Муниципальное право
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Муниципальное право
Муниципальное право
В Конституции РФ 1993 г. ст. 3 и ст. 12 закрепляют местное самоуправление в
качестве одной из основ конституционного стоя и элемента системы публичной
власти и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»
Местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти.
Наименование данной отрасли права и соответственно все производные от него
термины происходят от латинского Municipium– город, обладающий правом на
самоуправление, или самоуправляющаяся община, или территориальная единица,
охваченная единой системой самоуправления.
Муниципальное право – это право местного самоуправления. Те в
законодательстве РФ понятия муниципальный муниципальные органы
муниципальное право используются как синонимы понятий местное
самоуправление
органы
местного
самоуправления
право
местного
самоуправления. Это отражено в положениях конституции РФ которая при
характеристике органов власти использует понятие МСУ органы МСУ, так же
определяет в качестве одной из форм собственности муниципальную
собственность
Понятие любой отрасли российской системы права включает в себя –
предмет (те общественные отношения, которые регулируются нормами
данной отрасли права) и метод правового регулирования данной отрасли
общественных отношений.
Предмет
правового регулирования муниципального права – это
общественные отношения, которые возникают в такой области
общественной жизни, как местное самоуправление.
ч. 2 ст. 1 Закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления» - местное самоуправление «форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающаяся в пределах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях,
установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение
населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом
исторических и иных местных традиций»
Общественные отношения, составляющие предмет
муниципального права
Возникающие в процессе решения вопросов местного значения
путем непосредственного волеизъявления населением своей воли
Возникающие в процессе
формирования муниципальных
образований, их
преобразования и изменения
границ
Возникающие в
процессе
взаимодействия
органов местного
самоуправления с
органами
государственной
власти и
муниципального
сотрудничества
Возникающие в
процессе
реализации
органами
местного
самоуправления
отдельных
государственных
полномочий
Связанные с организацией и
деятельностью органов местного
самоуправления по управлению в
различных сферах (ЖКХ,
инфраструктура, дорожное
хозяйство, местный бюджет,
социальная сфера и т.д.)
Связанные с
обеспечением
защиты и
гарантий
местного
самоуправления
Возникающие в
связи с
ответственностью
органов местного
самоуправления
перед населением
и государством
-
установление конкретных правомочий и обязанностей
участников отношений (например в ходе организации и
проведения муниципальных выборов, местного референдума,
различных
видов
деятельности
органов
местного
самоуправления и т.д.)
- метод властных установлений, связан с принятием органами
местного самоуправления нормативных правовых актов,
обязательных для исполнения, и наделением их в соответствии с
требованиями закона об общих принципах организации
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями.
Классические
способы
воздействия
на
участников
общественных отношений, такие как : предписание, дозволение,
запрет, возложение обязанностей, установление равенства
сторон в отношениях.
Метод
правового
регулирования
муниципального
права
–
совокупность
приемов,
способов
и
средств
воздействия
на
участников
общественных
отношений,
возникающих
в
процессе
деятельности
населения
по
осуществлению
местного
самоуправления.
При правовом регулировании деятельности органов
МСУ используются два способа:
Позитивный
(разрешительный) – предполагает, что
Конституция РФ, федеральный законы, уставы, законы
субъектов РФ и др. нормативные правовые акты четко
регламентируют предметы ведения и полномочия органов
и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного
значения, а так же основания и виды ответственности за их
неисполнение.
Негативный (запретительный) – исходит из признания за
данными органами права осуществлять деятельность,
прямо не запрещенную законом по принципу «разрешено
все, что не запрещено»
Муниципальное право, как отрасль права имеет свои
особенности, связанные с тем, что оно не относится к числу
основных (базовых) отраслей права.
Его место в системе национального права России определяется тем, что
муниципальное право – это вторичное, производное образование,
возникшее в результате развития местного самоуправления и
законодательства о нем.
Такие образования в науке именуются комплексными отраслями
(например, хозяйственное, морское, банковское, экологическое, водное,
лесное, торговое, военное и др.).
Комплексный характер муниципального права проявляется в том, что
оно
регулирует весь комплекс общественных отношений, связанный с
реализацией задач и функций МСУ во всех сферах местной жизни
(экономической,
финансовой,
социально-культурной,
охраны
общественного порядка и др.) - нормы муниципального права
одновременно являются нормами других отраслей права
(конституционного, гражданского, административного и др.)
Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные
отношения, которые составляют предмет муниципального права
Муниципально-правовые нормы классифицируются или подразделяются на группы
В зависимости от объекта правового регулирования:
- закрепляющие и регулирующие территориальные, финансово-экономические,
правовые основы МСУ и государственные гарантии его осуществления;
- устанавливающие организационно-правовые формы осуществления МСУ (формы
прямого
волеизъявления,
органы
местного
самоуправления,
органы
территориального общественного самоуправления)
- закрепляющие полномочия и ответственность органов МСУ по решению вопросов
местного значения
- регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться
органы МСУ , а так же полномочия органов государственной власти в данной
области
По характеру содержащихся предписаний:
- управомочивающие
- обязывающие
- запрещающие
По степени определенности (категоричности) содержащихся предписаний
- Императивные
- Диспозитивные
По юридической силе (форме закрепления)
- Конституционные
- Неконституционные
По территории действия (по субъектам нормотворчества)
- международно-правовые
- федеральные
- региональные
- местные
Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие
общественные отношения, которые составляют предмет муниципального права
По функциональному (целевому) предназначению:
- Регулятивные
- Охранительные
Муниципально-правовые нормы права могут подразделяться на материальноправовые и процессуальные
Материально-правовые нормы закрепляют конкретное правило поведения
Процессуальные нормы закрепляют порядок (процедуру) реализации этой
нормы
Муниципально-правовые отношения – это общественные отношения
урегулированные нормами муниципального права.
Структура
правоотношения:
субъекты,
объекты
и
юридические факты.
Для общественных отношений характерно наличие минимум
двух сторон
отношений – которые именуются
субъектами.
Субъекты
отношений
возникающих
в
процессе
осуществления МСУ можно разделить на две группы
1. Индивидуальные субъекты
2. Коллективные субъекты
Муниципально-правовые отношения – это общественные отношения урегулированные
нормами муниципального права.
Муниципально-правовые
отношения
и
прекращаются
в
связи
с
определенными
обстоятельствами – юридическими фактами.
В зависимости от отношения к воле людей они
делятся на:
События
Действия
Источник муниципального права — это акт
нормативного
характера,
регулирующий
муниципально-правовые
отношения
и
имеющий определенную публично-правовую
форму выражения муниципально-правовых
норм, которая указывает на его юридическую
силу и место в иерархии таких источников.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации
2) Конституция Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ и издаваемые в
соответствии с ними иные нормативно-правовые акты РФ (указы и
распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти)
3) Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты
субъектов РФ
4) Уставы муниципальных образований, решения принятые на местных
референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.