранее XVII века образовалась особая философская наука о праве. Хотя философия права в новейшей форме всё-таки сливается с наукой положительного права. Она сохраняет свой метод, обращается к наблюдению, путем индуктивного метода. Основывается на выяснении вечных оснований положительного права, которое может быть дано не эмпирическим знанием, а только знанием сверхчувственным, получаемым познающим умом непосредственно, помимо чувственного опыта.
Особенность метода помогает обеспечивать философии права возможность получить не только относительное познание права, но и безотносительное, абсолютное, объяснить явления правовой жизни и сущность права.
Понимание философии права как особой науки предполагает возможность познания помимо чувственного опыта, или полного отделения сверхчувственных элементов знания, от знаний эмпирических.
Философия права и энциклопедия права – это одно и тоже.
Это только подготовительная стадия к образованию обобщающей дисциплины – общей теории права.
Общая теория права есть краеугольный камень системы правоведения, она связывает отдельные дисциплины и их содержание в одно целое.
В работе охарактеризуются понятие нормы, то есть правила, обусловленные определённой целью. Нормы делятся на технические и этические. Нормы технические – это правила, указывающие как следует поступать для достижения какой-либо цели, то есть правила осуществления отдельных целей человеческой деятельности. В то время, как нормы этические – правила совместного осуществления всех людских целей.
Нормы разграничения интересов определяют границу между правом и неправом в этом суть юридических норм. Нравственные нормы дают оценку интересов, а право - их разграничение. Юридические нормы определяют отношения к людям, а не к самому себе. Нравственные нормы устанавливают обязанности и в отношении к самому себе. Право же в отличие от нравственности даёт не оценку интересов, а их разграничение. Нравственность регулирует мотивы и цели человеческой деятельности, а право есть определение зависящих от человеческой воли.
Всякая вообще норма, будет ли это норма юридическая или нравственная, этическая или техническая, есть правило, обусловленное определенною целью, другими словами - право должно; этим все вообще нормы отличаются от законов в научном смысле. Закон есть лишь обобщенное выражение действительности. Нормы и законы различаются еще и тем, что нормы руководят деятельностью людей, указывая им пути достижения целей и обуславливают поступки людей, и служат причиной явления.
Юридические нормы не выражают того, что есть, а указывают лишь то, что должно быть и могут быть нарушаемы.
Право по своей природе есть явление, относящееся к человеческой психике и создаётся волей и сознанием людей. Оно является разграничителем сталкивающихся между собой интересов и тем самым регулировать общественные отношения.
Право в определении Н.М. Коркунова оказалось фактически слитым с нравственностью и прослеживается тенденция приоритета общественного мнения перед волей официальных властей.
Право каждого народа есть плод постепенного развития и в последовательной смене различных исторических эпох.
Особое значение имеет вопрос происхождения права. Разрешение данного вопроса является особо трудным. Происхождение права объясняется велением авторитета, правительства или договором. Другое воззрение характера развития права имеет историческая школа права, то есть как учение о естественном праве.
Существование права выражается и в существовании юридических отношений.
Юридические нормы и юридические отношения – это две стороны права: объективная и субъективная. Юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Юридические нормы состоят в таком отношении к субъекту. Они имеют более общий и отвлеченный характер, они не приурочены к определённому субъекту и потому в противоположности юридическим отношениям и называются правом в объективном смысле. Каждая юридическая норма состоит из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент – гипотеза, вторая диспозиция. Средства понуждения – санкция.
Юридические отношения возможны только между людьми. Следовательно и субъектами юридических отношений могут быть только люди. Другими словами, только люди правоспособны, то есть способность быть субъектом юридических отношений.
Объектом права может быть всё то, что служит средством осуществления разграничиваемых права и интересов других людей, силы общества.
Факты, обуславливающие применения юридических норм называются юридическими фактами. Выделяются 4 категории юридических фактов: собственно юридические факты, юридические действия, неправомерные действия, правонарушения.
Производится разграничение публичных и частных норм.
Коркуновым производится анализ отношений власти и подчинения в государстве, изучается понятия государства и её особенности, а также понятия государственная власть и органы государственной власти, а также механизма разделения властей.
По мнению Н. М. Коркунова, власть есть сила, обусловленная сознанием зависимости граждан от государства. «Властвование предполагает сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, а с пассивной стороны, со стороны подвластного».
Понятие власти вообще и государственной в частности, связывалось не с волей правящих, а с сознанием граждан.
Наличие у граждан сознания зависимости от государства предполагает возможность принудительной деятельности с его стороны. Главная мысль выражалась в следующе, что ни один государственный порядок, основанный на принуждении, не сможет продержаться сколько-нибудь значительное время, при отсутствии сознания необходимости добровольного подчинения государственной власти.
Абсолютизировал в понимании власти эту «народную привязанность», в результате чего государственная власть в своей сущности предстает явлением ненасильственного характера. И только, поддержка государственной, власти со стороны, общественного мнения позволяет ей в отдельных случаях действовать принудительно.
Главная задача руководителей страны пользоваться ненасильственными методами, удержать это сознание граждан, привлечь на свою сторону общественное мнение.
Под государством Коркунов понимает общественный союз, который представляет собой самостоятельное признанное принудительное объединение свободных лиц.
Отличительная особенность государства – это самостоятельно осуществлять принудительную силу и являться монополистом принуждения.
В основе развития общественных отношений лежат, по мнению Н. М. Коркунова, не явления объективного порядка — экономические отношения, а субъективного — правовое чувство граждан.
Полагает, что сознание права является причиной всех изменений, которые происходят в институте частной собственности.
Возникновение государства и права связывается Н. М. Коркуновым с появлением у граждан правового чувства, появление которого у граждан Н. М. Коркунов считает основной причиной образования как права так и государства.
Поставил проблему происхождения государства, он фактически исследовал, вопрос об образовании новых государств. Основной причиной их образования является международная борьба, которая сплачивает народы под знаменем внутри государственного мира.
Право, юридически разграничивая интересы власти и личности, призвано к тому, чтобы взять на себя охрану личности, защитить ее права и интересы. Вместе с этим оно создает необходимые пределы для государственной деятельности, ограничивает государственную власть.
Н. М. Коркунов полагает, что ограничителем государственной власти является правосознание граждан.
Поэтому концепция правового государства Н. М. Коркунова приводила к мысли о том, что граждане, признающие свою зависимость от государства, должны склонить правительство, то есть русское самодержавие, желает оно или нет, к переустройству общества и тем самым поднять его до уровня культурного и политического развития.
Органами власти являются не отдельные лица, а учреждения.
Понимание власти Н. М. Коркуновым предполагало наличие у поданных высоко развитого чувства гражданственности, осознание своего долга.
По форме устройства все государства могут быть разделены на монархии и республики. И их различие не в числе правящих лиц, а в юридическом положении. В республиках все лица, участвующие в распоряжении властью, ответственны от последнего избирателя до президента, в монархии напротив имеется безответственный орган власти – монарх. Именно в этом различии, а не в объёме и характере функций.
Наследственная власть свойственна монархии, избирательная – республики. Только наследственная власть может быть самостоятельна.
Он отвергал традиционное понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти.
Нет ни одного государства, где бы законодательная и исполнительная власть были обособлены друг от друга. Исполнительная власть везде не только исполняет законы, но и сама устанавливает общие правила, не исключая юридических норм, но даже и судебных.
Законодательные учреждения издают не только законы в материальном смысле, но и административные распоряжения, только облечённые в форму законодательных актов.
Автор утверждает, что «взаимное сдерживание отдельных органов власти получается не только при осуществлении различных функций власти различными органами, но точно так же и при совместном осуществлении одной и той же функции несколькими органами».
По его мнению, Российская империя представляла собой специфический вариант правового государства. Он назвал ее правомерной монархией, где государственная власть являлась абсолютной, но правомерной, действующей на основе закона.
В России государственной власти противопоставляется не субъективное, а объективное право, - не чужое право, а норма, закон. Власть остается в руках монарха, а в основании государственного строя оказывается не субъективное начало договора, а объективное начало закона.
Формы объективации юридических норм, служащими признаками их обязательности в данном обществе называется источником права.
Обычное право есть первоначальная форма положительного права.
Судебная практика как и обычное право выражаются не в общей форме, а в отдельных частных случаях.
Законом в самом широком смысле есть всякая установленная органами государственной власти юридическая норма. В одном и том же государстве может быть несколько таких органов и поэтому законы различаются на несколько видов.
Установленные органами государственной власти нормы разделяются на законы и указы. Различие между законами и указами проводится по формальному признаку: в зависимости от органа, издавшего юридическую норму. Различие понятий закона в формальном смысле - это только акт законодательного органа и в материальном смысле - это любая юридическая норма, установленная органом государства. Однако он затрагивает вопрос и содержательного отличия. Предмет закона составляют более важные юридические нормы, а предмет указа - менее важные юридические нормы (или разграничиваемые и охраняемые законом интересы)
Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.
Законы отличаются от других источников права. Что представляет не акт применения права, а акт установления.
Систематическая обработка законодательства может быть осуществлена путем инкорпорации и кодификации.
Источниками русского права являются закон, обычай и судебная практика.
Таким образом, в своём научном труде Коркунов сформировал единую дисциплину – теорию права, изучающую происхождение основ права.
Н. М. Коркунов заложил основы развития права и государства как объекта изучения философии права, изучено историческое происхождение государства и права, а также таких институтов, как источник права, систематизация права, юридические нормы и юридические отношения, юридические факты, предложена классификация источников права и законов, выявлены признаки государства, виды юридических фактов.
Возникновение государства и права связывается с появлением у граждан правового чувства, появление которого у граждан считает основной причиной образования как права так и государства. Автор также разграничивает нормы права от социальных, этических и технических норм.